Строитель Опубликовано 7 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2008 Вот сайт о связи и в частности страница с армейским радиостанциями. Здесь мы встретим своих "старых знакомых". Хрипящих, свистящих и что греха таить, иногда подводивших нас. Но всё равно нужных и дорогих сердцу радиста. location=\'http://www.radioscanner.ru/trx/military/\'script>');" title='http://www.radioscanner.ru/trx/military/'>http://www.radioscanner.ru/trx/military/ Есть краткое описание. Вот те с которыми приходилось работать мне. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
БАРС Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 У нас основными "походными" и автомобильными были "Р-392" и "Айва".Воспоминания добрые, хоть и всякое бывало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чилим Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 (изменено) У нас основными "походными" и автомобильными были "Р-392" и "Айва".У нас, кроме того, дежурные по ПЗ и каждая смена ПТН работали на РС "Сокол" (обиходовое название). В приведенном перечне не нашел ее, может она там и есть, иначе поименованная...И еще каждый ПТН был оснащен отдельной РС для связи с гражданскими судами по общему каналу безопасности (использовали для опознания "целей") Изменено 8 февраля, 2008 пользователем Чилим Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ПСБ Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 Одно время плотно с Р-143 "Багульник" общался. Ну и как все Р-392 и "Айва", но про них не буду - и так все всё знают...Одна оригинальность имелась - Р-111. Ее обычно шурупы на всяких БТРах использовали, но... За одной не углядели. Кто-то из предков ее прихватизировал и на родной УС приволок. Работала на тех же частотах, что и 392-я, но вот беда - вызов у нее отсутствовал. Хотя мощща была будь здоров! И еще автоматическая настройка была. Аж на четыра частоты, и настраивалась прикольно - имелась здоровая, специально обученная отвертка, которую пихали жалом в мудрую дырку на передней панели и затягивали здоровый винт. При необходимости выйти на эту частоту, нажималась соответствующая кнопка и все! Внутрях с жутким воем, начинал работать двигатель, который через редуктор крутил гетеродин до нужной точки, зафиксированной винтом... Внушало!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чилим Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 Да, и 392я у нас присутствовала на одном из "отдаленных ПТНов (читай "точка")Использовали для связи с ПСКРами, либо как резервную при выходе из строя "сокола" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mope Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 Одна оригинальность имелась - Р-111. Ее обычно шурупы на всяких БТРах использовали, но... За одной не углядели. Работала на тех же частотах, что и 392-я, но вот беда - вызов у нее отсутствовал. Хотя мощща была будь здоров! И еще автоматическая настройка была. Аж на четыра частоты, и настраивалась прикольно - имелась здоровая, специально обученная отвертка, которую пихали жалом в мудрую дырку на передней панели и затягивали здоровый винт. При необходимости выйти на эту частоту, нажималась соответствующая кнопка и все! Внутрях с жутким воем, начинал работать двигатель, который через редуктор крутил гетеродин до нужной точки, зафиксированной винтом... Внушало!!!Что-то описание работы, очень Р-123 напоминает Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Строитель Опубликовано 8 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 На этом сайте много чего нет. На Тянь-Шане, в колонне связи, была Р-129, но совсем не похожа на ту которая на фото.Зато на складе отряда лежала такаааааааяяяя, тааакаааааяяяя. Тропосферная, для связи с Москвой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Urij Опубликовано 8 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 На Р-140 начиналась служба. Затем служил на приемном радиоцентре округа. Были токо приемники. Наши передатчики находились за 25 верст. Всега щас и не припомниш...Но старый добрый надежный Р-155 не забуду. Был и Р-399, "Катран" вроде бы было другое название... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Seeburg Опубликовано 27 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2008 А на 240ой радиорелейной никто не работал? Мы на выездах ловили телеканалы, слушали как радио. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vitalyi Опубликовано 28 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2008 Во время службы пришлось познакомиться по ближе с Р-129, Р-!07 и конечно Р-392. Самая тяжелая Р-129. Потаскаться пришлось со всеми. Из недостатков, в гористой местности Р-392 работала не уверенно, дальность приема и передачи уменьшалась существенно. А так в основном притензий не было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Строитель Опубликовано 28 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2008 На этом сайте много чего нет. На Тянь-Шане, в колонне связи, была Р-129, но совсем не похожа на ту которая на фото.Вот она. Нашел. Та была Р-159, а не Р-129!location=\'http://www.cqham.ru/trx/r159.html\'script>');" title='http://www.cqham.ru/trx/r159.html'>http://www.cqham.ru/trx/r159.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
dem Опубликовано 28 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2008 В свое время пришлось плотно пообщаться и со 143-й, и "Соколом", и 159-й, и 130-й, и "Айвой", и 392-й, и даже 107-ю малость потаскал, правда на учебке. Короче говоря, все что было носимое и не очень потаскали и поэксплуатировали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
гург Опубликовано 8 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2008 Да связь енто тоже оружие, ежели Р-392 взять и по башке как шарахнуть, эффект потрясаюшчий. У мина были такие станции на погзе которые по два и по три срока эксплуатации прошли. А ишо бачи были которые енти станции ломали. Например антенна к станции привязывалась так как фиксаторы в отверстиях давно поломалися. Ну вот они значит антенны вытаскивали чтоб не мешали а потом на тангету жали ну и ,,,,, пипец транзистор перегорал и приехали. А потом начиналосьо командир так было я ничего не знай по русски плохо плохо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Строитель Опубликовано 8 марта, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 8 марта, 2008 Да связь енто тоже оружие, ежели Р-392 взять и по башке как шарахнуть, эффект потрясаюшчий. а потом на тангету жали ну и ,,,,, пипец транзистор перегорал и приехали. А потом начиналосьо командир так было я ничего не знай по русски плохо плохо.У нас 392-е отлично работали.А вот за их порчу надо было по рогам надавать! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
гург Опубликовано 9 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2008 У нас 392-е отлично работали.А вот за их порчу надо было по рогам надавать!Рога у них поверь были напрочь отшиблены. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Wolodij Опубликовано 29 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2008 У нас, кроме того, дежурные по ПЗ и каждая смена ПТН работали на РС "Сокол" (обиходовое название). В приведенном перечне не нашел ее, может она там и есть, иначе поименованная...И еще каждый ПТН был оснащен отдельной РС для связи с гражданскими судами по общему каналу безопасности (использовали для опознания "целей")Какие хорошие р/станции и 35 лет назад они были. "Сокол МЗ" -это комплект радиостанций: стационарная, которая была у ДС и 4-6 Р-392. Стационарная -та же Р-392, только в стилизованном корпусе и плюс блок питания. Ещё были станции системы "Глёт". На заставах чаще всего было две: стационарная и носимая-симпатичные такие. Жёлтенькие. Для связи с морем и воздухом на ПТН у нас стояла Р-609, помоему. Она работала с ЗАСом. Ну и конечно Р-105М, Р-107 и Р-107М. Эти только возить желательно, ни каждый мечтал их таскать. У нас во время учений на привале один поставил Р-107 на боковинку БТР, а тот уехал. Он через час вспомнил, что станции нет. Так она его измотала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
