Перейти к содержанию

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289


Solo815

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые ветераны 1 ОКБСКР и ныне служащие в Мурманской бригаде Береговой охраны !В следующем 2011 году исполняется 90 лет нашей бригады. Кто в курсе, будет ли организован выпуск памятных медалей,знаков,фрачников,буклетов,брошур,календарей или что то из выше перечисленых. Если нет, то предлагаю поставить данную тему на обсуждение, 2011-ый год не за горами. С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...
  • Ответов 872
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Доброго времени суток!24.09.2010 Сейчас нахожусь в Мурманске с сослуживцем в отпуске. Очень хочется побывать в г. Полярном - место службы деда (в/ч 2289, ПСКР "Топаз", 50-е годы) и место рождения отца. Может кто-нибудь помочь с организацией пропуска. Мы люди не случайные, есть паспорта :) и удостоверения личности офицеров. Будем в Мурманске до 27 сентября.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Доброго времени суток!24.09.2010 Сейчас нахожусь в Мурманске с сослуживцем в отпуске. Очень хочется побывать в г. Полярном - место службы деда (в/ч 2289, ПСКР "Топаз", 50-е годы) и место рождения отца. Может кто-нибудь помочь с организацией пропуска. Мы люди не случайные, есть паспорта :) и удостоверения личности офицеров. Будем в Мурманске до 27 сентября.

Константин, здравствуйте, обратитесь к  ДЕМУ -Дмитрию или к Соло 815 могут что либо подсказать, В 1ОБСКР на форуме. А может  и не надо пропуска  в Полярный?   С уважением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Очень хочется побывать в г. Полярном - место службы деда (в/ч 2289, ПСКР "Топаз", 50-е годы) и место рождения отца. Может кто-нибудь помочь с организацией пропуска. Мы люди не случайные, есть паспорта :) и удостоверения личности офицеров. Будем в Мурманске до 27 сентября.

Уважаемый Cyanide! Город Полярный входит в Закрытое административно-территориальное образование "Александровск" с особым пропускным режимом. В состав ЗАТО Александровск входят: - города: Гаджиево, Полярный и Снежногорск; - населенные пункты: Горячие Ручьи, Кувшинская Салма, Оленья Губа, Ретинское, Сайда Губа; - село Белокаменка. Зайдите на сайт ЗАТО "Александровск" и легко убедитесь как в особом режиме, так и в том, что шансов попасть в Полярный у Вас практически нет. См. следующие правовые акты:1. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 857 «О преобразовании закрытых административно-территориальных образований – города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области»;2. Закон Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области»;3. Инструкция по пропускному режиму в контролируемой зоне ЗАТО "Александровск" Мурманской области (утверждена постановлением Главы администрации закрытого административно территориального образования Александровск от 16 августа 2010 г № 1391. Что касается службы Вашего деда на ПСКР "Топаз", то напомним, что этот корабль входил в состав Краснознаменного соединения пограничных сторожевых кораблей, которое базировалось в пос. Кувшинская Салма. В настоящее время этой воинской части там нет. Очень хотелось бы узнать фамилию Вашего деда и какие-нибудь подробности о его службе, фотографии. Удачи Вам! Изменено пользователем Зеленый кант 75
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо за ответы! Но будем пытаться:)Что касается деда, то информацию и фото обязательно выложу по возвращении в Столицу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо за ответы! Но будем пытаться:)

Братишки всем  привет. Константин, здравствуйте. Попробуйте  еще пробить через Мурманск-60, Есть такой  поселок. Он стоит  на  верху  а полярный  чуть ниже  его. 25 лет назад  он был  по пропускам. Сейчас не знаю. Но думаю можно спросить  в Мурманске  в отделе   ГОВД там скажут точно. С уважением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сад

Мурманск-60, это бывший Вьюжный, а сейчас Снежногорск. Как писал ранее Андрей Алексеевич, он входит в состав ЗАТО Александровск, и въезд строго по пропускам. К сожалению даже мне чтобы въехать в Полярный к родителям надо заказывать пропуск как минимум за пару недель до даты приезда, и представить кучу ксерокопий документов (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сад

Мурманск-60, это бывший Вьюжный, а сейчас Снежногорск.

Братишки , добрый вечер. Дима здравствуй дорогой. Столько лет прошло. Просто как то хотелость помочь нашему братишке  Константину. Вот и использовали все версии и ходы движения. С уважением. Жму краба  обнимаю  Санек.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем, привет! Андрей, здравствуй. Нашёл фото (не в альбоме), ПСКР "Туман" у вас в списке нет. Удачи, пока!

В дозор на линию м. Цып-Наволок - меридиан Кильдин Вест(6) сторожевой корабль "Туман" заступил в 22 ч 1 мин 4 августа 1941 года. В соответствии с "Наставлением для кораблей дозора Северного Флота по военному времени на подходах к Главной Базе"(7) дозорный корабль теоретически имел поддержку со стороны береговых батарей Мурманского укрепленного района (МУРа), эскадренных миноносцев (находившихся в походной готовности № 1 и № 2 в Тюва-губе и в губе Ваенга), сторожевого корабля (в Кувшинской Салме или в Полярном) и звена самолетов МБР-2 (на аэродроме в губе Грязная). Однако на практике непосредственное взаимодействие этих сил исключалось ввиду того, что прямая радиосвязь дозорного корабля с силами поддержки и со штабом Охраны, водного района (ОВРа) не предусматривалась. Дозорный корабль держал радиосвязь только со штабом Северного флота и мог доносить о противнике или об изменении обстановки через радиотехническую службу главной базы.9 августа в штаб ОВРа поступила выписка из приказа народного комиссара ВМФ СССР № 01457 от 28 июля 1941 года о присвоении командиру СКР "Туман" лейтенанту Л.А.Шестакову очередного воинского звания - старший лейтенант. Знал ли об этом командир?..10 августа 1941 года. Погода в районе несения дозора: ветер северо-восточный 3-5 баллов (4-9 м/с), видимость 60-80 кабельтовых, сплошная облачность, высота нижней кромки облаков 600-1000 м, местами - до 200-300 м, временами морось, дождь, туман.В 3 ч 1 мин "Туман" донес по радио: "Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров". Очевидно, этот самолет и навел на сторожевой корабль вражеские эскадренные миноносцы. Далее события разворачивались стремительно.Первыми приближение кораблей противника - в 4 ч 20 мин - обнаружили на берегу - с о. Кильдин сигнальщики 61-й батареи 6-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (ОЗАД) краснофлотцы Стражев и Сафонов, о чем немедленно доложили командиру батареи и на командный пункт (КП) 6-го ОЗАД.Тем временем "Туман" следовал противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240°, и в 4 ч 25 мин, когда корабль находился по счислению в точке с координатами Шс - 69°31'N, Дв - 33°49'Е, вахтенный командир лейтенант Л. А. Рыбаков на дистанции 80-90 кабельтовых, курсовом угле 120°-130° правого борта обнаружил три корабля противника, которые были классифицированы как эскадренные миноносцы типа "Фон Редер"(8). Эсминцы шли строем клина курсом юго-запад, медленно сближаясь с дозорным кораблем. "Туман" отвернул влево и увеличил ход с расчетом отойти под прикрытие береговых батарей. На корабле сыграли боевую тревогу. В адрес оперативного дежурного Северного флота направили донесение за № 0426 о появлении противника, которое оперативный дежурный службы наблюдения и связи получил в 4 ч 30 мин. Об обнаружении противника командир СКР должен был сообщить "по флоту", но, очевидно, в спешке упустил это, а оперативный дежурный СНиСа донесение дозорного корабля "по флоту" не отрепетовал. Тем не менее свое основное задание - предупредить базу - СКР "Туман" успел выполнить. Поскольку обеспечивавший поддержку дозора эскадренный миноносец "Урицкий" эскортировал в это время английскую подводную лодку "Трайдент", а замену ему заранее не назначили, в 4 ч 40 мин начальник штаба отдельного дивизиона эскадренных миноносцев объявил стоявшим на бочках в губе Ваенга "Гремящему" и "Громкому" походную готовность № 1.

