Перейти к содержанию

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289


Solo815

Рекомендуемые сообщения

Вот еще из истории становления бригады:

 

Строительство соединений и частей морпогранохраны СССР.

В. Бурджук

 

Принятая первоначально организационная структура - морпогранохрана ГПУ в составе морских пограничных флотилий - просуществовала недолго. Навигация 1923 г. показала, что малочисленность судового состава, отсутствие надежных средств связи и управления не позволяют штабам флотилий самостоятельно организовать охрану морской границы.

 

Состоявшееся в апреле 1924г. Всесоюзное совещание начальников пограничных частей, рассмотрев вопросы о морской охране границ, в своей резолюции предложило: "отрядные объединения сохранить. Отряды как административные единицы подчинить непосредственно начпогранчастям...

 

Судовой состав отрядов рассредоточить, передав в оперативное подчинение побережных погранотрядов".

 

На практике, в процессе реорганизации всей структуры пограничной охраны в соответствии с приказом ОГПУ № 122/44, осуществляемой весной и летом 1924 г., пограничные флотилии и отряды были расформированы, а на их основе созданы морские базы. Судовой состав морских баз прикреплялся к тем пограничным отрядам, в районе которых они несли службу. Такое решение в сложившейся ситуации способствовало максимальному использованию имевшегося малочисленного судового состава в интересах охраны границы и позволяло поддерживать более тесное взаимодействие между морскими и сухопутными силами пограничных отрядов.

 

Располагая ограниченными силами и средствами, имея на вооружении устаревшие, с низкими мореходными качествами суда, моряки пограничной охраны тем не менее самоотверженно решали поставленные перед ними задачи.

 

Первыми кораблями морской пограничной охраны Баренцева моря стали мотоботы типа "Касатка" водоизмещением 40 тонн и скоростью хода до 6 - 7 узлов. Чуть позже в распоряжение пограничников поступили небольшие судна: ПС - 1 ("Нептун"), ПС - 2 посыльное судно "Ярославна". Из них только "Ярославна" имела высокую мореходность и скорость 14 узлов, однако из-за своего технического состояния она в первые годы для службы практически не использовалась, а после ремонта, в 1924 г., была направлена на Дальний Восток.

 

Таким образом, "Нептун" и ПС - 2 почти десяток лет составляли основу Северного пограничного флота. По 20 - 25 суток в месяц приходилось им находиться на границе. Ежегодно они задерживали десятки иностранных промысловых судов, нарушавших правила плавания в наших водах.

В начале 30-х годов советское правительство увеличило ассигнования на содержание пограничного флота, что позволило провести некоторые преобразования в его организационно-штатной структуре и системе управления, качественно и количественно улучшить судовой состав.

 

В 1930 г. Мурманская пограничная база получила корабль 2 ранга, пришедший в Заполярье из Балтики. Корабль "Пурга" водоизмещением около 200 тонн был предназначен для плавания в высоких широтах, имел хорошие мореходные качества и развивал скорость до 18 узлов. Он имел современное по тому времени навигационное оборудование и средства связи: гирокомпас, магнитный компас, эхолот, радиопеленгатор, длинно- и коротковолновый передатчики, УКВ приемник, Вооружен был трехдюймовой пушкой и двумя пулеметами. С его приходом охрана акватории Баренцева и Белого морей значительно улучшилась. До конца 30-х годов СКР "Пурга" оставался флагманом погранохраны Заполярья.

Весной 1935 г. морские пограничные базы пограничных округов были реорганизованы в пограничные отряды, включающие в себя как береговые подразделения, так и судовой состав. Последний в свою очередь объединялся в дивизионы сторожевых кораблей и катеров.

 

Реорганизация морских пограничных баз и развертывание новой организации частей морпогранохраны осуществлялись на основе судостроительной программы, утвержденной постановлением Совета Труда и Обороны от 11 июля 1933 г. Программа предусматривала строительство 60 сторожевых кораблей, из них: 4 СКР ледокольного класса; 22 - по типу быстроходных тральщиков; 30 - по типу морского охотника и 4 СКР предполагалось построить в Италии. Кроме того, планировалось строительство 197 сторожевых катеров различного типа (в том числе 21 катер типа "МО") и 10 мотоботов "Кавасаки". Катер "МО" - малый охотник за подводными лодками, впоследствии стал основным типом сторожевых катеров. Их выпуск был налажен на верфи морпогранохраны ОГПУ в Ленинграде. Всего выпускалось пять модификаций катеров, но наибольшее распространение получил "МО - 1У". Он имел деревянный корпус водоизмещением 50 тонн, скорость хода до 30 узлов. Был вооружен двумя 45-мм скорострельными пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами. Из навигационных средств имелся лишь магнитный компас, а из средств связи - коротковолновый приемопередатчик и УКВ радиостанция.