2297 Опубликовано 31 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2008 "Связь - это тоже оружие" Да ещё какое! Вот статейка для наших связистов и всех интересующихся тоже. ПЕРВАЯ ПОБЕДА РАДИО В ВОЙНЕ Еще в 1892 году в Петербурге была подписана франко-русская военная конвенция, предусматривающая, что в случае нападения держав Тройственного союза Франция и Россия придут на помощь друг другу. При этом Россия обязалась выставить на германском фронте 800-тысячную армию на пятнадцатый день мобилизации и в тот же день начать наступление. Позже даже было определено направление главного удара против Германии в Восточной Пруссии от Нарева на Алденштейн. Установление срока перехода в наступление на 15-й день означало, что в дело может быть введена только треть русской армии, для полного развертывания которой требовалось 40 дней. Исследователи назвали это роковым решением. Другим роковым решением, прошедшим мимо внимания историков, было то, что начальник армейского шифровального бюро полковник Андреев вплоть до последней минуты перед началом боевых действий воздерживался от рассылки нового шифра, предназначенного для использования в военный период. Его понять можно: он не без оснований опасался того, что шифры попадут в Германию или Австро-Венгрию. Так или иначе, эта мера предосторожости привела к грустным последствиям. Германия объявила войну России 1 августа, а Франции — 3 августа 1914 года и на другой день начала наступление на Париж. Ситуация приобретала для французов драматический характер. 5 августа было пере дано отчаянное обращение французского правительства с просьбой о помощи. Посол Франции Палеолог обивает пороги русских ведомств, домогаясь ускорения наступления в Восточной Пруссии: «Подумайте, какой тяжелый час пробил для Франции!» 10 августа Ставка отдает первую директиву Северо-Западному фронту: «По имеющимся вполне достоверным данным, Германия направила свои главные силы против Франции, оставив против нас часть своих сил... необходимо и нам, в силу союзнических обязательств, поддержать французов... Верховный главнокомандующий полагает, что армиям Северо-Западного фронта необходимо теперь же подготовиться к тому, чтобы в ближайшее время, осенив себя крестным знамением, перейти в спокойное и планомерное наступление». Что ж, осенять себя знамением в России всегда умели, осенили и на этот раз и двинулись в наступление, хотя руководители русского Генштаба Янушевский и Жилинский заявили 13 августа: «Поспешное наступление на Восточную Пруссию осуждено на неудачу, так как войска еще слишком разбросаны, и перевозка встречает массу препятствий». К этому времени у немцев было полуторное превосходство в боевой силе, прежде всего в артиллерии: ее количестве, калибре и обеспеченности боеприпасами. Однако стратегическая разведка была поставлена у них весьма примитивно. Фактически до первого крупного пограничного столкновения командование немецкой армии почти ничего не знало о противнике. Отправка немецких войск на фронт. 1914 год Утром 17 августа русская армия Ренненкампфа на семидесятикилометровом фронте вступила в Восточную Пруссию. 20 августа немецкие дивизий, имея превосходство в главной силе и артиллерии, атаковали гумбиненскую группу русских войск. Войска шли в бой густыми цепями, почти колоннами, со знаменами и пением, без достаточного учета местности, там и сям виднелись гарцующие верхом командиры. Возмездие не замедлило наступить — русские войска продемонстрировали отличную стрелковую выучку. В бою под Гумбиненом немецкие войска 8-й армии были наголову разбиты. Командующий армией фон Притвиц принял решение оставить Восточную Пруссию, уйти за Вислу, умолял прислать подкрепление. Нетрудно было представить себе ближайшие последствия: марш русской армии на Берлин, до которого от Восточной Пруссии рукой подать. Притвица и его начальника штаба Вальдерзее увольняют в отставку. Призванный из отставки генерал Гинденбург и новый начальник штаба 8-й армии Людендорф срочно выезжают в Восточную Пруссию. Но самое главное — начальник полевого Генерального штаба и фактический руководитель германской армии фон Мольтке принимает решение об усилении Восточного фронта за счет Западного. Туда отправляются два корпуса и кавалерийская дивизия, еще один корпус ждет отправки, находясь в резерве. Это происходит в преддверии решительного сражения в начале сентября на Западном фронте — битве на