Перейти к содержанию

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289


Solo815

Рекомендуемые сообщения

На снимке люди узнаваемы?

Юрия Гагарина узнал или я ошибся ? хотя думаю нет ) Изменено пользователем Ст2ст
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 872
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

На снимке люди узнаваемы?

Александр, а на каком корабле проходила встреча? Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Юрия Гагарина узнал или я ошибся ? хотя думаю нет )

Нет Саша не ошибся. но там и секретари. политработники. известные имена в то время. Историки просто обязаны знать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Александр, а на каком корабле проходила встреча?

Сергей мои ответы не совпадают с вашими , во многом особенно даты времени. потому. поработаем и подождем. хотя на вопрос ответить не сложно. Всё освещалось в печати .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Александр, а на каком корабле проходила встреча?

Сергей вы занимаетесь историей, там на фото секретарь ЦК ВЛКСМ Пастухов. глянь периодику . есть факт посещения Ю.А.Гагарина пограничного корабля и время и место. и найти это просто.при желании. Ну коль не в дугу. наверно поможем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуй братишки! Сегодня увидел в галерее Ашас поместил еще фото, статьи по Кувшинке. мне кажется в се таки их надо было в тему истории показать. там есть что для обсуждения. в теме более публично наверное и обсуждается проще и больше людей видят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Согласен, я к примеру галерею вообще не смотрю. Кроме тех фото что периодически обновляются "случайные фото из галереи". А для диалога фото нужна в теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А для диалога фото нужна в теме.

Статья из галереи Ашас, если модератор не против.

Изображение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Приятно окунутся в это фото и время. тем более А.Шквыря. К.махиным , А Ерохиным, Ж.Лисенковым я служил и хорошо помню их. на верхнем фото. ряженные жены офицеров на гулянье среди л/состава части и никого не чураются веселятся вместе со всеми. говорит о том что обстанвка доброжелатеьлная. и жизнь и служба из-за таких проведений праздников была веселее. И не возникало ненужных трений среди матросов и чувтвовали себя не обделенными.ничем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо за статью! Хорошо помню, как в Кувшинке отмечалась Масленица, которую называли проводы Зимы :)Кроме блинов, песен и плясок заливали горку возле клуба и с нее катались и мы, дети, и ребята-моряки и наши родители - было очень весело! А еще нас, детей, катали на санях. Первые годы (60-е) в сани запрягали северного оленя, а в его рога вплетали ленты, затем лошадку. Кстати, Александр, Вы правы, не было никакого разделения - жили одной семьей. Фото с проводов Зимы - катание на санях, приблизительно 1969 год. На переднем плане в белой шапочке - я ;)

post-47305-1363696611_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


При мне я и не помню, что бы такое было. Не зря говорят что раньше люди были дружнее и жили веселее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


При мне я и не помню, что бы такое было. Не зря говорят что раньше люди были дружнее и жили веселее.

А какие спектакли ставили! - об этом уже писали выше. А какие концерты!!! Как весело отмечали Новый год!Запомнился Новогодний бал в клубе. Мне было уже 12 лет и родители впервые взяли с собой. Были и офицеры с женами, и моряки, и девчонки-старшеклассницы - девчонок, правда, маловато :)Мама постоянно танцевала, а я гордилась, как же она хорошо танцует. Мы с балкона кидали на танцующих конфетти и серпантин и все это разноцветие кружило и опутывало танцующих. Как же было весело!!!Вы знаете, "мы жили одной семьей" - это про поколение наших родителей-кувшинцев. Вот где Вы найдете такого командира, который даже во время тревоги шуткой сглаживает серьезность момента.Мама часто вспоминала случай, как она рано-рано утром бежала по тревоге и встречает Алексея Алексеевича (Федорова). Он подзывает ее и на ушко говорит: "Людмила Михайловна, вы знаете, по какому случаю тревога? - На рыжих облава". Мамы была блондинка и "камень" в ее сторону. Вот и смех и отличное настроение :)А меня Алексей Алексеевич всегда подлавливал на одну и ту же шутку. Подзывает и строго спрашивает: "Ирина, а почему у тебя пятки сзади". Пока я оглядываюсь и соображаю, где же они должны быть на самом деле - он уже довольный ушел :)У меня остались очень теплые воспоминания об Алексее Алексеевиче.Конечно, у меня детские воспоминания... Изменено пользователем Belolika
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ашас в это время служил и был очень активный общественный. и всю форму немецкую шили сами и кресты фашисткие тоже. загляденье.

