Владимир Опубликовано 27 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 27 мая, 2008 Альма-матер на Амуре Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда». В июне Хабаровский пограничный институт ФСБ России отметит свою 15-ю годовщину. В течение полутора десятков лет военно-учебное заведение прошло трудный путь становления и развития. Теперь вуз по праву считается одним из самых престижных в Дальневосточном федеральном округе. О его нынешнем дне рассказывает начальник института генерал-майор Дамир ГАЛИУЛЛИН. - Дамир Лутфуллаевич, скоро исполняется 15 лет со дня образования института, выпуск лейтенантов в этом году тоже станет пятнадцатым. Как такое стало возможным? - Действительно, кого-то такая ситуация удивит, но объясняется все историей нашего института. После распада СССР ряд пограничных вузов остался за рубежом России. Между тем потребность в кадрах оставалась. Возник вопрос о создании нового учебного заведения на территории Сибири или Дальнего Востока. На выбор месторасположения погранинститута повлияло одно обстоятельство – в Хабаровске как раз расформировывалось военное строительное училище. Его материальную базу решили использовать для нового пограничного вуза. Первым начальником Хабаровского пограничного института стал Герой Советского Союза генерал-майор Виталий Бубенин, прославившийся во время боев на острове Даманский в 1969 году. Именно Виталий Дмитриевич собирал кафедры, создавал структуру учебного заведения и организовывал учебный процесс. В погранинституте доучивались курсанты расформированного военного строительного училища. За год невозможно было провести их полноценную переподготовку на командные должности, и первые старшекурсники готовились как специалисты для обеспечивающих подразделений погранвойск. Они получили лейтенантские погоны уже в 1994 году. В последующем институтом руководили генерал-майор Николай Садыков и генерал-лейтенант Михаил Наймило. Необходимость в компромиссах отпала: курсанты полноценно обучались по командному и оперативному профилю, и новые начальники сосредоточили внимание на развитии учебного процесса. Институт занял достойное место среди дальневосточных вузов. В течение полутора десятков лет здесь подготовлены свыше 3 тысяч специалистов для пограничных органов. Многие выпускники прошли через «горячие точки». Сегодня они достойно служат не только на дальневосточном участке госграницы, но и на всей территории России. - Качество обучения курсантов зависит от подготовки преподавательского состава. Насколько соответствует его квалификация современным требованиям? - Обучение курсантов и слушателей в институте осуществляется на пятнадцати кафедрах. Большей частью профессорско-преподавательский состав представлен настоящими профессионалами. Девять лет назад научный потенциал преподавателей составлял чуть более 27 процентов, сегодня же количество педагогов с учеными степенями и званиями превышает 63 процента. Кроме того, более полусотни преподавателей работают над кандидатскими и докторскими диссертациями. Опытные преподаватели целиком отдают себя любимому делу, используют на занятиях передовые методики. Настоящая гордость института – профессора Елена Аурилене, Владимир Сухарев, Юрий Качановский, Илдус Ярулин, Юрий Ципкин и Нина Дубинина, доценты Сергей Рубанцов, Александр Чикишев, Валерий Талынев, Нина Домнина, Анжелика Ивлева и Светлана Шельдешова. Большим событием для вуза стало присвоение почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» кандидату экономических наук, доценту кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Галине Бысик. Впрочем, большое внимание уделяем и профессиональному становлению молодых преподавателей. Лет пять назад мы направляли подающих надежды педагогов для обучения и защиты диссертаций в столицу, но они по большей части оттуда не возвращались. Выходом из ситуации стало создание на базе института в 2003 году отделения подготовки научно-педагогических кадров. С тех пор молодые преподаватели значительно выросли в профессиональном плане, стали неизменными участниками связанных с научной деятельностью конкурсов, благодаря своим трудам в области защиты и охраны границы приобрели широкую известность в научной среде ДФО. Кстати, стоит отдельно рассказать о научных работах наших преподавателей. Как известно, практика без науки слишком инертна. Органы пограничной службы ФСБ России часто обращаются к нам с заказами на проведение научно-исследовательских работ (НИР). Только за последние пять лет институтом проведено более 30 НИР по различным аспектам защиты и охраны госграницы. Результаты исследований полезны не только для совершенствования организации жизнедеятельности линейных подразделений погранслужбы, но и для более качественной подготовки курсантов и слушателей в институте. - Ваше назначение на должность начальника института совпало с периодом коренного реформирования Пограничной службы ФСБ России. Какие изменения произошли в системе подготовки курсантов? - Новая концепция охраны границы предполагает переход от привычного войскового метода к оперативному способу. Другими словами, сегодня образ пограничника на контрольно-следовой полосе постепенно теряет свою актуальность – на многих участках границы контроль осуществляется уже техническими средствами, а задержание нарушителей происходит мобильными группами. Естественно, смещаются акценты и в подготовке офицеров-пограничников. Для обучения курсантов в институте разработаны новые квалификационные требования, они уже введены в учебный процесс. Сейчас на границе большое внимание уделяется борьбе с трансграничной преступностью, международным терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией и контрабандой. Соответственно, появилась необходимость в высококвалифицированных кадрах для пунктов пропуска через госграницу. Мы разработали дисциплины, определили объемы обучения и квалификационные требования для новой специальности. Осенью в институте начнется подготовка офицеров по направлению «Пограничный контроль». После выпуска специалисты будут распределены и для службы в аэропортах, а также в отдельных пунктах пропуска на железной дороге и автомобильных трассах. На преобразования в оперативно-служебной деятельности на границе институт откликается постоянным совершенствованием учебного процесса – вносятся изменения в программы и тематические планы дисциплин большинства кафедр, совершенствуется материально-техническая база. Например, одной из главных особенностей реформирования Погранслужбы стала полная профессионализация подразделений. В результате в последнее время большое внимание на границе уделяется умению офицеров работать с военнослужащими по контракту. По этой теме в институте подготовлен ряд научных работ, которые активно внедряются в подготовку будущих офицеров-пограничников. Впрочем, изменения в учебные планы вносим не только исходя из новых требований, возрождаем и необходимые для полноценной подготовки пограничников дисциплины. Со следующего учебного года курсанты вновь начинают изучение восточных языков. Поскольку наши выпускники служат преимущественно на участках дальневосточной границы, решение это считаю оправданным. Таким образом, в будущем мы вернемся к старой испытанной системе: знание языков будет иметь большое значение и при распределении молодых офицеров-пограничников. Или взять конную подготовку. Изначально в пограничном институте она даже не входила в учебный план. Но жизнь доказала необходимость конной подготовки, и два года назад она заняла полноправное место в системе обучения будущих офицеров. Сегодня курсанты-пятикурсники учатся правильному уходу за животными, тренируются в верховой езде. Мы не боимся прослыть консерваторами: граница есть граница, и в разных регионах страны она разная. На скалистой местности никакая современная автомобильная техника не заменит лошадей. Скажем, на биробиджанском направлении до сих пор существует ряд конных линейных отделений, и никто не воспринимает это анахронизмом. - Сегодня уделяется повышенное внимание внедрению современных технологий обучения. Погранинститут выдерживает своеобразную «гонку вооружений»? - В последние годы институт не может пожаловаться на отсутствие внимания со стороны руководства, во многом это связано с вливанием пограничных органов в систему Федеральной службы безопасности. К примеру, мы получили тринадцать мультимедийных проекторов и значительное количество других технических средств обучения. Они позволили расширить возможности преподавательского состава и в результате существенно улучшить процесс обучения. Институт старается идти в ногу с прогрессом. Лаборатории оборудованы персональными электронно-вычислительными машинами, созданы три компьютерных класса на 60 учебных мест. Естественно, по мере необходимости слушатели и курсанты работают не только в локальной сети, но и в Интернете. Определенное отставание в компьютерной технике все еще есть, но по объективной причине: современные технологии развиваются очень быстро и поспеть при централизованных поставках за новинками чрезвычайно сложно. Скоро в вузе будет оборудован учебный зал для судебных заседаний, который позволит проводить более тщательную подготовку курсантов по специальности «Юриспруденция». Построен современный многофункциональный учебно-информационный комплекс со зрительным залом на 1.200 мест. - Погранинститут славится высоким уровнем не только теоретической подготовки, но и практической составляющей. Каким образом курсанты развивают приобретенные в стенах вуза навыки? - Прежде всего практикой в войсках. Курсанты проходят стажировку в подразделениях на первом и третьем курсах. Они осваивают особенности работы с личным составом, техникой и вооружением, в общем, знакомятся с будущей профессией, получают возможность оценить сильные и слабые стороны личной подготовки, наметить пути дальнейшего самосовершенствования. Большое значение имеет также преддипломная практика. Для пограничника сейчас важна всесторонняя подготовка в рамках выбранной профессии, поэтому курсанты-выпускники стажируются не только в погранорганах, но и в других структурах, осуществляющих функции правоохраны. Они работают в оперативной и следственной службах, правовых группах, отделах дознания, административной практики и т.д. Курсанты повышают практические навыки, набирают необходимый материал для дипломной работы. Все это пригодится им во время офицерской службы. - Образ офицера-пограничника всегда ассоциировался с высокими духовно-нравственными стандартами. Традиции тут сохраняются? - В сравнении со старейшими военно-учебными заведениями страны наша история слишком коротка, именно поэтому столь большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания, закреплению чекистских и пограничных традиций. Горжусь, что наш институт в течение трех лет признается лучшим в организации патриотического воспитания учащейся молодежи в номинации «высшие учебные заведения» в Хабаровске. В вузе открыта Аллея Славы с бюстами и памятником героям-пограничникам Дальнего Востока. При поддержке краевой и городской администраций завершено переоборудование новой комнаты боевой славы. Ежегодно на базе погранинститута проводится городской конкурс среди высших учебных заведений «Защитник Отечества». Кстати, в этом году в конкурсе участвовало 14 вузов из Хабаровска, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, в том числе и Хабаровская духовная семинария. Патриотическая составляющая находит свое место и в спортивной жизни института. С 2006 года по инициативе руководства вуза во взаимодействии с органами власти, краевой федерацией спорта в Хабаровске проводится всероссийский турнир по рукопашному бою. Соревнования посвящены соотечественникам, погибшим в Великой Отечественной войне, и сотрудникам органов безопасности, павшим при исполнении воинского долга. К сожалению, без потерь на границе не обходится. За последние три года четыре наших выпускника награждены орденом Мужества посмертно. На Северном Кавказе погибли подполковник Александр Есягин, майор Антон Щербаков, капитан Иван Барыкин, лейтенант Алексей Горбуля. Еще один выпускник – лейтенант Александр Землянов – погиб, спасая подчиненных на перевернувшейся во время шторма на Камчатке барже, он также награжден орденом Мужества посмертно. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию проводится в процессе общения курсантов с воспитанниками подшефных детдомов, причем это общение несет мощный патриотический и социально значимый заряд. Важны здесь и помощь института в подготовке воспитанников детдомов к участию в военно-спортивной игре «Патриот», учебе в школе, проведение совместных праздников. Подобным же образом строится работа и в подшефных пограничных классах. Причем, подчеркиваю, на добровольной основе, хотя, конечно, мы стараемся поощрять такую инициативу всеми доступными способами. - За 15 лет институт прошел серьезный путь становления и развития, получил известность далеко за пределами ДФО. Каков конкурс при поступлении в вуз? - С переходом в новую систему изменилась система поступления в институт: теперь абитуриентов к нам направляет не военкомат, а органы ФСБ России. Профессиональный отбор, высокая требовательность к интеллектуальному уровню, морально-деловым качествам, состоянию здоровья и физической форме служат серьезным барьером для случайных людей. Даже с учетом предварительного отбора органами ФСБ России число желающих поступить в погранинститут в три раза превосходит количество запланированных мест. В результате в подразделениях заметно повысилась дисциплина, выросло стремление курсантов к постижению науки охранять границу. Все это в конечном итоге положительно сказывается на качестве подготовки выпускников. В институт поступают воспитанники пограничных классов. Такие специализированные группы для школьников существуют в 14 городах Дальнего Востока и Сибири. В значительной мере по этой причине до 70 процентов курсантов составляют дальневосточники. Однако перед выпуском желание служить на участке границы в ДФО высказывают уже около 95 процентов наших воспитанников. Право выбора получают лейтенанты, получившие диплом с отличием и хорошо зарекомендовавшие себя во время обучения на командных должностях. Остальных распределяют по всей территории страны на общих основаниях. Комиссия по распределению не первый год дает высокую оценку моральной подготовке молодых лейтенантов. В институте принято отслеживать судьбу своих выпускников – традиция не связана с переходом в систему ФСБ России, она берет начало с первых лет существования учебного заведения. Собранная на воспитанников вуза документальная база позволяет анализировать эффективность учебного и воспитательного процесса, вносить назревшие коррективы в преподавательскую и воспитательную деятельность. С удовольствием отмечаю, что подавляющее большинство отзывов на наших выпускников – положительные, многие офицеры получили продвижение по службе, досрочные воинские звания. Выпускники института относятся к избранной профессии с чувством гордости. Они с честью несут высокое звание офицера-пограничника на всех участках государственной границы и в районах со сложной оперативно-боевой обстановкой – от Камчатки и Сахалина до Калининграда и Северного Кавказа. Мы рады, что наши питомцы достойно, подчас самоотверженно выполняют сыновний долг перед Отечеством. location=\'http://www.redstar.ru/2008/05/28_05/2_03.html\'script>');" title='http://www.redstar.ru/2008/05/28_05/2_03.html'>http://www.redstar.ru/2008/05/28_05/2_03.html Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.