Перейти к содержанию

ПСКР "Имени XXV съезда КПСС", он же "Анадырь", в/ч 2376 "Р", часть 2 (продолжение) - тема имени Павла Лысова


Рекомендуемые сообщения

Всем привет. Паша, Вовку видел на пограничнике, а на какай странице не помню. Потом пробовал найти, неполучилось.Всем удачи.

Володька в " Одноклассниках" есть , заходи смотри,  живет в Читинской области , Монголия рядом.    И последняя информация , флаг спускают 12 декабря в 11 часов по Камчатке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет! Саныч спасибо за подсказку.Я созванивался с женой Миши Марюшкина, тогда я не знал, что сним случилось, она мне дала телефон Коли Олнишко, но номер уже не используется,созвонится не получилось.До связи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


ПСКР Анадырь (25 Съезд )

 

post-36029-0-00971000-1449239064_thumb.jpgpost-36029-0-68322200-1449239073_thumb.jpgpost-36029-0-45701100-1449239083_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

В ОД.РУ в группе МЫ ВСЕ ИЗ МЧПВ, МОРСКОЙ и БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ написано ч. что 3.12.2015 г спустили флаг , наверно байда ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

В ОД.РУ в группе МЫ ВСЕ ИЗ МЧПВ, МОРСКОЙ и БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ написано ч. что 3.12.2015 г спустили флаг , наверно байда ?

Родному салют, братишкам уважение !

 

Вы все дорогие мои братишки, наверное не внимательно читаете мои посты, приказом на 12, от 3 - третьего, а перенесли на 15 декабря, я что то вас не пойму, что за дела ?

но всё же приятно что движение пошло на борту, надо что то взять себе на память.

Удачи всем и с уважением !

 

Евгений, ну если меня не правильно информировали, то пордон.

С уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем доброго дня! Братва, а кто знает все фамилии командиров нашего корабля?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем доброго дня! Братва, а кто знает все фамилии командиров нашего корабля?

Щас отпишу дорогой мой Николай !

С уважением !

 

p/s post-14125-0-35049700-1449476633_thumb.jpgpost-14125-0-53109300-1449477177_thumb.jpg что то резкости нет

придётся в ручную.

кап 1 ранга Гребельников Эдуард Иванович

кап 2 ранга Ломовцев Алексей Дмитриевич

кап 2 ранга Минкевич Владимир Владимирович

кап 3 ранга Горюшин Владимир Иванович

кап 2 ранга Михеев Валерий Владимирович

кап 1 ранга Зюзин Виталий Михайлович

кап 1 ранга Макунёв Ильяс Святославович

кап 1 ранга Юрасёв Игорь Николаевич

А далее ???

 

Только года их служб на нашем родном не указаны, надо поглядеть на яндоксе, там всё есть и история и всё что мы не знали после нас и не видели наших братишек службу

 

Вот так Николай, с миру по инфо и т.д. всё можно узнать до и после нас, вводи в поисковик ссылочку (капируй и вставляй)  http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=3725

 

Удачи и с уважением !

Изменено пользователем Pasha L
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем приве! Паша, спасибо за информацию.Я пробовал искать, не получилось. До связи!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Я пробовал искать, не получилось. 

Родному салют ! Братишкам уважение !

Николай, привет дорогой ! Будет время Николай, переходи на ЮТ, там поясню.

Удачи и с уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Привет братишки. Давно не заходил , а тут такие темы. Всем всех благ. :chest_m4:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Привет братишки. Давно не заходил , а тут такие темы. Всем всех благ. :chest_m4:

Дмитрий, рад видеть дорогой тебя в строю.

Темы у нас разные, как говориться от иголки до космического корабля, на всё что тебя интересует, это ты увидешь на главноё странице, и пошёл и т.д. Вскрываешь раздел, а там темы, и погнал.

 

Ну а здесь щас мы ждём 15 декабря, спуск нашего флага на нашем родном 

ПСКР "Имени XXV съезда КПСС", он же "Анадырь", в/ч 2376 "Р" !

И бебе не хворать, и быть по чаше с нами в строю тем и тем форума.

Удачи и с уважением !

 

p/s  друго го инфо пока не было, знать на 15 так и есть, ждёмс

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


всем привет сам с пскр нева но в 2001г.довелось один паход сходить на Анадыре да так ,,удачно,,что пришлось прям в море учавствовать в тушении пожара.кто что знает или помнит отзавитесь.

Все верно. Я тогда был начальником узла связи береговой базы в/ч 2303. Всем, кто помнит флагманского связиста в/ч 2303 Павла Дрыгина моего друга, привет большой.

Изменено пользователем Coolerman
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


РОДНОМУ НАШЕМУ ПСКР "Имени XXV съезда КПСС", он же "Анадырь", в/ч 2376 "Р" :chest_m4:  :chest_m4:  :chest_m4: !

 

Братишкам уважение ! Здоровья и всего, всего !

 

Что то непонятки какие то произошли и снформацией на счёт спуска нашего флага ?

Александ Гордеев, наш Санычь даёт одну инфо, от источника, мне пишут в личку с самой Камчатки дивизии вообще дрегую, что перенос дня, здесь же отвечают что списали, одни уже обмыли проводы как и положено, а подтверждения не из каких источников нет. В инете тоже тока не чего нет. ЗНАТЬ ПУСТЬ ЕЩЕ МАЛОСТЬ ПОБУДЕТ В СТРОЮ ХОТЬ И У ПИРСА. Вот такая история вышла - недорузумение.

ВСЕМ удачи и терпения ! С уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Прочёл статью о Чукотском походе ПСКР Анадырь.

 

МОЛИТВА О ЧУКОТКЕ.

 

МЫ В АРКТИКУ НЕСЛИ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ…

 

 

 

БЕРИНГОВ ПРОЛИВ

 

 

 

Два месяц курсировал наш пограничный сторожевой корабль «Анадырь» вдоль берегов Чукотки. За это время мы пять раз проходили через Берингов пролив и возвращались обратно. Столько же раз пересекали и Северный полярный круг. Мы демонстрировали российский флаг в Восточной Арктике и вскрывали оперативную обстановку. Мы служили России, а при этом мыслится особенно глубоко, по государственному, державно.

 

Глянешь мысленно на запад из Берингова пролива - вся Россия лежит перед тобой. Огромная, красивая, серьезная и веселая, увитая лентами рек и расшитая бирюзой озер и ромашковыми полями. С дымом из труб, деловито поднимающихся над металлургическими заводами и копрами глубоких шахт. С кораблями, идущими в порты и пунктирами железных и автомобильных дорог. С миллионами людей, живущих в городах и сёлах. И все это охраняем мы, прокладывая курс на норд вдоль российско-американской границы среди туманов и льдов Чукотского моря.

 

С виду – обычная служба, но как вспомнишь о том, что пятнадцать лет не приходили в Арктику наши морские пограничники, так начинаешь понимать, что миссия у нашего «Анадыря» особая – он вновь напоминает миру о величии и мощи России. Хватит, ребята, валять дурака, предлагая нам свой протекторат то над Чукоткой, то над островом Врангеля, а то и над всем нашим сектором Арктики. Нефтью запахло, большими деньгами? Так знайте, что у этого далекого уголка Земного шара есть хозяин. И он его никому не отдаст.

 

- Товарищ командир, в небе американский самолет, удаление большое, похоже, границы не нарушает! – докладывает по телефону в каюту командира вахтенный офицер Алексей Антонов.

 

- Зафиксировали?

 

- Так точно!

 

- Поднимаюсь к вам!

 

Командир корабля капитан 1 ранга Игорь Юрасёв тут же появляется на ходовом мостике, выходит на правое крыло. Но в голубом небе остался только белый след от самолета.

 

- Похоже, «Орион», - говорит Антонов. – Прошел высоко и сразу скрылся, уйдя в район острова Святого Лаврентия.

 

- Демонстрация началась! – радуется командир. – Пусть видят, пусть фотографирую, снимают на камеру. Идем прежним курсом!

 

- Есть прежним курсом! – козыряет Антонов.

