Перейти к содержанию

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289


Solo815

Рекомендуемые сообщения

Мы и так с катерами СФ удалились от основной темы. Это уже не история нашей части.

Это История Кувшинской Салмы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Это История Кувшинской Салмы.

тема "История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289, Пишем вместе" Выходит надо начинать с истории г. Мурманск. О нем больше информации. Тогда "История 1 ОБСКР" никогда не напишется или будет выглядеть очень бледно... Или все же основное - " История 1 ОБСКР " в которую входит только часть "Истории Кувшинской Салмы"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Выходит надо начинать с истории г. Мурманск. О нем больше информации. Тогда "История 1 ОБСКР" никогда не напишется или будет выглядеть очень бледно... Или все же основное - " История 1 ОБСКР " в которую входит только часть "Истории Кувшинской Салмы"?

Я думаю, пока надо собирать материал. Пока толком нет ни истории 1 ОБСКР, ни "Истории Кувшинской Салмы"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Я думаю, пока надо собирать материал. Пока толком нет ни истории 1 ОБСКР, ни "Истории Кувшинской Салмы"

А что конкретно из материалов необходимо собирать? В каком виде собирать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А что конкретно из материалов необходимо собирать? В каком виде собирать?

Я попробую обобщить, что здесь на 21 странице имеется, но по-моему до истории 1 ОБСКР хотя бы в самом сжатом виде ой как далеко. Единственный более-менее известный коротенький этап в жизни пограничников Севера - годы войны. И то, в основном, благодаря тому, что в это время пограничники подчинялись ВМФ, а флот в отличие от нас свою историю чтит.А по существу - пока и писать почти нечего. Период 1918-1941 вообще почти не освещен. А после ВОВ - и того хуже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Я попробую обобщить, что здесь на 21 странице имеется

Вот что получилось:

 

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289

 

Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 24 ноября 1920 г. охрана всех границ РСФСР была передана в ведение Особого отдела ВЧК по охране границ. В марте 1921 года был учрежден отдел морской инспекции ВЧК, основной задачей которого являлась организация пограничной охраны морских границ республики.

В марте 1921 года на Севере флот передал Мурманскому Особому отделу ВЧК для охраны морской границы тральщик Т-3, переоборудованный из норвежского китобойного судна, Архангельскому Особому отделу ВЧК – два катера-истребителя РИ-5 и РИ-6.

Однако уже через год пограничные войска были упразднены. Постановлением СТО от 21 октября 1921 г., в связи с экономической невозможностью содержать многомиллионные Вооруженные Силы и их общим сокращением, пограничные войска расформировываются, а задачи охраны и обороны границы возлагаются на части армии и флота. Военно-морскому командованию предписывалось из бывших погранфлотилий сформировать и выделить «в оперативное использование особых органов ВЧК постоянные отряды судов военного флота в размере, обеспечивающем охрану морских границ и побережья РСФСР».

Созданные флотом отряды охраны границы в основном включали суда, выделенные ранее погранохране. В приказе № 198 от 12 декабря 1921 г. объявлялся следующий состав Мурманской морской погранбазы: «Вооруженная яхта «Ярославна», сторожевые суда Т-15, Т-21, Т-23 (тральщики типа «Бомбардир» английской постройки), буксиры: «Руслан», «Митава», «Александровск», «Тунисьен», катера: № 1 и № 3, три баржи. Число едоков – 380». В течение 1922 года для охраны морских промыслов использовались также тральщик Т-3, пароходы «Полярный» и «Беднота».

Постановлением СТО от 27 сентября 1922 г. охрана сухопутной и водной границ РСФСР передана в ведение Государственного политического управления.

Приказом войск ГПУ № 587/4 от 11 декабря 1922 г. для охраны морских границ созданы отряды судов пограничной охраны, в том числе на Севере. Приказом ГПУ № 5/1 от 2 января 1923 г. было утверждено Временное положение об организации управления кораблями и частями, входившими в состав флотилий Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ. Этим приказом была создана и Северная пограничная флотилия (включавшая Архангельский и Мурманский отряды) в состав которой вошли: посыльное судно «Ярославна», сторожевые суда Т-3, Т-5, Т-15, Т-21, Т-23, Т-24, катера МИ-12, МИ-13, РИ-5, РИ-6, а также Служба наблюдения и связи: южное отделение в Архангельске (4 наблюдательных поста и 3 радиостанции) и северное отделение в Мурманске (6 наблюдательных постов и 4 радиостанции).

12 октября 1923 г. был издан приказ ГПУ № 418, которым Северная флотилия переподчинялась Полномочному представителю ГПУ региона. Был определен следующий состав Северной флотилии – сторожевые суда «Соколица» (в ходе переформирования флотилии судно «Соколица», подлежавшее списанию, было заменено на тральщик Т-21), Т-15, «Воскресник», буксир «Энгельгардт», гидрографическое судно «Таймыр», катера «Кипрус», РИ-5, РИ-6 и ДК-2.