Марне. Последствия всего этого стали ясны в начале сентября, когда свершилось «чудо на Марне»: немцы были у ворот Парижа, но у них не хватило сил для последующего удара, не хватило двух корпусов. Уинстон Черчилль в статье, опубликованной в мае 1930 года в газете «Дейли телеграф», писал: «Очень немногие слышали о Гумбинене, и почти никто не оценил ту замечательную роль, которую сыграла эта победа. Русская контратака 3-х корпуса, тяжелые потери Макензена вызвали в 8-й немецкой армии панику, она покинула поле сражения, оставив на нем своих убитых и раненых, она признала тот факт, что была подавлена мощью России...» Многие западные историки считают, что надо признать справедливым выражение, что сражение на Марне, или как его называют, «чудо на Марне», было выиграно русскими. Что же происходило в это время в самой Восточной Пруссии? Ренненкампф, разбив при Гумбинене генерала Макензена, 17-й армейский корпус которого попал под жестокий артиллерийский огонь, понес огромный урон, потеряв до трети своих сил и в панике отступил, вместо того чтобы преследовать Макензена и вышвырнуть из Восточной Пруссии, в нерешительности остановился. С юга должна была наступать 2-я русская армия генерала от кавалерии Самсонова. По идее Ставки и командования Северо-Западного фронта, она должна была вместе с армией Ренненкампфа замкнуть кольцо окружения и полностью уничтожить немецкие войска. Замысел хороший, но что получилось на самом деле? Армия Самсонова была брошена в наступление в условиях полной оперативной неготовности и... при отсутствии связи с армией Ренненкампфа, а следовательно, и взаимодействия с ней. Когда армии начали связываться между собой по радио, выяснилось, что в армии Ренненкампфа уж& получен новый шифр, а старый уничтожен. В армии же Самсонова был только старый шифр. Обе армии говорили «на разных языках» а потому решили перейти на родной, русский — рации стали работать открытым текстом. И вот здесь вступил в действие новый участник восточно-прусской операции — немецкая служба радиоперехвата. Плохая оснащенность русских армий радиосредствами привела к тому, что радиосвязь использовалась только штабами армий и корпусов. Ниже — только телефонная, да и то проводов было так мало, что иногда русским офицерам приходилось разговаривать между собой по телефонам, имевшимся почти в каждом домишке в Восточной Пруссии. Связь между корпусами также находилась не на высоте. К примеру, 13-й корпус армии Самсонова не имел ключей для чтения шифрограмм, поступавших от его соседа — 6-х корпуса. Война шла уже две недели, а русские радисты даже не пытались шифровать свои сообщения, работали открытым текстом. Видя замешательство Ренненкампфа, немцы начали переброску двух своих корпусов с его участка на участок армии Самсонова. Людендорф оставил против Ренненкампфа лишь кавалерийский заслон, имитирующий присутствие войск и наблюдающий за действиями русских. Как раз в это время радиостанция крепости Кенигсберг перехватила две русские радиограммы. Обе поступили от штаба 13-х корпуса армии генерала Самсонова и были переданы открытым текстом. В них точно указывались планы действий, пункты назначения частей корпуса и время их прибытия. Они совпадали с содержанием директивы, обнаруженной в сумке убитого русского офицера. Возможно, русские блефовали? Но Гинденбург и Людендорф решили рискнуть (Гинденбург вообще был «рисковым» человеком: в 1933 году он, будучи президентом, «рискнул» передать власть Гитлеру). Ради победы над Самсоновым, они отдали приказ бросить против него все наличные немецкие силы< На следующее утро к командующему и начальнику штаба поступил новый перехваченный документ — радиограмма Ренненкампфа, переданная открытым текстом его 4-му корпусу. Из нее следовало, что армия будет продолжать весьма неспешное наступление, чтобы выйти к указанным в ней пунктам. В какой-то степени Ренненкампфа можно было понять: не имея связи с армией Самсонова, он не решился зарываться и выдавливать немцев из Восточной Пруссии ранее подхода этой армии. Гинденбург и Людендорф теперь могли быть спокойными за свой левый фланг и все силы бросить претив Самсонова. Но в этот же день произошел еще один случай, беспрецедентный во всей военной истории. Была перехвачена еще одна радиограмма Самсонова в адрес 13-х корпуса, у которого не было шифра. В ней открытым текстом давалась полная картина обстановки с подробным планом последующих действий 2-й армии генерала Самсонова. Это был небывалый подарок для немцев. Сам командующий вражеской армии информировал их о дислокации своих соединений, их силах и намерениях! Только по злому умыслу или из отчаяния можно было так поступить! Злогоумысла у Самсонова не было, оставалось отчаяние. Конечно, немцы учли все «подаренные» им сведения. 26 августа началось генеральное сражение, и через четыре дня армия Самсонова была окружена. Она сражалась"героически: разбила 6-ю и 70-ю ландверные бригады, ландверную дивизию Гольца, 3-ю резервную дивизию, 41-ю и 37-ю пехотные дивизии, нанесла поражение 2-й пехотной дивизии. Но и сама армия Самсонова понесла такие тяжелые потери, что практически перестала существовать. Из кольца окружения сумели выйти только две тысячи человек. Генерал Самсонов покончил жизнь самоубийством. Для человека такой поступок не бесчестен, но со стороны командующего армией он свидетельствует о глубокой неподготовленности к своим высоким обязанностям. Один из историков (Г. С, Иссерсон) писал по этому поводу: «На войне есть достаточно возможностей погибнуть с честью, не прибегая к самоубийству. Если бы генерал Самсонов нашел в себе достаточно воли объединить войска для организованного прорыва, если бы он с боем вышел из окружения хотя бы с одним полком.., лстория могла бы сказать: да, армия Самсонова псЗтерпела грандиозное поражение, к тому было много глубоких причин, но она все же имела достойного командующего». Не смогли воспользоваться победой и Гинденбург с Людендорфом. Перед ними открывались широкие перспективы разгромить не только Северо-Западный, но и Юго-Западный фронт, бросив туда освободившиеся резервы. Но они ограничились только «выталкиванием» русских войск из Восточной Пруссии. Кто же победил в этом сражении? Генерал Гофман писал в своей книге «Война упущенных возможностей»: «Русская радиостанция передала приказ в незашифрованном виде, и мы перехватили его. Это был первый из ряда бесчисленных других приказов, передававшихся у русских в первое время с невероятным легкомыслием... Такое легкомыслие очень облегчило нам ведение войны на востоке, иногда лишь благодаря ему и вообще возможно было вести операции». Следовательно, лавры победителей в этой первой победе в Первой мировой войне можно отдать немецкой радиоразведке, достойно проявившей себя на полях сражений. Германский легкий крейсер «Магдебург» был потоплен русскими моряками в самом начале Первой мировой войны. При его обследовании водолазы извлекли германский морской шифр. Для того чтобы этот факт не стал достоянием противника, водолазам объявили выговоры «за небрежный осмотр вражеского судна». О найденном шифре, в порядке союзнического долга, русские известили британское адмиралтейство, а затем переслали его в Англию. Он оказался весьма полезен, особенно в борьбе с германскими подводными лодками. В 1915 году и сами англичане раздобыли шифр. Однако германские подводные лодки продолжали досаждать, подвергая угрозе все морские связи Великобритании. И хотя против них действовали морские охотники и гидропланы, хотя были изобретены глубинные бомбы, в печати то и дело появлялись сообщения о гибели того или иного пассажирского или торгового судна. Английское адмиралтейство со всех сторон осаждали советами и проектами которые могли помочь обнаруживать и уничтожать подводные лодки. Такие письма приходили даже из Америки. Большинство этих советов не имело никакой ценности, некоторые были просто забавными однако два проекта все же были проверены. Автором одного из них был некто Пирсон, президент общества «Одю-бон» в Нью-Йорке. Он предлагал, чтобы английские подводные лодки, курсируя в определенных районах моря, выбрасывали на поверхность корм, чтобы привлечь береговых чаек. Чайки привыкнут, будут ожидать, подводные лодки и следовать за ними, когда те появятся. А по скоплению чаек можно будет быстро установить место, где подводная лодка находится. Второе предложение исходило от одного зоолога. Он предлагал предоставить в распоряжение адмиралтейства тюленей, которых можно было приучить следовать за подводными лодками. Испытания не были доведены до конца и были прекращены. Бой немецких торпедных катеров с английскими кораблями 31 мая 1916 года Один хорошо известный художник-маринист предложил раскрашивать переднюю часть пароходов, что, по его мнению, препятствовало бы противнику узнавать судно издалека и устанавливать его тоннаж, а в некоторых случаях и направление следования. Это предложение было принято, и на коммерческие суда камуфляж стал систематически наноситься. В свою очередь военно-морская разведка адмиралтейства выступила со следующим предложением. Еще на заре парусного флота были известны «приманные суда». Торговые корабли, совершавшие дальние плавания, где могли встретиться вражеские крейсеры или каперы, часто маскировались под «фрегаты», а на бортах у них устанавливались деревянные пушки. Благодаря такой маскировке многие грузовые корабли благополучно проходили опасную зону, так как мелкие военные суда не решались атаковать крупный корабль. Во время войны Англии с Наполеоном смелый и изобретательный британец, командор Дане, появился в Индийском океане на большом парусном корабле в сопровождении трех других торговых судов, и вид у них был такой грозный, что вражеская эскадра, завидя их, предпочла удалиться. В 1915 году разведчики британского адмиралтейства предложили использовать ту же систему, но в обратном порядке, то есть пускать в море беззащитные на вид пароходы, уже лишившиеся мореходных качеств. Таких негодных на вид судов оказалось немало; их трюмы набили деревом и пробкой, чтобы они могли дольше держаться на воде в случае неравного морского сражения. Мостик, палуба и палубные надстройки таких судов были защищены хорошо замаскированными броневыми плитами. На каждом их этих пароходов были укрыты морские орудия и артиллерийские расчеты. Крейсируя по морским путям, эти «приманные суда» должны были привлекать к себе внимание вражеских подводных лодок. Одновременно по требованию разведки было запрещено продавать последние издания «Регистра Ллойда», чтобы ни один экземпляр этой книги не попал в руки немцев — ведь в самой книге, а также в еженедельно и ежедневно выпускаемых бюллетенях приводились всевозможные сведения о тоннаже, стоимости, времени постройки, конструкции, ежедневном передвижении, часах отправки, назначении и грузах любых кораблей какой угодно национальности. Кораблям-ловушкам было приказано курсировать вдоль береговой полосы Северного моря, где особенно часто встречались германские подводные лодки. Заметив в открытом море такое судно, истинный характер которого нельзя было определить даже в самый лучший морской бинокль, германская подлодка, как это можно было предвидеть, должна была остановить его и сигналами предложить экипажу покинуть корабль. Англичане рассчитывали, что в большинстве случаев подводная лодка приблизится к своей жертве настолько, чтобы потопить ее одной торпедой или вообще сэкономить и потопить судно несколькими выстрелами из орудий. Торпед в Германии становилось все меньше; известно было, что командирам подводных лодок был отдан приказ беречь их. Иногда, выпустив с близкого расстояния торпеду в маневрирующее зигзагами судно, вражеский рейдер поднимался на поверхность, чтобы довершить потопление парохода снарядами из палубного орудия. Этого-то и дожидались артиллеристы «приманного судна». Первая уловка «приманного судна» заключалась в том, что оно высылало команду «паникеров» — часть своего экипажа, замаскированную под матросов торгового флота; один из них изображал собой капитана торпедированного парохода. Они разыгрывали комедию: падали в воду, карабкались из воды в шлюпку вместе со своими пожитками. Это должно было выманить подводную лодку на поверхность; в этом случае она была бы вынуждена ближе подойти к цели, чтобы расстрелять ее наверняка. А когда она оказывалась в нужном месте, «приманное судно» сбрасывало камуфляж: орудия начинали стрелять, и в течение нескольких секунд подводной лодке приходил конец. Все это требовало, конечно, высокого мастерства и опыта со