Перейти к содержанию

Корабли и суда советского флота


Бч-4 Волга

Рекомендуемые сообщения

Корабль комплексного снабжения «Березина» типа «Пегас» пр.1833

 

post-36029-0-31153000-1565161651_thumb.jpgpost-36029-0-52899000-1565161661_thumb.jpgpost-36029-0-57221400-1565161669_thumb.jpg

Статья:
Появление в составе ВМФ во многом уникального и единственного в своем роде корабля комплексного снабжения «Березина» стало логическим следствием выхода в середине 1960-х гг. советских корабельных соединений в Мировой океан. Со временем они стали нести там боевую службу, для обеспечения которой флоту понадобились специализированные корабли, способные и обеспечить маневренные соединения всеми видами снабжения, и действовать совместно с ними. Со всей очевидностью актуальность скорейшего решения этой проблемы подтвердилась на первых же масштабных учениях ВМФ СССР «Океан», проводившихся в апреле-мае 1970 г.
Тактико-техническое задание на разработку корабля комплексного снабжения пр.1833 «Пегас» было выдано заказчиком – ВМФ СССР – Центральному конструкторскому бюро «Черноморсудопроект» в г. Николаеве в 1967 г. Главным конструктором проекта назначили Д.С. Шаманова, главным наблюдающим от ВМФ – капитана 2-го ранга Б.Ф. Телегина. Основным назначением будущего ККС было определено обеспечение 2-3 корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) и соединений атомных подводных лодок артиллерийским, торпедным, противолодочным и авиационным боезапасом, материально-техническими средствами, ЗИПом, продовольствием, топливом и водой.
Технический проект 1833 был утвержден Решением ВМФ и МСП от 26 января 1970 г., после его ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве 18.08.1972 г. приступил к его постройке после выполнения модернизационных работ на стапеле. Постройка корабля шла неритмично, что обуславливалось некоторыми сложностями с финансированием и недостатком квалифицированных специалистов, занятых на других кораблях. Но с течением времени все трудности были успешно преодолены, и 20.04.1975 г. корабль был спущен на воду. Достройка «Березины» также шла со значительными затруднениями. Во-первых, завод был перегружен работой, во-вторых, дополнительные трудности вызывало то, что множество устанавливаемого оборудования было новым и часто представленным головными образцами, доводившимися непосредственно на корабле. Тем не менее, все проблемы постепенно устранялись и 3 января 1977 г. были начаты швартовные испытания корабля. С небольшими перерывами они продолжились до 17 июля. В этот день корабль совершил переход в Очаков, где задержался на месяц, и далее направился в Севастополь, куда впервые прибыл 3 августа. После проведения ряда работ 5 декабря 1977 г. ККС был предъявлен к государственным испытаниям.
В период с 5 по 20 декабря были проведены проверки и испытания ходовых качеств, управляемости, вооружения корабля, штурманского оборудования, ГЭУ и электрооборудования. Несмотря на некоторые отмеченные недостатки, в целом испытания прошли успешно. Однако в этот период не были проведены испытания целевого оборудования по хранению и передаче грузов, которые были перенесены на более позднее время. 30 декабря 1977 г. испытания были официально завершены.
В архитектурном отношении ККС представлял собой корабль с удлиненным полубаком, носовой и кормовой надстройками, между которыми в средней части располагались основные хранилища перевозимых грузов. На баке линейно-возвышенно располагались две АУ АК-725, а по бортам от них две РБУ-1000. Далее в корму шла массивная пятиярусная надстройка, на которой размещались ходовая рубка, мостик, антенный пост МР-103 и решетчатая фок-мачта с АП РЛС различного назначения. На кормовой надстройке побортно размещались обе дымовые трубы, грот-мачта, ангар и ВПП для вертолетов, ЗРК «Оса-М» с АП СУО, и по бортам – две батареи АК-630М с двумя же АП СУО МР-123. Система постановки пассивных помех включала комплекс ПК-2. Под ВПП в кормовой части палубы располагались буксирное оборудование и кормовое якорное устройство. В целом корабль имел достаточно современный внешний вид, делавший его похожим на иностранные аналоги – ККС ВМС США.
На корабле установлена уникальная на то время газотурбинная энергетическая установка третьего поколения с теплоутилизационным контуром (ТУК). Ее разработка осуществлялась в Николаеве специалистами ПКБ «Машпроект» (гл. конструктор В.И. Романов). ГЭУ является двухвальной в составе двух автоматизированных всережимных реверсивных ГТЗА типа Т-1 правого и левого бортов. ГТЗА работали каждый на свой гребной вал и располагались в отдельных машинных отделениях с собственным газоходом и дымовой трубой. Каждый ГТЗА Т-1 состоял из ГТУ М-24, парового ТУКа, САУ «Сирокко» для М-24 и системы дистанционного автоматизированного управления «Циклон» для ГТЗА. Использование ТУК позволяет при заданной мощности увеличить экономичность ГЭУ на 20-30%. Электроэнергетическая система корабля состояла из двух автономных электростанций, размещенных в отдельных водонепроницаемых отсеках, и шести дизель генераторов ДГР 1500/73.