 

К вечеру далеко впереди появляются Диомидовские острова – российский остров Ратманова и американский остров Крузенштерна. Они кажутся слитыми, но между ними четыре километра. Мы идем слева от них, придерживаясь берега Чукотки. Наш маршрут – на Берингов пролив.

 

С кораблей, проходящих Беринговым проливом, хорошо виден памятник казаку-первопроходцу Семёну Дежнёву, венчающий небольшую сопку на фоне могучих скал российского берега. Если вглядеться в бинокль, то рядом с пирамидой памятника можно заметить высокий деревянный православный крест.

 

Моряки до сих пор ворчат: «Берингов пролив заслуживает другого названия – пролив Дежнёва…» И это не случайно. Командор Витус Беринг прошел проливом, не ведая того, и только на основании косвенных фактов, дойдя до широты 67 градусов 18 минут, пришел к выводу о том, что Азия с Америкой не соединяются. Но почти за восемьдесят лет до него в 1648 году казаки Семёна Дёжнева пересекли пролив, обогнув Чукотку, и точно убедились, что со всех сторон Чукотский нос омывается морем. Позже этот нос, который является самой крайней восточной точкой материка Евразия, назвали мысом Дежнёва.

 

Памятник Дежнёву стоит немного южнее мыса его имени – ближе к мысу Пээк. Еще недавно памятник одновременно служил маяком. Но сейчас маяк погашен. Их вообще мало осталось вдоль побережий Тихого и Ледовитого океанов. Время не пощадило дальние российские маяки, а люди научились обходиться без них. И теперь моряки не вглядываются в очертания берега в надежде увидеть свет маяков – путь им прокладывают навигационные приборы.

 

Но памятник Семену Дежневу по-прежнему вызывает любопытство. Вот и команда «Анадыря», свободная от вахты, высыпает на палубу, чтобы его увидеть.

 

И вот тут-то и захватывает дух, когда подумаешь о том, что сразу за памятником начинается Россия. И не только Россия, но и весь огромный евро-азиатский континент.

 

- По идее не в бинокль надо рассматривать этот памятник и крест возле него, - говорит старший мичман Станислав Матвеев. – Это ж символы! Они должны быть огромными и величественными, чтобы видно их было издалека невооруженным глазом! Чтобы и незнающий человек мог сразу понять, в каком примечательном месте он находится.

 

Я рассказываю мичману и другим морякам, что первоначально на месте памятника стоял огромный крест высотой 15 метров, и видно его было далеко. Его поставили в 1910 году моряки военного транспорта «Шилка» под командованием капитана 2 ранга Александра Пелля. На борту транспорта находился тогда и генерал-губернатор Приамурья Павел Федорович Унтербергер, объезжавший свою вотчину. Двумя годами ранее этого в Хабаровске объявляли конкурс на макет памятника Дежневу, который планировалось поставить в городе. Но известный в то время историк и художник генерал Михаил Латернер, побывавший до этого на той же «Шилке» на мысе Дежнева, предложил водрузить его именно там - на Чукотке, на берегу, который смотрит в Берингов пролив. Кроме того, Латернером была высказана идея соединить воедино памятник и маяк – для пользы дела. Правда, до реализации этого проекта дело тогда так и не дошло, а вот крест был поставлен. Его изготовили во Владивостоке из двойных лиственничных брусьев, скрепленных металлическими хомутами.

 

Ледовая обстановка не позволила морякам «Шилки» высадиться на самом мысе Дежнева, да и склоны его оказались слишком скалистыми и отвесными. Тогда и было выбрано то место, где и поныне мы видим памятник и крест. С большим трудом сорок матросов с помощью местных эскимосов, нанятых для этой работы, подняли огромный крест на крутую, стометровую сопку. Но поставить крест они не смогли из-за подступивших льдов, угрожавших кораблю. «Шилка» спешно ушла к американскому берегу. Но крест все-таки был водружен ее командой некоторое время спустя. На нем крепилась табличка с надписью на русском и английском: «Памяти Дежнёва. Крест сей воздвигнут в присутствии Приамурского генерал-губернатора генерала Унтербергера командою военного транспорта «Шилка» под руководством командира капитана 2 ранга Пелля и офицеров судна 1 сентября 1910 года. Мореплаватели приглашаются поддерживать этот памятник».

 

Крест стоял до тех пор, пока кто-то из высокопоставленных коммунистических функционеров Чукотки не повелел срубить его, как символ «религиозного мракобесия». Но сразу после войны на этом же месте появился новый крест, правда, более скромный по размерам. А памятник-маяк все-таки соорудили в 1956 году. Вспомнили идею Латернера художник В. Семенов, скульптор З. Баженова и архитектор Чекмотаев. Они изготовили проект, а осуществили строительство памятника инженеры В. Яныкин, В. Тышев и Е. Морозов.

 

Памятник-маяк стоит до сих пор, а вот послевоенный крест сгнил, и новый изготовили в 1998 году омичи под руководством Владимира Эссена и Валерия Карпенко. Ставили крест жители Уэлена под руководством опять же омичей Сергея Гришмановского и Романа Бондарева. Они же заложили в чукотском селе Уэлен часовню. Крест возле памятника Дежневу освятил иерей Леонид Цапок из села Лаврентия на Чукотке.

 

Говоря тогда об отце Леониде Цапоке, я и подумать не мог, что вскоре познакомлюсь с ним, и он сам расскажет и о том, как освящал крест, и многом другом, не менее интересном.

 

А между тем Берингов пролив погружался в сумерки. Белые ночи закончились, сменившись долгими лиловыми сумерками, а тут еще и туман наполз на берег Чукотки, поэтому моряки стали расходиться по каютам.

 

Мы приближались к Уэлену.

 

 

 

БЛАГОЧИННЫЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЧУКОТКИ

 

 

 

«Анадырь» сходил на север, поднялся в арктические широты и через несколько дней опять вернулся в Берингово море. Мы вошли в бухту Лаврентия и встали на якорь на рейде у села Лаврентия – столицы самой восточной административной единицы России – Чукотского района Чукотского автономного округа.

 

Небольшой группой офицеров высадились лодкой на берег.

 

Лаврентия нам понравился. Это небольшой, компактный поселок с асфальтово-бетонными проездами и пешеходными дорожками на центральных улицах, большим современным зданием районной администрации, достаточно оживленным аэропортом, редакцией местной газеты «Побережье» и любовно собранным краеведческим музеем.

 

Газета «Побережье» выходит в виде вкладыша в окружной чукотской газете «Крайний Север». Единственный сотрудник «Побережья» - милая, доброжелательная журналистка, она же и редактор Елена Вольская. Елена и показала нам поселок Лаврентия, а затем привела в музей.

 

Директор музея Валентина Суховая оказалась большим знатоком чукотской истории и традиций коренных народов. К тому же ей есть, что показать. Для музея на славу потрудились и археологи, и биологи, и геологи, и этнографы, и косторезы, и таксидермисты – всех не перечислить. Например, столько чучел животных, причем хорошо сделанных, и в больших музеях не увидишь. Украшает коллекцию огромный белый медведь. Только что вымершего когда-то низкорослого чукотского мамонта здесь не хватает.

 

Все экспонаты любовно и со вкусом расставлены в тесных комнатах и в витринах. Валентина Васильевна около часа подробно рассказывает нам о быте древних эскимосов и современных чукчей. Мы задаем вопросы. Экскурсия настолько увлекает, что с большим сожалением покидаем музей.

 

Я и заместитель командира корабля по воспитательной работе Павел Дороганов идем в православный храм. Его деревянный, еще не покрашенный купол виден из любого конца Лаврентия.

 

Без сомнения, Бог привел нас сюда, чтобы познакомить с замечательным человеком – батюшкой Леонидом Цапоком.

 

Отец Леонид сразу располагает к себе, с первой встречи. Высокий рост, сильная грудь, открытый, умный взгляд. Он вышел на крыльцо после нашего звонка в дверь дома, стоящего в церковном дворе рядом с храмом архангела Михаила. Объясняем ему, что пришли в Лаврентия на пограничном корабле, стоянка короткая, хотели бы успеть не только село посмотреть, но и храм посетить.

 

- Ой, как хорошо! – откровенно радуется батюшка и кричит в дом: - Светлана, встречай гостей!

 

Из-за его спины выглядывает молодая женщина, красота которой просто обжигает. Как вскоре выясняется, это батюшкина жена Светлана Юрьевна. Оба еще раз радушно приглашают нас войти.

 

В светлом, чистом доме – длинный стол. По всему видно, что трапезничают за ним большой компанией. Вокруг стола – лавки. Светлана Юрьевна хлопочет на маленькой кухоньке, готовит нам чай.

 

- А это наш воспитанник, - показывает отец Леонид на мальчика чукчу, сидящего за столом. – Помогает. Кормится вместе с нами, а живет у себя дома, с родителями. К сожалению, семья не благополучная…

 

Говорим о приходе села Лаврентия, о жертвователях на достройку храма архангела Михаила. Мало их, очень мало, потому и медленно достраивается храм, хотя сдвиги есть, и они батюшку радуют. Он ведет нас в свой Дом Божий, все обстоятельно показывает. Крестимся на иконы, в том числе икону Святого Лаврентия, ставим свечки за здравие своих близких, за упокой душ умерших. Хорошо в храме, уютно, и уходить не хочется.

 

Однако возвращаемся в дом, где пьем чай с конфетами и печеньем и опять разговариваем.

 

Отец Леонид, как и Светлана Юрьевна, родом из Анадыря. Он еще молодой – 1976 года рождения. В 2001 году окончил Духовную академию в Сергиевом Посаде и вернулся на Чукотку. Бывший тогда епископом владыка Диомид отправил его служить в село Лаврентия. Вместе с отцом Леонидом поехала его мама, которая помогала сыну во всем.

 

Начинали они с нуля. Практически на пустом месте началась и миссионерская деятельность отца Леонида. Его рассказ был полон настоящей романтики дальних и трудных дорог. Представьте себе расстояния во многие сотни километров. Добираться надо либо авиацией, либо морем, если это короткое летнее время. В поселках никто не ждет, за редким, конечно, исключением. А уж в национальных поселках – точно священник никому не был нужен. К тому же на территории Чукотки уже активно поработали американцы – пятидесятники и харизматы. Денег у них много, поэтому они зачастую возили своих новых адептов на Аляску – учиться. Конечно, назад почти никто не возвращался, но те, которые все-таки приезжали, собирали вокруг себя общины. Оторвать людей от этих общин было трудно. И вообще контакты с чукчами устанавливались очень непросто. И были недолгими.

 

- Через какое-то время опять приезжаешь в поселок, а там тебя и не узнают, - рассказывает отец Леонид. – И все начинаешь сначала. Конечно, русские относятся доброжелательно и психологически готовы к общению со мной, а чукчей приходится предварительно настраивать. Как правило, службы проводились мирским чином, так как храмов не было. Это в последние годы они стали появляться – церковь в Провидения, часовня в Уэлене и так далее. И крепкие, хотя и небольшие общины создаются.

 

Отец Леонид ведет нас в гараж, где показывает чудо техники – вездеход на базе отечественного Уазика. Практически штучное производство, эксклюзивный заказ. На нем он – хоть куда, тундра такой машине не страшна! На ней даже спутниковая связь имеется. Машину подарили ему спонсоры, и он молится за них.

 

По ходу батюшка рассказывает о поездках на Лоринские горячие ключи, это в соседнем поселке, в 30 километрах. Туда ведет единственная чукотская дорога, поэтому можно ездить. Когда не было своей машины, заказывали вахтовку на базе тяжелого, вездеходного «Урала». На ключах совершали освящение воды, а затем купались. Морозы за тридцать, но никто не простывал, даже ребятишки!

 

Я слушал отца Леонида и мысленно восхищался им. Столько лет человек живет в этой дали дальней, верой и правдой служит Православию, окормляя на огромных расстояниях невежественных людей, и остается деятельным, веселым, остроумным. И сильным, уверенным в себе. Позже я прочту его рассказ о своей службе на Чукотке, помещенный в Интернете, и мое внимание привлекут вот эти слова:

 

«В реальной жизни миссионерские задачи в глубинках сводятся к главному - выжить самому как христианину. Не опустится, не деградировать, не угасить в себе огонек веры, да и просто не спиться. Все остальное Господь приложит к нашей немощи».

 

Выжить самому как христианину! Вот ключ к жизни среди людей практически поголовно неверующих, ведь сегодня в поселках Чукотки почти не осталось православных по рождению. Наш корабль заходил во многие населенные пункты, где славяне составляют абсолютное меньшинство: в Лорино 125 человек из полутора тысяч, в Уэлене – 65 из семьсот пятидесяти, в Нешкане 31 из семисот, в Инчоуне трое из четырехсот и т.д.

 

Православный мир знает о самоотверженном служении на Чукотке отца Леонида Цапока. И любит его. Откроешь Интернет и убеждаешься в том, что многие люди жаждут общения с ним посредством электронной почты. Его знакомые священники советуют всем, кто едет на Чукотку, постараться встретиться с батюшкой Леонидом, напитаться его дивным миром, его праведным отношением к жизни.

 

Отдавая дань уважения столь неординарному и светлому человеку, командир ПСКР «Анадырь» Игорь Юрасёв пригласил отца Леонида и матушку Светлану в гости. Они прибыли на корабль, где им был оказан самый теплый прием. Кроме них на борту корабля по приглашению командира побывали еще только три человека – пограничный комендант из села Лаврентия Александр Ильинков, командир эскадрильи пограничных вертолетов в Провидения Эдуард Лебедев и главный врач больницы села Лорино Юсуф Селимов - только самые избранные, достойные этого.

 

Необозримы просторы Чукотки. И жизнь здесь суровая. К тому же не просто складывались отношения священника с владыкой Диомидом. Но он верой и правдой служил и служит Господу для блага этого далекого края. Он молится о Чукотке, и Чукотке от его молитв конечно же теплее, спокойнее.

 

Батюшка рассказал нам, что крест возле памятника Семёну Дежнёву привезли на место установки и подняли в гору жители села Уэлен – в основном чукчи и эскимосы. А немногим позже освящал его он, прибыв туда из Лаврентия с группой прихожан

 

На берег моря отец Леонид увозил нас с Дорогановым на своей машине. По пути несколько раз останавливался, чтобы поговорить с прохожими. Он не мог проехать мимо, ведь люди жестом давали знать: притормози. Батюшка неизменно выходил из машины и разговаривал с людьми. Похоже, люди в этом нуждались.

 

Мы покидали гостеприимный берег Лаврентия с большим уважением к его жителям. И тепло прощались с отцом Леонидом. В гости к нам он приедет чуть позже, мы пока об этом не знаем, так как еще не говорили с командиром, поэтому расстаемся с сожалением.

 

До свидания, батюшка Леонид Цапок. Дай Бог вам сил для дальнейшей службы людям, Православию. Ведь на Чукотке столько работы!

 

 

 

КОРАБЛЬ И ЭКИПАЖ

 

 

 

Мы снова идем на север. Опять проходим Берингов пролив, разглядывая в бинокли памятник Дежнёву. Теперь мы знаем об этих местах гораздо больше. Они становятся нам родней.

 

Мерно гудят машины «Анадыря». Море спокойно. То и дело встречаем стада китов, которые мирно кормятся на поверхности.

 

Команда живет по строгому расписанию. Идет обычная морская служба.

 

До 10 февраля 1992 года пограничный сторожевой корабль «Анадырь» носил другой бортовой номер и другое имя, соответствующее эпохе – «Имени XXV съезда КПСС».

 

Корабль строился в Ленинграде. Его спустили на воду 14 февраля 1976 года, а военно-морской пограничный флаг подняли в том же году 10 октября. Менее чем через год, в сентябре 1977, он через Арктику перешел с Балтики в Петропавловск-Камчатский и с тех пор продолжает служить Отчизне на ее северо-восточных рубежах.