 

Однако за годы второй пятилетки (1933 -1937 гг.) моряки - пограничники получили лишь 4 сторожевых корабля (2 тральщика и 2 СКР, построенных в Италии и получивших названия "Дзержинский" и "Киров"). В 1934 г., совершив переход Южным морским путем из Италии во Владивосток, корабли поступили в распоряжение погранохраны Дальнего Востока.

 

Программа по катеростроению была перевыполнена. На вооружение морских и речных пограничных частей поступило 211 катеров и более 50 мотоботов и шлюпок. При этом у большинства судов по-прежнему были деревянные корпуса (из 28 запланированных к строительству судов со стальным корпусом построено было лишь 4). Это объяснялось тем, что судостроительные заводы Наркомата оборонной промышленности, где был размещен основной заказ ОГПУ по судам с металлическим корпусом, были перенацелены на выполнение новой программы военного кораблестроения РККА. Поэтому основная нагрузка по строительству судов для погранохраны легла на ленинградскую судоверфь ОГПУ и частично на судостроительные заводы Наркомвода и Наркоммаша СССР.

Дальнейшее развитие морских сил пограничной охраны НКВД было направлено на решение следующих основных задач:

 

- организацию охраны территориальных вод по побережью Японского моря, Татарского пролива, Охотского моря, Камчатки и Севера Союза ССР;

 

- установление охраны Северного морского пути;

 

- постепенное перевооружение более совершенными типами судового состава охраны морских границ Финского залива, Черного и Каспийского морей в связи с износом действующего.

 

Для обеспечения выполнения указанных задач морским отделом ГУПВО была разработана и утверждена Комитетом обороны СССР судостроительная программа на 3-ю пятилетку (1938 - 1942 гг.). Программа базировалась в основном на вводе в строй сторожевых кораблей со стальным корпусом и сторожевых катеров типа "МО-1У", "БК-1".

 

В результате реализации этой программы уже в 1940 г. судовой состав пограничных войск увеличился на 93 % (по отношению к 1938 г.). В морские части Ленинградского погранокруга прибыли сторожевые корабли 2 ранга "Алмаз" и "Изумруд", в Мурманский округ -4 СКР 3 ранга: "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир", во вновь образованный (1940 г.) Прибалтийский округ - 2 СКР 3 ранга: "Коралл" и"Топаз".

В1939 - 1940гг.в связи с увеличением численности судового состава морчастей пограничных войск и появлением в результате этого возможности самостоятельного решения ими вопросов охраны территориальных вод, а также с целью улучшения оперативного управления и использования морских сил пограничных войск в случае военных действий они были вновь реорганизованы. Суть реорганизации заключалась в объединении разрозненных по пограничным отрядам отдельных дивизионов сторожевых кораблей и катеров в состав отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничного округа. К октябрю 1940 г. эта реорганизация в основном была завершена. В состав Мурманского пограничного округа вошел 1 - й Северный отряд погрансудов;

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 872
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Валерий Чеберяко

Валерий, у доктора фамилия была Кожевников. К сожалению его уже нет, очень хороший врач и просто человек был.

Дмитрий спасибо за поправку фамилии доктора.Хороший был человек.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


есть две книги: "Пограничный надзор на море", один из авторов ее Кудинов Н.Н., бывший командир Кувшинской бригады и "Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней" Мошкова Ф.А.

Нашел книгу "Пограничный надзор на море", только автор там Боярский В.И. Это одна и таже книга? Там наверное имеются более точные сведению о создании бригады и всех кораблях с самого начала. С уважением!!!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


 

Ст.л-т Кочетков - врач-хирург в береговой медсанчасти.Удачи,пока!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Итак, подведем промежуточный итог по корабельно-катерному составу соединения (без кораблей и катеров обеспечения, по ним будет отдельный список). Периодизация примерная: плюс - минус 2 – 3 года в зависимости от приемки кораблей того или иного проекта в состав отряда (дивизиона, бригады).

 

1. 1921 – 1950 годы:

 

1.1. Тральщики типа "Бомбардир": Т-15 (позднее "Нептун"), Т-21, Т-23, Т-24.

1.2. Посыльное судно (бывшая американская вооруженная яхта) "Ярославна" .

1.3. Буксиры: "Руслан", "Митава", "Александровск", "Тунисьен".

1.4. Катера типа "Касатка": бортовой № 1, бортовой № 2.

1.5. Ледокольный ПСКР "Пурга" (бывший щитовой буксир-ледорез "Боривой", 900 тонн в/и)

1.6. ПСКР пр. 43 (на базе тральщика пр. 3 типа "Фугас"): "Бриллиант", "Жемчуг", "Рубин", "Сапфир".

1.7. Малые охотники за подводными лодками проекта МО-4:ПК-251, ПК-252.

1.8. Большие охотники за подводными лодками проекта 122А: БО-134, БО-135,БО-136, БО-168.

