Перейти к содержимому


Фотография
* * * * * 1 Голосов

Авиация ПВ КГБ СССР в Афганистане


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 452

#21 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 15 December 2005 - 14:02

Ротор2! За картами сюда зайди location=\'http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html'>http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html там правда не все есть ,но все таки.


- Сергей, спасибо за карты. Сегодня вечерком все срисую. Пока навскидку посмотрел несколько карт, но вот Куфабского ущелья пока не обнаружил. Но все равно, такой сайт - мне подарок к Новому году.

Валерий.

"Ротор2", вот еще ссылка на карту : location=\'http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html'>http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html.
Насколько я понял и у нас в Мармоле (1 ММГ Термезского ПО) довелось побывать.


- NORD! Благодарю за подсказку, но ссылка не работает (ошибка 404). Возможно, участок Термезского ПО я увижу на картах, что дал Сергей.

Валерий.

... а где часы? Много было шума, но их так и не нашли. Правда через день вместо с****метра в командирском БТР их и нашли.


- Григорий, часы - это дело такое... У меня самого на личном драндулете были авиачасы. У пассажиров их вид вызывал неосознанное уважение к водителю.

Валерий.

P.S. Отключаюсь до вечера.
  • 0

#22 Sergei

Sergei

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 822 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 9, Дней: 8
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Харьков
  • Служил:КСАПО МПО 1ПЗ ДШМГ 83-84г(Куфаб)

Отправлено 15 December 2005 - 14:27

Ротор2! Смотри J 42-069.J 42-070 Частично Куфабское ущелье там есть.Нехватает J 42-82 может кто видел ее,подскажите .

Сообщение отредактировал Sergei: 15 December 2005 - 14:45

  • 0

#23 Michael

Michael

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Регистрация Лет: 13, Месяцев: 4, Дней: 2
  • Город:Ярославль
  • Служил:ШСС Багратионовск (июнь-окт. 84), Керкинский отряд, ММГ-2 (Андхой, 85-86)
  • Ваше имя:Михаил

  • ДМБ:июнь 1986

Отправлено 15 December 2005 - 14:34

Насчет названий точек и пунктов – у меня уже некоторые сложности. За несколько лет работы на участке от стыка четырех границ до Кушки и через 20 лет с момента завершения этого дела многое подзабылось и перепуталось. Хотя в летной книжке все записано. Помню 2 крепости. К одной из них мы летали, кажется, из Калай-Хумба. Крепость – на горе. А в другую крепость я летал вроде бы из Московского ПО (в направлении на Талукан). Та крепость располагалась на равнине или на плато у реки.

Валерий, посмотри еще карту J-41-Г Керки на location=\'http://mapj41.narod.ru/index.html\'');" title='http://mapj41.narod.ru/index.html'>http://mapj41.narod.ru/index.html или
location=\'http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG\'');" title='http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG'>http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG
Наша крепость располагалась на равнине у реки (большого арыка). Если лететь из Керков в Шибирган или Меймене через 7 пз "Имамназар", после пересечения границы около 30 км и будет Андхой. Крепость стоит по дороге из Андхоя в Шибирган у кишлака Тавачи на пересечении дороги и реки (у моста), вот так выглядит Андхойская застава из космоса Изображение. На карте J-41-Г Керки это место отлично видно.


Склад авиатоплива в Андхое разворачивался при вводе мотомангрупп для уменшения времени подлета вертолетов. На период операции там базировалась группировка вертолетов. На презентации фильма в заговоре об авиации эта точка упоминалась генерал-майором Евдокимовым Александром Николаевичом.
На точке самому быть не приходилось, но за то что туда были отправлены автомашины с гражданскими водителями я и зам начальника тыла округа получили большую трепку от командующего округом генерала Згерского. Но это как говориться в пословице "Впечатления" а приказ был выполнен в срок, что способствовало успешному проведению сопровождения колонн ММГ к местам дислокации.