 

В кают-компании корабля висит картина самодеятельного флотского художника Лопатина, на которой изображен ПСКР «Имени XXV съезда КПСС», задерживающий японское рыболовное судно «Сенсей мару». Это было в 1978 году у Северных Курил. Тогда корабль задержал в общей сложности три иностранных судна-нарушителя, а тридцать советских судов вывел из ледового плена. В том памятном году «Имени XXV съезда КПСС» был признан лучшим пограничным кораблем страны.

 

Рядом с картиной красуется в рамке большая фотография: ПСКР «Анадырь» стоит на рейде города-тёзки Анадыря. Это в 2006 году он приходил туда на празднование 117-й годовщины города. Местная газета «Крайний север» красочно описала паломничество горожан на «свой» корабль. Сами моряки тоже тепло вспоминают этот визит. Заместитель командира Павел Дороганов рассказывал, что после ошвартовки на борт поднялась делегация города во главе с мэром Андреем Геннадьевичем Щегольковым, привезла не только улыбки, но и подарки. Матросов свозили на экскурсию по городу, а позже экипаж сыграл с анадырскими пограничниками в футзал и добился ничьей. Завязывающаяся дружба победила!

 

«Люди там хорошие, светлые и добрые, - поделился впечатлениями боцман Антон Зубарев. – И знаете, когда они такими стали? По их словам, после того, как город начал строиться, краситься, преображаться, обзавелся памятником Николаю Чудотворцу».

 

Памятник Николаю Чудотворцу изготовил скульптор Сергей Исаков – тот самый, который поставил памятники святым апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском, Андрею Первозванному в Батайске и атаману Платову в Новочеркасске.

 

Одно время служил «Анадырь» и в Магадане, переданный туда из Петропавловска во вновь образованный 54 дивизион ПСКР. И об этой поре члены экипажа отзываются с большой долей ностальгии. Старший помощник командира капитан 3 ранга Алексей Антонов говорит, что горожане и власти города и области внимательно и по-доброму относились к кораблю и даже стремились решить жилищные проблемы офицеров и мичманов. Но позже дивизион был расформирован, и ПСКР «Анадырь» вернулся на Камчатку.

 

На стене кают-компании висит благодарность экипажу корабля от тогдашнего губернатора Чукотки Романа Абрамовича «за добросовестную службу и большой вклад в дело охраны и защиты северо-восточных рубежей Отчизны». Датируется благодарность 8 октября 2007 года.

 

Да, старик «Анадырь» до сих пор служит, а своим бравым видом еще способен внести трепет в души обывателей. Чего стоит выкрашенная в сине-белый цвет двуствольная башня носового орудия, которое, правда, из-за большого калибра применять запрещено согласно международной конвенции, но оно до сих пор грозно смотрит вперед. Зато две кормовые скорострельные пушки способны остановить любого нарушителя морской границы и экономических интересов России. Главный комендор корабля, командир БЧ-2 капитан-лейтенант Виктор Евмененков пришел на «Анадырь» недавно после вывода из эксплуатации и списания его прежнего сторожевика «Айсберг». В каюте Евмененкова над столом красуется грамота директора Федеральной пограничной службы России генерал-полковника К. В. Тоцкого, в которой говорится:

 

«Награждается пограничный сторожевой корабль «Айсберг» 1 дивизии пограничных сторожевых кораблей Северо-Восточного регионального управления за 1 место в смотре-конкурсе на лучшее подразделение, часть, соединение, объединение по стрельбе из штатного оружия в системе пограничной службы Российской Федерации среди пограничных кораблей».

 

Судя по всему, капитан-лейтенант гордится грамотой, которая, в первую очередь оценивает именно его работу на «Айсберге».

 

Ледовитый океан спокойный, словно сгустившийся туман придавливает его, не давая разгуляться волнам. Только две пенящиеся струи воды, отбрасываемые форштевнем «Анадыря», морщат гладь океана. Молчаливые чайки, расправив неподвижные крылья, висят над мачтой и антенной локатора. Наши три с половиной тысячи тонн водоизмещения, дополненные немалым весом полных танков с водой и соляром, погруженные в море по самую ватерлинию, несут экипаж на север.

 

Капитан-лейтенант медицинской службы Алексей Гришанов третий год служит на «Анадыре». До этого столько же лет провел на Чукотке, в Провидении после окончания в 2003 году военно-медицинского института ФСБ России при Нижегородской государственной академии. Облетел практически все заставы северо-востока. В 2005 году после расформирования отряда в Провидении был переведен в Петропавловск-Камчатский, где и попал на корабль. Это очень спокойный и серьезный человек с тихим голосом и печальными глазами. Позже я не раз буду спрашивать, увидев его глаза: «О чем грустите, Алексей?» На что он неизменно будет отвечать одной и той же фразой: «С чего вы взяли? Я не грущу». И при этом опять будет оставаться серьезным. Или грустно улыбаться. Физиология? Или тайна души?

 

- Много болеют на корабле? – спрашиваю я.

 

- В начале похода, как правило, никто не болеет, - охотно отвечает доктор. – Народ здесь молодой, здоровый. Разве что мелкие травмы бывают. Войдем в высокие широты – могут начаться простудные заболевания. Но в корабельной амбулатории есть все необходимое – от аптечки скорой помощи до серьезных лекарств.

 

У доктора есть помощник – фельдшер мичман Андрей Белоцерковский. Он – выпускник Камчатского медицинского училища.

 

Как оказалось, я не единственный прикомандированный на корабле. Как и полагается, с пограничниками идут в море сотрудники Камчатской государственной морской инспекции. Это старший госинспектор Владимир Гришинский и госинспектор Евгений Кропотов.

 

Идет в поход и представитель штаба отряда ПСКР – флагманский механик капитан 2 ранга Владимир Иванович Божок. Он ровно два года назад, в августе 2006 года проходил Северным морским путем, участвуя в перегоне пограничных кораблей «Магаданец» и «Карелия» из Петербурга в Петропавловск. За этот перегон вкупе с прочими заслугами перед флотом он был награжден медалью Ушакова. Человек рассудительный и осторожный, он, вероятно, призван охлаждать горячие сердца и головы, если такие обнаружатся. Ведь матчасть «Анадыря» старенькая, и для нее нужны бережливые руки. Вот и должен Владимир Иванович Божок настраивать механическую службу на эффективную, но щадящую эксплуатацию, чтобы корабль отслужил море без срывов и благополучно вернулся в базу. Наверное, поэтому мы несколько первых дней шли со скоростью не более 8-9 узлов.

 

- Механик – главный трудяга на корабле, - любит повторять Владимир Иванович. – На механиках все держится. У меня и сын учится на механика. Почему, к примеру, не на штурмана? Призвание! Нам ничего другого не надо!

 

- Карьерного роста у механика нет, - упорствую я. – Ну, станет ваш сын стармехом, командиром БЧ-5, а дальше что? Только в штаб, но там кресел на всех не хватит.

 

- А что, стармехом на корабле плохо? – возражает Божок. – Ничуть! Это и есть настоящая работа для мужчины!

 

Владимир Иванович с 1959 года рождения, окончил Ленинградское военно-морское училище и сразу начал служить на Камчатке механиком на ПСКР «Нева», «Камчатка», затем перешел в штаб наставником. Я слышал хорошие отзывы о нем, как механике. Но слышал и недовольство его командирскими методами: излишне строг, принципиален, не очень гибок.

 

Есть на «Анадыре» и другие прикомандированные люди с погонами на плечах, молчаливые и незаметные, роль которых в походе известна немногим, поэтому о них я говорить не буду, чтобы ненароком не выдать некую государственную тайну, которая, возможно, за ними кроется. А может быть, и нет никакой тайны, просто по привычке, говоря о них, окружающие понижают голос: «Радиоразведка…»

 

Рейс «Анадыря» знаменателен еще и тем, что на нем идут последним походом последние матросы срочной службы погранвойск. В октябре 2008 года они увольняются, и больше в погранвойска срочников призывать не будут, останутся лишь контрактники. На «Анадыре» двадцать четыре срочника. С некоторыми из них я знакомлюсь сразу, например, с рулевым Андреем Ващенко. Это симпатичный, скромный паренек, призванный из города Уссурийска Приморского края. Службой на флоте доволен и хочет оставаться по контракту. Правда, служить собирается не здесь, а дома, в Приморье, поближе к родным. Пока же он, как и его товарищи, ждет не дождется дембеля. Правда, дальним походом в Арктику гордятся все срочники: будет, что рассказать по приезду домой.

