Перейти к содержанию

Косыгин.


Рекомендуемые сообщения

К сталинским наркомам я – с уважением, и «ненормальными» точно никого не называл.

А я и не говорил, что ты называл. Да еще смайлик поставил.

Поэтому, без передергиваний.

 

член Президентского совета СССР

Имелось в виду Косыгинское время.

Хотя, мог бы и не спрашивать. Это лишнее.

 

Какие?

Перечислять не буду, хотя названия помню. Вдруг, это не его! 25 лет назад изучал все-таки. Предмет назывался "Марксистско-Ленинская философия". Это был 1983 год.

Буду учить заново матчасть. :)

 

Добавлено:

Для примера

- Всеобщий закон капиталистического накопления

- Закономерность смены общественно-экономических формаций

 

Поверь на слово. Ну, или не верь.

Вопрос снят.

Это я опять же к тому, что мы, в свое время, учили несколько иное определение коммунизма.

А поскольку в то время были популярны лозунги "Наша цель - коммунизм", "Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым" и подобные, то с тем определением (которое учили) это вязалось нормально.

Если же от нас специально скрывали действительную суть, то это - хреново.

Буду разбираться самостоятельно.

 

Крайне упрощенно и слегка маргинально – здесь

Понятно.

Поскольку, я уже успел достаточно ознакомился с творчеством М.Антонова (_http://m-antonov.chat.ru/capital/index.htm), с его взглядами, верованиями, видами на будущее, а заодно и с Щекинским примером, им же и приведенным в критической статье по Косыгину, то вопрос так же снимаю. И заодно, все вопросы "по Марксу".

Буду искать информацию самостоятельно. По одному Щекинскому случаю, описанному со слов публициста Антонова, судить об общих, приведенных за 5-летку, показателях, думаю, нельзя. Но, у меня нет экономического образования.

 

Для подробного рассмотрения нужно понимание основ бухгалтерского учета. У меня оно есть, но в целесообразности обсуждения я не уверен.

Я того же мнения.

 

Ну, может черви какие-то кабинетные китайские и обсуждают эту тему. Предполагаю, что суть – в готовности рабочего трудиться за гроши и в жесточайшей производственной дисциплине.

Поскольку уже уделил время начальному изучению китайских реформ, то вопрос так же снимаю.

 

П.С. Тему реформ Косыгина предложил экспромтом. Тему ранее не исследовал и ничего не читал предварительно. Единственное, где-то читал или слышал, что вот мол, надо было еще во времена Косыгина начинать реформировать экономику. И что-то начинали, но заглохло. Возможно, было уже какое-то обсуждение в СМИ, но я не видел. Поэтому, для меня все было с нуля.

 

Спасибо.

Изменено пользователем Stanislav
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 65
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Помню, что при А.Н.Косыгине разрешили строить дома на садовых участках более чем 6х6 метра. :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

А поскольку в то время были популярны лозунги "Наша цель - коммунизм", "Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым" и подобные, то с тем определением (которое учили) это вязалось нормально.Если же от нас специально скрывали действительную суть, то это - хреново.

Может от нас это скрывали? :)

post-36130-1297689130_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Может от нас это скрывали? :)

А так было?Вообще-то это фотожаба, поскольку есть сомнения, что стеновой профнастил выдержит бронзовый барельеф.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Вообще-то это фотожаба, поскольку есть сомнения, что стеновой профнастил выдержит бронзовый барельеф.

Сомнение это признак интелигентнрго человека, в какомто толковом словаре прочитал. :) Меня Игорь, беспокоет что тема может потухнуть, слишком специфической оказалась, а про дачи я тоже помню, отец как раз в это время строил!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Да, Виктор, тема оказалась специфической. Ты все-таки считаешь ее нужной?По сравнению со "Столыпинской", очень мало доступного документального материала. В отличие от оценочных статей (как критических, так и хвалебных). ИМХО. Конечно, если темой серьезно заниматься, то надо в архивы, библиотеки и т.д.Если, все-таки, есть желание продолжить, то предлагаю поступить так:Выкладывать здесь ссылки на документы ТОГО ВРЕМЕНИ, относящиеся к теме Косыгинских реформ (причины, методы, результаты). Без предварительных собственных оценок. Попробуем?Для начала:"О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства" Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 28 марта 1965 годаСкан газеты _http://magmetall.ru/pdf/1965-03-31_01.pdfХозрасчет (Большая советская энциклопедия 1969-1978)_http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Хозяйственный%20расчёт/

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


По сравнению со "Столыпинской", очень мало доступного документального материала. В отличие от оценочных статей (как критических, так и хвалебных). ИМХО. Конечно, если темой серьезно заниматься, то надо в архивы, библиотеки и т.д.

Конечно тема современная по сравнению со "Столыпинской" и матерал выхолощенный так как наше руководство не любило "выносить сор из избы". Да и наверно мало изучена, период короткий, но мнение надо составить, всётаки мы жили в это время.А вообще в нашей истории много личностей о которых стоило бы поговорить это Скобелев,Слащёв,Жуков,Рокосовский эти военноначальники вызывают много разговоров а где истина не понятно, Троцкий очень интересная фигура, по величене не меньше Ульянова.(Ленина). Вот темы (конечно не все)p.s. Современники Косыгина живы, можно у них узнать о его деятельности.вопрос: ваше отношение к Ясину?(как к экономисту) Изменено пользователем Diamond07
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Хозрасчет (Большая советская энциклопедия 1969-1978)_http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Хозяйственный%20расчёт/

Нагромождение бессмысленых словесных конструкций, никчемность которых очевидна в т.ч. и для тех, кто все это придумывал. ТьфуДля меня косыгинские реформы интересны тем, что с того же самого начиналась перестройка. Правда, Горбачев очень быстро пошел дальше, сделав развал неминуемым. Неизвестным остается только соотношение глупости и предательства в его действиях.

ваше отношение к Ясину?(как к экономисту)

Ясин, вроде бы, лет 10 уже не занимает официальных постов. Что именно интересует? Изменено пользователем ushastik
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


матерал выхолощенный так как наше руководство не любило "выносить сор из избы". Да и наверно мало изучена, период короткий, но мнение надо составить, всётаки мы жили в это время

Да, много информации было закрыто. Но, кому надо - изучали. ИМХО.А время было замечательное. Детство все-таки! :)Кстати, в этот период наши родители перешли на 5-дневную рабочую неделю (Указ ПВС СССР от 14 марта 1967 года).Теперь еще пару документов по теме:Рабочая протокольная запись В.Н. Малина заседания Президиума ЦК КПСС 13–14 октября 1964 гЭто по вопросу снятия Хрущева. Здесь есть некоторые реплики по состоянию сельского хозяйства, которые (ИМХО) пошли в развитие к мартовскому Пленуму на следующий 1965 год, постановление которого я приводил в предыдущем посте. _http://www.hrono.info/dokum/196_dok/19641014plenum.phpЧерненко К.У. Справочник партийного работника Выпуск 9Здесь собраны партийно-государственные руководящие документы с апреля 1968 года по март 1969Там есть постановления о переходе некоторых отраслей на новые методы хозяйствования._http://www.sprab.ru/book_view.jsp?idn=024427&page=1&format=html
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


По "делу" реформ Косыгина разыскиваются следующие документы:1. Статья Е.Г. Либермана "План, прибыль, премия", напечатанная в "Правде" 9 сентября 1962 года.В интернете ее очень живо обсуждают, но по принципу "копи-пасты" практически, одних и тех же мест + одних и тех же выводов. Полного текста нигде не предлагают. Зато есть просьбы продать!

Срочно куполю "Правду" от 9 сент. 1962 г. со статьёй Либермана "План, прибыль, премия". Ольга. 89636667792

При обсуждении статьи, в некоторых случаях наблюдается характерное рефлексирование по поводу фамилии.Биография Е.Г. Либермана: _http://www.peoples.ru/science/economy/yevsey_liberman/2. Статья ак. В.С. Немчинова "Социалистическое хозяйствование и планирование производства" (май 1964 г., журнал "Коммунист")Так же имеется большое количество ссылок, воспроизводятся некоторые отрывки но полного текстане нашел.Биография В.С. Немчинова (БСЭ) _http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»То же самое.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Материалы XXIII съезда КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 года)

 

Часть 1. Доклад Брежнева, прения.

