Владимир Опубликовано 17 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2009 СЛУЖБА ГОРЮЧЕГО: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН Петр АЛТУНИН, «Красная звезда». Воины Службы горючего, патриоты своей профессии, свято чтят и свои боевые традиции. Сегодня они отмечают 73-ю годовщину образования Службы и ее Центрального управления ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) Министерства обороны. Наш собеседник - начальник ЦУРТГ генерал-майор Виктор Каук. - Виктор Васильевич, согласитесь - сегодня Служба горючего решает задачи в непростых условиях. Мировой экономический кризис, перепады цен на нефтепродукты, все это не отражается на обеспечении войск горючим? - Вполне естественно, что колебания цен на нефтепродукты (особенно их повышение), проблемы финансирования не могут не сказываться на плановости и полноте обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. В то же время надо сказать, что в прошлом году на предусмотренные в рамках оборонного заказа средства были обеспечены все запланированные запуски космических аппаратов, учения и морские походы, увеличился налет летного состава. Во всех гарнизонах были созданы необходимые запасы жидкого котельного топлива. Воинские части постоянной готовности и военно-учебные заведения обеспечивались горючим в первую очередь и в полном объеме. - В день образования Службы горючего вы не могли бы напомнить читателям основные вехи ее истории? - Служба горючего - одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил. Но на ее долю выпало немало испытаний. Первой серьезной проверкой готовности Службы стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан, где за две недели войска израсходовали 8,5 тысячи тонн горючего. На реке Халхин-Гол с мая по август 1939 года расход горючего составил уже 86,7 тысячи тонн. А в зимней войне против Финляндии в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего. С началом Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии Службы горючего, где мобилизующим девизом стал призыв: «Горючее - фронту!» Беспримерное мужество и героизм проявил наш личный состав при обороне Ленинграда. Единственный путь к городу, проходивший по Ладожскому озеру, подвергался непрерывным бомбардировкам. Несмотря на потери, суда продолжали транспортировать горючее. Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград был проложен трубопровод по дну Ладожского озера. Это было сделано в рекордно короткий срок - всего за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942 года). По 27-километровому подводному трубопроводу в Ленинград с июня 1942-го по март 1943 года было подано свыше 47,4 тысячи тонн различных видов горючего, что позволило обеспечить не только войска, но и потребности города. «Топливная блокада» Ленинграда была прорвана. Служба горючего в Великой Отечественной войне успешно справилась с поставленными перед ней задачами. Такая оценка была ей дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, по вине Службы горючего не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был по долстинству оценен. За период войны 1.548 человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами. - Это была война. А в мирные дни что было характерного для Службы горючего? - Мирные дни тоже были не совсем мирными. Появилось ядерное оружие и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом, которая не вписывалась в традиционные технологии. Для решения этой и других проблем требовались глубокие научные проработки. 1 января 1946 года был создан Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, ныне - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии). - Знаю, что значимым событием этих лет явилось создание полевого магистрального трубопровода. - В январе 1952 года был изготовлен опытный образец комплекта полевого магистрального трубопровода ПМТ-100-100 для увеличения возможностей подачи горючего в интересах обеспечения боевых действий фронтов и армий. Особой страницей в истории Службы горючего стало обеспечение горючим войск 40-й армии в Афганистане с 1979 по 1989 год. Эту задачу удалось решить благодаря стройной системе, основанной на комплексном использовании различных видов транспорта. Однако в условиях горно-пустынной местности со слабо развитыми транспортными коммуникациями решающая роль в подаче горючего принадлежала именно полевому магистральному трубопроводу. Хочу с глубоким