Перейти к содержанию

История 1 ОБСКР - Кувшинская Салма - Мурманск, в/ч 2289


Solo815

Рекомендуемые сообщения

Мемуарная литература по достоверности входит в первую десятку

Цитата из учебника по Источниковедению отечественной истории:

Воспоминания (синоним мемуары) - литературные произведения, написанные от лица автора и повествующие о событиях и людях, современником которых он был. .............

Лишь в редчайших случаях мемуарист стремится к объективному изложению событий. Правилом является обратное: автору важно не только пересказать события, но изобразить их под своим определенным углом зрения. Иногда мемуарист прибегает к иному приему: он не только оценивает и характеризует отдельные события, но и замалчивает те, которые расходятся с его взглядом на ход дел, мешают проведению его точки зрения. Если не вскрыть эти умолчания мемуариста, историк рискует быть вовлеченным в ошибочные заключения. ..........

Мемуары одинаково отличаются сильной субъективной окраской.

 

Я бы крайне осторожно относился к мемуарам. Неоднократно проверено личным опытом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 872
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

 Сегодня нашел вот такой новогодний подарок: -http://www.youtube.com/watch?v=pY_GSHicrpcСмотрите внимательно с 5-14 по 7-35

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


в редчайших случаях мемуарист стремится к объективному изложению событий. Правилом является обратное

Прочитал рассказ и ещё какое-то время был уверен, что ТЩ-43 играл одну из основных ролей в Арктическом театре. Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Прочитал рассказ и ещё какое-то время был уверен, что ТЩ-43 играл одну из основных ролей в Арктичеком театре.

Вот его краткий боевой путь. Неясно только, почему автор называет его ТЩ-43, очевидно, по бортовому номеру...Т-897 (до 25.06.1941 г. – РТ-309 Мудьюжанин, до 29.03.1940 г. – Т-897, до 23.11.1939 г. – Т-4, до 19.10.1939 г. – РТ-309 Мудьюжанин, ранее – РТ-309 Новик), с 30.01.1943 г. – РТ-309 Мудьюжанин, с 15.10.1943 г. – СКР-82, с 12.11.1943 г. – РТ-309 Мудьюжанин. Бывший рыболовный траулер "Севгосрыбтрества", постро-енный в 1931-1932 гг. на Севморзаводе в Севастополе и 04.07.1931 г. зачисленный в списки судов объединения "Союзрыба". С 19.01.1939 г. вошел в состав тралфлота треста "Мурманрыба" НКРП. 19.10.1939 г. мобилизован, принят от НКРП, поставлен на переоборудование в тральщик и зачислен в состав СФ. Участвовал в советско-финской войне. 29.03.1940 г. был разоружен и возвращен НКРП, но 25.06.1941 г. мобилизован и 29.07.1941 г. по окончании переоборудования в тральщик вторично зачислен в состав СФ. Участвовал в Великой Отечественной войне: защита внутренних и внешних конвоев, несение дозорной службы, боевое траление на Кильдинском плесе; имел бортовой № 43. 30.01.1943 г. был возвращен Управлению военизированного тралфлота Северного бассейна, но 14.10.1943 г. в качестве сторожевого корабля вновь принят в состав БВФ СФ, а 12.11.1943 г. окончательно возвращен НКРП, разоружен и исключен из состава СФ. 04.06.1947 г. за заслуги экипажа в годы войны отмечен мемориальной доской ВМФ. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации и сдан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 Уважаемые друзья!Представляю Вашему вниманию библиографический обзор литературы, имеющей отношение к нашему форуму. Оригинал материала находится по адресу: -http://pycckue-ugyt.livejournal.com/Сразу отмечу, что обзор литературы не полный. Отмечены только некоторые (не все) книги, с которыми представилось работать самому. В дальнейшем некоторые направления планирую расскыть более подробно.С уважением, Старшина.                                              Пограничники-североморцы на страже Заполярья Сражения на море в Заполярье по своей ожесточенности не уступали другим битвам Великой Отечественной войны. С первых дней войны германское командование ставило цель - перерезать стратегические транспортные артерии, по которым в Советский Союз поступали военные грузы. Благодаря мужеству воинов Красной Армии и Военно-Морского Флота эта цель так и не была достигнута. В ознаменование стойкости и героизма защитников нашей Родины, сражавшихся на севере, столице Советского Заполярья городу Мурманску было присвоено высокое звание города-героя.Большую роль в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков в северных морях сыграл 1-й Северный отряд пограничных судов НКВД, корабли которого с началом войны были переданы в состав Беломорской флотилии Северного флота. Северный флот, являясь самым молодым флотом нашего государства (преобразован из Северной флотилии 11 мая 1937 года), на начало войны вообще не имел тяжелых кораблей – в составе флота не было ни одного линкора или крейсера.Компенсируя нехватку эскортных и сторожевых кораблей, с первых недель войны были мобилизованы и начали вооружаться рыболовные траулеры Севгосрыбтреста, которые должны были в условиях боевых действий стать сторожевыми кораблями и тральщиками. Однако, вчерашние траулеры, не были оснащены качественной акустическо-поисковой аппаратурой, либо вообще не имели из поисковых средств ничего кроме бинокля. Это обстоятельство, а также небольшие скорости бывших «рыбаков» (9-10 узлов против 17 узлов надводной скорости немецких подлодок), не позволяли им вести полноценную борьбу с субмаринами противника. Бывали случаи, когда вражеские подводные лодки, уклоняясь от боевого контакта с бывшими траулерами, просто уходили от них в надводном положении. Одновременно с этим, на вооружении морских пограничников находились хорошо оснащенные, быстроходные и маневренные сторожевые корабли, готовые противостоять как подводным лодкам, так и самолетам противника. Поэтому вклад Морпогранохраны в оборону Заполярья в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить или оставить незамеченным. Однако, в фундаментальных трудах по истории войны в Заполярье участию моряков-пограничников уделялось незаслуженно мало внимания, а в некоторых мемуарах высокопоставленных флотоводцев даже появлялись обидные ошибки. Так, например, пограничный сторожевой корабль «Бриллиант» назывался «бывшим рыболовным траулером». Бывали и случаи, когда подвиги, а зачастую и героическая гибель пограничников, при исполнении воинского долга, просто замалчивались либо извращались. Объяснить это можно было, как в случае с гибелью сторожевого корабля «Жемчуг», отсутствием проверенной информации. В случае же со второй гибелью «Бриллианта» в 1944 году, некоторые участники трагических событий, как выяснилось через десятилетия, оказывается просто врали, выгораживая свое бездействие. Если вопрос об участии морских пограничников в боевых действиях в арктических широтах и выделялся в отдельную тему, то вызывал неоднозначную реакцию у самих ветеранов-пограничников. Контр-адмирал Ф.И. Карпенко, обращаясь к своему другу капитану 2-го ранга в отставке М.Г. Паровенко, в январе 1980 года писал: «В декабре мне случайно попала в руки книга-брошюра «Дозорные северных рубежей». Авторы ее к3р (капитан 3-го ранга – авт.) Зайцев, комсомольский работник ПО (политотдела – авт.) на Севере и Храмцов внештатный корреспондент всех газет. Книга меня обозлила. Описывается как бы боевая деятельность всего погранотряда в войне, а, по сути, все сведено к личности Дианова, Киреева и Валинского. Но ведь Киреев и Валинский никогда не были пограничниками.**) Позиция такого заслуженного человека как контр-адмирал Ф.И.Карпенко бесспорно заслуживает самого глубокого уважения и внимания. Однако отказать в упоминании фамилии того или иного командира боевого корабля, на основании того, что он до войны не был пограничником, полагаю, было бы не правильно. Действительно, некоторые командиры (как, например, А.А.Жуков), проходящие службу на бывших кораблях морского погранотряда, до войны не служили в погранвойсках. Вместе с тем корабли, которыми они были назначены командовать, носили перед войной обозначения ПСК (пограничный сторожевой корабль) или ПС (пограничное судно), костяк экипажей этих кораблей был сформирован задолго до войны и состоял в большинстве из моряков-пограничников. А экипажи мобилизованных и переоборудованных в сторожевики бывших рыболовных траулеров доукомплектовывались моряками-пограничниками, как самыми подготовленными специалистами. Поэтому, отдавая дань памяти тем морякам, у которых на бескозырках значилось «Морпогранохрана», мы не должны забывать и их братьев моряков-североморцев, которые плечом к плечу вместе с ними сражались, а зачастую и погибали за общее дело – Великую победу! А как Киреев топил лодку, подлинно знаю я, расследовавший все его дела 24 и 25 ноября 41 г. В архиве есть об этом не бравурные документы. Дианов был в Иоканке до апреля 42 г. и оставил ее не по собственному желанию, но он хоть пограничник. Я написал возмущенную рецензию. Требую без дискриминации показать хотя бы 15 человек заслуживших этого. В книжке есть твоя фотография, но подпись «НВ Поровенко» - безобразие! Командиром «Рубина» в финскую назван Шеварднадзе вместо Карпенко и прочее. Сплошь искажения и восхваление тройки. Войну с халтурщиками-авторами буду вести до победы. Конечно, здесь приложили руки Дианов, Садников и … Я работал над историческим очерком и держал в руках тысячи документов написанных мною в Иоканге, видел и твое творение по конвойным делам – волнительно. Подсчитал, что я был командиром 34 конвоев, был в эскорте 5 союзных конвоев. У тебя показатель приблизительно такой же, но я не довел до конца. За войну ты совершил кругосветку с боями». Книга, о которой упоминал в своем письме Ф.И.Карпенко, была издана в Мурманске в 1979 году. Позднее ошибки, сделанные В.А.Зайцевым и А.А.Храмцовым перекочуют в последующие работы других авторов. Эти ошибки повторились в очерке Ю.Кашлева и В.Семина «Моряки-пограничники в Великой Отечественной войне», опубликованном в журнале "Ветеран границы" № 3 за 1996 г., в работе А.Тарасова «Дивизион драгоценных камней», размещенной в интернет-журнале «Сенатор». Однако, в очерке Ю.Кашлева и В.Семина статья «Заполярье», рассказывающая о пограничниках Заполярья, является совсем краткой, не раскрывающая всего многообразия происходящего, а труд А.Д.Тарасова более относится к жанру художественно-публицистической, чем историко-документальной литературы. К сожалению, не избежали этих ошибочных повторений даже такие специализированные издания, как книга В.В.Щедролосева «Три сестры Беломорской флотилии», изданная в Санкт-Петербурге в 2006 г. Несмотря на это книга оставляет у читателя положительные впечатления. В этой книге автор, сам участник войны, использует богатый фактический материал, не публиковавшийся ранее. В частности большой интерес представляют фотографии Иокангской военно-морской базы, основу которой с началом войны составил личный состав и материальная часть морпогранотряда. Жаль, что тираж этой интересной книги ограничен всего лишь пятьюстами экземплярами. Отдельные публикации, посвященные пограничникам-североморцам, появлялись в печати и раньше.Так, в газете «Красная звезда» в октябре 1972 года появилась статья «Удар на себя» инженер-майора Виктора Чепиги (зятя бывшего начальника штаба Иокангской ВМБ А.А.Косменюка). Статья, подготовленная на основании воспоминаний бывшего командира СКР-30 «Сапфир» Михаила Паровенко, была посвящена одному из эпизодов грандиозной схватки, развернувшейся в июле 1942 года в Норвежском и Баренцовом морях, вокруг каравана PQ-17. В статье рассказано о жестоком бое с авиацией противника, который выдержал пограничный сторожевик, спеша на помощь советскому транспорту «Донбасс» из состава каравана. Позже об этом также кратко было упомянуто в книге В.П.Пузырева «Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне», изданной в Москве в 1981 году. Фактически до выхода в свет этой книги о боевых действиях пограничников-североморцев лишь вскользь упоминалось в общих трудах о советском Военно-морском флоте в Великой Отечественной войне. Автор монографии, остановившись на действиях флотилии на одном театре боевых действий, впервые дал читателям довольно полное представление о происходящих событиях в северных морях. Среди героических свершений моряков Беломорской флотилии В.П.Пузырев описал и подвиги морских пограничников. Однако, действительно хорошая книга, основанная на богатом архивном материале, содержащая дополнительный иллюстративный материал, выйдя тиражом в 35 тысяч экземпляров, по сути, стала библиографической редкостью еще в 80-х годах. Тем более, по свидетельству заинтересованных читателей, «Беломорскую флотилию …», по каким-то непонятным причинам, легче было купить не на Севере, т.е. там, где проходили военные действия, описываемые в книге, а в книжных магазинах Средней Азии и Закавказья. В середине 70-х годов серьезный прорыв был совершен публикациями, рассказывающими о подвиге пограничного сторожевого корабля «Бриллиант» под командованием старшего лейтенанта Михаила Махонькова. О героической гибели «Бриллианта» рассказали журналы «Вокруг света» (в июне 1974 г.) и «Юность» (в № 5 за 1980 г.), газеты «Правда» (в апреле 1975 г.), «Комсомольская правда», а также некоторые ведомственные периодические издания. В последнее время подвиг экипажа пограничного сторожевика вновь стал темой для публикаций. Так, в газете «Корабельная сторона» (октябрь 2003 г.) северодвинским историком и журналистом Олегом Химанычем опубликована статья «Немеркнущий свет «Бриллианта», в которой подробно давался анализ произошедшего. В газете «Правда севера» (февраль 2008 г.) вышла статья О.Алексеева ««Бриллиант» из «золотого дивизиона»».В специализированных работах о подвиге «Бриллианта» тоже писалось: в уже упомянутой книге В.П.Пузырева, в книге С.А.Ковалева «Свастика над Таймыром», а также в книге М.В. Зефирова «Тени над Заполярьем. Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев». Однако противоречия все же встречаются даже и в подобных изданиях. Так, например, М.В.Зефиров сообщает, что подводной лодкой U-957 при потоплении сторожевика командовал капитан-лейтенант Герд Шаар (звание «капитан-лейтенант» Г.Шаару было присвоено лишь 1 января 1945 г. – авт.), а С.А.Ковалев в своей работе указывает на то, что «Бриллиант» был потоплен подлодкой под командованием обер-лейтенанта Пауля Тенсхоффа.* Иногда противоречия проявляются настолько явно, что у читателей это вызывает как минимум недоумение. В своей другой книге «Арктические тени третьего рейха» (на с.202) С.А.Ковалев повторяет информацию из книги «Свастика над Таймыром» о потоплении «Бриллианта» подлодкой U-957 под командованием упомянутого обер-лейтенанта Тенсхоффа, а на соседней странице, находящейся на одном и том же развороте, со ссылкой на «Боевую летопись Военно-Морского Флота, 1944» уже сообщается, что лодкой U-957 командовал «ст.лейтенант Шаар». Удивительно, но процитированная информация никаким образом не комментируется автором, как будто он и не видит противоречий на соседних страницах собственной книги.*) Для нас, прежде всего, представляет интерес описание действий моряков-пограничников в годы войны. Однако, без упоминания о том, действительно серьезном, противнике, которому противостояли защитники нашей Родины, этот рассказ был бы неполным. Представлять же этого противника слабым – значит не рассказать обо всех испытаниях и трудностях, которые пришлось преодолеть нашим предкам, прежде, чем они одержали победу в Великой Отечественной войне.В действительности подводной лодкой, торпедировавшей «Бриллиант», командовал обер-лейтенант Герд (в некоторых работах «Герхард» - авт.) Шаар.**) Герд Шаар, (Gerd Schaar), обер-лейтенант цур зее. Родился 5 марта 1919 г. в Берлине. Командовал подлодкой U-957 (11-я флотилия, с 1 октября 1944 г. в 13-ой флотилии). Под его командованием была уничтожена советская радиостанция на мысе Стерлигова (сентябрь 1944). Всего Г.Шаар потопил два судна и два военных корабля, в т.ч. СКР «Бриллиант». 20 апреля 1945 г. назначен командиром новейшей подлодки U-2551 (XXI серия), но принять дальнейшего участия в военных действиях уже не успел. В мае сдался в плен. Награжден Железным крестом 2-го класса (1940), Германским крестом в золоте (февраль 1944), Рыцарским крестом (октябрь 1944). Умер 24 января 1983 году в Масеру, Лесото (Южная Африка). Меньше чем через месяц после потопления «Бриллианта» подводная лодка U-957 столкнулась у Лофотенских островов с немецким грузовым судном (19 октября 1944 г.) и уже 21 октября 1944 года была выведена из боевого состава Кригсмарине. Шаар командовал этой подлодкой c 1 апреля 1943 г. до 21 октября 1944 г. С конца октября подлодкой некоторое время действительно командовал Пауль Тенсхофф. После капитуляции Германии подлодка U-957 29 мая 1945 года перегнана в Англию. Была уничтожена в рамках операции «Дэдлайт» (по другим сведения пошла на металлолом).Кстати, то, что С.А.Ковалев вольно обращается с обстоятельствами, относящимися к гибели «Бриллианта» видно и по другим фактам. Так, сообщая о подлодке U-739, торпедировавшей 24 сентября 1944 г. тральщик Т-120 «Сатурн», оставленный командованием на месте гибели «Бриллианта», в книге «Арктические тени третьего рейха» он указывает, что этой лодкой командовал «ст.лейтенант Мангольд». В его же книге «Свастика над Таймыром» уже сообщается, что командиром лодки был обер-лейтенант Фриц Козник. Скорее всего, автор, пользуясь разными источниками, просто не удосужился проверить используемую информацию. В результате в разных книгах одного автора, причем изданных в один год, приводятся противоречащие сведения. Все это может вызывать у внимательного читателя неприятные чувства. Такой «разнобой» с командирами этой подлодки у Ковалева произошел, по причине того, что подлодкой U-739, в разное время командовали разные люди. Так, с 6 марта 1943 г. по 25 февраля 1945 г. командиром являлся Эрнст Мангольд. С 26 февраля 1945 г. командиром этой лодки был назначен Фриц Косник (Козник), но фактически со дня его назначения (26 февраля) по март месяц обязанности командира исполнял обер-лейтенант Иоханнес Ней. После И.Нея обер-лейтенант Косник все же приступил к исполнению своих обязанностей и командовал лодкой вплоть до 13 мая 1945 г.**) В книге К.Бишопа «Подводные лодки Кригсмарине 1935 – 1945 гг.» приводится информация, что U-739 была сдана в Вильгельмсхафене 8 мая 1945 г. Перегнана в Шотландию для операции «Дедлайт». Потоплена как мишень для авиации 16 декабря 1945 г. Как видно из вышеприведенных работ информация о гибели «Бриллианта» была введена в научный и популярный оборот, и, использована различными авторами еще в 70-е годы. Поэтому полагаем, утверждение того же С.А.Ковалева о том, что «…до середины 1990-х годов об экипаже «Бриллианта» удалось отыскать совсем немного» лишено оснований. Другой вопрос, что «белые» пятна до сих пор остаются даже, казалось бы, в уже довольно подробно исследованных темах. Стремление таких исследователей и авторов, которые в наше время продолжают обращаться к событиям Великой Отечественной войны, и, помогают более точно установить те или иные обстоятельства, может вызывать у читателей только благодарные чувства. Так в книге В.П.Пузырева указано, что после боя летом 1942 года сторожевой корабль СКР-30 был поставлен в ремонт на заводе «Красная кузница». Однако Л.Г.Шмигельский в работе «Молотовский завод № 402 и северные конвои» сообщает, что окончательно вводили в строй сторожевой корабль «Сапфир» молотовские судостроители завода № 402, а доковался корабль в Лайском доке. Вроде бы незначительная поправка, но за ней можно увидеть работу людей, которые не стояли за штурвалами и пулеметами на кораблях, но также как и моряки находились под вражескими бомбежками, выполняя свой долг и восстанавливая поврежденные корабли. Не упомянуть о самоотверженной работе этих людей было бы ошибочно. После выхода на пенсию многие ветераны-пограничники продолжали вести активную общественную деятельность - участвовали во встречах с личным составом воинских частей, с учащейся молодежью. На личном примере ветераны помогали вести патриотическую работу среди молодого поколения. Многие из них готовили и публиковали свои воспоминания. Так, Ф.И.Карпенко к началу 80-годов провел большую работу по подготовке исторического очерка о моряках пограничниках, но, к сожалению, болезнь и преждевременная кончина не позволила ему завершить свой труд, а многие материалы оказались утраченными. М.Г.Паровенко в 80-х годах публиковал свои очерки в газетах «На страже Заполярья», «Каспиец». Еще в 1968 году, к пятидесятилетию погранвойск, М.Г.Паровенко подготовил и направил для публикации в журнал «Пограничник» большой очерк о боевых свершениях моряков-пограничников на сторожевом корабле «Сапфир». Однако информация о том, что данный материал был где-то опубликован, отсутствует. Таким образом, при всем многообразии трудов, посвященных войне в северных морях, до сих пор отсутствует единая качественная работа о пограничниках-североморцах, их вкладе в победу в Великой Отечественной войне.После написания этих строк, автор уже в конце 2011 года ознакомился со статьей В.А.Сутормина «Драгоценные камни» для пограничников Севера. Пограничные сторожевые корабли пр.43», опубликованной в журнале «Морская кампания» № 1 за 2010 год. Автор статьи, являясь специалистом-профессионалом, наиболее качественно обобщил ранее известные, а также изложил вновь изученные им обстоятельства строительства и действий четырех пограничных сторожевых кораблей «Рубин», «Сапфир», «Бриллиант» и «Жемчуг», введенных в строй во второй половине 30-х годов XX века, а в годы войны, наряду с другими кораблями, вошедших в состав Йокангской военно-морской базы. Таким образом, часть истории моряков-пограничников Заполярья уже получила свое достойное освещение. В ходе дальнейших публикаций автор данного журнала попробует частично решить те вопросы, которые ставили перед собой еще ветераны-пограничники, собираясь рассказать последующим поколениям о себе и о своих друзьях. К сожалению, он не обладает всей полнотой информации, которая имелась в распоряжении непосредственных участников тех далеких событий. Если материалы, опубликованные в данном журнале, в будущем помогут в создании работы, посвященной жизни и деятельности моряков-пограничников Заполярья, автор будет считать свою цель выполненной. Поэтому все, кто будет работать в направлении изучения истории морпогранохраны в Заполярье, могут использовать размещенную в этом журнале информацию, не забывая указывать ее источник. Со своей стороны автор выражает признательность родственникам Ф.И.Карпенко, А.А.Косменюка, предоставившим материалы по исследуемому вопросу. Все замечания и предложения будут с благодарностью приняты по адресу e-mail: sandro2796( ( @ ) )mail.ruГригорий КОЖУРИН

