Перейти к содержанию

Холодно?  

18 проголосовавших

У вас нет разрешения голосовать в этом опросе или просматривать его результаты. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для возможности голосования в этом опросе.

Рекомендуемые сообщения

Для обывателя пограничная служба, это бинокль, собака, вышка, дозор. А для пограничника - темнота, напряженный слух, терпение, ожидание, борьба со сном и усталостью. Что может быть противней?

 

Холод

 

Каждый знает, что такое холод. Нет, не тот, когда стучат зубы и бьёт озноб. Не тот, когда мелкой тряской каждая мышца кричит тебе, что она не сдается, что еще имеет силы бороться. И шею невозможно повернуть без рывков, потому что она тоже борется.

Настоящий холод приходит потом. Пройдут часы, ты смиришься с ознобом, устанешь с ним бороться. Тебе покажется, что отпустило, что стало легче и можно не бояться. Вот тогда и приходит настоящий холод.

Ему не нужен лютый мороз и пронизывающий ветер, он тоже не любит зиму. Он предпочитает промежуточные сезоны. Он знает свое время и терпеливо выжидает в стороне. И придет он тихо, но прогнать его уже не получится. Начнет с костей, свяжет жилы, заставит стиснуть зубы. И шубенки[1] не нужны, потому что и пальцы не гнутся и кожу не жжет.

С болью в фалангах зажимаю тангенту... Голос какой-то не свой. "Алё, брат... Время?" А время стоит... "Час двадцать пять." "Смена вышла?" "На приказе."

Еще пять минут ожидания... Сырой воздух лижет за воротником, пропитывает кожу. Апатия. Не верится, что это закончится. Влажная кирза давно перестала раздражать, портянки превратились в однородную массу, как папье-маше заполнили складки стоп... "Не-е, терпи-имо... Первый р-раз что ль?"

Огонёк далеко внизу! Это лампочка на разрежалке зажглась! Она, как координатная метка, отслаивает наш участок от однородной тьмы, давая понять, где мы, а где кубрик, теплый безвкусный чай и доппай.

Дежурный зарядил смену и лампочка погасла. Им сейчас зябко спросони, но холод у них впереди.

 

- Алё, брат, дай "третьего".

- Третий, слушаю, - сонный голос старшины.

- "25-й", прошу "40".

- Валяй, двадцать пятый.

Всё, младший, вышло наше время, снимаемся! Задубевшие мышцы с трудом подчиняются. Нужно раздеться. Снимаем ватники и вшивники, упаковываем в один куль и маскируем в трещине в скале, привалив пластом сланца. Если смене повезет, то закладка[2] не успеет остыть полностью.

Зубы начинают постукивать, шею свело - это значит, холод уходит. Он останется здесь, чтобы дождаться следующую жертву.

Первые минуты с трудом удается себя сдержать. Бегом вниз, быстрым шагом выбираемся на крутой подъем мимо тропы, рассекая покрытую инеем траву. В таком темпе мы минут за 50 добежим, а по боевому - час двадцать.

Ноги, освободившись от оцепенения, сами ищут тропу, сами амортизируют на камушках и выбоинах, чтобы не шуметь. Тепло поднимается к пояснице. Еще 3 километра пути и станет жарко.

Позади "шестая" балка. Стоп. Впереди темное пятно сползло со склона, за ним приподнялось второе. Это смена. Ложимся с сырую траву с большой дистанцией. Слышу, как младший отползает в сторону границы.

Это обряд. Я знаю, что навстречу идет брат, но обряды принято соблюдать. Кто кого возьмет? Сегодня луна на моей стороне, значит и возьму я. Но ни шагов, ни теней. Только тихий голос чуть правей - "Пропуск". Молодцы, они тоже нас зачиковали! Ничья сегодня. Подходим друг к другу. Руслан расстегнут до пупа, бушлат лишь прихвачен ремнем, шапка привязана у подсумка. Младшие лежать в траве в ожидании команды.

- Как там сегодня?

- Нормально.

- Закладка где?

- На второй точке.