стороны экипажа «приманных судов». В порту члены экипажа «приманных судов» обязаны были держать себя как моряки торговых пароходов. «Останавливайтесь в матросских гостиницах, шатайтесь по портовым кабакам, но ни слова о своем корабле и его особенностях!» — предупреждали их. Трудно требовать более осторожного поведения даже от шпиона или контршпиона, состоящего на действительной секретной службе. Щеголеватость и аккуратность, которые мы ассоциируем с современным военным кораблем, на «приманном судне» приходилось отбрасывать; но фактическая дисциплина, прикрываемая внешней небрежностью, была там даже выше обычной, ибо малейшая оплошность в момент боя могла сорвать всю операцию. Подводная лодка могла мгновенно погрузиться в воду и выпустить вторую торпеду. Терпение было качеством, всегда высоко ценившимся на «приманных судах», а мужество было непременным будничным условием службы на них. Так, например, на «приманном судне» Р-5, когда оно было поражено торпедой, люди в машинном отделении остались на своих местах, чтобы поддержать работу двигателей. Все прибывавшая вода в конце концов заставила их удалиться оттуда. И хотя многие из них получили сильные ожоги и ранения, все они лежали притаившись — образец изумительной дисциплинированности. Торпедировавшая их субмарина У-88 подошла тем временем к судну и готовилась выстрелить чуть ли не в упор. Был отдан сигнал «Огонь!» Первым же снарядом «приманного судна» снесло голову капитану субмарины, вылезшему из командирской башни. Всего было выпущено 45 снарядов, и почти каждый попал в цель. Лодка затонула, экипаж был взят в плен. В течение всего времени ожидания, приманки и финальной артиллерийской атаки орудийные расчеты лежали притаившись и чуть ли не в воде целых 25 мин, явственно ощущая, что судно тонет. Но паники не было. Никто не тронулся с места. Радирование о помощи было задержано до той минуты, пока потопление вражеской подводной лодки не стало свершившимся фактом. Только тогда взялись за поддержание плавучести сильно поврежденного «приманного судна». К счастью, когда заработала радиостанция, недалеко от места происшествия оказались контрминоносец и шлюп. Они взяли 0-5 на буксир, и на следующий вечер, 18 февраля 1915 года, сильно потрепанный победитель был благополучно доставлен в порт. Можно привести еще один случай поединка «приманного судна» с подводной лодкой. Искусно замаскированный под вооруженный торговый пароход с фальшивой пушкой на корме, другой «приманвый корабль», «Паргаст», был торпедирован без предупреждения 7 июля 1917 года. Котельная, машинное отделение и трюм № 5 были сразу же залиты водой. Спасательная лодка штирборта разлетелась в куски. Команда «паникеров» во главе с лейтенантом Френсисом Хирфордом приготовилась покинуть судно. Хирфорд взял даже с собой чучело попугая в качестве «спасенного любимца». Как бравый капитан торгового судна, он демонстративно собирался покинуть корабль последним, но ему помешали кочегары, вылезшие позже его. Когда лодки с «паникерской» командой отваливали, перископ подводной лодки был виден на расстоянии 400 ярдов. Затем она погрузилась, а вскоре после этого перископ появился прямо за кормой. Хирфорд, заманивая субмарину, приказал экипажу обогнуть корму. Подводная лодка 11С-29 (типа минных заградителей), поднявшись на поверхность, последовала за бпасательной шлюпкой. Видя, что субмарина еще не стала в положение, при котором ее могли бы достать пушки «Паргаста», Хирфорд, презирая опасность, продолжал заманивать в ловушку врага, находившегося уже в 50 ярдах от «Паргаста». В этот момент «приманный корабль» открыл огонь из всех своих орудий. Огонь прекратился только тогда, когда экипаж субмарины поднял руки. Но лодка начала удаляться, ускоряя ход и явно пытаясь ускользнуть в тумане. Стрельба возобновилась и не прекращалась, пока подводный рейдер не затонул вместе с матросом, уцепившимся за нос лодки. Англичанам удалось в конце концов разыскать в воде двух немцев, которые и были взяты в плен. Американские контрминоносцы, вовремя прибывшие в зону боевых действий, спасли «Паргаст» от потопления. За исключительное мужество весь экипаж «приманного судна» был награжден крестами Виктории. За 51 месяц войны было уничтожено 200 германских подводных лодок, из них англичане имеют на своем счету 145. Но в этой охоте на подводные лодки приняло участие свыше 5000 английских вспомогательных судов, снабженных многими милями сетей, тысячами мин, орудий, глубинных-бомб и снарядов; здесь действовала целая система конвоирования, применялись самолеты, морская разведка, всевозможные ловушки, трюки и т.