Отправлено 30 October 2006 - 16:35
По техническим причинам часть сообщений в этой теме не сохранилась. Хотелось бы восстановить одно из них. Его в свое время загрузил Володя (владко). Взято location=\'http://extra.chita.ru/index.php?doc=254¤t=22(387)\'script>');" title='отсюда.'>отсюда.
Поездка на флот. Корреспондент "Экстры" побывал в уникальной воинской части
Флот в Забайкалье. На первый взгляд эта фраза кажется столь же бессмысленной и нелепой, как хрестоматийное "подводная лодка в степях Украины". Но это не так. Флот в Забайкалье есть.
В преддверии Дня пограничника наш корреспондент побывал в Сретенском отдельном дивизионе пограничных катеров. Эту воинскую часть вполне можно назвать уникальной. Это единственное в области военно-морское подразделение.
ЛЕТОПИСЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ФЛОТА
Военные моряки, а точнее речники, стоят в Сретенске больше 140 лет. Еще в 1861 году на окраине города в бухте Затон на реке Шилка была оборудована стоянка для речных судов. Наибольшее развитие Затон получил в первом десятилетии прошлого века. В 1911 году в гавани стояло около 70 различных судов. Здесь было два слесарных цеха и кузница на четыре горна, предназначенные для текущего ремонта плавсредств.
Во время вооруженного конфликта в Китае в 1900 году и русско-японской войны Сретенск был одной из баз Амурской речной флотилии. Базирующиеся здесь вооруженные пароходы и канонерские лодки сопровождали по Шилке, Аргуни и Амуру караваны гражданских судов. В 1905 году в Сретенске и Кокуе собирали доставленные в разобранном виде по железной дороге десять речных канонерских лодок.
Стоявший здесь в годы Второй мировой войны дивизион бронекатеров Амурской военной флотилии принимал участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 года
В 1969 году приказом председателя КГБ СССР в Приаргунском погранотряде была введена группа катеров штатной численностью в 50 человек. В 1973 году она была передислоцирована в Сретенск. 6 июля 1992 года приказом председателя комитета по охране государственной границы на ее базе начинается формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа. Этот день считается днем рождения части.
О сегодняшней жизни военных речников Забайкалья мы беседуем с командиром дивизиона, капитаном 2 ранга Владимиром Щербаковым. Если кто не знает, это морской аналог звания подполковник. Кавторанг Щербаков принадлежит к тому типу офицеров, кто делает головокружительную карьеру не в штабах, а непосредственно в строевых частях. Ему 32 года. Окончил Калининградское высшее военно-морское училище и Санкт-Петербургскую военно-морскую академию. Несколько лет командовал кораблем Амурской военной флотилии. В 2001 году стал начальником штаба Сретенского дивизиона. Летом прошлого года принял на себя командование частью.
- Наш дивизион несет службу на реках Шилка, Аргунь и Амур на участке трех пограничных отрядов - Сретенского, Приаргунского и Хинганского. Протяженность речной сети в нашей зоне ответственности составляет почти 130 километров, - рассказывает Владимир Владимирович.
Дивизион выполняет несколько задач. Первая, и самая главная, это естественно непосредственная охрана госграницы. Ее выполняют малые пограничные сторожевые катера. За 2001-2003 года непосредственно военнослужащими дивизиона было задержано 6 судов и 25 человек, изъято более полусотни стволов огнестрельного оружия. Вторая задача - это завоз различного имущества на пограничные заставы, до большинства из которых можно добраться только по воде. Для этих целей в Сретенском дивизионе имеется несколько грузовых и пассажирских судов. Подробнее о типах судов, на которых плавают военные речники, мы расскажем немного позже.
Последние несколько лет личному составу дивизиона пограничных катеров приходится решать задачи еще и по охране биологических ресурсов на Шилке и Аргуни во взаимодействии с милицией и рыбинспекцией. В 2003 году, например, при участии военных речников у браконьеров было конфисковано 128 рыболовецких сетей общей длиной 3840 метров.
- Люди на берегах рек живут очень бедно. Браконьерствуют мужики лишь для того, чтобы прокормить свои семьи. К ним стараемся относиться снисходительно. Другие нарушители приезжают из Читы на дорогих машинах, часто с незарегистрированным оружием, ведут себя крайне вызывающе. Задерживаем в основном вот эту публику. Материалы на нарушителей передаем в прокуратуру, - говорит Владимир Владимирович.
КОРАБЕЛЬНЫЙ ДОМ
Сердце дивизиона - это бухта Затон, где стоят суда речников. Сегодня в ней пустынно. 15 мая на Шилке началась навигация, и катера ушли на охрану границы. До середины октября, когда в Забайкалье придут первые морозы, они поступают в распоряжение командиров погранзастав. На базе остались лишь несколько транспортных и пассажирских судов.
Знакомство с жизнью Затона начинается с импровизированной экскурсии по территории корабельного дома. Проводит ее для автора этих строк начальник электромеханической службы дивизиона лейтенант Александр Козлов.
- Основным кораблем дивизиона являются малые пограничные катера проекта 1398 "Аист". Практически все они выпущены еще в советское время Батумским судостроительным заводом. Катера специально предназначены для несения патрульной службы на реках. Их длина составляет 9 метров, осадка, в зависимости от загруженности, от 40 до 60 сантиметров, водоизмещение почти пять тонн. Эти суда способны развивать скорость до 36 километров в час. Есть у нас также три катера производства Сретенского судостроительного завода, - начинает рассказ Александр Петрович.
Штатного вооружения на малых катерах нет. Речники говорят, что в нем просто нет надобности. Открывать огонь по нарушителям государственной границы на реках абсолютно бессмысленно. При дальнейшем разбирательстве доказать факт незаконного пересечения госграницы на реке будет очень трудно. По закону он должен зафиксирован на видеопленку с обязательной привязкой к стационарному объекту на берегу. Поскольку ширина рек небольшая и нарушение линии границы носит кратковременный характер. Заснять его на видеокамеру очень сложно.
В крайнем случае, для усмирения нарушителей можно использовать обычный автомат, говорят пограничники.
Грузы на границу доставляются на пограничных катерах снабжения. Они менее быстроходны, чем малые катера, но способны принимать на борт до 20 тонн различных грузов. Самое большое судно в дивизионе - это катер снабжения проекта М-105. Его грузоподъемность составляет 60 тонн. Целый железнодорожный вагон. По сути дела это уже не катер, а настоящий речной теплоход.
Для перевозки людей дивизион имеет два пассажирских теплохода "Заря". Эту сугубо гражданские суда. Они бороздят просторы практически всех водоемов бывшего Союза. За ними давно и прочно закрепилось прозвище "речной трамвайчик". Но пограничники от подобной лирики далеки. Они говорят, что "Зари" незаменимы при доставке на границу больших групп людей. Салон теплохода вмещает до 80 пассажиров.
- От Сретенска до границы по реке Шилка более четырехсот километров. Это расстояние катера проходят в среднем за девять-десять часов. И это при нормальной навигационной обстановке, - продолжает мой провожатый.
Плавать по рекам с каждым годом, к сожалению, становится все труднее. За последние несколько лет из-за небольшого количества осадков Шилка изрядно обмелела. Если раньше глубина реки доходила до двух метров, то сегодня едва доходит до полутора.
К тому же, если раньше фарватеры регулярно углублялись, то сегодня это делается крайне редко.
РЕЧНЫЕ ВОЛКИ
Главное богатство дивизиона, как и в любом коллективе, это конечно, его люди. Элита части - это офицеры и мичманы, прослужившие более 10 лет. За это время они стали асами своего дела, настоящими речными волками. О таких профессионалах и пойдет рассказ.
Старший мичман Иван Шахов служит в дивизионе 14 лет. Начинал в далеком 1990-м матросом срочной службы, потом остался на сверхсрочную. Сегодня он командует экипажем пассажирского теплохода "Заря". Он считается одним из опытнейших судоводителей части. За годы службы он объездил, а точнее обплавал, пограничные заставы, которые "обслуживает" Сретенский дивизион, не один десяток. Имеет он представление и о службе китайских пограничников-речников.
- У них аналогичная часть стоит на Аргуни, примерно напротив Приаргунска. Суда примерно такие же, как и у нас - малые катера, буксиры, "грузовики", пассажирские суда. В основном это суда германского производства. Иногда мы их встречаем на реке. Насколько эти корабли новые, я не знаю, но разработаны они были еще в 70-х годах, - говорит Иван Николаевич.
Михаил Терещенков в дивизионе уже не служит. Он отдал пограничным войскам почти 28 лет и в прошлом году вышел на пенсию. Но связи со своим родным коллективом не потерял. Сегодня он работает на гражданской пристани "Сретенск", которая также располагается в бухте Затон. Со своими бывшими подчиненными и коллегами он видится каждый день. Начинал Михаил Александрович службу матросом-срочником еще в 1975 году, в разгар обострения советско-китайских отношений. На себе, правда, он это не почувствовал.
- Может где-то и были вооруженные столкновения, но я их не видел. Нарушителей границы тогда было немного. Китайских судов на реках практически не было. Лишь изредка появлялись их рыбаки на маленьких джонках, - говорит Михаил Александрович.
ЭПИЛОГ
А вообще, если не обращать внимание на внешние морские атрибуты, то территория Сретенского дивизиона ничем не отличается от обычной воинской части. Жизнь на берегу практически ничем не отличается от жизни тех же танкистов или связистов. Здесь есть все, что есть в каждой воинской части - казармы, баня, медпункт, библиотека, спортплощадка и даже собственное подсобное хозяйство. Единственное, чего не хватает дивизиону, считает Владимир Щербаков, так это памятника военным речникам.
- На территории области нет ни одного памятника морякам-забайкальцам. Наш должен стать первым, - говорит он.
Проект обелиска уже готов. Это будет мраморная стелла в виде речного бакена с Вечным огнем. Под него уже выделено место. Не хватает самого главного - мраморных плит для облицовки. Стоят они порядка пятидесяти тысяч рублей. У речников-пограничников таких денег нет. Попытки найти помощь во властных структурах успехом пока не увенчались. Может быть, кто-то из бизнесменов поможет осуществить благое дело?
Алексей БУДЬКО
Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке материала пресс-службу Забайкальского регионального пограничного управления ФСБ России.