1.9. Большие охотники за подводными лодками проекта 122бис: БО-533, БО-536, БО-537, БО-538, БО-565, БО-569 (вся группа в 1954 году перешла СМП на Тихий океан, командир отряда кораблей кап. 2 ранга Б.В.Филатов).

 

2. 1950 - 1990 годы

 

2.1 Тральщики проекта 254: "Агат", "Алмаз", "Бриллиант", "Жемчуг", "Изумруд", "Топаз", "Янтарь", ПСКР-488, ПСКР-489, ПСКР-490, ПСКР-491, ПСКР-492.

2.2. ПСКР ледокольный проекта 52: "Пурга".

2.3. ПСКР проекта 1124П ( на базе МПК пр. 1124): "Аметист", "Бриллиант", "Жемчуг", "Изумруд", "Рубин", "Сапфир", "Надежный", "Дозорный", "Проворный", "Преданный".

2.4. ПСКР пр. 733 (на базе морского буксира пр. 733): ПСКР-460.

2.5. ПСКР пр. 745 (на базе морского буксира пр. 1454): "В. Кингиссепп", "Заполярье", "Ладога", "Тверь" (ранее назывался "Енисей"), "Урал".

2.6. ПСКР пр. 97П: "Мурманск" (ранее носил имена "Имени 26 съезда КПСС", "Иртыш")

2.7. ПСКА (для службы в порту Мурманск) пр. 376 типа "Ярославец", пр. ... типа "Кулик", пр. 1490 и др. (количество и номера требуют уточнения).

 

3. 1990 год – настоящее время

3.1. ПСКР проекта 862: "Плутон", "Стрелец".

3.2. ПСКР проекта 10410: "Бриз", "Подольск", "Нептун", "Сыктывкар", "Нарьян-Мар"

3.3. Патрульное судно проекта 6457С ("Спрут"): ПС-823.

 

Прошу вносить поправки, уточнения и дополнения

Изменено пользователем Зеленый кант 75
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Еще в Кувшинской Салме с 1957 по 1959гг. проходил службу ПСКР проекта 52П "Пурга". В 1959г. совершил переход по северному морскому пути на Камчатку и служил там до 1990 года.

http://s48.radikal.ru/i119/1003/8f/e514074f2aca.jpg

 

Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:

 

полное водоизмещение — 3860 тонн;

длина — 95 метров, ширина — 15 метров;

суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, — 12 000 л. с.;

максимальная скорость при работе трех винтов — 17,5 узла;

дальность плавания при экономическом ходе — 12 600 миль.

 

«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:

 

4 универсальных орудия калибра 100 мм;

4 спаренных зенитных орудия;

4 бомбомета.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Про дивизион "драгоценных камней" можно прочитать, пройдя по ссылке: _http://oldmikk.ru/memory_battle_zap_battle.html#etcА также про службу Скворцова Д.С., трюмного машиниста ПСК-30 "Сапфир": _http://oldmikk.ru/Memory_people_skvorcov_dmitry.html

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Еще в Кувшинской Салме с 1957 по 1959гг. проходил службу ПСКР проекта 52П "Пурга". В 1959г. совершил переход по северному морскому пути на Камчатку и служил там до 1990 года.

Спасибо, дополнение учтено, ПСКР "Пурга" внесен в список. Это тем более важно, что в 1958 году "Пурга" несла активную службу в Баренцевом и Белом морях, задержала немало норвежских судов-нарушителей за незаконный зверобойный и рыболовный промысел в территориальных водах СССР. Позволю себе небольшое уточнение по "Пурге". Наименование проекта первоначально было "52" без каких-либо буквенных индексов. После войны при утверждении правительством кораблестроительной программы было принято решение достроить корабли, строительство которых начиналось до войны, по откорректированным техническим проектам, присвоив им индекс "К". Таким образом, если быть точным, то у "Пурги" проект "52К". И, второе, на "Пурге" было шесть 37-мм 2-х ствольных зенитных автоматических артустановок "В-11": по три с каждого борта. (Источник: Судостроение в первом послевоенном десятилетии. В 5 томах. Том 5. СПб, 1996).
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


ПСКР "Пурга" внесен в список. Это тем более важно, что в 1958 году "Пурга" несла активную службу в Баренцевом и Белом морях, задержала немало норвежских судов-нарушителей за незаконный зверобойный и рыболовный промысел в территориальных водах СССР.

Спасибо за уточнение, Андрей Алексеевич! Хотя про этот проект "Пурги" материала много. А вот про первую "Пургу", которая затонула в 1939г. очень мало. Кое что я нашел конечно, могу выложить в тему если будет нужно. Хотя уже Сергей (Vakula) все уже написал в теме ПСКР "Пурга"

С уважением!!!