Здесь обсуждаемой темы касается и Брежнев, и Подгорный. Обосновывают необходимость, отвечают на критику "слева".

Цитировать не буду. Если интересно - читайте.

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002423&page=2&format=html

 

Часть 2. Доклад Косыгина.

Привожу цитаты, касающиеся темы.

 

Непосредственно о реформе.

Товарищи. Важнейшим условием выполнения намеченного плана развития промышленности является внедрение на промышленных предприятиях экономической реформы, утвержденной сентябрьским Пленумом. На новую систему уже переведен ряд крупных предприятий с общей численностью рабочих и служащих более 300 тысяч человек. Во втором квартале переводится еще большая группа предприятий с общей численностью работающих около 700 тысяч человек. После этого начнется перевод на новую систему некоторых отраслей машиностроения и пищевой промышленности, текстильной промышленности. В начале 1967 года общая численность рабочих и служащих предприятий, переведенных на новую систему, будет составлять около одной трети общей численности работающих в промышленности.

При переходе на новую систему первые две группы промышленных предприятий взяли на себя обязательства дать дополнительно на 150 миллионов рублей промышленной продукции и получить сверх плана 56 миллионов рублей прибыли. Большинство предприятий, переведенных в первом квартале, увеличенный план по реализации продукции и прибыли перевыполнили. Увеличились доходы государственного бюджета. На предприятиях образованы соответствующие фонды развития производства, материального поощрения и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Возросла заработная плата рабочих и служащих.

Работа по-новому требует четкой организации материально-технического снабжения. Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и министерства должны улучшить работу органов снабжения снизу доверху.

Переход на новую систему существенно меняет к лучшему хозяйственную обстановку на предприятиях, повышает заинтересованность работников в росте производительности труда, экономии материалов, снижении себестоимости и улучшении качества продукции.

Если мы по-настоящему используем наши резервы,- а они огромны,- то можно с уверенностью сказать, что задания пятилетнего плана промышленность не только выполнит, но и перевыполнит. (Аплодисменты.) Это будет большая победа нашего рабочего класса, инженеров, техников, конструкторов, всех работников промышленности.

Об оплате труда

В нынешнем пятилетии увеличение оплаты труда и улучшение условий труда и быта работников будут происходить за счет двух источников: за счет ресурсов, централизуемых в руках государства, и за счет той части дохода (прибыли), которая во все больших размерах будет оставаться на предприятиях в виде фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Теперь рост заработной платы рабочих и служащих будет определяться в значительной мере результатами производства на данном предприятии - ростом объема реализованной продукции, улучшением ее качества, повышением производительности труда и уровня рентабельности, увеличением размеров прибыли. Перед каждым коллективом здесь открываются широкие возможности.

В намеченном плане подъема жизненного уровня народа решающим звеном явится рост оплаты по труду - заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников от общественного хозяйства. Это - важнейший стимул производства и главный источник роста доходов населения.

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих повысится за пятилетие в среднем не менее чем на 20 процентов и составит к концу новой пятилетки около 115 рублей, а если учесть выплаты и льготы за счет общественных фондов потребления, то вместе с ними достигнет в расчете на одного работающего примерно 155 рублей. Доходы колхозников от общественного хозяйства увеличатся в среднем на 35-40 процентов. Весь фонд оплаты труда рабочих, служащих и колхозников возрастет за пятилетку примерно на 40 процентов.

Главным в нашей политике заработной платы является неуклонное повышение ее стимулирующей роли в решении важнейших производственных задач пятилетки. Необходимо правильно сочетать систематическое повышение заработной платы о преимущественным поощрением тех работников, которые вносят наибольший вклад в развитие и совершенствование материального производства. (Аплодисменты.) Нужно так поставить дело, чтобы каждый рабочий, инженер, техник знал, как возрастет его заработная плата при улучшении производственных показателей, какой будет его доля в дополнительном доходе предприятия.

В новой пятилетке будет увеличен минимум заработной платы. Одновременно будут повышены ставки и оклады среднеоплачиваемых рабочих и служащих, что даст возможность установить более правильные соотношения в оплате труда отдельных категорий работников. При этом следует усилить преимущества для тех, кто занят на участках с тяжелыми и вредными условиями труда, на подземных работах и работах с повышенной интенсивностью.

Однако у нас еще остаются группы низкооплачиваемых рабочих. Говоря о них, мы имеем в виду неквалифицированных рабочих и служащих, младший обслуживающий персонал. Чтобы уменьшить численность этой категории работников, нужно шире механизировать вспомогательные работы, всевозможные счетные операции, автоматизировать производство. Повышение квалификации даст возможность многим из этих работников перейти на другие работы. Это закономерный процесс как с точки зрения повышения эффективности производства, так и с точки зрения той главной задачи, которую ставит перед собой наша партия,- задачи подъема жизненного уровня народа.

Наряду с повышением заработной платы намечается продолжить отмену и снижение налогов с заработной платы некоторых категорий рабочих и служащих.

Образование фондов материального поощрения на предприятиях даст возможность усилить коллективную заинтересованность всех работников в улучшении общих результатов работы предприятий. В этой связи в новой пятилетке предусматривается повышение доли премий и единовременных вознаграждений в заработной плате рабочих и служащих. Это позволит лучше сочетать интересы каждого работника с интересами коллектива и всего общества. Премиальные системы, учитывающие производительность труда, качество работы, индивидуальные и коллективные результаты производства, следует по мере внедрения новой системы стимулирования постепенно распространить на все категории работников.

В политике заработной платы необходимо учитывать особенности различных районов страны, их природно-климатические условия, уровень хозяйственного освоения районов и существующие там розничные цены. В настоящее время в Сибири, на Дальнем Востоке и на Европейском Севере коэффициенты к заработной плате введены не для всех рабочих и служащих. В новом пятилетии это несоответствие следует устранить. Вместе с тем будут расширены льготы для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (Аплодисменты.)

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002424&page=3&format=html
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Из прочитаного видно сдвиги конечно есть, надо заметить что пяти дневная рабочая неделя при Косыгине установлена. Все признаки перехода от военно мобилизационной экономики, но мне кажется "камень преткновенья" не в этом, хоть и заинтересованность производителей стимулируется но экономикой руководят гос. чиновники а это прямой тормоз для развития. Чиновник не может быть заинтересованным в прогрессе т.к. это ведёт к уменьшению его роли в управлении процессами. Практически все начинания Косыгина со временем сошли на нет, знак качества был также введён в бытность Косыгина, мы свидетели того во что он в последствии превратился.И ещё, замкнутая на себя экономика не способна развиватся, производя много электрознергии практически всю её использовала и так по многим отраслям. А прибыль где?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


надо заметить что пяти дневная рабочая неделя при Косыгине установлена

Да, и вероятнее всего, что это входило в планы, а не было популистским экспромтом.

 

Из материалов XXIII съезда КПСС:

 

Брежнев:

Товарищи.

В последнее время в порядке опыта мы разрешили ряду предприятий Ивановской, Пермской, Днепропетровской и некоторых других областей перейти на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Опыт показывает, что при осуществлении соответствующих организационно-технических мероприятий на этих предприятиях заметно улучшились производственные показатели.

Опираясь на этот опыт и учитывая многочисленные пожелания трудящихся, Центральный Комитет считает возможным перевести рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями при сохранении 41-часовой рабочей недели. (Аплодисменты.) При этом перевод рабочих и служащих на новые условия труда должен быть осуществлен постепенно, по мере готовности предприятий к работе по новому режиму, с тем чтобы от этого получили выигрыш трудящиеся и наше государство.