Северная флотилия в соответствии с приказом ОГПУ от 19 марта 1924 г. была расформирована с прикреплением имевшегося корабельно-катерного состава к Отдельным Мурманской и Архангельской комендатурам.

В 1924 г. для материально-технического обеспечения пограничного корабельно-катерного состава на основе расформированной флотилии в Мурманске была образована окружная база снабжения и ремонта.

По состоянию на 1928 год в состав Полномочного представительства ОГПУ Ленинградского военного округа входили: в Мурманске – пограничные суда ПС-1, ПС-2 (бывшие Т-15, Т-23) и один катер.

В 1930 году Мурманская пограничная база, ранее имевшая только два бывших тральщика ПС-1 и ПС-2, получила ледокольное судно «Пурга». 3 апреля 1939 года во время несения службы по охране границы «Пурга» погибла в Белом море со всем экипажем от взрыва котла.

По состоянию на 1933 год в Мурманской морской базе были: сторожевой корабль «Пурга», сторожевое судно ПС-1, 4 паровые катера, 5 моторных шлюпок.

В 1933 году окружная морская база получила наименование Морская пограничная база № 2 (Мурманск).

25 марта 1935 г. Мурманская морская база № 2 была переформирована в 1-й Мурманский отряд судов погранохраны.

13 февраля 1937 г. на базе Мурманского отряда судов погранохраны, 1-й Отдельной Мурманской комендатуры и 5-го Отдельного авиаотряда был создан 35-й Мурманский морпогранотряд.

35-й Мурманский морской погранотряд включал - 11 судов, 1690 человек:

а) управление;

б) подразделения управления и обслуживания;

в) основные подразделения:

- береговые погранкомендатуры;

- береговые пограничные посты;

- сухопутные погранпосты (затем переформированы в погранзаставы);

- стрелковая маневренная группа;

- контрольно-пропускной пункт;

- дивизион судов.

В 1937 году для размещения кораблей и катеров морпогранотряда было предоставлено место в поселке Кувшинская Салма и 8 июня 1938 г. туда перешли пограничные корабли. К этому времени пункт базирования еще не был построен, и моряки прибыли практически на пустое место. Строительство пришлось начинать самим.

Для улучшения организации управления подчиненными силами занимавший огромную территорию Ленинградский округ пограничных и внутренних войск приказом НКВД от 8 марта 1939 г. был разукрупнен. На его основе были сформированы Мурманский, Карельский и Ленинградский округа.

Приказом НКВД СССР от 4 ноября 1939 г. в п. Кувшинская Салма было начато формирование Отряда пограничных судов Мурманского пограничного округа, создание которого было завершено к 1 января 1940 г.

Командиром отряда сначала был назначен осуществлявший его формирование Е. И. Гуськов, в середине 1940 года у него принял дела А. И. Дианов.

Во время финской кампании 1939–1940 гг. корабли Отряда погрансудов Мурманского округа, находясь в оперативном подчинении флота, охраняли государственную границу по усиленному варианту, несли дозорную службу, осуществляли конвоирование транспортов с войсками и военными грузами, охрану рейдов. Кроме того, до марта 1940 года корабли отряда выполняли боевые задачи по охране и обеспечению высадки войск 14 армии в пунктах Вайто, Лахти, Петсамо. В соответствии с приказом НКВД от 13 марта 1940 г. корабли Мурманского отряда погрансудов приняли под охрану новую границу с Финляндией.

11 июля 1940 г. Мурманский отряд погрансудов был выведен из оперативного подчинения Военного совета СФ, а 18 октября того же года приказом НКВД соединению было присвоено новое наименование – 1-й Северный отряд пограничных судов.

По состоянию на первое полугодие 1941 года в 1-й Северный отряд погрансудов (Кувшинская Салма) входило: 2 дивизиона сторожевых судов и катеров и группа плавсредств Мурманского порта, всего судов – 23, в том числе, сторожевых кораблей – 5, малых охотников – 2, сторожевых и рейдовых катеров – 4; маломерных катеров – 4, моторно-парусных шхун и ботов – 6, вспомогательных судов – 2.

С началом войны пограничные корабли 1-го Северного отряда пограничных судов капитана 2 ранга А.И. Дианова вошли в состав Северного флота. С 23 июня 1941 г. пограничные корабли «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», и «Сапфир» получили наименования соответственно СКР-27, СКР-28, СКР-29 и СКР-30. 24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом отряд пограничных кораблей перебазировался в Йоканьгу на восточном побережье Кольского полуострова, где разворачивалась военно-морская база, командиром которой был назначен капитан 2 ранга А.И. Дианов.

Основой создаваемой базы должен был стать 1-й Северный отряд погрансудов. Кроме пограничников, в Йоканьгу прибыли переклассифицированные в сторожевики рыболовные траулеры «Айсберг» и «Бриз», доукомплектованные пограничниками, две подводные лодки типа «Щ», плавбаза «Умба», еще 2 сторожевых корабля и два тральщика типа РТ (по мере отмобилизования), пять сторожевых катеров типа «Касатка» и другие суда. Во время Великой Отечественной структура и численный состав Йоканьгской ВМБ неоднократно изменялся.