 

 

 

ГРАНИЦА

 

 

 

К острову Ратманова «Анадырь» подходил ранним утром 7 августа. Команда еще спала, поэтому никто, кроме вахты об этом не знал.

 

Когда я поднялся на мостик, остров лежал перед нами, как на ладони. «Анадырь» шел прямо на него с севера. Издали остров казался плоским, как будто бы специально сотворенным Создателем для того, чтобы на его каменной спине лежал туман. И он лежал, закрывая южные мысы. Не было видно и соседнего американского острова Крузенштерна.

 

- Да, похоже, не увидим мы Америки, - буркнул командир, вглядываясь в горизонт. – Но вокруг Ратманова все равно пройдем. Хотя бы на своих экранах американцы нас увидят.

 

Корабль шел споро, разогнавшись еще со вчерашнего вечера до 12 -13 узлов. «Анадырь» - ледокол, поэтому для гонок не предназначен.

 

Чем ближе к острову, тем больше морских птиц. Над самой водой реют тонкоклювые буревестники, едва не задевая распластанными крыльями волны. Парами, а то и целыми группами пролетают бакланы. Серебристые чайки парят над мачтами. Длинными, спешащими вереницами проносятся тупики.

 

В бинокль уже можно разглядеть утес на северном берегу острова Ратманова, за которым прячется пограничная застава. Будучи в селе Лаврентия, мы наблюдали, как тяжелые вертолеты поднимали на подвеске контейнеры со строительными материалами, чтобы перенести их сюда, на Ратманова. Ни для кого не секрет, что здесь строится одна из лучших в стране застав. Оно и понятно, ведь остров суров, служить здесь трудно, поэтому пограничникам необходимо создать комфорт.

 

Мне не доводилось бывать на заставе острова Ратманова, но знатоки рассказывают, что жизнь там замкнутая и однообразная, развлечения ограничиваются телевидением, спортом и обменом профессиями, когда радист становится временно поваром и наоборот. До последнего времени народ там служил холостой, а сейчас еще и зажиточный. Почему зажиточный? Да потому, что тратиться не на что, а, уезжая с острова, люди получают разом всю зарплату за много месяцев и заживают себе припеваючи на весь отпуск или переходный период до нового места службы.

 

На острове происходит смена дат, поэтому островитяне первыми в мире встречают день, а их соседи с американской стороны – последними. Поэтому россияне живут в будущем, а американцы – в вечном прошлом.

 

На американском острове Крузенштерна расположен эскимосский поселок Игналук, в котором проживает до полутысячи человек. Эскимосы занимаются рыбалкой и морской охотой. Наш командир Игорь Юрасёв рассказывает, что однажды русский пограничный корабль прошел между островами на большой скорости, и поднявшейся волной смыло в пролив лодки американских эскимосов. Пришлось нашему государству потом извиняться. А корабли с тех пор проливом не ходят. Но мы сейчас пройдем.

 

- Линия границы будет от нашего борта в трехстах метрах, - говорит Юрасёв.

 

Я выхожу на крыло мостика. Уже хорошо видно домики заставы. Через мощный объектив фотоаппарата можно разглядеть, что это современные домики, обшитые пластиком, похожие на те, которые недавний чукотский губернатор Роман Абрамович расставил по всему побережью.

 

Туман то отходит, то густо наплывает вновь. Открылась западная сторона острова, зато восточная потерялась совсем, занавесившись серым туманом. «Анадырь» подворачивает на запад, чтобы обойти приметный мыс Всадник с двумя острыми каменными пальцами, торчащими в пасмурное небо. До берега всего семь кабельтовых, хотя глубины позволяют идти еще ближе. Весь остров – серый камень с пятнами зелени. Туман рвется об острые скалы и опять сползает на южную сторону.

 

- Проклятье, - тихонько ругается Юрасёв. – В прошлый раз проходили между Диомидами в сплошном тумане, и опять тоже самое…

 

Вахтенный офицер Виктор Евмененков печально вздыхает. Он радовался, что именно во время его вахты корабль обойдет остров, но туман, отгородивший от нас Америку, напрочь смазывает впечатление.

 

Естественно, и я этим огорчен. И матросы досадливо скребут затылки, хотя им-то вообще некогда отвлекаться от приборов. Рулевой постоянно объявляет направление движения корабля. Метрист отчитывает расстояние до берега. Сосредоточен командир.

 

Если говорить о прошлом этого острова, то он издревле был заселен. Причем на нем находились два эскимосских поселка. На месте одного из них, который назывался Кунга, стоит теперь застава. Второе поселение, на юге, называлось Имаклик, как и весь остров (с эскимосского - Окруженный водой).

 

Витус Беринг в своей первой экспедиции в эти широты на шлюпе «Святой Гавриил» издали видел остров и назвал его в честь святого Диомида. Было это 16 августа 1728 года, то есть, практически ровно 280 лет назад.

 

А в августе 1732 года искал здесь этот остров бот «Святой Гавриил» под командованием штурмана М. С. Гвоздёва. 7 августа того 1732 года ветер благоприятствовал русским мореплавателям и они смогли выйти в море от берега Чукотки, где стояли недалеко от мыса Пээк. На борту «Святого Гавриила» находился участник экспедиции Беринга мореход К. Мошков, по подсказкам которого и пытался Гвоздев найти остров Диомид. Они ходили несколько дней, но туманы лежали плотные, поэтому острова так и не увидели. Наконец, 17 августа Диомид был обнаружен, да не один, а с соседом. Но ветер изменился, и бот не смог к ним подойти. Пришлось опять возвращаться к Чукотке. Через некоторое время мореплаватели повторили попытку и подошли к ближнему острову как раз в районе нынешней заставы, то есть, к поселению эскимосов Кунга.

 

Двенадцать казаков во главе со штурманом Гвоздёвым отправились на шлюпке на берег, но эскимосы стали обстреливать их из луков. Моряки ответили огнем из фузей. После этого эскимосы прекратили стрельбу, и русским удалось высадиться на берег. Они нашли две покинутые юрты, которые Гвоздев описал так: «В земле деревянные, лес еловый […] Корма из моржовины да китовины, а иных кормов не видели».

После этого русские пошли на южную сторону острова, но там они встретили гораздо большее количество местных жителей и высадиться под их стрелами не смогли.

 

Шлюпка вернулась к кораблю. После этого подняли паруса и подошли ко второму острову. Десант из десяти казаков и здесь был встречен стрелами. Высадка не получилась.

 

С тех пор эта группа островов вместе со скалой, получившей позже название Феруэй, именовалась островами Гвоздева, пока в 1779 году здесь не побывал казачий сотник Иван Кобелев, который назвал острова примерно так, как они звались у эскимосов – Имаглин и Игеллин. Кобелеву повезло с погодой и он смог увидеть всю распахнутость Берингова пролива от Америки до Чукотки.

 

В 1815 году Отто Коцебу переименовал острова. Первый он назвал в честь своего товарища по кругосветному плаванию с Крузенштерном штурмана Ратманова, а второй – в честь самого Крузенштерна.

 

«Анадырь» меняет курс на 80, а затем на 70 градусов. То есть, мы обходим мыс Южный и сейчас войдем в пролив между двумя островами. Пока, получается, идем прямо на остров Крузенштерна.

 

Ау, где ты, остров Крузенштерна? Расступись, туман, хотя бы на миг, дай глянуть на границу и на соседей. Но наглухо занавесилась Америка.

 

В это время по рации с заставы сообщают, что их северная сторона тоже полностью накрылась туманом.

 

Постепенно поворачиваем к северу. Крузенштерна нет, как и Ратманова. Идем в молоке без всякой видимости. Оба острова рисуются только на приборах.

