starshina Опубликовано 16 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2012 Starshina, привет!Чигирин при Богдане Хмельницком был столицей гетьманского государства.Сейчас районный центр.- фото 1902 года, примерно таким Андрей Андреевич его и видел;Привет!!!Косменюк А.А. учился в Одесском техникуме примерно в одно время с Паровенко М.Г., с которым вместе потом служили в 1-ом СОПС.... при поездках в Крым пару раз проезжал рядом (по направлению ч/з Смилу-Кировоград). Однако, когда думал об истории гетьманской Украины, в голову прежде всего приходил Батурин Черниговской области.Спасибо за фото Чигирина! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 9 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2012 "До того, как стать "Туманом", рыболовный траулер РТ-10 "Лебедка" строился на верфи фирмы "Клавиттер" в Данциге по заказу Северного государственного рыбного треста и вступил в строй в1931 году. Новое судно (главные размерения 55,0/50,5 х 9,0 х 4,55/4,0 м; водоизмещение в грузу 1218,4 т) предназначалось для промысла рыбы в Баренцевом море придонным тралом. Машинно-котельная установка, состоящая из огнетрубного оборотного котла (площадь нагрева 235 м2, давление 16 кг/см2) и паровой машины тройного расширения (675 л. с., 110 об/мин) обеспечивала максимальную скорость 9 уз. Автономность траулера, имевшего неограниченный район плавания, достигала 20 суток. Экипаж насчитывал 41 го человека. Промысловое оборудование состояло из жиротопной и консервной установок, а также установки для производства рыбной муки производительностью 0,8 т в сутки. После вступления в строй РТ-10 "Лебедка" базировался на Мурманск. В 1936 году экипаж траулера, возглавляемый капитаном Н. Е. Скорняковым, выступил инициатором передовых методов лова на Мурмане. Выйдя на промысел 11 января, моряки "Лебедки" за 20 суток выловили 3470 центнеров рыбы, выполнив четыре плановых задания. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MitryL Опубликовано 11 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2012 <br />В сентябре 1955 г. приняли СРТ типа "Логер", (легендарный пароход! столько поколений кувшинце его помнит!!) построеный в ГДР. <br /><br /><br /><br />Уважаемые коллеги, нельзя ли где-нибудь узнать по подробнее про этот "легендарный логгер"? Фото, например, если было - имя или номер, происхождение, судьба и т.п. Заранее благодарен за любое сообщение.... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 15 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2012 (изменено) <br /><br /><br /> Уважаемые коллеги, нельзя ли где-нибудь узнать по подробнее про этот "легендарный логгер"? Фото, например, если было - имя или номер, происхождение, судьба Что- то никто не отвечает?В теме "Кувшинской Салмы" есть такое: Ded65 - "Привет всем! Хочу уточнить, на фото не "Логер". Так утверждаю, потому что сам служил на "Логере", в последней его команде. В 1986 году, зимой при заходе в бухту на Логере, в машинном отделении, вспыхнул пожар, своими силами потушить его не удалось, был потушен уже у причала, после швартовки. После этого Логер восстанавливать посчитали нецелесообразным, команду разбросали по другим кораблям, а его вытащили на берег. К стати, Логер с тем, что на фото совсем не похож, так как был другого проекта и намного старше. Палуба у него к стати была деревянной и на фок мачте были натянуты веревочные лестницы, грузовая стрела была, но поворачивалась вручную, а гак поднимался с помощью веревочного блока и шпиля. Неофициальное название Логер он получил, потому, что на нем стоял немецкий дизель с литыми буквами-LOGER. " Александр3 -"привет всем ! это "ЛОГЕР" ? вроде на нём проводили подрывные работы ... мы взорвали мачту ..." -"Морские рефрижераторные транспорты типа «Логгер» проекта 391 VEB Volkswerft Stralsund (ГДР), ССЗ «Ленинская кузница»(г.Киев) 1952-1958 Изменено 15 июня, 2012 пользователем Сергей Приходько Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dem Опубликовано 15 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2012 На фото изображены "Логгер" и "ПТРКа". "Логгер" он ближе к берегу, а "ПТРКа" притопленная и накренена на правый борт. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