11 августа 1941 г. около м. Святой Нос СКР-27 «Жемчуг» (командир корабля – ст. лейтенант П. Д. Долгов, военком – И. И. Щербина) был торпедирован немецкой подводной лодкой U-451 (корветен-капитан Э. Хоффман) и погиб со всем экипажем. Немцы выстрелили одну торпеду в 21.12 11 августа и наблюдали обломки корабля и двух выживших, судьба которых осталась неизвестной.

При налете трех Ю-88 в 18 часов 45 минут 12 мая 1942 г. в Йоканьге СКР-29 «Бриллиант» был сильно поврежден бомбами, взорвавшимися у левого борта и изрешетивших его осколками. Образовалось несколько пробоин, загорелись надстройки. В 19 часов 54 минуты со сторожевого корабля за борт упала глубинная бомба, раздался взрыв, нанесший дополнительные повреждения, и «Бриллиант» погрузился в воды бухты. В ходе боя погибло 10 и было ранено 42 человека. 25 сентября 1942 г. техническое отделение Йоканьгской ВМБ подняло СКР-29 «Бриллиант», затем «Бриллиант» был переведен в Архангельск, а в ноябре 1942 г. поставлен в Лайский док. Восстановление и ремонт корабля велось Молотовским (ныне Северодвинск) заводом № 402, но к работам удалось приступить только в марте 1943 г., и длились они 14 месяцев.

В ночь на 23 сентября 1944 г. подводная лодка U-957 потопила акустической торпедой СКР «Бриллиант», шедший в составе конвоя.

Во время ВОВ в Кувшинской Салме базировалась бригада торпедных катеров, корабли и катера Охраны водного района главной базы Северного флота.

 

(Я больше специализируюсь на истории МЧПВ 1918-1941 гг., поэтому по послевоенной службе соединения пусть кто-то дополняет). Вот так получилось коротенько даже по довоенному периоду. Практически 1918-1940 гг. - только отрывочные сведения, ничего особо конкретного. А уж после войны - практически ноль.

Очень надеюсь, что Андрей Алексеевич сможет что-то систематизировать по послевоенному периоду

 

1945-2007 гг.: в пос. Кувшинская Салма базируется соединение пограничных кораблей (наименование менялись: 1-й Северный ОДСКР, 3-й Краснознаменный отряд пограничных кораблей, 36-й ОДСКР, 1-я ОКБСКР, 1-я обрпскр).

 

Список известных командиров соединения (Мурманского-Кувшинского-Мурманского):

....................

Садников А.В. начало 1930-х гг.

............

Гуськов Е.И. декабрь 1939 г. - начало 1940 г

Дианов А.И. 1940-1941 гг.

Чернышев Б.И. с 1945 г. - командир 3-го Северного ОДСКР, с 1946 г. - командир 3-го Северного отряда погрансудов

Козлов С.С., ? - 1961

Лукашенко Николай Степанович, 1961-1969

Федоров Алексей Алексеевич, 1969-1973

Нагибин Николай Иванович, 1973-1981

Рябов Борис Петрович, 1981-1985 (?)

Великанов

Кудинов Николай Никифорович

Ночевнов

Иванов Владимир Владимирович

Шутов Леонид Филиппович, 1998-2000

Воронин Михаил Владимирович, 2000 -

Толок Роман Евгеньевич

Лень Владимир Васильевич

 

По имеющемуся материалу - любые поправки и дополнения только приветствуются

 

ПС - это не я такой умный *haha* , это все по материалам, изложенным в этой теме...

Изменено пользователем VAS63
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Все! Спасибо, VAS63 ! Стало красиво и круто. Прочитали и лишились дара речи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Стало красиво и круто.