Изменено пользователем Сергей Смирнов
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Сергей Смирнов

Сергей, это та самая книга. У нее вообще три автора, один из них Кудинов Н.Н., бывший командир Кувшинской бригады, и бывший начмор ПВ.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Привет все патриотам Кувшинки.!Андрей Алексеевич, я смотрю тема истории нашей бригады развивается достаточно энергично.Думаю со временем подтянутся еще незнающие про эту тему, а у меня к Вам новое предложение котое, я думаюбудет сопутствовать теме истории 1 ОКБПСКР. Во время слубы именно такое официальное название носила в\ч 2289 и кажется ни кто не отбирал у бригады звание краснознаменной. Просто в те времена слишком была завышена секретность и поэтому наверное не всегда прозносилось имя бригады, а в основном фигурировал № в\ч. (совмесное упоминание №в\ч и названия части уже являлись ДСП). Прошлым нужно гордиться, а не отрекаться от него в угоду сеяминутным веяниям политической моды.С ув.Александр

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Все! Здравствуйте Андрей Алексеевич!При необходимости получеия информации о личном составе кораблей периода ВОВ. можно узнать в ОБД "Мемориал".Изменяя запросы и ориентируясь на даты. можно получить информацию о погибших членах экипажа корабля.ОБД "Мемориал". www.obd-memorial.ru/ "СКР-27" ("Жемчуг") 11.08.41. "СКР-29" ("Бриллиант") 12.05.1942. 23.09.1944. p.s. Информация пока не полная. Работы по пополнению банка данных продолжаются. С большим уважением! Павел Кузьмин.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Пограничные корабли вносили достойный вклад в общее дело борьбы с врагом. Семь сторожевых кораблей 1 - го Северного отряда пограничных судов, которым командовал капитан 2 ранга А. И. Дианов, - "Бриллиант", "Айсберг", "Жемчуг", "Нептун", "Рубин", "Бриз", "Сапфир", а также "малые охотники" и катера действовали в составе Северного флота, надежно прикрывая с моря позиции наземных войск. Уже на третий день войны сторожевой корабль "Нептун", находившийся в дозоре у м. Святой Нос, вступил в бой с шестью немецкими самолетами. Меткий артиллерийский огонь моряков - пограничников в сочетании с умелым маневром раз за разом срывал прицельное бомбометание. Получив несколько серьезных повреждений, "Нептун" все же оказался победителем в этом бою и своим ходом дошел до базы. За мужество и воинское мастерство, проявленные в том бою, большая группа экипажа корабля была награждена орденами и медалями. Среди них командир корабля старший лейтенант Н. Поровенко, старшины Г. Чесноков, В. Непочатых, А. Маслинский и краснофлотец Я.Балакирев.24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом отряд пограничных кораблей перебазировался в Иокангу для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника. За первые 20 дней войны бывшие пограничные сторожевики потопили в водах Баренцева и Белого морей пять фашистских подводных лодок.25 ноября 1941 г. сторожевой корабль "Бриз" нес дозорную службу у м. Святой Нос. Наблюдатель старшина 2-й статьи Чижов в непосредственной близости от корабля увидел всплывающую немецкую подводную лодку. Командир "Бриза" В.А. Киреев, мгновенно оценив обстановку, принял единственно правильное и смелое решение - таранить ее. Кованым железным форштевнем корабль ударил лодку в борт в районе аккумуляторного отсека. Немецкая подводная лодка, задрав нос, пошла ко дну.Об активности боевой деятельности моряков - пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29 "Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.С 1942 г. на сторожевые корабли 1 - го Северного отряда погрансудов была возложена задача совместно с кораблями Северного флота обеспечивать движение союзнических конвоев в западном секторе Арктики и в районе Новой Земли, Карского моря и острова Диксон. 13 мая корабли "Рубин" , "Бриллиант", "Бриз" и "Айсберг" вместе с эскадренными миноносцами Северного флота в районе м. Нордкап приняли союзнический конвой ”Р – 16” и конвоировали его в Архангельск. Сорок пять самолетов противника атаковали конвой, но корабли боевого охранения не подпустили их к транспортам, приняв весь удар на себя. "Айсберг" получил серьезные повреждения от разрывов бомб. Вышли из строя машины, отдельные агрегаты, образовалась сильная течь в корпусе. Однако все повреждения ликвидировались личным составом и движение не задерживалось. Конвой был доставлен в порт без потерь. •Боевая деятельность моряков - пограничников по защите Заполярья и северных морских коммуникаций продолжалась по 1944 г. За это время только семь бывших пограничных кораблей и катеров ("Айсберг", "Бриз", "Бриллиант", "Рубин", "Сапфир", ПК-251 и ПК-252) находились на выполнении боевых заданий 4163 суток, прошли 201503 мили и отконвоировали 1443 советских и иностранных транспорта.

