Перейти к содержанию

Авиация ПВ КГБ СССР в Афганистане


Рекомендуемые сообщения

Ребята! Кто бывал в Тахта-Базаре и Калайи-Нау на той стороне. Где-то в районе 1986-1989 в Калайи-Нау был разведчиком Василий Васильевич, силюсь вспомнить фамилию. Чином был подполковник, как и все в Тахта-Парижском РО усатый, человек души необыкновенной. Фото найти не могу, очень жаль. Вообще - подполковник - для разведчика ММГ - это очень круто. Кроме того, насколько я могу судить по позывным - Василий Васильевич был не просто разведчиком ММГ, а заместителем Соболева - начальника РО отряда.Господа офицеры, расскажите о судьбе Василия Васильевича. Низкий поклон ему до самой земли. Сейчас-то я понимаю, сколькие из нас обязаны ему и всем другим разведчикам жизнью.Кстати, про Соболева кто-то что-то писал на форуме. И Вам, товарищ полковник, низкий поклон. Спасибо разведчикам за все.Кстати, в галерее лежит фото опердомика, где в ММГ Калайи-Нау жили и работали разведчики.

Изменено пользователем 1989
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 452
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Ребята! Кто бывал в Тахта-Базаре и Калайи-Нау на той стороне. Где-то в районе 1986-1989 в Калайи-Нау был разведчиком Василий Васильевич, силюсь вспомнить фамилию. Чином был подполковник, как и все в Тахта-Парижском РО усатый, человек души необыкновенной. Фото найти не могу, очень жаль. Вообще - подполковник - для разведчика ММГ - это очень круто. Кроме того, насколько я могу судить по позывным - Василий Васильевич был не просто разведчиком ММГ, а заместителем Соболева - начальника РО отряда.Господа офицеры, расскажите о судьбе Василия Васильевича. Низкий поклон ему до самой земли. Сейчас-то я понимаю, сколькие из нас обязаны ему и всем другим разведчикам жизнью.Кстати, про Соболева кто-то что-то писал на форуме. И Вам, товарищ полковник, низкий поклон. Спасибо разведчикам за все.Кстати, в галерее лежит фото опердомика, где в ММГ Калайи-Нау жили и работали разведчики.

Олег! Я тебе написал сообщение на "мыло",-почему не отвечаешь? Я- Труфаненко Александр.Василия Васильевича (разведчика )была фамилия Зернов.Он на Украине. Соболев Фёдор Михайловичживёт в Симферополе, с ним видимся часто. Я передал от тебя привет, но не знаю от кого?Ответь. Я написал тебе, что переписывался я с Сашей Дульским, Серёжей Двойниковым,-ты их должен знать.Ещё разговаривал недавно с Юрой Обертасом-он в Черкассах,-его тоже должен ты знать.Ответь-где ты? Чем занимаешься?Обнимаю,однополчанин,-с уважением, Александр.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет!!!Вопрос к уважаемым товарищам летчикам!Непосредственно к Ротору и Василию.

В 1981 г.,на Куфабе,во время операций,когда "крокодилы"обрабатывали противника изо всех видов оружия,вслед за ними летал МИ-8.Причем был он бело-синего цвета,а на борту была надпись "Аэрофлот".

Всем привет и наилучшие пожелания!

 

Константин, «птичка» эта («Ми-8Т») была тогда в Душанбинской эскадрилье. Вертолет этот по-всякому называли: и голубем, и буфетом. Вооружения на нем вначале не было никакого. Потом уже в носовой части борта в кабине установили пулемет ПКТ. Поэтому «дядька» и свесил ноги, стреляя из ПКС с рук, так как его (пулемет) некуда было прицепить. Мне даже пришлось как-то в мае 1982 года на нем полетать в течение нескольких дней, пока мой «Ми-8ТВ» был на регламентном обслуживании в Душанбе. В конечном итоге этот борт (думаю, что именно этот) в 1984 или 1985 году «упокоился» на Куфабе (неудачная посадка при десантировании. Все живы остались). Из него потом получился «дачный домик» (см. фото).

 

http://foto.mail.ru/bk/man354/1/i-15.jpg

 

Про Малаева большая статья в журнале "Пограничник" за август 2005 г. Отсканировал ее, но очень большая получилась, там фоток много, ужму и в общий ящик отправлю. В том же номере статья про генерал-майора Гаврилова Н.Ф. Поковник Малаев все еще в строю (на 2005 г.) в Таджикистане, после Афгана участвовал в событиях в Азердбайжане, служил в Магадане и на Камчатке.

Михаил, подскажи, когда готово будет. Возможно, кое-что здесь на ветке покажем *wink*.

 

Уважаемые друзья! Кто может рассказать о судьбе Саши Тягно ?Он призывался из Сумской области, Лебединского района ,село Ворожба. Служил офицером, лётчиком. Мы встречались в 1988 году в Тахта-Базаре.Знаю,что служил до этого в Магадане. Потом ребята говорили, что он погиб...

Кто о нём знает,-ОТЗОВИТЕСЬ!