Радиотехническое и радиоэлектронное вооружение ККС включало систему учета «Волна», РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-302, две навигационных РЛС «Волга» с блоками «Пальма», навигационную РЛС «Дон», корабельную аппаратуру госопознавания, РЛС управления огнем МР-103 для АК-725, две МР-123 для АК-630М, аппаратуру взаимного расположения кораблей при передаче грузов траверзным способом «Мост», приборы целеуказания средствам ПВО-ПРО МПЦ-301, аппаратуру сбора и обработки информации «Планшет-1833», ГАС обнаружения МГ-312И, ГАС опознавания и связи МГ-26, а также другое оборудование. Принятый для ККС пр.1833 набор радиосвязных средств был рассчитан на обеспечение устойчивой связи с кораблями, ПЛ и береговыми узлами связи на 12 каналах одновременно. На борту предусматривалось семь мастерских, в т.ч. по ремонту средств радиосвязи, штурманского вооружения, аппаратуры РТС, дозиметрической аппаратуры, а также гидроакустического вооружения кораблей.
Корабль впервые в своем классе в составе отечественного флота оснащался вертолетным комплексом, обеспечивающим групповое базирование вертолетов. В состав комплекса входили два корабельных вертолета Ка-25, ангар общей площадью 158.95 м2 и высотой 7.6 м со средствами транспортировки, СКП, радиосвязными и радионавигационными средствами, постами заправки топливом, азотом, сжатым воздухом, системой обогрева редуктора и системой водообмыва вертолета, а также ВПП размерами 12х12 м со светотехническим оборудованием.
Все многообразие перевозимых запасов размещалось в 27 хранилищах и 43 складах общим объемом 17000 м3. Все они оснащались средствами внутритрюмной механизации (ВТМ) с компьютеризированной системой учета наличия и движения материально-технических средств «Волна» на базе ЭВМ «Минск-32», а также устройствами типа «Струна» для комплексного снабжения на ходу до трех кораблей одновременно (на оба борта и кильватерным способом по корме). Также для передачи грузов ККС оснащался грузовым устройством в составе четырех электрических кранов КЭ34М грузоподъемностью по 3.2 т. Предусматривалась возможность размещения и перевозки сменных экипажей ПЛА, а также проведения санитарной обработки и медицинского обслуживания личного состава кораблей.
На счету корабля с 1978 года по 1991 год - 9 боевых служб в Северном Ледовитом, Атлантическом, Индийском океане и Средиземном море. В период опытной эксплуатации были проведены всесторонние испытания целевого оборудования корабля по приему и передаче грузов. За время боевых служб ККС «Березина» прошел около 95000 миль и был на ходу 365 суток. Основную часть боевых служб корабль провел в Средиземном море, что было вызвано необходимостью выполнения задач обеспечения 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР. Роль ККС в условиях Средиземного моря просто невозможно переоценить – достаточно сказать, что благодаря своим техническим возможностям он один в периоды боевой службы заменял несколько транспортов снабжения. Не менее успешно корабль решал задачи снабжения и в других районах Мирового океана. В связи с тяжелой экономической обстановкой в 1993 году корабль был выведен в резерв. Последний выход в море с целью проверки действия корабельных механизмов корабль «Березина» совершил 24.05.1995 года. С 01.12.1997 г. был переведен в класс МТВ (морской транспорт вооружения) и использовался как плавсклад. В 2000 г. корабль был сдан на слом.
Корабль «Березина» стал первым и, увы, единственным комплексным кораблем снабжения советского ВМФ. Несмотря на ряд недостатков, корабль представлял собой новое слово в советском судостроении. Насыщенность его сложной современной техникой хотя и затруднила его строительство, но позволила отработать ряд новейших технических решений и в дальнейшем позволила кораблю выполнять самые разнообразные задачи по снабжению боевых кораблей всем необходимым. Эксплуатация ККС позволила выявить необходимые требования к подобным кораблям и перейти к проектированию новых, более совершенных кораблей этого класса. А корабль «Березина» за время службы показал себя с самой лучшей стороны, и был высоко оценен не только нашими моряками, но и зарубежными специалистами.