post-27690-1285414746_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


ПОДВИГ ”БРИЛЛИАНТА”

Список личного состава отдавшего жизнь в том походе:

Маханьков Михаил Васильевич командир СКР-29 г.Ногинск ул.Рабочая д 86

 

Зинченко Владимир Карпович, ст.2-й ст.к/о комендор зенит. СК

г.Черкасы Киевской обл. Ул.Пушкина д.20

 

Головчук Григорий Семенович, ст.к-фл.,комендор старш. СКР-29

г.Одесса Ближние Мельницы ул.Косовского д.166 кв.3

 

Снигирев Алексей Иванович, ст.к-фл., комендор зен.ст. СКР-29

Ивановская обл. Вязниковский р-н Станковский с\с д.Осинки

 

Демьянов Константин Семенович, ст.к-фл.,ком-р зен.ст. СКР-29

МаССР Григорьепольский р-н с.Ташлык

 

Ластовка Георгий Филиппович, к-фл., комендор зенит. ст. СКР-

г.Архангельск Соломбала ул.Судоремонтная д.6 кв 4

 

Самойлов Федор Иванович, к-фл., комендор СКР-29

Архангельская область Приморский р-н с.Летняя Золотица

 

Удовиченко Захар Иванович, к-фл., к/о пулеметчик СКР-29

Харьковская обл. Тростенецкий р-н с.Жигаловка

 

Горчаков Илья Иванович, ст.к-фл., пулеметчик СКР-29

Вологодская обл. Никольский р-н Пермасский с\с д.Куденьга

 

Иоффе Лейбал Хайбулович (Леонид Ефимович), ст.к-фл., к/о мин

Полтавская обл. Кременчугский р-н с. Гродиск

 

Белоглазов Петр Спириидонович, к-фл., минер СКР-29

Орловская обл. Красинский р-н Знаменский с\с д.Васильевка

 

Волков Владимир Кириллович, старшина 1-й ст., к/о сигн-к СКР

г.Ленинград

 

Карпилянский Иван Захарович, ст.к-фл., сигнальщик старш. СКР

Воронежская обл. Алексеевский р-н Луценловский с\с д.Добичевка

 

Стаханов Алексей Константинович, к-фл., сигнальщик СКР-29

Курская обл.Советский р-н Крестегенский с\с д. Раково

 

Кондратенко Андрей Митрофанович, ст.1-й ст., к/о радист СКР-

Полтавская обл.Миргородский р-н Сорочинцы ул.Франко д.3

 

Ефременко Василий Маркович, ст.к-фл., радист. старший СКР-29

Сталинская обл. г Константиновка п.Украинский ул.Полтавская д.4

 

Богомолов Николай Силантьевич, к-фл., радист СКР-29

Ярославская обл. Любимский р-н с\с Семенковский д.Алеевль

 

Победенный Николай Филиппович, к-фл., гидроакустик СКР-29

Краснодарский край Тимашевский р-н с Тимашевская артель "Путь Труда"

 

Кочнев Владимир Васильевич, к-фл., к/о СКС СКР-29

Архангельская обл г. Няндома

 

Камский Ханин Захарович, ст.к-фл., штурман электр. старший С

БССР г.Речица

 

Синько Константин Парфирьевич, ст. 1-й ст., ст.электр.СКР-29

Сумская обл г.Кролевец ул. Буденого д.3

 

Кириллин Евгений Михайлович, ст.1-й ст., к/о моторист СКР-29

Ленинград в.о. ул.Железноводская д.34/5 кв.31

 

Евсенков Сергей Петрович, ст.к-фл., моторист старший СКР-29

Ленинград Международный проспект д.76 кв.21\3

 

Евстюнин Николай Анатольевич, ст.1-й ст., к/о моторист СКР-2

Ярославская обл. Антроповский р-н д.Антропово

 

Мащенко Петр Павлович, ст.к-фл., моторист старший СКР-29

Полтавская обл. Кременчугский р-н с Песчаное

 

Василенко Яков Аверьянович, к-фл., моторист старший СКР-29

Полтавская обл Карповский р-н ст.Ланна с.Нижняя Ланка

 

Бей Григорий Федорович, ст.к-фл., моторист старший СКР-29

Сумская обл. Тростянецкий р-н с.Боромяя

 

Алексеев Василий Харитонович, к-фл., моторист СКР-29

Челябинская обл. Курганский р-н Честаховский с/с

 

Зенцов Николай Илларионович, к-фл., моторист СКР-29

Орловская обл. Брянский р-н Хетолевский с\с с. Голяжье

 

Андрусенко Дмитрий Тимофеевич, к-фл., моторист СКР-29

Николаевская обл Очаковский р-н с.Дмитриевка

 

Давыденко Николай Никитович, к-фл., моторист СКР-29

Сумская обл. Ямбойольский р-н д. Герина

 

Бутерин Сергей Михайлович, к-фл., моторист СКР-29

г Саратов ул. Есиковская д.4 кв.1

 

Фатьянов Александр Илларионович, к-фл., моторист СКР-29

Курская обл Фатенеский р-н Холчанский с\с д Фатьяновка

 

Боголюбов Виктор Владимирович, к-фл., моторист СКР-29

Курская обл Фатенеский р-н Любимовский с\с д.Кодановка

 

Гарифзянов Гайматулосян, к-фл., моторист СКР-29

ТАССР Большой Галичинский р-н того-же с\с и деревни

 

Некрасов Иван Федорович, старшина 2 ст., к/о маш.котельн. СК

Ивановская обл. Меленковский р-н Кудринский с\с д.Кудрино

 

Конев Сергей Леонтьевич, к-фл., машинист котельн. СКР-29

Курская обл. Б Солдатский р-н

Более подробную ин формацию можно найти:polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=2752&start=25

Изменено пользователем 415
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


.... служба второй "Пурги" в 1958-1959 гг....

"Пурга", ПСКРФлагман пограничного флотаЛедокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. Интерес к этому самому крупному и уникальному во многих отношениях кораблю вызван не только славным боевым прошлым, но и историей многих поколений моряков-пограничников, прослуживших на нем.Известно, что до Великой Отечественной войны границы Заполярья длительное время охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия».Целевое назначение корабля — охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. «Пурга» строилась в Ленинграде на заводе «Судомех», ныне «Адмиралтейские верфи», где, между прочим, в свое время были построены крейсер «Аврора» и атомный ледокол «Ленин».«Пурга» была спущена на воду для последующего монтажа энергетического оборудования — сердца корабля — незадолго до начала войны. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений.Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги».Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креповых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, были изготовлены из качественной стали и имели съемные лопасти.Следует также отметить значительную сложность и уникальность энергетической установки «Пурги». Впервые в мире на корабле для передачи мощности от главных двигателей на гребные винты использовались гидротрансформаторы, которые обеспечивали движение судна во льдах, а также реверсирование гребных валов (передний и задний ход). Ледовые качества превзошли проектные, поскольку «Пурга» успешно передвигалась во льдах толщиной около одного метра.Согласно расписанию экипаж корабля в мирное время составлял 226 человек, из них 75 человек в составе электромеханической боевой части.Формирование команды началось примерно за 1,5-2 года до вступления корабля в строй, поскольку личный состав всех боевых частей должен был освоить сложную технику, подготовиться к дальнему походу и к службе по охране морских границ.Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров — бывалый и опытнейший моряк. Еще до войны он охранял дальневосточные морские границы. В штормовую погоду и в минуты опасности командир всегда был на мостике. И казалось, что здесь он мог находиться сутками, если того требовала ситуация. «Пурга» была его родным домом — даже на берег он сходил редко.Первый старпом — капитан 3 ранга Н.М. Антонов, который затем в течение многих лет командовал «Пургой».Командиры и офицеры боевых частей корабля В.П. Маричев, Г.Л. Минченко, М.Г. Егоров и другие также имели опыт флотской службы и были хорошими специалистами. Несколько позже командиром дивизиона движения был назначен я, автор этих строк, а командиром электротехнического дивизиона — Б.А. Григорьев.На ходовые испытания «Пурга» вышла только в феврале 1957 г. Для нас, моряков, особенно для механиков, это был исторический момент, поскольку корабль теперь стал нам родным домом и словно живым существом. Испытания длились более месяца, после чего производились различного рода доработки и устранения дефектов по замечаниям личного состава. Но в целом, на что мы сразу обратили внимание, корабелы построили добротный корабль, снабдив его большим количеством запасных частей и материалов для длительных переходов.Первый переход корабля из Ленинграда к месту дислокации — Кувшинская Салма — был очень интересным. Тогда, в разгар «холодной войны», наши боевые корабли не столь часто ходили в дальние походы, поэтому «Пурга» проследовала через Датский пролив под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. Самолеты летали над кораблем столь низко, что, казалось, вот-вот заденут мачты, а встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами буквально в 10-12 метрах, приветствуя нас, играя «захождение». Когда проходили через проливы, хорошо были видны низкие зеленые берега Дании, стада коров и машущие нам дети.В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Появление пограничного корабля для них было полной неожиданностью. Шхуны были отконвоированы в одну из бухт, недалеко от нашей базы.Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток.Полную информацию можно прочесть :polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=903С уважением!

post-27690-1286000448_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Список личного состава отдавшего жизнь в том походе:

К этому списку надо добавить РЫБАКОВА Леонида Александровича, помощника командира корабля, бывшего помощника командира СКР "Туман". Информация об этом человеке есть в сообщении № 502 от 11 августа т.г. форумчанина bocman (Павел Федорович) в теме памятных дат флота и МЧПВ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


..... подвиг экипажа "Рубина"......