Владимир, а дату помнишь, когда происходил ввод мангрупп. В каком году появились точки Шибирган, Меймене, Андхой в 80-ом или в 82-ом?
  • 0

#24 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 25
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 15 December 2005 - 14:35

В мае 85 проводилась большая операция по взятию базы Чашмаи-Инжир, на границе с Ираном. Первый раз видел бомбежку в живую, причем испытал неподдельный ужас от этого дела. Тогда еще не знал, что бомбы сбрасывают с учетом пикирования, и когда увидел что надо мной от борта отделяются бомбы, не знал куда зарыться. Там же борт наемников с Дальнего Востока растрелял Нурсами расчет СПГ. Он просил коректировку, ну ему с земли и сказали - типа сейчас стрельнем а ты смотри. Стрельнули, а граната с СПГ осколочная на 4-5 км летит секунд 40, зато сзади шлейф пыли. Вот сокол и подумал, что ему уже скоректировали и жахнул. Поранил всех но не убил. Видел я потом старлея с неразорвавшимся нурсом в руках, который рвался на разборки к летчикам. Там же подбили нашу24-ку, они дотянули до Чакавского лагеря и " плюхнулись" на одном движке прямо на минное поле. Их потом лебедкой БТРа вытаскивали.
  • 0

#25 Sergei

Sergei

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 822 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 9, Дней: 8
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Харьков
  • Служил:КСАПО МПО 1ПЗ ДШМГ 83-84г(Куфаб)

Отправлено 15 December 2005 - 15:07

Вот тут точно все есть ,мозгов не хватает,как его взломать.http://sunsite5.berkeley.edu:8000/WebZ/Authorize?sessionid=0:bad=html/authofail.html:next=NEXTCMD%22/WebZ/QUERY:next=html/results.html:format=B:numrecs=10:entitytoprecno=1:entitycurrecno=1:tempjds=TRUE: entitycounter=1:entitydbgroup=Glad:dbname=Glad:entitycountAvail=0:entitycountDisp lay=0:entitycountWhere=0:entityCurrentSearchScreen=html/search.html:entityactive=1:indexA=gl%3A:termA=84542903:key1=Call%20Number:direction1=a:next=html/Cannedresultsframe.html:bad=error/badsearchframe.html
  • 0

#26 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 16 December 2005 - 04:06

Ротор2! Смотри J 42-069.J 42-070 Частично Куфабское ущелье там есть.Нехватает J 42-82 может кто видел ее,подскажите .


- Сергей! Копию снял. Благодарю. Жаль, что не вся картинка в наличии. Нужно будет поискать недостающие участки.
А карты отличные. Хотя некоторые листы с координатами 1942 года. Кстати, борты иногда доставляли на точки туши баранов с клеймом 1942 года. Очевидно, происходила замена стратегических запасов продовольствия в хранилищах. Да и бомбы иногда бросали выпуска 42 – 45 годов.

С наилучшими пожеланиями.


Валерий, посмотри еще карту J-41-Г Керки на location=\'http://mapj41.narod.ru/index.html\'');" title='http://mapj41.narod.ru/index.html'>http://mapj41.narod.ru/index.html или
location=\'http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG\'');" title='http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG'>http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG

Наша крепость располагалась на равнине у реки (большого арыка). Крепость стоит по дороге из Андхоя в Шибирган у кишлака Тавачи на пересечении дороги и реки (у моста),


- Михаил, приветствую тебя! Космическая карта в «планшет заправлена». Указанные здесь листы тоже скопировал. А в ответном письме также доложил о нормальной работе ссылки в твоем сообщении. Нашел я на карте Тавачи. И помнится мне, что вроде бы в году 1981 или 1982 я садился возле этой крепости. Если не ошибаюсь, то вертолетная площадка там была железная и довольно-таки большая. И кажется мне, что в то время на площадке стояла пара афганских вертолетов. Прилетали они к вам когда-нибудь? Или я все напутал...

А в октябре 1985 года я побывал в ваших краях, хотя и без посадки в крепости. Вот такие были тогда маршруты полетов и прочие приключения:
22.10.85 г. «Тахта-Базар – Меймене – Шибарган – Керки».
25.10.85 г. «Керки – Шибарган – Керки».