ТТД:
Водоизмещение: 24900 т.
Размеры: длина - 209,7 м, ширина - 25,1 м, осадка - 8,32 м.
Скорость полного хода: 21,3 узла.
Дальность плавания: 10100 миль при 18 узлах.
Силовая установка: ГТУ (ТУК), 60000 л.с., 2 вала.
Грузоподъемность: топливный бункер на 2500 тонн, 1600 тонн воды, 900 тонн сухого груза.
Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 1х2 ЗРК "Оса-М" (20 ракет), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000, 2 вертолета Ка-27.
Экипаж: 290 чел.

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...

80 лет назад (1941) в состав Военно-Морского Флота СССР была принята дизель-электрическая торпедная подводная лодка К-21.

Субмарина была заложена 1937 году на ленинградском Заводе № 194 имени А. Марти, и спущена на воду в августе 1939 года. Первоначально она была отправлена на Балтийский флот, а позднее вошла в состав Северного флота.

 

В годы Великой Отечественной войны К-21 активно участвовала в боевых действиях на Севере. Яркой страницей в истории субмарины стал срыв в июле 1942 года операции по уничтожению союзного конвоя PQ-17, следовавшего из Исландии в Архангельск. Всего за годы войны подлодка совершила 12 боевых походов, 6 минных постановок. На счету её экипажа около 20 потопленных кораблей противника.

 

После войны К-21 принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля, а затем служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.

 

В 1980-х годах подлодка была установлена в г. Североморске (Мурманская область) и превращена в музей.

 

(с) Парламентская газета

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Напишу пару слов о корабле, на котором служил мой тесть.

Средняя подводная лодка С-234 проекта 613. Построена в Николаеве на судостроительном заводе № 444 имени А. Марти (затем СЗ им. Н. Носенко, затем Черноморский судостроительный завод). Заводской номер 206. Принята в строй 16 декабря 1955 года.

После вступления в строй зачислена в состав 154-й бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Феодосии.

В 1956-м году передана в состав 131-го дивизиона подводных лодок 152-й бригады ПЛ Черноморского флота с базированием в Одессе, выведена из боевого состава и законсервирована.

В 1961-м году расконсервирована и введена в боевой строй 131-го дивизиона подводных лодок 83-й бригады охраны водного района Черноморского флота с базированием в Одессе. 

Осенью 1962-го года во время Карибского кризиса несла боевую службу у берегов Турции.

В 1963-м году принимала участие в съёмках фильма "Юнга со шхуны "Колумб"

В 1964-м году передана в состав 155-й бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Балаклавской бухте.

В 1964-м году завоевала приз командующего Черноморским флотом по торпедным стрельбам и звание "отличный корабль". Признана лучшей ПЛ на Черноморском флоте.

В 1967-м году выполняла задачи боевой службы в Средиземном море.

В 1968-м году завоевала приз командующего Черноморским флотом по торпедным стрельбам и звание "отличный корабль". Признана лучшей ПЛ на Черноморском флоте по поиску и атаке подводных лодок противника во взаимодействии с противолодочной авиацией.

В 1969-м году выполняла задачи боевой службы в Средиземном море в зоне военного конфликта у побережья Египта. Затем  вместе с лодкой С-348 совершила дружественный визит в п. Сплит (Югославия).

