Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Чуть-чуть просамоцитируюсь :)

С 5 июня 1944 года, началось восстановление морских пограничных частей. На Черном море был создан отряд пограничных судов в Одессе, на Каспии – два отдельных дивизиона пограничных сторожевых кораблей (ОДСКР) в Баку и Красноводске.

После окончания войны было проведено полномасштабное формирование морских пограничных частей на остальных участках западной границы. Приказом НКВД «О формировании морских частей» от 17 августа 1945 года были созданы 3-й и 4-й Северные ОДСКР (Кувшинская Салма) Карело-Финского округа (В 1946 году 3-й и 4-й Северные ОДСКР были реорганизованы в 3-й Северный отряд погрансудов), 5-й (Тронгзунд), 6-й (Усть-Луга), 7-й (Таллин) и 8-й (Хаапсалу) Балтийские ОДСКР Ленинградского округа, 9-й (Лиепая) и 10-й (Нейкурен) Балтийские ОДСКР Прибалтийского округа. В 1949 году дополнительно был создан 15-й ОДСКР (Вентспилс).

На Черном море этим приказом был расформирован созданный в 1944 году 1-й Черноморский отряд пограничных судов в Одессе и сформированы 11-й (Одесса), 12-й (Балаклава), 13-й (Килия) и 14-й (Новороссийск) Черноморские ОДСКР, а также 1-й Черноморский отряд пограничных судов (Очамчира). На Каспии 2-й ОДСКР был переведен в Порт Ильич, а в Красноводске оставлена отдельная группа катеров.

И немного по подчиненности погранвойск после 1945 года.
С 15 марта 1946 года по 17 октября 1949 года и с 5 марта 1953 года по 2 апреля 1957 года пограничные войска входили в состав Министерства внутренних дел, в 1949–1953 гг. – в состав Министерства государственной безопасности, с 1957 года – в состав Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР (с 1978 года – Комитет государственной безопасности СССР). С декабря 1991 года для руководства пограничной службой был создан Комитет по охране Государственной границы СССР. 12 июня 1992 года Комитет был ликвидирован, а пограничные войска переданы Министерству безопасности Российской Федерации. 30 декабря 1993 года была создана Федеральная пограничная служба – Главное командование Пограничных войск Российской Федерации со статусом федерального министерства, через год, 30 декабря 1994 года, реорганизованная в Федеральную пограничную службу Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2003 года Федеральная пограничная служба была упразднена с передачей вопросов охраны границы в ведение Федеральной службы безопасности

И по Дальнему Востоку:

Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров от 21 сентября 1945 г. и в соответствии с приказом НКВД от 2 октября 1945 г. «О принятии под охрану пограничными войсками НКВД морской государственной границы по побережью Южного Сахалина и Курильской гряды» была начата реорганизация морских частей на Дальнем Востоке и формирование Сахалинского и Камчатского пограничных округов. Приморский округ был преобразован в Управление пограничных войск на Тихом океане с подчинением ему всех пограничных частей Приморья и двух новых округов. На Дальнем Востоке были созданы следующие части: в Петропавловске-Камчатском – 20-й ОДСКР, 21-й Отдельный дивизион сторожевых катеров (ОДСКА, расформирован в сентябре 1949 года) и 24-й Отдельный дивизион плавсредств (ОДПС); в пос. Касивабара (Северо-Курильск) – 22-й ОДСКР (с августа 1947 года переведен в Петропавловск-Камчатский); в Магадане – 23-й ОДСКР (впоследствии сокращен); в Хонто (Невельск) – 25-й ОДСКР; в Отомари (Корсаков) – 26-й ОДСКР и 28-й ОДПС; на о. Шикотан – 27-й ОДСКР. Во Владивостоке был сформирован 2-й отряд пограничных судов с дивизионами в Совгавани, бухте Ольга, Находке, Владивостоке, Посьете и пос. Терней. Транспортные суда числились отдельными войсковыми частями окружного подчинения. В 1946 году для охраны речных границ на Уссури был сформирован 29-й ОДСКА (Платоновка) с группой катеров в г. Иман, в августе 1947 года на Амуре – 31-й ОДСКА (Астрахановка) и 32-й ОДСКА (Казакевичево). Но уже в сентябре 1949 года все отдельные речные дивизионы были вновь переформированы в группы катеров пограничных отрядов.