starshina Опубликовано 1 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 1 июля, 2012 Брянский матрос с «Бриллианта" Из села Отрадное Брянского района во время войны на фронт ушло много людей. Не все вернулись с войны. У большинства погибших при защите нашей Родины есть могилы, на которые благодарные потомки возлагают живые цветы. Однако, не все павшие наши земляки имеют земную могилу. Из «Книги Памяти» (т.2, стр.259): «ЗЕНЦОВ Николай Илларионович, матрос, русский. Призван Брянским РВК. Погиб в море 23.09.1944». За этими короткими строчками не видны ни место, ни обстоятельства гибели матроса Николая Зенцова. Не смотря на это место в Карском море, где покоится прах нашего земляка и его товарищей по оружию объявлено координатами боевой славы (76 градусов 10 минут северной широты и 87 градусов 45 минут восточной долготы) и все военные корабли, проходящие через эту точку, приспускают свои флаги, отдавая почести подвигу моряков-героев. Новая жизнь пограничного сторожевика В мае 1942 года немецкой авиацией на рейде Иоканьгской военно-морской базы был потоплен сторожевой корабль «Бриллиант». До войны «Бриллиант» носил наименование ПСК-303 (пограничный сторожевой корабль) и принадлежал Морпогранохране НКВД. По тем временам это был новейший корабль (вступил в строй в 1937 году). Обладавший мощным вооружением и высокой скоростью он, как и три таких же сторожевика-близнеца: «Рубин», «Сапфир» и «Жемчуг», стали грозой для нарушителей морских границ Заполярья накануне войны. С началом войны «дивизион драгоценных камней» вошел в состав Северного флота и стали боевым ядром Иоканьгской военно-морской базы. Литеры ПСК были изменены на СКР (сторожевой корабль). На фото: Морские пограничники.1939 год. Слева-направо: М.Махоньков, будущий командир СКР «Бриллиант», М.Паровенко, будущий командир СКР «Сапфир», П.Хведчун – комиссар ПСК «Рубин», Конопелько – командир БЧ-5 (электрогруппа). Уже осенью 1942 года корабль был поднят со дна и поставлен на ремонт в завод № 402 г.Молотовска (ныне Северодвинск Архангельской области). Когда «Бриллиант» еще стоял в ремонте, на него прибыла новая команда во главе со старшим лейтенантом М.В.Махоньковым. Вероятно, тогда же на сторожевик пришел и моторист краснофлотец Николай Зенцов. Вместе со специалистами завода новый экипаж принял активное участие в восстановление своего корабля. Работы было много. Только пробоин от осколков немецких авиабомб насчитали около 800. Кроме того корма корабля была разворочена взрывами собственных глубинных бомб, сработавших при погружении корабля. Была произведена замена почти половина всей обшивки корабля, более половины поперечных и продольных переборок, все машины и механизмы. Фактически корабль строили заново. Вопрос восстановления «Бриллианта» находился на особом контроле и даже дважды рассматривался на заседаниях Государственного комитета по обороне, под председательством Сталина. Стоимость восстановления сторожевого корабля составила более 7,5 миллиона рублей! 24 июня 1944 году «Бриллиант» вышел из длительного ремонта и вновь вступил в строй. После ремонта вес корабля увеличился на 62 тонны. Также изменилось и вооружение: осталось 100-мм орудия главного калибра, а вместо двух 45-мм орудий установили три 37-мм автоматические пушки, два 12,7-мм пулемета, а также по два бомбомета и бомбосбрасывателя для глубинных бомб. «Бриллиант» и его экипаж были готовы к дальнейшим боям. Никто и не подозревал, что до трагической гибели корабля оставалось всего три месяца… Вторая гибель «Бриллианта» Конвой ВД-1, названный так по своему маршруту: «пролив Вилькицкого – Диксон», формировался в начале осени 1944 года. В него входили транспорты «Комсомольск», «Кингисепп», «Буденный» и «Революционер». В охранение конвоя вместе с другими шестью сторожевиками и тральщиками входил и СКР-29 «Бриллиант». На перехват этого конвоя немцы развернули три из шести подводных лодок «волчьей стаи» «Грайф» («Гриф»), действующей в Советской Арктике. Атаки немцев начались с первого же дня движения судов от пролива Вилькицкого. 21 сентября подлодка U-711 выпус¬тила по конвою шесть торпед. Большинство из них не сработали по неизвестным причинам, а одна попала в дрейфующий айсберг. Однако, моряки конвоя сочли мощный взрыв, поднявший в воздух сотни ледяных осколков, взрывом одной из плавающих мин. На следующий день конвой подвергся атакам U-739 и U-957, но и их залпы тоже не принесли результатов. До трагедии оставались считанные часы. Наступила ночь на 23-е сентября. В очередную атаку на конвой вышла подводная лодка U-957 под командованием обер-лейтенанта Герда Шаара. Выстрел последней оставшейся в подлодке самонаводящейся акустической торпедой «Цаункёниг» оказался роковым для «Бриллианта». Вот как о произошедшем свидетельствовали очевидцы. Бывший второй механик парохода «Комсомольск» Н.