С уважением, Александр

 

Александр, я помню Тягно А. по Магадану. А потом – не в курсе о нем. Но, вряд ли он погиб в Афганистане. В списках погибших там он не значится.

 

:blink:

 

Корова - да это или Ми-6 или Ми-26 - ну вам виднее, но очень здоровая штуковина. Если б я знал как в тело письма внедрить фото, я бы выложил прямо здесь фото: на взлетке Калай-Нау стоит Корова, за ней в ряд две восьмерки и две двадцать четверки.

 

Вообще у меня отношение к вам-летунам двойственное. Во-первых, земной поклон за все, что вы для нас делали. Вы для всех всегда были самой долгожданной новостью, палочкой-выручалочкой, последней надеждой и т.д. НО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ребята, после полетов с ВАМИ, теперь я БОЮСЬ ЛЕТАТЬ самолетами АЭРОФЛОТА!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Олег, в погранавиации были «Ми-26» (см. фото – на Чашм-Даре). А «Ми-6» - в ВВС летали. Что касается размещения фотографий здесь на форуме, то могу объяснить, как это сделать. Укажи свой адрес почты (e-mail). Мой почтовый ящик – «man3(гав-гав)yandex.ru».

 

Приятно слышать про «палочку, новость, надежду». Насчет шутников я уже говорил. Хотя, при упомянутом стиле полетов в те времена у противника было меньше шансов попасть в борт, летящий с пируэтами. А в нынешние времена я и на поезде боюсь ездить.

 

http://foto.mail.ru/bk/man354/1/i-16.jpg

 

Ребята, кто-нибудь знал прапорщика Сашу Красносельского? Он в вертолётчиках под Алма-Атой служил. Закончил Камень-Рыблоловскую школу прапорщиков летом 1983-го. Где он сейчас? *ok*

Владимир, в ту пору я был уже в Магадане. Так что, с Красносельским, наверное, и не был знаком.

 

*no2*

 

Ребята! Кто бывал в Тахта-Базаре и Калайи-Нау на той стороне. Где-то в районе 1986-1989 в Калайи-Нау был разведчиком Василий Васильевич, силюсь вспомнить фамилию. Чином был подполковник, как и все в Тахта-Парижском РО усатый, человек души необыкновенной. Фото найти не могу, очень жаль.

Вообще - подполковник - для разведчика ММГ - это очень круто.

Олег, а вот еще про пограничных разведчиков, а заодно и про авиацию:

 

Из «Афганского блокнота» Александра Тумахи (офицера-десантника из 56-й десантно-штурмовой бригады):

location=\'http://artofwar.ru/b/babkin_d/abc.shtml\'');" title='http://artofwar.ru/b/babkin_d/abc.shtml'>http://artofwar.ru/b/babkin_d/abc.shtml

 

«...наша рота два-три раза в неделю работала по реализации разведданных – мы с разрешения командования действовали совместно с погранцами – их зона ответственности в Афгане была 20 километров вдоль границы. Наши раненные лечились в больнице в Пяндже. В роте был пункт начальника разведки Пянджского погранотряда (полковник Халейкназаров и капитан Иванов). Сам полковник переодевался в «духа» и пропадал, добывая разведданные. Пограничникам в то время, согласно конвенции, запрещалось находиться на чужой территории. Поэтому на боевые привлекали нас при поддержке вертолетов погранцов. Таких «оторви-голов» летчиков я в Афгане больше не видывал: мы носились с ними буквально между деревьев, а у наших был приказ ниже 3,5 километров не спускаться, только при заходе на боевой».

 

:rolleyes:

Изменено пользователем Ротор2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Да,Валера,аж в душе защимило!Малеький был.а задиристый!Вот значит где успокоился.Всетаки очень заметный и по этому запомнился .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Калайи-Нау - это провинциальный центр провинции Бадгиз. Небольшой городок в несколько тысяч населения. На окраине города - взлетная полоса, настолько приличная, что существовал постоянный Бахтаровский рейс Кабул - Калайи-Нау - Герат, летал Як-42. Вся мангруппа бегала на пост, чтобы из бинокля посмотреть на Бахтаровских стюардесс. Взлетка была приличная, поэтому вертолеты у нас всегда садились по-самолетному. Наверное, все Марыйцы это помнят. Был у нас в 1988 году такой случай. Одна за другой садились две восьмерки. Первая встала в конце полосы, а вторая остановиться не успела. Пилот попытался обогнуть первый борт справа, но не успел. Борты столкнулись лопастями. Лопасти раскачавшись ударили по хвосту, и у вертолета оторвало хвост. На ночь у аварийного борта выставляли дозор. На следующий день (если память не подводит) борт отремонтировали.Кусок оторванной лопасти уволокли в мангруппу. Очень удобная из этой лопасти получилась скамейка.Вертолетчики, кто помнит этот случай, что у вас тогда случилось?А еще июнь 1988 года. Прямо в день 19 партконференции, во время самой трансляции, когда нам полагалось сидеть у ТВ, начали рваться РСы в районе взлетки. Никто из нас, как водится, не обращал внимания - духи обычно осмеливались обстреливать сорбозов, нас только из стрелкового оружия. РСы они запускали прямо с камней - пусковых установок у них не было. Поэтому вероятность попадания была нулевая. Но все-таки один РС просвистел над нашими головами и врезался в сопку рядом с землянками. Только тогда подняли к бою минометов. Ребята поработали минут 20 и все стихло. Но в Москве акцию расценили как политическую.В результате решили провести акцию воззмездия. Буквально на следующий день (опять же, если не изменяет память) в Калайи-Нау было произведено аж три вылета пятью бортами: корова в сопровождении двух Ми-8 и двух крокодилов. Корова привезла Град и две заряжающие машины к нему. Мужики, кто тогда летал, отзовитесь. Если бы не вы я бы не увидел, что такое работающий Град.

