Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Призраки морей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20305 сообщений
  • Регистрация Лет: 15, Месяцев: 10, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 28 July 2008 - 19:47

Давайте здесь собирать Мифы и легенды морских историй.. *derisive*)))

Что же произошло с «Марией Целестой»?

История «Марии Целесты», пожалуй, стала самой мистической и загадочной в истории мореплавания. Разгадать эту тайну, возможно, нам не удастся никогда. Многие мировые писатели описывали в своих произведениях то, что, по их мнению, произошло со знаменитым судном. Одним из таких авторов является и всем известный Артур Конан Дойль.

История

Однако с чего же всё началось?
10 ноября 1872 года бригантина «Мария Целеста» вышла из Нью-Йорка с грузом спирта-ректификата в бочках и взяла курс на Геную. Экипаж бригантины состоял из восьми человек. Капитаном бригантины был Бенжамин Бриггс, который имел к тому времени двадцатилетний стаж плавания на парусных судах. В тот памятный рейс Бриггс взял с собой в плаванье жену и дочь.

Странная находка

Судно «Мария Целеста» было найдено без команды 4 декабря 1872 года, 400 миль от Гибралтарского пролива судном «Дея Грация». В судовом журнале последняя запись значилась 24 ноября 1872 года. Судя по ней, судно, за десять дней до его обнаружения, взяло курс на восток, а моряки его встретили идущим на запад.

На палубе был открыт люк носового трюма, в нем было около метра воды. Отсутствовала единственная шлюпка. На поручнях правого борта были сделаны глубокие зарубки топором. Все окна кормовой надстройки были закрыты брезентом и заколочены досками. Вдоль бортов бригантины шли надрезы дюймовой ширины, длиной по два метра каждый. Сыщики установили, что эти надрезы были сделаны каким-то плотницким инструментом примерно в конце ноября, как раз в то самое время, когда в судовом журнале была сделана последняя запись.

Мебель в каютах находилась на своих местах, койки были аккуратно заправлены, одежда висела на вешалках. В кают-компании все выглядело так, будто люди только что вышли. На обеденном столе были разложены тарелки, чашки, ножи и вилки. У иллюминатора стояла швейная машинка с незаконченной работой - детской рубашкой. На полу валялись игрушки. В ящике стола находилась деревянная, инкрустированная перламутром шкатулка, в которой, кроме драгоценностей, была найдена толстая пачка денежных купюр, что полностью отвергает возможность нападения пиратов. Поразительно и то, что матросы не взяли с собой курительных трубок, с которыми они никогда не расстаются!

За неделю до находки судна в районе Азорских островов штормов не отмечалось, да и на корабле все стояло на своих местах. Вся посуда также была цела. Подводный осмотр судна привел к выводу, что оно не сталкивалось ни с чем.

К сожалению, информация, дошедшая до наших дней, о точном описании найденной бригантины - противоречива. Например, согласно одной версии, одна из бочек была вскрыта и в ней не хватало одной трети, но по другой - последняя бочка была полностью пустой.

Если бочка была вскрыта, то можно предположить что матросы на судне могли находиться в состоянии алкогольного опьянения. Отсутствие шлюпки показывает, что команда покинула судно на ней. Разбитый компас, отсутствие каких-либо документов кроме судового журнала показывает, что судно было покинуто в спешке, но при этом не понятно, почему команда не взяла с собой питьевой воды? Причина, по которой команда в спешке покинула судно, может быть в том, что в трюме находилась вода, возможно, команда предположила, что судну грозит опасность затопления. Однако, другой причиной, по которой команда могла покинуть корабль, могла и оказаться инфразвуковая волна, которая внушает экипажу немыслимый страх и команда в спешке покидает судно. Об этом явлении я уже упоминала в статье, посвященной «летучим голландцам».

Капитан Морхауз отбуксировал бригантину в Гибралтарский порт, где адмиралтейские власти немедленно приступили к тщательному расследованию, которое продлилось 11 лет, но так и не вынесло никакого определенного вердикта. Вот заключительное слово комиссии: «При полном отсутствии каких-либо данных, которые могут пролить свет на это дело, следует опасаться, что судьба экипажа «Марии Целесты» увеличит собою число тайн океана, которые откроются только в тот великий день, когда море откажется от своих мертвецов. Если было совершено преступление, о чем заставляет подозревать многое, то мало надежды на то, что преступники попали в руки правосудия».

Самая удачная версия происшествия

Так бы и канула в лету эта загадочная история, если бы не расследование Арнольда Филлимора, английского историка и публициста. Он изучил множество таких загадок, не обойдя стороной и знаменитую «Марию Целесту».

В ходе расследования он пришел к потрясающему открытию. Исследуя всевозможные источники и документы того времени, он пришел к выводу, что вся эта загадочная история оказалась не мистикой, а обыкновенной историей о контрабанде. Согласно Филлимору, судно перевозило в пустой бочке из-под спирта фальшивые марки.

Кроме того, Филлимор и объясняет загадочное исчезновение экипажа судна. Оказывается, власти Италии были информированы о нелегальном грузе, вышедшем из Нью-Йорка в Геную и отправили полицейский катер на перехват бригантины. Но преступники не дремали и также были в курсе о планах перехвата полицией бригантины. Они, в свою очередь, отправили шхуну «Ломбардия» на перехват бригантины, которая, поравнявшись с последней, приняла всех её обитателей и ценный груз на свой борт. Но вот судьба этой шхуны, к сожалению, оказалась не такой счастливой, как судьба «Марии Целесты». Судно попало в шторм, и все его обитатели погибли вместе с ценным грузом - марками.

Вместо заключения

Безусловно, теория Филлимора, самая правдоподобная теория за всё время исследования тайны бригантины, но и она, к сожалению, не отвечает на целый ряд вопросов, которые несла в себе загадочная бригантина, а именно:

Почему крышки носового трюма лежали на палубе вверх днищем?
Почему окна кормовой надстройки были заколочены, а световые люки в кают-компании и каюте капитана открыты настежь?
Почему запись на грифельной доске сделана не рукой капитана, не рукой его помощника и не рукой штурмана?
Почему на поручнях правого борта были сделаны зарубки топором, в то время как никаких следов насилия на всем корабле обнаружено не было?
Почему были изорваны паруса, если «Мария Целеста» ни в какой шторм не попадала?
Почему в каюте штурмана оказался ящик с плотницким инструментом?
Почему шлюпка была спущена именно с левого борта, тогда как в условиях устойчивого норд-веста гораздо целесообразнее было бы спустить ее с правого?
И, наконец, почему бригантина изменила курс?

(с) Т. Румянцева
  • 0

#2 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20305 сообщений
  • Регистрация Лет: 15, Месяцев: 10, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 28 July 2008 - 20:33

Летучий голландец

Выражение «Летучий голландец» наверняка известно всем. Но особенно хорошо о нем осведомлены моряки. Если в вашей семье кто-то ходит в море, спросите его о Летучем голландце, и вы услышите самые невероятные истории. Некоторые моряки поведают вам, что не раз видели это таинственное судно в океане, - корабль без огней, на котором не было ни одной живой души. Но откуда же возникло само название «Летучий голландец»?

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен (согласно другому источнику, Ван Страатен). Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды, в 1641 году, близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того чтобы прислушаться к совету, Ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.

- С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор так и скитается по морям корабль Ван дер Декена.


Возможно, что рассказы о капитане Ван дер Декене - обыкновенная легенда, но основана она на вполне реальных фактах.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям.

Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.

Первым достиг индийского океана португалец Бартоломео Диаш в 1487 году. До Индии он, однако, не добрался. Усталые от долгого плавания матросы взбунтовались и потребовали возвращения домой, и корабль повернул назад. Но в мае 1500 года во время шторма у мыса Доброй надежды Бартоломео Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем.

Его спутники, однако, плывшие на других кораблях, успешно добрались до Лиссабона и начали распространять мистические слухи о том, что капитан Диаш был проклят Богом и навечно обречен плавать по морям. Суеверные моряки быстро уверовали, что Бог наказал непокорного Диаша. Легенда распространялась, как эпидемия, от порта к порту.

Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами». Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов.

История мореплавания знает немало загадочных и мистических находок «кораблей-призраков». Одни были полностью покинуты командой, а на других находили трупы с масками ужаса на лицах. Позвольте вас ознакомить с некоторыми из таких находок.

В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи».

В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов - все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года.

Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз - пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной.

Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт», в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.

Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года.

И по сей день историков, литераторов и даже криминалистов волнует загадочная судьба моряков с «Марии Селесты». Двухмачтовый бриг, обнаруженный 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане, шел под полными парусами. На борту был полный порядок, но команда напрочь отсутствовала.

В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан». После многократного SOS прозвучало: «Погибли все». Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти!

В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.

Но перед тем как списать все эти примеры на морских чудовищ, космических пришельцев и даже самого сатану, давайте посмотрим, что же говорит современная наука по этому поводу.

Ещё в 30-е годы В.В. Шулейкин обнаружил инфразвуковые колебания, возникающие в штормовом районе. Волна инфразвука движется со скоростью около 330 метров в секунду и намного опережает скорость, породившего ее урагана.

Биологи в своих лабораториях ставили эксперименты над животными и над людьми-добровольцами по изучению инфразвука и его влияния на живой организм. Во время экспериментов, как люди, так и животные испытывали чувство беспричинного страха. Чем сильнее был инфразвук, тем хуже последствия от него: внутренние органы у испытуемых начинали вибрировать, и они кричали от боли. Это отнюдь не безопасно. Сердцебиение может увеличиваться настолько, что может произойти разрыв артерий. Экспериментальным путем установлено, что инфразвук с частотой 7 герц - смертелен. А во время шторма в море образуется инфразвук с частотой 6 герц.

Влияние инфразвука распространяется даже за пределы моря. Перед штормами в приморских районах увеличивается число дорожных происшествий, ухудшается самочувствие людей.

Вполне поддается объяснению и факт, когда беда происходила с судами в хорошую погоду. Шторм мог бушевать за десятки и сотни миль от места катастрофы, но инфразвуковая волна доходила до судов и в зависимости от её силы были и последствия. От несильной инфразвуковой волны моряков охватывал страх, и они в панике бежали с судна на шлюпках, а волны сильной частоты просто убивали мореплавателей.

Ежегодно в морях исчезают десятки судов, не успев подать сигнал бедствия. Возможно, причина их гибели и есть инфразвук.

(с)
  • 0

#3 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20305 сообщений
  • Регистрация Лет: 15, Месяцев: 10, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 02 August 2008 - 22:17

Невезучий «АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Имя - это судьба, говорят буддисты. Они полагают, что собственное имя способно оказывать магическое воздействие на жизнь человека, приносить счастье или, наоборот, делать жизнь невыносимой. Моряки считают, что название корабля также определяет его дальнейшую судьбу. И порой с этим мнением трудно спорить.

Самый невезучий

В российском флоте самым невезучим считается корабль, носящий имя легендарного адмира ла П.С.Нахимова. Хотя именно под его командованием черномор екая эскадра одержала самую блестящую в истории России морскую победу, наголову разгромив турецкий флот при Синопе. Да и сам адмирал всегда был доброжелательным, кристально честным и чистым человеком, не имевшим в послужном списке ни одного темного пятнышка. Его уважали и любили все российские моряки.

Казалось бы, репутация прославленного героя Крымской войны, талантливого флотоводца должна гарантировать кораблям, носящим его имя, большое и счастливое плавание. Если бы не одно «но».

В 1854 году русскую черноморскую эскадру пришлось затопить на рейде Севастополя, чтобы не дать вражеским броненосцам прорваться в бухту. Потрясенный до глубины души величественной картиной гибели флота, адмирал в присутствии сотен офицеров и матросов разрыдался и якобы заявил: «Никогда больше носи моей не будет на палубе корабля! Вскоре Павел Степанович погиб от французской пули.

Не обошлось без мистики...

После этого в российском торговом и военном флоте стали происходить странные вещи. В 1895 году в Одессе была построена большая шхуна, названная «Адмирал Нахимов». Она совершала регулярные рейсы между Одессой и Стамбулом, перевозя зерно, выращенное на украинском черноземе. Через два года шхуна попала, прямо скажем, в несильный шторм и затонула недалеко от Босфора, утащив на дно экипаж в полном составе.