23.10.85 г. вылет в вашу сторону тоже был. Но закончился он так, что и вспоминать не хочется. В тот день (в Керках) загрузили мой вертолет зимним обмундированием, чтобы доставить его на точки вашего участка. Со мной также полетели начальник отряда, начальник тыла и вроде бы – начальник разведки. Взлетели, отошли от аэродрома километров 30 – 40, набрали высоту около 2000 м. Далее нужно было пробить облачность в районе Керков (а на точках, по докладу с них, погода была ясная). Включили противообледенительную систему. И вот, только зашли мы в облака, как вертолет словно взбесился. Его стало кидать в разные стороны и сотрясать мелкой дрожью одновременно. От вибраций зубы стучали и приборы стали в глазах расплываться. Вертолет стал почти неуправляем. Кое-как развернулся обратно. А снижаться не получается никак. Только попытаешься перевести его на снижение, он еще сильнее трясется, того и гляди в воздухе развалится. Ведомый, шедший сзади, доложил, что хвостовая балка нашего вертолета мотается как хвост у норовистой кобылы. Но все-таки удалось подобрать режим снижения с одновременным увеличением поступательной скорости. Так, «в час по чайной ложке» и пошли вниз. Зато стало не уменьшить посадочную скорость. Так и садились на полосу со скоростью 250 км / час. Как истребители. Когда вышли из вертолета – глаза на лоб полезли. С лопастей несущего винта была сорвана половина обшивки. В некоторых местах лопастей виднелись ланжероны (металлические «палки», на которые навешивается обшивка). Вообще-то, вертолеты с такими повреждениями держаться в воздухе «не обязаны». Но это еще не все. Начальство уехало в отряд. Затем и мы, управившись с делами, поехали в гостиницу снять стресс. Пока ехали, бортмеханик наш рассказывал - что творилось в салоне вертолета во время тряски. Мешки с одежкой летали по всей грузовой кабине. Кто-то из пассажиров пытался заглянуть в пилотскую кабину, но был сбит с ног этими мешками. А когда мы подъехали к КПП отряда, нас уже атаковали командирские жены, обвиняя во всяческих грехах и попыткой лишить жизни их мужей. Откуда они узнали о происшествии – тайна сия велика есть. Но, ничего. На следующий день нам из Маров бортом прислали комплект лопастей. Силами экипажа лопасти заменили. Как говорят – «отбили центровку», вертолет облетали и 25.10.85 г. сгоняли по указанному выше маршруту. Наверное, отвезли все-таки те мешки на Шибарган. А уже 26.10.85 г. работали на участках Пянджского и Московского отрядов. Ну, а 06.11.85 г., как было уже сказано еще выше, оказались в Термезе и т. д.

Здесь Шахерезада прерывает дозволенные речи до следующего вечера. Если, конечно, будет на то воля Аллаха.

Всем всего доброго,
Валерий.


"Ротор2", вот еще ссылка на карту : location=\'http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html'>http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html.
Насколько я понял и у нас в Мармоле (1 ММГ Термезского ПО) довелось побывать.


- Уважаемый NORD!

Ссылка заработала. Карту скопировал. Спасибо. В памяти кое-что прояснилось и вот в книжке своей нашел запись о вылетах:
06.11.85 г. «Московский – Термез – Мармоль – Мазари-Шариф – Термез».
07.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез».
09.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез».
10.11.85 г. «Термез – Душанбе – Термез» (по санзаданию).
11.11.85 г. «Термез – Ташкурган – Мазари-Шариф – Термез». А с 12.11.85 г. уже работали на Пянджский и Московский ПО.
Так что, возможно, мы и видели друг друга (даже 3 раза).

Всего доброго.
  • 0

#27 Michael

Michael

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Регистрация Лет: 13, Месяцев: 4, Дней: 2
  • Город:Ярославль
  • Служил:ШСС Багратионовск (июнь-окт. 84), Керкинский отряд, ММГ-2 (Андхой, 85-86)
  • Ваше имя:Михаил

  • ДМБ:июнь 1986

Отправлено 16 December 2005 - 10:20

Михаил, приветствую тебя! Космическая карта в «планшет заправлена». Указанные здесь листы тоже скопировал. А в ответном письме также доложил о нормальной работе ссылки в твоем сообщении. Нашел я на карте Тавачи. И помнится мне, что вроде бы в году 1981 или 1982 я садился возле этой крепости. Если не ошибаюсь, то вертолетная площадка там была железная и довольно-таки большая. И кажется мне, что в то время на площадке стояла пара афганских вертолетов. Прилетали они к вам когда-нибудь? Или я все напутал...
А в октябре 1985 года я побывал в ваших краях...