 

В это время под бортом раздается громкий рык. Смотрю на воду и вижу группу сивучей, плывущих из России в Америку. Куда вы, глупые, там вас поджидают охотники! Говорят, что на острове Крузенштерна морские звери – моржи и сивучи – повывелись, поэтому американские эскимосы зачастую в азарте погони проскакивают линию границы и оказываются у нашего острова. В таком случае пограничники отпугивают их выстрелами в воздух. Пока вроде бы действует безотказно.

 

Но на этот раз сивучи, вспугнутые, похоже, нашим кораблем, рванули сами в руки американских охотников. Вот только узнают ли об этом охотники?

 

Как только «Анадырь» прошел проливом, стал открываться остров Ратманова. Но соседа туман держал плотно.

 

Я все задирал голову, пытаясь увидеть на вершине горы Крыша – это самая высокая точка Ратманова, на ней установлен наблюдательный пункт пограничников – православный крест, установленный 25 августа 2005 года епископом Анадырским и Чукотским Диомидом. Увы, вершина была в тумане.

 

Советская история островов Ратманова и Крузенштерна тоже была своеобразной. Практически до 1925 года на них безраздельно господствовали американцы, а на нашем острове у них даже была устроена фактория. В сентябре 1925 года сюда пришел пограничный сторожевой корабль «Воровский», чтобы заявить наши претензии на наш остров. Американцы грозились отстреливаться, но «Воровский» грозно поворочал орудиями, и янки сразу убрались на другую сторону пролива. Советские пограничники высадились на берег и над факторией подняли красный флаг. Существует даже картина художника Коротких (пограничника), которая так и называется: «Изгнание американских оккупантов с советского острова в 1925 году».

 

Застава на острове Ратманова была построена в 1941 году. А в 1948 году всех островных эскимосов переселили на материковую часть Чукотки.

 

А мы уже проходим остров и постепенно удаляемся в сторону Берингова пролива. Я иду на корму, чтобы еще раз попытаться сфотографировать российскую заставу. И в это время приоткрывается краешек острова Крузенштерна. Вот и все, что мы смогли увидеть от Америки.

 

- А туман, похоже, поднимается, - говорю я командиру, вернувшись на мостик. – Может быть, еще круг дадим…

 

- Юрасёв отрицательно мотает головой:

 

- Нет. Не повезло, так не повезло. Знать, судьба у нас такая. Зато сегодня дали рекорд скорости для нашего корабля – 13 узлов.

 

В 11 часов утра мы уже проходили мимо мыса Дежнёва. А вскоре были на траверзе Уэлена.

 

 

 

ЖЕМЧУЖИНА ЧУКОТКИ - ЛОРИНО

 

 

 

Еще в Лаврентия, в администрации района меня снабдили кое-какой информацией о Чукотском районе. Дождавшись свободной минуты, открываю записи и начинаю изучать. Мое внимание привлекает паспорт чукотского села Лорино, что на беринговоморском побережье. В графе о составе населения перечисляются все представленные национальности. Больше всего, конечно, чукчей – 1269 человек, русских – 115, но есть и пять табасаранцев. Прочитав это, я тут же вспомнил, что на «Анадыре» служит человек с такой редкой национальностью. Это командир электротехнической группы БЧ-5 капитан-лейтенант Рузвельт Гаджимурадов. Когда мы знакомились, я обратил внимание не только на его необычное имя, но и на национальность.

 

«Есть такой народ в Дагестане, - пояснил тогда Рузвельт. – Нас не так уж и мало, кстати».

 

И вот оказалось, что в селении Лорино живут пять его земляков.

 

Спешу в каюту Рузвельта, чтобы сообщить ему об этом.

 

- Вот бы побывать в Лорино, сходить в гости! – загорается капитан-лейтенант.

 

Чуть позже я рассказал об этом командиру.

 

- Нет ничего проще, - ответил он. – Мы планируем заход в Лорино, так что у Рузвельта есть шанс пообщаться с земляками.

 

Рузвельт ждал этого все долгие дни, пока мы кочевали то по Берингову морю, то по Чукотскому. И вообще он скучал по своему далекому Дагестану. Часто из его каюты доносились звуки национальной музыки. А однажды он пригласил меня посмотреть самодельный видеофильм, снятый на свадьбе его двоюродного брата в Табасарании. В его комментариях к фильму слышались ностальгические нотки.

 

И вот пришло время захода в Лорино. Вместе с нами туда спешил теплоход «Марина Цветаева», возивший туристов на остров Врангеля. У них был строгий график, они боялись опоздать на самолет в Анадыре, поэтому мы по джентельменски пропустили их вперед, специально задержавшись у северного берега Мечигменского залива. Вечером «Марина Цветаева» ушла, и мы, подойдя к Лорино, бросили якорь и заночевали на рейде.

 

Утром собрались съезжать на берег, а Рузвельт стоит на вахте дежурным механиком.

 

- Ладно, - говорит командир, - с ним разберемся позже, а пока езжайте.

 

Мечигменским заливом заканчивается Берингово море, соединяясь далее через Берингов пролив с морем Чукотским. Когда еще только входишь в Мечигмен, то в глаза бросается обилие китов, фонтаны которых то и дело возникают то там, то здесь за кормой корабля. А еще бросается в глаза мягкий, округлый рельеф береговых сопок, поросших буйным разнотравьем, без кустарников и деревьев.

 

Самый крупный поселок на берегу Мечигменского залива – Лорино. Главное занятие населения – оленеводство, выращивание песцов на ферме и морской зверобойный промысел вкупе с рыбалкой.

 

А вообще Лорино – один из самых известных и интересных поселков беринговоморской Чукотки. Здесь снимался фильм «Начальник Чукотки», так как село расположено на фактурной, красивой возвышенности с крутым обрывом – его далеко видно с моря.

 

Знамениты ездовые собаки Лорино. Здесь что ни дом – то упряжка на задворье. Да какие собачки! Недаром единственная ежегодная чукотская гонка на собачьих упряжках «Надежда» проходит здесь: из Лаврентия она идет на юг через Лорино и Янракиннот в Провидения и обратно. Каюры находятся в пути четыре дня. Народ болеет за них, в каждом поселке встречает праздником.

 

Лоринские косторезы едва ли уступают в мастерстве уэленским, а мастерицы пошива одежды и обуви из оленьих и нерпичьих шкур славятся на всю Чукотку.

 

Когда-то Лорино снабжало несколько окрестных поселков, в том числе Анадырь и Провидения, коровьим молоком и куриными яйцами. А звероводческая ферма и сейчас содержит около двух тысяч песцов, которых кормят, в основном, китовым и моржовым мясом. Количество китов, выделяемых лоринцам для добычи, самое большое на Чукотке – сорок семь в год.

 

- Мы выбираем эту квоту полностью, - рассказал нам глава администрации поселка Николай Калашников. – Если где-то недобрали, отдают нам, потому что знают, что в Лорино всегда потребность в китовом мясе. Так же и с моржами. И у нас есть, где их добыть.

 

Узнать о том, что охотники везут из моря добытого кита можно по поведению людей. И стар и млад спешит на берег с ведрами и ножами. Многие мужчины несут и ахватвахили – длинные крючковатые ножи на деревянном древке. Убитого кита еще только подвели к берегу, привязали за хвост к трактору, чтобы вытянуть на галечниковую отмель, а люди уже лезут к нему со своими округлыми ножами, начинают обрезать плавники, вырезать кожу и срезать ворвань с головы и спины, добираются до огромного языка. Еще бы, ведь это самые лакомые кусочки!

 

Сотрудник института «ТИНРО-Центр» из Владивостока, кандидат биологических наук Сергей Блохин с трудом протискивается через эту суетливую, деловитую толпу, чтобы обмерить добытого животного.

 

- Это самка серого калифорнийского кита, - говорит он. – Длина 13 метров. Возраст около сорока лет, то есть, уже не молодая особь. Это видно и по ее внешнему виду – худоватая…

 

- А возились с ней дольше обычного, - вступает в разговор бригадир охотников Эдуард Рыпхиргин. – Около часа гоняли. Иногда удается убить серого кита за несколько минут, самое большое – минут сорок, а тут – час. Но бывает, что и несколько часов кит водит нас.

 

Это уже двадцать четвертый кит, взятый лоринскими охотниками в этом году. С каждого кита они получают около трех тысяч рублей, делят на бригаду из шести человек.

 

- Мало, - жалуется Эдуард. – К тому же лишние охотники у нас, да ведь каждому работать надо, семью содержать.

 

Сергей Блохин приезжает в Лорино каждое лето, он специализированно занимается серым китом, знает о нем все.

 

- В водах Чукотки популяция этого кита достаточна стабильна, - говорит он. – Зимует он в спокойных лагунах Калифорнии, где нет касатки. Там же и размножается. А жирует здесь и у Аляски. Это мелководный кит, ныряющий на глубину до 50 метров, питается мелкими донными организмами, процеживая воду через ус – видите, во рту усовые пластины. Его добыча в ограниченных количествах разрешена только коренным жителям Чукотки и Аляски…

 

К этому времени кита уже вытянули на берег, и к разделке туши приступили сами охотники. Полчаса – и от него остается лишь скелет и голова, из которой лакомки достают мозг и тут же отправляют в рот. Мясо, разрезанное на большие куски, погрузили в тракторную тележку и увезли в ледник. Жители Лорино с полными ведрами ворвани и мяса расходятся по домам.

 

- Будут котлеты! – делится планами словоохотливая чукчанка. – А вообще, мы делаем из него фарш, а если кит молодой, то из кишок готовим колбасу. Ворвань со шкурой солим и вялим. Очень сытно!

 

Сельскохозяйственному предприятию «Кэпэр», чьи охотники добыли кита, живется не просто. Об этом говорит хотя бы то, что главного инженера предприятия Владимира Пелятагина мы встречали за многие сотни километров от Лорино – в устье реки Чегитунь на арктическом побережье Чукотки.

 

- Идем на лодке по всем поселкам, ищем запчасти к различной технике, - говорил он. – А здесь только заночевали. Сейчас отправимся в Энурмино – вдруг там что найдем.

 

И все же поселок Лорино живет неплохо. Многие дома в лесах – идет ремонт. Капитально отремонтирован детский сад, свежим фасадом радует глаз школа. На берегу идет разгрузка угля с парохода «Герой». Неподалеку лежат сотни и сотни пустых железных бочек, собранных здесь после очистки побережья. Со стороны зверофермы слышны радостные повизгивания песцов – привезли свежие отходы от сегодняшнего кита.

 

- Жизнь идет, - говорит глава поселения Николай Калашников. – Вчера приходил теплоход «Марина Цветаева» с туристами. К сожалению, мы дали сбой – не добыли кита, не показали туристам его разделку, огорчили их, но нашей культурной программой они, похоже, остались довольны. Мы много надежд возлагаем на эти заходы к нам «Марины Цветаевой», которая делает несколько рейсов за лето из Анадыря к острову Врангеля. Нам есть, что показать туристам. У нас очень талантливые люди, развита самодеятельность. Но хочется довести ее до профессионального блеска, и мы работаем над этим.

 

В поселке много магазинов, в том числе супермаркет «Чукотторга». Цены, конечно, кусаются, но на многие продукты они дотируются. Лежат два сорта американской картошки: та, что подороже, по 55 руб. – дольше хранится, дешевую по 35 руб. надо есть сразу. Чеснок стоит 120 руб. за килограмм, апельсины – 160, баночка консервированной кукурузы 50 руб., голубцов – 45, булка хлеба – от 28 до 32 рублей. И т.д.

 

Здание больницы старое, но внутри сделан хороший косметический ремонт. Главный врач Юсуф Селимов доволен и снабжением лекарствами, хотя, всегда хочется большего.

 

В 35 километрах от Лорино – районный центр Лаврентия. Туда идет дорога. Это удобно и, естественно, положительно сказывается на жизни поселка. Есть здесь и горячие источники. Одним словом, Лорино – одна из жемчужин Чукотки.

 

Кстати, главврач Юсуф Селимов – один из пяти табасаранцев, живущих в Лорино. Мы разыскали его, чтобы рассказать о Рузвельте Гаджимурадове.

 

- Не вы ли случайно один из местных табасаранцев? – спросил я, войдя в кабинет Селимова.

 

Он округлил от удивления глаза.

 

- Да, я...

 

Узнав о земляке-пограничнике, разволновался, стал проситься на корабль. Когда поступило приглашение от командира, побежал домой переодеваться.

 

Он живет в Лорино недавно. Приехал сюда из республики Марий-Эл по приглашению брата, который давно обжился на этом северном берегу и даже был женат на чукчанке. Брат работает завучем в школе, но сейчас его здесь нет – улетел на материк в отпуск.

 

Рузвельт встретил земляка в своей каюте. О чем они говорили несколько часов – никто не знает, но из каюты все это время доносилась веселая дагестанская музыка.

 

«Анадырь» уходил из Лорино следующим утром. По горизонту Мечигменского залива один за другим поднимались фонтаны серых китов. Солнце слепило глаза. Докипало уходящее лето севера…

 

 

 

СЛУЖИМ РОССИИ!

 

 

 

В родной порт Петропавловск-Камчатский мы вернулись 3 сентября. Погода солнечная, но с ветерком. Весело полощутся флаги расцвечивания на «Анадыре» и на кораблях, встречающих нас в Богородской бухте.

 

Позади – два месяца службы в высоких широтах. В Олюторском заливе Берингова моря «Анадырь» передал эстафету ПСКР «Волга», который сменил нас в Чукотском море. Отныне эта череда сторожевых кораблей прерываться не будет: следующим летом, как только позволит ледовая обстановка, в Восточную Арктику уйдет еще один ПСКР, возможно это снова будет «Анадырь».

 

А пока мы швартуемся. Предельно собран капитан. Не отвлекается от работы вахта. По русскому обычаю швартуются кормой. На берегу играет оркестр. На пирсе построен личный состав отряда пограничных сторожевых кораблей. Поодаль толпятся жены и дети моряков «Анадыря».

 

Первым по трапу поднимается на борт начальник Северо-восточного регионального пограничного управления береговой охраны генерал-лейтенант Александр Лебедев. Он принимает доклад командира Игоря Юрасёва, а затем поздравляет команду с благополучным возвращением в базу.

 

- Вы свою задачу выполнили, - подводит итог генерал. – Благодарю за службу!

 

- Служим России! – бодро отвечают моряки.

 

Сказать без преувеличения, все они теперь попали в историю пограничных войск Отчизны, потому что после долгого перерыва первыми начали осваивать охрану рубежей в Восточной Арктике.

 

Фото на память. И – разойдись!

 

Служба продолжается!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Всем приве!!! Сегодня 15 число,но не кто , пока не отписался о спуске флага. Подскажите ,какого числа был спуск? До связи!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


:chest_m4:post-14125-0-20271300-1450165109.gif

РОДНОМУ ПСКР "Имени XXV съезда КПСС", он же "Анадырь", в/ч 2376 "Р" :chest_m4:

 

 "Днепр"/ зав.№ №02653/ заложен  16.07.1975г (Ленинград, Адмиралтейский ССЗ №194 (с 1962 Адмиралтейский ССЗ, с 31.01.1972 "Ленинградское Адмиралтейское объединение). / спущен на воду 14.02.1976г./ вступил в строй 30.09.1976г./ с 1976 - Имени XXV съезда КПСС/ 11.04.1992 – Анадырь/ списан 03.11.2015г/ Спущен флаг 12.12.2015г в 12.00 кмч .

 

Бортовые номера: Днепр: 702(с 1976 - Имени XXV съезда КПСС, с 11.04.1992 – Анадырь), 592(1977), 017, 014(05.1981), 030(05.1984), 085(05.1987), 010(05.1990), 142, 173(2000)

 

:chest_m4:Пообещали и фото этого дня, так что увидим последние дыхание родного корабля.

Ко всем с уважением !

Всем приве!!! Сегодня 15 число,но не кто , пока не отписался о спуске флага. Подскажите ,какого числа был спуск? До связи!!!

Да вот так получилось Николай, сибиряки ппроводили как и положено, но мы с душой до последнего ждяли что сегодня 15, а получилось без переноса 12 декабря.

Должен предпоследний заместитель  Павел Дороганов, он уволился весной этого года. Сейчас живет в Новокузнецке.- Выложить фото на "од.ру", и так же если получится наш Алексей батькович и ПРСК "Нева" в тему или ?, увидим.

Удачи и с уважением !

 

p/s  а я нашему Сашку Гордееву  Санычь до последнего не верил, думал что перенос как и сказале ранее 15. 12, а получилось вот как, но наши хоть сибиряки с достоинством его проводили, мы заочно с ними были (в душе, а вдруг), но не чего, сегодня день чаепития, обмоем это дел по полной.

С уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


post-14125-0-12977300-1450167577_thumb.jpg

Это я увёл с од.ру, там на главной надо ещё что то вытянуть.

С уважением !

 

p/s  для полного просмотра жмите на картинку фото.

Что не не укурю, а рында наша где ?

Изменено пользователем Pasha L
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Рано или поздно должно было это произойти печально конечно . ПСКР 25 Съезд радушно принял меня после учебного центра в Анапе , это был первый мой корабль на котором я прожил около 20 дней пока ПСКР Волга был в походе.Команда на тот момент была хорошая дедовщины не было (на Волге всё было намного жёстче ) . Мы будем помнить с теплотой наш 25 Съезд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

 

 

Пообещали и фото этого дня, так что увидим последние дыхание родного корабля.
Печальный день . Все же в памяти корабль останется на всю жизнь.

Мне не довелось побывать на вашем борту, но представление о корабле есть.В 87 г. проходили учения в базе и узел связи выходил в море на ПСКР "НЕВА" Так что двое суток в приемном посту присутствовал. Ну и по кораблю немного прошелся. Точнее до камбуза и назад. Простор одним словом!! Не сравнить  с военными проектами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


ИзображениеСП.jpg

Это я увёл с од.ру, там на главной надо ещё что то вытянуть.

С уважением !

 

p/s  для полного просмотра жмите на картинку фото.

Что не не укурю, а рында наша где ?

Рында займет место в музее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 

Рында займет место в музее.

Ну это само собой Александр, но почему её в этот день нет, она же должна отбить последний свой "бой" - звон склянки, так по традиции всегда делают на всех списанных кораблях при спуске флага, а у нас что то не так уже. Ну дай то бог.

Удачи и с уважением !

 

Мне не довелось побывать на вашем борту, но представление о корабле есть.

Не сравнить  с военными проектами.

Андрей, спасибо что посетил наш борт братишка - уважение !

А мой первый (то есть для нас был "Айсберг) 24 дня, за это время что наш был в походе, изучили как 5 пальцев, наш пришол, а мы уже всё знали, чуть ли не книжки боевой номер, не говоря о устройстве корабля, годкам в ущерб, а дембелям кого меняли на пользу, уже свое дело они сделали, обучили нас (правда не до конца матчасть, но тем не менее всё почти знали, где и что, и когда нужно было это делать ТО и ППР, лично говорю за свою БЧ), а после отпуска 12 суток кировал как король на Волге, бычёк хотел переманить меня к себе, увы ответил, так и провалялся на шхонке да и на БП слушал музыку и переписывали пару бабин что вёз из дому (почти всему экипажу моего года)

Ну а на счёт проэкта, согласен, но как доступно было всё и просто, и без заморочек как на наших тральцах и чумичках с моциками, жопа к носу, нос в дыре, это не условия. Правда на чумичках было так же почти свободно, но не так как у нас.

Удачи и с уважением !

Рано или поздно должно было это произойти печально конечно . ПСКР 25 Съезд радушно принял меня после учебного центра в Анапе , это был первый мой корабль на котором я прожил около 20 дней пока ПСКР Волга был в походе.Команда на тот момент была хорошая дедовщины не было (на Волге всё было намного жёстче ) . Мы будем помнить с теплотой наш 25 Съезд

Евгений, спасибо джоргой за откровенные слова, видел нашего брата на других ресурсах, но не вступал в контакт обсуждения, простотпопращался со своим, и вышел. Не хотел вступать с удивлёнными лицами, не знавшие за это время наш форум, хоть там и чуть ли не все года ДМБ, бог им судья, я уже замучился ранее сюда всех тянуть, на наш родной СЪЕЗД и все корабли МЧ ПВ нашей дивищзии и форума в целом.

 А делдовщину мы искоренили с 81 на 82, при годках ещё, был им большой урок от нас, поняли тогда и сошли благодаря пониманию по человечески как и положено. После нас уже мы не знаем что было, пусть братва сама расскажет. Шутя, да громко кидались фразами, а так по сушеству, не когда, жили душа в душу. Мне даже наши с РТС шас Сашок Гардеев Санычь на связи, однажды в ходовой при проверке ОТС подарили стеклограф карандаш, пригодился на гражданке.

Удачи и с уважением !

Удачи и с уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Прочёл статью о Чукотском походе ПСКР Анадырь.

Супер, вернулся на 25 лет назад. Как было здорово. Изменено пользователем Shultz
Излишнее немотивированное цитирование
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Родному как и пологается  :chest_m4: !

 


Прочёл статью о Чукотском походе ПСКР Анадырь.

МОЛИТВА О ЧУКОТКЕ.

МЫ В АРКТИКУ НЕСЛИ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ…

 

Супер, вернулся на 25 лет назад. Как было здорово.

 

Приветствую тебя дорогой наш братишка Дмитрий, рад что отписался и находишься в строю общения на борту нашего родного корабля. И вижу что с кампом ты дорогой на "ВЫ" ?.

Ты ответил Евгению, перенесясь 25 лет назад, в душе что то ёкнуло родное и приятное воспоминание - это приятно слышать, но здесь же буксиром  перенёс его же текст, а надо было бы удалить касть его, да и весь, а оставить иненно ту часть, на которую делал уклон, хотябы заголовок, и нам всем было это понятно. Как вот я сделал отвечая тебе на пост, и выделил жирным шрифтом (всем всё понятно, так как уже все прочли это или будут ещё наслождаться рассказом воспоминания нашего родного корабля и экипажа)

Научишься дорогой, всё в переди, (я не такие ещё вещи отмачивал, предоставляя нашим админам и модарем и братишкам столько хлопот),если не понятно что, то есть в этом же разделе наших кораблей 97П тема ЮТа типа курилки ,где мы можеим обсуждать на разные темы ВСЁ, а если что не понятно по правилу общения или загрузки фот и т.д., там же спроси,и все, даже если нас не будет, все тебе откликнутся и помогут в этом, подсказав что и как делается.

Сам то что не отписываешься, кого в данное время из наших знаешь, помнишь. ведёшь связь другими каналами и т.д.

Удачи дорогой Дмитрий и с уважением !

 

p/s вот братишки, нас в экипаже уже стало на два больше Дмитрий и Николай в строй вернулись, приятно что память благодаря им. их дней службы на нашем родном будут на страницах темы по существу общения. Так держать всем нам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет! Полюбуйтесь ребята!                 https://www.dropbox.com/s/ipuscicknb2fkkm/DSCN1729.mp4?dl=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем привет! Полюбуйтесь ребята!                 https://www.dropbox.com/s/ipuscicknb2fkkm/DSCN1729.mp4?dl=0

Александр, доброго вечерка тебе братишка, а что так мало ?. Давай ещё.

 

Есть у нас видое на борту нашего корабля, правда тема наверное с той ссылочкой в архиве, год не помню кто выкладывал, но там и стрельбы нашего корабля, и начиная от камбуза и заканчивая нашим душем всё показали, и по кубрикам прошлись даже, искать не охото. А вот твой друг ( ты о нём мне говорил в од.ру) с кем у тебя связь, кто был на спуске флага, что фото не ыкладывает, может у него и видео есть, на любителя. Знаю кто то был, с Новокузнецка вро дебы, или путаю, но что я выложил на тему с од.ру одно фото, что и действующий зам ПСКР Нева выложил в галерею, больше нет не от кого инфо, а ты в галерею нашего корабля загляни, у меня на память таких фот нет.

Переходим на тему ЮТа в курилку.

С уважением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...