А. Носуля: «СКР-29 шел справа на траверзе нашего судна в 150-200 метрах. Вдруг в районе полубака корабля всплеснулся столб оранжево-красного пламени, осветив все вокруг. Носовое орудие сорвалось с фундамента и, перевернувшись в воздухе, упало за борт. С ходового мостика в разные стороны, распластав руки и ноги, летели вместе с обломками люди. Корабль какие-то мгновения продолжал следовать прежним курсом, не теряя хода. Но через несколько секунд из жилых помещений и кормовой части повалили клубы пара, и он начал медленно погружаться носом в воду. Вскоре «Бриллиант» стал почти вертикально, кормой вверх. В таком состоянии он держался несколько секунд, затем произошел толчок, похожий на клевок рыболовного поплавка, и корабль погрузился примерно на три четверти корпуса, потом еще толчок - в вертикальном положении «Бриллиант» быстро скрылся под водой». Кто остался в живых? Для спасения экипажа «Бриллианта» на месте его торпедирования были оставлены два сторожевика: «АМ-120» под командованием капитан-лейтенанта Лысова (на следующий день он сам погибнет в бою, торпедированный другой немецкой подлодкой) и однотипный «Бриллианту» СРК «Рубин». Об обстоятельствах гибели «Бриллианта» позже вспоминал Б.Валинский, бывший командир сторожевого корабля «Рубин»: «После торпедирования СКР-29 «Бриллиант» тонул всего несколько минут, так что о спуске шлюпок не могло быть и речи. Действительно, к месту гибели сторожевого корабля первым подошел «АМ-120» и … поднял с воды одного человека, который тут же, на палубе, скончался». Никого спасти не удалось. Как тогда предположили – весь экипаж «Бриллианта» погиб при взрыве. Однако, длительное время спустя выяснилось, что после гибели «Бриллианта» уцелевшие все же были. В 1961 году советские гидрографы обнаружили на побережье полуострова Таймыр погрызенные песцами останки человека в полуистлевшем морском обмундировании американского производства. Рядом валялись пустые банки от ленд-лизовских галет, которые находились в НЗ (неприкосновенном запасе) спасательных шлюпок советских кораблей. Помощь исследователям оказали, найденные в кармане обрывок газеты со сводкой Совинформбюро (по ней предположительно определили дату гибели моряка и связали его с «Бриллиантом») и складной нож с вырезанной на рукоятке надписью - «Руденко Иван С. 1925 г.». Неужели нашли останки хозяина ножа? Нет. Выяснилось, что моряк Иван Руденко не погиб на войне и в то время еще проживал в Ленинграде. Во время войны он учился в Соловецкой школе юнг, а при выпуске обменялся ножами со своим другом Алексеем Стахановым, родом из д.Раково Курской области. В экипажа «Бриллианта» краснофлотец А.Стаханов был сигнальщиком. Его-то останки и были найдены гидрографами. Вероятно, когда корабль был торпедирован Алексей нес вахту на верхней палубе, поэтому и смог выжить во время взрыва. У него хватило сил на шлюпке или спасательном плоту все-таки добраться до твердой земли. Но места вокруг были дикие, необитаемые. Помощь не пришла… Затем были и другие находки, связанные с погибшим сторожевиком. В начале 70-х годов в Карском море на островах Пахтусова были найдены спасательный круг с «Бриллианта» и остатки военной шлюпки. Смогли ли на ней дойти до этих островов кто-то из экипажа «Бриллианта»? Мог ли быть ли среди них наш земляк Николай Зенцов? Не известно. Так как Зенцов был мотористом и нес вахту во внутренних отсеках корабля, шансов спастись у него сразу после торпедирования было не много. Эти находки позволили подтвердить другую версию обстоятельства гибели экипажа «Бриллианта». Как свидетельствовал штурман В. А. Дементьев и некоторые другие моряки, после взрыва на воде остались две полузатопленные шлюпки, в которых находилось до двадцати человек. Однако, когда спасательная шлюпка смогла подойти к терпящим бедствие она смогла найти лишь одну полузатопленную шлюпку с замерзшим моряком. Куда делась вторая шлюпка? Смогли ли моряки откачать воду и уйти к спасительным берегам? По следам гибели моряков-пограничников Гибель сторожевиков «Бриллиант» и «АМ-120» была не напрасной. Все транспорты конвоя, груженные стратегическими материалами, дошли до порта назначения. В скором времени немецкие подлодки вынуждены были уйти из советской Арктики. Два погибших сторожевых корабля оказались последними потерями Северного флота от действий подлодок противника в войне... Брянск находится далеко от арктических морей, однако и у нас историей боевых действий моряков-пограничников Заполярья, в том числе и «Бриллианта» продолжают заниматься исследователи спустя десятилетия со дня гибели этого сторожевого корабля. Причем, этим благородным делом занимаются не только историки или поисковики на Брянщине. Так, в 2004 году курские криминалисты воссоздали портрет Алексея Стаханова, выжившего после гибели своего корабля. Других фотографий моряка у родственников не сохранилось. Лишь спустя через 60 лет после гибели моряка его брат, другие родственники и односельчане сумели увидеть облик своего земляка-героя, запечатленный на бумаге. К сожалению, пока не удалось обнаружить фотографий и Николая Зенцова. Мало и других сведений о нашем земляке. Известно, что родился Николай в с.