Валерий, все верно взлетка была отличная прямо перед крепостью за дорогой, афганские борты прилетали часто в основном из Меймене, нам их приходилось прикрывать. Один раз из-за перегруза один их борт при взлете едва не рухнул, взлетел метра на два, клюнул носом и в таком состоянии совершил круг вокруг взлетки и сел обратно очень жестко, едва не зацепившись за ограждение. Потом выкинули оттуда несколько бабаев и нормально улетели. На больших операциях на нашей взлетке и наши борты сидели долго. Вот фотка с ашнаками на дороге у взлетки, сзади видно ее ограждение
Изображение
А в конце октября 85-го нам действительно привезли новую форму - ее тогда называли "спецуха или варшавка", а перед этим всем заменили оружие на АКС-74 с пластиковым цевьем, как раз во время операции в Ханчарбаке. Осень та насыщенная была всякими мероприятиями и визитами, и начальства всякого к нам много приезжало, начальник отряда тоже посещал, но вроде летом.

Сообщение отредактировал Michael: 16 December 2005 - 16:37

  • 0

#28 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 25
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 16 December 2005 - 10:32

Валера привет. Знаком ли тебе был Саша Сидоренко из Марыйского полка? Он летал борттехником. Кстати летал ли ты 85-86 в Калай-нау и 86-87 в Карези- Ильяс? Добавлю. Я был в КАЛАЙ-НАЙУ с марта85 по июнь 86, потом нашу ММГ превели в Карези, и там до марта 87.
  • 0

#29 NORD

NORD

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPip
  • 81 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 12
  • Служил:КСАПО, Термез, 1ММГ,

  • ДМБ:1985-1987

Отправлено 16 December 2005 - 11:32

- Уважаемый NORD!

Ссылка заработала. Карту скопировал. Спасибо. В памяти кое-что прояснилось и вот в книжке своей нашел запись о вылетах:
06.11.85 г. «Московский – Термез – Мармоль – Мазари-Шариф – Термез».
07.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез».
09.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез».
10.11.85 г. «Термез – Душанбе – Термез» (по санзаданию).
11.11.85 г. «Термез – Ташкурган – Мазари-Шариф – Термез». А с 12.11.85 г. уже работали на Пянджский и Московский ПО.
Так что, возможно, мы и видели друг друга (даже 3 раза).
[/quote]

Уважаемый Валерий! Спасибо за информацию. Я 25.10.85 г. в Мармоль прилетел из Термеза, значит с другим пилотом. До сих пор помню свои впечатления, - первый раз летал, первый раз в Афган. А когда сделали заход "на боевой" (или как это у вас правильно называется), думал всё, хана... Потом привык конечно, а в первый раз жутко было.
У нас на "Северном входе" тоже иногда борты садились:

Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы увидеть скрытый текст

- это скорее всего зима 86-87, хотя может быть и зима 85-86.
А вылеты:
09.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез» - возможно за нашими ребятами, попавшими в засаду, тогда погиб Сергей Крылов, наш с Михаилом земляк.
10.11.85 г. «Термез – Душанбе – Термез» (по санзаданию) - возможно раненых в Душанбинский госпиталь.
  • 0

#30 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 16 December 2005 - 18:53

Валера привет. Знаком ли тебе был Саша Сидоренко из Марыйского полка? Он летал борттехником. Кстати летал ли ты 85-86 в Калай-нау и 86-87 в Карези- Ильяс?

Добавлю. Я был в КАЛАЙ-НАЙУ с марта85 по июнь 86, потом нашу ММГ превели в Карези, и там до марта 87.


- Григорий, приветствую Вас!

Возможно, я и общался с Сашей Сидоренко. Но по фамилии мне сейчас его вспомнить трудно. Как говорится, лучше один раз увидеть (хотя бы на фото).