Спасибо за высокую оценку. Но, если объективно, на мой взгляд - пока коряво и очень мало. Что такое четыре странички текста про часть, имеющую 90-летнюю историю? Даже про 20 лет 1921-1941 - это очень мало. Для примера - видел в музее подобный материал по Бакинской бригаде. Вот там в 50-х годах политотдел расстарался. По периоду 1920-1950 страниц пятьдесят написано с живыми примерами, конкретными фамилиями.Практически ничего не известно про период 1921-1940 гг., только, какие были корабли, чуть-чуть про первую "Пургу", служившую в 1930-1939 гг., чуть-чуть про "Ярославну", затем ставшую СКР "Воровский" и в 1924 г. переведенную на Дальний Восток, совсем чуть-чуть про знаменитый корабль ПС-1 "Нептун" и немного про сторожевые корабли "Бриллиант", "Рубин", "Жемчуг" и "Сапфир". Кто командовал частью до войны? Известны только Садников А.В. начало 1930-х гг., Гуськов Е.И. декабрь 1939 г. - начало 1940 г., Дианов А.И. 1940-1941 гг. А ведь было 10-15 командиров. Как служили, где несли службу, где базировались до Кувшинки? Вроде в Мурманске, а где именно часть была, сколько человек, какие районы охраняли? Наверняка и подвиги совершали и нарушителей задерживали. Материал ценен любой.Где это можно узнать, где можно собрать материал?Мы все живем в разных местах, но, может быть, у кого-то есть возможность посетить нынешнюю часть в Мурманске, посмотреть, что есть в комнате боевой славы, скопировать, сфотографировать документы. Я, например, всегда беру фотоаппарат для таких случаев или хотя бы мобильник (специально купил телефон с хорошей камерой).Наверняка очень много материалов по Кувшинской Салме в Центральном пограничном музее в Москве. Может кто-то сможет туда попасть. Если кто-то планирует быть в Московском музее, напишите мне в личку, я объясню, что надо с собой иметь и как туда попасть.Кроме того, наверное что-то можно найти в Мурманском городском (областном) архиве.Но все это можно сделать только при наличии желания.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Все!

Есть участники форума которые еще служат в Мурманске. Тема о комнате боевой славы подымалась. Там практически ничего не сохранилось.

Источникам в инете не всегда можно верить.

Тайна исчезновения "Пурги"

 

 

------http://www.svrpu.ru/psv/3983/090.shtml

Изменено пользователем Павел Кузьмин
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Тема о комнате боевой славы подымалась. Там практически ничего не сохранилось.

И все-таки было бы не лишним посмотреть, скопировать. Всегда в огромной куче земли найдется пару крупинок золота.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Наверняка очень много материалов по Кувшинской Салме в Центральном пограничном музее в Москве. Может кто-то сможет туда попасть.

Честно говоря, материалов по Кувшинской Салме в том музее не так уж и много. Вся информация размещена на паре стендов. Как-нибудь загружу их фото.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Честно говоря, материалов по Кувшинской Салме в том музее не так уж и много. Вся информация размещена на паре стендов.

Вы не совсем правы. В залах Центрального пограничного музея выставлено только около 1-2 % от имеющихся материалов. В музее есть еще огромный документальный архивный фонд. Попасть туда вполне реально, я попадал. Главные проблемы - желание и возможность потратить на работу в документальном фонде музея немало времени. По опыту 1-2 рабочих дня - только бегло посмотреть. Сканировать они не разрешают, но можно переснять на фотоаппарат или переписать в тетрадку (но это долго и непроизводительно).Чтобы туда попасть - нужна предварительная договоренность, желательно письмо от какой-то организации, которая просит помочь вам в сборе материалов, т.е. подтверждает, что вы туда пришли не со скуки. Приносите письмо, попадаете на прием к начальнику музея, он дает разрешение, затем проходите в документальный фонд и работаете.Живя в Москве это проделать можно, приезжим лучше предварительно созвониться, договориться. Лично у меня в ближайшем будущем такой возможности не будет. Изменено пользователем VAS63
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Чтобы туда попасть - нужна предварительная договоренность, желательно письмо от какой-то организации, которая просит помочь вам в сборе материалов, т.е. подтверждает, что вы туда пришли не со скуки. Приносите письмо, попадаете на прием к начальнику музея, он дает разрешение, затем проходите в документальный фонд и работаете.

Я всю эту процедуру однажды уже проходил. Все бы ничего, но приходить и работать с архивами можно только в рабочее время, что крайне неудобно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Все бы ничего, но приходить и работать с архивами можно только в рабочее время, что крайне неудобно.

А кому сейчас легко? *smile3* Добавьте - не только в рабочее время, но и именно тогда, когда разрешит начальник музея и когда вас согласятся принять в фонде.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


не только в рабочее время, но и именно тогда, когда разрешит начальник музея и когда вас согласятся принять в фонде.

Обычно разрешение дается на рабочее время, т.к. архивный фонд заканчивает работу очень рано. Можно получить там и сканированные копии нужных фото, но за деньги. Лет 5 назад за скан одной фотографии там брали 60 руб.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Можно получить там и сканированные копии нужных фото, но за деньги.

Мне в прошлом году отказали в сканировании, сказали, что от сканирования фото и документы портятся. Я переснял, что нашел интересного на фотоаппарат (в основном документы), нафотал сколько смог, а потом уже дома разбирался...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Стало красиво и круто.

А дальше, что?Предлагаю озадачить участников:- Москва. Сходить с фотоаппаратом в Архив;- Мурманск. Имейте совесть.- Питер. Возможно в музее Арктики, что-то есть. Какой-то архив должен быть.- Бердянск. Съездить с фотоаппаратом в архив г.Москва.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А дальше, что?Предлагаю озадачить участников:

Вот это деловой подход! :laugh:А еще немало можно найти в Гатчине в Центрально военно-морском архиве Изменено пользователем VAS63
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Заполярье.