д. В состав военно-морского флота было зачислено около 180 «приман-ных судов». Вначале, однако, использовался лишь небольшой процент их, а в массовом масштабе их стали применять лишь после того, как тайна этих судов была раскрыта. Известно, однако, что в период между июлем 1915 и ноябрем 1918 года они уничтожили 11 германских подводных лодок, то есть на их долю приходится более 7% общего числа потоплений. Кроме того, не менее 60 подводных лодок было ими серьезно повреждено и надолго выведено из строя. Еще более важное значение имел подрыв духа команды подводных лодок. Уже одно пребывание в подводной лодке в зоне военных действий требовало огромного напряжения нервов; но когда дело дошло до того, что любое безобидное с виду торговое судно или парусный корабль могли внезапно превратиться в военный корабль, вооруженный торпедным аппаратом и орудиями, — германских моряков, в течение многих месяцев «охотившихся» в полной безопасности, охватывал смертельный страх. http://www.100velikih.com/view1078.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
rprr Опубликовано 3 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2009 У нас, кроме того, дежурные по ПЗ и каждая смена ПТН работали на РС "Сокол" (обиходовое название). В приведенном перечне не нашел ее, может она там и есть, иначе поименованная...И еще каждый ПТН был оснащен отдельной РС для связи с гражданскими судами по общему каналу безопасности (использовали для опознания "целей")Сокол, насколько помню, стационарный вариант 392 станции.Рейд - станция для связи с гражданскими судами. постоянно слушается 16 канал, если правильно помню. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Агент Смит Опубликовано 3 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2009 Сокол, насколько помню, стационарный вариант 392 станции.А если мне память не изменяет, то Сокол - это та же Р-392, но дополненная усилителем мощности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ПСБ Опубликовано 3 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2009 Мне память тоже самое не изменяет... Я, кстати, видел как один клоун трубкой от "Сокола" грецкие орехи колол.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Камиль Опубликовано 3 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2009 Сокол, насколько помню, стационарный вариант 392 станции.Ну да, в дежурке стояла Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mope Опубликовано 3 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2009 Ну да, в дежурке стоялаНаскоко помню, связисты всегда говорили "СВЯЗЬ -ЭТО НЕРВы" армии...., а использовать её, как оружие...скорее ударного типа .Сокол был и на базе Р-392 =Сокол МЗ, а потом пошли то-ли со 148й армейской или кажется там "Айва" стояла. Это уже называлось =Сокол МЗМ.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Gunescape Опубликовано 6 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 Силу связи сам почувствовал, когда довелось из болота заблудившихся пацанов вытащить. И только после этого почувствовал гордость за свою воинскую профессию - начальник КШМ. Хотя очень стремился стать водилой - ухитрился до войск двое водительских прав получить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
Строитель Опубликовано 6 февраля, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 Вот тут спор по р\ст. Какая ? http://www.radioscanner.ru/forum/topic22078.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
ПСБ Опубликовано 6 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 Там, краем по делу, упоминается Р-143 "Богульник"... Я с ним пару недель в обнимку спал, было дело... Так вот - не он!!! Во всяком разе, по внешнему виду... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения