Кальтер Опубликовано 13 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2007 НЕДЕЛЯ - ЭТО 7 ДНЕЙ! Бывает так, что в некий временной отрезок жизни может поместиться важная, весомая часть нашей истории. И эту часть истории память хранит долгие годы. Вот, к примеру, была у меня в жизни первая неделя на заставе! Я - молодой сержантик (младшой), только с учебки. Отбыв свои 10 дней в отряде, честно отработав вступительный взнос на местном ЖБИ, отправляюсь на «дальнюю» заставу по имени «Киприда». Настроение не очень, так как будучи отличником в сержантской школе, я надеялся, что и в Клайпедском отряде, куда я попал по распределению, меня отправят на приличную заставу, например в Палангу, где много, много всего…! Однако, я еду на «Киприду». На заставу, попадание на которую любой отрядовский считал худшим, что могло случиться с пограничником. И, вот я сижу на складах и участвую в погрузке отрядовского ЗиЛа, который собирался на проминад по участку отряда с посещением застав, и на котором мне предстояло ехать! Мой товарищ - Юрка Дувакин уже был в пути. Ему повезло ехать на отрядовской хлебовозке. Я ж, закинув «весь_мешок» (именно так называл вещмешок) в кузов, погрузился в кабину, и мы плавно выехали за ворота отряда. Жалостливо глядя на улицы и дома Клайпеды, я мысленно прощался с ними…. Наш путь был очень долгим. По дороге мы посетили практически все заставы участка. И вот проехав 9_ку, наш ЗиЛ упёрся в паромную переправу.Мне помогли выгрузиться, снабдив двумя ящиками с посудой. И сопровождающий майор, сказав, «передай эту посуду прапорщику Павлову», направил меня на паром.Я стою на носу парома (если можно определить, где у него нос) смотрю туда, где вдалеке видна полоска земли и куда он меня сейчас повезёт. Это Балтийская коса. Я знаю, что такое коса, но, именно, на этой не бывал никогда. Со стороны большой земли она выглядит весомой, я б сказал брутальной! С этой мыслью поворачиваюсь назад и вижу, как на паром въезжает гадко покрашенный солдатский УАЗик с прикольным сочетанием букв на номере «УХ». Из пассажирской двери высунулся человек в камуфляже и, подозвав меня, поинтересовался тем, куда я еду? Тогда я, ещё не привыкший к камуфляжу, не сразу разглядел на погоне незнакомца 4 звёздочки. Когда я доложил, незнакомец представился, как вр.и.о. начальника ПогЗ Миронов. Той заставы, на которую я и еду. Мы переправились и, съехав с парома, завернули направо и остановились у заборчика с калиткой. Капитан вышел из машины и скрылся в калитке. За калиткой был наш пограничный КПП Балтийска под названием «Альпинистка». Мы остались с водителем наедине. Познакомившись, а это был мой годок Володька Солдатов, мы поехали в местный магазин. По дороге Володька вкратце рассказал мне то, куда я попал. И в магазине посоветовал купить больше сигарет «…ведь ты здесь не скоро окажешься» подшучивал он! Помню, как сейчас, я купил блок овальных сигарет «Астра» и полблока сигарет «Столичные». И сигареты там были в прямом смысле, Столичные. Все изготовлены на московских заводах. Вот что значит военно-морская база рядом. Вернувшись на «Альпинистку» мы забрали Миронова и поехали на заставу.Дорога от посёлка до заставы заняла у нас чуть больше часа. Проехав поселковые постройки, взлётную полосу с самолётами-крокодилами нос нашего УАЗика уткнулся в шлагбаум. «Хм…и совсем не далеко от посёлка» подумал я, посчитав, что мы уже на заставе, но это, всего лишь был КПП ПВОшников. После части ПВО асфальт кончился, и началась старая немецкая дорога, построенная ещё до войны. Вся эта дорога – сплошной поворот в какую-либо сторону в сопровождении сплошной неровности. К тому же неудобство в дороге доставляло то, что рядом со мной на сидении стояли два ящика с посудой, и я всю дорогу спасал её от гибели. На протяжении всей поездки за окнами мелькали деревья с белыми ото мха стволами. Иногда казалось, что этой дороге и этому лесу конца не будет. И вот, затяжная прямая, как финиш, а быть может старт, очередной поворот и передо мной вырисовывается зданьице с заправкой – оказалась дизельная, ещё поворотик и вот, колючий забор встаёт перед глазами, а за ним большущая территория на которой в разных частях видны постройки. Прямо напротив ворот, на противоположной стороне территории, над лесом и всей заставой, я замечаю гордо торчащую вышку. «Вот мы и приехали»- сказал капитан, выходя из машины. Я подумал: «Ничего себе заставка»! Те заставы, что мы посетили, не слишком то были большими по территории. Капитан поковырялся у столба системы и достал телефонную трубку. Что-то рявкнул в неё и, вскорости, откуда-то прибежал пограничник с повязкой и штык ножом, открыл нам ворота, и мы въехали на территорию. Проехав насквозь, остановились у дальнего торца здания самой заставы. Капитан убежал, а мы вышли из машины и закурили. Вот она, застава! «Ты иди, а я машину буду мыть»- сказал Володька. И куда идти, я от машины-то боюсь отойти.