Ю. Кашлев, В. Семин

Перед Северным флотом, которым командовал адмирал А. Г. Головко, в первый период войны стояли задачи содействовать 14 - й армии в оборонительных операциях, охранять военно - морские базы, нарушать морские перевозки противника, защищать наши морские коммуникации. В составе флота имелось 8 эсминцев, 2 тральщика, 15 подводных лодок, столько же катеров - охотников, 7 сторожевых кораблей и 116 самолетов.

 

Противостояла Северному флоту мощная и хорошо оснащенная группировка морских сил противника, включавшая 8 эсминцев, 6 подводных лодок, 2 минных заградителя, 35 сторожевых кораблей, учебное артиллерийское судно, большое количество морской авиации. В ходе боевых действий немецкие морские силы наращивались. Уже весной 1942 г. они пополнились линкорами "Адмирал Тирпиц", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", 4 легкими крейсерами, 12 эсминцами, 20 подводными лодками. На Север были переброшены также бомбардировщики и до 30 самолетов-торпедоносцев. Противник стремился во что бы то ни стало парализовать наши перевозки по Северному морскому пути.

 

Пограничные корабли вносили достойный вклад в общее дело борьбы с врагом. Семь сторожевых кораблей 1 - го Северного отряда пограничных судов, которым командовал капитан 2 ранга А. И. Дианов, - "Бриллиант", "Айсберг", "Жемчуг", "Нептун", "Рубин", "Бриз", "Сапфир", а также "малые охотники" и катера действовали в составе Северного флота, надежно прикрывая с моря позиции наземных войск. Уже на третий день войны сторожевой корабль "Нептун", находившийся в дозоре у м. Святой Нос, вступил в бой с шестью немецкими самолетами. Меткий артиллерийский огонь моряков - пограничников в сочетании с умелым маневром раз за разом срывал прицельное бомбометание. Получив несколько серьезных повреждений, "Нептун" все же оказался победителем в этом бою и своим ходом дошел до базы. За мужество и воинское мастерство, проявленные в том бою, большая группа экипажа корабля была награждена орденами и медалями. Среди них командир корабля старший лейтенант Н. Поровенко, старшины Г. Чесноков, В. Непочатых, А. Маслинский и краснофлотец Я.Балакирев.

 

24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом отряд пограничных кораблей перебазировался в Иокангу для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника. За первые 20 дней войны бывшие пограничные сторожевики потопили в водах Баренцева и Белого морей пять фашистских подводных лодок.

 

25 ноября 1941 г. сторожевой корабль "Бриз" нес дозорную службу у м. Святой Нос. Наблюдатель старшина 2-й статьи Чижов в непосредственной близости от корабля увидел всплывающую немецкую подводную лодку. Командир "Бриза" В.А. Киреев, мгновенно оценив обстановку, принял единственно правильное и смелое решение - таранить ее. Кованым железным форштевнем корабль ударил лодку в борт в районе аккумуляторного отсека. Немецкая подводная лодка, задрав нос, пошла ко дну.

 

Об активности боевой деятельности моряков - пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29 "Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.

 

С 1942 г. на сторожевые корабли 1 - го Северного отряда погрансудов была возложена задача совместно с кораблями Северного флота обеспечивать движение союзнических конвоев в западном секторе Арктики и в районе Новой Земли, Карского моря и острова Диксон. 13 мая корабли "Рубин" , "Бриллиант", "Бриз" и "Айсберг" вместе с эскадренными миноносцами Северного флота в районе м. Нордкап приняли союзнический конвой "Р – 16" и конвоировали его в Архангельск. Сорок пять самолетов противника атаковали конвой, но корабли боевого охранения не подпустили их к транспортам, приняв весь удар на себя. "Айсберг" получил серьезные повреждения от разрывов бомб. Вышли из строя машины, отдельные агрегаты, образовалась сильная течь в корпусе. Однако все повреждения ликвидировались личным составом и движение не задерживалось. Конвой был доставлен в порт без потерь.

 

Боевая деятельность моряков - пограничников по защите Заполярья и северных морских коммуникаций продолжалась по 1944 г. За это время только семь бывших пограничных кораблей и катеров ("Айсберг", "Бриз", "Бриллиант", "Рубин", "Сапфир", ПК-251 и ПК-252) находились на выполнении боевых заданий 4163 суток, прошли 201503 мили и отконвоировали 1443 советских и иностранных транспорта.

 

Победы доставались дорогой ценой. 11 августа 1941 г. торпедированный вражеской подводной лодкой погиб вместе со всем экипажем СКР-27 "Жемчуг" (командир корабля старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина), находившийся в боевом дозоре.

 

Бессмертный подвиг совершил экипаж СКР-29 "Бриллиант". 23 сентября 1944 г., находясь в составе боевого охранения каравана, состоявшего из транспортов "Революционер" (флагман), "Комсомольск", "Буденный", "Кингисепп" и ледокола "Северный ветер", корабль прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Командир "Бриллианта" старший лейтенант М.В. Махоньков, обнаружив след торпеды, направленной в транспорт, принял единственное в тех условиях решение и преградил ей путь. Ценой своей жизни экипаж "Бриллианта" спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами.