Введение пятидневной рабочей недели будет иметь большое социальное значение для нашего общества, поскольку оно создаст дополнительные возможности для улучшения условий труда и рационального использования рабочими и служащими своего свободного времени. Появятся более широкие возможности для отдыха, воспитания детей, учебы без отрыва от производства, для повышения культурно-технического уровня трудящихся.

Косыгин:

Крупным социально-экономическим мероприятием явится перевод в новой пятилетке рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю (пять рабочих дней и два выходных) с сохранением установленной в настоящее время общей продолжительности рабочего времени за неделю. Это позволит трудящимся лучше организовать отдых, учебу, повышение квалификации. Вместе с тем переход на пятидневную неделю будет способствовать повышению производительности труда, улучшению экономики производства. Об этом говорит, в частности, опыт ряда текстильных, машиностроительных, химических и металлургических предприятий, которые уже продолжительное время работают на пятидневной неделе: производительность труда там возросла, себестоимость продукции снизилась.

Далее:

но мне кажется "камень преткновенья" не в этом, хоть и заинтересованность производителей стимулируется но экономикой руководят гос. чиновники а это прямой тормоз для развития. Чиновник не может быть заинтересованным в прогрессе т.к. это ведёт к уменьшению его роли в управлении процессами. Практически все начинания Косыгина со временем сошли на нет

При этом, в Конституцию СССР (Брежневскую, 1977 г), в 16 статью включили следующее:

Руководство экономикой осуществляется на основе

государственных планов экономического и социального развития, с

учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании

централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и

инициативой предприятий, объединений и других организаций. При

этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль,

себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Взгляд обывателя-современника. :)Помню введение 5-ти дневной недели. Вот это было счастье! Родители стали приезжать на дачу в пятницу вечером, а не в субботу.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, сучетом отраслевого и территориального принципов, при сочетаниицентрализованного управления с хозяйственной самостоятельностью иинициативой предприятий, объединений и других организаций. Приэтом активно используются хозяйственный расчет, прибыль,себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

В 1969 году, когда я начал работать в проектном институте, там уже существовала некая "вольница". Насколько я понимаю, "сверху" спускали только перечень объектов проектирования. Всё остальное решалось на уровне руководства института и самими специалистами.А вот хозрасчёт появился позже.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Еще из событий этого периода можно отнести возвращение статуса выходного дня Дню Победы 9 мая (1965).

Игорь, а я в 1969 году пошел в 1 класс :). А на работу вышел через 10 лет. И тоже в проектный институт. Сначала перфокарты набивал, затем - оператором ЭВМ. Потом - служба на Границе и возвращение на прежнее место работы.

 

Материалы XXIV съезда КПСС. (30 марта - 9 апреля 1971 г.)

Доклад Брежнева по итогам 8 пятилетки.

Придется обильно цитировать.

 

По основным итогам

В области экономики основной итог пятилетки состоит в том, что существенно возросли масштабы, ускорилось развитие и улучшились качественные показатели народного хозяйства.

Директивы XXIII съезда по главным экономическим показателям успешно выполнены. Национальный доход предусматривалось увеличить на 38-41 процент; фактический его рост составил 41 процент. Промышленное производство при задании в 47-50 процентов увеличилось на 50 процентов. Перевыполнены задания Директив по важнейшим показателям, относящимся к повышению благосостояния трудящихся. В целом восьмая пятилетка дала значительно более высокие результаты, чем предшествующая.

Национальный доход страны, использованный на потребление и накопление, увеличивался в среднем за год на 7,1 процента против 5,7 в предыдущей пятилетке. Производительность общественного труда - важнейший показатель эффективности производства- возросла на 37 процентов против 29 в седьмой пятилетке.

По сельскому хозяйству

В истекшей пятилетке значительные успехи достигнуты в развитии сельского хозяйства. В силу ряда причин эта отрасль была и пока еще остается наиболее сложным и трудным участком нашей экономики. Именно поэтому вызывает удовлетворение тот факт, что работа партии, усилия наших сельских тружеников и работников соответствующих отраслей промышленности увенчались крупными достижениями.

Среднегодовой объем продукции сельского хозяйства увеличился на 21 процент против 12 в предыдущем пятилетии. Наиболее существенные сдвиги произошли в производстве зерна, его среднегодовой валовой сбор вырос на 37 миллионов тонн, или в 1,3 раза. Заметно увеличилось производство мяса, молока, яиц и других продуктов.

О росте доходов

Реальные доходы в расчете на душу населения выросли за 5 лет на 33 процента против 30, предусмотренных Директивами XXIII съезда партии, и 19 процентов в предыдущем пятилетии.

В этой пятилетке, как вы знаете, товарищи, минимальная заработная плата рабочих и служащих была увеличена до 60 рублей в месяц. Средняя заработная плата рабочих и служащих по стране возросла на 26 процентов. Доходы колхозников от общественного хозяйства увеличились на 42 процента. Введена гарантированная оплата труда, понижен пенсионный возраст, установлена выплата пособий по болезни и нетрудоспособности членам колхозов.

Общественные фонды потребления выросли за пятилетие в полтора раза и достигли в 1970 году около 64 миллиардов рублей.

Об имевшихся недостатках

Подводя итоги пятилетки и отдавая должное успехам, партия вместе с тем ясно видит недостатки хозяйственной деятельности, нерешенные проблемы. Прежде всего следует отметить, что задания по выпуску некоторых важных видов продукции были выполнены не полностью.

Имело место также отставание в наращивании производственных мощностей в химии, станкостроении, в легкой промышленности и некоторых других отраслях. Многими министерствами не были выполнены планы внедрения новой техники и задания по повышению производительности труда. Недовыполнены планы обеспечения сельского хозяйства электроэнергией и машинами.

При перевыполнении заданий по росту средней заработной платы не было проведено намечавшееся повышение тарифов и должностных окладов отдельных категорий трудящихся. Рост производства некоторых продуктов питания, особенно мяса, а также товаров широкого потребления, хотя и был значительным, все же отстает от потребностей, что приводит порой к перебоям в торговле.

Эти трудности отчасти связаны с объективными причинами внешнего и внутреннего порядка. Но на съезде, естественно, следует особенно внимательно отнестись к тем причинам, которые вызваны упущениями в работе хозяйственных, советских и партийных органов, а также недостатками в планировании, производстве и освоении новой техники, в использовании резервов.

Однако недостатки и нерешенные вопросы не заслоняют главного - основных положительных итогов пятилетки.

Главная задача на новую пятилетку

Главная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда

 

Ресурсы для выполнения поставленных задач.

Откуда могут быть взяты эти ресурсы, и в частности средства для ускоренного развития отраслей, на которые делается упор.

Кое-что можно получить за счет перераспределения из одних отраслей в другие, но такой источник, естественно, является ограниченным. Более ограниченными становятся и так называемые экстенсивные факторы роста народного хозяйства; в 1971 -1975 годах по сравнению с прошлым пятилетием сокращаются возможности привлечения дополнительной рабочей силы. Имеют (свои?) пределы и темпы роста капитальных вложений.Следовательно, главное, на что мы должны рассчитывать,- это повышение эффективности производства. Если говорить проще, суть проблемы состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат - трудовых, материальных и финансовых добиться существенного увеличения объема производства и национального дохода. В этом, в конечном счете, и состоит повышение производительности общественного труда.

При этом как с точки зрения очередных задач, так и долговременных перспектив на первое место выдвигается ускорение научно-технического прогресса.

Научно-техническая революция. Соединение науки с производством.

 

 

Об измении экономических подходов

Центральный Комитет считает необходимым подчеркнуть, что для успешного выполнения задач новой пятилетки важно добиться у наших кадров определенных сдвигов в подходе к экономическим вопросам, изменения некоторых привычных представлений.

Исторически, в силу условий, в которых мы находились, дело сложилось так, что на первое место всегда ставились количественные оценки - дать столько-то тонн стали, столько-то нефти, столько-то хлеба, столько-то тракторов. Конечно, количественная сторона для нас остается важной и теперь. Но она должна полнее и последовательнее дополняться показателями, относящимися к качеству продукции и к экономической стороне деятельности предприятий. Например, если тот или иной руководитель отчитывается за производство продукции, то дать обоснованную оценку его работе можно, только разобравшись: а какой ценой это достигнуто. И если цена была чрезмерной, если сам он выполнил план, но сорвал кооперированные поставки и подвел другие предприятия, если успех в одном месте повлек за собой недостачу в другом, то такой руководитель заслуживает не похвалы, а критики. (Аплодисменты.)

 

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Это означает, что улучшение управления - важная составная часть всей деятельности партии по руководству экономикой. Именно так поставил вопрос Центральный Комитет на декабрьском (1969г.) Пленуме

 

О проходящей экономической реформе

За отчетный период была проделана большая работа в области совершенствования хозяйственного механизма. После восстановления отраслевой системы управления существенно повысился уровень централизованного руководства народным хозяйством. В соответствии с решениями партии промышленность была переведена на новую систему планирования и экономического стимулирования, что позволило приостановить развитие некоторых нежелательных тенденций в экономике, наметившихся в предшествующие годы. Линия на дальнейшее развитие демократических основ нашла выражение в более широком привлечении трудящихся к управлению производством, в расширении хозяйственной компетенции республик и областей, а также оперативной самостоятельности предприятий.

Вместе с тем жизнь, практика - а это лучшие учителя - показывают, что мы не можем довольствоваться достигнутым. Совершенствование системы управления - не разовое мероприятие, а динамичный процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны будут находиться в центре нашего внимания.

Прежде всего необходимость повышения роли и улучшения работы Госплана и других общегосударственных органов. Для этого, видимо, следует освободить их от значительной части текущих дел, с тем чтобы они сосредоточили внимание на главных проблемах развития народного хозяйства. Назрел вопрос о повышении роли и расширении самостоятельности министерств и ведомств, что также требует известного уточнения их функций.

Необходимостью становится усиление концентрации производства. Накопленный опыт показывает, что только крупным объединениям под силу сосредоточить достаточное число квалифицированных специалистов, обеспечивать быстрый технический прогресс, лучше и полнее использовать все ресурсы. Курс на создание объединений и комбинатов надо вести решительней - в перспективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями общественного производства. При создании объединений особенно важно, чтобы административные границы и ведомственная подчиненность предприятий не служили препятствием к введению более эффективных форм управления. Процесс концентрации должен развиваться и в сельском хозяйстве.

 

Про экономическое стимулирование

Об усилении экономических стимулов. В своей работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство. Эти рычаги - хозрасчет, цены, прибыль, кредит, формы материального поощрения и т. д.- призваны создать такие экономические условия, которые способствуют успешной деятельности производственных коллективов, миллионов трудящихся, обеспечивают обоснованную оценку результатов их работы. Необходимость в точном определении меры труда и меры потребления требует умелого использования всех таких рычагов совершенствования товарно-денежных отношений.

Делегатам съезда известно, что ряд мер в этом направлении осуществлен в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Опыт истекших лет позволяет сказать, что, начав осуществление экономической реформы, партия правильно оценила обстановку, взяла верный курс в деле совершенствования управления народным хозяйством. Вместе с тем еще далеко не все вопросы удалось решить.

Накопленный опыт сделал более очевидным, на каких главных направлениях необходимо сосредоточить усилия. Это - создание экономических условий, которые бы, во-первых, побуждали предприятия брать на себя оптимальные обязательства, то есть принимать напряженные планы, более рационально использовать капиталовложения и трудовые ресурсы, во-вторых, в максимальной мере стимулировали ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и, в-третьих, способствовали последовательной борьбе за повышение качества продукции.

Весьма актуальным остается последовательное внедрение принципов хозяйственного расчета как на промышленных предприятиях, в колхозах н совхозах, так и в вышестоящих хозяйственных звеньях. Необходимо повышать роль хозяйственных договоров и ответственность за их выполнение. Для объединений и предприятий должны разрабатываться стабильные, рассчитанные на ряд лет плановые задания и экономические нормативы.

Важная сторона хозяйственной деятельности, от которой в немалой степени зависит эффективность производства,- это совершенствование оплаты по труду. Напряженный, высокопроизводительный труд должен поощряться и более высоко вознагра ждаться.

 

О Щекинском опыте

Целесообразно, как показывает опыт Щекинского химкомбината, дать предприятиям более широкие возможности для стимулирования тех работников и коллективов, которые вносят наибольший вклад в развитие производства, совмещают профессии, по-хозяйски, бережливо обращаются с общественным богатством. Усиление материальной заинтересованности работников должно идти рука об руку с расширением моральных стимулов к труду.

 

О дальнейшем совершенствовании экономических методов хозяйствования

Словом, товарищи, партийным организациям, нашим хозяйственным органам и коллективам трудящихся предстоит серьезно поработать над совершенствованием экономических методов хозяйствования.

В этой связи следует сказать и о той ответственности, которая ложится на советскую экономическую науку. За последние годы она добилась известных успехов. Но быстрое развитие народного хозяйства, новые задачи, которые предстоит решать нашей экономике, выдвигают немало сложных теоретических и практических проблем, требующих пристального внимания как хозяйственных органов, так и ученых.

О более широком участии трудящихся в управлении хозяйством. Одна из центральных задач партии - все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством. Нужно добиваться, чтобы каждый сознательный трудящийся, каждый сознательный рабочий, как подчеркивал В. И. Ленин, «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны» .

Для этого у нас существуют большие возможности. Участие трудящихся в управлении экономикой не ограничивается решением хозяйственных задач в рамках отдельного производственного коллектива. Необходимо подходить к этому делу шире, учитывая ту роль, которую играют в руководстве экономикой наша партия и Советское государство.

 

О руководстве партии, социалистической демократии и внутренних резервах социализма

Участие трудящихся в управлении экономикой не ограничивается решением хозяйственных задач в рамках отдельного производственного коллектива. Необходимо подходить к этому делу шире, учитывая ту роль, которую играют в руководстве экономикой наша партия и Советское государство. Их политика - в том числе экономическая - продиктована коренными интересами грудящихся. Она вырабатывается представителями трудящихся в выборных органах, при широком участии масс в обсуждении крупнейших планов и решений. Трудящиеся активно участвуют и в контроле за выполнением этих решений. Партия будет и впредь развивать все эти формы социалистической демократии.

Большую роль в управлении хозяйством играют первичные партийные организации, которые объединяют миллионы рабочих, колхозников, служащих. Используя свое право контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, они эффективно влияют на производственные дела. решении хозяйственных вопросов, в развитии социалистического соревнования, массового технического творчества, в укреплении дисциплины труда.

В отчетный период заметно активизировались производственные совещания, рабочие собрания, общие собрания колхозников. Надо проявлять заботу о дальнейшем повышении их авторитета, выносить на их обсуждение важнейшие вопросы жизни предприятий. Необходимо развивать такую практику, когда руководители объединений и предприятий, а также руководящие работники министерств регулярно отчитываются о работе непосредственно перед рабочими.

В центре внимания коллективов, наряду с производственными вопросами, естественно, должны находиться вопросы охраны труда, улучшения бытовых условий. Заслуживает поддержки практика составления планов социального развития коллективов. Следует улучшать порядок заключения и проверки коллективных договоров.

Наш долг - еще полнее претворить в жизнь ленинские заветы, добиться того, чтобы все рабочие, колхозники, интеллигенция стали сознательными борцами за осуществление экономической политики партии, действовали как государственные люди, в полной мере проявляя свои способности, инициативу, хозяйственную сметку. (Аплодисменты.)

Товарищи. Успех намеченных партией планов экономического развития, повышения народного благосостояния зависит, в конечном счете, от людей. В сознательном и упорном труде рабочих, крестьян, интеллигенции, наших партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных кадров - залог новых побед на фронте коммунистического строительства.

Именно поэтому наша экономическая программа должна быть подкреплена широкой партийно-организационной, политической и идейно-воспитательной работой, способной полностью привести в действие те гигантские силы, которые заложены в социалистическом строе, в советском человеке - носителе замечательных качеств борца, труженика, созидателя.

 

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002425&page=1&format=html

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Продолжу.

Теперь, выдержки из доклада Косыгина на XXIV съезде.

Там много чего, заслуживающего, на мой взгляд, внимания.

Но, я цитирую только то, что относится к обсуждаемой реформе.

Включаю все одним блоком. Наиболее важные, как мне кажется, места - выделил.

 

Итак, Косыгин:

Товарищи. В истекшей пятилетке проводились важные мероприятия, призванные привести формы и методы управления народным хозяйством в соответствие с современным этапом развития социалистической экономики. Главное направление перестройки системы управления определено решениями XXIII съезда КПСС. Сентябрьский (1965 г.) Пленум Центрального Комитета в постановлении «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» сформулировал конкретные меры по совершенствованию всего хозяйственного механизма, которые были одобрены XXIII съездом. Все это положило начало проведению в нашей стране хозяйственной реформы, являющейся дальнейшим развитием ленинских принципов социалистического хозяйствования.

Итоги восьмой пятилетки свидетельствуют о большом положительном влиянии новой системы планирования и стимулирования на эффективность производства.

Мы видим, что в новых условиях резко повысилась заинтересованность коллективов предприятий в экономических результатах работы, возросла активность хозяйственных кадров, ширится участие трудящихся в решении вопросов экономики производства.

Нельзя, однако, не отметить, что отдельные министерства еще слабо используют новые методы управления производством. Нередко хозрасчетные права предприятий ущемляются, экономические методы подменяются администрированием. В то же время накопленный опыт позволил выявить и те аспекты хозяйственной реформы, которые нуждаются в дальнейшем уточнении и развитии. Очевидно, что методы планирования и стимулирования, критерии оценки деятельности предприятий и объединений должны дальше совершенствоваться, с тем чтобы усилить воздействие реформы на ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, рост производительности труда и повысить заинтересованность предприятий, объединений и министерств в более высоких плановых заданиях. Это сейчас самое главное.

Хозяйственная реформа - не единовременный акт. Это процесс совершенствования управления хозяйством в целях максимального использования всех преимуществ социалистического способа производства.

В новой пятилетке будет завершен перевод хозрасчетных предприятий и организаций всех отраслей материального производства и сферы обслуживания на новую систему планирования и стимулирования. Исходя из накопленного опыта, необходимо подвести итоги пройденного этапа реформы и выработать предложения по ее дальнейшему развитию.

Советское планирование имеет всемирно признанные достижения. Сложившаяся в условиях новой общественно-экономической формации социалистическая система планирования непрерывно развивается в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

Назрела потребность в улучшении межотраслевого планирования, значение которого все больше возрастает в связи с необходимостью решения многих крупных народнохозяйственных проблем с участием ряда отраслей хозяйства. В качестве примера приведу автомобилестроение. Намеченный рост производства автомобилей определяет развитие не только смежных отраслей промышленности, но и дорожного строительства и широкой сети пунктов различного обслуживания, а также соответствующей планировки городов. Другими словами, нам нужны комплексные планы, которые следует разрабатывать не только «по вертикали», но и «по горизонтали».

Большое значение для решения комплексных народнохозяйственных проблем имеют долгосрочные прогнозы. Они должны сыграть важную роль в повышении научной обоснованности долгосрочных перспективных планов. За последнее время нашими научными центрами, Комитетом по науке и технике, Госпланом были составлены, а Советом Министров СССР рассмотрены долгосрочные прогнозы развития транспорта, нефтяной и нефтехимической промышленности, мелиорации и химизации сельского хозяйства, прогноз топливного баланса страны. Сейчас рассматривается генеральная схема размещения производительных сил. На этой основе мы сможем правильно подойти к составлению долгосрочного плана развития народного хозяйства СССР, скажем на 10-15 лет, который должен занять важное место в системе планирования.

Нам необходима всесторонняя разработка проблем научно-технического прогресса. Должна быть улучшена система показателен народнохозяйственного плана, ориентирующих все хозяйственные звенья на повышение технического уровня производства, скорейшее внедрение результатов научных исследований, систематическое обновление продукции. Планы по новой технике должны стать органической составной частью всего народнохозяйственного плана, но вместе с тем и сам народнохозяйственный план по всех разделах должен базироваться на научно-техническом прогрессе.

Необходима дальнейшая разработка системы технико-экономических нормативов, применяемых в планировании. Мы должны располагать научно обоснованными нормами расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудовых затрат. Плановые органы должны своевременно проводить пересмотр нормативов, обеспечивая непосредственную связь этих норм с достижениями технического прогресса.

Усиление роли долгосрочных планов, всестороннее изучение общественных потребностей и покупательского спроса, сбалансирование развития всех отраслей народного хозяйства на основе прогрессивных нормативов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более глубокая разработка социальных проблем и проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны - таковы главные направления дальнейшего повышения научного уровня планирования. На этой основе может быть достигнута большая устойчивость планов и стабильность экономических нормативов, обеспечена заинтересованность предприятий и объединений в оптимальных плановых заданиях.

Выполнение планов, согласующих работу разных предприятий и отраслей производства, так же как и перспективы их развития, требует повсеместного повышения государственной дисциплины. Необходимо поднять ответственность каждого министерства, объединения, предприятия, коллектива работников за своевременное выполнение всех плановых заданий. Важную роль в укреплении дисциплины и повышении ответственности каждого работника за порученное дело призвана сыграть четко налаженная проверка исполнения. Партийные и советские органы на местах, органы народного контроля с их многомиллионным активом, органы государственной статистики должны поставить в центр своей деятельности систематическую проверку исполнения решений и указаний партии и правительства.

Надо отметить, что плановые органы недостаточно внимания уделяют проверке выполнения планов. Они должны своевременно разрабатывать меры, которые предупреждали бы возникновение диспропорций, обеспечивали точное выполнение планов и наиболее полное использование внутренних резервов.

В докладе товарища Брежнева обращено внимание на необходимость умелого использования экономических рычагов, совершенствования товарно-денежных отношений.

Центральный Комитет партии и Советское правительство исходят из того, что ведущим и определяющим является директивное планирование и что товарно-денежные отношения могут и должны использоваться в интересах укрепления планового руководства народным хозяйством и развития инициативы предприятий и объединений на началах хозяйственного расчета. Товарно-денежные отношения у нас имеют новое, присущее социализму содержание. Разумеется, мы отвергаем всякие ошибочные концепции, подменяющие рыночным регулированием ведущую роль государственного централизованного планирования.

Необходимо полнее сочетать индивидуальную и коллективную заинтересованность, интересы отдельного работника, предприятия и всего общества, с тем чтобы воспитывать в людях отношение к труду на благо общества как к своей первейшей обязанности и главному источнику повышения благосостояния. Важно при этом усилить заинтересованность работников предприятий, объединений, министерств не только в текущих, но и в долговременных результатах - в широком внедрении достижений науки и техники и улучшении качественных показателей работы предприятий. Этим целям нужно подчинить дальнейшее совершенствование всех экономических рычагов, поставив систему материального стимулирования в прямую зависимость от выполнения заданий пятилетнего плана.

Новая система экономического стимулирования, основанная на укреплении и развитии хозрасчета, предполагает усиление роли прибыли в народном хозяйстве. Мы рассматриваем прибыль и рентабельность как важные показатели эффективности производства. Вместе с тем прибыль - это основной источник не только хозрасчетных фондов предприятий и объединений, но и важнейший источник доходов государственного бюджета.

Конечно, социалистическому обществу не безразлично, за счет чего, каким путем и при каких условиях увеличивается прибыль. Повышение эффективности производства, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда - вот наш путь увеличения прибыли. Всякие попытки получать прибыль за счет обхода государственных цен или повышения их, нарушения установленного ассортимента и стандартов являются антигосударственной практикой. Надо повысить ответственность министерств, ведомств, объединений и руководителей предприятий и органов ценообразования за строгое соблюдение государственной дисциплины цен и выполнение плана по номенклатуре продукции.

Вместе с тем необходимо дальше совершенствовать систему распределения прибыли, усилить заинтересованность предприятий в повышении эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.Промышленные предприятия в 1970 году отчислили в фонды развития 3,6 миллиарда рублей, в фонды социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - 1,4 миллиарда рублей и в фонды материального поощрения - 4 миллиарда рублей. Всего в эти фонды было отчислено 9 миллиардов рублей. Многие предприятия смогли за счет своих фондов провести большую ра боту по модернизации производства, улучшению жилищных условий рабочих и служащих, дополнительно построить детские сады, ясли, культурные учреждения.

Возрастающую роль в усилении материальной заинтересованности коллективов в совершенствовании производства играют фонды материального поощрения. Более четверти всего прироста средней заработной платы рабочих и служащих в промышленности в истекшей пятилетке достигнуто за счет средств этих фондов. На предприятиях, переведенных на новую систему, вошло в практику выплачивать из фонда материального поощрения вознаграждение по итогам года с учетом непрерывного стажа работы, дисциплины, качества работы. Опыт показал, что такой порядок поощрения способствует росту производительности труда, снижению текучести кадров и укреплению трудовой дисциплины.

Хозрасчетные фонды стимулирования создаются за счет доходов предприятий, и широкий актив рабочих и служащих должен быть привлечен к всестороннему обсуждению вопросов их рационального использования. Вместе с тем необходимо и дальше совершенствовать систему формирования и распределения фондов стимулирования.

Действенность экономических рычагов планового руководства народным хозяйством во многом зависит от системы ценообразования. Мы провели большую работу по упорядочению оптовых цен на промышленную продукцию, в результате чего они стали точнее отражать общественно необходимые затраты труда. Это создало условия для дальнейшего укрепления хозяйственного расчета. Следует и дальше улучшать систему оптовых цен. По мере роста производительности труда, уменьшения издержек производства мы будем снижать оптовые цены на промышленную продукцию.

Правильная система ценообразования должна усилить заинтересованность предприятий и объединений в обновлении продукции, улучшении ее качества, ускорении научно-технического прогресса. Цены на новую технику следует устанавливать с учетом экономического эффекта, который дает ее применение, с тем чтобы она была выгодна и производителю, и потребителю. Цены - это мощный рычаг экономического управления в руках социалистического государства, и мы должны пользоваться им умело и эффективно.

В условиях реформы возросла роль кредита. С участием кредита теперь формируются почти половина оборотных средств и заметная часть основных фондов народного хозяйства. Значительную помощь кредитом государство оказывает колхозам, межколхозным организациям, потребительской кооперации и населению. Более 75 процентов платежей за товары и услуги осуществляется с участием кредита.

В истекшем пятилетии улучшилось использование общегосударственного ссудного фонда и оборотных средств. Об этом свидетельствует ускорение оборачиваемости оборотных средств в промышленности и сокращение сроков возврата кредита.

Необходимо и далее повышать роль кредитных отношений. Госбанк и Стройбанк при кредитовании предприятий и организаций обязаны усилить воздействие на выбор наиболее эффективных объектов строительства и технического перевооружения производства. Само собой разумеется, что преимущество в кредитовании в рамках общегосударственного плана следует предоставлять объектам, обеспечивающим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетворение первоочередных нужд народного хозяйства.

Крупные производственные хозрасчетные объединения обладают серьезными преимуществами по сравнению с отдельными предприятиями. В состав крупных объединений могут входить наряду с производственными предприятиями научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации. Это приближает науку к производству, создает условия для быстрейшего внедрения научно-технических достижений в народное хозяйство.

Отдельному предприятию трудно самостоятельно выявлять потребности, организовать снабжение и сбыт, совершенствовать специализацию и кооперирование, централизовать вспомогательные работы и т. д. Эти функции должны быть возложены на объединения, организация которых предполагает дальнейшую концентрацию производства и централизацию необходимой части материальных и финансовых ресурсов.

Создание производственных объединений представляет собой новый важный элемент совершенствования системы управления. Развитие объединений позволит полнее реализовать возможности хозяйственной реформы, ускорить научно-технический прогресс.

Важным условием повышения эффективности организации и управления народным хозяйством является дальнейшее развитие социалистической демократии, расширение участия трудящихся в управлении производством. Это обеспечивает реализацию важнейшего принципа нашей хозяйственной деятельности - сочетание интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося.

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002426&page=3&format=html Изменено пользователем Stanislav
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


а я в 1969 году пошел в 1 класс . А на работу вышел через 10 лет. И тоже в проектный институт. Сначала перфокарты набивал, затем - оператором ЭВМ. Потом - служба на Границе и возвращение на прежнее место работы.

А я уже был во втором. :) Очевидно положительные сдвиги были, матушка в канце 60х сездила в Болгарию, в 70х приобрели "копейку", расширили жил площадь, в 80е благосостояние росло, а потом раз и обвал. Что произошло?! Почему экономика не выдержала? Это было неизбежно или планировали не правильно, может жили не по средствам, работали плохо, всётаки в чём причина?!
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Часть 2. Доклад Косыгина._http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002424&page=3&format=html

Необходимо, чтобы уровень рентабельности (отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств) был правильно определен при составлении пятилетних планов предприятий

Любопытно, что Косыгин счел нужным пояснить понятие «рентабельности» своей аудитории. При этом он понимает рентабельность исключительно как «рентабельность активов» (говоря современным языком). Вообще-то показателей рентабельности – больше десятка. Остальные не имеют смысла в социалистической экономике?

...При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль,себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Не поверил, посмотрел. Там действительно это написано :llol: Себестоимость – не «рычаг» или «стимул», а величина затрат на производство продукции. С таким же успехом в «рычаги» можно записать, например, количество ступенек в лестничном марше.

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002426&page=3&format=html

Конечно, социалистическому обществу не безразлично, за счет чего, каким путем и при каких условиях увеличивается прибыль. Повышение эффективности производства, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда - вот наш путь увеличения прибыли. Всякие попытки получать прибыль за счет обхода государственных цен или повышения их, нарушения установленного ассортимента и стандартов являются антигосударственной практикой.

Вроде бы мы это обсуждали? И, наверное, явление стало массовым, раз Косыгин упомянул о нем с трибуны?

_http://www.vkpb2kpss.ru/book_view.jsp?idn=002426&page=3&format=html

По мере роста производительности труда, уменьшения издержек производства мы будем снижать оптовые цены на промышленную продукцию.

Ага, разбежался. Снизят цены – снизится прибыль, а за ней и фонды материального поощрения. Так что рост производительности труда и уменьшение издержек идут лесом. Вот и все «рычаги».В общем, мое мнение таково, что руководители допускают в социалистическую экономику «невидимую руку рынка» в наивной надежде, что она сама собой решит проблемы, которые они сами не смогли решить более адекватными мерами. И совсем не предполагают, что «невидимая рука» :llol: способна вытащить кошелек из их кармана.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


расширили жил площадь

В нашей семье с жилплощадью было проблематичней.Родители поженились в 55 году. Жили со своими родителями (моими бабушкой и дедушкой).В 63 году пришлось вступать в кооператив. Первый взнос за двушку - 2200. Зарплаты у инженеров были небольшие. Отец написал учебник по радиотехнике. Получил гонорар 900 р. Остальное собирали в долг по родственникам и друзьям. Потом выплачивали пай много лет.Я женился в 83 году. Стали жить с моими родителями. Встали на очередь. Прожили с родителями 9 лет. Поняли, что ждать еще и ждать. Но, кооператив нам бы не потянуть было. Семья инженеров. Но, благодаря тому, что вышло постановление (году так в 89-90), разрешающее предприятиям, не ведущим своего собственного жилищного строительства, оплачивать первый взнос очередникам района, вступившим в кооператив, все-таки пошли на это дело. В 90 году жена вступила в кооператив и получила на своем предприятии деньги на половину (больше не дали) первого взноса. Остальное добирали своими силами. В июле 92 года получили ключи.

Не поверил, посмотрел.

Прошу прощения, что не дал ссылку на текст Конституции, из которого привел фрагмент.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


в 70х приобрели "копейку"

В конце 50-х, на заводе где мой отец работал слесарем, профсоюзный комитет распределял автомобиль "Победа", на котором ездил директор. Точнее продавал за 4000 "дореформенных" рублей. Надо сказать, что зарплата слесаря была тогда около 700-800 рублей. Но не это было критерием отбора, а стаж работы, ударный труд, общественная деятельность и успехи в спорте (сейчас это звучит во многом смешно, а тогда...) Помню семейные мечтания по этому поводу - как мы поедем на ней на дачу, где уже были выкорчеваны пни стоявшего там ранее леса, построен маленький домик и посажены яблони и картошка... Эх! :) Но машина досталась другому. Токарю завода, со стажем всего на полтора месяца больше чем у отца. А до дачи надо было идти с автобуса 7 километров! Хотя тогда уже было подготовлено письмо в Райсовет депутатов трудящихся, с просьбой продлить маршрут автобуса до садового товарищества. И просьба была выполнена!!! По выходным автобус доезжал до дач.п.с. Очень интересно читать садоводческие документы того времени, как отлично характеризующие ту эпоху.Есть например протокол собрания, в котором садоводов обязуют сдать по 15 рублей (!) на централизованную закупку штакетника для заборов (трёх видов!) и их установку. Остальную сумму компенсировал профком завода.Или "Техусловия" на проводку ЛЭП и подключение садоводов к электричеству. По ним наших дедов обязывали заменить 17 столбов в трёх соседних деревнях.

В нашей семье с жилплощадью было проблематичней.

Уже писАл как-то, что в середине 50-х годов, наша семья из 10 человек жила в комнате разделённой ситцевой занавеской, в старом, деревянном доме с угольным отоплением. И это при том, что бабушка была зам. Председателя областного совета профсоюзов, дед гл.бухгалтером авиационного завода, а наши с двоюродной сестрой отцы воевали. А потом "понеслось" ! Дядьке дали 2 комнаты на Бауманской, бабуле с дедом "однушку" в Зюзино, нам "двушку" в Черёмушках! Через 15 лет после военной разрухи все жили в отдельных квартирах. БЕСПЛАТНЫХ !!!Если эти небольшие жизненные зарисовки спроецировать на партийные документы тех лет, то станет многое понятно...
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Продолжаем изучать материалы XXIV съезда КПСС касательно проводившейся реформы.Привожу отрывки из выступлений в прениях по докладам Брежнева и Косыгина.Сначала - партийно-государственные деятели.Байбаков (председатель Госплана СССР):

Товарищи. Огромные резервы повышения эффективности экономики связаны с более рациональным использованием производственных фондов. В восьмой пятилетке нам удалось преодолеть в целом по народному хозяйству наметившуюся в начале 60-х годов отрицательную тенденцию снижения съема продукции с одного рубля основных фондов и добиться стабилизации отдачи основных производственных фондов, что позволило сэкономить за истекшее пятилетие многие миллиарды рублей капитальных вложений. Этому способствовало внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования, укрепление хозяйственного расчета на предприятиях.

Руднев (министр приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР)

Экономическая реформа в промышленности, развитие и углубление хозяйственного расчета во всех сферах хозяйственной деятельности, проводимые на базе новой системы планирования и экономического стимулирования в условиях отраслевого управления производством, дали свои положительные результаты.Вместе с тем, думается, вряд ли было бы правильным рассчитывать, что положения реформы могут дать ответ на все вопросы, возникающие в реальной жизни, и автоматически обеспечить и высокие темпы развития экономики, и технический прогресс. Реформа должна совершенствоваться, а ее положения - уточняться. В ходе развития могут изменяться и методы работы, но ясно одно: что основы реформы здоровые и принципы были заложены правильно.Мы убеждены, что принятый для нашей отрасли порядок работы является существенным шагом, дающим возможность при Дальнейшем совершенствовании государственного планирования и усилении экономических методов в работе отрасли расширить творческую инициативу предприятий, объединений и центрального аппарата министерства.Однако мы все более начинаем чувствовать необходимость совершенствования методов работы функциональных органов управления, чтобы их деятельность полнее отвечала задачам рационального хозяйствования в условиях полного хозрасчета. Это позволит избежать неоправданного дублирования, повысит персональную ответственность и ускорит принятие решений.

Романов (1 секретарь Ленинградского горкома КПСС):

Какую бы из проблем мы ни решали в последние годы, почти во всех случаях получение максимального эффекта упиралось в раздробленность промышленности, отсутствие достаточно прочных связей науки с производством, несовершенство управления. И мы полностью поддерживаем вывод, сделанный в Отчете Центрального Комитета партии о том, что концентрация науки и производства становится насущной необходимостью, что основными хозрасчетными звеньями общественного производства должны стать мощные производственно-хозяйственные комплексы. Мы в этом убедились на собственном опыте.Сейчас в Ленинграде и области созданы и успешно работают 57 производственных и научно-производственных объединений, в состав которых вошли 233 предприятия и 42 научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организации. Они дают одну треть всей промышленной продукции. В них трудится каждый четвертый работник ленинградской промышленности.Итоги работы наших и других объединений страны убедительно свидетельствуют о больших преимуществах этой новой прогрессивной формы организации производства и управления.В объединениях обеспечиваются широкие возможности для ускорения научно-технического прогресса, углубления специализации и кооперации, наиболее рационального использования материальных ресурсов и кадров, повышения уровня руководства.В этих комплексах ликвидируется разрыв в планировании науки и производства, обеспечивается органическое единство процесса создания и внедрения новой техники, единство ответственности исследователей, разработчиков и производственников. Здесь создаются необходимые предпосылки для осуществления основных принципов новой системы планирования и экономического стимулирования во всех звеньях науки, производства и управленияНакопленный опыт убедительно подтверждает, что в условиях колоссальных масштабов нашего народного хозяйства основой должны быть не тысячи в большинстве своем небольших многономенклатурных предприятий, а крупные хозрасчетные производственно-хозяйственные комплексы, имеющие сильные научно-технические и экономические службы, располагающие мощными основными производственными фондами и средствами, наделенные широкими правами в их использовании и полностью отвечающие за технический уровень и качество своей продукции, за удовлетворение в ней потребностей страны.

Академик Келдыш (Президент АН СССР)

Хотелось бы поддержать вводимую в порядке опыта систему организации научных исследований в Министерстве электротехнической промышленности, при которой тематика, финансирование и экономическое поощрение научных исследований органически связываются с техническим прогрессом отрасли и получаемым от этого экономическим эффектом. Нам представляется, что уже имеющиеся здесь первые результаты дают основание шире распространить эту систему. Организация министерств безусловно привела к ускорению технического прогресса. Однако необходимо иметь долгосрочные планы технического перевооружения отраслей. Должна быть повышена ответственность за выполнение планов по техническому прогрессу, за уровень производства и качество продукции.Вместе с тем, как это подчеркнуто в докладе товарища Л. И. Брежнева, громадную роль играет заинтересованность самих предприятий в освоении новой техники. Мне представляется, что в этом направлении мы используем еще не все, что предусмотрено в решении сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. В частности, цены должны в большей мере стимулировать новую технику, так же как и более полная реализация предусмотренных мероприятий по системе кредитования.

Ссылки те же.Продолжение следует.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


руководители допускают в социалистическую экономику «невидимую руку рынка» в наивной надежде, что она сама собой решит проблемы, которые они сами не смогли решить более адекватными мерами. И совсем не предполагают, что «невидимая рука» способна вытащить кошелек из их кармана.

Китацы допустили и наверно контролировали "невидимую руку", кошелёк остался на месте! Получается наше руководство неведало что делает?

В нашей семье с жилплощадью было проблематичней.

Станислав известная фраза:"Москвичей испортил квартирный вопрос" взята не с "потолка" :) У нас конечно проще было, родители работали в строй индустрии, а в этой отрасли было проще получить жильё. А своё я банально купил, в начале 90х было какоето сумашествие, квартиры стоили как автомобили, многие предпринематели целые этажи скупали. Наверно из за этого по стране толпы бездомных.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Китацы допустили

С несколькими китайцами я общаюсь. Они готовы поставлять товар по ценам примерно втрое ниже московских розничных цен (с учетом доставки и растаможки). При этом просят 30-40% предоплаты – очевидно, такова себестоимость.

В 1995 году, когда Китай вступил в эру свободной экономики, в стране был принят первый трудовой кодекс, пытавшийся хоть как-то привязать местные обычаи к цивилизованным нормам трудовых отношений. Согласно ему каждый работник полной занятости должен был заключать с работодателем контракт, в котором прописывалось число трудовых часов, надбавки за переработку и за выслугу лет. Однако этот закон был прописан в настолько свободной форме, что ничего из вышеперечисленного на деле не соблюдалось. И не только на чисто китайских фабриках, но и на предприятиях, принадлежащих европейцам, но управляемых местным менеджментом. По данным статистики South China Normal University, в 2007 году более 40% работников, занятых на коммерческих предприятиях, не имели подписанного контракта. Никто не доплачивал за лишние часы работы, отсутствовали больничные и отпуска. Кроме того, чтобы не платить пенсию, наниматель мог избавиться от любого работника, даже проработавшего годы на фабрике, без особых усилий – просто уволить. Последней каплей стал "рабский скандал", наделавший шуму в начале июня 2007, когда в прессе были опубликованы материалы о том, что тысячи крестьян из провинций нанимались на фабрики, и получали гроши за многочасовую работу. Среди них были подростки и дети, которые иногда вывозились насильно за долги, рабочие жили в бараках, без документов о найме. Официально эти работники не были нигде учтены, поэтому трудовое законодательство их вообще не касалось. Впрочем, сможет ли новый закон решить проблему трудового рабства в Китае и успокоить сердца защитников прав человека, неизвестно. Ведь закон касается, прежде всего, официально нанятых рабочих, с которыми теперь обязаны подписать контракт, а после 10 лет стажа вообще не могут уволить без очень серьезной причины, зафиксированной документально. Официально нанятых рабочих теперь должны отправлять в отпуск, оплачивать им больничный и пенсию, индексировать зарплату. Рабам китайские работодатели по-прежнему ничего не должны.И крайне сомнительно, что при все том же китайском менеджменте щепетильные европейские заказчики смогут контролировать пресловутую "третью смену". Ведь главное правило китайской свободной экономики – не воровать у государства. У остальных, будь то клиенты, поставщики или работники, воровать не возбраняется.

_http://timeseller.ru/articles/krasnobelaja_zarplata.htmlА тут «квартиры», «бесплатно» :llol: Сорри за офф
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Ведь главное правило китайской свободной экономики – не воровать у государства.

Всётаки государство бдит свои интерес, у нас ОБХСС значит плохо работал, а может к новым реалиям не были готовы.О Китае. Мои знакомые музыканты играли (лабали) рок в местных клубах практически за гроши, но както решили в Китай съездить, приехали в диком восторге, бобла нарубили да и вообще понравилось, теперь они постоянно там.В статье по ссылке есть замечательные слова: " китайцы любят работать, но не любят быстрых перемен" Изменено пользователем Diamond07
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Тоже сорри за офф. Г.А. Зюганов в газете «Правда»: Китай – ключ к новой цивилизации_http://kprf.ru/international/79627.html

Станислав известная фраза:"Москвичей испортил квартирный вопрос" взята не с "потолка"

Не виноватые мы! :)Проще получить было "бесплатную" квартиру, работая в организациях, ведущих собственное жил. строительство. Правда, надо было быть очередником района и тогда уж заодно предприятия. В 85 году я перешел в "п/я". И вот там мне засветила двушка как очереднику района. В 90 году. Но все сроки прошли, а ведомственный дом так и не построили в срок. И все затягивалось непонятно докуда. Пошли вступать в ЖСК. И правильно сделали. А то вообще остались бы без своего жилья.Продолжаю тему.Отрывки из выступлений в прениях по поводу трудностей при переходе на новые методы хозяйствования.Романов (1 секретарь Ленинградского горкома КПСС)

Безусловно, это не простая задача, на пути ее решения много барьеров. И главные из них таятся в психологии людей, в привычке части работников как на местах, так и в центре к старым формам и методам руководства. Есть еще руководители, которые боятся нового, подходят к делу с узковедомственных и местнических позиций. Отсюда и инертность, и медлительность в решении многих важных вопросов. Подобный консерватизм тормозит развитие нашей экономики, не позволяет использовать важные резервы.

Машеров (1 секретарь ЦК КП Белоруссии):

Пока еще не все наши кадры прониклись пониманием того, что научно-техническую революцию нельзя «втиснуть» в рамки старых методов и форм организации работы. Подчас проявляется стремление сохранить сложившуюся структуру управления даже тогда, когда она вступает в явное противоречие с интересами дела. Не потому ли наши усилия по созданию производственных объединений порой не находят активной поддержки в некоторых министерствах и ведомствах. Например, неоднократно нами ставился вопрос о создании соответствующих объединений на базе имеющихся в республике предприятий, подведомственных союзным министерствам - тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности, радиопромышленности и некоторых других. Но министерства медлят с этим делом, хотя экономическая целесообразность и эффективность объединений уже доказаны практикой. Видимо, нелегко отказаться от старой, привычной системы управления и, быть может, расстаться с некоторыми излишними в современных условиях звеньями управленческого аппарата.

Критические замечания по экономической реформеМашеров:

Явственно ощущается необходимость самой тщательной разработки в планах вопросов максимального использования научно-технических достижений в народном хозяйстве, усиления контроля и ответственности за внедрение новой техники и технологии. В связи с этим нельзя не отметить, что экономическая реформа, в которой в целом заложен верный курс социалистического хозяйствования в современных условиях, пока еще слабо стимулирует развитие производства на новейшей научно-технической базе. В этом мы видим один из крупных ее недостатков. Совершенствуя систему хозяйствования, очевидно, необходимо выработать комплекс таких мер, которые бы максимально поощряли повышение производительности труда, разработку предприятиями напряженных планов, предусматривающих полное и рациональное использование всех внутренних ресурсов и возможностей, активное внедрение в производство достижений науки, техники и передовой практики.

Бодюл (1 секретарь ЦК КП Молдавии):

Выработанные сентябрьским Пленумом ЦК КПСС принципы хозяйственной реформы в промышленности на практике, к сожалению, не всегда осуществляются последовательно.Прежде всего следует сказать, что в новых условиях работы предприятий ослаблено внимание к темпам роста производительности труда. Этот важнейший экономический показатель, являющийся, как известно, предопределяющим фактором повышения эффективности общественного производства, выпал из планового руководства промышленностью и стал лишь расчетным, производным, что отрицательно сказывается на техническом перевооружении и интенсификации производства. Снижена требовательность к планированию и обеспечению на практике высоких темпов увеличения валового производства продукции. Многие руководители предприятий стремятся достичь роста объемов реализации и прибыли не только путем увеличения выпуска товарной массы, но и за счет необоснованного завышения оптовых цен. Подобные тенденции порождаются и слабым контролем государственных органов, регулирующих ценообразование в стране.Эти и другие недостатки в проведении хозяйственной реформы указывают на преждевременность отказа от централизованного планирования ряда важных экономических показателей, на отсутствие до конца разработанных положений по использованию новых экономических рычагов в организации управления промышленностью и правильных критериев оценки деятельности предприятия.В этой связи исключительно важное значение приобретают высказанные в докладе товарища Леонида Ильича Брежнева принципиальные установки о создании таких экономических условий, которые обязывали бы руководителей предприятий, министерств, ведомств вырабатывать мобилизующие производственные задания, создавали бы у них объективное стремление к более полному и быстрому освоению и использованию достижений науки и техники.

Ссылки те же.Продолжение следует
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...