Нам некуда спешить. Я, удирая от холода, опережаю график, а Руслан не спешит к нему в гости. Но пройдет минут пять и мы разойдемся. Руслан - с тоской, завидуя, что у нас всё позади. Я же с радостью и сочувствием, потому что знаю, кто там, в балке...

 

Затаившись, прижавшись к ручью, он растекся по камням и замер инеем на траве. Он копит силы и терпеливо ждет. Еще есть время до рассвета, чтобы насытиться спазмами мышц и скрипом зубов, выдавливаемыми из уголков глаз слезами и искренними проклятьями в свой адрес. Он любит, когда его ненавидят…

 

[1] Варежки из овчины.

[2] Первая смена «правого ЧГ», обходя запреты и инструкции по форме одежды, выносила на фланг утепление - вшивники, ватные штаны, шерстяные носки, валенки или резиновые сапоги, плащи и оставляла в условленных местах для второй смены, которая забирала всё после службы на заставу. Иногда в закладке оставлялась рабочая радиостанция или ПНВ «Блик», что было грубейшим нарушением, но хоть как-то облегчало выдвижение нарядов в горах в сложных погодных условиях.

Изменено пользователем GrayWolf
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ой, как классно написано!Как знакомо!На заставе первым делом - в сушилку! Чтоб запястья и пальцы отошли. А то и раздеться невозможно. Правда иногда Дежурный помогал снять амуницию, тулуп и т.д.Самое страшное - сырой мороз с ветерком.Пятерка!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ему не нужен лютый мороз и пронизывающий ветер, он тоже не любит зиму. Он предпочитает промежуточные сезоны. Он знает свое время и терпеливо выжидает в стороне. И придет он тихо, но прогнать его уже не получится. Начнет с костей, свяжет жилы, заставит стиснуть зубы. И шубенки[1] не нужны, потому что и пальцы не гнутся и кожу не жжет.

Да в точку спасибо Серый волк опять порадовал.Оценка ессно высшая *good*
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Серенький! А я как-то явственно себе представила, как пропитывается холодом оставленное в условленных местах для второй смены утепление, и приходится его натягивать на себя уже пронизанное холодом насквозь. У меня по спине поползли мурашки...Какую я тебе поставила оценку за рассказ спрашивать излишне....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Оставаясь в позе пингвина (чтобы холодное обмундирование касалось как можно меньшей площади тела) тихонечко сиплю : спасип, брат... и спасип смене - что не "залудила"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Тема холода очень даже знакома. Питер - очень сырой город, плюс к этому ветер с Балтики. Бывало, что в июне днем стояли на причалах в шинелях. Ночью - обычное дело в течение всего лета. Часто мерзли, руки еще несколько лет после службы при малейшем похолодании превращались в фиолетовые.

Никогда не забуду одну ночь. Я отслужил где-то полтора года. Первый раз за мою службу сломалась сушилка в отделении. Что-то с трубами. Чинили ее ровно три дня. К третьему дню все тулупы на ощупь были мокрыми. Мне перед ночной сменой так и не удалось отыскать в сушилке мало мальски "сухой" - не очень мокрый тулуп. Пришлось брать какой есть. Я знал, что иду на 6 часов на самый ветренный 7-й причал. Знал, что судно под утро должно уйти, и не факт, что вовремя, и не факт, что пришлют еще смену. Так и вышло. Отстоял я в ту ночь 8 часов. Эту ночь я запомнил на долго. Был одет: майка в оптяг, футболка, вшивник, ПШ, телогрейка, тулуп, плащ; трико, штаны ПШ, ватные штаны; носки, шерсняные носки, валенки, перчатки, овчиные руковицы. Ровно, через час - я понял, что не выдержу. Влага тулупа пропитала все. Грузили с судна шрот (мелкая органическая гадость для удобрения или корма животных. Скажу только, что большую часть своей смены я долбил железный контейнер. У меня ломило руки, я набил костяшки до синевы, но я знал, что останавливаться нельзя -просто замерзну. На всею жизнь запомнил пословицу, что Пар костей не ломит...