Броненосный крейсер «Нахимов» был введен в состав военного флота незадолго до начала Русско-японской войны. Он принимал участие в знаменитом Цусимском сражении и уцелел в жестокой схватке. Правда, во время боя он получил несколько пробоин, поэтому его легко догнали японские миноносцы и предложили сдаться. Командир крейсера, капитан первого ранга Н.Родионов, отказался от позорной капитуляции. Он высадил большую часть команды в шлюпки и приказал открыть кингстоны, оставшись на капитанском мостике. Отважный офицер предпочел смерть вражескому плену. И здесь тоже не обошлось без мистики: крейсер быстро пошел ко дну, а его командира напором воды выдавило на поверхность, и он остался жив.

«Червонная Украина»

В 1912 году на судостроительных верфях города Николаева заложили новый крейсер «Адмирал Нахимов». Однако вскоре началась Первая мировая война, плавно перетекшая в гражданскую, и стоявший на стапелях корабль законсервировали. После Гражданской войны руководство советского военно-морского флота решило достроить крейсер, что и было сделано. Правда, после спуска на воду его переименовали в «Червонную Украину». Корабль неплохо начал Великую Отечественную войну, участвовал в нескольких боевых и десантных операциях. Но 12 ноября 1941 года немецкая авиация совершила массированный налет на гавань Новороссийска, где находилось большинство кораблей советского Черноморского флота. Мощная авиабомба угодила прямо в палубу крейсера, хотя рядом находтлось немало других судов. Получив огромную пробоину, «Червонная Украина» стала тонуть, через полчаса навсегда упокоившись на дне глубокой Цемесской бухты.

Радиоактивный «Летучий голландец»

После Великой Отечественной войны для Черноморского флота построили новый красавец-крейсер «Адмирал Нахимов», который должен был стать флагманом флота. Но и с ним приключилась крайне неприятная история. В 1960-х годах в советских Вооруженных силах стали очень популярны учения с применением ядерного оружия. На полигоне «Капустин Яр», например, после учебных ядерных взрывов через их эпицентр прогоняли танки, артиллерию, мотопехоту, чтобы выяснить, как техника и люди реагируют на радиацию. Авиация проводила открытые ядерные взрывы над Северным Ледовитым океаном.

На флоте такие учения решили провести как раз с «Адмиралом Нахимовым». Под его днищем взорвали глубинную атомную бомбу. Корабль выдержал испытание, но сам превратился в радиационную ловушку. Это обнаружилось спустя годы, после того как среди членов его экипажа стали проявляться какие-то странные заболевания. Диагноз медиков поразил всех: это была лучевая болезнь. По сути, крейсер превратился в напичканный радиацией "Летучий голландец». Дезактивировать металл было нельзя, поэтому почти новый корабль вывели в море и расстреляли торпедами.

Призрак на корабле

В 1973 году в той же Цемесской бухте Новороссийска при странных обстоятельствах затонуло гражданское научно-исследовательское судно «Нахимов». Оно стояло у причальной стенки, как и десятки других судов, но вдруг стало быстро обледеневать и камнем пошло на дно. Спасти удалось только половину экипажа.

Впрочем, кораблям с именем прославленного адмирала не везло не только в теплых южных водах. В 1970-х годах на Северном флоте вступил в строй большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». На нем также постоянно случались разные ЧП; то загорится проводка, то начнут «глючить» важные приборы, то матрос упадет за борт. Очевидцы утверждали, что неоднократно видели на нижних палубах призрак человека в матросской робе устаревшего покроя. В 1985 году противолодочный корабль в открытом море столкнулся с нашей же подводной лодкой и получил здоровенную пробоину ниже ватерлинии. Он с трудом дотянул до береговой базы и встал в док. И тут выяснилось, что корабль ремонту не подлежит. Пришлось распилить его «на иголки».

Самое крупное крушение

Но самая страшная катастрофа произошла с гражданским пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов». Добротное океанское судно десяток лет исправно возило туристов в различные круизы. Но 31 августа 1986 года в Цемесской бухте (Новороссийск) произошла трагедия. Пассажирский лайнер, под завязку забитый туристами, стал разворачиваться и отходить от берега, как вдруг его протаранил вынырнувший из темноты тяжелый сухогруз. В принципе, суда могли удержаться на плаву. Но капитан сухогруза дал «полный назад». В открывшуюся на борту лайнера пробоину хлынул мощный поток воды. «Адмирал Нахимов» перевернулся и быстро пошел на дно, утянув с собой 432 человека. До сих пор это крушение является самым крупным в истории российского гражданского флота.

Павел Степанович - виновник ЧП

После событий 1991 года и развала СССР на российском военном флоте прошла волна переименований. В духе времени атомный ракетный крейсер «Калинин», входящий в состав Северного флота, переименовали в «Адмирал Нахимов». И что вы думаете? На благополучном до тех пор военном корабле стали происходить различные аварии и ЧП. Так, один раз чуть не случился произвольный пуск ракетных установок в другой - вспыхнул пожар в машинном отделении. Тут даже не верящее в мистику большое флотское начальство решило принять соответствующие меры. На всякий случай крейсер поставили на капитальную стоянку и заглушили атомные реакторы.

А среди рядовых моряков прочно укоренилось мнение: прославленный адмирал Павел Степанович Нахимов вольно или невольно наложил какое-то проклятие на корабли, носящие его имя.


А. НИКИТИН журнал НЛО № 16 (2006)
  • 0

#4 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20305 сообщений
  • Регистрация Лет: 15, Месяцев: 10, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 07 November 2009 - 22:22

Еше немного историй о «Летучем Голландце»

Впервые корабль-призрак появился в 1500 году во время шторма у мыса Торментозы. И был он не голландцем, а чистокровным португальцем. Не пытайтесь отыскать Торментозу даже на самых подробных современных географических картах. Этого названия больше не существует. Зато всем известен мыс Доброй Надежды – выдающийся в море скалистый полуостров на крайнем юге Африканского континента.

В XV веке, стремясь найти морской путь в Индию, португальские мореплаватели не раз пытались обогнуть Африку с юга. Но им мешали сильные встречные ветры, длительные штормы и господствующие в этих водах туманы.

Первым взял роковой рубеж португалец Бартоломео Диаш. В августе 1487 года три корабля под его командованием отправились из Лиссабона в заветную «Страну пряностей», как тогда говорили об Индии. Близ 33-го градуса южной широты, у залива Святой Елены, поднялся сильный ветер. Боясь, что суда разобьются о прибрежные скалы, Диаш вывел их в открытый океан. Ветер перешел в шторм, и португальцы потеряли берег из виду. Страшная буря трепала корабли, относя их к югу. Когда океан несколько успокоился, Диаш приказал взять курс на восток. На судах начался ропот: потеряв надежду на спасение, моряки требовали возвращения домой. Но Диаш поклялся «всеми дьяволами», что обогнет этот проклятый мыс…

Несколько дней корабли шли на восток, но потерянный берег все не показывался. Тогда Диаш повернул корабли на север, и, достигнув, наконец, широкой, открытой бухты, он был вознагражден: берег плавно поворачивал на северо-восток… Его корабли все же миновали «проклятый мыс» и вошли в Индийский океан, который до той поры считался замкнутым морем.