Судя по этой информации, в список кораблей необходимо добавить:СКР-24 "Айсберг"СКР-25 "Бриз" - здесь более полная информация о нем _http://zhurnal.lib.ru/t/tonina_o_i/skr_25_briz.shtmlСКР-? "Нептун" С уважением!!!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


   *tease* Паврни здаввствуйте все . Раньше не  смог йти на связь.  Сегодня  у нашего  Валерия Чебиряко день рождениеия.  Валера от всей души поздравляю тебя  с твоим праздником  днем  ангела!!! Всех земных и человеческих благ.  Любви большой и чистой. Друзей верных настоящих. Успехов  в жизненном пути. Не болеть не кашлять. Как говорится  всего , тебе  всего. Санек!!! :drinks:*russian*

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А вот есть вопрос у меня - во время войны что находилось в Кувшинской Салме, если 1-й Северный отряд пограничных судов был перебазирован в Йоканьгу?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А вот есть вопрос у меня - во время войны что находилось в Кувшинской Салме, если 1-й Северный отряд пограничных судов был перебазирован в Йоканьгу?

В Кувшинской Салме базировалась бригада торпедных катеров. Там есть и кладбище катерников (за сопкой выше учебных классов).

 

А вот про первую "Пургу", которая затонула в 1939г. очень мало. Кое что я нашел конечно, могу выложить в тему если будет нужно. Хотя уже Сергей (Vakula) все уже написал в теме ПСКР "Пурга"

С уважением!!!

Сергей, информация о первой "Пурге" важна для нашей темы, т.к. с 1930 по 1939 год это был один из самых результативных в службе кораблей Кувшинки. Можно выложить сюда.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


В Кувшинской Салме базировалась бригада торпедных катеров. Там есть и кладбище катерников (за сопкой выше учебных классов).

Кладбище действительно осталось, только не за учебными классами, а выше гауптвахты и склада ГСМ, в советское время пионерская дружина Кувшинской школы боролась за имя героя-катерника Князева. И в школе был небольшой музей, посвященный катерникам. И в школьной библиотеке была книга "Катерники" (если не ошибаюсь) в ней как раз рассказывалось про будни катерников в Кувшинской Салме во время войны.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Кладбище действительно осталось, только не за учебными классами.....

Здравствуйте,Все!Братцы,мне стыдно даже признаться,но я не был не у памятника,не про кладбище не сном, не духом *blush2* .Всё как-то не до этого было. А вот в инете нашёл статью и герб поселения Кувшинская Салма.Я думаю,что он тоже имеет отношение к истории бригады?С уважением ! Изменено пользователем 415
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Немного о "Пурге":"Пурга" - это бывший "Боривой", бывший крепостной ледокол и буксировщик артщитов Крепости Петра Великого. Построен в Ревеле в 1914-1916 гг, но фактически был окончательно доделан только в 1918 г. 3.9.1918 включен в состав ДОТ БФ в качестве посыльного судна. 21.11.1918 сдан Трансбалту и исключен из списков. В 1919 г переименован в "Пурга". Буксировщик артиллерийских щитов литеры "А". Головной в серии из 6 ед. (три для флота и три для Военного министерства) Спецификационные элементы: нормальное водоизмещение 925 т наибольшая длина 57,1 м ширина 9,5 м осадки при Днорм 4,3 м индикаторная мощность ПМ 2800 л.с. скорость полного хода 14,0 уз. Он имел современное по тому времени навигационное оборудование и средства связи: гирокомпас, магнитный компас, эхолот, радиопеленгатор, длинно- и коротковолновый передатчики, УКВ приемник, Вооружен был трехдюймовой пушкой и двумя пулеметами. В 1930 г. Мурманская пограничная база получила корабль 2 ранга, пришедший в Заполярье из Балтики. С его приходом охрана акватории Баренцева и Белого морей значительно улучшилась. До конца 30-х годов СКР "Пурга" оставался флагманом погранохраны Заполярья.3 апреля 1939 г. при невыясненных обстоятельствах погиб находившийся на службе сторожевой корабль "Пурга" (ст. л-нт Калганов) со всем экипажем... В общем - вывод - взрыв котла...

Пограничный сторожевой корабль "Пурга", приписанный к Мурманской погранбазе, исчез 3 апреля 1939 года. Что случилось, было совершенно непонятно. Единственным результатом долгих поисков на море оказались тела шести из 85 членов экипажа. Возможно, корпус корабля просто не выдержал тяжелой ледовой службы. Однако основными версиями стали, естественно, измена Родине или вредительство. Кто мог дать гарантию, что командир "Пурги" старший лейтенант Калганов не увел боевой корабль к врагам, окружившим Страну Советов плотным кольцом? Но поскольку во вражеских портах ледокол не обнаружили, на первый план вышла версия вредительства. Правда, свалить все на пропавших моряков было невозможно. Ведь их отбирало, готовило и проверяло и командование погранбазы, и военная контрразведка —- Особый отдел. И следствие, которое Особый отдел вел фактически против самого себя, забуксовало. Чтобы вывести дело из тупика, в мае 1939 года в Мурманск отправили начальника Главного управления пограничных войск комдива Григория Соколова и замначальника Особого отдела НКВД Ленинградского военного округа Константина Самохвалова.