 

В память о героических подвигах моряков - пограничников Заполярья и для отдания воинских почестей их героизму, мужеству и самоотверженности приказом командующего Северным флотом от 26 июня 1966 г. и начальника войск Краснознаменного Северо - Западного пограничного округа координаты гибели пограничных сторожевых кораблей "Жемчуг" (широта 68 градусов 45 минут N, долгота 42 градуса 55минут W) и "Бриллиант" (широта 76 градусов 09 минут S, долгота 87 градусов 47 минут W) объявлены координатами боевой славы.

 

Родина высоко оценила ратный труд пограничников-североморцев. Трое из них награждены орденами Ленина, 38 - орденом Красного Знамени, 63 - орденом Красной Звезды, 101 - орденом Отечественной войны II степени, 227 - медалью "За отвагу", 314 -медалью "За боевые заслуги", 475 - медалью "За оборону Советского Заполярья", 43 - медалью Нахимова, 56 - медалью Ушакова.

 

По решению местных властей Мурманской области в пос. Кувшинская Салма на берегу Баренцева моря в 1967 г. поставлен памятник морякам - пограничникам Заполярья, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На гранитной плите надпись золотом: "В памятки народа не померкнет бессмертный подвиг моряков - пограничников, отдавших свою жизнь в боях за Советское Заполярье".

 

Весомый вклад в боевые действия Северного флота внес и личный состав дивизиона судов 4 - го Архангельского погранотряда. Переданные в состав флота 24 июня 1941 г. корабли дивизиона несли дозорную и брандвахтенную службу в Двинском заливе, у островов Мудьюг и Муровой, обследовали устья Северной Двины, обеспечивали проводку в базу союзнических конвоев, выходили на поиски и уничтожение подводных лодок противника, осуществляли поиск мин и о найденных оповещали тральщики. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, 83 моряка - пограничника бывшего дивизиона судов Архангельского погранотряда были награждены орденами и медалями.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

_http://pvrf.narod.ru/mor/

Изменено пользователем Arcasha1959
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Семь сторожевых кораблей 1 - го Северного отряда пограничных судов, которым командовал капитан 2 ранга А. И. Дианов, - "Бриллиант", "Айсберг", "Жемчуг", "Нептун", "Рубин", "Бриз", "Сапфир"

Я уже как-то здесь писал, распространенная ошибка - "Айсберг" и "Бриз" никогда не были пограничными.

 

За первые 20 дней войны бывшие пограничные сторожевики потопили в водах Баренцева и Белого морей пять фашистских подводных лодок.

пограничные сторожевики за время войны не потопили ни одной подводной лодки, вообще, ни на Балтике, ни на Черном море, ни на Севере

 

25 ноября 1941 г. сторожевой корабль "Бриз" нес дозорную службу у м. Святой Нос. Наблюдатель старшина 2-й статьи Чижов в непосредственной близости от корабля увидел всплывающую немецкую подводную лодку. Командир "Бриза" В.А. Киреев, мгновенно оценив обстановку, принял единственно правильное и смелое решение - таранить ее. Кованым железным форштевнем корабль ударил лодку в борт в районе аккумуляторного отсека. Немецкая подводная лодка, задрав нос, пошла ко дну.

Не пошла она ко дну, "Бриз" легко повредил немецкую U-578, которая благополучно вернулась в базу.

 

Сказочники в этом "Ветеране границы"... Ну не знаешь, значит не пиши, или напиши о чем знаешь... Врать-то зачем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сказочники в этом "Ветеране границы"... Ну не знаешь, значит не пиши, или напиши о чем знаешь... Врать-то зачем?

Согласен. Эта "лапша" авторами взята из книги Зайцева, Храмцова "Дозорные северных рубежей", Мурманск, 1979. В т.ч. и фамилия командира СКР "Нептун". На самом деле его звали Михаил Григорьевич Паровенко. В "Дозорных..." приведена фотография этого человека, а подпись "Н.Поровенко". Безобразие! К сожалению, это продолжает тиражироваться и в настоящее время (см. статью ""Сапфир", "Рубин" и "Бриллиант". Моряки-пограничники на северном театре военных действий" (газета "Граница России" № 23 (715) июнь 2009). Переговорил по этому поводу с автором Терещенко Владимиром Васильевичем. Указал на ошибки. Он признал, что информацию брал из "Дозорных ...". Что сказать? Плохо!

post-42541-1323966209_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

_http://pvrf.narod.ru/mor/

Почитал по ссылке

Вообще статьи из "Ветеран границы" № 3 за 1996 г. - это нечто...

Такое впечатление, что авторы журнала решили посостязаться ...

Мало того, что добрую половину материала откровенно, даже без ссылок, передрали у Ф. Мошкова, да еще столько ляпов понаделали.

Надеюсь, им будет стыдно за свою откровенную халтуру.

Несколько наиболее типичных примеров.

 

В. Бурдужук. Создание и становление советской морской погранохраны.

 

"Из черноморских крейсеров для несения службы были привлечены после ремонта в 1920 г. только крейсер "Ворон" (25 января 1921 г. он затонул во время шторма в районе Анапы) и паровой крейсер "Ястреб"."

 

Крейсер пограничной стражи «Ястреб» передан в состав морпогранохраны только с 24.10.1922 г.

Крейсер Особого пограничного Керченского отдела «Ворон» был исключен из списков судов флотилии Корпуса и продан как непригодный к дальнейшей службе во флотилии еще в 1916 г. У Анапы затонул другой "Ворон".

 

Далее

"17 мая 1918 г. Управление военного контроля указало на необходимость подчинения флотилии начальнику Чудского района пограничной охраны В. Акимову. Базой флотилии служила бухта Раскопель. Командовал флотилией военмор В. Самович, его заместителями были А. Клюсс и В. Васильев."

 

В мае 1918 г. командиром флотилии был назначен бывший капитан 2 ранга Д. Д. Нелидов, комиссаром – машинист парохода «Дельфин» Д. К. Морозов. 28 октября Д. Д. Нелидов перешел на сторону белогвардейской Северной армии и увел в Псков к белым пароходы «Народник», «Президент», «Дельфин» и в конце 1918 г. Командиром флотилии был назначен военмор В. П. Самович, прокомандовавший ею до мая 1919 г.

 

Тот же В. Бурджук, "Строительство соединений и частей морпогранохраны СССР"

 

Приведена иллюстрация

http://s001.radikal.ru/i193/1112/32/1745bf5b6713t.jpg

ПС - 119. Старейшее пограничное судно

 

На самом деле дата снимка - 1952 год, это трофейная бывшая японская шхуна, действительно использовавшаяся как пограничный корабль, но только не старейший, а после войны.

Вот полный снимок, на бескозырках моряков читается "Пограничный флот МВД"

http://s017.radikal.ru/i409/1112/2c/e3ee4e158877t.jpg

 

Особенно жжет товарищ Бурджук бездумно, вслед за уже наступившими на эти грабли в своей книге В. И. Боярским, В. А. Дмитриевым, Н. Н. Кудиновым ("Пограничный надзор на море: историко-документальный очерк. – М.: Граница, 2006), тиражируя техническую ошибку Ф, Мошкова, который в описании службы СКР "Воровский" в конце параграфа, очевидно по невнимательности стал писать вместо "Воровский" - "Боровский".

 

Далее

 

"Однако за годы второй пятилетки (1933 -1937 гг.) моряки - пограничники получили лишь 4 сторожевых корабля (2 тральщика и 2 СКР, построенных в Италии и получивших названия "Дзержинский" и "Киров")."

 

Упоминаемые 2 тральщика на самом деле тральщиками не были, имеются ввиду СКР пр. 43.

 

"Программа по катеростроению была перевыполнена. На вооружение морских и речных пограничных частей поступило 211 катеров и более 50 мотоботов и шлюпок. При этом у большинства судов по-прежнему были деревянные корпуса (из 28 запланированных к строительству судов со стальным корпусом построено было лишь 4). "

 

Более 50 мотоботов и шлюпок - это реально 557 :)

Запланировано было 58 судов со стальным корпусом.

 

"В результате реализации этой программы ... В морские части Ленинградского погранокруга прибыли сторожевые корабли 2 ранга "Алмаз" и "Изумруд", в Мурманский округ -4 СКР 3 ранга: "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир", во вновь образованный (1940 г.) Прибалтийский округ - 2 СКР 3 ранга: "Коралл" и"Топаз"."

 

Сторожевые корабли проекта 29 "Алмаз" и "Изумруд" никуда не прибыли. На момент начала войны они находились в постройке. "Алмаз" достроен в 1950 г. как "Зоркий", "Изумруд" не достраивался, разобран на металл.

Сторожевой корабль «Коралл» к заслугам отечественного судостроения тоже отнести сложно, это бывший литовский «Prezidentas Smetona» 1917 г. постройки.

 

При перечислении довоенных отрядов погрансудов почему-то не значится 4-й Черноморский ОПС.

 

Статья "Служебно - боевая деятельность советской морпогранохраны"

 

Вызывает недоумение фраза: "Только в течение мая 1935 г. экипаж "Нептуна" задержал в наших территориальных водах 520 иностранных судов"

Если поделить на 31 день мая, получается по 16,77 судна в день... Рекорд однако.

 

И опять пресловутый "БОРОВСКИЙ"

"Прибыв во Владивосток, СКР "Воровский" стал флагманом Дальневосточной погранохраны. В сентябре 1925 г. "Боровский" совершил поход на Сахалин"

 

Добавлю, что "Воровский" вошел в состав Дальневосточной погранохраны только в 1931 году, до этого он был в составе ВМФ, выполняя задания ОГПУ и находясь в его оперативном подчинении.

 

 

Статья "Балтика", Ю. Кашулев, В. Семин

 

"1 - й Балтийский отряд пограничных судов, дивизионы базировались в г. Тронгзунде (ныне г. Высоцк), и в Ораниенбауме (Ломоносов)".

 

3-й дивизион базировался не в в Ораниенбауме, а в Усть-Луге

 

"15 сентября 1941 г. по приказу командующего КБФ 1 - й Балтийский отряд пограничных судов был расформирован, судовой и личный состав переданы в распоряжение командира ОВРа КБФ. Тогда же из семи катеров ЗК и девяти уцелевших катеров МО был сформирован 2 - й дивизион сторожевых катеров, вошедший в состав Истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ"

 

Ни один из указанных катеров не вошел в состав 2-го ДСКА Истребительного отряда.

 

"При обеспечении перевозок через Ладожское озеро геройски погиб МО - 175 (командир лейтенант И. В. Миклашевский)."

 

У МО № 175 командиром был старший лейтенант Н. Ю. Пустынников. Катер погиб 9.10.1942 г. вместе с МО № 214 в бою с отрядом судов противника (20 паромов, 2 звена тральщиков, 3 торпедных катера и 2 минных заградителя) у о. Коневец на Ладоге. Старший лейтенант А. С. Миклашевский в бою командовал группой катеров.

 

"Остальные катера (2-го Балтийского отряда пограничных судов) убыли в состав конвойных дивизионов, а сторожевые корабли "Уран", "Коралл", "Охт" и "Аметист" - в отдельные дивизионы базовых СКР".

 

У СКР "Охт" было название "Топаз", "Аметист" входил в Учебный дивизион судов Военно-морского пограничного училища, а не во 2-й БОПС.

 

"Первым боевой счет уничтоженным подводным лодкам противника открыл экипаж катера № 206, которым командовал лейтенант В. Я. Равдугин"

"Славные победы были и на счету сторожевого корабля "Аметист", которым командовал старший лейтенант А. Н. Сукач. 24 июня 1941 г. корабль вышел в море на поиск и уничтожение подводных лодок противника. В районе маяка Хара - Лахт сигнальщик Н. Куимов обнаружил бурун от перископа вражеской подводной лодки. Корабль лег на боевой курс. В преследование включился стоявший наготове в бухте ПК - 229 под командованием лейтенанта Г.А. Финютина. Корабли несколько раз атаковали глубинными бомбами место обнаружения перископа, пока на поверхности не появились буруны пены, масляные пятна. Лодка пошла ко дну".

"Через несколько часов после выхода в море в районе Палдиски экипаж ПК - 221 обнаружил и уничтожил вражескую подводную лодку, пытавшуюся атаковать транспорт".

 

Как я уже писал, пограничники ни одной лодки не потопили.

 

"25 мая 1943 г. два бывших пограничных катера МО - 207 старшего лейтенанта Н. И. Каплунова и МО - 303 лейтенанта В. Г. Титякова под общим командованием капитан - лейтенанта И.П.Чернышова вышли в пролив Бьерке - Зунд для дозора. 13 вражеских катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную линию, однако встретили решительный отпор. ... Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытием своих береговых батарей. Совинформбюро сообщило: "В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу"."

 

На самом деле 24.05.1943 г. МО № 207 и МО № 303 под общим командованием командира звена старшего лейтенанта И. А. Чернышева в районе б. Диомид вступили в бой с финскими катерами VMV-8, 9, 10, 11, 17 (5 штук), повредили VMV-17 (снаряд попал в машинное отделение). Финские катера заявили, что потопили 2 наших катера, наши - тоже 2 и 1 сильно повредили. Реально по потопленным счет 0 : 0, в целом у финнов 1 человек убит и 1 ранен, у наших 3 убито и 13 ранено.

 

И так далее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Здравствуйте Все! Спасибо, VAS63 ! Как всегда Вы достаточно убедительны. Теперь я не сожалею. что не успел ознакомиться со статьями журнала "Ветеран границы". Время зря не потерял. Имея три класса Церковно-приходской школы мне не по зубам читать подобного рода " исторические " мемуары. Предпочитаю быть неучем чем знать. что академик Сахаров изобрел сахар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


чем знать. что академик Сахаров изобрел сахар.

Павел, привет!Предлагаю. Академика Сахарова оставить в покое. Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Академика Сахарова оставить в покое.

Здравствуйте Все! Здравствуй Сергей! Ты видимо не понял юмора. Просто я сравнил данные приведенные в иных " исторических " мемуарах с данными взятых из подобного ролика.---http://www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&thread=1630082&topic_id=34492728&archive=1 P.S. не вкоем случае я не собирался обсуждать личность всемирно известного академика.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...