Измученные долгими скитаниями в океане, его матросы все же взбунтовались и отказались плыть дальше. Диаш вынужден был уступить. Корабли повернули обратно, так и не добравшись до Индии. Идя на запад вдоль южной оконечности Африки, Диаш увидел далеко выступающий в море мыс. В память о пережитом двухнедельном шторме португальский мореход назвал его Кабо Торментозой – мысом Бурь.

В декабре 1488 года Бартоломео Диаш вернулся в Лиссабон. Король Жуан II, выслушав доклад мореплавателя, приказал переименовать Кабо Торментозу в мыс Доброй Надежды – теперь уже реальной – надежды добраться морским путем до Индии.

Через десять лет. в 1498 году, это осуществил другой португалец – Васко да Гама. Так же, как и Диашу, ему с большим трудом удалось обогнуть «проклятый мыс». Обласканный королем, Васко да Гама дожил свои дни в величии и славе. Судьба же Бартоломео Диаша оказалась поистине трагичной.

По возвращении в Лиссабон его спутники шепотом рассказывали о своем несчастном плавании. На набережных порта распространился слух, что Диаш проклят Богом и обречен навечно плавать у Торментозы. Не прошло и двух лет, как эти слухи «материализовались». 29 мая 1500 года, во время очередной экспедиции, корабль Бартоломео Диаша пропал без вести у мыса Бурь… Гибель Диаша в воображении людей превращается в «исполнение воли Божьей».

Возвращающиеся из Индии португальские моряки клянутся, что видели во время шторма у мыса Доброй Надежды его судно. Так появляется первый в истории корабль-призрак…

«Голландцы» Голландии и других стран

Из испанского вице-королевства Перу, из порта Кальяо плыл на корабле в Барселону молодой дон Сандовалле. Юноша возвращался домой с красавицей невестой и грудой золота. Команда корабля, не устояв перед искушением, убила молодую пару и завладела сокровищами. За столь тяжкое преступление Всевышний превратил членов экипажа в призраков, а судно – в вечного скитальца океана. Время от времени оно появляется в устье реки Ла-Платы.

Таков испанский вариант легенды.

По индийской версии того же времени кораблем-призраком командовал легендарный британец Бернард Фокк – отчаянный и беззаботный моряк. Укрепив мачты и реи своего корабля железом и увеличив в несколько раз площадь парусов, Фокк стал совершать изумительно быстрые переходы из Англии в Индию. Как правило, его корабль отдавал якорь в Бомбее на девяностый день плавания. За такие невероятные рейсы британец был якобы проклят дьяволом и в наказание обречен вечно плавать в океане между мысом Доброй Надежды и мысом Горн.

Германские моряки были уверены: печальная участь ожидает всякого, кто встретит в Северном море корабль грешников «Либера нос». На черных его мачтах вздуты черные паруса с изображениями человеческих черепов. На корме за штурвалом стоит скелет – злой дух, правящий кораблем. Каждый грешник пребывает в одной должности по сто лет. поднимаясь по ступенькам судовой иерархии до чина капитана за тысячелетие.

В Нидерландах легенда появилась во второй половине XVII века, причем сразу в трех вариантах. По первому – некий Фалькенбург, богатый и знатный купец, накануне свадьбы своего брата убил невесту и жениха. Мучимый угрызениями совести, Фалькенбург очутился на берегу моря. Тут подошла лодка с гребцом, который произнес: «Жду тебя». Лодка доставила убийцу-купца к борту странного корабля, на котором не было ни души. Как только Фалькенбург взошел на палубу, он поплыл в сторону Северного моря. С тех пор серый корабль под красными парусами блуждает там, никогда не заходя в порт.

Во второй легенде капитаном парусника был Ван Страатен – смелый моряк, не верующий ни в Бога, ни в черта. Он вышел в море в страстную пятницу и поклялся, пробиваясь сквозь встречный шторм, обогнуть мыс Горн. За эти деяния он был осужден плавать в океане до страшного суда. Когда Ван Страатен встречает в океане другое судно, то приказывает своим матросам спускать на воду шлюпку и, подойдя к кораблю, просит принять пачку писем. Все они адресованы людям, которых уже давно нет в живых. В таких случаях рекомендовалось немедленно взять письма и прибить их к грот-мачте. Особенную осторожность следовало соблюдать, если на корабле нет Библии. А тех, кто посмеет прочитать эти письма, ждет неминуемое кораблекрушение.

Третьего «Летучего голландца» звали Ван дер Декен. Он также поклялся при встречном шторме обогнуть мыс Горн. Много дней подряд ревели стихии. Команда роптала, а капитан спокойно курил трубку и пил пиво. Тех, кто пытался воспрепятствовать его затее. Ван дер Декен швырял за борт. Но вот на палубу корабля опустился святой дух. Капитан-безбожник выстрелил в него из пистолета, но ранил себя. Ван дер Декен стал злым духом моряков, был осужден на бессрочное плавание в бушующем океане. Появление его корабля предвещало шторм и кораблекрушение.

Подобных легенд о «Летучем голландце» великое множество. Они отличаются одна от другой не только именами капитанов, но и причиной проклятья, которое на них обрушилось: то это клятва обогнуть мыс против ветра, то убийство ради богатства, то волшебство, то иной грех.

Страшная находка

В далекие времена парусного флота среди снежных торосистых равнин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствовали полярные «Летучие голландцы». Обледенелые, в саване туманов, бороздили они ледяной простор по воле ветров и течений. Целыми десятилетиями дрейфовали иногда в белых пустынях вмерзшие в лед суда. Эскимосам-охотникам, китобоям и полярным исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле их призрачные контуры.