Изменено пользователем starshina
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 Пытался редактировать адрес электронной почты и убрать скобки вокруг "собаки" - ничего не получается. Попробую в отдельном сообщении: sandro2796( ( @ ) )mail.ru

 

Вроде получилось?

 

 

Все равно не получается. Ладно, смирился.

 

И не получится. Все для вашей безопасности.

Изменено пользователем Shultz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Кильдин.Вокруг него всё и происходило.

post-31026-1325946054_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всех приветствую!Да,на фото пейзаж-красотища!!!В августе Кильдин в живую видели когда на "Бризе"дрейфовали!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 В книге "Пограничники" (сборник очерков). Очерк "Кузьма Синилов" (автор М.Смирнов) так описывается начало войны с Финляндией в 1939 году:"Боевые действия на границе начались на следующий день в восемь часов утра. Первое боевое донесение К. Р. Синилов получил от моряков. Капитан 1-го ранга А. И. Дианов сообщал: «„СКР Рубин“ старшего лейтенанта Ф. И. Карпенко блокировал порт Петсамо, корабли Северного флота ведут огонь по объектам противника на Среднем и Рыбачьем». (стр.183)Биография Карпенко Ф.И. на -http://pycckue-ugyt.livejournal.com/Интересено начало войны с Финляндией и участие в этом пограничников-североморцев. Прошу сведения и мнения уважаемых форумчан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 

Интересено начало войны с Финляндией и участие в этом пограничников-североморцев. Прошу сведения и мнения уважаемых форумчан.

А вот так обстоятельства начала войны с Финляндией изложены в книге Козлова И.А., Шломина В.С. "Краснознаменный Северный флот".— М.: Воениздат, 1983. (взято с сайта "Военная литература"):

 

 

"Такое развитие событий нарушило империалистические планы организации фашистской агрессии против Страны Советов. Лишившись возможности использовать в качестве плацдарма для нападения на СССР Прибалтийские государства, правящие круги капиталистических стран стали усиленно готовить к этому Финляндию. Создалась угроза для северо-западных районов СССР, и прежде всего для колыбели пролетарской революции — Ленинграда, находившегося всего в 32 км от границы.

Учитывая военно-политическую обстановку, сложившуюся в Западной Европе, правительство СССР предложило Финляндии заключить договор о взаимопомощи. Однако финское правительство не только отклонило советское предложение, но и объявило 30 ноября 1939 г. войну СССР. 

Англо-французские и американские империалисты, поспешив на помощь финской военщине, направили в Финляндию большую партию вооружения и готовили к отправке 150-тысячный экспедиционный корпус{133}. В генеральных штабах Англии и Франции разрабатывались планы нападения на Советский Союз не только со стороны Финляндии, но и с юга — из районов Кавказа и Черного моря. Однако империалистам не удалось осуществить свои захватнические планы. Красная Армия, нанеся поражение противнику, вынудила правительство Финляндии прекратить войну и принять советские предложения о мирных переговорах. 

К началу советско-финляндской войны Северный флот уже представлял собой значительную силу, способную обеспечить безопасность морских рубежей Советского государства на Крайнем Севере. 

Командовал Северным флотом флагман 2 ранга В. П. Дрозд, членами Военного совета были бригадные комиссары Н. М. Кулаков и Ф. Г. Масалов, начальником штаба флота — капитан 1 ранга И. Ф. Голубев-Монаткин. 

В соответствии с военно-политической обстановкой и общими задачами Советских Вооруженных Сил в войне североморцы должны были оказывать поддержку войскам 14-й армии на приморском направлении, не допускать прорыва кораблей противника в Кольский и Мотовский заливы, препятствовать высадке неприятельских десантов на мурманском побережье. Финских военно-морских сил в Баренцевом море не было. Но учитывалось, что флоты Англии, Франции и других империалистических государств могли в любое [80] время появиться на Севере и атаковать наши корабли и базы. Это предположение подтверждали и следующие слова английского генерала Губерта Гофа: 

«Я убежден, что рано или поздно нам придется воевать с Россией... Мы должны послать морскую эскадру в Петсамо, чтобы уничтожить русский флот, базирующийся в Арктическом море, защитить левый фланг финнов и блокировать Мурманск»{134}.

Развертывание сил Северного флота проводилось еще до начала военных действий, по мере нарастания конфликта и сосредоточения финской армии на советской границе. Когда стало ясно, что Финляндия в ближайшее время начнет войну против СССР, Советское правительство дало указание Главному Командованию Красной Армии принять необходимые меры для надежного прикрытия страны с северо-запада. В частности, было проведено развертывание частей 14-й армии к государственной границе. Осуществлялось оно при содействии Северного флота. 

В ответ на провокационные действия финской военщины на границе 14-я армия получила приказ перейти в наступление и овладеть западной частью полуостровов Средний и Рыбачий, которые находились на фланге фронта и контролировали вход в Кольский залив и Печенгскую губу. Для решения этой задачи были созданы две группы войск. Одной из них предстояло наступать на полуострове Средний, другой — на Рыбачьем. Для артиллерийского содействия первой группе командование Северного флота выделило эскадренный миноносец «Карл Либкнехт», а второй — отряд кораблей, включавший сторожевой корабль «Гроза», два пограничных сторожевика и три тральщика. Обеспечивающие силы составляли несколько эскадренных миноносцев, подводные лодки и авиация"

Изменено пользователем starshina
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Всем, привет!Доставляли и принимали десант, cкорее всего, Кувшинцы.- на фото: Западная Лица;

Бот_загорелся__запылало_пламенем_горючее.....doc

post-31026-1326793925_thumb.jpg

post-31026-1326794154_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 2 недели спустя...

1.Строй Охотников.2.Взрыв глубинной бомбы.3.Высадка десанта с Малых Охотников.Интересный архив-www.diament.ru/archive/korabli4.html- 220-й дымит как холодный дизель, пора ремонтировать двигатель;- или это дымовая маскировка?

post-31026-1327649566_thumb.jpg

post-31026-1327649577_thumb.jpg

post-31026-1327651054_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


220-й дымит как холодный дизель, пора ремонтировать двигатель;- или это дымовая маскировка?

Это дымовая маскировка и вообще постановочный снимок. Это ленд-лизовский большой охотник типа SC американского производства БО-220 (до 5.07.1944 г. "SC-1490"). Принят советским экипажем 5.07.1944 г. Прибыл в Полярный 25.08.1944 г. и вошел в состав СФ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


и вообще постановочный снимок.

Что такое постановочный снимок?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Что такое постановочный снимок?

Когда по просьбе фотографа бойцы изображают бой, стрельбу и т.п. На самом деле таких снимков у профессиональных фотографов (Халдея, Диамента, Темина и многих других) процентов 70-80, особенно в тех случаях, когда фотограф снимает со стороны противника, как в снимке БО-220. Что и не удивительно, поскольку во время реального боя не до фотографирования. Хотя, справедливости ради, процентов 20-30 - это действительно снимки во время боя или перед (после него).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Это ленд-лизовский большой охотник типа SC американско

Вы о лизинге?Если да, то - какие были условия?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Вы о лизинге?Если да, то - какие были условия?

Я не собирал материал по этой теме.Знаю, что большинство кораблей, переданных нам во время войны, после войны по соглашению были возвращены обратно, часть была затоплена.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


материал по этой теме.

«Ленд-лиз» (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. (Википедия).Литературы по этой теме много, в том числе в Интернете. Хотелось бы обратить внимание на статью адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина на сайте «Мир истории» gpw.tellur.ru/page.html?r=common&s=lendleaseТам приведено много фактических данных, например по ВМФ: в течение войны ВМФ СССР получил из Великобритании, США и Канады около 500 кораблей, 2 148 самолётов — бомбардировщиков, истребителей и разведчиков.«Особенно важно подчеркнуть, - пишет В.Н.Чернавин, - что многие корабли, поступавшие по ленд-лизу, были оснащены более совершенной техникой, чем располагали наши отечественные. На "больших охотниках", например, были установлены радиолокационные станции (РЛС), а также винты регулируемого шага. Из Великобритании получили 550 РЛС, из США — 640. В 1944 году поступили первые РЛС для береговых постов и неконтактные тралы».Есть очень интересная книга, написанная бывшим старшиной строчной службы о получении корабля в США: Зинченко П.И. «Боевые походы: воспоминания краснофлотца». М., 2010. Петр Иванович вспоминает: «Принимали мы морской охотник под американским номером 720. Эти корабли были добротно сделаны из крепких пород дерева. Навигационные приборы, подводная акустика и связь были хорошие. Надводная локация по каким-то причинам была снята. Авиационные вертикальные дизели работали на винты, которые имели реверс, т.е. угол разворота лопастей. Они управлялись с командного мостика и рубки. При спокойном море развивалась скорость до 30 узлов». Кстати, в группу перехода через Атлантику вместе с катером Зинченко входил и тральщик АМ-120 под командованием старшего лейтенанта Лысова Дмитрия Алексеевича – тот самый тральщик Т-120, который погиб в одном походе с ПСКР «Бриллиант» в 1944 г в Карском море. Автор книги в большой теплотой отзывается об американцах, как о гражданском населении, так и о коллегах-военных моряках, приводит много примеров и эпизодов жизни в Америке, а затем в Англии во время ремонта после перехода через Атлантический океан. О получении американских кораблей на Тихом океане перед войной с Японией подробно рассказано в книге Ю.Л.Коршунова «Россия и США: страницы морской истории». В военно-морской базе Колд-Бей на Аляске, например, формировались два соединения советского ВМФ в составе: 16-го трального дивизиона, состоявшего из 12 морских и 6 базовых тральщиков, и 2-го дивизиона ПЛО, состоявшего из 20 охотниками за подводными лодками.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


ПАРОВЕНКО Михаил Григорьевич, командир ПС «Нептун», затем СКР «Сапфир», начальник 4-го (конвойного) отделения штаба Иоканьгской ВМБ. Родился 25 мая 1914 года в местечке Захарьевка Фрунзенского района Одесской области. В 1935 году окончил Одесский морской техникум. В марте 1939 года окончил курсы переподготовки начальствующего состава морпогранчастей НКВД в г.Ленинграде. Начинал службу исполняющим должность командира пограничного судна «ПС-2» в 35-ом Мурманском морском пограничном отряде. В декабре 1939 года был назначен помощником командира пограничного сторожевого корабля № 302 «Рубин» 1-го Северного отряда пограничных судов НКВД. Участвовал в войне с Финляндией. С началом Великой Отечественной войны назначен командиром пограничного судна «Нептун» (СКР-20) Северного флота. С 15 сентября 1941 года по 20 мая 1944 года командовал сторожевым кораблем «Сапфир» (СКР-30).Приказом командующего БВФ № 057 Паровенко М.Г. с 20 мая 1944 г. назначен начальником 4-го отделения (конвойной службы) Иоканьгской военно-морской базы Беломорской флотилии Северного флота. В этой должности Паровенко М.Г. служил до 29 декабря 1945 года. После войны М.Г.Паровенко вернулся в погранвойска и проходил службу на командных и штабных должностях погранвойск на Черном море (г.Одесса, г.Батуми) и Тихом океане (г.Невельск, г.Корсаков). В 1949 году закончил командный факультет высших ордена Ленина специальных офицерских классов ВМС СССР в г.Ленинграде по специальности «командир эскадренного миноносца». Дважды избирался депутатом Невельского районного Совета депутатов трудящихся. Избирался секретарем парторганизации штаба Управления погранвойск КГБ Азербайджанского округа. В соответствии с приказом КГБ при СМ СССР № 311 вышел в запас в 1959 году с должности начальника морского отделения Управления погранвойск Азербайджанского округа в звании капитана 2 ранга. За многолетнюю и безупречную службу Родине, Паровенко Михаил Григорьевич награжден тремя орденами Отечественной войны 2-ой степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг», «За отличие в охране государственной границы СССР», многими юбилейными медалями. После ухода в запас жил в г.Баку и работал на различных руководящих должностях в портах морского пароходства. В начале 90-х годов из-за известных событий был вынужден уехать из Азербайджана. Умер Михаил Григорьевич в Брянске 17 октября 1991 года, похоронен на кладбище с.Кияница Сумской области (Украина).-http://pycckue-ugyt.livejournal.com/

Изменено пользователем starshina
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


что большинство кораблей, переданных нам во время войны, после войны по соглашению были возвращены обратно, часть была затоплена.

Вернули - понятно, а топить зачем?Воспоминания дублера командира бч-5 эсминца "Живучий" А.Е. Яковлев, Капитан 2 ранга в отставке:....Эсминец прошел 8345 миль, затратив на боевые действия 693 часа. 23 июня 1949 года "Живучий" возвратили Великобритании.- полный текст - demo-pro.ucoz.ru/blog/vospominanija_dublera_komandira_bch_5_ehsminca_quot_zhivuchij_quot/2011-06-03-70
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Вернули - понятно, а топить зачем?

По договоренности. США обратно эти корабли были не нужны, но оставлять у нас не хотели (имели право, поскольку корабли давались в пользование).В частности на Кильдинском плесе были затоплены большие охотники типа SC - БО-203, 206, 207, 209, 210, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 222Возвращены США - БО-201, 202, 204, 205, 208, 211, 219, 220, 221,И так далее, всего из 78 БО типа SC - 10 шт. возвращены США в 1955-1956 гг., 27 - разобраны в это же время в СССР, 4 погибли, остальные затоплены на Севере и Тихом океане.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Где бьют о скалы волны – великаны

 

И гриву опускают на гранит,

 

И ненасытный ветер с океана

 

Поет, гудит, вздыхает и гремит,

 

Где ночью летней – неба позолота,

 

А зимний день укутан в темноту,

Стоит Кувшинка – пограничный остров

На 81- ом боевом посту!

 

Матвеева Г.С.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Набрал номер телефона указанный на конверте, свободно.Из Украины в Россию +7 код города тел.

post-31026-1328364066_thumb.jpg

Изменено пользователем Сергей Приходько
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


www.torrentino.com/torrents/700657Незаметные герои, траулеры в составе Советского флота.На фото: дорогой наш Лебёдка.

post-1160-1328459631_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Набрал номер телефона указанный на конверте, свободно.Из Украины в Россию +7 код города тел.

Кто трубку поднял-то?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...