… Всё вокруг неизвестное и в диковинку. Разглядел крыльцо и направился туда. Меня встретил длинный прапорщик. - Ридегер? - спросил он, - Так точно, - ответил я. - Где посуда? - В машине, товарищ прапорщик.- Понял! Он отвёл меня в каптёрку, где я оставил свой мешок и, указав на дверь напротив, сказал: «Иди ужинать». В столовой из пяти столов был занят один. В окошке у повара я взял свой ужин и уселся за ближайший свободный стол. На ужин была картошка пюре и жареная рыба. Заставчане, за соседнем столом, косясь на меня, над чём-то прикалывались. Один из них, которого все называли Фаготом, предложил мне банку майонеза. Как потом он мне рассказал, что не мог смотреть как изголодавший после «Баграта» сержантик, жадно ел перемороженную рыбу. Вот и решил скрасить мне её вкус майонезом. СПАСИБО! (Мал золотник…, а помню, как сейчас!)За короткое время пребывания в курилке после ужина я успел рассказать о себе всё. Главным дознавателем тогда был Лёха Кузьма. И не мудрено. Если хочешь, что-то узнать, спроси Кузьму! Я потом ещё много раз удивлялся, откуда он владел такой разносторонней информацией? Там же в курилке я узнал всё о комсоставе... кто, чем дышит! Худшие отзывы были о старшине заставы, прапорщике Павлове (по прозвищу Баобаб). Тот самый прапорщик, что встретил меня у крыльца по приезде.Вверив оружие и имущество, меня отправили на самый «трудный» участок заставы, «Фирман» прикрепив к старшему, а за одно главному моему наставнику Мише Тихомирову. «Фирман» - это наш дальний Пост Технического Наблюдения. Он находился в 20 километрах от заставы. Как говорил наш начальник заставы, Валерий Константинович: «Это наша дача»! Миша Тихомиров был главным на «Фирмане» по станциям, но ему, вскорости, полагалось идти на дембель, и требовалась смена. Я стал его приемником. В той короткой командировке на дальний пост, а закидывали нас туда на 4 дня, я и почувствовал службу. Я увидел реальный охраняемый участок через линзу станции, а потом сравнил его с видом с вышки. Завершением первого знакомства с «Фирманом» стал дозор до посёлка. 7 километров в один конец. Старшим наряда «Дозор», да и поста в целом был прапорщик Гена Исаков. Мой первый дозор – это круто! Ещё это было вдвойне круто, потому как мы дошли до посёлка за 40 минут! Вернее это был полу бег…. В те дни я был в эйфории и поэтому совсем не уловил число на календаре. А это было 28 мая 1989 года. И мы торопились в посёлок потому, что в это время, когда мы подходили к «Альпинистке» на пароме к нам на косу переправлялись школьницы и школьники (но, школьницы поинтереснее будут) – наши шефы. Они ехали поздравить нас с праздником. В тот день мне очень повезло, ведь помимо дозора, я ещё и впервые попал на заставское отмечание этого ПРАЗДНИКА! На нашей шишиге мы ехали обратно на заставу, минуя «Фирман». Я сидел у заднего борта и всю дорогу нервно курил.А школьницы постоянно мне задавали какие-то вопросы. А я и не знал, как на них отвечать! Ощущал себя чайником, который только что с учебки, а в их глазах, наверное, казался бравым погранцом, да ещё и вооружённым! Это был действительно, праздник. Культурная программа того дня, это концерт на свежем воздухе. Напротив крыльца, возле стелы расположили стулья. И поочерёдно, то шефы, то наши пограничники показывали номера. Но служба, есть служба. А посему одни наряды возвращались из леса, а другие, наоборот, уходили туда. Эта круговерть сильно интересовала шефов. А мы, видя это, гордились! И та неловкая пауза, когда очередной наряд, вооружившись, выйдя с заставы, направился в лес, и та ключевая фраза, сломавшая все барьеры неловкости, кинутая вслед этому уходящему на «Сушку» наряду – «Счастливой охоты»! Всё в тот замечательный день гармонировало!После возвращения с «Фирмана» на заставу, в полной мере, начались пограничные будни. И вот мой первый заставской наряд... моё первое ЧГ. Дозорная тропа, вторая линия, урез и «Сушка»… Возвращаемся в 5:00, завтракаем и в койку... И тут произошло моё первое серьёзное знакомство со старшиной заставы. Не прошло часа, меня будит дежурный Шура Бояринов со словами "тебя Баобаб зовёт". Я не понимая, что за шутка, чуть не посылаю... мол, у меня сон по распорядку. А он говорит, что «малышка Бао ждать не любит!». Выхожу в коридор в форме одежды №1,5 («трусы и каска») Слышу команду "иди за мной" и следую за Баобабом. Он выводит меня на улицу и начинает рассказывать где, чем, что и как надо убрать... Я пытаюсь ему сказать, что только из наряда, но он меня не слышит…. Я ему говорю, что у меня сон по распорядку, а он, переходя на повышенные тона, рассказывает мне о моих обязанностях в период ХЗРа! На что у меня срабатывает типичная правдолюбивая реакция, и я тоже перехожу на повышенные тона! А в ответ слышу "...я тебе башку об асфальт разобью!" Такого я не ожидал! Я стоял у крыльца раскрыв рот и, провожая взглядом уходящего за угол кухни Бао, понимал, кто в доме хозяин! В те дни много чего было впервые и первое разочарование, тоже было…. Ну что ж…бывает! В последствии, в глобальном понимании, вся заставская служба заключалась в таких трёх вещах, как:- Наряды под присмотром руководства, - ХЗРы под контролем Баобаба - Корки, в свободное от обязанностей время, какие у кого получатся! И всё ж в памяти хорошего всегда больше, особенно, если сверху смотреть на отмеренный путь (с). Тем более что сама служба уникальна, места службы редкостные, а друзья по службе навсегда!!! Наверное, поэтому мы до сих пор переживаем, те моменты и испытываем ностальгию по прошедшим временам. И поэтому, мы до сих пор храним свои зелёные фуражки! С гордостью надеваем их в наш праздник. И каждый из наших домашних знает, что это такое – зелёная фуражка!location=\'http://kiprida-10.narod.ru/week.htm\'script>');" title='http://kiprida-10.narod.ru/week.htm'>http://kiprida-10.narod.ru/week.htmСержант «Кальтер» - Дмитрий Ридегер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
симбад Опубликовано 13 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2007 Правдиво...Впечатляет.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KPE4ET Опубликовано 14 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2007 Здорово и с душой прочитал с удовольствием, спасибо! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
benjois Опубликовано 14 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2007 Дима!!! Ты так описал дорогу,что я как бы заново проехал по ней!! И переправу,и КПП самолётов-крокодилов и саму дорогу на заставу...прям прослезился....Молодца!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Stanislav Опубликовано 14 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2007 Дима, здОрово написал!Очень интересно читать про службу на морской заставе. Заодно вспомнил, как сам после Баграта на свою заставу приехал. Начало службы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sergant Опубликовано 16 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2007 Интересный рассказ, понравилось! Да и в познавательном плане кое-что почерпнул для себя! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
benjois Опубликовано 16 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2007 Дима!! Ты на Куршской косе давно последний раз был???? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кальтер Опубликовано 18 апреля, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2007 Спасибо! Да, лирический рассказ получился! Дима!! Ты на Куршской косе давно последний раз был????Дождливым летом 2005 года! А что? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
benjois Опубликовано 19 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2007 Да у меня друг собирается летом на машине по косе проехаться.Вот думал у тебя спросить,помнишь ли ты названия мест,где распологались заставы.Хочу ему инфу подбросить,может он что мне и сфотографирует. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кальтер Опубликовано 20 апреля, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2007 Да у меня друг собирается летом на машине по косе проехаться....помнишь ли ты названия мест,где распологались заставы.А друг из Латвии поедет?Если не ошибаюсь, четвёрка в посёлке Ёдкранте, а пятёрка (им. Кибартаса) в Ниде. Ну, а шестёрка - уже Россия! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Gunescape Опубликовано 20 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2007 Мой старший брат был на экскурсии на Куршской косе. Кстати, рассказывал и про погранцов ( году так в 79-м). Нас тоже туда с классом черняховской школы хотели везти, но что-то не сраслось, а теперь живые картинки встали перед глазами. Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться Награды
benjois Опубликовано 29 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2007 А друг из Латвии поедет?Если не ошибаюсь, четвёрка в посёлке Ёдкранте, а пятёрка (им. Кибартаса) в Ниде. Ну, а шестёрка - уже Россия!Точно так.Он едет из Эстонии через Латвию,потом до Клайпеды,а там на косу собирается.Ведь если я не ошибаюсь три заставы стояли до косы.И если только четвёрка и пятёрка...да,тогда далее Россию,туда его уже не пустят.Но и это хорошо.Передам ему названия,авось заглянет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения