Зеленый кант 75 Опубликовано 31 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2010 (изменено) Октябрь 1961 г. Участники комсомольской конференции 34 ОДСКР около штаба части. В торце здание, которого сейчас нет, тогда это было семейное общежитие, а после расселения семей по квартирам в Балаклаве и Севастополе в конце 1960-х гг, там располагались казармы малых катеристов Ялтинской группы (в последующем дивизиона) до их переезда на постоянное место службы в Ялту.Офицеры дивизиона в морской форме в первом ряду слева направо: майор Белых Иван Евстафьевич, секретарь партийной комиссии при политотделе; капитан-лейтенант Кедров Альберт, помощник начальника политотдела по комсомольской работе; капитан-лейтенант Алексеенко Алексей Андреевич, старший инструктор политотдела. Изменено 31 декабря, 2010 пользователем Зеленый кант 75 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Зеленый кант 75 Опубликовано 31 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2010 Июнь 1962 г. Командир 34-го ОДСКР капитан 1-го ранга Кузнецов А.Н. и старший инструктор политотдела капитан-лейтенант Алексеенко А.А. на переходе со стоянки кораблей на основную территорию части. За забором виднеется начало территории 155-й бригады подводных лодок КЧФ. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shultz Опубликовано 31 декабря, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2010 Андрей Алексеевич, спасибо за фотографии! Здание, которое изображено на первой фотографии, действительно сейчас отсутствует. Но во время нашей службы оно было, как и здание роты, в котором мне довелось пожить несколько последних месяцев службы, когда я был стройбанде.Переход к стоянке мало изменился с тех пор. Разве что бригады подводников больше нет. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Зеленый кант 75 Опубликовано 31 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2010 говорит, что у них в бухте тогда надводных кораблей практически не было. Только плавбаза "Буг".Да, плавбаза "Буг" была, но мне, как жителю Балаклавы, больше запомнилась вторая плавбаза подводных лодок - "Эльбрус", поскольку она стояла у набережной в таком месте, что мимо неё постоянно ходили, например, в кинотеатр "Родина".Фото ПБПЛ "Эльбрус" с сайта tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2436&viewall=1 (разместил Волк): Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
igor Опубликовано 31 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2010 Июнь 1962 г. Командир 34-го ОДСКР капитан 1-го ранга Кузнецов А.Н. и старший инструктор политотдела капитан-лейтенант Алексеенко А.А. на переходе со стоянки кораблей на основную территорию...Как раз в районе прохождения канала речки Балаклавки с территории Рудоуправления на территорию части. Речка впадает в море в районе малой стоянки. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 1 января, 2011 Поделиться Опубликовано 1 января, 2011 Эпизод из истории части.В 1957 году по решению высшего руководства страны Черноморский флот передал в 34 ОДСКР корабль управления "АнгараЯ хотел бы к сказанному выше добавить. Корабли Ангара и Орион, вошедшие в состав дивизиона, базировались по прежнему в Севастополе. Они должны были использоваться как корабли спец.назначения. Они были большой обузой для дивизиона, да к тому же офицеры этих кораблей очень болезненно отнеслись к этому переходу в ПВ. У командования Анкары были высокие воинские звания да и получали денежный оклад выше , чем командование дивизиона. Так что, как появилась первая возможность мы расстались друг с другом без сожаления. Орион был передан науке, а Ангара вернулась в состав КЧФ. ПСКР-50 два приходилось совместно выполнять с Ангарой спец.задания - по обеспечению Президента Финляндии Урхо Кекконона, а за тем в день ВМФ - А.Н.Косыгина, Подгорного, Шелеста и др. руководителей страны. Но гости не выдерживали длительности перехода, т.к. у Ангары скорость 12 узлов, да к тому же они ходили РК вдали от берега, что к тому же удлиняло время перехода, и гости в Море пересаживались к нам на корабль. С приветом. Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 6 января, 2011 Поделиться Опубликовано 6 января, 2011 Александр, рады приветствовать тебя на нашем форуме. Много слышал о легендарных кораблях проекта 125А, но в бригаде их уже, к сожалению, не застал. А Фамилия Астахова упоминалась в балаклавской теме неоднократно.Я. хотел бы поделиться мнением человека, который впервые побывал на 125 пр. В Балаклаву прибыл адмирал Резниченко, а за тем он решил на новом катере пройти до Одессы. На переход, для оказания помощи, послали опытного специалиста по 503 двигателя старшину моторной команды мичмана Губанова Н.Н. По возвращению с похода на ПСКР-50 мы его подробно расспрашивали о его впечатлении от плавания на 125 пр.Вот как он это рассказал: "Во время перехода я зашёл в ходовую рубку и увидел следующее: все во главе с адмиралом стояли подняв руки и опираясь в подволок, и приседали, а штурман бесконечно пытался поймать карандаш, висевший над столом." Мне посчастливилось одну ночь провести с Новиковым Г.М. Конечно, скорость 49 узлов впечатляет, но пребывание на корабле на ходу до предела затруднено буквально во всём. Только мы утом с большим трудом встали на Айтодорскую бочку, как нас отозвали в Балаклаву, что бы снять меня, т.к. Пскр-50 должен был идти на спец. задание. Главный недостаток кораблей этого проекта - это бесконечный выход из строя гл.двигателей, т.к. они сильно перегружались во время выхода на крыло. ВМС от этого проекта отказались, а один корабль принятый на вооружение стоял, как памятник в р-не 13 МЗ. Когда Г.М.Новикова переводили на 205 пр.мне начальник мор.отдела кап.1 ранга Полусмяк предложил мне занять его место, то я ему сказал: "Считаю этот проект незаконно рождённым. и по этому отказываюсь от такого повышения". На что он мне с упрёком сказал: "Лучше пастухом быть в паршивом стаде, чем овцой в хорошем стаде". На этом законилось моё знакомство с этими кораблями.Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 6 января, 2011 Поделиться Опубликовано 6 января, 2011 Мне хотелось бы поделиться информацией о том как появилась гидравлическая система управления главными двигателя и гидравлика на шлюпбалках ПК, а так же на части кораблей ВМС. В 1960 году экипаж ПСКР-50 находился на СМЗ в Лениенграде. Изготовлена была только часть корпуса, 51-было только корыто с переборками. Строили эти корабли в одном цеху вместе с 205 пр. для ВМС. Поэтому личный состав принимал активное участие в монтаже всего оборудования. Главным наблюдающим от ПВ был полковник Краинский Лев Исаевич, который многое сделал, что бы внести изменения в проект, улучшающие тех.характеристики корабля. Хотя, естественно, страшно недоволен был завод. Он активно к решению всех вопросов привлекал и офицеров корабля. По проекту малый катер, стоявший на корме корабля должен был подниматься в ручную, а учитывая, что моряков было всего 8 человек, да ещё к тому же и палуба покрыта лаком, трудно было представить, как это мы будем делать. Но молодой инженер-конструктор ЦКБ предложил Краинскому, разработанную им гидравлическую систему по подъёму и спуску катера. Эту систему он разработал многое взяв из авиации, где гидравлика была хорошо отработана в постановке и уборке шасси. Благодаря поддержке Краинского его систему испытали на полигоне ЦКБ, где она показала отличные результаты. При этом всё оборудование взяли и использовали, бывшее уже в употреблении в авиации. Часть инженеров ЦКБ и завода этому противились, но благодаря ПВ она была внедрена на всех последующих проектах кораблей как ПВ и ВМС. С главными двигателями и системой управления ими вопрос решался значительно сложнее. В период с 1961 по 1964 год 8 раз на ПСКР-50 возникали аварийные ситуации из-за поломок главных двигателей и системы управления, дважды корабль не смог выйти на спец.задание с Н.С.Хрущёвым и Подгорным. При этом всё это происходило по вине техники. Встал вопрос, что техника не гарантирует безопасность плавания. В Балаклаве целую неделю работа комиссия в составе: гл.инженира з-да "Звезд" - производителя двигателей, мех.округа М.Масюкевича и Ф-5 бригады Синельникова В.З. В результате появился акт, в котором было указано, что гл.двигатели и система управления ими не обеспечивают безаварийной эксплуатации. Акт за подписью руководителей бригады, 9 отдела КГБ по Крыму и командования округа ушёл в Москву. Реакция Адмирала Резниченко была незамедлительная высказана комдиву по телефону в жёсткой форме, типа: " вы не умеите эксплуатировать отличную технику, которую дала вам Родина. Я пришлю к вам компетентную комиссию, которая разберётся чем вы там занимаитесь, и т.д." Нам было приказано - готовтесь к встрече комиссии. Но комиссия не приехала, а в январе м-це сам приехал в Балаклаву. Он провёл совещание офицеров части в очень жёсткой форме. Главный упор был на то, что корабли мало несут службу на границе, что на Балтике и то несут службу активнее, хотя море и замерзает. Особенно разносу подверглись за то, что во время штормовой погоды на ПСКР-207 переломилась мачта, и корабль был вынужден встать на ремонт на 13 з-д. Дали понять, что мы тут размякли в тепле, и пора кое-кого перевести на ДВК. В заключительной части своего доклада он в довольно мягкой форме сообщил, что к.1 р.Удалову с большим трудом удадалось закупить 8 модернизированных двигателя для ПСКР-50 и 51. А зимой прихали к нам на завод и смонтировали новую разработанную гидравлическую систему, которую разработала группа молодых инженеров-конструкторов. Во время гос.испытаний система показала отличные результаты. В последующем она была внедрена и на других проектах кораблей. Я всё это написал, что бы могли познакомится, как иногда внедряется новая техника. Ребята, создавшие эту систему не как не могли внедрить в жизнь. А благодавря ситуации, которая возникла у нас на корабле, им удалось внедрить своё изобретение. Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 6 января, 2011 Поделиться Опубликовано 6 января, 2011 Октябрь 1961 г. Участники комсомольской конференции 34 ОДСКР около штаба части. В торце здание, которого сейчас нет, тогда это было семейное общежитие, а после расселения семей по квартирам в Балаклаве и Севастополе в конце 1960-х гг, там располагались казармы малых катеристов Ялтинской группы (в последующем дивизиона) до их переезда на постоянное место службы в Ялту.Офицеры дивизиона в морской форме в первом ряду слева направо: майор Белых Иван Евстафьевич, секретарь партийной комиссии при политотделе; капитан-лейтенант Кедров Альберт, помощник начальника политотдела по комсомольской работе; капитан-лейтенант Алексеенко Алексей Андреевич, старший инструктор политотдела.Я, хотел бы рассказать, что располагалось на территории части. В основном 2-х этажном здании располагался штаб дивизиона, все службы обеспечения, рота (взвод) обслуживания во главе с мичманом Овдиным (как говорили : "Карабас-барабас и 40 разбойников"), кабинет зубного врача, клуб, столовая, кают-компания офицеров и мичманов, библиотека, позже появился музей, котельная, сапожная мастерская, лекционный зал, БРС, камбуз. На 2- этаже общежитие для семей офицеров и мичманов. В 1958 г. часть первого этажа переоборудовали под семлейное общежитие (я около в 1958 г. там жил). Второе здание рядом возле проходной: гараж и туалеты ( в том числе и для членов семей). 3-ее здание: прачечная, склад ШТО. 4-ое здание: склад спец.морского вооружения, прод.склад, склад боепитания ( когда корабли становились на ремонт то там хранился боезапас). 5-ое здание: санчасть, радиокласс, особый отдел. 6-ое здание: вещевой склад. Транспорт: машина "Победа", грузовая автомашина, бензозоправщик для ТКА ТКА. лошадь - для доставки хлеба и других хоз.нужд. Спорт. площадка. Очень хорошо была налажена спортивная работа и худ.самодеятельность (с активным участием офицеров, мичманов и членов их семей). Нач.ПО кап.2 ранга Бочаров Н.С. еженедельно встречался с женами офицеров и мичманов проводил полит.информации. Когда экипажи кораблей отмечали свой то весь день они занимали клуб под свои мероприятия, давали 2-х часовой концерт и на него приходил весь л.с.части и командование дивизиона, а так же члены семей. За пределами части по ул.Крестовского (она называлась ул.Ялтинское шоссе) слева сразу же за железной дорогой находился хоз.двор: дрова, уголь. корм для лошади. После 1960 г. начались перестановки. К стати В.М.Кокурин принимал активное участие в худ.самодеятельности в роли коферансье. Во время хоз.работ неоднократно находили не разорвавшиеся снаряды и др.боезапас времён войны на территории части.Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Зеленый кант 75 Опубликовано 6 января, 2011 Поделиться Опубликовано 6 января, 2011 Очень хорошо была налажена спортивная работаФото конца 1950-годов. Командир 34-го ОДСКР капитан 1-го ранга Лукьянчиков Николай Алексеевич во время спортивных соревнованийна территории части:Фото конца 1950-х годов. Начальник политотдела 34-го ОДСКР капитан 2-го ранга Бочаров Николай Степанович участвует в шахматном турнире: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 7 января, 2011 Поделиться Опубликовано 7 января, 2011 На верхнем фото, кроме Лукьянченкова, И.Е.Белых и А.П.Перов, а остальные мне не знакомы.Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 7 января, 2011 Поделиться Опубликовано 7 января, 2011 Не знаю насчет Очамчиры, а вот из детства в Балаклаве вспоминается такая картинка: 1962 год, клуб части, мы, школьники - дети офицеров и сверхсрочников, которых всегда пускали смотреть кино в клубе, сидим вместе с моряками и ждем начало фильма, вдруг заходит командир береговой базы капитан 2 ранга Богданов и как-то торжественно сообщает (память почти дословно хранит его слова): "Только что на имя командира дивизиона капитана 1 ранга Кузнецова поступил приказ командующего Черноморским флотом, в котором отмечается высокая выучка моряков-пограничников, проявленная во время прошедших на флоте противолодочных учений.