С уважением!!!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Все! Cергей 415 не одинок. У меня. посещение памятника и знание о нахождении кладбища на территории части --- аналогичный случай. Не был. не знал. Убедился в том, что я и по " Истории части"-- полный ноль. Это не наша вина и многое уже не исправить. Огромное спасибо Андрею Алексеевичу. что взялся нас просвятить. Лучше поздно. чем никогда. С уважением! Павел Кузьмин.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


http://s53.radikal.ru/i140/1003/08/ff2065450316.jpg

 

Ярославна. с 5.2.1924—Воровский. Бывшая американская паровая яхта Лизистрата, построена в 1901 в Англии. 6.7.1916 куплено Морведом и 5.12.1916 включено в состав ФСЛО. В 8.1918 захвачено белогвардейцами в Архангельске, являлось флагманским кораблем ФСЛО. В 3.1920 оставлено белогвардейцами в Белом море при эвакуации из Архангельска. 24.4.1920 в качестве крейсера-заградителя включено в состав Морских Сил Северного Моря. В 3.1921 возвращено в класс посыльных судов. С 14.11.1922 по 24.11.1923 в качестве пограничного сторожевого корабля входило в состав МПО ОГПУ. 21.1.1924 переклассифицировано в сторожевой корабль. 14.7.1924 ушло из Архангельска в состав Морских Сил Дальнего Востока. 20.11.1924 прибыло во Владивосток и вошло в состав Морских Сил Дальнего Востока. С 9.1926 входило в состав Амурской Флотилии, а 30.4.1931 передано МПО НКВД.

 

 

 

Водоизмещение 3315т.

Размерения, 96,6 х 12,2м

Мощноть, 3500л.с.

Скорость, 18узл.

Вооружение 2 - 120, 2 - 47, 2 пул

С уважением!!!

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Большие охотники проекта 122а

 

«Машинист» (с 4.1.1945 —БО-134). Зал. в окт. 1941 г. на заводе № 402 (зав. № 143). 14.6.1942 зач. в списки кораб­лей ВМФ. Спущ. на воду 26.5.1944, вступ. в строй 26.6.1944, 30.6.1944 г., подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в со­став СФ, командир — капитан-лейтенант П.Г.Яван. Участвовал в ВОВ (защита внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной службы в Баренцевом, Белом и Карском морях. С 16.2.1945 входил в состав Иоканьгс­кой ВМБ БВФ СФ). 24.6.1949 передан МПЧ для использования в качестве ПСКР и 1.8.1949 исключен из состава ВМФ. Участвовал в охране гос. границы и рыболовных промыслов у побережья Кольского полуострова и горле Белого моря. В середине 1950-х гг. искл. из со­става МПЧ и сдан в ОФИ для разоруже­ния и реализации.

 

«Моторист» (с 4.1.1945 —БО-135). Зал. весной 1942 г. на заводе № 402 (зав. № 150). 14.6.1942 зач. в списки ко­раблей ВМФ. Спущ. на воду 19.8.1944, вступ. в строй 19.11.1944, и, подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в со­став СФ, командир — капитан-лейтенант М.М.Кульчицкий. Участвовал в ВОВ (за­щита внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной служ­бы в Баренцевом, Белом и Карском мо­рях. С 16.2.1945 входил в состав БВФ СФ). 24.6.1949 передан МПЧ для исполь­зования в качестве ПСКР и 1.8.1949 ис­ключен из состава ВМФ. Участвовал в охране гос. границы и рыболовных про­мыслов у побережья Кольского полуост­рова. 7.3.1955 исключен из состава МПЧ в связи с передачей ДОСААФ для ис­пользования в учебных целях.

 

«Турбинист» (с 4.1.1945 — БО-136, с 31.5.1955 — «Вьюн»). Зал. весной 1942 г. на заводе № 402 (зав. № 151). 14.6.1942 зач. в списки кораблей ВМФ. Спущ. на воду 19.8.1944, вступ. в строй 19.11.1944, и, подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в состав СФ, командир — ст. лейтенант А.С.Чурсин. Уча­ствовал в ВОВ (защита внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной службы в Баренцевом, Бе­лом и Карском морях; с 16.2.1945 вхо­дил в состав БВФ СФ). 24.6.1949 пере­дан МПЧ частям для использования в качестве ПСКР и 1.8.1949 исключен из состава ВМФ. Участвовал в охране гос. границы и рыболовных промыслов у по­бережья Кольского полуострова и горле Белого моря. 7.3.1955 возвращен ВМФ и в качестве ОС передан в распоряже­ние 220-го полигона ЦУ ВМФ. 10.7.1956 искл. из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реа­лизации. 27.7.1956 расформирован.

 

БО-153 (с 31.12.1946 —БО-168). 28.7.1945 зач. в списки кораблей ВМФ. 31.7.1945 зал. на заводе № 402 (зав. № 168), но 23.7.1946 был снят со строитель­ства и 22.8.1946 искл. из состава ВМФ. 7.10.1946 постройка возобновлена, вто­рично зач. в списки кораблей ВМФ. 31.12.1946 был вновь искл. из состава ВМФ в связи с передачей МПЧ. Спущ. на воду в авг. 1947 г. и в 1948 г. вступил в строй, командир — капитан-лейтенант Васильев. Участвовал в охране гос. гра­ницы и рыболовных промыслов у побе­режья Кольского полуострова. 7.3.1955 исключен из состава МПЧ в связи с пе­редачей комитету ДОСААФ для исполь­зования в учебных целях.

 

Большие охотники проекта 122а (находились в составе Иоканьгской ВМБ БВФ СФ)

 

Штурман» (с 4.1.1945 —БОИ 31). Зал. в окт. 1941 г. на заводе № 402 (зав. № 140) и 14.6.1942 зач. в списки кораб­лей ВМФ. Спущ. на воду 25.9.1943, вступ. в строй 14.4.1944, 25.5.1944 вошел в со­став СФ, командир — капитан-лейтенант Гущин. Участвовал в ВОВ (защита внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной службы в Барен­цевом, Белом и Карском морях. С 30.1.1945 по 16.2.1945 входил в состав Иоканьгской ВМБ БВФ СФ). 16.10.1956 исключен из состава ВМФ в связи со сда­чей г ОФИ для разоружения, демонта­жа и реализации. 9.11.1956 расформи­рован.

 

«Рулевой» (с 24.4.1944 — «Кировец», с 4.1.1945 —БО-132, с 27.12.1956 — МПК-132). Зал. в окт. 1941 г. на заводе № 402 (зав. № 141) на средства, собранные трудящимися, и 14.6.1942 зач. в списки кораблей ВМФ. Спущ. на воду 5.10.1943, вступ. встрой 1.6.1944, 30.7.1944, подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в со­став СФ, командир — ст. лейтенант Анд­реев. Участвовал в ВОВ (защита внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной службы в Барен­цевом, Белом и Карском морях. С 30.1.11945 по 16.2.1945 входил в состав Иоканьгской ВМБ БВФ СФ). В период с авг. 1949 г. по окт. 1951 г. на СРЗ-7 в г. Таллине проходил кап. ремонт. С 24.12.1955 входил в состав ЛенВМБ. 27.10.1956 отнесен к подклассу МПК. 28.1.1958 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 3.4.1958 рас­формирован.

 

«Механик» (с 4.1.1945 — БО-133, с 27.12.1956 —МПК-133, с 25.11.1957 — УТС-52). Зал. в окт. 1941 г. на заводе № 402 (зав. № 142) на средства, собран­ные трудящимися, и 14.6.1942 зач. в списки кораблей ВМФ. Спущ. на воду 20.5.1944, вступ. в строй 23.6.1944 (по др. данным 23.7.1944), 30.7.1944, подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в состав СФ, командир — ст. лейтенант С.Д.Смирнов. Участвовал в ВОВ (защи­та внутр. и внешних коммуникаций и баз, несение конвойной и дозорной службы в Баренцевом, Белом и Карском морях. С 30.1.1945 по 16.2.1945. входил в со­став Иоканьгской ВМБ БВФ СФ). В пери­од с окт. 1948 г. по янв. 1953 г. на СРЗ-35 в г. Мурманске проходил кап. ремонт. 27.12.1956 отнесен к подклассу МПК. 30.10.1957 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в УТС и поставлен на прикол, 6.10.1958 искл. из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 17.1.1959 расформирован.

 

 

 

 

Большие охотники проекта 122бис (насколько я понял, в Кувшинской Салме находились непродолжительное время)

 

 

БО-372 (с 12.8.1956 —БО-533, с 19.9.1957 — ПСКР-438, с 15.10.1960 — МПК-220). Зач. 16.8.1951, зал. 24.11.1951 на заводе № 340 (зав. № 533). Спущ. на воду 25.1.1952. Вступ. в строй 14.10.1952 и 18.10.1952 зач. в состав СФ. 12.8.1953 передан в МПЧ МГБ Карело-Финского ПО и 15.9.1953 искл. из состава ВМФ. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и введен в состав МПЧ ТОПО. 15.10.1960 вновь зач. в состав ТОФ. С 10.11.1962 по 25.7.1964 проходил кап. ремонт в Ха­баровске. 13.5.1966 искл. из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ и 1.9.1966 расформирован.