Добавлено в: [mergetime]1128497196[/mergetime]

GrayWolf, да, самое главное - рассказ отличный. Я бы про холод не смог хорошо написать: слишком жалко себя, поэтому литературно грамотно не вышло бы. Да и в предыдущем моем послании - одни сопли и слезы :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Казахстан, Уч-Аралзима 1987-1988 ггмороз -40 (или около того)перед выходом мазали лицо комбижиром - чтобы обморожения не получить.Мне как раз "повезло" - пост на ПУцусмена опоздала на 1 часШишига на которой они ехали поломалась.так вот когда они приехали - я уже совсем не мерз.в эту смену был отдан приказ менять постовых через каждый час в связи с морозом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Знаете, как в шутку проверяли есть ли сороковник (-40С) за бортом? Подходишь к забору, плюешь в его адрес, и бдишь – если снаряд летит и трещит, а об забор ледышка бьется, то есть минус сорок, с чем себя и поздравляли...И самым приятным помещением, после спального, но перед столовой, была сушилка. Это комнатушка, где такой здоровый бойлер на полу, а по стенам ватные штаны и куртки развешаны. И когда промерзнешь так, что даже выпитый намедни компот, внутри уже принял твердокристаллическую форму, то самое время завалиться в сушилку, грохнутся на бойлер и терпеливо ждать, когда внутри появится маленький очажок тепла. Ну, наконец-то объявился… Он все растет и ширится… Вот и компот уже расплавился и усиленно просится наружу… А жизнь-то налаживается… Какой же это кайф – быть в тепле, которое все набирает силу и все быстрее гонит кровь по венам… Фу! Оттаял вроде… Блин! Как же тут все-таки жарко! Мгновенно сбрасываешь все ватно-меховые шмотки и пулей вылетаешь наружу. Поварешка, жрать хочу!!!К холоду имею глубокое уважение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


К холоду имею глубокое уважение...

Да уж... Когда были на учебке в Калевале, учебные заставы выезжали на неделю-две на учебную заставу на так называемый "6-ой километр". Так наша застава попала туда в Новый, 1985 год, да еще мороз ударил, про который местные старожили до тех пор не помнили - 49 минуса. Вот это был "кайф"!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Написано здорово! Очень понравилось! Сам служил на р.Уссури и знаю что такое мороз при влажности 98%. На втором году службы плюнул на все и написал домой - мать выслала нормальный спортивный костюм с олимпийкой и носки из собачьей шерсти. Зимой под ватный комбез от ПэШа одевал только китель (на офицерское белье и олимпийку), а штаны от ПэШа даже не одевал - на приказе не видно, а бегать удобней.А вообще в рассказе поразило, что наряд прятал на участке теплые вещи. Это мне странно. О нас руководство заставы думало. Помню, как-то неожиданно в сентябре ночью ударило минус 8, а мы ЧГ гоняем. Так старшина заставы (старший прапорщик Язовских А.) срочно ночью открыл склад, достал теплые куртки, шапки, варежки, одел все это на себя и двух бойцов и побежал к нам на дополнительную проверку. Хотя сам был выходной и мог бы дома спать. А в другой раз был днем на дальней вышке, на "Крестах" и пошел снег не вовремя, причем очень крепко неожиданно замело. Тот же старшина приволок на весь наряд валенки и куртки "северянки", чтобы не поморозились. Вот так-то вот. Такие вещи запоминаешь на всю жизнь.

Изменено пользователем sergant
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 года спустя...

здорово написано...как будто опять в горах в чг отлежал ночьбррррр...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...

Такие вещи запоминаешь на всю жизнь.

Классный у вас старщина был!

но хоть как-то облегчало выдвижение нарядов в горах в сложных погодных условиях

Уважаемый тёзка, мне тут по случаю ПСБ обещал скинуть всё своё творчество письменное на мыло. Так вот, когда я соберу максимальное количество Ваших рассказов, я обязательно всё это распечатаю, сделаю твердый переплёт и буду давать читать своим будущим детям, чтобы у них было ПРАВИЛЬНОЕ понятие, что же такое граница на самом деле.Оценка "отлично" (кстати, Ваш альбом Кабкель я перегнал в док-овский формат, распечатал и положил в ленинской комнате. Бойцы таскают и читают Ваши очерки запоем)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...