Голяжье 1917 году. Еще до войны в 1938 году (по другим данным в 1939 году) был призван на срочную службу Брянским военкоматом. Причем в карточках личного учета, которые попали и в ОБД «Мемориал» фигурирует село Голяжье «Хетылевского сельсовета Орловской области». Уже выяснилось, что ошибка вкралась в название Хотылевского сельсовета, в состав которого тогда входило Голяжье (ныне Отрадное). Кроме этого в учетных документах Николая указано: «из рабочих, холост, беспартийный». Дома остались его ждать мама Александра Николаевна и сестра Анастасия Илларионовна. Службу на «Бриллианте» проходил в трюмной команде мотористом. Зенцовы – фамилия в Отрадном и в Брянском районе распространенная. Быть может откликнутся родственники, соседи или знакомые Николая Илларионовича, которые смогут дополнить рассказ о своем земляке, защищавшем в годы войны Заполярье. Тем самым история подвига брянского моряка и его товарищей станет более полной. Григорий КОЖУРИН, "Брянский перекресток", № 24 (607) от 20 июня 2012 г. (с изменениями) -http://pycckue-ugyt.livejournal.com/3566.html P.S. Фотографии не смог вставить, форум "не пропустил" - написал, что неправильное расширение. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 3 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2012 (изменено) P.S. Фотографии не смог вставить, форум "не пропустил" - написал, что неправильное расширение. На фото: Морские пограничники.1939 год. Слева-направо: М.Махоньков, будущий командир СКР «Бриллиант», М.Паровенко, будущий командир СКР «Сапфир», П.Хведчун – комиссар ПСК «Рубин», Конопелько – командир БЧ-5 (электрогруппа). Starshina, привет!Интересная информация. Статья из журнала "Вокруг света" и поврежденный оригинал фотографии из архива капитана 2-го ранга Михаила Паровенко Изменено 3 июля, 2012 пользователем Сергей Приходько 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
starshina Опубликовано 3 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2012 Starshina, привет! Интересная информация. Статья из журнала "Вокруг света" и поврежденный оригинал фотографии из архива капитана 2-го ранга Михаила Паровенко Спасибо за отзыв и помощь! 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 10 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2012 (изменено) Всем, привет!Фламандская карта 1601-го года.www.kolamap.ru/img/1601/1601_kola.html Изменено 10 июля, 2012 пользователем Сергей Приходько 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 11 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2012 + ещё карта 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Зеленый кант 75 Опубликовано 12 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2012 + ещё картаКарта военного времени. Наименование поселка указано старое - "Торос" (просматриваетсмя слева от надписи "о. Торос"). Пытаюсь найти дату переименования поселка Торос-Остров в Кувшинскую Салму. В официально изданнных справочниках о перименованиях населенных пунктов СССР (есть в Российской государственной библиотеке за разные годы), данные о Кувшинке отсутствуют. На запрос в Мурманский областной архив, пришел ответ, что и у них нет никакого правового акта о переименовании поселка, а наименование Кувшинская Салма начинает появляться на картах и в документах со второй половиных 1940-вых годов. Пролистав подшивку областной газеты "Полярная правда" за 1938 год (т.е. год, когда гражданское население поселка было перевезено на Абрам-мыс, а поселок стал местом базирования Северного отряда погрансудов) никаких сведений об изменении наименования населенного пунка не нашел, более того в списках избирательных участков по выборам в Верховный Совет СССР по-прежнему значится пос. Торос-Остров. Надо искать постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о пеименовании поселка, но пока не получается его найти. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Якимов Андрей Опубликовано 22 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2012 Вот на сайте Гремихи нашёл: Об активности боевой деятельности моряков - пограничников могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102 суток, СКР-28 "Рубин" - 97 суток, СКР-29 "Бриллиант" - 91сутки, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток. В этой хронике тоже часто упоминаются пограничные корабли: В начале военных действий была поставлена задача организовать в ВМБ Йоканьга Отдельный гидрографический участок. В июле 1941 года весь личный состав и материальная часть для участка во главе с начальником участка ст. лейтенантом Алексеевым были направлены из Мурманска на г/с "Меридиан" в Йоканьгу. 