 

БО-375 (с 12.8.1956 —БО-536, с 19.9.1957 — ПСКР-439, с 15.10.1960 — МПК-203). Зач. 15.10.1951, зал. 23.12.1951 на заводе № 340 (зав. № 536). Спущ. на воду 12.3.1952. Вступ. в строй 11.10.1952 и 15.10.1952 зач. в состав СФ. 12.8.1953 передан в МПЧ МГБ Карело-Финского ПО и 15.9.1953 искл. из соста­ва ВМФ. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и введен в со­став МПЧ ТОПО. 15.10.1960 вновь зач. в состав ТОФ и отнесен к подклассу МПК. С 10.11.1962 по 25.7.1964 проходил кап. ремонт в Хабаровске. 13.5.1966 искл. из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ и 1.9.1966 расформирован.

 

БО-376 (с 12.8.1956 — БО-537, с 19.9.1957 — ПСКР-440, с 15.10.1960 — МПК-223). Зач. 15.10.1951, зал. 29.12.1951 на заводе № 340 (зав. № 537). Спущ. на воду 17.3.1952. Вступ. в строй 11.10.1952 и 15.10.1952 зач. в состав СФ. 12.8.1953 передан в МПЧ МГБ Карело-Финского ПО и 15.9.1953 искл. из соста­ва ВМФ. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и введен в со­став МПЧ ТОПО. 15.10.1960 вновь зач. в состав ТОФ и отнесен к подклассу МПК. С 1.9.1961 по 19.11.1961 находился на коне, в Хабаровске. 26.6.1964 искл. из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ и 15.12.1964 расформирован.

 

БО-377 (с 12.8.1956 —БО-538, с 19.9.1957 —ПСКР-441, с 15.10.1960 — МПК-225). Зач. 15.10.1951, зал. 14.1.1952 на заводе № 340 (зав. № 538). Спущ. на воду 25.4.1952. Вступ. в строй 30.9.1952 и 4.10.1952 зач. в состав СФ. 12.8.1953 передан в МПЧ МГБ Карело-Финского ПО и 15.9.1953 искл. из состава ВМФ. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и введен в состав МПЧ ТОПО. 15.10.1960 вновь зач. в состав ТОФ и отнесен к подклассу МПК. С 1.9.1961 по 19.11.1961 находился на коне, в Хабаровске. 26.6.1964 искл. из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ и 15.12.1964 расформирован.

 

БО-404 (с 10.9.1953 —БО-565, с 19.9.1957 — ПСКР-442). Зач. 21.6.1952, зал. 2.10.1952 на заводе № 340 (зав. № 565). Спущ. на воду 16.2.1953. Вступ. в строй 31.8.1953. С 8.7.1953 временно зач. в состав КВМК, а 10.9.1953 вкл. в состав МПЧ МГБ Карело-Финского ПО и 29.9.1953 исключен из состава КВМК. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и вкл. в состав ТОПО.

 

БО-408 (с 20.10.1953 —БО-569, с 19.9.1957 — ПСКР-443, с 15.10.1960 — МПК-228). Зач. 5.7.1952, зал. 25.11.1952 на заводе № 340 (зав. № 569). Спущ. на воду 11.4.1953. Вступ. в строй 20.10.1953. С 21.8.1953 временно зач. в состав КВМК, 29.9.1953 искл. из состава ВМФ и 20.10.1953 вкл. в состав МПЧ МГБ Карело-Финского ПО. В 1954 г. по СМП переведен из Кувшинной Салмы на ДВ и вошел в состав ТОПО. 15.10.1960 вновь вкл. в состав ТОФ и отнесен к под­классу МПК. С 1.9.1961 по 19.11.1961 находился на коне, в Хабаровске. 26.6.1964 искл. из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ и 15.12.1964 расфор­мирован.

 

http://s49.radikal.ru/i125/1003/54/75f634bf8659.jpg

Изменено пользователем Сергей Смирнов
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Про морские охотники МО-4 информация здесь - _http://russ-flot.narod.ru/x-0014_MO-IV.htmС уважением!!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Про морские охотники МО-4 информация здесь - _http://russ-flot.narod.ru/x-0014_MO-IV.htmС уважением!!!

Сергей, спасибо за столь обширную информацию, теперь можно восстановить корабельный состав в наименее известный период истории части: конец сороковых - начало пятидесятых.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Сергей, спасибо за столь обширную информацию,

Стараюсь по мере возможности искать всю возможную информацию о нашей бригаде. Все же очень благое дело затеяли и история должна быть написана. Поиски буду продолжать. Как вы понимаете, вся информация взята с интернета. Если будут какие то уточнения и дополнения, то нужно конечноо же высказывать их. С уважением!!!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...