Первыми, кто встретился с «Летучим голландцем» в Арктике, были китобои с английского корабля «Гренландия». В августе 1775 года капитан Уарренс в погоне за стадом китов привел свое судно на 77-ю параллель в заливе Баффина. Пути вперед не было – море закрылось тяжелыми льдинами и множеством огромных айсбергов. Капитан Уарренс приказал лечь на обратный курс. «Гренландия» стала медленно разворачиваться. Но неожиданно ветер стих и паруса безжизненно повисли на реях. Ветер задул только к вечеру второго дня, а к ночи перешел в шторм. Льдины со скрежетом наползали одна на другую, стоял ужасный грохот, Под утро пришли в движение и айсберги, они гулко сталкивались и переворачивались, кроша лед. В полдень стихла пурга, из-за уходящих туч выскользнуло бледное полярное солнце.

Вдруг все увидели, что над одним из айсбергов плавно движутся верхушки трех мачт с раздутыми парусами. «Неужели здесь, кроме нас, есть еще судно? Кто еще осмелился забрести так далеко?» – недоумевали моряки. А мачты продолжали двигаться. Вот из-за айсберга показался бушприт, потом фигура богини, украшающая нос корабля, потом и сам корабль… Китобоям сразу же бросилось в глаза, как странно развернуты реи незнакомца, как неестественно поставлены паруса.

– «Голландец»! – с ужасом закричали моряки.

Уже кто-то из гарпунеров начал читать молитву, кто-то побежал в кубрик за Библией. Между тем неизвестный корабль ударился килем о подводную кромку плывшего перед ним айсберга. От толчка рухнула и упала за борт его фок-мачта. Судно остановилось в двухстах метрах от «Гренландии».

– Это не «Голландец»! – воскликнул капитан китобойца. – Они терпят бедствие, им нужна помощь. Четверо гребцов – за мной!

Вскоре на воду спустили вельбот, и Уарренс с матросами направились к странному кораблю. Приблизившись, они увидели, что корпус парусника сильно поврежден льдинами и обветшал, Тщетно пытался капитан Уарренс прочесть на корме название корабля: буквы выцвели и стерлись. Палуба, покрытая толстым слоем льда и снега, была пуста.

– Эй, есть тут живые души? – крикнул капитан.

Звук его голоса поглотила тягучая тишина. Поднимаясь с кормы на палубу, капитан заглянул в иллюминатор каюты и увидел сидящего за столом человека. Из-за плохого освещения ничего больше разобрать было нельзя. Открыв люк, китобои вошли внутрь корабля и направились туда, где капитан увидел человека. В салоне корабля их глазам предстала страшная картина. За столом сидел мертвец с зеленым лицом и провалившимися глазами. Его руки лежали на раскрытом судовом журнале. На недописанной странице моряки прочитали английский текст: «14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты в этих льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан безуспешно пытается разжечь его. Сегодня утром скончалась его жена. Спасения нет…».

Не говоря ни слова, Уарренс и матросы направились в каюту капитана. На кровати лежала женщина. Ее лицо хорошо сохранилось, лишь по неестественному положению тела можно было понять, что она мертва. Возле нее на полу сидел заледенелый капитан. В одной руке он все еще держал кресало, в другой – кремень. На баке и в кубрике китобои обнаружили еще несколько тел.

Заглянули в кладовую – ящики, бочки и полки были пусты. Ужас охватил китобоев, они хотели немедленно вернуться на «Гренландию». Уарренсу удалось незаметно от них взять часть вахтенного журнала, который буквально рассыпался в его руках. Когда «Гренландия» вернулась в Англию, Уарренс сообщил о страшной встрече в Арктике лордам Адмиралтейства. По остаткам журнала так и не удалось установить название и порт приписки неведомого корабля, тринадцать лет странствовавшего по арктическим морям.

«Корабли чумы»

В XVI-XVIII веках санитарное состояние судов было крайне низким. Трудно сказать, что наносило больший урон мореплаванию – эпидемии или кораблекрушения. Британское Адмиралтейство ввело суровые законы против «кораблей чумы». Начиная с 1701 года, ни одно судно не могло войти в английский порт без карантина. Если после специального досмотра оказывалось, что на корабле есть заболевший чумой, капитан должен был немедленно выйти в открытое море. Эти законы соблюдались с твердостью, которая порой граничила с жестокостью.

В 1730 году в Смирне вспыхнула эпидемия чумы. Корабли «развезли» ее чуть ли не по всем портам Средиземного моря. В Лондоне стало известно, что из Мессины к берегам Англии направляется «чумное» голландское судно. Когда оно подошло к Плимуту, навстречу вышла английская эскадра и дала залп. Получив несколько пробоин, несчастный корабль вынужден был уйти в Атлантику.

Известна трагическая история другого голландского судна, которое в 1773 году зашло в один из средиземноморских портов, чтобы пополнить запасы воды и провизии. Когда корабль уже был на рейде, портовые власти узнали, что на его борту от чумы умерли капитан и четырнадцать матросов. Судну приказали немедленно выйти в море. Оно взяло курс на Тунис. Но весть о страшном «голландце» уже разнеслась по всему Средиземноморью. Тунисский порт оказался для него тоже закрытым, Тщетными оказались и попытки 23 оставшихся в живых моряков войти в Неаполитанский залив. Отверженное судно не подпускали на пушечный выстрел. Особенно боялись его французы, у которых еще свежо было воспоминание о том, как полвека назад от чумы, занесенной каким-то кораблем, умерла половина жителей Марселя.

Без воды, без пищи один за другим погибали голландские моряки на борту обреченного судна. Наконец оно вышло в Атлантический океан. Впоследствии «чумной корабль» не раз встречали у Азорских островов. Никем не управляемый, он несся под всеми парусами к неотвратимой судьбе корабля-призрака.

В XVII-XVIII веках таких случаев было немало. Из «Летучих голландцев» можно было составить целый флот.

Без руля и без ветрил

Шло время. Наступила эра паровых судов. Но моряки конца XIX века не хотели расставаться с красивой легендой о «Летучем голландце».

Корабль-призрак не раз видели в океане. Видели, как он появляется в снежных вихрях или выступает из тумана, выплывает сумрачной тенью из-за искрящейся на солнце громады айсберга или возникает из впадины между двумя огромными волнами.