ДИВИЗИОН "ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ"Бои и боевые походы....Отряд четырех ПСК прозвали дивизионом «драгоценных камней» или «золотым» отрядом.1939 годСлава к нему пришла еще задолго до начала Великой Отечественной войны. Четыре базовых тральщика под своими бортовыми номерами – ПСК-27 «Жемчуг», ПСК-28 «Рубин», ПСК-29 «Бриллиант» и ПСК-30 «Сапфир» стали настоящей грозой для нарушителей государственной границы и матерых браконьеров-рыболовов.Еще в январе 1939 года «Рубин» в районе Дроздовки задержал немецкий тральщик, который под видом ловли рыбы занимался рекогносцировкой – разведкой нашего побережья. Летом того же года командование Северного флота поручило дивизиону «драгоценных камней», которым командовал А.И. Дианов, подготовить корабли для похода на Новую Землю и в Карское море в составе специальной военной экспедиции. Это ответственное задание выполняли ПСК-28 и ПСК-30. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, пограничные катера не только отлично справились с поставленной перед ними конкретной задачей, но и, более того, на обратном пути «Рубин» и «Сапфир» задержали в наших водах еще один немецкий траулер и отконвоировали его в Иоканьгу (военно-морская база на востоке Кольского полуострова, в состав которой входил «Сапфир»). За образцовое выполнение задания командиры кораблей и весь личный состав ПСК-28 и ПСК-30 были поощрены приказом командующего Северным флотом. 22 июня 1941.....Ранним утром 22 июня 1941 года, в 3 часа 50 минут, колокола громкого боя известили североморцев о начале Великой Отечественной. Из-за сопок вынырнул немецкий двухмоторный бомбардировщик и взял курс на корабли, ошвартованные у причала пограничной военно-морской базы в Кувшинской Салме.Орудийные расчеты дозорной флотилии встретили нарушителя границы интенсивным зенитным огнем, кто-то из комендоров «Сапфира» поймал в перекрестие прицела фашистский стервятник. И вот уже за хвостом тяжелого бомбардировщика потянулся густой шлейф дыма – самолет начал резко терять высоту, падая в опоясанное каменистыми кряжами озеро. Это была первая победа моряков-пограничников над врагом, на боевом счету которых, соответственно, появился и первый вражеский самолет, сбитый в Советском Заполярье. С началом войны кровопролитные бои развернулись на всех фронтах от Черного моря и до Баренцево, её ареной стало и Заполярье. Пограничные морские части были переданы в ведение ВМФ страны: 1-й северный отряд погрансудов НКВД в полном составе включили в Беломорскую флотилию Северного флота. В ее корабельных рядах отныне находились ПСК «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», «Сапфир», «Айсберг», «Нептун», «Бриз», дивизион сторожевых катеров и малых охотников. «Айсберг» и «Бриз» – бывшие рыболовецкие тральщики, переданные заполярным пограничникам буквально перед началом войны и укомплектованные личным составом отряда. Пограничные суда дивизиона «драгоценных камней», сохранив свои бортовые номера и собственные названия, теперь, как и «Айсберг», «Нептун» и «Бриз», именовались сторожевыми кораблями. Более грозным стало вооружение сторожевиков – каждый из них был оснащен 85-миллиметровой пушкой на полубаке, тремя сорокапятками и двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК на крыльях мостика, корма оборудовалась устройствами для сбрасывания глубинных бомб и постановки дымовых завес.Об активности боевой деятельности моряков - пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29 "Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.Политический отдел Иоканьгской военно-морской базы Северного флота, проявив расторопность, по горячим следам обобщил опыт первых боев с немецко-фашистскими захватчиками и в августе 1941 года выпустил несколько листовок. Одна из листовок – «Меткие выстрелы комендоров «Сапфира» по немецкому самолету» - напомнила краснофлотцам о бое, где был сбит первый гитлеровский стервятник. Первый караван...Первый караван транспортов вышел из Архангельска 6 июня 1942 года. В состав кораблей охранения был включен СКР-30. Вахтенный журнал «Сапфира» сохранил интересные подробности очередной премьеры Северного морского пути. Каравану пришлось пробиваться через тяжелые ледяные заторы, и поэтому только утром 17 июня корабли, наконец, подошли к маяку Городецкий. В это время наблюдатели сторожевика заметили фашистский воздушный разведчик, который на безопасном расстоянии обошел стороной караван и скрылся из виду. Зная тактику врага, экипаж «Сапфира» стал готовиться к бою.Гитлеровские асы не заставили себя долго ждать: прилетели двадцать три пикировщика и пошли в атаку на караван. Корабли боевого эскорта незамедлительно открыли по немецким самолетам огонь и два фашистских стервятника, получив серьезные повреждения, покинули место боя. Остальные пикировщики после нескольких безуспешных атак, сбросив свои бомбы, как попало, тоже улетели восвояси. Правда, одна из бомб разорвалась недалеко от сторожевика и воздушной волной за борт сбросило минера Чевакина. Но матрос Воеводин не растерялся и, бросившись в ледяную купель, спас жизнь своему контуженому сослуживцу. 1942 год. Караван PQ-17Через месяц «Сапфир» получил новую боевую задачу по поиску и конвоированию советского теплохода «Донбасс», уцелевшего при разгроме каравана PQ-17. До точки рандеву предстояло пройти триста пятьдесят миль, а каждая водная верста в открытом море таит немало опасностей: мало того, что где-то на фарватере поджидали свою жертву немецкие мины и в самый неподходящий момент могли пересечься пути конвоя с коварным врагом, так еще постоянно давали знать о себе навигационные сложности. Радиомаяки работали редко, по четкому расписанию. А и без того скромное маячное хозяйство было законсервировано, за исключением закамуфлированных под цвет береговых скал навигационных знаков. Вот так приходилось ходить в северных водах в годы Великой Отечественной войны – почти вслепую, как говорится, на свой страх и риск. Но нет худа без добра: немецкий флот был лишен надежных ориентиров, и это существенно сказывалось на его активности.…Восемнадцать немецких самолетов, замеченных в ста пятидесяти кабельтовых от корабля, быстро сближались с «Сапфиром». Один час с четвертью фашистские стервятники пикировали на сторожевик, сбросив на цель семьдесят две бомбы. Но экипаж и тут держался молодцом: умело маневрируя и отстреливаясь, СКР-30 избегал прямых попаданий. Однако к концу боя у «Сапфира» все же были большие повреждения: на пограничном судне произошел надлом корпуса между 53-м и 54-м шпангоутами, вышли из строя главные двигатели и некоторые вспомогательные механизмы, стали неисправными компасы и радиоаппаратура. Ко всему прочему, сторожевик принял на борт более ста тонн воды, и осадка корабля с каждой минутой становилась все более угрожающей. Только самоотверженность, высокая организованность и выучка всего личного состава – и, в первую очередь, боцманской команды – позволили спасти СКР-30.Экипажу удалось спасти корабль от гибели, и он самостоятельно дошел до Канинского берега, где его встретил советский эскорт и довел до Архангельска.Довелось испытать судьбу и «Донбассу», замыкавшему третью колонну походного ордера «PQ-17»: во время налета двадцати четырех торпедоносцев «Хе-177» на союзный конвой советскому судну, в отличие от большинства других транспортов, посчастливилось выскочить из хоровода вражеских торпед. Случилось так, что «Донбассу» под командованием М. И. Павлова пришлось прорываться к Архангельску в одиночку, и этот подвиг отважного гражданского капитана был отмечен двумя орденами – советским и иностранным. Но, может быть, тот ливень бомб, под который попал «Сапфир», только по этой причине не обрушился на «Донбасс», где на борту вместе с советскими мореходами находились и спасенные янки с потопленного гитлеровцами американского «Д. Моргана».И еще об этом бое от внука капитана корабля Паровенко.Июль 1942 года вписан в историю войны на море как одна из самых трагических страниц. Тогда, 63 года назад, немецкими подлодками и авиацией был разгромлен конвой “PQ-17”, следовавший в северные порты Советского Союза с военными грузами для сражающейся Красной Армии. После того как суда охранения союзников были отозваны своим командованием из-за боязни нападения немецкого надводного флота, на выручку беззащитным торговым судам были направлены советские моряки. Одним из кораблей командовал житель Брянска Михаил Паровенко.Среди судов, запросивших помощь, был транспорт “Донбасс”, который подвергся атаке самолетов противника в 260 милях к северу от мыса Канин Нос. На помощь “Донбассу” был направлен сторожевой корабль СКР-30 “Сапфир” под командованием моего деда, старшего лейтенанта Михаила Паровенко. Войдя на следующее утро в квадрат, откуда “Донбасс” передал радиограмму о помощи, “Сапфир” не обнаружил наше судно. Однако в 15.00 “Сапфир” в свою очередь подвергся атаке немецких бомбардировщиков Ю-88. В ходе напряженного боя был сбит сначала один, а затем и второй самолет противника. Несмотря на это враг не прекращал атак. Во время одновременной атаки трех “юнкерсов”, несмотря на маневрирования сторожевика, несколько 500-килограммовых бомб, рассчитанных на огромный океанский транспорт, разорвались в 10 - 15 метрах от бортов нашего корабля. Взрывы подбросили “Сапфир” вверх, а затем на его палубу обрушился поток воды и осколков. В корпусе корабля образовались трещины, в которые стали врываться струи воды. Во время взрывов было сорвано 102-миллиметровое орудие главного калибра, разбиты все компасы, радиостанции, оказалась разбита часть аккумуляторов. Отказал электрорулевой привод, корабль был обесточен. Взрывной волной с командного пункта был сорван дальномер.Около двух часов продолжался бой. За это время на корабль было сброшено 72 авиабомбы, но благодаря умелому маневрированию, немцам не удалось добиться ни одного прямого попадания. В результате близких разрывов “Сапфир” остался без движения, без средств для откачки воды, без связи с внешним миром – идеальная мишень для фашистских летчиков. Аварийная партия под руководством боцмана И. Воронкова завела пластырь в средней части корабля, закрыв полученную пробоину. Несмотря на “принятые” 120 тонн воды, ее дальнейшее поступление было прекращено. Мотористы, трюмные машинисты и электрики под руководством старшего лейтенанта-инженера В. Румянцева и старшего лейтенанта-инженера А. Пантелеева в короткий срок смогли восстановить и запустить один из трех поврежденных дизелей, устранить повреждение водоотливных средств, восстановить подачу электричества. Полностью откачать воду не удалось, “Сапфир” был вынужден двигаться на самом малом ходу с большим дифферентом на нос. Связь так и не была восстановлена. Штурман старший лейтенант М. Вишняков с помощью единственного уцелевшего шлюпочного компаса проложил курс к родному берегу.