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 51
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Предлагаю начать с конца, т.е с настоящего времени.   В Российской Федерации. Пограничная служба и её деятельность определена как один из органов Федеральной службы безопасности, ФЗ от 3.04.1995 г

Не нашёл обобщённой информации по названиям морской составляющей пограничной службы, условно назовём её морпогранохраной. Здесь на форуме её называют МЧПВ. Это и понятно, т.к. большинство форумчан с

Завершая анализ названий морской пограничной компоненты посмотрим, какие названия получили МЧПВ в результате всех расчленений, развала и преобразований в пятнадцати бывших советских республиках.   

Загружено фотографий

Владимир, спасибо за уточнения!

 

Было ещё одно интересное название соединений МЧПВ - маневренные базы.

Ф. Машков называет их наиболее неудачным детищем реформ 1960 года, а сами реформы драматичными.

 

При анализе корабельно-катерного состава морских соединений погранвойск КГБ при СМ СССР он называет ущерб от реформ 1960 года сопоставимым с потерями в Великой Отечественной войне.

Можно утверждать, что этот период был разгромным для морской пограничной компоненты, как и погранвойск в целом.

Куда там до развала МЧПВ в 1991-1992 годах!

И тем более до реформ МЧПВ РФ 1997 года и образования Морской охраны!

Дело было гораздо серьёзнее.  

О чём идёт речь?

 

С переходом Пограничных войск в КГБ при СМ СССР возник вопрос и о численности и качестве несения пограничной службы. Естественно, что идеи сочетания и дополнения охраны границы войсковыми и оперативными методами оценивались ещё до переподчинения ПВ и видимо к 1960 году верх одержала оперативная составляющая. Этому способствовала и общая политика руководства СССР по сокращению Вооруженных Сил и других силовых структур.

19 декабря 1959 г. КГБ при СМ СССР представил записку в ЦК КПСС о возможности резкого сокращения в пограничных войсках кораблей и катеров, а также личного состава.

Бригад пограничных сторожевых кораблей в то время не существовало, были только отдельные дивизионы.

Предлагалось из 22 отдельных дивизионов скр оставить только 11.

Количество кораблей при этом уменьшить на 140 единиц из 272, а катеров на 100 единиц из 282.

Численность личного состава морских частей уменьшить на 8 тысяч человек, в том числе на 1 тысячу офицеров.

На тех участках границы, где будут сокращены морские дивизионы, охрану морских богатств предлагалось возложить на Рыбнадзор.

 

Эти предложения были реализованы. В результате морская пограничная компонента получила почти полный разгром!

Сократились не только численные показатели почти в два раза, но и задачи, и подчинённость.

Статус морских отделов резко снизился, усилилась подчинённость моряков сухопутным пограничным командирам и начальникам.

Особенно ярко это проявилось на примере маневренных баз.

 

Для того, чтобы хоть как то прикрыть морские участки, в составе отдельных дивизионов скр были сформированы так называемые маневренные базы на основе штатной численности корабельно-катерного состава и людей дивизиона.

Маневренные базы размещались в тех местах, где жизненно важно было прикрытие морской границы.

Численность сил маневренных баз была мала, при этом размеры охраняемых участков и задачи оставались такими же, как и у полноценных дивизионов.

Маневренная база не являлась войсковой частью, поэтому командир базы не мог издавать приказы, кроме как на охрану границы, заключать договоры на обеспечение базы, подписывать финансовые документы.

Он не мог перемещать матросов и старшин, присваивать им воинские звания, классную квалификацию, поощрять и увольнять в запас.

Всё это нужно было делать только через управление дивизиона и превращало повседневную жизнь маневренной базы в сущий кошмар!

Поэтому было и недовольство, и претензии личного состава, которые решались вышестоящим командованием.

А сколько судеб было сломано и денег потрачено, это учёту не поддаётся! 

 

Эта несуразная реформа потребовала длительного времени на восстановление нормальной структуры и порядка в морской пограничной компоненте.

Ф. Машков отмечает, что такое восстановление, в том числе и корабельно-катерного состава, произошло только к 1977 году.

 

Мне кажется, что термин Маневренная база старые морские пограничники вспоминают с ужасом.      

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...