В связи с борттехниками вспомнилось следующее. На хвостовых балках вертолетов имелись «колпаки» с аппаратурой для отвода ракет с ИК-головкой наведения, которыми коварные враги «пуляли» по бортам. А чтобы эти колпаки хорошо функционировали, их полагалось протирать спиртом. То есть, экипаж набирал в рот спирт и дышал на колпак, покрывая его тонким слоем паров спирта, после чего борттехник протирал его тряпочкой. Иногда случалось так, что, выданного на определенный срок спирта, иногда не хватало от чрезмерного усердия экипажа. Тогда на соседний борт отправлялось посольство в лице борттехника для покрытия издержек и взятия дополнительного «кредита». С возвратом, конечно. Но должен заметить, что такое случалось в период затишья боевых действий, нелетной погоды или в целях профилактики заражения желтухой.

Что касается Калай-Нау, то на слуху это название сидит в голове. Но, в этом плане меня лучше сориентировать так: или указать ПО, откуда в основном летали борты на эту точку, или назвать лист карты данного участка. С учетом того, что больше мне приходилось работать на Памирском направлении, чем в песках Марийского и Термезского ПО. К тому же, я закончил летать на «войну» в конце 1985 года. Жалко, что на этом форуме нет пока других ребят из когорты пограничников летно-технического состава. Но надеюсь, что они появятся и много чего интересного еще расскажут.

Всего доброго.
*russian*
  • 0

#31 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 25
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 16 December 2005 - 18:58

Валера, это Тахта-Базар, 1 ММГ, а Карези на границе с Ираном.
  • 0

#32 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 16 December 2005 - 19:07

Я 25.10.85 г. в Мармоль прилетел из Термеза, значит с другим пилотом. До сих пор помню свои впечатления, - первый раз летал, первый раз в Афган. А когда сделали заход "на боевой" (или как это у вас правильно называется), думал всё, хана... Потом привык конечно, а в первый раз жутко было.
У нас на "Северном входе" тоже иногда борты садились: [url=http://forum.pogranichnik.ru/index.php?
А вылеты:
09.11.85 г. «Термез – Мармоль – Термез» - возможно за нашими ребятами, попавшими в засаду, тогда погиб Сергей Крылов, наш с Михаилом земляк.
10.11.85 г. «Термез – Душанбе – Термез» (по санзаданию) - возможно раненых в Душанбинский госпиталь.

- Привет, Рихард!

Я тоже помню свои впечатления, когда первый раз был на боевом курсе и нажал кнопку «пуск» не на полигоне, а на перевале по каравану с оружием, который следовал из Пакистана в Афганистан и огрызался ответным огнем. Ноги тряслись на педалях. Потом тоже – ничего, привык. В этом плане был еще один психологический момент. Когда служил в Алмаатинском полку, то боевой тонус был на высоте постоянно. А вот когда летал на «войну» уже из Магадана, то ощущения были фиговые. После полетов вдоль побережья Охотского моря, медведей, лососей и прочих крабов лететь в Куфабское ущелье с десятком молодых ребят на борту в первые два-три дня операции было внутренне тяжеловато. Организм автоматически хотел ужаться в размерах и не желал приникать к блистеру, чтобы следить за обстановкой по сторонам. Но потом, опять же – ничего... Правильно говорят, что нет людей, которые ничего не бояться. Просто они могут преодолевать свой страх.

Насчет «Северного входа». Если я правильно помню, то после входа в эти ворота слева за горой внизу имелась большая площадка, куда могли садиться вертолеты. А ваша точка, относительно этого «входа» и площадки, располагалась тоже слева, только выше на плато. И возле точки была еще одна небольшая площадка для бортов? Эх, склероз.

Ваши фотографии посмотрел. Интересно, конечно. Думаю порыться в своих архивах. Возможно, через несколько дней покажу несколько своих фотоизображений той поры.

Всего хорошего.


Силами экипажа лопасти заменили. Как говорят – «отбили центровку», вертолет облетали...

- Поправляю себя: не «центровку» отбили, а «конус».
Склероз проклятый. Даже профессиональный жаргон путаю.

Валерий.

*bye*

Валера, это Тахта-Базар, 1 ММГ, а Карези на границе с Ираном.

- Будем разбираться.

Справедливость восторжествует,
Валерий.