Кап.1 ранга Кузнецов А.Н., если не ошибаюсь он прибыл служить в Балаклаву летом 1961 года. Я с ним познакомился до его официального представления.в воскресение, он пришёл к нам на корабль. Мне пришлось с ним провести ознакомительную экскурсию по кораблю, в конце обхода корабля мы оказались спасательных датских плотов "ПСН-8. Я, рассказал его устройство и принцип действия (В то время они были новинкой), а м-с Лефтеров В., стоящий вахтенным у трапа решил похвастаться, что у него есть фотоплёнка испытания плота, а плёнка была сделана на фоне ПЛ. Это закончилось крепким раздолбоном меня, и изьятием плёнки. Так окончилось наше знакомство. В последующем он довольно часто бывал, и даже дважды ходил с нами в Сочи и в 1961 г. навещал нас в Очамчире. Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
мошка Опубликовано 29 января, 2011 Поделиться Опубликовано 29 января, 2011 С 1960 г. дивизион пополнился (по мере строительства) МПК пр. 201. По ТТД лучше пр.122., но очень плохие жилищные и бытовые условия для экипажа. ПСКР-207, 216, 248, 249, 250, 251, 266. Командиры - кап. 3 ранга Антонов Н., Кожевников П.А., Шевцов Л. Г., Хамин Г.Д., Какурин В.М., Михайлов С., Королёв А.П., Яцушка М.Г., Герасимов В.И., Зайцев, Полянский Ю.Г., Сергеев В.П., Сычёв В., Соколов Б., Людков Е., Королёв Н.2.09.2010 г. Вологжанин.Уважаемый Вячеслав Александрович, первый раз на форуме я встретил фамилию своего ком.корабля, Л.Г. Шевцов, в вашем сообщении. Я служил у него с ноября 1971 года по май 1974 год. Сначало на 201-м( номер не помню), а в мае 1973 года получили в Лениграде 205П(630). Пом.кор. был стар.лей. Брицун, о его сутьбе мне кое-что известно из сообшений на форуме, а вот о Шевцове Л.Г. ничего не могу найти. Есть информация, что его коммисовали летом 1974 года. Нас пока двое из первого экипажа 630-го и мы ВАМ будем очень благодарны за информацию о командире. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вьюшин Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 Уважаемый акустик! Лев Григорьевич был командиром ПСКР-216 (пр.201). Они с ПСКР-207 были самые старыми кораблями в бригаде. Одним словом, содержать корабль очень трудно, в сравнении с корабля более поздней постройки. Поэтому Л.Г. предпочитал нести службу на границе, всевозможным проверкам. Один из самых опытных командиров кораблей. Мне приходилось бывать с ним на службе, и даже подменять его на период отпуска. Он очень серьёзно заболел. Я с ним встречался в госпитале, когда он навещал там В.Рябинина, но сам только что вернулся из московского госпиталя. Вскоре он скончался. Это было более 30 лет тому назад. Я провожал его в последний путь. Вечная ему память. Лет пять назад я встречался с его супругой Марией на похоронах бывшего командира ПСКР-266 Б.Соколова. Она проживает в г.Севасополе. С уважением. Вологжанин. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
мошка Опубликовано 31 января, 2011 Поделиться Опубликовано 31 января, 2011 Лев Григорьевич был командиром ПСКР-216 (пр.201). Они с ПСКР-207 были самые старыми кораблями в бригаде. Один из самых опытных командиров кораблей. Б.Соколова. Она проживает С уважением. Вологжанин.Уважаемый Вячеслав Александрович, Большое Вам спасибо, что не оставили нашу просьбу без внимания! Очень печально, хороший был не только командир но и человек. Экипаж его уважал. Пока под впечатлением Вашего сообщения, мысли в голове путаются, два года жизни было связано с ним. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
I'm Опубликовано 14 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2011 Взято из книги А. А. Строгонова "Хранители крымских границ". ............ С 18.10.1940 г. Приказом НКВД СССР № 001323 отряд пограничных кораблей в Балаклаве стал именоваться 2-м Черноморским отрядом пограничных судов - 2-й ЧОПС. Его командиром стал капитан-лейтенант Родионов Петр Степанович. Постоянно в литературе и документах встречаю разночтения Родионов Петр Степанович и Родионов Александр СтепановичИнтересно, как было на самом деле? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Попелло Сергей Борисович Опубликовано 15 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2011 Вячеслав Александрович. В 1972 году я был участником еще одной страницы истории 5 ОБПСКР , а именно передачи ПСКР 201 проекта в город Черкассы, в Черкасскую Флотилию юнных моряков и речников. Организовал нашу Флотилию и руководил ею капитан 3 ранга в запасе Чемерисов Александр Иванович.