24.07.1941 года в районе Лицких островов г/с "Меридиан" был атакован немецкими миноносцами, потоплен, весь л/с участка погиб. Всвязи с этим организация участка была произведена только 16 сентября 1941 года. 14.07.1941 года в одноэтажном деревянном здании гражданской больницы, на берегу моря, был развернут базовый лазарет на 25 коек, имевший в своем составе хирургическое и терапевтическое отделения. Создан дивизион под командованием капитана 1 ранга СПИРИДОНОВА A.M., в который входили все корабли базы. 01.08.1941 года в базу прибыли СКР-25 "Бриз", СКР-70, ТЩ-41, ТЩ-44 и ПМ-105 07- 09 .08.1941 года погиб вместе со всем экипажем СКР-27 "Жемчуг". Гибель произошла на линии ДОЗК №7 ( м. Святой Нос - м. Канин Нос ) в (.) Ш = 68 гр. 45', Д = 42 гр. 55' ). Причины гибели не установлены (стр.56 инв.577), предположительно от торпеды ПЛ противника (стр.4 инв.576) и ( стр.57 инв.576 ). Командир корабля старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина. 13.08.1941 года ЙВМБ ( в составе: 2-й дивизион сторожевых катеров типа "Касатка" ( 18 ед. ), 3-й дивизион типа "РТ" ( 7 ед. ), 5-й дивизион сторожевых кораблей типа "Рубин" ( 5 ед. ).) вошла в состав Беломорской военной флотилии. 26 .08.1941 тральщик "ТЩ-44" ( тип РТ ) торпедирован ПЛ противника в 5-и милях на восток от м.Терный. Спасено 2 человека ( инв.578 раздел 2 ). 25.11.1941 года CKP-25 "Бриз" ( командир В.А. Киреев ) у мыса Святой Нос таранил в борт ( в район аккумуляторного отсека ) всплывающую немецкую подводную лодку. 04.04.1942 года Утром 3 и вечером 4 самолета типа "Ю - 88" атаковали корабли на рейде. С 16.04 по 29.04 1942 года группа катеров приняла участие в высадке десанта на побережье противника в составе сил главной базы СФ. 20.04.1942 года 2 самолета типа "Ю - 88" атаковали стоящий на рейде транспорт "Фрунзе". Транспорт получил значительные повреждения. 24.04.1942 года Йоканьгский порт переименован в тыл ИВМБ. Сформированы финасовое отделение и отделение связи. 28.04.1942 года с прибытием в ИВМБ звена самолетов типа МБР - 2 началась воздушная разведка зоны базы. С 28.04 по 29.04.1942 года сторожевой корабль СКР - 28 "Рубин" производил обстрел скопления живой силы и техники противника в губе Титовка. В апреле 1942 года отконвоировано два транспорта. В мае 1942 года корабли "Рубин" , "Бриллиант", "Бриз" и "Айсберг" вместе с эскадренными миноносцами Северного флота в районе м. Нордкап приняли союзнический конвой “Р - 16” и конвоировали его в Архангельск. 12 мая 1942 года в результате бомбардировки самолетами противника "Ю-88" потоплены на рейде "СКР-29" "Бриллиант" и моторный катер. Погибли 10 человек, ранено 42 Ш = 68 гр. 04'48, Д = 39 гр. 29'16. Сбит один самолет ( инв.578 ) 17 мая 1942 года на базу было совершено 2 налета по 8 самолетов типа "Ю-88" в каждом. На корабли сброшено 44 бомбы. В результате налета потоплен "СКР-76" ( тип РТ ) в (.) Ш = 68 гр. 02'98, Д = 39 гр. 36'88. СКР-25 "Бриз" получил значительные повреждения и выскочил своим ходом на обсушку ( стр.57 инв.575; инв.578 раздел 2 ). В сентябре 1942 года корабли базы участвовали в охране конвоя "РQ - 18". 06.05.1942 года в ИВМБ прибыл 17 отдельный батальон морской пехоты. 01.07.1942 года на основании приказа Народного Комиссара ВМФ, приказа командира ЙВМБ от 11.05.42 г. № 0355, начальника 76 ВМГ № 1 от 01.07.42 года базовый лазарет переформирован в 76 Военно-морской госпиталь. В списочном составе – 4 врача - офицера, 5 медицинских сестер, 9 санитаров. В августе 1942 года из Архангельска - Беломорской Военно-морской базы в госпиталь Гремихи прибыли 25 девушек-старшин на должности мед. сестер и фельдшеров. 30.10.1942 года СКР-78 вышел в (.) Ш = 75 гр. 35', Д = 39 гр. 20' на встречу союзному конвою. 4 ноября корабль был атакован 9 самолетами "Ю-88". СКР-78 в базу не прибыл - считается погибшим ( стр.59 инв.577; инв.578 ). 01.04.1943 года ( по данным музея ДОФа 30.01.1943 года ) создано соединение ОВРа ( в мае 1945 года соединение было расформировано ). 12.04.1943 года 6 самолетов противника типа "Ю-88" произвели минную постановку в Святоносском заливе. 17.04.1943 года сформирован отдельный артиллерийский зенитный дивизион. 20.04.1943 года сформировано отделение береговой охраны. За апрель - июнь 1943 года базой обеспечено прохождение 115 транспортов, в эскорте участвовало 55 кораблей ИВМБ. На разведку оперативной зоны ИВМБ самолетами "МБР-2" произведено 66 самолето-вылетов с о. Мортавец, самолетами "ПЕ-3" из Поноя - 10 самолето-вылетов. На поиск ПЛ противника выходили сторожевые корабли типа "Рубин" 8 раз. 16.04.1944 года сформирован аварийно-спасательный отряд. 