Северодвинск, 1980—1983
Проект 264А (сторожевые корабли, бывшие тральщики):
СКР-102 (командир Журавлёв, до 1980 Радченко), бортовой номер в 1980—1981 — 907, потом были ещё один или два номера, я помню только 975.
СКР-125 (командир Романков)
СКР «Старший лейтенант Владимиров»
Проект 50Б (сторожевые корабли):
СКР-81
СКР «Архангельский комсомолец»
СКР «Норка»
В 1983 году в Северодвинск перевели ещё 2 корабля каких-то других проектов. Но их названия я уже не вспомню.
Все сторожевые корабли, что стояли в Северодвинске, имели бортовые номера 9хх.
Единственное предназначение этих кораблей: обеспечение испытания подводных лодок, которые выходили со «Звёздочки». Т. е. перекрытие районов испытания лодок, обеспечение связи (сами подлодки в эфир не выходили, и вся связь шла только через сторожевые корабли), иногда приходилось возить туда-обратно всяких специалистов, которые занимались испытаниями. Но главное: перекрывание районов и связь. Ну ещё торпедолов торпеды вылавливал, когда были торпедные стрельбы с лодок.
Районы испытания подводных лодок были, как правило, возле Умбы (чуть южнее мыса Турий), там самое глубокое место Белого моря. И хотя районы были закрыты от всех судов и об этом объявлялось официально, обязательно какая-нибудь заграничная сволочь лезла в эти районы, как будто ничего не слышала про закрытие. Кэпы тогда реально бешеные были: и топить иностранцев нельзя, и пропускать тоже. Были такие, кто холостыми (точнее прострелочными) стрелял из артустановок в сторону иностранных судов, а были и такие, что из АК высаживали обойму-другую по иностранным кораблям (с далёкого расстояния, разумеется).
С обычными лодками ходили на испытания месяц-два. А вот испытание «Акулы» шло весь 1981-й год почти с начала навигации, т. е. примерно с июня, по декабрь. И обеспечение испытания легло на СКР-102.
Кстати, СКР-102 в 1979 году (как говорили те, кто служил до меня) вернулся из «загранки» (не то в Анголу, не то в Мозамбик, в общем, в Африку; на корабле было полно фотоплёнок, сделанных в Африке, и каждый старался смонтировать эти фото моряков среди негритянок так, чтобы там была его голова). После загранки сразу ушёл в Архару (это так все Архангельск называли) на капремонт: осень 1979 — осень 1980.