Было бы интересно знать, как этот вопрос решался в бригаде. Известно ли Вам что либо об этом. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shultz Опубликовано 22 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 22 января, 2012 Нашел одну статью более чем 10-летней давности - интервью с И. В. Алферьевым о событиях 1991 г. 17.08.2001 «На дачу прорвались террористы. Президент ранен. Выполняйте ранее поставленную задачу» Попытка путча глазами тогдашнего комбрига Нынешний командующий Морской охраны Украины контр-адмирал Игорь Алферьев был одним из активных участников августовских событий 1991 года. Именно на него вначале Генеральная прокуратура СССР, а потом и российская пытались взвалить ответственность за блокаду Президента с моря во время попытки государственного переворота. Но реальность сильно отличалась от тех версий, которые навязывались средствами массовой информации и официальными властями. Жаркое лето 1991-го Игорь Алферьев (в то время капитан 1 ранга) командовал отдельной Севастопольской бригадой сторожевых кораблей Погранвойск КГБ СССР. В период пребывания высших должностных лиц государства в Крыму его основной задачей было обеспечение их безопасности со стороны моря. 3 августа, накануне прибытия Михаила Горбачева на дачу «Заря», групповой дозор сторожевых пограничных кораблей пришел в акваторию Фороса и занял позиции по трем рубежам в противоподводно-диверсионном варианте несения службы. По сегодняшним меркам, надводных сил было слишком много даже для отражения прямого вооруженного нападения с моря: четыре корабля — «Днепр», № 642, № 645, № 105 (последний — на подводных крыльях) и три малых катера, которые непосредственно стояли возле причала президентской резиденции и прикрывали пляж с флангов. Но тогда это была обычная группировка. С материальными расходами никто не считался, главное — выполнение поставленной задачи. Со стороны суши по всему периметру вокруг «Зари» стояли скрытые посты от спецкомендатуры. Лето, солнце и жара. Некоторый дискомфорт вносил лишь порывистый восточный ветер: вызываемая им «болтанка» кораблей на небольшой, но частой волне была малоприятной. Остальное — как всегда: моряки проверяли нарушителей режима плавания, вылавливали попадавшие в акваторию бревна, доски. Начало государственного переворота пограничники увидели первыми — за сутки до того, как об этом узнала страна, а потом и весь мир. Но поначалу разобраться в том, что же происходит, было просто невозможно. Все хорошо, прекрасная маркиза Примерно в 15 часов 18 августа к каперангу Алферьеву прибыл командир противоподводно-диверсионного поста и доложил о ЧП на «Объекте» (кодовое наименование дачи «Заря»): внезапно пропала связь по всем каналам, у пограничников отключено электропитание и водоснабжение. Неприятно и непонятно, но, как говорится, не смертельно. Алферьев приказал перейти на автономные источники подачи электроэнергии, развернуть дополнительные средства радиосвязи. Сразу же уточнил обстановку на кораблях. Все было спокойно. Через 40 минут звонок из Москвы: командующий Погранвойсками СССР генерал-полковник Калиниченко хочет слышать комбрига. Алферьев по закрытому каналу связи ВЧ звонит командующему и докладывает о «незначительном» происшествии и предпринятых мерах. «А как на «Объекте?» — «Обстановку контролируем, изменений нет». Доложить — доложил, а у самого душа не на месте: не часто отключается телефонная связь у подразделений, отвечающих за охрану первых лиц страны. Решил разобраться лично, сел в машину и выехал на мыс Сарыч, где находился пограничный пост. В 17.00 попытался по телефону переговорить с дежурным по даче «Заря» — тот не ответил. Дозвониться до службы внутренней охраны тоже не удалось. Опять вскочил в машину и вскоре был возле ворот резиденции, которые охраняли пограничники. Ему доложили, что на дачу прибыли генералы КГБ Плеханов и Генералов с группой руководства из Москвы. По радиостанции связался с караульным помещением внутри объекта, попросил выйти дежурного для уточнения обстановки. В течение десяти последующих минут Алферьев сам уже догадался, что произошло что-то из ряда вон. На территории «Зари» стоит гробовая тишина, не видно ни одного человека. Вдруг появился неизвестный (видимо, из группы новоприбывших) и, уточнив, кто перед ним, не вдаваясь в подробности, сказал: — Нам сейчас не до вас. На дачу прорвались армянские террористы. Президент ранен. Идите, занимайтесь своей службой... От такой новости любой похолодеет. Проморгали! Не уберегли!! Президента СССР!!! Как минимум — военный трибунал... Алферьев — бегом к офицеру комендатуры: — У вас был сигнал о прорыве? — Нет. — А что-нибудь подозрительное происходило? — Да нет же. Приехала группа из Москвы, и с тех пор из помещений больше никто не выходит. Алферьев вскочил в машину и вскоре уже был в Форосе, где в это время находился командир 79-го Симферопольского погранотряда полковник Петр Харланов, отвечавший за охрану сухопутья. Его удрученный вид говорил сам за себя, но каперанг все же спросил: — Ты знаешь, что произошло? — Нет. Но могу догадаться — что-то очень нехорошее. — Связь с «Объектом» есть? — Нет. Обзвонили более 30 пограничных стационарных постов, прикрывавших 3,5-километровый рубеж вокруг дачного комплекса. И только выяснив, что прорыв нигде не зафиксирован, они тогда впервые, еще не ведая, насколько близки к истине, произнесли страшное слово «переворот». Однако хватались за последнюю соломинку: а вдруг это сверхсекретная учебная тревога, проверка, «вводная»? До трех часов ночи всеми видами связи пытались переговорить с «Объектом», и всякий раз слышали в ответ: «Представьтесь... Связи с дачей нет... Связи нет...» Выйти на Киев тоже невозможно — все каналы заняты. И это глубокой ночью! А потом было утреннее потрясение 19 августа. В каюту постучался взволнованный дежурный: — Товарищ командир, включите телевизор — экстренный выпуск новостей. Первичная информация особой ясности не внесла: Президент Горбачев болен, мы пока тут временно поруководим... Три дня, которые потрясли мир Слышимое и видимое Алферьевым по телевизору кардинально отличалось от реальной обстановки. Утром 19 августа пограничники наблюдают Михаила Сергеевича, прогуливающегося с внучкой по пляжу, потом он сидит под навесом, а члены семьи купаются. Рядом — два охранника. Во время вечерней прогулки Горбачев подходит к одному из пограннарядов и недолго общается с ним. Спокоен. Все как всегда. Но в тот же день, после обеда, средства массовой информации передают сообщение: Президент СССР блокирован с моря и с суши. Кто запускал эту «дезу», было непонятно, хотя то, что пограничников рано или поздно сделают крайними, Алферьев и Харланов уже предвидели. Игорь Викторович принимает решение во что бы то ни стало переговорить с близкими Горбачеву людьми. Приезжает на дачу и категорически настаивает на личной встрече с кем-то из руководящего состава московской группы. К воротам на машине подъехал заместитель начальника 9-го управления КГБ Генералов. Он успокоил командира бригады, мол, с М. С. все в порядке, можете спокойно служить дальше. — Вы сами-то телевизор смотрите, радио слушаете? Все ж только и говорят, что мы блокируем Президента и не даем ему возможности покинуть «Зарю». Это провокация! Пусть Президент только скажет, и мои корабли доставят его куда нужно. — Капитан 1 ранга, идите и выполняйте ранее поставленную вам задачу... О блокаде действительно смешно было говорить. Уже потому, что нет ни одного документа (вахтенные журналы на кораблях и радиотелеграммы скрупулезно подшивались, а позже были изъяты), содержащего приказ на выполнение иной для дозора задачи, чем полученный еще до выхода на рубеж 2 августа. Более того, только за три дня пограничники пропустили через свой сухопутный кордон 140 машин с мусором, бельем, продуктами питания и прочими необходимыми для нормальной жизнедеятельности на территории «Объекта» вещами. Дача по-прежнему работала в режиме 5-звездочного отеля. Страсти продолжали накаляться. Поговорить с Горбачевым лично не удалось даже морякам президентского прогулочного катера — внутренняя охрана предупредила, что будет стрелять по любому, кто проникнет на закрытый объект. Продолжала муссироваться информация о полке КГБ, якобы удерживающем М. С. И Алферьев вновь встретился с Генераловым. Разговор был трудным. Именно тогда Игорь Викторович предупредил: если о реальном положении дел в резиденции не будет дана правдивая информация, он снимет свои корабли и уведет от «Объекта». «Хорошо. Но завтра все будут говорить, что вы, комбриг, бросили Президента. Так что для вас же лучше оставаться на местах». И пограничники остались. Несмотря на необоснованные обвинения в предательстве и чуть было не случившийся вооруженный конфликт с кораблями Черноморского флота. ...