В возвращение “Сапфира” не верили. Фашисты в своих сводках уже сообщили, что в Баренцевом море их авиация два дня назад потопила советский миноносец. Несмотря ни на что “Сапфир” выжил сам, и благодаря принятому на себя удару, позволил прийти в порт назначения “Донбассу” с нужными для фронта грузами. За тот бой мой дед и экипаж “Сапфира” были удостоены высоких правительственных наград.После войны Михаил Паровенко охранял морские рубежи и на Тихом океане, и на Черном и Каспийском морях. Уже после выхода на пенсию Михаил Григорьевич долгое время жил в Брянске, в его воспоминаниях много разных историй, произошедших с моряком-пограничником, но тот бой “Сапфира” остался одним из самых ярких эпизодов в его жизни.1944 годТеатр боевых действий на море, как и на берегу, вот-вот должен был опустить занавес. В конце арктической навигации Северный флот провел еще одну конвойную операцию – самую значительную на внутренних морских коммуникациях. Ее цель – обеспечение возвращения в Белое море всех ледоколов и других судов после завершения навигации. Конвой получил условное название «АБ-15».Операция проводилась с 20 октября по 29 ноября 1944 года. Чтобы преградить подводным лодкам противника путь в Карское море, в проливе Карские ворота были выставлены дозоры в составе семи кораблей. Пограничные сторожевики «Рубин», «Сапфир» и «Айсберг» бдительно несли службу в морском патруле. Фашистские субмарины сорок один раз пытались прорваться через пролив, но корабли охранения были начеку. Одна вражеская подлодка осталась на морском дне – «Сапфир» и «Айсберг» уничтожили ее глубинными бомбами. Больше вражеские волчьи стаи не возобновляли атаки, и 29 ноября все ледоколы и суда благополучно прибыли в порты приписки. Этот конвой – «АБ-15» - оказался последним в военной биографии дивизиона «драгоценных камней»: непосредственно во время выполнения заключительной боевой операции североморцы узнали радостную весть – 1 ноября 1944 года завершился разгром немецко-фашистских войск в Советском Заполярье. О «Бриллианте».Это случилось 12 мая 1942 года, когда “Бриллиант” стоял на якоре Иоканьского рейда. Три “юнкерса”, углубившись в тундру, зашли со стороны солнца и внезапно появились над сторожевиком. На корабль полетели бомбы.Экипаж героически отражал атаки. Осколки оставляли рваные раны на корпусе корабля. Моряки отчаянно боролись с огнем, но спасти корабль было невозможно. Вода поступала в трюм через пробоины у ватерлинии. Откачивать ее было нечем... “Бриллиант” неумолимо погружался в ледяную пучину. Экипаж вынужден был оставить корабль.За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие.Четыре месяца спустя водолазы подняли “Бриллиант” с морского дна. Более 800 пробоин насчитали только в левом его борту. Израненный сторожевик отбуксировали в Архангельск и поставили на ремонт. “Бриллиант” готовили к новым боям с врагом....О «Жемчуге»....14 июля 1941 года сторожевые корабли «Жемчуг» и «Бриллиант» эскортировали наши транспорты, идущие из Архангельска в порты Кольского полуострова. Караван ходко шел по зоркой – чистой, прозрачной – воде. Зеркальная гладь, пастельно серебрившаяся до самого горизонта, плавилась в лучах высокого в северных широтах на переломе года солнца. Но где-то в этом безмятежном бездонном североморском омуте, похоже, затаился враг. И, точно, шедший далеко в кильватере «Жемчуг» вдруг передал по коротковолновой радиостанции: «На боевой позиции замечена подводная лодка противника». Видимо, фашистская субмарина рассчитывала встретить беззащитные транспорты и пустить их на дно прямой торпедной атакой, но просчиталась. Описав координат, дугу вправо, суда ушли за корабли охранения, которые сами приготовились к атаке. Положение всплывшей железной акулы, оказавшейся в створе двух прицелов, было незавидным, и она решила воспользоваться единственным спасительным шансом – нырнуть в пучину и затаиться на глубине. Словно на абордаж, устремился на уходящую под воду субмарину сторожевой корабль «Жемчуг». В бездну ушла первая серия больших глубинных бомб. «Бриллиант», сбросивший еще одну порцию смертоносного груза, довел атаку до конца. Очевидно, после взрыва «глубинок» субмарина оказалась заложницей собственной «пороховой бочки» - почти одновременно сработали торпеды подлодки, и неподалеку от надводных кораблей забурлили гигантский водоворот.Погиб СКР-27 «Жемчуг» 11 августа 1941 года. При несении дозорной службы на одном из самых неспокойных участков, рубеже мыс Святой Нос – мыс Канин Нос, сторожевик был торпедирован вражеской субмариной в координатах шестьдесят восемь градусов сорок пять минут северной широты и сорок два градуса пятьдесят пять минут восточной долготы. О «Рубине»В период войны с Финляндией личный состав отряда не только бдительно охранял границу, но и вместе с кораблями Северного флота нес дозорную службу, конвоировал транспорты с войсками, военными грузами и продовольствием, участвовал в противовоздушной обороне. Матросы пограничных катеров «Рубин» и «Бриллиант» были задействованы в морской операции – взятии порта Лиинахамари. Это было 2 декабря 1939 года, когда Красная Армия наступала на Печенгу. За ратное отличие большой группе краснофлотцев были вручены ордена и медали. Среди награжденных – командир ПСК-28 «Рубин» старший лейтенант А. Д. Шеварднадзе, командир ПСК-29 «Бриллиант» капитан-лейтенант Б. И. Чернышев и другие.Дивизион «драгоценных камней» не конвоировал транспортный флот, но нес целенаправленный усиленный дозор – противолодочный.Расстояние от Мурманска до Архангельска – более четырехсот пятидесяти миль, так что заранее можно было предположить, что враг попытается блокировать хотя бы один из отрезков оживленной караванной дороги. И, действительно, сторожевой корабль «Рубин», получивший задание выйти в боевой дозор на линию мыс Святой Нос – мыс Канин Нос, 27 июня принял к сведению посланную с базы радиограмму, в которой сообщалось, что в районе Лумбовских островов замечена подводная лодка противника. Разумеется, ее нужно было найти и уничтожить.СКР-28 полным ходом направился к указанным в радиограмме координатам. Сигнальщики, артиллеристы и минеры пристально всматривались в водную поверхность, ожидая каждую минуту появления перископа или следа торпеды. Наконец, при подходе к Лумбовским островам наблюдатель Чегодарь обнаружил перископ подводной лодки непосредственно по носу корабля слева.Командир СКР-28 старший лейтенант Шеварднадзе приказал рулевому повернуть на перископ и дать машинам самый полный вперед. Минеры, старшина второй статьи Бидник и краснофлотец Циленко, на месте погружения фашистской субмарины начали сбрасывать глубинные бомбы. Проходят считанные мгновения, и неожиданно после взрыва четвертой бомбы за кормой взметнулся большой столб воды: чуть ли не девятый водяной вал накрыл всю кормовую часть палубы «Рубина» – немецкая лодка, без всякого сомнения, была уничтожена. Что касается каравана судов, то интервал их движения не был нарушен и, в конце концов, все транспорты благополучно добрались до Архангельска.…Шла четвертая неделя войны.Корабль «Рубин» под командованием бессменного капитана третьего ранга А. Д. Шеварднадзе находился в дозоре на хорошо изученном маршруте: мыс Святой Нос – мыс Канин Нос. Морское патрулирование, вроде бы, не предвещало скорых серьезных треволнений, но тут все те же недремлющие посты береговой СНиС разглядели лежавшую в районе Лумбовских островов в дрейфе какую-то подводную лодку. Это опять была вражеская субмарина – наши подлодки в тот день находились далеко от Белого моря. Боевая задача «Рубину» была сформулирована совершенно недвусмысленно: произвести поиск и, обнаружив подводную лодку противника, уничтожить ее.Сторожевик устремился в указанный район. С предельной нагрузкой работали машины корабля: казалось, что перед его форштевнем с гулом расступалась вода. Прибыв к месту фашистского морского лежбища, после непродолжительного поиска СКР-28 по левому борту обнаружил субмарину в крейсерском положении. Развернувшись, «Рубин» смело пошел на таран, хотя противник мог остановить его точной артиллерийской стрельбой. Но дуэли не получилось: немецкая подводная лодка, произведя из орудий всего два залпа, под сигнал ревуна срочного погружения ушла в пучину. Однако глубина в районе Лумбовских островов была недостаточной для сложных подводных маневров, и субмарине не удалось скрыться от поискового корабля. После сброса сторожевиком глубинных бомб наверх всплыло много обломков и предметов, свидетельствовавших о том, что «Рубин» полностью выполнил приказ, записав на боевой счет дивизиона «драгоценных камней» еще одну немецкую субмарину. …Проходя координаты боевой славы, корабли салютуют мужеству героев минувшей войны. Над темниной моря, как волна за волной, летят вдогонку один за другим тревожно-корабельные гудки, а по водному безбрежию памяти медленно плывут венки, в которые вплетены скромные заполярные цветы.По решению мурманских властей на гранитной скале у Баренцева моря, на месте базирования пограничных кораблей, воздвигнут памятник доблестным североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обелиск был открыт в конце сентября 1967 года. Из морского далека виден величественный абрис этого памятника-монумента.Памятник – от слова «память», а над нею не властно время!Три моряка-пограничника Беломорской флотилии были награждены орденом Ленина, тридцать восемь – орденом Красного Знамени, шестьдесят три – орденом Красной Звезды, сто шестьдесят семь – орденами Отечественной войны, двести двадцать семь – медалью «За отвагу», триста четырнадцать – медалью Ушакова. Данная информация взята и СЕМЕЙНОЙ КНИГИ ПАМЯТИ -СКВОРЦОВА ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА (машинист трюмный) Сторожевой корабль № 30 "Сапфир" Северного флотаС уважением!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Нашёл вот....

 

”Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников на местах их героических боев установить координаты мест боевой славы:

 

а) широта 68°45'C, долгота 42°55'В — место гибели пограничного сторожевого корабля ”Жемчуг” 11 августа 1941 года при несении боевого дозора;

 

б) широта 76°09'02С, долгота 87°47'В — место гибели пограничного сторожевого корабля ”Бриллиант” 23 сентября 1944 года при конвоировании советских транспортов.

 

Моряки-пограничники до конца выполнили свой воинский долг. Корабли погибли, но не спустили перед врагом военно-морской флаг”.

(Из приказа командующего Краснознаменным Северным флотом)

Изменено пользователем штурманский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Узнал, что непродолжительное время в Кувшинской Салме находились Сторожевые корабли проекта 42 "Гриф" и "Кречет"."Гриф" ( с 1965 г. "Советский Азербайджан") - вступил в строй 25 октября 1952 года. Передан в состав МЧПВ КГБ СССР как ПСКР, вошёл в состав Литовского ПО, а в июне 1953 года переведён на Север и вошёл в состава 3 ОДСКР Карело-Финского ПО (Кувшинская Салма). Охранял государственную границу и рыболовные промысловые районы СССР у берегов Кольского п-ва и в Баренцевом море. Но уже в декабре 1953 года выведен из состава МЧПВ и передан Северному флоту как СКР. В 1961 году законсервирован в губе Западная-Долгая, но уже в 1964 году вновь введён в строй и по внутренним водным системам переведён на Каспий. В 1965 году включён в состав Каспийской Военной Флотилии. С 1970 года находился в распоряжении Каспийского ВВМУ им. Кирова в качестве учебного судна. В 1977 году вторично выведен в резерв. В 1981 году разделан на металл."Кречет" (с 1970 г. "Советский Дагестан") - вступил в строй 18 декабря 1952 года. Передан в состав МЧПВ КГБ СССР как ПСКР, вошёл в состав Литовского ПО, а в июне 1953 года переведён на Север и вошёл в состава 3 ОДСКР Карело-Финского ПО (Кувшинская Салма). Охранял государственную границу и рыболовные промысловые районы СССР у берегов Кольского п-ва и в Баренцевом море. Но уже в декабре 1953 года выведен из состава МЧПВ и передан Северному флоту как СКР. В 1956 году законсервирован в губе Западная-Долгая, но уже в 1964 году вновь введён в строй. Летом 1968 году переведён на Каспий и включён в состав Каспийской Военной Флотилии. В 1977 году выведен из боевого состава, расформирован и разобран на металл.

post-19416-1286636419_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Воспоминания Вячеслава Алданова, командира отдельного пограничного соединения ФСБ РФ, капитана 1-го ранга.

НА РУБЕЖАХ ОТЕЧЕСТВА Пути Господни неисповедимы. Веришь, не веришь - а с этим приходится соглашаться... Для меня заканчивалась служба на Северном флоте ВМФ. Впереди очное обучение в Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Осталось последнее восьмимесячное автономное плавание. Полный комплекс мероприятий по подготовке к нему был выполнен. Уставшие, но довольные результатами очередного выхода в море подводники возвращались в базу, в свою родную Екатерининскую гавань. Это был так называемый контрольный выход подводной лодки "Б-546" с начальником штаба эскадры на борту. По его результатам корабль и экипаж получили "добро" на выполнение задач боевой службы. Осталось только получить письменный приказ на выполнение конкретных боевых задач в заданных районах, попрощаться с родными и близкими... До причала оставалось каких-то 30-40 минут. Лодка вошла в Кольский залив и, заняв рекомендованный фарватер, под двумя машинами двигалась в базу. Ничто опасности не предвещало. Несмотря на тёмное время суток, видимость позволяла надёжно отслеживать все суда, находящиеся поблизости, и делать расчёты на расхождение с ними. По обнаруженной новой встречной цели расчёт боевого информационного поста выдал на ходовой мостик элементы её движения и рекомендации на расхождение. Расходились безопасно левыми бортами. Обстановка изменилась мгновенно. Когда оставалось несколько десятков метров до прохождения траверза этого судна, оно резко развернулось и пошло на пересечку курса подводной лодки. Вопросы по безопасности маневрирования отрабатывались на тренажёрах постоянно. Но в море с такой ситуацией за долгую службу пришлось столкнуться впервые. Реакция должна быть мгновенной, времени на обдумывание практически не бывает. Столкновение подводной лодки чревато тяжёлыми последствиями. Боевой запас носовых стеллажных торпед, боезапас в носовых торпедных аппаратах, как правило, детонирует одновременно, неизбежно приводя к гибели корабля и его экипажа. Так было на подводном атомном ракетном крейсере "Курск". Ситуация осложнялась многими факторами: подводная лодка в надводном положении не очень манёвренна, в узкости манёвр сделать крайне сложно. И самое главное: свободной для дачи хода назад была только одна линия вала. На остановку бортовых дизелей требуется время (дизеля не имеют режима реверса). Но инструкция по средствам движения разрешает командиру, исходя из степени и вида опасности, давать ход моторами назад - без приведения дизелей в исходное состояние, не считаясь с риском вывести их из строя. И это за сутки до выхода в автономное плавание! Понимал ли это я, отдавая приказание немедленно отработать полный ход всеми моторами назад? Понимали ли мотористы и электрики, находясь в прочном корпусе, видя по непрерывным тревожным сигналам машинных телеграфов, что случилось что-то неординарное? Конечно, понимали. Что творилось в это время в двух смежных отсеках корабля - можно догадаться. Но гордость за своих моряков до сих пор живёт в сердце. За их высочайший профессионализм и выучку, за человеческие качества. Тогда они сделали невозможное. Сохранили технику, корабль, выполнили приказание и дали в невероятно сжатые сроки требуемый ход, отвели нос корабля от таранного удара. Понятно, стоя наверху, на ходовом мостике, после отданного приказания вмешаться в развитие событий я уже просто не мог. На надводном сторожевом пограничном корабле приняли подводную лодку за катер. Об особенностях расположения ходовых огней на лодках специально говорится в правилах плавания, но командир и его специалисты этого не учли. Когда старшина команды рулевых сигнальщиков лодки осветил носовую надстройку, чтобы командир надводного корабля видел взаимное положение двух корпусов, в свет прожектора попала и корма сторожевика, находящаяся в считанных метрах от носа лодки. Потом было долгое и подробное служебное разбирательство и оргвыводы. Но этого мы уже не знали, находясь в океане, далеко от родных берегов. Всё это мне пришлось вспомнить потом ещё раз, когда после окончания академии приказом командования был назначен командиром отдельного соединения морских пограничников. Прославленное соединение. Самое крупное на Крайнем Севере, за полярным кругом. Образованное 12 декабря 1921 года. Награждённое орденом боевого Красного Знамени. С героическим прошлым, в военное лихолетье и мирное время славное своими подвигами. Морской гарнизон расположен на самом краешке материка, на берегу Баренцева моря. Не имеет дорог, кроме воздушных (вертолётом) и морских. Из-за жёстких постоянных ветров на сплошных скалах из растительности только низкорослый кустарник да мох. В редких закрытых от ветра выемках скал - одинокие полярные берёзки. Бухта, где базируются сторожевые корабли, получила название Кувшинская Салма (по-поморски "салма" - пролив). Хотя от пролива осталось только название. В 1937 году, при обустройстве гарнизона, он был засыпан вручную. Сегодня здесь стоят жилые дома и подсобные строения для пограничников и членов их семей. Вход в бухту полуоткрывает скала. Ветрами и морем выточена в форме кувшина, наклонённого к поверхности моря. Отсюда пролив Кувшинский. Чего не смогли изменить люди - так это расположения скал. Ветры зимой по их направлению, как в трубе, дуют с ураганной силой. Выпускать детей на улицу в такое время строго запрещено. Сторожевые корабли не в состоянии (из-за парусности своей надстройки) маневрировать в бухте, поэтому давно отработали манёвр входа через узкий проход в бухту носом, из бухты - кормой. Великую Отечественную войну гарнизон соединения встретил первым в стране. В 3.30 22 июня 1941 года зенитным огнём с кораблей пограничниками был сбит первый фашистский бомбардировщик над территорией страны. Осколки и вещи с него до сих пор хранятся в воинском музее части. Только в первый год Великой Отечественной войны пограничными сторожевыми кораблями было потоплено пять фашистских подводных лодок, сбиты и повреждены десятки самолётов противника. 25 ноября 1941 года, впервые на Северном флоте, пограничный СКР "Бриз" тараном уничтожил вражескую подводную лодку. 23 сентября 1944 года экипаж СКР "Бриллиант" героически погиб, бортом закрыв гружёный транспорт конвоя от торпеды подводной лодки противника. Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников на местах их героических боёв в Баренцевом море установлены координаты мест Боевой славы. Каждый проходящий через них корабль или судно даёт протяжный гудок в память о тех моряках-пограничниках и их кораблях, кому море стало последним пристанищем. Сегодня на вооружении соединения стоят современные корабли, в том числе и ледового класса первого ранга. Готовность 30 минут, когда за это ничтожно малое время все корабли одновременно выходят к месту нарушения государственной границы, - привычное дело. Как достигается такая чёткость - отдельный разговор для целой серии публикаций. Но было время, когда накануне своего 75-летия соединение буквально выживало. В государстве как будто забыли о разумном управлении и планировании. Только в период с 1996 по 2000 год денежные средства урезали до основания. Чтобы выплатить пособие отпускникам, сбрасывались всем офицерским корпусом. Положенные дополнительные денежные средства (за боевую готовность, вещевые, продовольственные) не выдавались. На весь год (!) медицинский лазарет - единственное лечебное учреждение на острове - получал 16 тысяч рублей, за которые ничего нельзя было приобрести. А люди, особенно дети, часто болели. Разделение зон ответственности между ВМФ, ФСБ, пограничной службой привело к полному расстройству системы обеспечения кораблей и береговой базы. Морское соединение подчинили сухопутному, не имевшему ни танкеров-заправщиков, ни хранилищ для запасов топлива, оружия и многого другого. Тяжело было на душе, когда, получая приказ на охрану государственной (!) границы, не находил в нём положений об обеспечении кораблей топливом и продуктами. Арктическое управление пограничных войск отдавало приказы за приказами в морские соединения на "самообеспечение" (!?) деятельности, устанавливало для военных моряков ежесуточную норму лова рыбы... Кадров, особенно офицерских, не хватало. И, вопреки нормам и правилам комплектования, директивами сверху часто присылали случайных людей для замещения. "Засорили" коллективы кораблей и штаба кадрами, которых, мягко говоря, и близко подпускать нельзя к людям и технике. Но (как бы то ни было - и несмотря ни на что!) соединение выполняло поставленные задачи, благодаря, прежде всего, беспримерной терпеливости и энтузиазму основного костяка офицеров, мичманов, старшин и матросов, воспитанных в традициях прежних поколений моряков-пограничников Заполярья. Зона ответственности соединения, которая пролегла на 1000 морских миль вдоль Северного морского пути, была надёжно прикрыта. В дозорных позициях в любое время года, в любых погодных условиях, обледеневшие, в шторм круглосуточно несли сторожевые корабли нелёгкую службу по охране границ. Во взаимодействии с заставами "сухопутного" Мурманского отряда пограничников. Заставы этого отряда-соседа растянулись одна за другой вдоль морского побережья морей Северного Ледовитого океана, где на сотни километров не было ни души. Эшелонированная система, дозоры по всей длине территориальных вод РФ, освещение обстановки радиотехническими средствами с берега делали границу защищённой. Обеспечение застав полностью ложилось на плечи вспомогательных и боевых кораблей соединения. Особенно при подготовке к зиме. Подход к заставам был возможен только с берега, со стороны моря. На отвесные скалы всё: от запасов продуктов, соляры для генераторов до дров и угля - приходилось поднимать вручную. При большом накате волны корабли не могут подойти к берегу. Приходилось делать двойную перегрузку: сначала на кустарным способом сделанные из подручных средств плавающие площадки, которые буксировали к берегу с помощью командирских катеров, затем с площадок на берег. При выгрузке часть грузов неминуемо падала в студёную воду, - приходилось вытаскивать. Из всех пограничных морских соединений России именно здесь первыми приступили к боевой службе по охране границы - на полной автономности плавания сторожевых кораблей. Охраняли не только государственную границу, но и экономическую зону России, имеющую только ширину - 200 морских миль, а также специальные морские зоны океана с суверенитетом России. Чтобы снять напряжённость отношений, впервые на базе соединения отработаны совместные российско-норвежские учения по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в море. Пограничные вертолёты Норвегии впервые в истории садились на российские пограничные сторожевые корабли и летели в Мурманск, транспортируя в госпитали поднятых с воды потерпевших. Поздравляя с праздником - 91-й годовщиной со дня образования пограничных войск России - всех находящихся в строю или в запасе пограничников моря и суши, хочется пожелать им той же организованности, несгибаемости и высоких морально-боевых качеств, которые позволяют преодолевать все трудности службы и жизни. С достоинством вносить, теперь уже на гражданском поприще, трудовую лепту в своё дело - будь то в ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" или в компаниях морского и речного флота и берега Азово-Донского бассейна. Флотских вам семь футов под килем!