P.S. Временно отключаюсь.

:fr:
  • 0

#33 DRA

DRA

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 402 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 13
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Москва
  • Служил:Пянджский ПО ММГ-2(Талукан)
  • Ваше имя:Герман

  • ДМБ:84-86

Отправлено 17 December 2005 - 15:02

Кто знает что за ММГ принимала участие в событиях описанных далее?

Военно-политическая обстановка в Афганистане после окончания первого этапа вывода ОКСВ обострилась в центральных и северных районах, в провинциях Кабул, Кунар, Каписа, Бадахшан, а также вдоль коммуникации Кабул — Хайратон.

Полной неожиданностью для афганского руководства явились действия оппозиции на севере страны, где мятежникам удалось захватить Кундуз (на непродолжительное время), Ханабад, Талукан и Бамиан.

После обеда 12 августа генерал В. Варенников вызвал меня к себе в кабинет и поставил задачу организовать вылет на аэродром провинциального центра, который еще оставался в руках афганских армейских подразделений. Связавшись с генералом Б. Громовым и обсудив с ним все вопросы, мы с заместителем начальника штаба полковником С. Кицаком быстро спланировали все необходимые мероприятия, и уже в 19:00 он на самолете АН-12 с группой советских десантников (50 чел.) и диспетчерской службой вылетел в Кундуз, а вслед за ними (через час) стартовал АН-26 с группой генералов и офицеров во главе с генералом армии В. И. Варенниковым. С нами летели также 10 десантников. Посадить самолет в этих условиях было непросто (огневое воздействие противника, плохая видимость, взлетно-посадочная полоса освещалась только фарами бронетранспортеров), но наши летчики (командир экипажа майор В. Афанасьев) успешно справились с трудностями — сказался боевой опыт и высокое профессиональное мастерство. Впрочем, они не раз попадали в подобные передряги и к схожим ситуациям им было не привыкать, они часто вылетали в самые «острые» и опасные места.

Когда мы прилетели в Кундуз, на аэродроме к тому времени укрылось все провинциальное руководство. Здесь же находились прибывшие по указанию Наджибуллы члены Политбюро ЦК НДПА Карваль и Маздак, командующий группой «Север» генерал-лейтенант Ацак, которые ждали помощи из Центра. Они выглядели возбужденными и растерянными. После традиционных приветствий мы поехали в штаб, где еще совсем недавно располагалась 201-я мед, и там работали всю ночь.

Детальное разбирательство событий в Кундузе показало, что вечером 7 августа фактически в город вошло всего лишь 100 мятежников, которые подготовили все условия, а с утра на следующий день подошло еще 500-600 чел. Сразу же на сторону мятежников перешли и работали по их указанию: мэр города, заместитель начальника У МГБ провинции, начальник ГАИ царандоя и др.

И только благодаря активным действиям советской пограничной мото-маневренной группы (ММГ) удалось отстоять арсенал с боеприпасами, расположенный севернее Кундуза.
  • 0

#34 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 17 December 2005 - 16:15

Валера, это Тахта-Базар, 1 ММГ, а Карези на границе с Ираном.


– Григорий, день добрый!
Просмотрел свою книжку. В Калай-Нау летать не приходилось. Но что-то слышал о каких-то событиях в тех краях.

Валерий.


Кто знает что за ММГ принимала участие в событиях описанных далее?

Военно-политическая обстановка в Афганистане после окончания первого этапа вывода ОКСВ обострилась в центральных и северных районах, в провинциях Кабул, Кунар, Каписа, Бадахшан, а также вдоль коммуникации Кабул — Хайратон.

Полной неожиданностью для афганского руководства явились действия оппозиции на севере страны, где мятежникам удалось захватить Кундуз (на непродолжительное время), Ханабад, Талукан и Бамиан.

После обеда 12 августа генерал В. Варенников вызвал меня к себе в кабинет и поставил задачу организовать вылет на аэродром провинциального центра, который еще оставался в руках афганских армейских подразделений.

И только благодаря активным действиям советской пограничной мото-маневренной группы (ММГ) удалось отстоять арсенал с боеприпасами, расположенный севернее Кундуза.


