Перейти к содержанию

Бурная весна. Ледоход


Рекомендуемые сообщения

Ранней весной и поздней осеню самое сложное время службы на ПТНе.Формы одежды соответствующая. Весна. Шубы и стеганные брюки уже сдали. Осень. Шубы и стеганные брюки еще не выдали. В валенках идти на службу – без валенок останешься. В сапогах холодно, но приходится. Земля мерзлая и пыльная, одно слово – чернотропье. Вот и закончилась вторая зима, последняя зима службы на заставе… Мысленно отдается у меня в голове. Маршрут от заставы до ПТНа занимает чуть больше часа. Менять не кого. Наша смена первая, поэтому мы идем медленно, прислушиваясь и вслушиваясь в каждый звук замершей перед пробуждением природы.Ветра не было, что было даже странным для этого время года. С Амура тянуло холодом и свежестью.Лед на реке еще не начал сходить. Когда, сегодня днем находясь на отмели, помогали связистам убирать колышки от «кристалла» уже было слышно дыхание реки. Хрустело то слева, то справа, то где-то вдалеке на середине реки, где еще совсем недавно проходила ледовая дорога прикрытия левого фланга от ПТНа до Острова. Так в раздумьях дошли до водозабора, где располагался наш ПТН. ПТНа представлял собой небольшую деревянную будку, установленную на помосте расположенном, на сваях. Помост заходили метров на 15 от берега, что постоянно грозило не минуемым пот топлением весенними водами Амура. Отзвонились на заставу, доложили о прибытии. Пока младший подключал аккумуляторы и настраивал станцию, наклонясь к окулярам ТЗК я оглядел расположенный чуть левее китайский берег, на котором растянулся городок Хайхэ. Китайский городок растянулся вдоль берега, между береговой кромкой и крутым склоном, так что казалось, будто домики ссыпались с него к самой реке. Ширина реки между двумя берегами составляла не более 500 метров, так что видимость даже в сумеречные часы бала хорошая.Позвонил на заставу, доложил, что РЛС в работе и что китайский городок на месте. На что в трубке раздался гомерический хохот дежурного и со словами: - А куда он денется.Настроение было весеннее, за станцией сидеть не хотелось, сказав младшему, чтоб бдил, остался на улице.Уже не помню, как река по осени покрылась льдом. По-видимому, это не произвело на меня особого впечатления. Во время ледостава я случайно себя в плотники определил. Начальник заставы по осени где-то надыбал немеренное количество пиломатериалов. И с вопросом, кто может эти пиломатериалы употребить в дело, вызвал добровольцев, что бы облогородить рейками стены заставы. На, что вызвалось несколько человек и я в том числе (как ни как до армии четыре электрогитары своими руками сделал). Поэтому, наверное, и не заметил, как река встала.Зимой, при необходимости настройки станции по уголковому отражателю использовали, как полигон замершее русло Амура (летом это делалось с помощью катеров «Аист», которые на все лето были приписаны к заставе). К концу зимы отсутствие преграды в виде реки бывало настолько привычным, что пересечение границы суша-лед уже не замечалось.Ближе к полуночи поднялся сильный ветер, и лед затрещал со всех сторон. Часа в 2 ночи позвонили с заставы и сообщили, что внизу по течению наблюдаются подвижки льда. В районе ПТНа лед на реке стоял крепко. Казалось, он так и растает бездвиженный, покроется водой и утонет в темной глубине. По прошлому году, льдины накатывая одна на другую, сковырнули будку ПТНа в одно мгновенье. Хорошо, что станцию заблаговременно забрали, и как это будет выглядеть в этом году, понятия не имел.Ближе к утру с заставы сообщили, чтобы мы сворачивались, вытащили из будки самое ценное и ждали машину. Самое ценное кроме станции это конечно стальная печка, без которой зимой и двадцати минут за станцией не высидишь. Выгребли угли из печки, чтобы к приезду машины она остыла и было проще вытащить. Чтобы хоть как-то укрыться от ветра зашли за здание водозабора и стали ждать машину. Минут через сорок, ветер вдруг резко стих и мы увидели. Все ледяное поле пошло вниз по течению. Целиком. Практически в полной тишине! Движение льда, беспрерывный шорох и шелест завораживали, не позволяли ни на секунду оторвать взгляд. Вдруг на острове вспыхнул прожектор. Его длинный луч пробежал по середине двигающегося ледяного поля осветил отмель, уперся в береговые ледяные, глыбы и вдруг отразился на небе искрами похожими на северное сияние. Трудно было поверить в то, что происходило на наших глазах! Мы, стояли у здания водозабора и от идущего мимо льда, нас отделяла небольшая полоска земли.Вскоре подошла машина, сообща закинули в кузов наше главное достояние – печку и станцию и на заставу. Перекусив в столовке, пошел спать. Поспать в тот день дали, чуть ли не до вечера и снова на службу. Обычно если не было службы на ПТНе, специалистов загоняли на вышки. В этот день мне повезло, попал на вышку под заставой. Самую цивильную из всех заставских. Она была оборудована не только ТЗК , но и была турель для установки ПНВ.Вышка, на которой мне предстояло отколунить ближайшие пять часов, считалась самой высокой на заставе. Быстро поднимаясь с площадки на площадку наверх, очень уж хотелось увидеть, что изменилось на реке. К моему изумлению промежутки между льдинами стали больше, однако, в середине реки фрагменты целого еще недавно поля шли вместе, сохраняя кое-где очертания общих границ, а вот у берега себя по-разному. Вытолкнутые на мелководье они цеплялись за разбросанные по всей отмели бревна, разворачивались, преграждая путь остальным. Под напором движущейся массы мелкие, а иногда и крупные обломки выталкивались дальше на берег. Те, кому не повезло про-должить путь, около двух недель еще будут лежать на берегу и медленно истекать водой. От увиденного зрелища на реке, душа запела - закончилась вторая зима, по-следняя зима службы. Скоро домой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Николай, с почином!Молодец, что написал. Очень понравилось - хороший рассказ о заставских буднях. Одно замечание - немного суховато. Даёшь ещё рассказов! *wink**tongue*

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Женя!Настроение было не фонтан, но больше хотелось описать ледоход. И слова правильные не находились!Наверное стоит написать вторую версию. Пока не могу. На работе завал - устал.Спасибо за прочтенье! Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Николай молодец ! Класно всё описано ! Нет ...., всё таки служба просто заставляет быть романтиком . Просто какое-то десятое чувство просыпается и начинаешь любоваться совершенством природы . Так рассказывать могут только погранцы , ну неукладывается у меня в голове что б какой-нибудь ракетчик или танкист вспоминая о службе начал в рассказе упоминать как плавится бархан , или как красиво заметает систему по самые козырьки ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Представил это зрелище!Спасибо за рассказ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...