Примерно в 1972-м году повторно передана в состав 131-го дивизиона ПЛ, выведена из боевого состава и законсервирована с базированием в Одессе.

В 1990-м году исключена из состава ВМФ СССР.

Мой тесть служил срочную с 1963 по 1967-й год. После окончания учебного отряда служил на С-234 с 1964 по 67 год. Закончил службу главстаршиной, старшиной команды гидроакустиков.

Вот некоторые фото из его альбома:

post-13646-0-85728100-1612694497_thumb.jpgpost-13646-0-33933000-1612694526_thumb.jpg

post-13646-0-85486700-1612694551_thumb.jpgpost-13646-0-21453400-1612694558_thumb.jpgpost-13646-0-35008100-1612694565_thumb.jpgpost-13646-0-63005200-1612694571_thumb.jpg

 

Попивали винишко на камнях у входа в Балаклавскую бухту. 1-го января 1965-го года

post-13646-0-58189900-1612694635_thumb.jpg

 

А это мы с тестем на День флота 2020 года. Совершили поход на остров "Константиновская Батарея" в Бугском лимане, где и праздновали.

post-13646-0-74639400-1612694728_thumb.jpg

  • Хорошо! (+1) 4
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 9 месяцев спустя...

«Оборотни» советского кино (6 фото)

Несмотря на отсутствие компьютерной графики, в Советском Союзе снимали вполне масштабные художественные фильмы военно-морской тематики, где для «массовки» использовались настоящие офицеры и матросы ВМФ, а роли «киношных» кораблей играли самые настоящие боевые корабли. Иногда возникали казусы... Пожалуй, самый известный «кино-оборотень» в отечественном флоте — торпедный катер из многосерийного фильма «Секретный фарватер». Поскольку деревянных катеров Д-3 времен Великой Отечественной войны на момент съемок не сохранилось, да и невозможно было бы снимать что-то на такой «скорлупке», взяли речной бронекатер «Шмель» проекта 1204, поместили на него муляжи торпедных аппаратов и получили отдаленное подобие послевоенных больших торпедных катеров. В 1947 году на экраны страны вышел художественный фильм «Крейсер «Варяг», посвященный легендарному бою русских кораблей с японской эскадрой на рейде Чемульпо. В роли «Варяга» снимали... правильно, «Аврору», а больше и нечего было. Для съемок на крейсер установили четвертую фальшивую трубу, но все равно, походила «Аврора» на «Варяг» весьма слабо. Достоверно неизвестно, почему советские режиссеры так «полюбили» большие противолодочные корабли проекта 61. Или дело было в том, что ничего иного для съемки командованием флота просто не предлагалось? В каждом втором фильме о ВМФ эти БПК играют роль... американских военных кораблей. По большей части — в роли противника. Так, в картине 1968 года «Нейтральные воды» американский эсминец (нарушитель границы) — это БПК «Сообразительный», второй корпус проекта 61. Надо сказать, что по архитектуре проект 61 вообще не похож на военные корабли США. По сюжету фильма «Проект «Альфа» американский фрегат нарушает границу СССР и пытается таранить советский пограничный сторожевой корабль, чтобы забрать шпионский радиобуй. В роли ПСКР — настоящий ПСКР. В роли фрегата-агрессора — опять БПК проекта 61, «Скорый». На его борту нарисовали натуральный тактический номер US NAVY, правда, вымышленный. Моряки со «Скорого» вспоминали, что номера перекрасили за одну ночь, и утром соседи по якорной стоянке протирали глаза, фигея от таких бортовых номеров на советском военном корабле. «Скорому» довелось играть роль американского фрегата и в картине «Случай в квадрате 36-80». В данном случае американцы выступили скорее как нейтральная сторона: на совместных учениях на «фрегате» базировался штаб адмирала Римма. Для съемок этого фильма заказали звездно-полосатые флаги, однако по незнанию «киношники» сшили их из тонкого шелка. При первом же выходе в море «Скорый» выдал 32 узла* (далеко не предел для данного проекта). Флаг превратился в лохмотья за считанные секунды... В этом же фильме советский противолодочный самолет Ил-38 сыграл роль американского патрульного самолета «Орион». Тогда еще не было массового распространения видеомагнитофонов, иначе на стоп-кадре зритель различил бы плохо закрашенные красные звезды. *32 морские мили в час — весьма приличная для крупного корабля скорость, около 60 км/ч.