- Герман, а кто автор этих воспоминаний?

С уважением, Валерий.
  • 0

#35 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 17 December 2005 - 18:15

Кто знает что за ММГ принимала участие в событиях описанных далее?

И только благодаря активным действиям советской пограничной мото-маневренной группы (ММГ) удалось отстоять арсенал с боеприпасами, расположенный севернее Кундуза.


15 ноября 1985 года в зоне действий Пянджского ПО в районе Хатункала – Диванакышлак (10 – 15 км южнее Пянджа) авиагруппа численностью в 12 – 13 бортов обеспечивала проведение мобилизации личного состава в армию ДРА. Утречком в кишлаки названного района нагрянули сорбозы и «забрили» человек 200 будущих новобранцев. Я садился у кишлака Байка. Сорбозы прикладами загнали 15 афганцев в наш вертолет. Бедолаги, наверное, еще и не проснулись до конца, когда вертолеты уже поднялись и направились в Кундуз. Очевидно, там был общий сборный пункт в Кундузской провинции.

Сейчас в России, наверное, такая же проблема в вопросе воинского призыва, да и методы его проведения близки к вышеописанному. Или я ошибаюсь?

В 1987 году я был направлен из Одессы в Андижан для отбора молодого пополнения в КЗПО. В те времена сначала в военкоматах работали представители погранвойск. Затем МВД приступало к отбору людей в свои ряды. Оставшийся контингент новобранцев отправлялся служить в СА. Требования к кандидатам в ПВ (и кремлевский полк) в плане морально-деловых, физических и прочих качеств были довольно-таки жесткие. Но я помню, что ребята тогда сами просились в пограничные войска. Некоторым, в силу каких-то причин, приходилось тактично отказывать в этом. Так они обижались. А сейчас в СМИ на эту тему и о службе в ВС такое сообщают, что волосы встают дыбом.

Валерий.
  • 0

#36 Тулукан

Тулукан

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 164 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 17
  • Пол:Мужчина
  • Город:Донецк, Украина.
  • Интересы:Велотуризм, туризм, рыбалка, фотосьёмка, видеосьёмка.
  • Служил:в/ч 9790, ШСС Нахичевань; в/ч 2066 Пяндж ММГ-2, взвод связи.
  • Ваше имя:Андрей

  • ДМБ:30.10.1986 - 21.02.1989

Отправлено 18 December 2005 - 00:01

по потерям 19.01.89 г. также нет ясности - сколько вертолетов потеряно и как распределялись погибшие по экипажам.
Буду рад, если информация кому-то пригодится.
Возможно остались свидетели этих потерь, которые смогут более подробно о них рассказать.
с уважением, Одиссей


19.01.89
Ст. л-т, штурман отряда Бариев Ильфат Мидехатович
Ст. л-т, ст. воздушный оператор Долгарев Виктор Иванович
Ст. л-т, ст. техник Щеняев Александр Петрович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Клименко Сергей Павлович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Залетдинов Исмагил Сахапович
При выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и взорвался.


Что я видел и помню.
Как обычно прилетели 2 борта, кого-то привезли, а потом они улетали по окраине Кундуза за пределы видимости на разведку. Через 10-15 минут прилетает 1 борт и кружит над ММГ, я слышу сильный запах керосина, прострелили бак с горючим. Он садится, потом прилетели новые борты, перегрузили одного раненого с прилетевшего борта. Говорили, что тот раненый выпрыгнул с единственным парашютом со сбитого борта и когда его несли, он у кого то выхватил автомат и хотел застрелиться. Его отправили на новом борте в Союз. Тела погибших лётчиков передали через неделю в гробах, по какой то договорённости с духами. Не помню, передавали, кажется или 4-х или 7-х. Фото есть, погрузки.
  • 0

#37 DRA

DRA

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 402 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 13
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Москва
  • Служил:Пянджский ПО ММГ-2(Талукан)
  • Ваше имя:Герман

  • ДМБ:84-86

Отправлено 18 December 2005 - 19:31

.
- Герман, а кто автор этих воспоминаний?

С уважением, Валерий.