«11 июля 1881 года близ Сиднея в 4 часа утра мимо нас несся «Летучий голландец». Мы увидели странный красный свет, призрачно освещающий корабль. При этом свете совершенно ясно вырисовывались мачты и паруса брига, находящегося от нас в одном кабельтове. Когда он приблизился, мы окликнули его. Его видел также вахтенный офицер со шканцев и один из кадетов. Но когда тот побежал на бак нашего корабля, бриг вдруг исчез. Море было спокойно, ночь – светлая. Тринадцать человек видели бриг. Матрос, первым заметивший «Летучего голландца», сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом». Это выписка из вахтенного журнала английского военного корабля «Бакхант». Сделана она рукой английского короля Георга V, когда он, будучи еще кадетом, проходил на корабле морскую практику.

Нет никакого сомнения, что моряки «Бакханта» встретились с вполне реальным кораблем, который по стечению обстоятельств обезлюдел и стал неуправляемым.

История мореплавания XIX и даже XX века насчитывает сотни случаев, когда командиры кораблей заносили в вахтенные журналы и рейсовые донесения сообщения о встрече с «Летучим голландцем».

В январе 1890 года английский трехмачтовый корабль «Марлбороу», имея на борту 23 моряка, несколько пассажиров, груз с овечьей шерстью и мороженой бараниной, совершал под командованием известного капитана Харда очередное плавание из Новой Зеландии в Англию. В порт назначения судно не пришло. Последний раз парусник видели с борта английского парохода у мыса Горн.

Расследование не пролило свет на обстоятельство его гибели. Через четверть века «Марлбороу» нашелся. Он появился под парусами около Огненной Земли. Моряки одного английского барка, заметившие «Марлбороу», единогласно утверждали: корабль шел с попутным ветром, неся часть парусов.

На палубе все оставалось на своих местах, однако рангоут, такелаж и паруса были покрыты каким-то странным зеленоватым налетом, напоминавшим плесень. Когда моряки ступили на палубу «Марлбороу», доски стали проваливаться под их ногами. В жилых помещениях, в кают-компании, на палубе лежали прикрытые лохмотьями скелеты. Судовой журнал заплесневел, и текст в нем прочитать не удалось. Погода неожиданно испортилась, и капитан приказал спешно покинуть мертвое судно.

По возвращении в Англию Хард представил Адмиралтейству и страховому обществу Ллойда подробнейший отчет о своей необычной находке. Несмотря на подписи свидетелей, его текст вызвал среди экспертов недоумение. Известно, что в районе мыса Горн около трехсот дней в году свирепствуют страшные штормы, когда волны с яростью разбиваются о неприступные скалы и рифы. Как же объяснить, что «Марлбороу» остался цел?

Осталась загадкой и гибель людей на «Марлбороу». Может быть, моряки умерли от какой-нибудь страшной болезни? Но вспышка эпидемии наверняка собрала бы людей вместе. Отпадала и версия отравления, так как члены экипажа питаются в разное время. Одним словом, в Англии так и не раскрыли тайну «Марлбороу» – одного из «Летучих голландцев» мыса Горн, и он навеки вошел в морскую антологию таинственных происшествий.

В 1829 году в Британском соединенном королевстве было зарегистрировано 18.823 парусных судна общей вместимостью свыше 2 миллионов тонн. За этот год погибло 1.305 судов – около 7 процентов!

В 1881 году, по данным госдепартамента США, погибло 2.193 судна. Из них 1.108 – на мели, 550 – в открытом море, 229 сгорело, 205 затонуло в результате столкновений, а 101 пропало без вести.

Однако покинутые суда тонули далеко не всегда, особенно загруженные деревом или каким-либо другим нетонущим материалом. Приливы, волны, течения сталкивали парусники с рифов на глубокую воду, и они, несмотря на заполненные водой трюмы, продолжали плавание, но уже без людей, которые давно забыли о них.

Так начинались длительные скитания, потрясающие одиссеи «без руля и без ветрил»…

13 марта 1888 года экипаж американской четырехмачтовой шхуны «Вильям Уайт» после тщетных попыток остановить сильную течь в трюме покинул судно недалеко от острова Лонг-Айленд. Однако шхуна не затонула и продолжала плавать в Северной Атлантике, близ восточного побережья США. «Вильям Уайт» неоднократно видели с проходящих мимо судов. На гафеле судна все еще развевался сигнал бедствия – перевернутый флаг, и многие капитаны, введенные в заблуждение, посылали к судну спасательные партии. Свыше десяти месяцев плавала шхуна в океане, пока 29 января 1889 года не оказалась на камнях острова Льюис (в группе Гебридских островов). К этому времени за кормой у нее осталось пять тысяч миль.

А вот другой пример. В начале 1895 года английский парусник «Альма Каммингс», груженный лесом, попал у восточного побережья Северной Америки в жестокий шторм и потерял все три мачты. Экипаж был подобран проходившим мимо пароходом. Когда команда отошла от шхуны на шлюпке, никто не сомневался, что минуты «Альмы Каммингс» сочтены: судно уже полностью скрылось в волнах. Но прошло несколько недель, и капитан одного брига сообщил английским властям, что видел в Атлантике шхуну без мачт, на носу которой виднелась надпись: «Альма Каммингс».

Подобные сообщения стали поступать все чаще и чаще. Сомнений не оставалось – парусник не затонул. Сначала его несло течением Гольфстрим, потом – Северным экваториальным течением. Любой корабль, столкнувшись в тумане с тяжело груженным «слепым» парусником, мог пойти ко дну. Чтобы устранить опасность, «Альму Каммингс» неоднократно пытались уничтожить, поджигая ее корпус, но безуспешно – судно не хотело умирать. Летом 1896 года, после полутора лет странствий, парусник, подхваченный Карибским течением, был прибит к берегу Панамского перешейка. Местные жители-индейцы разобрали «Альму Каммингс» по частям.

Все рекорды побила американская промысловая шхуна «Стар», которая совершила поистине классический кругосветный дрейф без экипажа. 1 июня 1893 года шхуна (с тринадцатью членами экипажа, с грузом леса и пушнины) покинула Алеутские острова и взяла курс на Гавайи. В Тихом океане, у острова Мидуэй, она ударилась днищем о подводный риф и оказалась на камнях.

Команда покинула обреченное судно на шлюпках и вскоре была спасена английским барком «Эклефехан». Не прошло и месяца, как капитан американского парусника «Дун», прибыв в Сан-Франциско и узнав о гибели «Стар», заявил, что видел ее, идущую под всеми парусами в семидесяти милях к северу от Мидуэя. Этому сообщению американские чиновники поверили лишь спустя четыре месяца, когда опять услышали на этот раз о шхуне от капитана английского судна, который обнаружил ее в четырехстах милях к западу от Сан-Франциско. Шхуна стремительно пронеслась по правому борту и скрылась за горизонтом. Палуба Стар» была пустынной.

Потом пришло сообщение с острова Фаннинг – в начале октября 1893 года «Стар» видел смотритель маяка. Никто не хотел верить, что никем не управляемое судно, однажды «погибшее на рифах», благополучно продолжает плавать. Американцы, потрясенные столь невероятным событием, не пожалели денег на поимку беглянки, которая стала к тому времени легендой, Однако поиски ничего не дали. Через четыре месяца норвежский капитан опять обнаружил таинственный парусник у острова Халл (группа островов Феникс). После этого целых четыре года о шхуне не было ни слуху ни духу. И вдруг – о чудо! – в августе 1896 года злополучную «Стар» нашли на тех же рифах острова Мидуэй, где ее бросила команда…

Но не всегда «Летучим голландцам» удавалось беспрепятственно «разгуливать» в океане. Многие корабли-призраки подстерегала западня.

На протяжении четырех веков среди мореплавателей всех стран бытовало поверье о страшном Саргассовом море – ловушке кораблей в Северной Атлантике. Говорили, что это море, без ветров и течений, заросшее густыми подводными растениями, как гидра, удерживает попавший в него корабль. Будто бы за многие века цепкие водоросли поглотили тысячи кораблей, и рядом с острогрудыми челнами викингов и римскими триремами лежат на дне испанские каравеллы и английские бриги, которые придавлены грудами затонувших барков и пароходов.

Вплоть до 1925 года считали, что проникнуть в центральную часть Саргассова моря невозможно: водоросли, намотавшись на винт судна, остановят его. Наконец ученые определили, что здешние морские растения абсолютно безобидны. Они настолько тонки и хрупки, что ни один корабль не станет их пленником.

И все же это море – ловушка, но только для неуправляемых кораблей. Достаточно такому судну попасть в местное замкнутое течение, движущееся по часовой стрелке, как ему обеспечены долгие годы бесцельных странствий.

В 1884 году в «Море водорослей» нашли настолько старый корабль, что никто не мог даже определить, в каком веке его построили. Поразмыслив, убеленные сединами моряки решили: эта развалина, загруженная пробкой, – одно из древних голландских судов.

15 октября 1891 года полузатопленная американская шхуна «Фенни Уолстен» была брошена командой в районе мыса Гаттерас. Подхваченная мощным потоком, она почти целый год продвигалась на восток со средней скоростью тридцать шесть миль в сутки. Затем шхуна попала в Саргассово море, Здесь она прошла более восьми тысяч миль. За эти три года ее встречали сорок шесть раз, что позволило достаточно точно вычертить схему дрейфа. В последний раз шхуну видели 21 октября 1895 года, когда она вырвалась из плена Саргассова моря на просторы Атлантики…

Шесть месяцев провел в объятиях замкнутого течения английский бриг «Полли». Любопытно, что, когда через полгода его обнаружили, на борту нашли живого моряка.

Парусники-призраки в Саргассовом море уже давно перевелись. После второй мировой войны здесь еще плавали по замкнутой кривой «летучие» спасательные шлюпки и плоты с торпедированных судов. Но после того как и их повылавливали, стихия заносит сюда только сорванные штормом буи, ограждающие мели восточного побережья Америки…

Несмотря на почти мистический ужас, внушаемый «Летучими голландцами» некоторые капитаны-смельчаки отваживались заарканить корабли-скитальцы, чтобы получить вознаграждение.

Удивительна судьба английского клипера «Арно». В декабре 1894 года этот великолепный парусник вышел из Нью-Йорка в Ливерпуль. В открытом море начался шторм, но капитан в погоне за скоростью слишком долго не убирал паруса. Налетевший шквал положил парусник на борт и сорвал люковые крышки – стало заливать трюмы. На счастье, поблизости проходил итальянский корабль «Этрурия»: его спасательная шлюпка подобрала погибающих моряков клипера. До рассвета следующего дня пароход находился рядом с тонущим парусником. Когда шторм стих, итальянские моряки перебрались на «Арно» и, поняв, что его уже ничто не спасет, пробили в борту отверстие. «Этрурия» легла на свой прежний курс. А через несколько дней, когда океан был спокойным и ярко светило зимнее солнце, с мостика английского парохода «Пайнер Пойнт» заметили лежащее на борту парусное судно. Это был «Арно».

Английские моряки поднялись на его борт, внимательно осмотрели и решили спасти. За два дня им удалось срубить мачты клипера, заделать пробоины и поставить судно в нормальное положение. Спустя две недели, «Арно» благополучно привели на буксире в Куинстаун.

В конце прошлого века, когда пароходы окончательно захватили монополию на мировых торговых путях и владельцы парусного флота выжимали из своих обветшалых кораблей последний фрахт, число «Летучих голладцев» резко увеличилось. На оживленных океанских трассах слонялись десятки полузатопленных, обгоревших, разбитых корпусов бригов, шхун, баркентин, барков, клиперов. Английское страховое общество «Ллойд» подсчитало, что лишь с 1828 по 1893 год поступило почти две тысячи официальных рапортов о встрече с «Летучими голландцами». Беспризорные корабли стали бичом морских дорог. Катастрофы учащались, и наконец в Америке в период президентства Кливленда была созвана международная конференция.

Члены конференции – представители Великобритании. Германии, Франции и всех Скандинавских стран – пришли к единодушному мнению: «С «Летучими голландцами» необходимо вести войну! Их нужно уничтожать!»

И вот для потопления покинутых парусников в Атлантику снаряжаются эскадры военных кораблей. Начинается охота за призраками. Броненосцы и крейсеры день и ночь утюжат океанские просторы, обнаруживают беспризорные суда, корабли-призраки, посылают на них подрывные партии, жгут, расстреливают из орудий.

Но разделаться с призраком порою бывало не так-то легко. Американский крейсер «Сан-Франциско» повстречал в океане полузатопленную шхуну без мачт, загруженную орегонской сосной. Подрывная партия, высадившаяся на борт этого «Голландца», заложила восемь зарядов пироксилина по 34 фунта каждый. Прогремел взрыв – в воздух взлетели деревянные обломки, бревна, щепки. Но шхуна продолжала держаться на плаву, не осев ни на фут. Не желая тратить взрывчатку, командир «Сан-Франциско» приказал дать полный вперед. Мощный крейсер с глухим треском вклинился в тело «Летучего голландца», и через несколько минут злополучное судно исчезло в пучине.

«Летучие голландцы» держались стойко до последнего времени. За один только 1930 год военный флот США уничтожил, ни много ни мало, 267 «Летучих голландцев»! И сейчас нет-нет да и появится сообщение о встрече в океане с кораблями-призраками…


(с) Лев Скрябин
  • 0

#5 Сергей41

Сергей41

    Всегда на мостике

  • Форумчане
  • 12612 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 6, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Киров
  • Служил:о.Шикотан ПСКР-691
  • Ваше имя:Сергей

  • ДМБ:23-12-1983
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума

Отправлено 23 July 2014 - 15:53

Случаи загадочного исчезновения морских судов Источник: РИА Новости История современного мореплавания не знает случая, подобного исчезновению судна Arctic Sea, считает главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаила Войтенко. *** 24 января 2008 года пресс-служба Минтранса РФ сообщила, что российский сухогруз "Капитан Усков", который должен был прибыть в этот день из Находки в Гонконг, с 20 января не выходит на связь. Сухогруз, который перевозил более 4,5 тонны металла в рулонах, принадлежал компании Alazara Navigation S.A., его экипаж - 17 человек, все они граждане РФ. Экспертами высказывались две наиболее вероятные версии исчезновения судна - смещение груза во время шторма, что привело к его затоплению, и нападение пиратов. 28 января активный поиск судна был прекращен. Никаких следов пропавшего сухогруза найдено не было. 29 января по факту исчезновения в Восточно-Китайском море сухогруза "Капитан Усков" Приморский следственный отдел Дальневосточного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ на транспорте возбудил уголовное дело по части третьей статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). 21 февраля береговая охрана Японии обнаружила безлюдный спасательный мотобот пропавшего теплохода "Капитан Усков". По мнению экспертов, обнаруженная находка выдвинула на первый план версию о гибели судна. *** В конце декабря 2008 года в японском море исчезло судно "JI WON NO.1", на борту которого находились 12 российских моряков. Об инциденте стало известно после того, как в районе японского города Румои у побережья острова Хоккайдо был обнаружен погибший человек в спасательном жилете с пропавшего теплохода, при нем нашли паспорта четверых российских граждан. Японские власти быстро сообщили о находке в морской Спасательно-координационный центр Владивостока. Судно принадлежало южнокорейской компании, экипаж судна состоял из 12 россиян. Представители судовладельца сообщили, что судно под флагом Панамы работало у берегов Японии, в конце декабря с судном была потеряна связь. Последний сеанс связи с теплоходом был 25 декабря, когда он находился в районе острова Хоккайдо. По мнению президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского, данное судно, скорее всего, занималось браконьерством и утонуло вместе с экипажем. *** Похожий случай произошел в Японском море в 2003 году, когда бесследно пропало судно "Арон-103", на борту которого находились четыре российских моряка. По словам Петра Осичанского, искать судно начали, только когда в профсоюз обратился сын одного из моряков. Позже выяснилось, что судно шло с грузом краба, было перегружено и затонуло. *** В декабре 1976 года "бесследно" исчез сухогруз-гигант "Берге Истра" водоизмещением 223 960 т, длиной 314 м, плывший под либерийским флагом в Японию с грузом бразильской руды. Это был один из новейших в мире сухогрузов. И только через 18 дней в море были найдены два члена экипажа этого судна, единственные из переживших катастрофу. За 18 дней, прошедших с момента исчезновения судна и до спасения двух членов экипажа, появилась масса всевозможных предположений о причинах его гибели: столкновение с миной времен второй мировой войны, махинации со страховкой, пираты, взрыв тайно перевозимых на сухогрузе боеприпасов, умышленное уничтожение судна и т. д. Спасенные моряки объяснили, что судно было сильно повреждено в результате взрыва в машинном отделении и ушло на дно так быстро, что радист даже не успел передать сигнал бедствия.


  • 1

#6 Сергей41

Сергей41

    Всегда на мостике

  • Форумчане
  • 12612 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 6, Дней: 5
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Киров
  • Служил:о.Шикотан ПСКР-691
  • Ваше имя:Сергей

  • ДМБ:23-12-1983
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума

Отправлено 05 November 2014 - 21:25

"Мария Селеста" «Мария Целеста» («Мария Селеста») — судно, покинутое экипажем по невыясненной причине и найденное 5 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара судном «Деи Грация» (Dei Gratia). Судно «Мария Целеста» — бригантина длиной 103 футов (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн. Судно было построено в доках Spencer’s Island Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось Amazon. Судно пользовалось дурной славой из-за неудач. Первый капитан погиб во время первого плавания судна. Несколько раз меняло владельца. В 1869 году, попав в шторм у берегов Новой Шотландии, судно было выброшено на берег. После этого инцидента судно было продано американскому владельцу, который переименовал его в «Мария Целеста». Плавание Плавание началось 7 ноября 1872 года под командованием капитана, 38-летнего Бенджамина Бриггса. Судно с грузом коньячного спирта, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin», вышло из Стейтен-Айленд, Нью-Йорк в порт Генуя, Италия. На судне, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и его двухлетняя дочь София Матильда. «Мария Целеста» была обнаружена 4 декабря (по некоторым отчетам 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19 веке) судном «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса. Между переборками и палубами обнаруженного судна содержалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Лючные крышки сняты. В остальном, судно казалось неповрежденным. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает эвакуацию команды), в часах кончился завод, компас разрушен. В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. В плавание «Мария Целеста» отправилась с одной спасательной шлюпкой, которая, похоже, была спущена на воду, а не сорвана стихией. Груз в 1701 баррелей спирта казался цел (однако после доставки его в Геную, владелец сообщил о исчезновении 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Марии Целесты»: 36°57' с. ш. и 27°20' з. д. Согласно надписи на грифельной доске в кают-комании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась в 6 милях к зюйд-зюйд-весту от острова Санта Мария (один из Азорских островов). Команда и пассажиры Судьба всех членов команды и пассажиров неизвестна. Обнаружение судна породило массу домыслов и слухов. Обсуждались возможности мятежа, нападения пиратов, воздействия Бермудского треугольника, и даже вмешательства пришельцев из космоса. Судьба судна После ремонта судно использовалось еще в течение 12 лет. Источник: ru.wikipedia.org


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных