Перейти к содержанию

Авиация ПВ КГБ СССР в Афганистане


Рекомендуемые сообщения

Общая справка: По приказу ОГПУ от 14 января 1932 года началось формирование 3-го отдельного авиаотряда пограничных войск ОГПУ Казахстана с постоянным местом дислокации в урочище Бурундай близ Алма-Аты. А уже в июне 1933 года перед пограничниками-авиаторами поставили первую боевую задачу - совместно с наземными войсками участвовать в уничтожении "...вооруженных бандгрупп и басмаческих шаек". 50 дней продолжалась операция, в которой летно-технический состав отряда получил боевое крещение. ......Из дислоцированной в Бурундае, под Алма-Атой, отдельной пограничной авиационной эскадрильи развернули авиаполк. ...... В январе 1980 года генерал армии В.А. Матросов поставил перед частями округа задачу - провести операцию на Памирском направлении по вводу войск в Афганистан, в последующем прикрыть афгано-китайскую и около 200-километров афгано-пакистанской границы. С этой целью в мае того же года и была осуществлена операция под условным названием "Крыша". Для частей и подразделений округа эта первая операция на территории сопредельного государства оказалась успешной. ....... Неоценимую помощь подразделениям, ведущим боевые действия в Афганистане, оказывали пограничники-авиаторы из авиационного полка и отдельной авиационной эскадрильи округа. Десантирование и боевое повседневное обеспечение личного состава ДШМГ, нанесение авиационных ракетных и бомбовых ударов по моджахедам, воздушная разведка, эвакуация больных и раненых - вот диапазон лишь основных задач, которые решали пограничники-авиаторы в Афганистане. Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень... Валерий. *hunter*

Изменено пользователем Ротор2
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 452
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Вот ,что на скорую руку подобрал.

 

 

-------------------------------------------------------------------------------

location=\'http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.avia.ru/cgi/discshow.cgi%3Fid%3D3818349977465738875271129879425%26topiccount%3D140%26mode%3Dall&text=%CA%F3%F4%E0%E1%F1%EA%EE%E5+%F3%F9%E5%EB%FC%E5&reqtext=%28%CA%F3%F4%E0%E1%F1%EA%EE%E5%3A%3A2063133498+%26+%F3%F9%E5%EB%FC%E5%3A%3A155334%29//6&dsn=-3&d=2178064\'script>');" title='http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%...sn=-3&d=2178064'>http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%...sn=-3&d=2178064

 

Хочу добавить по авиации КГБ СССР. Источник информации - "Книга памяти. Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан. 1979 - 1989" М., Граница, 1993 г.

Дата Тип Погибшие Обстоятельства

23.02.80 Рядовой, радиотелеграфист ММГ Малыгин Александр Германович При высадке десанта вертолет подбит огнем с земли

21.04.81 К-н, командир звена Ткачев Григорий Павлович Осуществляя поддержку десанта атаковал позиции противника под обстрелом. Вертолет ?

17.10.81 Ст. л-т, командир вертолета Скрипкин Юрий Михайлович При подходе к десантной площадке вертолет обстрелян с земли и загорелся, но пилот смог совершить посадку.

9.07.82 Пр-к, ст. бортмеханик-радист Двоеложков Юрий Андреевич Сбит огнем с земли.

10.07.82 К-н, командир звена Самароков Владимир Павлович

К-н, штурман звена Королев Александр Иванович

К-н, ст. механик звена Лаба Михаил Тимофеевич Сбит огнем с земли и взорвался в воздухе

30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор Михайлович

Л-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав Николаевич

Ст. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит.

24.01.83 К-н, командир звена Клюев Сергей Платонович Обстрелян огнем с земли. Вертолет ?

23.10.83 К-н, командир вертолета Ерыкалин Юрий Александрович

Ст. л-т, летчик штурман Абдулин Салих Саитович

Ст. л-т, ст. техник Панков Валерий Николаевич

РядовойЮ бортмеханик-воздушный стрелок-радист Саранчук Александр Александрович При патрулировании газопровода в ночное время сбит огнем с земли.

1.01.84 М-р, зам. ком-ра эскадрильи Сургутанов Виктор Анатольевич

К-н, штурман эскадрильи Корень Геннадий Васильевич

Л-т, ст. техник вертолета Вепрев Олег Николаевич При эвакуации раненых вертолет подбит огнем с земли.

25.07.84 Пр-к, ст. техник-бортстрелок Сыроваткин Михаил Федорович Подбит огнем с земли.

5.08.84 Майор, штурман звена Афанасьев Юрий Сергеевич В результате обстрела с земли вертолет получил повреждения двигателей и гидросистемы. Разбит при вынужденной посадке в горах.

6.08.84 К-н, командир вертолета Капустин Михаил Иванович

Ст. л-т, летчик-штурман Борисов Владимир Ильич

Ст. л-т, ст. техник Дикмаров Геннадий Петрович Сбит огнем с земли.

27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий Владимирович

Л-т, штурман Яценко Константин Константинович

Ст. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав Андреевич

Пр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта

12.10.85 Рядовой, наводчик миномета ММГ Байбара Григорий Леонтьевич При перевозке ММГ вертолет обстрелян с земли и взорвался при посадке

18.10.85 Ми-26 Ст. л-т, штурман Переведенцев Александр Михайлович

Пр-к, бортмеханик-воздушный стрелок Малухин Евгений Анатольевич При возвращении с боевого задания поврежден огнем с земли. При попытке совершить посадку потерпел катастрофу.

2.09.86 Ст. л-т, ст. техник Жорин Николай Михайлович Ранен при атаке наземной цели. Вертолет ?

19.09.86 Пр-к, ст. бортмеханик Маев Владимир Александрович Погиб от огня с земли. Вертолет ?

19.10.86 Майор, командир экипажа Артемов Юрий Павлович

Майор, штурман эскадрильи Рубцов Николай Николаевич

Ст. л-т, ст. техник Теличко Олег Дмитриевич При прикрытии автоколонны с грузом атаковал позиции противника. При выходе из очередной атаки сбит ПЗРК, взорвался.

22.10.87 П/п-к, зам. клмандира полка Киреев Валентин Игоревич При доставке продовольствия на базу обстрелян с земли. Вертолет ?

17.01.88 Майор, ком. эскадрильи Карпов Владимир Александрович

К-н, штурман эскадрильи Окомашенко Николай Петрович

К-н, ст. техник звена Красовский Петр Станиславович При атаке наземных целей сбит ПЗРК и взорвался в воздухе.

17.01.88 Ст. л-т ст. техник звена Леонов Игорь Анатольевич

Пр-к, борттехник Чекмарев Эдуард Юрьевич При высадке десанта сбит ПЗРК, загорелся, потерял управление и упал.

18.07.88 К-н, командир вертолета Каторгин Геннадий Александрович

К-н, ст. летчик-штурман Курмак Владимир Максимович

Пр-к, ст. техинк Полищук Михаил Андреевич

Рядовой, бортмеханик воздушный стрелок Замалетдинов Румил Рафаилович Сбит огнем с земли при обеспечении деятельности разведывательной группы и взорвался сразу после касания земли

 

19.01.89 Ст. л-т, штурман отряда Бариев Ильфат Мидехатович

Ст. л-т, ст. воздушный оператор Долгарев Виктор Иванович

Ст. л-т, ст. техник Щеняев Александр Петрович

Ст. пр-к, ст. бортмеханик Клименко Сергей Павлович

Ст. пр-к, ст. бортмеханик Залетдинов Исмагил Сахапович При выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и взорвался.

 

Кроме тех, кто указан в списке есть данные еще на двух человек, погибших на земле по различным причинам.

В книге не указан тип вертолета, место инцидента, наименование подразделения. В тех случаях, когда после описания причины катастрофы или стоит знак вопроса, не ясно судьба вертолета.

В книге также отсутствуют сведения о потерянных вертолетах, когла все члены экипажа остались живы. Также нет сведений о случаях потери вертолетов вместе с находящимися на борту пассажирами.

 

по потерям 19.01.89 г. также нет ясности - сколько вертолетов потеряно и как распределялись погибшие по экипажам.

Буду рад, если информация кому-то пригодится.

Возможно остались свидетели этих потерь, которые смогут более подробно о них рассказать.

с уважением, Одиссей

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень...

 

В мае 1980 года принимал участие в организации обеспечения горючим авиагруппировки сосредоточенной для выполения задания "Крыша".

С нуля в течении суток был развернут полевой склад авиационного топлива ,впервые в КВПО использовались резинотканевые резервуары МР-25.(Впервые в Пограничных войсках резинотканевые резеруары были применены в феврале 1980 года на ПОГК Калай-Хумб. Мною на территории ПОГК был оборудован пункт хранения заправки авиатопливозаправщика авиационным топливом. Который очень помогал выполению боевых задач авиации пограничников.

И через сутки была организована заправка прибывающий вертолетов. Через несколько дней после начала ввода войск на Сархадском направлении был организован второй полевой склад авиатоплива на погранзаставе Кызыл-Рабат, Мургабского ПОГО это на стыке 3-х границ (Китая, СССР, Афганистана и Пакистана) и также через сутки была организована заправка бортов.

Изменено пользователем Владимир
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень... Валерий. *hunter*"Боевые вертолёты - это души погибших танков""Куда деваются души погибших боевых вертолётов?"Ритмично посвистывая лопастями, хищно клюнув носом, он оторвался от земли и стремительно пошел чуть вверх и вперед. Чуть кривоватые, по крокодильи короткие стойки шасси ушли в его бледно-зеленое, в разводах, чрево. Пошел! "Крокодил". Опасный, стремительный хищник из пятого океана. Так же как и его земноводный тёзка он, прячась за складками рельефа, начинает свою охоту. Это он, стремительный и безжалостный долбил по дувалам, это он заботливый и очумевший от ярости прикрывал "восьмерки", это он пьяный от побед и горя, устало валился на родные площадки. "Крокодил", "Шмель", "Вертушка", "Двадцатьчетверочка". Сколько возлагалось на вас, чьих-то последних надежд, спасённых жизней, радостей от того, что вы пришли и примерно наказали, когда все шансы казалось уже были потеряны. Вам, вытаскивавшим из ада огня и боли, вам летавшим на "честном слове", офицерской чести и матюгах, земной поклон от тех кто верит в вас как в чёрта и Бога. Тем, кто из вас, вздрогнув в "клине ротора", опрокинувшись на спину, крутнувшись в последнем взгляде блистера ожесточенного "кто посмел?" и упокоившихся в пламени с обломанной балкой, всем Вам - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! "Крокодил", "Шмель", "Вертушка", "Двадцатьчетверочка".Спасибо Вам, мужики! Такой пойдет? Рихард

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Когда было обьявлено перемирие- 86 год, появилось еще одно название " Голубь мира".

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


В том же 86 году нашу ММГ бомбили афганцы. Суть в том, что в ВВС ДРА был вражина, который давал неверные данные по расположению банд, а млжет просто ошибка, версий было много. Ранее весеннее утро, настроение миролюбивое, в общем все хорошо. И тут появляется пара самолетов, делают круг и заходят на боевой. Народ наверное вспомнил все фильмы про войну и налеты мессершмитов, попрятались в окопы и ощетинились стволами автоматов, больше ничего стволы в небо задрать не могло. Эти "орлы" обстреляли все по кругу, бросали бомбы , но ни разу не попали в лагерь. Пока шли разборки у начальства, мы под хорошее настроение настрочили письмо в Сызрань, начальнику училища, где готовили афганскмх летчиков ( насчет Сызрани может и ошибаюсь, все таки время). Выразили благодарность за хреновую подготовку. Это письмо ушло потом в Министерство обороны, оттуда в ПВ. Короче имел я профилактическую беседу в политотделе. А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


В марте 86 банда перешла границу на участке комендатуры" Хумлы" Тахта-Базарского отряда и угнала 2500 овец. Дело дошло до верха, оттуда раздался гром и рык и началось. В это время года как правило войны серьезной не было - дорог нет, низкая облачность. А тут все поехали и полетели. Все сразу оказалось всепогодным и всероходимым. Баранов искали недели две, находили все не тех, была разница- толи наши были курдючные, толи не наши. Так продолжалось пока в эфире, кто-то сильно не представляясь кинул мысль, мол у нас украли 2500 овец и не важно каких. Овец пытались гнать отарами, ничего не получалось. Тогда их стали возить вертолетами. Когда посчитали во сколько обошлась эта операция, ее прозвали "Золотое руно".

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


..... А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.

И нам тоже в 86-м зенитку хотели дать, наверное после этого случая, даже двоих ребят отправили на ЗУ учиться. Мы и позицию под неё подготовили, думали хорошим дополнением к ДШК будет... Но так и не дали, при мне во всяком случае. Помню ещё случай был, с утра на посты сообщили, что у наших афганских друзей вертолёт угнали и возможно его появление в нашем районе. Ну и соответственно надо постараться его сбить. Часа через два действительно звук борта послышался, мы приготовились, вдруг действительно он и в пределах досягаемости окажется! С двух ДШК есть шанс свалить. Но тут сообщили, что наши. А что с тем угнанным бортом стало нам так и не сказали... А нашей авиации огромное спасибо, без них сколько бы еще ребят полегло. Да и вода, продовольствие, боеприпасы, на многие точки только бортами всё это и можно было доставить.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Мужики зайдите в тему "ПВ в горячих точках_Это было 24 года назад", почитайте материал из книги: На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. — М.: Граница, 2000. — 504 с.: 12 л. ил.

Из гл 9. Пограничные войска СССР в войне в Афганистане, с. 402-423

Выложил сегодня в 13:13, там много интересного есть, в тч и про авиацию, есть и ошибки, так что добавляйте что знаете.

 

Григорий, ты случайно не встречал с Виноградовым Сергеем, ДМБ осень 84 из Керкинского отряда, наш земляк, меня сегодня здесь в теме про Очкура однополчанин просил его разыскать?

 

Феликс тебе послал в понедельник фотку нашу с Федей этого года, оба раза письмо вернулось. Феде в понедельник стукнуло 40, хотел зайти, но он в вечернюю смену работал, в выходные если состыкуемся покажу твои фотки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


"Из дислоцированной в Бурундае, под Алма-Атой, отдельной пограничной авиационной эскадрильи развернули авиаполк". ...... Первым моим командиром полка в погранавиации был:Рохлов Николай Алексеевич(17.12.1934) Заслуженный пограничник РФ. Заслуженный военный лётчик СССР (1983). Лётчик-снайпер (1974). Генерал-лейтенант авиации (1991). В пограничных войсках служил с 1956 г. Командир Отдельной Арктической авиационной эскадрильи (с 1967). Командир отдельного авиационного полка Восточного пограничного округа (с 1972). Первым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб. С 1977 г. - начальник авиационного отдела ГУПВ, начальник авиационного управления - командующей авиацией Пограничных Войск. Участник боевых действий в Афганистане. Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" II и III ст., 18 медалями. Валерий.О погибших сослуживцах: «30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор МихайловичЛ-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав НиколаевичСт. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит». – С Виктором Лазаревым мы жили в 1982 г. в одном доме, были тогда соседями по площадке. Отличный парень был. Станислав Белкин только училище закончил. Это была его первая и последняя командировка на «войну». С Полушкиным Леонидом раньше мне довелось много летать вместе. После гибели часто мне снился. «27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий ВладимировичЛ-т, штурман Яценко Константин КонстантиновичСт. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав АндреевичПр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта». – Здесь поправка: фамилия командира экипажа – не Пускевич, а Рускевич. Мы в одно время прибыли в Алмаатинский полк после окончания училища.30.10.82 г. он летал в паре с Лазаревым. Доставал потом из ущелья тела погибшего экипажа. А сам погиб уже в 1985 г., служа в Марыйском полку. При заходе на посадку его вертолет был обстрелян из ДШК. Очевидно, были перебиты тяги управления. Вертолет вздыбился и врезался в гору. В эфир успели только ругнуться: «Куда на х...». И все. Говорили потом, что два дня «духи» не давали вытащить погибших с точки. Вечная память ребятам! Валерий.

В том же 86 году нашу ММГ бомбили афганцы. Суть в том, что в ВВС ДРА был вражина, который давал неверные данные по расположению банд, а млжет просто ошибка, версий было много. ... А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.

_______________– Григорий, то что в Сызранском училище готовили афганских летчиков я не знал. Нужно будет уточнить это дело. А вот в Джамбульском полку ВВС видел и негров, и прочий такой контингент. Насчет зениток. Если не ошибаюсь, то ЗУ-23 были на Гульхане, в Шашире и где-то внизу под Чашм-Дарой. Забыл уже. Про баранов – интересно. Действительно, «Золотое Руно». Валерий.

В мае 1980 года принимал участие в организации обеспечения горючим авиагруппировки сосредоточенной для выполения задания "Крыша".

_________– Володя, привет! Обеспечение горючим авиагруппировки в тот период было отменным. Все было организовано оперативно и качественно. Спасибо. В связи с топливом вспомнился случай. Как-то в году 1981 или 1982 на Лянгар прилетел ВВСовский борт «Ми-8МТ». Тогда это была крутая новинка. В погранавиации таких вертолетов еще не было. Прилетевший из Душанбе генерал (Советской Армии) отправился на совещание к командованию пограничной опергруппы. А командир экипажа попросил нас заправить его вертолет керосином. Я тогда на Лянгаре был старшим авиагруппы. Признаюсь, что злоупотребил своим служебным положением. За керосин мне дали сделать пару кругов на новой технике. Вот радости-то было. Хороша машина. Валерий.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Вообще зима в Афгане была временем гнусным. Войны как таковой не было, грязь, сырость , борты не летают, тоска. Заманить борт в мангруппу можно было только по ЧП, чего никто не хотел. Тогда в воспаленном мозгу, одурманненом отсутствием почты , посылок и прочих радостей жизни родился гениальный план. Наш доктор раскопал нам бесценного кадра с хроническим аппендицитом. Он нам обьяснил, что есть такое ущемление нерва и т.п. Бойцу пообещали блага небесные и дали заявку на санрейс. Афера прошла два раза- ЭТО 4 РЕЙСА. Но кончилось тем , что аппендицит ему все таки вырезали. А так все были довольны.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Экипажи вертолетов часто останавливались и жили в домике на территории пограничной заставы "Лянгар" Хорогского ПО. Мужики были веселые, любили попарится в "Нарзане" (настоящая минеральная вода). Да и с начальником заставы - Кимом Аркадием Федоровичем дружили ...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Первым моим командиром полка в погранавиации был:Рохлов Николай Алексеевич(17.12.1934) Заслуженный пограничник РФ. Заслуженный военный лётчик СССР (1983). Лётчик-снайпер (1974). Генерал-лейтенант авиации (1991). В пограничных войсках служил с 1956 г. Командир Отдельной Арктической авиационной эскадрильи (с 1967). Командир отдельного авиационного полка Восточного пограничного округа (с 1972). Первым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб. С 1977 г. - начальник авиационного отдела ГУПВ, начальник авиационного управления - командующей авиацией Пограничных Войск. Участник боевых действий в Афганистане. Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" II и III ст., 18 медалями. Валерий.О погибших сослуживцах: «30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор МихайловичЛ-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав НиколаевичСт. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит». – С Виктором Лазаревым мы жили в 1982 г. в одном доме, были тогда соседями по площадке. Отличный парень был. Станислав Белкин только училище закончил. Это была его первая и последняя командировка на «войну». С Полушкиным Леонидом раньше мне довелось много летать вместе. После гибели часто мне снился. «27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий ВладимировичЛ-т, штурман Яценко Константин КонстантиновичСт. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав АндреевичПр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта». – Здесь поправка: фамилия командира экипажа – не Пускевич, а Рускевич. Мы в одно время прибыли в Алмаатинский полк после окончания училища.30.10.82 г. он летал в паре с Лазаревым. Доставал потом из ущелья тела погибшего экипажа. А сам погиб уже в 1985 г., служа в Марыйском полку. При заходе на посадку его вертолет был обстрелян из ДШК. Очевидно, были перебиты тяги управления. Вертолет вздыбился и врезался в гору. В эфир успели только ругнуться: «Куда на х...». И все. Говорили потом, что два дня «духи» не давали вытащить погибших с точки. Вечная память ребятам! Валерий.

Валерий, послал тебе письмо через профиль, получил? Пару файлов собрал про летчиков. Про Рускевича там тоже есть. Давай адрес "мыла" - отправлю, твои комментарии очень важны. Прочитал, что ты «Войну» закончил в ноябре 1985 года (Меймене, Шибарган... Как раз в это время в нашем районе шли осенние операции, раз был в Меймене и Шибергане, должен был и к нам в Андхойскую крепость залетать, так что могли видется. Той осенью к нам борты много летали. В октябре брали Ханчар-баг километрах в 5-ти от Андхоя, не приходилось бомбить? А про то, что не очень - опять же под Андхоем блокировали большой кишлак Карамколь в апреле 85, нашу позицию духи обстреляли, с КП доложили - сейчас поднимется пара вертушек, отработает. Мы отстрелялись, обрадовались подмоге, блинчики печь стали, борты с КП поднялись, зашли на боевой и прямо перед нами в нескольких десятках метров нурсы положили, нас от осколков только брусвер спас, а блинчики с песком перемешались. Правда второй заход уже точный был. А мы кинулись позицию углублять и впопыхах еще АКСУ БТРом переехали, потом его еле выскребли из колеи, почистили малость, проверили - стреляет.Еще в том же апреле блокировали Альмар (между Меймене и Кайсаром), пытались бортами высадить десант, а там на каждой вершине позиции ДШК, борт подлетает - по нему долбят, по рации матюги - и уходят, а нам поставили задачу эти точки засекать и наводить артилерию, а там башки не высунуть было, технику в арык загнали и двое суток на брюхе и на карачках ползали. Десант так и не смогли высадить, говорили, что несколько бортов сильно повредили, но потерь не было. Но как они долбили по каждой машине, я больше такого не видел. Их нурсами гасят, а они продолжают долбить. Интересно как это все сверху смотрелось и ощущалось. У меня честно говоря после этого Альмара вся романтика куда-то испарилась, нам там тоже не слабо досталось.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Рохлов Николай АлексеевичПервым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб.

Мне посчасливилось (по службе)быть первым пассажиром на вертолете МИ-8 ведомым Рохловым Н.А. прошедшим маршрут Ош-Мургаб.Это было летом 1976 года. В то время в Мургабском отряде (начальником службы горючего был лейтенант Афонин Е.Н., в последствии заместитель начальника отдела горючего УМО тыла ФПС РФ.). небыло еще пункта заправки авиатехники.Мне была поставлена задача на топливозаправщике АТЗ-3,8-53А с запасом авиатоплива выдвинутся по маршруту Ош-Мургаб и по прибытию организовать заправку вертолета. Но как всегда бывает подвела погода. По прибытию получил приказ оставить заправщик в Мургабе и спускаться в Ош.Через день по прибытию к месту службы в Ош прибыл вертолет и мне пришлось чтобы организовать заправку лететь на этом вертолете.На автомашине в Мургаб я поднимался 36 часов, а на ветролете добрались всего за 2,5 часа. Таких красивых мест, хотя много проехал на автомашине по Памиру я больше не видел. Полет проходил над Сарезским озером, какая была вода в озере голубая-голубая.Этот полет остался в памяти на всю жизнь.

Обеспечение горючим авиагруппировки в тот период было отменным. Все было организовано оперативно и качественно. Спасибо.

Это был первый мой опыт организации заправки авиации в полевых условиях.А с сентября 1980 года уже в должности начальника службы горючего тыла КСАПОприменял его в отрядах на афганской границе.Пункты заправки авиатехники были оборудованы и на той стороне:в ММГ "Андхой" и ММГ "Меймене".В Андхой в первый период топливо возили гражданские водители в/ч 3334, г. Душанбе, в последствии в/с керкинского отряда.В Меймене топливо доставляли вертолетами-танкерами МИ-6 Туркенстанского военного округа.В период службы в КСАПО были построены стационарные склады авиатоплива во всех воюющих отрядах и полевые: на Иоле, в Хумлах, Кушке.К сожалению пункт заправки ТС-1, как и склад боеприпасов в Хумлах взлетел на воздух. Впоследствии был в составе комиссии по раследованию этого инцидента.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А с сентября 1980 года уже в должности начальника службы горючего тыла КСАПОприменял его в отрядах на афганской границе.Пункты заправки авиатехники были оборудованы и на той стороне:в ММГ "Андхой" и ММГ "Меймене".В Андхой в первый период топливо возили гражданские водители в/ч 3334, г. Душанбе, в последствии в/с керкинского отряда.В Меймене топливо доставляли вертолетами-танкерами МИ-6 Туркенстанского военного округа.

Владимир, можешь рассказать про Андхой подробнее. Я попал туда в феврале 85-го, это была отдельная усиленная застава от ММГ-2 (база Шибирган). Дислоцировались в старой английской крепости в 2 км от Андхоя. весной у нас стажировалась ММГ с дальнего востока 2-3 месяца, к выводу ребята рассказывали тоже какую-то ММГ приводили. Но застава всегда оставалась в штате ММГ-2. Про то что была в начале 80-х ММГ "Андхой" первый раз слышу, а очень бы хотелось знать историю Андхойской заставы. Мы меняли призыв осень 82 и считали, что это были одни из первых обитателей этого богом забытого места. Склад ГСМ у нас был: 10-ти кубовая емкость с солярой для дизеля (в нее молодых заставляли окунаться, если мандавошек находили) и такая же с бензином для техники. Керосина не было, взлетка хорошая была, но борты не помню чтобы когда-либо заправляли.В самом Андхое тоже складов ГСМ не помню, мы там постоянно бывали. Да его и отбили-то у духов в 83-ем. Если есть у тебя еще какая-нибудь информация про Андхойский гарнизон - поделись пожалуйста.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Экипажи вертолетов часто останавливались и жили в домике на территории пограничной заставы "Лянгар" Хорогского ПО. Мужики были веселые, любили попарится в "Нарзане" (настоящая минеральная вода). Да и с начальником заставы - Кимом Аркадием Федоровичем дружили ...

- Да, минеральный источник по Лянгару помню. А еще на какой-то заставе Мургабского ПО (китайская граница) был родоновый источник. Вода – градусов 50. Пузырьки снизу щекочут...Вылезали из бассейна красные, как раки. Валерий. :wub:

Мне посчасливилось (по службе)быть первым пассажиром на вертолете МИ-8 ведомым Рохловым Н.А. прошедшим маршрут Ош-Мургаб.Это было летом 1976 года. На автомашине в Мургаб я поднимался 36 часов, а на ветролете добрались всего за 2,5 часа. Таких красивых мест, хотя много проехал на автомашине по Памиру я больше не видел. Полет проходил над Сарезским озером, какая была вода в озере голубая-голубая.Этот полет остался в памяти на всю жизнь.

- Сарезское озеро впечатляет, конечно. Я когда пролетал над ним, всегда возникало ощущение, что в озере должно обитать какое-то реликтовое чудовище. *bb*

Валерий, послал тебе письмо через профиль, получил? Пару файлов собрал про летчиков. Про Рускевича там тоже есть. Давай адрес "мыла" - отправлю, твои комментарии очень важны. Прочитал, что ты «Войну» закончил в ноябре 1985 года (Меймене, Шибарган... Как раз в это время в нашем районе шли осенние операции, раз был в Меймене и Шибергане, должен был и к нам в Андхойскую крепость залетать, так что могли видется. Той осенью к нам борты много летали. В октябре брали Ханчар-баг километрах в 5-ти от Андхоя, не приходилось бомбить?

- Михаил, вечер добрый! Письма получил, в том числе и с файлами. Материал интересный. Много для себя нового узнал. Повнимательнее ознакомлюсь, что-нибудь на форум вынесу. Все-то нельзя. Много текста. Спасибо. Насчет названий точек и пунктов – у меня уже некоторые сложности. За несколько лет работы на участке от стыка четырех границ до Кушки и через 20 лет с момента завершения этого дела многое подзабылось и перепуталось. Хотя в летной книжке все записано. Помню 2 крепости. К одной из них мы летали, кажется, из Калай-Хумба. Крепость – на горе. А в другую крепость я летал вроде бы из Московского ПО (в направлении на Талукан). Та крепость располагалась на равнине или на плато у реки. Недавно на соседней ветке был разговор о картах генштаба. Я глянул по указанному адресу, но так и не обнаружил «педали» или кнопки какой на сайте, которая запускает скачивание файлов. Если удастся заполучить эти карты, то мне тогда будет легче ориентироваться в разговоре о местах боевых действий. Валерий. *good*

В период службы в КСАПО были построены стационарные склады авиатоплива во всех воюющих отрядах и полевые: на Иоле, в Хумлах, Кушке.К сожалению пункт заправки ТС-1, как и склад боеприпасов в Хумлах взлетел на воздух. Впоследствии был в составе комиссии по раследованию этого инцидента.

- Володя, привет! В «посте» увидел Иол. В мае 1982 г. с площадки местного аэропорта, что возле заставы, проводилась интересная операция. Бортов – десятка полтора. Руководили ею и присутствовали там генерал армии Матросов, генерал-лейтенант Вертелко, генерал-майор Рохлов. Работали в районе Муштива, Мадута, Сайдана, Карнива, Навабада, Калай-Куфа, Бустанана, Сарипуля и пр. Сбросили 40 тонн бомб. P.S. Желаю хорошей беседы на форуме. А я до завтра выключаюсь. Всего доброго. Валерий. *ok*
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Владимир, можешь рассказать про Андхой подробнее.

Склад авиатоплива в Андхое разворачивался при вводе мотомангрупп для уменшения времени подлета вертолетов. На период операции там базировалась группировка вертолетов. На презентации фильма в заговоре об авиации эта точка упоминалась генерал-майором Евдокимовым Александром Николаевичом.На точке самому быть не приходилось, но за то что туда были отправлены автомашины с гражданскими водителями я и зам начальника тыла округа получили большую трепку от командующего округом генерала Згерского. Но это как говориться в пословице "Впечатления" а приказ был выполнен в срок, что способствовало успешному проведению сопровождения колонн ММГ к местам дислокации.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Ротор2! За картами сюда зайди location=\'http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html\'script>');" title='http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html'>http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html там правда не все есть ,но все таки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


"Ротор2", вот еще ссылка на карту : location=\'http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html'>http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html.

Насколько я понял и у нас в Мармоле (1 ММГ Термезского ПО) довелось побывать.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


В районе Кайсара у нас подорвался БТР, вызвали борта за контуженными, все вроде как обычно. Прилетает пара 24 и "буфет" ( были такие восьмерки в Марах белого цвета возившие раньше начальство ) . 24-ка кружит чуть ли не на бреющем , а мы грузим народ. "Буфет" пошел на взлет и толком никто не понял, как он зацепился передней стойкой об арык. Взлетал с форсом задрав хвост и в результате посыпался голова-ноги. Все к счастью остались целы, но приколы только начались. Один боец со сломанной ногой удрал от места падения метров за100. Пока ждали другие борта и оказывали помощь ранненым народ толкался у обломков. Командир вертолета все просил отгоните народ, но как тут углядишь. Прилетает группа разбора, поснимала что надо и потом спрашивают , а где часы? Много было шума, но их так и не нашли. Правда через день вместо с****метра в командирском БТР их и нашли.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Ротор2! За картами сюда зайди location=\'http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html'>http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html там правда не все есть ,но все таки.

- Сергей, спасибо за карты. Сегодня вечерком все срисую. Пока навскидку посмотрел несколько карт, но вот Куфабского ущелья пока не обнаружил. Но все равно, такой сайт - мне подарок к Новому году. Валерий.

"Ротор2", вот еще ссылка на карту : location=\'http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html'>http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html.Насколько я понял и у нас в Мармоле (1 ММГ Термезского ПО) довелось побывать.

- NORD! Благодарю за подсказку, но ссылка не работает (ошибка 404). Возможно, участок Термезского ПО я увижу на картах, что дал Сергей. Валерий.

... а где часы? Много было шума, но их так и не нашли. Правда через день вместо с****метра в командирском БТР их и нашли.

- Григорий, часы - это дело такое... У меня самого на личном драндулете были авиачасы. У пассажиров их вид вызывал неосознанное уважение к водителю. Валерий. P.S. Отключаюсь до вечера.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Ротор2! Смотри J 42-069.J 42-070 Частично Куфабское ущелье там есть.Нехватает J 42-82 может кто видел ее,подскажите .

Изменено пользователем Sergei
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Насчет названий точек и пунктов – у меня уже некоторые сложности. За несколько лет работы на участке от стыка четырех границ до Кушки и через 20 лет с момента завершения этого дела многое подзабылось и перепуталось. Хотя в летной книжке все записано. Помню 2 крепости. К одной из них мы летали, кажется, из Калай-Хумба. Крепость – на горе. А в другую крепость я летал вроде бы из Московского ПО (в направлении на Талукан). Та крепость располагалась на равнине или на плато у реки.

Валерий, посмотри еще карту J-41-Г Керки на location=\'http://mapj41.narod.ru/index.html\'script>');" title='http://mapj41.narod.ru/index.html'>http://mapj41.narod.ru/index.html или

location=\'http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG\'script>');" title='http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG'>http://mapj41.narod.ru/map5/J-41-G.JPG

Наша крепость располагалась на равнине у реки (большого арыка). Если лететь из Керков в Шибирган или Меймене через 7 пз "Имамназар", после пересечения границы около 30 км и будет Андхой. Крепость стоит по дороге из Андхоя в Шибирган у кишлака Тавачи на пересечении дороги и реки (у моста), вот так выглядит Андхойская застава из космоса http://foto.mail.ru/mail/methacr/1/i-35.jpg. На карте J-41-Г Керки это место отлично видно.

 

 

Склад авиатоплива в Андхое разворачивался при вводе мотомангрупп для уменшения времени подлета вертолетов. На период операции там базировалась группировка вертолетов. На презентации фильма в заговоре об авиации эта точка упоминалась генерал-майором Евдокимовым Александром Николаевичом.

На точке самому быть не приходилось, но за то что туда были отправлены автомашины с гражданскими водителями я и зам начальника тыла округа получили большую трепку от командующего округом генерала Згерского. Но это как говориться в пословице "Впечатления" а приказ был выполнен в срок, что способствовало успешному проведению сопровождения колонн ММГ к местам дислокации.

Владимир, а дату помнишь, когда происходил ввод мангрупп. В каком году появились точки Шибирган, Меймене, Андхой в 80-ом или в 82-ом?
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


В мае 85 проводилась большая операция по взятию базы Чашмаи-Инжир, на границе с Ираном. Первый раз видел бомбежку в живую, причем испытал неподдельный ужас от этого дела. Тогда еще не знал, что бомбы сбрасывают с учетом пикирования, и когда увидел что надо мной от борта отделяются бомбы, не знал куда зарыться. Там же борт наемников с Дальнего Востока растрелял Нурсами расчет СПГ. Он просил коректировку, ну ему с земли и сказали - типа сейчас стрельнем а ты смотри. Стрельнули, а граната с СПГ осколочная на 4-5 км летит секунд 40, зато сзади шлейф пыли. Вот сокол и подумал, что ему уже скоректировали и жахнул. Поранил всех но не убил. Видел я потом старлея с неразорвавшимся нурсом в руках, который рвался на разборки к летчикам. Там же подбили нашу24-ку, они дотянули до Чакавского лагеря и " плюхнулись" на одном движке прямо на минное поле. Их потом лебедкой БТРа вытаскивали.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Вот тут точно все есть ,мозгов не хватает,как его взломать.http://sunsite5.berkeley.edu:8000/WebZ/Authorize?sessionid=0:bad=html/authofail.html:next=NEXTCMD%22/WebZ/QUERY:next=html/results.html:format=B:numrecs=10:entitytoprecno=1:entitycurrecno=1:tempjds=TRUE:entitycounter=1:entitydbgroup=Glad:dbname=Glad:entitycountAvail=0:entitycountDisplay=0:entitycountWhere=0:entityCurrentSearchScreen=html/search.html:entityactive=1:indexA=gl%3A:termA=84542903:key1=Call%20Number:direction1=a:next=html/Cannedresultsframe.html:bad=error/badsearchframe.html

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...