Валерий, даю координаты: location=\'http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_tragedy_and_glory/9.shtml?part=2\'');" title='http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_t.../9.shtml?part=2'>http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_t.../9.shtml?part=2
  • 0

#38 DRA

DRA

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 402 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 13
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Москва
  • Служил:Пянджский ПО ММГ-2(Талукан)
  • Ваше имя:Герман

  • ДМБ:84-86

Отправлено 19 December 2005 - 13:24

Я думаю ISM не будет против, перенес его фотки с нашей темы.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
*pogran*
  • 0

#39 DRA

DRA

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 402 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 1, Дней: 13
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Москва
  • Служил:Пянджский ПО ММГ-2(Талукан)
  • Ваше имя:Герман

  • ДМБ:84-86

Отправлено 19 December 2005 - 16:40

. Помню 2 крепости. К одной из них мы летали, кажется, из Калай-Хумба. Крепость – на горе. А в другую крепость я летал вроде бы из Московского ПО (в направлении на Талукан). Та крепость располагалась на равнине или на плато у реки.

Валерий, приветствую тебя. По поводу крепости на равнине или на плато у реки, это ММГ-2 Талукан, позывной точка тура, Пянджского отряда. В крепости , базировались разведвзвод и 2я. застава, все остальные подразделения были "зарыты" в "зеленке".
Был ли ты там в период 1983-1986г.?.


  • 0

#40 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 11, Дней: 12
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 19 December 2005 - 19:07

19.01.89
Ст. л-т, штурман отряда Бариев Ильфат Мидехатович
Ст. л-т, ст. воздушный оператор Долгарев Виктор Иванович
Ст. л-т, ст. техник Щеняев Александр Петрович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Клименко Сергей Павлович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Залетдинов Исмагил Сахапович
При выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и взорвался.
Что я видел и помню.
Как обычно прилетели 2 борта, Фото есть, погрузки.


Андрей, добрый вечер!

- Подскажите, пожалуйста, откуда взята информация, приведенная по списку экипажа. И о каком типе вертолета идет речь?

В списке я увидел фамилию Щеняева А. П. В 1985 году он служил в Магаданской авиачасти. Мы с ним вместе летали. Если, конечно, это он.

И куда «Как обычно прилетели 2 борта...».
Можно ли увидеть фото «погрузки»?




Валерий, даю координаты: location=\'http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_tragedy_and_glory/9.shtml?part=2\'');" title='http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_t.../9.shtml?part=2'>http://www.rsva.ru/biblio/prose_af/afgan_t.../9.shtml?part=2


Герман, привет! Спасибо за ссылку.
«...Выяснилось, что личный состав правительственных сил уклонился от вооруженного сопротивления оппозиции». - Результат закономерный. Выше я описывал, как происходила мобилизация новобранцев в армию ДРА.


Я думаю ISM не будет против, перенес его фотки с нашей темы.


- Хорошие картинки. Из какой темы перенесены? Если буду делать сайт о пограничной авиации в Афганистане, то на нем будут размещены фото вертолетов, самолетов ПВ той поры. Неплохо было бы показать и автотехнику, с помощью которой обеспечивались их полеты: топливозаправщики, автомашины для перевозки личного состава и боеприпасов, мобильные радиостанции, санитарные машины и т. д.


Валерий, приветствую тебя. По поводу крепости на равнине или на плато у реки, это ММГ-2 Талукан, позывной точка тура, Пянджского отряда. В крепости , базировались разведвзвод и 2я. застава, все остальные подразделения были "зарыты" в "зеленке".
Был ли ты там в период 1983-1986г.?.


- В Талукане бывать приходилось. Компактная точка неподалеку от населенного пункта, кажется. Мост, наверное, в километре от нее был? Помню, вроде бы, земляные насыпи, маскировочные сети, БТР (или БМП) в земляном капонире возле площадки. Последние полеты на эту точку у меня были в феврале 1985 года:
16.02.85 г. «Пяндж – Талукан – Пяндж – Талукан – Пяндж».
25.02.85 г. «Пяндж – Имамсахиб – Талукан – Арходжа – Пяндж».

С уважением ко всем,
Валерий.
*ok*
  • 0





Похожие темы Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение

Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных



Копирование материалов без активной ссылки на www.pogranichnik.ru запрещено.