удовлетворением отметить, что к 20-летию вывода войск из Афганистана Межрегиональной общественной организацией «Ветераны-пенсионеры Службы горючего» издан многогранный историко-мемуарный труд «Служба горючего в афганской войне». Позвольте через «Красную звезду» сердечно поблагодарить всех авторов за их подвижнический, бескорыстный и такой важный труд. - В связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации на новый облик что ожидает трубопроводные части? В последнее время им стало уделяться значительно меньше внимания, чем прежде... - Трубопроводные войска являются специальными войсками Тыла Вооруженных Сил. И, например, в Афганистане или при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, борьбе с возгоранием торфяников под Москвой, играют важную роль в решении стоящих задач. В рамках проводимого ныне реформирования проводятся расчеты возможностей трубопроводных войск по действиям в оптимизированном составе на важных стратегических направлениях. Все части трубопроводных войск станут частями постоянной боевой готовности с увеличением численности личного состава. Это позволит более эффективно выполнять оперативные задачи по предназначению. - Виктор Васильевич, в нашей беседе мы вплотную подошли к сегодняшнему дню возглавляемой вами Службы. Какие изменения произойдут в ближайшем будущем? - При переходе Вооруженных Сил на новый облик их обеспечение горючим предлагается осуществлять по территориальному принципу через окружные (флотские) комплексные базы материально-технического обеспечения и их филиалы. Оптимизация организационно-штатной структуры Вооруженных Сил позволит продолжить работу по расформированию стационарных баз и складов горючего, преимущественно с наибольшим объемом неисправной емкости, что снизит ежегодные расходы на их содержание и ремонт. С целью сокращения промежуточных этапов перевалки и хранения ГСМ предусматривается: - поставку горючего в районы Крайнего Севера осуществлять напрямую, силами и средствами нефтяных компаний, что позволит исключить его потери при промежуточном хранении, перевалке и транспортировке в пункты завоза (острова Новая Земля, Сахалин, полуострова Чукотка, Камчатка и др.); - корабли ВМФ при выполнении задач в Мировом океане обеспечивать через российские нефтяные компании, способные организовать их бункеровку в иностранных портах; - расширение практики заправки автомобильной техники Минобороны России горючим через сеть гражданских автозаправочных станций (далее - АЗС). В 2009 году заправка через АЗС планируется в 49 городах, годовая потребность в горючем составляет около 35 тыс. тонн; - заправку автомобилей военных комиссариатов организовать путем закупки горючего на АЗС, что позволит сократить транспортные расходы и потери горючего на всех этапах его доведения от нефтеперерабатывающих заводов до баков машин; - продолжить заправку топливом авиационной техники Минобороны России на аэродромах совместного базирования силами функционирующих там топливозаправочных комплексов. При переходе на новый облик останется девять марок современных образцов автомобильных средств заправки. В целях рационального использования денеженых средств на капитальный ремонт и восстановление технической готовности АСЗТГ планируется расширить в 2009 году объемы их ремонта по техническому состоянию на заводах промышленности. - Вы уже упоминали 25-й НИИ Минобороны, его вклад в развитие науки и техники Службы горючего. Сегодня, когда в армии и на флоте идет интенсивная работа по внедрению высоких технологий в оснащение Вооруженных Сил, что можно занести в актив 25-го НИИ? - Можно прямо сказать: 25-й НИИ занял достойное место в Вооруженных Силах и впервые в истории России получил статус Федерального автономного учреждения. Этот статус позволяет повысить эффективность и результативность выполняемых научно-исследовательских работ и выйти на качественно новый этап развития института. Приоритетными направлениями деятельности являются создание унифицированного ассортимента горюче-смазочных материалов и разработка современных комплекс-методов по испытаниям нефтепродуктов, внедрение в дальнейшее развитие технических средств инновационных, нанотехнологических образцов. В этой сфере уже есть определенные наработки: завершаются стендовые испытания масла для летательных аппаратов военной авиации, изготовление опытных образцов передвижных эластичных резервуаров. Имеются проекты новых перспективных автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков и др. Словом, в настоящее время задачи Службы горючего сложны и ответственны. Но у всего личного состава есть уверенность, что они будут успешно решены, так же как их решали предшествующие поколения. - Виктор Васильевич, какие коллективы воинских частей и организаций по итогам 2008 года вы бы назвали лучшими? - Среди лучших могу назвать коллективы, которыми руководят генерал-майор Владимир Середа, полковники Сергей Худяков, Виктор Рутковский, Шакиржан Шайдуллов, Вадим Шевченко, Анатолий Кустов, Валерий Чешко. Этот список можно продолжить. В день образования Службы горючего Вооруженных Сил хочу поздравить ветеранов и личный состав с профессиональным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и новых успехов в служении Отечеству! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир Опубликовано 18 февраля, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2009 С днем горючника господа!Я хотел с утра умыться,а из крана льет бензин,Открываю холодильник там литол и циатим,что за хрень твориться в доме,что в натуре за фигня,Просто день такой особый с днем горючника друзья!!!Взлетает пассажирский лайнер.В момент отрыва от земли сзадичто-то очень громко бабахает. Весь экипаж в шоке, посылают второго пилота глянуть, что произошло.Через некоторое время он возвращается: - Ребята! Все в порядке. Это заправщик отсоединился. Вопрос на экзамене: - При взлете ваш самолет начал резко крениться набок. Ваши действия? - Ну, я штурвал в противоположную сторону и форсаж! - Неправильно. Надо немедленно остановиться, выйти и отцепить заправочный шланг! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир Опубликовано 13 апреля, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2009 День службы горючего Дмитрий Панарин Сегодня февраль, и зима и метель, И опять собрались мы под вечер с друзьями. У кого-то в шкафу пылиться шинель, Ну, а кто службу бдит боевыми ночами. И сегодня, мы вспоминаем всех тех, Кто колонны водил на чужих перевалах. Кто-то стал зам. по тыл, кто-то стал зам. по тех, Заправляли машины на коротких привалах. За горючников, пьём хмельное вино, Кто жизнь довозил в килограммах, пьём стоя, Без «горючки» нет жизни, вот такое кино, Не дождавшись колонн, сколько пало героев. Что элита горючники, сказать я могу, Но они очень редко, могут хвастать погоном. Колонны идут и в жару и пургу, На раскачке стоят цистерны-вагоны. И летят самолеты, идут корабли, Трубопроводов сеть охватила Россию. Горючники – гордость Российской земли, А в бою затяжном просто мессия. * В вооруженных силах РФ день службы горючего празднуется 17 февраля, в Пограничных войсках ФСБ РФ 4 мая, во ВВ МВД РФ 25 января. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
germanbich Опубликовано 6 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2009 Прочитал. Хорошо всё освещено, доложено, как было. Было всё: в истории великой Армии есть и глубокий след воинов – горючников, тех, кто подвозил, заправлял машины, танки, самолеты, корабли, ракеты горючим, маслами, ракетным топливом; кто прокладывал трубопровод по дну Ладожского озера, а потом по горам Афганистана; кто воевал с оружием в руках на всех фронтах Великой Отечественной войны, в Афганистане и в других горячих точках. И мне прискорбно, что всё прошло, всё исчезло, не стало нашего училища, нашей академии, возможно и Службы горючего. И вот планы: переезд в Вольск, набор в пятьдесят человек. Неужели у нас только пятьдесят полков или бригад? И будут ли там офицеры-горючники? Невероятно!!! Неужели офицеры службы горючего не нужны на этих сейчас формируемых базах?А кто будет заправлять машины и танки на марше, ракеты перед пуском, прокладывать трубопровод? Кто будет рассчитывать потребность для армейских, фронтовых операций? Непонятно!!! Может кто-то ответит? Хочу предложить отдельным сайтом свою повесть о нелегкой службе офицера-горючника. Как это было. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Victorlib Опубликовано 30 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2019 Специалистов Службы горючего готовило Ульяновское высшее военно-техническое училище УВВТУ. К годовщинам образования училища были выпущены памятные значки. К сожалению не имею всех выпущенных значков, поэтому у кого есть возможность прошу дополнить. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.