Произошло это утром 21 августа. В 8.25 два крупных корабля на воздушных подушках с десантом морской пехоты на борту вошли в закрытую для плавания акваторию и, развернувшись носовой частью к берегу, стали напротив «Зари». На запрос по радио о причинах прибытия — никакой реакции. Над морем повеяло открытой конфронтацией. Алферьев приказал одному из сторожевых кораблей приблизиться к этой группе на малое расстояние и прямо с борта переговорить с командиром. Последовал ответ: «Технические неисправности». У обоих сразу, да еще в режимной зоне?! Комбриг отдал приказ десантным кораблям немедленно покинуть этот район, иначе будет применено оружие на поражение. (Вообще-то охранявшим резиденцию Президента «сторожевикам» категорически запрещалось держать артиллерийские установки в боевом положении. Но уже через 10 минут все орудия были приготовлены к отражению возможной атаки). Сейчас трудно сказать, объявленная ли на всех пограничных кораблях тревога или что-то другое повлияло на оперативное устранение «технических неисправностей» у десантных судов, но они запустили двигатели и ушли в сторону Севастополя. А если бы не ушли? Первый тайм мы уже отыграли 21 августа основные события в районе Фороса закончились, но еще два дня Алферьев и его моряки жили в тревожном ожидании развязки. А 24 августа, когда с горе-путчистами все окончательно прояснилось, его вызвали на первый допрос. Следователи союзной прокуратуры открыто давили на каперанга: — Вы должны признаться, что блокировали Президента Горбачева. — Мы этого не делали. Я предоставил все документы и радиограммы. Какие после этого могут быть сомнения? — И все же так будет лучше. Прежде всего, для вас. — Допустим. Но что меня ждет в этом случае? — По минимуму. Года четыре с конфискацией... — Спасибо за откровенность. Но я лишь охранял «Объект» согласно схеме, утвержденной еще в 1989 году. Не сумев додавить ни его, ни командира погранотряда полковника Харланова, очередная следственная группа уезжала. На прощание им говорили, мол, действительно, молодцы, сверлите дырки под медали. А через некоторое время приезжала новая комиссия, и все начиналось с начала: — Рекомендуем чистосердечно признаться... Допросы и следственные эксперименты расшатывали нервы, калечили судьбы людей. Брошенные высоким московским руководством на растерзание «демократов», многие участники тех событий в скором времени отошли от дел. На душе остались обида и разочарование. К тому времени Украина уже была независимым государством, но российская прокуратура вовсю самовольно работала в Крыму. Игоря Викторовича предупредили, что после одного из допросов его собираются вывезти в Москву. Он приехал с четырьмя командирами своих кораблей, а по периметру расставил вооруженных пограничников с собаками. И российских гостей предупредил, что на вопросы отвечать готов, а вот незаконно вывезти его в Россию — не получится. Он пережил 19 допросов. Неизвестно, чем бы это закончилось, не вмешайся Леонид Кравчук. Будучи депутатом Верховного Совета Крыма, на одной из сессий Игорь Викторович рассказал Леониду Макаровичу о том, что наших пограничников никак не оставят в покое российские следственные органы. Кравчук поручил Генеральной прокуратуре Украины разобраться в ситуации. Оказалось, россияне даже не считали нужным уведомить о своей работе в Крыму. Побег из Москвы Пограничники доказали следователям непричастность к заговору. Но на сердце у многих оставался неприятный осадок. Снять его в какой-то мере помогли российские журналисты. Буквально по горячим следам они готовили документальный фильм о событиях в Форосе. Игорь Викторович согласился прокомментировать в нем некоторые моменты. На премьеру его вместе с полковником Петром Харлановым пригласили в Москву. Показ видеоверсии был запланирован на вечер, а днем они сидели в гостинице и общались с московскими политиками и репортерами. Прощаясь, один из них, академик Лобунов, сказал: «Вы, офицеры, поступили в той ситуации, несомненно, достойно. Да и в съемке фильма помогли. Но... обязательно посмотрите вечерний выпуск телевизионных новостей». Премьера в Доме кино прошла нормально, вроде всем собравшимся понравилось. Но когда они направились в гостиницу, чтобы посмотреть новости, в фойе их встретил один из создателей фильма. — Вы знаете, как Кремль в «Вестях» оценил нашу картину? — Собираемся сейчас посмотреть. — Ее назвали пощечиной находящемуся сейчас в Испании Президенту... И тогда они поняли, что дальнейшее пребывание в Москве теряет всякий смысл. Ближайший самолет на Киев отправлялся только утром. Вечер решено было провести в гостинице. Трое знакомых журналистов и сотрудник прокуратуры направились в один из номеров, а Алферьев с Харлановым пошли к себе переодеться. Когда же они поднялись на восьмой этаж, чтобы с ними встретиться, оказалось, что друзей прямо в коридоре гостиницы избили неизвестные. Вот и первые ласточки... Не надеясь на помощь милиции, два офицера закрылись в номере, подперли дверь диваном и, не сомкнув глаз, всю ночь провели в тревожном ожидании возможного нападения. В пять утра они покинули отель и отправились на Лубянку, где в здании КГБ располагалось Главное управление Погранвойск СССР. У пограничников, даже разделенных государственными границами, свое понятие чести и долга. Прямо в приемной командующего войсками они переоделись в гражданские костюмы и на служебном автомобиле приехали в аэропорт. Под чужими фамилиями буквально за считанные минуты до вылета поднялись на борт самолета. Их ждал Симферополь. *** В течение последующих нескольких лет Петр Харланов, ставший генерал-майором, служил в должности заместителя командующего Южного направления Погранвойск Украины. Сейчас он в запасе. Контр-адмирал Игорь Алферьев продолжает охранять морские границы нашей страны. 2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/31416 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
nikolaodessa1 Опубликовано 3 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2012 Сергей! Я уверен, что фамилия командира 34 ОД СКР кап.1 ранга Лукьянченко. Жена Ольга Никитична. Он сам и сын очень давно скончались в Одессе. У него квартира была в бывшем штабе 33 ОД СКР. Можешь уточнить у Виктора М.К. При встрече передавай от моей семьи ему и его супруге Нине. Вологжанин.Здравствуйте, Меня зовут Николай Лукьянчиков, в честь моего деда Николая Алексеевича Лукьянчикова, а папа мои Владимир, бабушка Ольга Никитична, я живы сейчас в Америке, давно уже с 1993 года, мои дед умер давно, в 1974 годы, а папа еще раньше в 1972, в тот год когда я родился. Напишите если будет интересно, у нас много семейных фотографий, а мой второй дед Кондратыев Иван Григорьевич, военный летчик, летал в одной эскадрилье с Дольниковым, Бондаренко, Петровым, Покрышкиным. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shultz Опубликовано 3 сентября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2012 Напишите если будет интересно, у нас много семейных фотографийНиколай, добро пожаловать на форум!Фотографии, конечно, будут интересны. Можно их загрузить в альбом нашей бригады (5 ОБСКР), который находится здесь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Shultz Опубликовано 20 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2012 Сегодня утром по телеканалу "Звезда" прошла вторая серия документального фильма «От границы — до Победы!» Фильм 2-й (12+) 20 декабря 2012, 09:15 Они не отступали и не сдавались. Немногие уцелели в июньских боях 41-го. Большая часть их подвигов неизвестна до сих пор. Война дважды прокатилась через границу, стирая имена и судьбы солдат. Но боевой путь бойцов в зеленых фуражках не закончился на заставах. Да и начался задолго до лета 41-го. Им пришлось сдерживать давление на востоке. Идти вслед границам на западе. Первыми вступить в войну и последними – закончить ее. Уже после Победы. Они воевали и на суше, и на воде, и в воздухе. Вместе с армией и флотом прошли нелегкий путь до Рейхстага. Малоизвестные страницы истории. Факты, события, люди. Рассказ о роли пограничников в Великой Отечественной войне - в фильме Алексея Рафаенко. Сам пока не смотрел, но человек, который сегодня его смотрел, сказал, что там шла речь о защите Балаклавы. Давал интервью наш ветеран С.М. Мальчик, был показан известный нам памятник в горах, наши венки... В общем, рекомендую посмотреть. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Юджаныч Опубликовано 20 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2012 Сам пока не смотрел, но человек, который сегодня его смотрел, сказал, что там шла речь о защите Балаклавы. Давал интервью наш ветеран С.М. Мальчик, был показан известный нам памятник в горах, наши венки... В общем, рекомендую посмотреть. На этот фильм где-то на форуме была ссылка. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Виталий Баченин Опубликовано 20 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2012 На этот фильм где-то на форуме была ссылка.Если можно, " в студию", плизз! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Кардан 0348 Опубликовано 20 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2012 На этот фильм где-то на форуме была ссылка. Если можно, " в студию", плизз!Нашёл! Вот здесь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shultz Опубликовано 20 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2012 Если можно, " в студию", плизз!Можно загрузить этот фильм, например, отсюда http://doskado.ucoz.ru/blog/2012-07-05-4408 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.