Здравствуй, Олег!Прилетал я к вам. Сопровождал Ми-26. И до этого часто бывал в Калай-Нау и после.Да, был такой случай. Первым садился МИ-8мт, за ним МИ-8т. МТ более энергичная машина вот лётчик и задрал её перед посадкой и лихо сел, а ведомый повторил тоже и просвистел мимо него, при этом отрубил хвост.Это был борт № 26 Марыйского полка. Новенький, только из завода. После замены хв.балки полетал немного и закончил свой путь на Памире- разбился при аосадке. невезучий был номер.(все живы)Василий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ротор

Да, я об Александре Малаеве. ...Крепко жму руку! Узнаешь о нем что-либо, дай знать, буду рад.

Альберт, привет!

 

Михаил нашел весточку о Малаееве А. в журнале «Пограничник» (статья майора Михайловой Татьяны: «Выбор Александра Малаева», август 2005 г.). Даю его фотографию и фрагменты из статьи, а также – фото Гаврилова Н. с выборкой текста (из статьи капитана Галицина Егора: «Новые высоты», август 2005).

 

«Полковник Александр Малаев более четверти века провел за штурвалом вертолета, прошел Афганистан, принимал участие в становлении конституционного строя в Республике Азербайджан, служил в Магадане, на Камчатке. В настоящее время (август 2005 г. – примечание Ротор2) охраняет таджикско-афганскую границу, а называет свою боевую службу... самой обычной работой».

 

http://foto.mail.ru/bk/man354/1/i-17.jpg

 

(Ротор2 - для справки:

Краснознаменный 23-й авиаполк российских погранвойск в Таджикистане, более 22 лет защищавший границу на южных рубежах СССР и СНГ, в ноябре 2005 г. был выведен из республики. В торжественной обстановке пограничные вертолетные эскадрильи, совершив воздушный облет Душанбе с государственными флагами России и Таджикистана, взяли курс на Новосибирск. Оттуда они будут переброшены на один из участков российско-казахстанской границы. Вывод авиачасти осуществлялся в рамках передачи охраны таджикско-афганской границы под юрисдикцию Душанбе. В торжественных мероприятиях, которые прошли в душанбинском аэропорту, приняли участие представители руководства Управления авиации ФСБ РФ, командования таджикских погранвойск, группа ветеранов пограничной авиации во главе с первым командиром этой авиачасти, Героем Советского Союза генерал-майором в отставке Фаритом Шагалеевым. В период с 1992 по 1997 год шла гражданская война между поддерживаемым Москвой таджикским правительством и оппозицией, опиравшейся в основном на исламское движение Таджикистана. Через семь лет после установления мира, в 2004 году, окрепшее таджикское правительство решило вывести из страны российских пограничников).

 

 

Николай Федорович Гаврилов в 1979 году с отличием окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков и начал службу на южной границе в пограничных войсках. Будучи капитаном, стал командиром авиационной эскадрильи. Через два года, когда число боевых вылетов превысило 2,5 тысячи, поступил в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Окончив ее командный факультет в 1990 году с отличием, прибыл в город Мары заместителем командира авиационной части.

...Опытного боевого офицера направили в Научно-исследовательский испытательный технический центр пограничной службы старшим научным сотрудником – старшим летчиком-испытателем. В 1993 году он окончил Школу летчиков-испытателей ЛИИ им. М. М. Громова.

В 1999 году Николаю Федоровичу было поручено воссоздать авиацию ФСБ России, которую он впоследствии и возглавил.

Генерал-майор Николай Федорович Гаврилов – Герой России. Имеет почетное звание «Заслуженный военный летчик РФ», классную квалификацию «Летчик-снайпер», «Летчик-испытатель первого класса». Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

 

http://foto.mail.ru/bk/man354/1/i-18.jpg

 

(Ротор2 – для справки:

Дополнительный материал о Гаврилове Н. Ф. имеется на сайте «Авиация пограничных войск КГБ СССР в Афганистане» по адресу:

location=\'http://man3.narod.ru/pogran_avia_afgan/prodolzhenie.htm\'');" title='http://man3.narod.ru/pogran_avia_afgan/prodolzhenie.htm '>http://man3.narod.ru/pogran_avia_afgan/prodolzhenie.htm

 

Всего доброго,

Валерий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуй, Василий!Один раз летел бортом из Тахта-Парижа в Калайи-Нау. Пересекли линейку в районе 28 знака, через несколько километров машину затрясло. Вероятно перестал работать двигатель. Развернулись и едва-едва дотянули до границы. Легонько шлепнулись прямо у линейки. Мы ночевали на заставе. Это был единственный случай в моей службе, когда я по-настоящему нес пограничную службу: получил приказ от дежурного по заставе выступить на охрану границы - охраняли ночью вертолет. Так благодаря аварии я все-таки побывал в шкуре настоящего пограничника.С уважением, Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет!!!Вопрос к уважаемым товарищам летчикам!Непосредственно к Ротору и Василию.В 1981 г.,на Куфабе,во время операций,когда "крокодилы"обрабатывали противника изо всех видов оружия,вслед за ними летал МИ-8.Причем был он бело-синего цвета,а на борту была надпись "Аэрофлот". Мы еще говорили между собой:"Во.голубь мира прилетел!"Дверь была на нем открыта,а на полу,свесив ноги сидел дядька и лупил из ПКСа по душманам.На фоне раскатов МИ-24 детский лепет ПКС слышался очень комично.Вот я и хочу узнать,что это была за птичка такая?Здравствуй, Константин!Нечто подобное видел и я весной 1987. Летели мы на МИ-24 первый раз из Тахта-Базара на ту сторону в Калайи-Нау. Все было жуть как интересно. Первый перелет и сразу на такой ракете. Где-то по дороге группа всадников обстреляла нас из стрелкового оружия. Борты развернулись и стали гонять духов по ущелью огнем пулеметов. Нашему прапорщику захотелось принять личное участие, он схватил со стены мухобойку-АКСУ и начал пукать из нее вниз по духам. Выглядело это очень комично. Трассы от пулемета ложились полого, а из мухобойки вылетали и сразу камнем падали вниз. Тогда я увидел, что стрелять из движущегося вертолета по движущимся целям - особое искусство. Борты сделали несколько кругов, потом НУРСанули, все ущелье заволокло тучами пыли и мы полетели дальше.

Изменено пользователем 1989
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет!!!Вопрос к уважаемым товарищам летчикам!Непосредственно к Ротору и Василию.В 1981 г.,на Куфабе,во время операций,когда "крокодилы"обрабатывали противника изо всех видов оружия,вслед за ними летал МИ-8.Причем был он бело-синего цвета,а на борту была надпись "Аэрофлот"._____________________________________________Мы его тоже буфетом звали,или хмыревозкой(в 83г.летал частенько потом долго его не было видно).И всегда удивлялись когда он сам,без сопровождения, прилетал к нам на край географии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


_____________________________________________Мы его тоже буфетом звали,или хмыревозкой(в 83г.летал частенько потом долго его не было видно).И всегда удивлялись когда он сам,без сопровождения, прилетал к нам на край географии.И я про тоже,мужики!Высаживают нас где-то в районе Чашма-Дары в снегу,мы спускаемся вниз к кишлаку там банда!Занимаем,как положено оборону (кстати духов там,по данным разведки, не должно было быть),а из кишлака пулемет лупит.А у нас поддержка с воздуха МИ-8 и вот этот самый Голубь Мира.МИ-8 быстренько отстрелялся и на базу за БК.А этот " буфет",то подлетит к пулемету стрельнет,то отлетит.У него для ПКС боеприпасов видимо хватало.Так он и не дал духам свернуться. Потом подлетел "крокодил",завис над пулеметом,ну и сдул его вместе с дувалом.А нас уже хотели в атаку поднимать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет!!!Вопрос к уважаемым товарищам летчикам!Непосредственно к Ротору и Василию.В 1981 г.,на Куфабе,во время операций,когда "крокодилы"обрабатывали противника изо всех видов оружия,вслед за ними летал МИ-8.Причем был он бело-синего цвета,а на борту была надпись "Аэрофлот"._____________________________________________Мы его тоже буфетом звали,или хмыревозкой(в 83г.летал частенько потом долго его не было видно).И всегда удивлялись когда он сам,без сопровождения, прилетал к нам на край географии.

Всех приветствую!На счет белых бортов:Один был в Душанбе и три борта в Мары. Только в Марах были со звёздами. Я много летал на №34.Эти вертолёты несли службу в Кабуле еще до войны поэтому их так раскрасили.Позже они преобрели нормальную окраску.Два Марыйских борта разбились (один в районе Ташкургана, а второй возле Мары).Василий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо, друзья! На фото - Малаев и практически не изменился за 15 лет, рад за него!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...

Всех пограничников поздравляю с Днём Победы, желаю всем крепкого здоровья.Василий Б.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Вертолетные "гастроли" в афганском небе

 

Ретроспектива

 

Спустя месяц после начала американских бомбардировок в Афганистане президент России заявил о готовности оказать содействие Соединенным Штатам в спасении их военнослужащих на территории этой страны. Поскольку до сих пор российскими спасателями для этих целей используются вертолеты фирмы Миля, и в условиях локальных конфликтов даже проводка гуманитарных конвоев требует непременного боевого сопровождения, не лишним было бы обратиться к опыту работы военно-транспортных вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТ, которые в период 1979-1989 гг. успешно решали различные задачи в Афганистане, в том числе и поисково-спасательного характера.

 

Ударная сила

 

Как правило, отбор летного состава для выполнения задач в Афганистане производился за год до очередной замены. Командиры экипажей были как минимум капитаны, даже летчики 3 класса имели примерно 400-500 часов общего налета. Но в этой стране была представлена совокупность всех факторов, неблагоприятных при эксплуатации вертолетов: высокая температура воздуха, сильная запыленность, сложность высокогорных взлетно-посадочных площадок по конфигурации (летчики различали их по типам: "лезвие", "столб", "терраса", "кастрюля", "ванна"), которые практически невозможно было смоделировать в Советском Союзе. Также в афганских горах вертолетчики имели много проблем с нестандартными ветровыми условиями - когда ветер в любой момент менял свое направление и из встречного становился попутным, что зачастую приводило к неуправляемому вращению вертолета со всеми неблагоприятными последствиями. Кроме того, было много нюансов, касающихся особенностей пилотирования вертолета, применительно к рельефу горной местности. Боевая обстановка потребовала от летчиков выполнять маневры высшего пилотажа, которые ранее не предусматривались инструкциями: горку, пикирование, разворот и поворот на горке, - благо вертолеты Ми-8 были сделаны с большим запасом прочности. Уже в начале 80-х гг. все изменения, которые заставила сделать жизнь, были внесены в инструкцию экипажу, и летный состав переучивался в центрах боевого применения в Кагане, Кокайды, Чирчике на территории Узбекистана. Совершая тренировочные полеты на высокогорные площадки, выполняя стрельбы с углом пикирования до 30-40 градусов, отрабатывая методику приземления на пыльные площадки, когда теряются визуальные ориентиры, авиаторы набирали дополнительные 12-20 часов налета перед отправкой в Афганистан.

 

Местные афганские условия также повлияли на применение различных боевых машин. Основной ударный вертолет Ми-24, который изначально создавался для европейского театра военных действий, оказался слишком тяжеловат в горах. Летчик был счастлив, если ему удавалось на нем взлететь на высоту до 3500 м с двумя блоками неуправляемых авиационных ракет Б-8В20-А и двумя осколочно-фугасными авиационными бомбами ОФАБ-100. В то же время Ми-8МТ, имея больший диаметр несущего винта, с теми же двумя блоками НАР, четырьмя ОФАБ-250, пулеметами спереди и сзади (в Баграме пулеметы вдобавок навешивали и на пилоны) и боекомплектами к ним, спокойно и уверенно летал на высоте 4500 м. А там горы и по 6500 м... Поэтому вплоть до 1984 г. Ми-8МТ работали на больших и малых (если позволял рельеф местности) высотах по всей территории Афганистана - у летчиков такие полеты назывались "гастроли". В боевой порядок машины выстраивались следующим образом. Вертолет наведения Ми-8МТ шел впереди с авианаводчиком из числа местных жителей, указывающим дом или другую цель, которые требовалось разбомбить, потому что тогда это был вопрос политический. Позади летели 4-6 Ми-24, затем - Ми-8Т с поисково-десантной группой из четырех - шести человек. В зависимости от масштаба операции также могли использоваться самолеты Су-25, МиГ-21, но основной бомбоштурмовой ударной силой были все же Ми-8МТ. Боевые реалии сильно повлияли на облик военно-транспортных машин: именно в Афганистане на Ми-8Т, Ми-8МТ впервые навесили броню для защиты экипажей, спереди (а по необходимости сзади и на пилонах) поставили пулеметы ПКТ, экспериментировали с установкой гранатомета АГС-17 во входную дверь кабины.

 

Тактика применения армейской авиации на протяжении 1979-1989 гг. менялась в зависимости от боевой обстановки. С начала кампании до 1982 г. Ми-8 работали на предельно малых высотах, занимаясь обеспечением застав, совершая отдельные рейдовые операции по прикрытию своих войск, противодействуя стрелковому (часто примитивному) оружию противника. Ситуация изменилась весной 1982 г., когда душманы стали в массовом порядке применять пулеметы ДШК и зенитные установки, и военные транспортники забрались на высоту. С 1983 г. начались ночные полеты Ми-8 в районах Шинданда и Кандагара, в пустыне Регистан с целью уничтожения караванов моджахедов, следовавших со стороны иранской границы. В 1984 г. противник взял на вооружение ПЗРК "Стрела" китайского и египетского производства, а в 1985 г. - новейшие для того времени ракетные комплексы "Стингер", вынудив советских летчиков совершать перелеты на безопасных от ПЗРК высотах - 10-15 м. Зато душманы уверенно могли вести огонь из всех видов стрелкового оружия, и в 1985 г. вертолетчикам вновь приказали работать не ниже 5000 м. Но и это была не панацея: боевики, забираясь со "Стингером" на гору в 4500 м, по-прежнему имели возможность безнаказанно сбивать вертолеты, которые к тому же теряли в скорости на больших высотах. Как раз на эти годы пришелся пик наших потерь. Поэтому с 1986 г. вплоть до вывода войск из Афганистана перегруппировки и перевозки людей и грузов осуществлялись только в ночное время. Темнело где-то в 19.00, а летали в основном с 23.00 до 4.00.

 

Согласно боевому уставу полагалось делать 4-5 вылетов в день, однако в 40-й армии эти ограничения не действовали - в случае необходимости авиаторы вылетали по приказу командира. Самыми опасными считались полеты вблизи пакистанской границы - в районе Джелалабада и в Панджшерском ущелье. К примеру, пилоты 335-го отдельного вертолетного полка, дислоцировавшегося под Джелалабадом, в среднем совершали в день до 8 вылетов. А так как с момента взлета в воздухе приходилось находиться от пятидесяти минут до трех часов, к тому же в бронежилетах, весивших 16 кг, то уже через 40 минут полета даже самые неприхотливые начинали костями таза ощущать все пряжки в парашютах, на которых сидели. Надо ли говорить, что боевая работа проходила практически без выходных. Ведь эскадрильи Ми-8Т и Ми-8МТ выполняли самые различные задачи: занимались высадкой тактических десантов, воздушной разведкой, поиском и эвакуацией военнослужащих.

 

Спасти и сохранить

 

Поисково-спасательные мероприятия относились к разряду наиболее опасных и ответственных, сопоставимых с десантированием, с той лишь разницей, что вытаскивать раненых или погибших приходилось из мест, которые к прилету вертолета буквально кишели моджахедами. Был даже такой эпизод, когда члены экипажа сбитого Ми-24, навалившись грудью на хвостовую балку, развернули своего "горбатого" в сторону приближающихся моджахедов и стреляли по ним авиационной пушкой. В плен к "правоверным" никто не хотел попадать: по 40-й армии шли слухи, что за сбитого летчика душманам их хозяева обещали 1 млн. афгани. Очень глубоко задело весь летный состав выступление академика Андрея Сахарова, заявившего, что экипажи сбитых советских машин добивались своими. Наоборот, пилоты делали все возможное, стараясь выручить сбитых товарищей или десантников, которых "духи" зажали в горах, даже тогда, когда заведомо знали, что вывозить придется лишь мертвые тела. Для них это было непреложным законом.

 

В Афганистане каждый командир экипажа ощущал себя необходимой значимой фигурой, поскольку вертолетчики сверху наглядно видели результаты своей работы. Обычно уже через полгода пребывания в этой стране лозунги об оказании интернациональной помощи и защите южных рубежей СССР начинали не срабатывать, и основным побудительным мотивом службы авиаторов становился следующий: помочь наземным войскам, которым, как им казалось, было гораздо труднее. Начальник боевой подготовки армейской авиации заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Анатолий Сурцуков до сих пор с теплом вспоминает, как десантники, оседлавшие высокогорные площадки в Панджшерском ущелье, как-то передали трофейный кумган (кувшин для воды) его эскадрилье, в котором был кусок простыни с надписью шариковой ручкой: "Братья вертолетчики, спасибо вам за патроны, за то, что благодаря вам мы живы!" Такое признание бойцов было выше всякого ордена.

 

Интенсивность боевой работы сказывалась на числе потерь: в среднем, по статистике, советская группировка теряла в год 40-60 самолетов и вертолетов. Наиболее частые попадания приходились по лопастям несущего винта, хвостовой балке и хвостовому винту. Были даже такие моменты, когда на фюзеляжах вернувшихся с заданий машин летчики насчитывали до восьмидесяти осколочно-пулевых отверстий - винтокрылые аппараты Миля неоднократно демонстрировали свою надежность. Так, во время одной из спасательных операций у Ми-8МТ душманы с дистанции 150 м прострелили правый двигатель (ТВ3-117МТ), но экипаж, не заметивший из-за шума винтов никаких нарушений в работе машины, 25 минут летел до Баграма в режиме форсажа. Главные редукторы, как правило, если и имели повреждения, то позволяли вертолету продолжать полет еще в течение десяти минут. Техника эксплуатировалась очень интенсивно: если в СССР вертолет в среднем налетывал за год 100-150 часов, то в Афганистане - 400-600.

 

Вертолетные эскадрильи там насчитывали по 24-28 машин (в Союзе - 16-20) - почти полуторный комплект, но этот фактор старались учитывать, равномерно распределяя нагрузку на них - у техников четко были расписаны все виды работ по обслуживанию и ремонту. Доставка запчастей и агрегатов осуществлялась только по воздуху на Ан-12, Ан-26, Ил-76 (Ми-26 появились в Кундузе лишь в конце 80-х гг. и для транспортировки людей и грузов широко не использовались - были слишком удобной "мишенью" для противника). Каждый вертолетный полк имел технико-эксплуатационную часть, в составе которой имелись подвижные ремонтные группы, укомплектованные Ми-6, Ми-8.

 

Если вертолет совершал вынужденную посадку, имея мелкие повреждения, а не сгорел и его еще можно было эвакуировать, неисправности по возможности устранялись на месте. Пока техперсонал занимался устранением неполадок, десантники на земле, а Ми-24 с воздуха охраняли подбитые машины. Отремонтированные вертолеты перегонялись своим ходом, причем для этих целей старались посылать не сбитые экипажи, а другие - повыше классом и опытнее. В сентябре 1982 г. из Панджшерского ущелья была впервые проведена успешная эвакуация сильно поврежденного Ми-8 с помощью такого же вертолета, который на внешней подвеске перевез аварийную машину. Сняли агрегаты, лопасти несущего винта, редуктор, двигатели, поднялись... Разведчики потом доложили, что душманы, сидевшие на господствующих высотах, были настолько ошеломлены увиденным, что не стали стрелять, хотя при желании могли сбить его из ДШК буквально одной очередью - вертолет выбирался из ущелья на скорости 80 км/ч (в пределах своих возможностей). "Духи", видимо, ждали, что он сам упадет, но эвакуация удалась. Остается добавить, что за штурвалом того вертолета-спасателя сидел нынешний начальник армейской авиации генерал-полковник Виталий Павлов.

 

В этом году Ми-8 отпраздновали свое 40-летие, и по сей день составляют значительную часть армейской авиации. Дальнейшая модернизация этих надежных боевых машин предусматривает расширение их возможностей по бортовому оборудованию (для поиска и опознавания целей в различных условиях), по маневренности, в области боевого применения вооружений. Реализация этих и других технических решений позволит увеличить безопасность вертолетов фирмы Миля при решении возложенных на них задач.

 

"Чеченский" фактор

 

Однако поскольку с началом антитеррористической операции США в Афганистане, по данным российского военного командования, на стороне талибов воюют несколько сотен чеченцев, в настоящее время нельзя не учитывать и "чеченский опыт". Ведь по отношению к вертолетам боевики на Северном Кавказе взяли на вооружение ряд новых тактических приемов, которые не применялись в Афганистане. К примеру, один из них называется "волчья пасть": если в Афганистане в 1979-1989 гг. зенитная установка моджахедов начинала стрелять по Ми-8 сразу же при его появлении на горизонте, то в Чечне противник не стрелял до тех пор, пока вся группа (от двух до шести вертолетов - в зависимости от поставленной задачи) не заходила в зону действия его средств ПВО, после чего открывал концентрированный огонь по одной, максимум - двум машинам. Новшеством в Чечне стала и охота снайперов за командирами экипажей (как в случае с Героем России полковником Николаем Майдановым), и применение РПГ и ПТУРов по низколетящим и находящимся на взлетно-посадочных площадках вертолетам. В Афганистане таких эпизодов не было.

 

Источник: газета "Независимое военное обозрение"

 

 

 

Нашел форум пограничных летчиков на

location=\'http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=8747627966848624895561105039647&page=1\'');" title='http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=874...05039647&page=1'>http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=874...05039647&page=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Валерий!А где сейчас Быков.У меня никаких сведений после 89 года.Но чувствую, если жив курилка, то где-то рядом.Насчет людей, которые там жили полностью согласен.

Здравствуйте Владимир Анатольевич!Петрович сейчас на пенсии, жив здоров. Живет в Москве( в Бутове).С уважением Талгат.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Вертолетные "гастроли" в афганском небе

Сергей, спасибо за интересный материал. С уважением, Валерий. *ok*
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Петрович сейчас на пенсии, жив здоров. Живет в Москве( в Бутове).С уважением Талгат.

Талгат, вечер (день) добрый! Нашего полку, как говорится, прибыло. Это хорошо. Петровичу и всем ребятам при случае - привет от Иванова. Интересно, где сейчас Коля Колпаков? Наверное, все в Магадане... С наилучшими пожеланиями, Валерий. *buba*
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень...

 

По поводу Вертолетчиков (именно с большой буквы), хотя я и служил в санатории Сархад, на Вас всегда надеялись, что если начнется не бросите...

Припоминается несколько нестандартных ситуаций...

1. Весна река разлилась от мира отрезаны, погода нелетная, колона пройти не может борты не летают, НЗ съели, сухари, все что лежало на складе несколько лет полутухлое,

больше всего страдали курильщики, сигареты кончились (труба дело), перерыли все окрестности все бычки из под камней понаходили, а они хуже травы под солнцем стали, да и сигареты народу выдавали "ПАМИР" (у нас их расшифровывали "...-после Афгана майор ищет работу") :-)).

Прилетела 8-ка, нам передали по рации, что с Лянгара везут мясо (кутасов), колбасу копченую, там ящики дюралевые стояли для продуктов, а народ-то оголодал прилично, борт сел с ткрытой "дверью", выгрузили пару каких-то маленьких ящиков, спрашиваем а мясо где, колбаса? нам отвечают выкинули мы его прямо в воздухе дышать нечем было, хотя лету всего 20 минут (холдильник на Лянгаре загнулся, мясо затухло, а прапор его в Афган по учету отпустил) и смех и грех.

2. Как-то возвращался с побывки, (давали нам иной раз 5 суток за три месяца, до Мургаба успевали сбегать у кого жены были, холостякам не давали, мужики от отпуска до отпуска на точках парились...),

пару дней задержался на Лянгаре, Борты не летели, БМП не приходила, ночью сходишь пост проверишь (участок незнакомый, бойца не берешь с собой, чтобы впустую не гулять по границе), с ребятами из ДШМГ песни попели был там офицер Костя, фамилию запамятовал душевно пел под гитару, потом с вертолетчиками за жизнь посидели... до того, что мне предлоржили пойти полетать под чутким руководством, я правда сразу протрезвел... так и не полетали :-))

*russian*

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Талгат, вечер (день) добрый! Нашего полку, как говорится, прибыло. Это хорошо. Петровичу и всем ребятам при случае - привет от Иванова. Интересно, где сейчас Коля Колпаков? Наверное, все в Магадане... С наилучшими пожеланиями, Валерий. *buba*

Здравствуй Валерий!Из Магадана я уехал в 1995, дядя Коля ещё был там. Виталий Никанов сейчас живет в Амурзете, недалеко от Биробиджана. Очень приятно удивлен встречи с вами, помню как учили поваров вкусно и качественно готовить еду для летчиков. Вообще есть что вспомнить.С уважением, Талгат.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуй Валерий!Из Магадана я уехал в 1995, дядя Коля ещё был там. Виталий Никанов сейчас живет в Амурзете, недалеко от Биробиджана. Очень приятно удивлен встречи с вами, помню как учили поваров вкусно и качественно готовить еду для летчиков. Вообще есть что вспомнить.С уважением, Талгат.

Талгат, привет! Спасибо за весточку про дядю Колю и Виталия. С ними летать было - одно удовольствие. А я сначала не понял насчет поваров, а потом вспомнил и смешно стало. Было такое дело. А сподвигло меня на это мероприятие следующее. Прибывали экипажи в родную часть с войны и, после полуторамесячной сухомятки, в столовой кормили жидким супчиком с пресной селедкой, а на второе подавали вареную селедку с консервированной картошкой. И так почти каждый день. Это при том, что из продуктов летной нормы можно было кормить, как в ресторане «Пекин» или «София» (Москва, пл. Маяковского). С войны когда экипажи летели, то иногда останавливались в столичной гостинице и посещали сии злачные заведения. Так вот. Получив полномочия от командира части, я понаблюдал за работой поваров и не обнаружил в ней должного «огонька» и здоровой инициативы по части разнообразия в меню. После алма-атинской летной столовой было с чем сравнивать. Пришлось им рассказывать про борщ и солянку, пельиени и вареники, жаркое и блины (и т. д.). Не думаю, что поварский коллектив был в восторге от таких перспектив. Но, вроде бы немного встрепенулись. Не помню только - надолго ли? Но, знать резонанс все же был, коль через столько лет этот эпизод остался в памяти. Да. Есть что вспомнить. С уважением, Валерий.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Пытался ответить Виктору (Сархад), но кнопка "Ответ" не работает. Придется пока так: Виктор, вечер добрый!"Припоминается несколько нестандартных ситуаций... "- Да, наверное, такие ситуации скорее были стандартными. А что касается предложения - полетать "под чутким руководством", то для хорошего человека ничего не жалко :fr: . Виктор, сейчас делается сайт о погранвойсках в Афгане. Нужен материал (дислокация подразделений, их состав, вооружение, даты ввода-вывода, операции, бытовая часть жизни и т. д.). Особенно маловато информации по участку КВПО. Если позволяют возможности, то, пожалуйста, повспоминай дела минувших лет (на ветке Германа (DRA) про СБО, ДШМГ). С наилучшими пожеланиями, Валерий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Владимир Анатольевич!Петрович сейчас на пенсии, жив здоров. Живет в Москве( в Бутове).С уважением Талгат.

Спасибо, Талгат!Если получится, передай привет Петровичу.Напомни: Чумикан, "кровавая Мери" в смеси с "белым медведем" и связиста Володю, который нож Петровича в свои ящики запаковал после этого коктейля.С УВАЖЕНИЕМ!Владимир.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Обращаюсь к авторам фотографий, размещенных в галерее на "пограничник.ру": Ребята! Надеюсь, вы не будете против, если я скопирую некоторые ваши фотографии и они потом, возможно, появятся в статье одного из журналов о погранавиации? Дело срочное. Делать запрос каждому автору по почте и ждать ответ уже нет времени. Так случилось. Заранее благодарен, Валерий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Обращаюсь к авторам фотографий, размещенных в галерее на "пограничник.ру": Ребята! Надеюсь, вы не будете против, если я скопирую некоторые ваши фотографии и они потом, возможно, появятся в статье одного из журналов о погранавиации? Дело срочное. Делать запрос каждому автору по почте и ждать ответ уже нет времени. Так случилось. Заранее благодарен, Валерий.

Валерий, приветствую! Может еще фотки подбросить. Напиши какого плана фотки нужны!Герман.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...