Я думаю, Дмитрий (dem) подскажет в каких годах он командовал, он его хорошо знает.С уважением!!!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сергей Смирнов

Сергей, капитан 1 ранга Алданов командовал в Кувшинке с весны 97 года по осень 98 года, его также знает Виктор (Solo815).

Кстати, дай ссылочку где нашел данный текст.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Кстати, дай ссылочку где нашел данный текст.

Вот ссылка на тот текст _http://flotnews.narod.ru/archives/articles/456.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Андрей Алексеевич(Зелёный кант 75)!Есть предложение как то группировать сообщения.Вот Владимир(штурманский) продублировал Сергея Смирнова.Спасибо ему, что он не остался без участия,но может потом появится больше дубликатов.С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Нашел книгу "Тени над Заполярьем" с фотографиями времен ВОВ. Кому интересно будет прочитать, даю ссылку _http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/101646/Bazhenov_-_Teni_nad_Zapolyar%27em%3A_Deiistviya_Lyuftvaffe_protiv_sovetskogo_Severnogo_flota_i_soyuznyh_konvoev.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сергей Смирнов

Сергей, только сейчас обратил внимание на подпись автора или редактора того сайта не знаю кто делал ее точно. Но там есть большая историческая неточность, так как в года службы капитана 1 ранга Алданова была еще ФПС (Федеральная Пограничная Служба) и Кувшинская бригада к ФСБ не имела никакого отношения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Андрей Алексеевич(Зелёный кант 75)!Есть предложение как то группировать сообщения.

Правильное предложение, спасибо, постараюсь сделать такую группировку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Судя по количеству (и качеству) сообщений, в самую пору задуматься над их систематизацией и написании отдельного опуса об истории бригады, чтобы она (история) нашла своё воплощение в бумаге...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Информацию о контр-адмирале Александре Ивановиче Дианове, командире 1-го Северного отряда пограничных судов 1939-1945гг. можно прочитать, пройдя по ссылке _http://prowloe.ru/pogranichnyj-admiral/2/С уважением!!!

Изменено пользователем Сергей Смирнов
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Судя по количеству (и качеству) сообщений, в самую пору задуматься над их систематизацией и написании отдельного опуса об истории бригады, чтобы она (история) нашла своё воплощение в бумаге...

Игорь, это особенно актуально звучит после известия о том, что многие экспонаты музея бригады, а также документы (исторические формуляры ряда кораблей, в частности "альбатросов") оказались уничтоженными при передислокации соединения к другому месту базирования и во время пожара уже в Мурманске. Неплохая попытка создания истории бригады был сделана в 1970-х годах, когда была опубликована книга: Зайцев В., Храмцов А. Дозорные Северных рубежей. - Мурманское книжное издательство. Мурманск, 1979. Но, во-первых, она обрывается 1970-ми годами, а во вторых, написана в стиле очерков, журналистских статей, содержащих больше эмоций, чем фактов. Хотя работа по сбору материалов, которую провел капитан 3-го ранга Владимир Александрович Зайцев, была колоссальной и ему за это большое спасибо. Очерки по истории бригады также публиковал в журнале "Пограничник" военный журналист капитан 1-го ранга Коммунаров Владимир Георгиевич. То, что сейчас делают на форуме бывшие моряки Кувшинки, пожалуй, может объединить и уже опубликованные материалы (их поиск и систематизация очень важна), и свидетельства очевидцев уже новейшей истории соединения. Надеюсь, у нас это получится.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...