Владимир Опубликовано 25 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2015 (изменено) Музей службы горючего ВС Российской Федерации Единственный в мире музей Службы горючего находится в городе Наро-Фоминске, Московской области. Многие жители района прекрасно знают, что в Наро - Фоминске, в районе Красной Пресни, есть военная часть. Но никто не догадывается о том, что вот уже более тридцати лет на ее территории действует единственный в мире музей Службы горючего. Музей был основан в октябре 1974 года по инициативе неутомимого Василия Васильевича Никитина – начальника Центрального Управления ракетного топлива и горючего МО СССР, а официальный статус приобрёл в 1993 году, когда службой командовал генерал-лейтенант Павел Иванович Горупай. Музей находится в г.Наро-Фоминск, на территории воинской части. Начальные стенды музея посвящены Великой Отечественной войне – самому серьёзному испытанию для Управления снабжения горючим РККА и в целом для личного состава Службы горючего. Свой первый боевой опыт Служба обрела незадолго до Отечественной войны, во время событий на озере Хасан (1938) и реке Халхин-Гол (1939), в войне с Финляндией (1939-1940), и показала свою готовность к более масштабным боевым действиям. Во время Великой Отечественной войны Служба бесперебойно обеспечила Красную армию горючим, которое доставлялось по железным дорогам иногда авиацией, а затем автомобильным и гужевым транспортом до воинских частей и баков ВВТ. Расход топлива, в связи с тысячекилометровыми территориальными масштабами военных операций и огромным количеством задействованных войск и техники, был колоссальным. Так, во время битвы под Москвой было израсходовано около 294тыс.т. горючего, в ходе Сталинградского сражения – 149тыс.т., под Курском – 156тыс.т., во время Белорусской операции – 260тыс.т., в Берлинской – 150тыс.т. За весь период войны Красная армия израсходовала 16,4млн.т. горючего, Бундесвер – 16,9млн.т. Эти цифры огромны, но не абсолютны, так как на фронты подано около 20млн.т., реальный расход с потерями горючего был гораздо большим. Строгий учёт его, особенно в начальный период войны, затруднён по понятным причинам. Кроме этого были трофеи и «ленд-лиз». После войны армия стала потреблять в среднем около 1,6млн.т. горючего в год. В дальнейшем («холодная война») это количество неуклонно возрастало, и на 1985-1990гг. пришёлся пик потребления топлива – 22,2 млн .т. ежегодно. В настоящее время, в связи с политикой, армия потребляет 2,0-2,5 млн. т., что достаточно для интенсивной боевой учёбы с учётом «нового облика ВС РФ» и её жизнеобеспечения. В послевоенные годы, благодаря серьёзным исследованиям и разработкам, Службе горючего удалось организовать эффективный метод доставки горючего при помощи полевых магистральных сборно-разборных трубопроводов, (ПМТ). Прошло более 60 лет с момента разработки опытного образца подобного трубопровода, но и сегодня он практически не нуждается в техническом усовершенствовании. Впечатляет технологичность его конструкции: специальные машины ТУМ и бригады-трубоукладчики могут собирать трубопровод со скоростью 150 километров в сутки. Причём, принять горючее возможно на 100-м километре к концу суток. В Музее имеется макет трубопровода, уложенного на расстояние 1200км. в ходе военных действий в Афганистане. Следующие макеты, представленные в музее, различные оригинальные подземные хранилища горючего, например в глиняных пластах. Существуют и другие уникальные виды хранилищ, где облицовка не используется, а всё, что нужно, - это водоём с пресной и перенасыщенным солью раствором воды и большой солевой пласт под землёй. Рядом с этим водоёмом (он может быть как природным, так и искусственно созданным) бурится скважина, затем в неё вставляются трубы разных диаметров одна в другую до солевого пласта, в нём, путём веерной подачи пресной воды вымывается резервуар-хранилище, так, что в итоге получаются сообщающиеся сосуды. Затем в одну из труб закачивается горючее, а через вторую – выдавливается рассол из подземной ёмкости – будущего хранилища горючего. Технология проста, эффективна и безопасна, поскольку перенасыщенный водосоляной раствор и горючее не перемешиваются и никак между собой не взаимодействуют. Хранение горючего подобным образом может осуществляться в течение весьма долгого периода времени (постоянная температура и отсутствие кислорода воздуха). Кроме того, в музее представлена информация о ФАУ-25-м Государственном НИИ химмотологии Минобороны России, на базе которого разрабатываются и сертифицируются все достижения в области горюче-смазочных материалов. На одном из стендов помещены колбы с современными образцами горючего, масел и смазок, созданные специально по заказу музея. Последняя часть экспозиции первого зала посвящена Ульяновскому высшему военно-техническому училищу и военной академии, которые обеспечивают службу горючего офицерскими кадрами. Во втором павильоне музея и на открытой площадке располагается военная техника службы горючего. Здесь представлено большое количество машин, находящихся на вооружении в настоящее время, и несколько экземпляров военной техники старого образца. Предназначение машин, технических средств - самое разнообразное – для транспортировки, подвоза, перекачки, заправки любых ВВТ ВС в любых условиях на земле, в воде, в воздухе, фильтрации горючего, водоотделения, смешения, замера количества выдаваемого горючего, для разогрева масел и зачистки ёмкостей. Кроме того, средства для контроля качества ГСМ и ремонта технических средств Службы во всех звеньях войск. Музей хранит уникальную информацию о людях Службы и её истории. Главный вывод, который можно сделать, внимательно ознакомившись с экспозицией музея: роль Службы горючего является для Вооружённых Сил, а значит, и для всей России одной из ключевых. Главными задачами коллектива Музея остаются: - поиск и пополнение фондовых коллекций вещественными предметами, макетами, письменными, изобразительными, фотографическими материалами, любительскими и профессиональными кинолентами, аудио и видео продукцией, предметами, характеризующими содержание истории Службы горючего и труд людей Службы как в довоенные, военные, послевоенные периоды и в настоящее время; - изыскание материалов и макетов нефтяной промышленности – средств добычи, переработки, транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа; - сохранение для истории имён людей (и их дел), внесших неоценимый вклад в создание и развитие Службы горючего на всех её этапах; - сохранение в надлежащем виде всего, что есть в музее и постоянная готовность к экскурсиям. МУЗЕЙ СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО ВС РФ – ЭТО БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ И ПРЕДМЕТ ПОДРАЖАНИЯ НЫНЕ ЖИВУЩИМ Изменено 25 июня, 2015 пользователем Владимир Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.