26.04.1944 года сформирована базовая электростанция. За апрель - июнь 1944 в зоне ИВМБ отмечено 15 самолетов-разведчиков противника и обнаружено 3 ПЛ. 23.09.1944 года СКР-29 "Бриллиант", находясь в составе боевого охранения каравана, состоявшего из транспортов "Революционер" (флагман), "Комсомольск", "Буденный", "Кингисепп" и ледокола "Северный ветер", в (.) Ш = 76 гр. 09', Д = 87 гр. 47' прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. 29.12.1944 года ПЛ противника торпедировала "ТЩ-37" в (.) Ш = 68 гр. 07'6, Д = 40 гр. 08' следовавшего в группе с "ТЩ-32", "?О-140" и производящим траление РБК-6. ТЩ-37 затонул, л/с погиб ( стр.59 инв.578 ). За апрель - июнь 1945 года в районе базы обнаружено 4 ПЛ противника. ИВМБ обеспечила переход 19 конвоев в составе 57 транспортов при эскорте 101 корабль из них 22 корабля ИВМБ. Базой обеспечено перебазирование кораблей в составе 4 Больших охотников, 28 торпедных катеров. Всего пройдено с тралом 5233 мили ( траление производилось по фарватерам ). На разведку оперативной зоны ИВМБ произведено 56 самолето-вылетов и на ледовую разведку 2 самолета-вылета. За годы войны корабли ИВМБ провели 700 конвоев в своей операционной зоне и доставили 2 млн. т. грузов. По внутренним коммуникациям и в зоне ИВМБ в составе конвоев прошло 1800 транспортов и 1500 совершили переход самостоятельно. Силы базы потопили 2 подводные лодки, сбили 18 самолетов врага и уничтожили более 300 мин. За мужество и воинскую доблесть более 3 тысяч гремиханцев награждено боевыми наградами. Многие из них сражались на сухопутных фронтах. И вот ещё: 23.09.1943 года навечно зачислены в списки личного состава ИВМБ военкомы: Помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР - 28 "Рубин" политрук Яценко Иосиф Антонович. Помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР - 29 "Бриллиант" старший политрук Пономаренко Павел Васильевич. Героически погобли вместе с кораблями при налете вражеской авиации на Йоканьгскую ВМБ 12 мая 1942 года. В память о героических подвигах моряков - пограничников Заполярья и для отдания воинских почестей их героизму, мужеству и самоотверженности приказом командующего Северным флотом от 26 июня 1966 года и начальника войск Краснознаменного Северо - Западного пограничного округа координаты гибели пограничных сторожевых кораблей СКР-27 "Жемчуг" (широта 68 градусов 45 минут N, долгота 42 градуса 55минут W) и CKP-29 "Бриллиант" (широта 76 градусов 09 минут S, долгота 87 градусов 47 минут W) объявлены координатами боевой славы. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
I'm Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 Спасибо, Андрей, очень интересно. Несколько уточнений 07- 09 .08.1941 года погиб вместе со всем экипажем СКР-27 "Жемчуг". Гибель произошла на линии ДОЗК №7 ( м. Святой Нос - м. Канин Нос ) в (.) Ш = 68 гр. 45', Д = 42 гр. 55' ). Причины гибели не установлены Причины гибели установлены СКР-27 «Жемчуг» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-451 (командир - корветен-капитан Э. Хоффман) и погиб со всем экипажем. Немцы выстрелили одну торпеду в 21.12 11 августа и наблюдали обломки корабля и двух выживших, судьба которых осталась неизвестной. 5-й дивизион сторожевых кораблей типа "Рубин" ( 5 ед. )Не 5 единиц, четыре - «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», и «Сапфир» 12 мая 1942 года в результате бомбардировки самолетами противника "Ю-88" потоплены на рейде "СКР-29" "Бриллиант" и моторный катер... Сбит один самолетСбитый самолет не подтвержденСилы базы потопили 2 подводные лодкиТут тоже явное преувеличение - никого не потопили. Каждая потопленная подводная лодка противника давно учтена.Несмотря на то, что на Севере нашими моряками заявлено до нескольких десятков потопленных вражеских лодок Достоверно уничтожены на Севере U-639 28 августа 1943 года – наша ПЛ С-101 U-362 5 сентября 1944 года - тральщик Т-116 Еще несколько лодок возможно уничтожены советскими и английскими надводными кораблями при проводке конвоев за пределами наших вод Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Якимов Андрей Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 (изменено) Не 5 единиц, четыре - «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», и «Сапфир»В качестве пятого несколько раз на том сайте упоминался СКР - 24 "Айсберг". Упоминаний о "Жемчуге" не встречал. Упоминались "Айсберг", "Бриз", "Рубин", "Бриллиант" и "Сапфир". Хотя "Айсберг" и "Бриз" не были настоящими сторожевиками. Это были призванные на службу и вооружённые рыболовецкие траулера РТ - 58 и РТ - 64 Изменено 23 июля, 2012 пользователем Якимов Андрей Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 (изменено) В качестве пятого несколько раз на том сайте упоминалсяАндрей, привет!Пограничные корабли переехавшие в Йоканьгу: "Жемчуг" СКР-27, «Рубин» СКР-28, «Бриллиант» СКР-29, и «Сапфир» СКР-30. Позже в туда прибыли перестроенные в сторожевики рыболовецкие траулеры «Айсберг» и «Бриз», доукомплектованные пограничниками. Изменено 23 июля, 2012 пользователем Сергей Приходько Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Якимов Андрей Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 Андрей, привет!Пограничные корабли переехавшие в Йоканьгу: "Жемчуг" СКР-27, «Рубин» СКР-28, «Бриллиант» СКР-29, и «Сапфир» СКР-30. Позже в туда прибыли перестроенные в сторожевики рыболовецкие траулеры «Айсберг» и «Бриз», доукомплектованные пограничниками.Да, ты прав Сергей. Про "Жемчуг" написано меньше, потому как он погиб со всем экипажем в августе 1941.Вот нашёл фото "Рубина" и "Бриллианта" Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
I'm Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 Позже в туда прибыли перестроенные в сторожевики рыболовецкие траулеры «Айсберг» и «Бриз»В общем, траулеры даже не перестраивали. Поставили легкие пушки, пулеметы, выдали глубинные бомбы и назвали сторожевикамиВ качестве пятого несколько раз на том сайте упоминался СКР - 24 "Айсберг"Вообще пограничных кораблей всего действительно было пять, не упомянут - СКР-20 "Нептун"Но Вы писали 5-й дивизион сторожевых кораблей типа "Рубин" ( 5 ед. )А кораблей именно типа "Рубин", или вернее сторожевых кораблей проекта 43 вообще всего было построено только четыре штуки. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Якимов Андрей Опубликовано 23 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2012 Но Вы писалиА кораблей именно типа "Рубин", или вернее сторожевых кораблей проекта 43 вообще всего было построено только четыре штуки.Ну там я не писал, а скорее цитировал. А автор статьи наверное указал количество кораблей в дивизионе - 5, но не уточнил, что не все корабли дивизиона были 43 проекта Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 24 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2012 траулеры даже не перестраивали. Поставили легкие пушки, пулеметы, выдали глубинные бомбы и назвали сторожевикамиСовременный рыбак. Бердянский залив.Видно, что есть место для пушек, пулемётов ... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 26 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2012 (изменено) Историческая информация есть в архиве темы о Кувшинской Салме. Например, здесь. В списке №32, возможно, что данные о захоронении ошибочны. Номер записи 76234118 Фамилия Стройкин Имя Владимир Отчество Владимирович Дата рождения __.__.1925 Место рождения Узбекская ССР, г. Ташкент Место призыва Фрунзенский РВК Последнее место службы СФ, торпед. катер 239 бр. торпед. катеров Воинское звание ст. краснофлотец Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия 15.07.1944 Название источника информации Картотека безвозвратных потерь Источник ЦВМА Изменено 26 июля, 2012 пользователем Сергей Приходько Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Schurik Опубликовано 29 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2012 С Днем Флота, пограничники!!!!! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
starshina Опубликовано 9 августа, 2012 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2012 (изменено) Да, ты прав Сергей. Про "Жемчуг" написано меньше, потому как он погиб со всем экипажем в августе 1941.Оказывается не все из экипажа "Жемчуга" погибли в 1941. Осталось как минимум двое: это комиссар и, сопровождавший его в санаторий, матрос Федор Сачко. Ниже читайте: Последний матрос с «Жемчуга» Недавно из Лиепаи (Латвия) благодаря усилиям командира поисковой группы «Либава» (поисковая организация «Патриот») Сергея Петрова (он же главный редактор проекта «Наша Победа. lv») мне передали книгу «Эстафета памяти. Воспоминания о войне и Победе». Уже после получения книги я узнал, что она издана в 2011 году под руководством Анны Протченко при содействии Генерального консульства РФ в Лиепае и (приятный сюрприз!) депутата Сейма (парламента) Латвийской Республики Валерия Агешина (с которым в одно время учились на историческом факультете Калининградского Госуниверситета). Прежде всего, меня книга заинтересовала своей статьей-воспоминаем Федора Карповича Сачко «Морская пехота сражалась и в Заполярье». Ниже привожу текст статьи полностью: «Перед началом войны я служил на корабле «Жемчуг», который стоял в поселке Кувшинка (пункт базирования отряда сторожевых кораблей по охране морских границ на Севере страны). Было мне в ту пору 23 года. В июне 1941 года был направлен в командировку – сопровождал заболевшего комиссара с «Жемчуга» в санаторий НКВД, расположенный неподалеку от Уфы. Передал больного в санаторий и направился к месту прохождения службы. Обратный путь пролегал через Бологое, где я должен был сделать пересадку. Нужный мне поезд отправлялся лишь утром. Я сидел на вокзале, когда по радио Молотов объявил о начале войны с Германией. На вокзале стояла большая очередь в кассу, люди старались уехать, кричали, плакали. У меня билет был заранее отмечен, так как я был военнослужащим и направлялся к месту службы. Прибыв на место стоянки «Жемчуга», я узнал, что корабль отправили в море. Больше я его не видел. (Корабли СКР-27 «Жемчуг», и СКР-29 «Бриллиант» обеспечивали движение союзнических конвоев. 11 августа 1941 года «Жемчуг», находившийся в боевом дозоре, торпедированный вражеской подводной лодкой, погиб вместе со всем экипажем. – Прим. А.П.). Я пошел в морской батальон, объяснил ситуацию. Меня направили в Мурманскую область в город Полярный. Там зачислили в 1-й Северный добровольческий отряд морской пехоты командиром отделения разведки. Из отряда отобрали 40 человек (меня в том числе) и организовали группу разведдиверсантов. Со всех взяли клятву молчать, объяснили нашу задачу и обязанности. Неподалеку от города Полярный находился мыс Пикшуев. Немцы сосредоточили там войска, чтобы напасть и захватить город Мурманск. Мы получили приказ взорвать базу противника на полуострове и очистить его от немцев. Ночью нас переправили на мыс. Мы взорвали базу, но при этом погибли два человека, а семеро получили ранения. Бой был страшный. Немцы опомнились, вызвали подкрепление. За нами прислали рыбацкие мотоботы, мы погрузились на них и пошли в море. В это время после бомбежки Мурманска возвращались немецкие самолеты. Они заметили нас. Так как бомб у них не было, они стали стрелять из пулеметов. В нашей группе были убитые и раненые. За выполнение этого задания всем была объявлена благодарность. В скором времени меня направили на Кольский полуостров на катера рулевым сигнальщиком. В октябре 1944 года был направлен на курсы мичманов в Кронштадт. После их окончания продолжил службу в отряде надводных кораблей в Кронштадте. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и еще 15 медалями». Тем, кто обращает внимание на мои публикации, посвященные пограничникам-североморцам, уже стало понятно, что перед нами воспоминания, скорее всего последнего моряка с пограничного сторожевого корабля ПСК-301 (во время войны СКР-27) «Жемчуг» и, быть может, одного из последних морских пограничников Заполярья – участников Великой Отечественной войны. В связи с тем, что Сачко Ф.К. был призван и служил в 1-ом Северном отряде пограничных судов еще до войны, значит, он знал и моего деда Михаила Паровенко – командира пограничного судна СКР-20 «Нептун», а затем и СКР-30 «Сапфир». Удивительна судьба Федора Сачко. Начало войны он застал, находясь в командировке, из-за чего не попал на свой корабль, т.к. тот ушел в море (с началом войны пограничные корабли изменили свою дислокацию и были перебазированы из Кувшинской Салмы в Иокангу, став ядром Иокангской военно-морской базы). Вернувшись на место службы, Федор Карпович получает назначение в морскую пехоту. После того как Сачко Ф.К. стал диверсантом-разведчиком, его шансы погибнуть возрастают многократно. Вокруг него гибнут не только новые товарищи, но даже родной сторожевой корабль «Жемчуг», на который он не попал, в августе 1941 года торпедированный вражеской подводной лодкой, погибает вместе со всем экипажем. А Федор Сачко не только уцелел в этой кровавой круговерти войны, но и дожил до апреля 2012 года. Об этом человеке впервые я узнал всего лишь через три месяца после его смерти благодаря сайту Лиепайской русской общины. По информации сайта «Наша Победа.lv» Сачко Ф.К. похоронен 24 апреля 2012 года на Южном кладбище г.Лиепая. Изменено 9 августа, 2012 пользователем starshina Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сергей Приходько Опубликовано 10 августа, 2012 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2012 Последний матрос с «Жемчуга» Мне в ту пору было 23 года.. ...Сачко Ф.К. похоронен 24 апреля 2012 года на Южном кладбище г.Лиепая. Выходит Фёдору Карповичу 94 года.Светлая ему память! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
starshina Опубликовано 10 августа, 2012 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2012 Выходит Фёдору Карповичу 94 года.Светлая ему память!Знаю, что похоронен он 24 апреля. Точной даты смерти не знаю, а родился 20 апреля 1917 года. Получается - 95 лет!Вечная память Федору Карповичу и его товарищам по оружию! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solo815 Опубликовано 23 августа, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 23 августа, 2012 ...а "Пурга"?...Какая именно? Я просто имел ввиду период, начиная с 60-70-хх годов. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.