Цитата от Ашас:- Немецкую трофейную форму дал Драмтеатр Северного флота под личную ответственность начПО. Форма была очень побита молью ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Я читал .что пишет Ашас. мог что то и подзабыть тем более фото этого спектакля видел в клубе на стенде. одно могу точно сказать что кресты немецкие делали сами. Со слов Б.Притульского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...

© А. Голубев. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны. С.-Петербург. 1999

 

Малый охотник за подводными лодками МО №123 (СФ)

21 июля 1943 г.

 

 

Тип МО-15. вст. в состав СФ в декабре 1940г.. до 05.04.1942 г. МО№131.

21 июля 1943 г. в губе Эйна Мотовского залива бойцы вытаскивали на сушу из воды бревна. Один из них зазевался и его вместе с плотом, понесло к берегу, занятому противником. Из Кувшинской Салмы за бойцом и бревнами было выслано звено катеров МО. В случае нападения авиации противника, катера должны были поддерживать друг друга огнем. Было обеспечено воздушное прикрытие.

Обойдя весь западный берег Мотовского залива и никого не обнаружив, катера начали возвращение. В это время начались атаки авиации противника. Разделившись на 2 группы, одна сковывала прикрывавшие катера истребители, а вторая атаковала сами катера. Отражению налета мешала волна, которая не позволяла вести прицельный огонь. Получил повреждения МО №111. В 15ч.22м. одна бомба попала в кормовое моторное отделение катера МО №123 (командир старший лейтенант Е.И.Мальханов)*. От взрыва катер разлетается на мелкие куски. Из личного состава остается жив лишь краснофлотец Панченко, которого сбросило в воду взрывной волной.

Боец, на поиски которого выходили катера, на следующий день своим ходом прибыл в часть.

8: с.236; 10: с.35; 58: с.42; 59: с.231,232,233; 88: сс.48,393,399

 

 

* Приечание: командиром МО-123 был ст.лейтенант Данилов М.Г., погиб - padsee)

 

 

Ещё вариант.

 

 

© Кабанов С. И. Поле боя — берег. — М.: Воениздат, 1977.

 

И вот в это время случилось несчастье: четверо бойцов 254-й бригады морской пехоты вышли из Эйны на лодке за рыбой, и волна понесла их к южному берегу Мотовского [238] залива. Они никак не могли выгрести, ветер гнал их к фашистам. Пришлось начальнику штаба капитану 1 ранга Д. А. Тузу вызвать из главной базы катера МО — своих мотоботов в Эйне не было. В первом часу дня МО-111 и МО-123 вышли из Кувшинской Салмы, быстро домчались до места происшествия, нашли шлюпку, один из катеров (скорее МО-111) бросил на нее буксирный конец и потащил в Эйяу. Конечно же, из-за сопок выскочили пять «фокке-вульфов», атаковали оба катера, сбросили пять авиабомб; одна из них, попав в середину МО-123, буквально разорвала его надвое; из всей команды спасся только один человек. Второй катер, тоже поврежденный, дошел до причала, но и на нем оказались двое убитых и десять раненых. На злополучной шлюпке никто не пострадал.

 

- информация с polarpost.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ещё вариант.

И еще вариант:

21.07.1943 МО-123 и МО-111 вышли в Мотовский залив для оказания помощи шлюпке с бойцами, дрейфовавшей к берегу противника, и подверглись атаке самолетов ФВ-190. От прямого попадания бомбы в кормовое моторное отделение затонул МО-123.

Цитируется по: Потери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. – М.: Военное издательство, 1959, где имеется ссылка на архивные дела отделения ЦВМА д. 7448, л. 27; д. 8853, л. 19

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


И еще варианты

© Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.

Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев:

АСТ, АСТ Москва; Москва; 2008

 

На следующий день – 21 июля – Северный флот понес потерю, которая стала прямым следствием ограничения поставок частям СОР. В последних ощущалась постоянная нехватка продовольствия, и командиры закрывали глаза на то, что их подчиненные частенько выходили на шлюпках в прибрежные воды, чтобы наловить рыбы. И вот одну такую шлюпку с четырьмя бойцами 254-й бригады морской пехоты сначала вынесло из губы Эйна, а затем ветер и течение стали относить ее к мысу Пикшуев, занятому немцами.

На ее поиск вышли малые охотники МО-111 старшего лейтенанта В. Н. Рябухина и МО-123 лейтенанта М. Г. Данилова. Вскоре шлюпка была найдена, бойцы подняты на борт первого катера, который взял на буксир и шлюпку. Практически сразу после этого катера были атакованы пятью FW-190A из 14.(Jabo)/JG5. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, немецкие пилоты с короткой дистанции обстреляли катера и сбросили на них по одной бомбе. Одна из них угодила точно в моторное отделение МО-123. После этого малый охотник разломился пополам и быстро скрылся под водой.

На МО-111 в результате осколочных, снарядных и пулевых попаданий вышли из строя два мотора и радиоаппаратура, два моряка были убиты и еще одиннадцать получили ранения. «Фокке-Вульфы», развернувшись, еще раз обстреляли уже поврежденный катер. Через десять минут появились еще три таких же самолета, которые затем на протяжении получаса штурмовали охотник.

Команда продолжала вести ответный зенитный огонь, и в конце концов старший лейтенант Рябухин смог на одном оставшемся моторе довести свой МО-111 до Эйны. На входе в губу катер подвергся новой атаке со стороны одиночного FW-190A, но избежал новых повреждений.

К месту гибели МО-123 уже под прикрытием 18 истребителей были высланы МО-125 и МО-134. Однако они так и не обнаружили никого из команды потопленного охотника и ни с чем вернулись в Порт-Владимир. По иронии судьбы из четырех человек на той самой злополучной шлюпке, из-за которых все, собственно, и началось, во время авиаударов никто не пострадал.

 

 

 

Платонов В. И. Записки адмирала.

— М.: Воениздат, 1991. — 319 с. / Литературная запись С. В. Петровой. / Тираж 100000 экз. isbn 5–203–00737–3.

 

 

 

 

С приходом полярного дня боевая работа кораблей ОВРа становилась еще труднее и опаснее. Летом 1943 г. мы впервые потеряли один из катеров МО.

Полуостров Рыбачий отличается скудной растительностью. На его преимущественно ровной, низменной поверхности, покрытой мелко битым каменным плитняком и торфяным перегноем, лес не растет, если не считать стелющейся полярной березки, путающейся в ногах пешехода. Поэтому для гарнизона СОР корабли ОВРа кроме боезапаса, продовольствия и фуража доставляли также и дрова. Бревна обычно связывали в плоты и в хорошую погоду буксировали с помощью мотоботов или тральщиков. Получив плоты, красноармейцы крепили их к сваям, затем не спеша выкатывали бревна на берег, сушили и разделывали.

Несчастье происходит обычно там, где его меньше всего ждут. 5 июля 1943 г. (Правильно 21 июля - padsee) в губе Эйна бойцы вытаскивали бревна из воды на сушу, один из них зазевался, и ту часть плота, где он находился, вынесло в Мотовский залив. Плот дрейфовал в сторону берега, занятого немцами. У СОР имелись и свои плавсредства, чтобы спасти незадачливого бойца и поймать унесенный лес, но, пока там раздумывали и решали, что делать, да перезванивались по телефонам, плот успел скрыться из виду. Стоял теплый солнечный день, погода была хотя и ветреная, но летная, и немецкие «фокке-вульфы» рыскали в поисках случайной добычи. Быстро оценив обстановку, мы послали звено катеров МО в Мотовский залив с целью найти и подобрать путешествующего на бревнах пехотинца. В случае нападения немецких самолетов катера должны были поддерживать друг друга артиллерийским и пулеметным огнем. [232]

Решение послать катера для осуществления такого опасного предприятия было принято не без раздумий и колебаний. С одной стороны, казалось, что ради спасения одного разини нелогично рисковать боевыми средствами и полсотней моряков, но с другой — недопустимо оставлять в беде беспомощного человека. Это противоречило бы традициям войскового товарищества. Победила именно эта точка зрения, и катера МО, команды которых отлично понимали, что идут на огромный риск, вышли в море. Обойдя весь оккупированный немцами берег Мотовского залива, они кого не нашли, но противника на себя навели.

Видя, как наши истребители прикрывают катера, вылетевшие немецкие самолеты разделились на две группы. Одна из них связала боем самолеты прикрытия, другая стала штурмовать и бомбить с малых высот катера МО, которые, яростно отстреливаясь, полным ходом спешили в ближайшую губу Эйна под прикрытие береговых зенитных батарей. Комендоры и пулеметчики стойко отбивались от наседавших штурмовиков, но вести огонь мешала волна. Катера изрядно раскачивало, заливало, поэтому трудно было управлять оружием, среди экипажей появились потери, были повреждены механизмы и вооружение.

В штурманской рубке головного катера МО № 111, которым командовал старший лейтенант В. П. Рябухин, возник пожар. Но лейтенант М. П. Бочкарев сбил пламя огнетушителем, за борт полетел и горящий стол вместе с навигационными картами. Затем воспламенился боезапас, но краснофлотец Яценко успел столкнуть горящие ящики воду. Тяжелораненые члены экипажа не покидали своих постов. Краснофлотец Чугунов был ранен в обе ноги и руку, но продолжал исполнять обязанности наводчика орудия. Краснофлотец Лебедев, прижав к груди раздробленную кисть левой руки, правой заряжал орудие, краснофлотец Васильев, одной рукой зажав рану в плече, другой устанавливал прицел. Сигнальщика Бойко осколком снаряда ранило в ступню, через минуту пулей была прострелена другая нога, но он не покинул мостика. Один из снарядов пробил палубу и разорвался в моторном отсеке, тяжело ранив старшину группы Серманова. Его заменил раненный в голову командир отделения Боровиков. Кровь заливала лицо, но он, обвязав голову тельняшкой, находился на посту до конца боя.

 

Несмотря на мешавшую маневрам волну, катера искусно уклонялись от авиабомб, но одна из них все же угодила в машинный отсек катера МО № 124, которым командовал [233] старший лейтенант Е. И. Мальханов. Раздался сильный взрыв, и на месте маленького кораблика остались лишь щепки да масляное пятно. (Правильно МО №123, командир ст.лейтенант Данилов М.Г. МО-124"(б."МО-141") авиация утопит 6.10.1943 - padsee) Чудом удалось спастись только краснофлотцу Панченко. (по документам-Павленко – padsee)Выброшенный за борт взрывной волной, он оказался рядом с плавающей шлюпкой-тузиком. Чтобы уцелеть в такой ситуации, надо действительно родиться в рубашке.

Катер старшего лейтенанта В. П. Рябухина укрылся в губе Эйна. Он был весь изрешечен осколками и пулями и потерял часть команды. Воздушный бой над Мотовским заливом бушевал еще долго. Потери несли обе стороны. А красноармейца, из-за которого заварилась вся эта каша, прибило ветром к нашему берегу в губе Вичаны, и на другой день он прибыл в свою воинскую часть.

Потеря одного катера и сильное повреждение другого при выполнении абсолютно несвойственной им задачи не могли остаться не замеченными на флоте и бурно обсуждались в частях и на кораблях, среди краснофлотцев и командиров. Военному совету флота и командованию ОВРа пришлось давать ответы на бесчисленные письма и запросы подчиненных. Наконец, когда стало очевидно, что требуется публичная оценка боя в Мотовском заливе, во флотской газете появилась статья адмирала А. Г. Головко, в которой он оправдывал принятое мной решение. Но с моей души камень она не сняла, не избавила меня от угрызений совести. Конечно, бросать товарища в беде недопустимо, но и, соблюдая эту святую заповедь, необходимо трезво оценивать обстановку.

 

P.S. инфо с Polarpost.ru МО-123

23 Февраль 2013 13:13

 

Огромное спасибо Вам за публикацию от родных Покрывко Виктора Францевича гидроакустика МО 123 .Столько лет почти ничего не было известно о том как он погиб! Будем рады узнать еще что то о нем ,как проходила его служба .может остались воспоминания его друзей , фотографии ,наверное на фоне корабля снимались с друзьями .

Будем рады любой информации ! Еще вопрос , есть ли памятник погибщим на МО 123 ,Бабушка всегда хотела положить цветы на могилу погибшему брату! Да и мы тоже !

Еще раз спасибо за Вашу работу!

С уважением ,родные Покрывко Виктора!

PS В донесении не правильно написано -уроженец г. Норовск ! НЕ Норовск , а Боровск , Калужкой области ! Машинка плохо пропечатала букву "Б"

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


"Маяк" (Пахтусов) и "Туман"(Лебёдка), по-моему таких фото тут не было."Маяк" побывал: пароходом, транспортом, гидрографическим судном, самоходной плавбазой, отопителем.

post-31026-1365582653_thumb.jpg

post-31026-1365582665_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Если память не изменяет то в Североморске установлен памятник всем морякам погибшим во время войны Морской Охотник только бортовой не помню ,,,, Еще вопрос , есть ли памятник погибщим на МО 123 ,Бабушка всегда хотела положить цветы на могилу погибшему брату! Да и мы тоже !,,, .Да и попасть туда сложновато

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Еще вопрос , есть ли памятник погибщим на МО 123

Cам Мотовский залив является памятником.

post-31026-1365955897_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Cам Мотовский залив является памятником.

А двое погибших с МО-111, ст.1 ст. Кочевенко Н.Я. и к/ф Лаптев Е.С. похоронены в Кувшинской Салме и есть в списке П.Кузьмина.

post-31026-1366192995_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...

Раньше здесь уже писалось об СКР-29 "Бриллиант", его командире Михаиле Махонькове. (Кстати, в семье деда фамилия его друга произносилась с ударением, ни на последнее "о", как вроде было бы благозвучнее, а на первый слог, на букву "а"). Также я писал и о погибшем на "Бриллианте" земляке из под Брянска - Николае Зенцове из села Голяжье (ныне Отрадное) Брянского района. Эта публикация прошла в брянских газетах "Брянский перекресток" и "Деснянская правда". Благодаря публикациям, а также дальнейшей работе с помощью Ольги Анатольевны, учителя истории из Отрадненской школы, в списках погибших односельчан, увековеченных в местном храме Дмитрия Солунского была найдена ошибка: в списке отсутствовал сам Николай Зенцов, но был ошибочно внесен его родной брат Алексей, вернувшийся после войны из фашистского концлагеря. Пока не смогли найти ни одной фотографии Николая Илларионовича, но и проделанная работа была нужная, интересная. Эта работа коснулась одного из 64-х погибших в сентябре 1944 года "бриллиантовцев". Да, мы много знаем о командире сторожевика М.Махонькове, знаем об Алексее Стаханове, уроженце Курской области, спасшемся после взрыва, но не надолго пережившим своих товарищей. Но мы очень мало знаем об остальных членах экипажа и, к сожалению, возможность узнать о них со временем все больше и больше отдаляется от нас. Благодаря базе данных "Мемориал" сейчас стало возможно узнать краткие данные об экипаже "Бриллианта". Эти данные уже опубликованы и на их основе можно сделать вывод, что погибшие моряки были призваны из разных уголков Советского Союза: из России, Украины, Белоруссии. Национальный состав экипажа тоже был разный. В братскую семью "Бриллианта" входили 42 русских, 15 украинцев, 3 еврея и по одному предствителю татарского, белорусского, коми и молдавского народов. Ниже публикую список, составленный на основе карточек учета ОБД "Мемориал". В списке указаны и домашние адреса либо адреса родственников моряков. Быть может кому-то удобно (нужно, интересно) зайти (заехать, позвонить в сельскую администрацию указанного населенного пункта) и узнать дополнительную информацию о своем земляке, погибшем 69 лет назад в студенных водах Карского моря. Тем самым мы сможем сами вписать дополнительную строчку в историю Великой Победы. Приглашаю принять участие в этой благородной работе всех желающих.-http://pycckue-ugyt.livejournal.com/8610.html

Изменено пользователем starshina
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Ниже публикую список, составленный на основе карточек учета ОБД "Мемориал".

В Вашем списке отсутствует дублер артиллериста – ст. лейтенант Ставицкий И.С., числившийся в списке погибших на СКР-29, предоставленном командованием Йоканьгской ВМБ,
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...