На фото: кадр из т/ф «Секретный фарватер» и настоящее фото ТКА Д-3; кадр из х/ф «Проект «Альфа» и настоящее фото БПК «Скорый»; кадр из х/ф «Случай в квадрате 36-80» и настоящее фото Ил-38.

 

© Fishki.net

output-1200x370.jpgdaf22900c96c.jpg89f8760a6cd08c3d260fcb931bd5a7f7.jpg052.jpgil-38-001.jpgbscap016.jpg

  • Хорошо! (+1) 3
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 11 месяцев спустя...

 

 

410313.thumb.jpg.53b3b789100f40a1c8848466aef3d72e.jpg

 

Дзержинский
Проект:    68бис, 68бис-ЗИФ, 68-У1, 68-У2, 68А, 70Э, тип Свердлов
Приписка:    ВМФ СССР  СССР
Владелец и оператор:    Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР  СССР
Заложено:    21.12.1948
Спущено на воду:    31.08.1950
Построено:    18.08.1952
Списано:    12.10.1988
Место постройки:    ССЗ им. Ивана Носенко (завод №444)  СССР Николаев
Строительный №:    374
Текущее состояние:    Разрезано (утилизировано)


На протяжении всего срока службы числился в составе КЧФ ВМФ СССР. Через пять лет после вступления в строй, в период с 1957 по 1961 год проходил глубокую модернизацию на Севастопольском Морском заводе по проекту 70Э, в рамках которой было произведена установка экспериментального управляемого зенитно-ракетного комплекса М-2. В процессе модернизации была демонтирована башня №3 МК-5-бис главного калибра, кормовой КДП2-8, восемь (из шестнадцати по первоначальному проекту) зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение (2 пятитрубных 533-мм аппарата ПТА-53-68 бис, погреб на 6 торпед, система ПУТС 2Т-68 бис "Сталинград") и часть РЛС. Были установлены пусковая установка СМ-64 комплекса М-2 "Волхов", погреб на 10 зенитных ракет В-750.
По окончании испытаний, с учётом особенностей эксплуатации и необходимых доработок установленного экспериментального ЗРК, 03.08.1961 г. крейсер был классифицирован как учебный крейсер, оставаясь в этом ранге до окончания службы.
В дальнейшем крейсер совершил более десятка международных визитов в порты различных стран (Румыния, Болгария, Турция, Египет и др.), в 1967 и 1973 гг. в зоне боевых действий осуществлял поддержку вооруженных сил Египта.

(по материалам сайта Черноморский флот)

 

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 16640 т. (пр. 70Э — 16070 т.)
Размеры: длина — 210 м, ширина — 22 м, осадка — 7,4 м. (пр. 70Э — 7,2 м.)
Скорость хода максимальная: 32 узла
Дальность плавания: 5700 миль при 17 узлах (пр. 70Э — 7400 миль при 17 узлах)
Силовая установка: паросиловая, 110000 л.с. (пр. 70Э — замена 4xДГ-300 на 4xДГ-400)
Бронирование: борт — 100 мм, нижняя палуба — 50 мм, башни главного калибра — 175 мм, боевая рубка — 130 мм.
Вооружение: 3х3 152-мм башни МК-5-бис (пр. 70Э — 2x3 152-мм башни МК-5-бис, 1*2 ПУ СМ-64 ЗРК М-2), 6х2 100-мм орудий СМ-5-1, 16х2 37-мм орудий В-11 (пр. 70Э — 8 орудий).
Экипаж: 1266 чел.

История бортовых номеров: 11(1953), 37(1954), 516(1958), 145(1967), 159(1969), 542(1970), 846(1970), 849(1970), 847(1971), 849(1971), 856(1971), 854(1974), 850(1976), 859(1977), 195(1978), 106(1979), 104(70Э), 101(1980), 106(1987), 045, 846, 848, 855, 858.

(по материалам сайта Russian-Ships.info)

 

https://fleetphoto.ru/photo/410313/

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

1 час назад, Сергей41 сказал:

Проект:    68бис

 

Красивые корабли в 1988г когда стояли на ремонте во Владивостоке часто проходили на катере мимо Крейсера "Дмитрий Пожарский" на тот момент был уже списан .

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

14 минут назад, Бч-4 Волга сказал:

во Владивостоке

В начале 80-х тоже был там(были со старпомом в командировке),видел корабли Флота. Чувство гордости не покидало!

Изменено пользователем Сергей41
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

205981.thumb.jpg.7176b724e86f38d6d66ea9bf7b34c582.jpg

Женя,вот он...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Комсомолец Украины.

 

312097.thumb.jpg.200852557775bd147a13425ccafa1ae3.jpg

 

Первенец серии «поющих фрегатов» зачислили в списки ВМФ СССР 10 ноября 1959 года как сторожевой корабль ПВО-ПЛО (противовоздушной и противолодочной обороны) с тактическим номером СКР-25. Торжественная закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара прошла 15 сентября 1959 года, а 31 декабря 1960 года в 13.00 корпус нового сторожевика спустили на воду. Достройка велась бешеными темпами, и уже 27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР. А на следующий день его буквально «выпихнули» из акватории завода с приказанием перейти в Севастополь. Буксиры вывели сторожевик по Днепро-Бугскому лиману в Черное море и поставили на якорь. Первый командир корабля — капитан 3 ранга Александр Алексеевич Исаев — торопился завершить предпраздничный переход, поскольку на борту находилось около 500 человек вместо 230 положенных по штату (помимо членов экипажа здесь были заводские рабочие, специалисты)- Механическая установка оставалась еще «сырой», и ее главный конструктор С.Колосов предлагал отложить выход. Обнаружились недоработки в главном реверсивном редукторе, ненадежными оказались газотурбогенераторы и автоматика. Но

Если посмотреть повнимательнее на график сроков постройки «поющих фрегатов», то можно обнаружить занимательный факт: большинство кораблей вступает в строй ВМФ к концу декабря Это четко свидетельствует о том, что корабль сдается промышленностью с недоделками и в спешке, так как необходимо -отрапортовать» об успехе и получить премии. «Комсомолец Украины- не стал исключением. 31 декабря 1961 года в 12.45 турбины были запущены и СКР-25 впервые начал движение своим ходом. Переход в условиях зимней ночи прошел благополучно. Утром 1 января корабль вошел в Северную бухту Севастополя. Начались сдаточные испытания и доводка, изучение экипажем новой техники на практике. Лишь 23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменного Черноморского флота. В честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом СКР-25 был переименован в «Комсомолец Украины», а комсомол города Винницы взял над ним шефство.

Летом 1964 года, формально еще до включения в состав КЧФ, «Комсомолец Украины» вместе с однотипным «Сообразительным» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море. В составе отряда кораблей под флагом адмирала СЕ. Чурсина (на крейсере «Михаил Кутузов») «Комсомолец Украины» посетил югославские порты Сплит и Дубровник (18 — 25 июня 1964 года). Осенью того же года корабль доставил в болгарский порт Бургас для совместных учений группу лиц высшего командного состава Вооруженных Сил СССР во главе с маршалом А.А.Гречко и Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым.

Весной 1965 года командиром «Комсомольца Украины» стал Лорий Трофимович Кузьмин.

На «Комсомольце Украины» обкатывался командный состав для других строящихся кораблей серии, в том числе и для «ленинградского» СКР «Огневой». За первое место по ракетной стрельбе корабль был награжден 19 февраля 1966 года переходящим Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР, а 25 марта того же года — грамотой командующего КЧФ за высокие показатели в социалистическом соревновании в честь XXIII съезда КПСС.

С 19 мая 1966 года «поющие фрегаты» переклассифицируют из сторожевых в большие противолодочные корабли. В этом же году «Комсомолец Украины» вновь выходит на боевую службу в Средиземное море. В период 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта). Одновременно в этой акции принимали участие четыре ВПК проекта 61: «Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный», вошедшие в состав 5-й эскадры ВМФ СССР. Корабли базировались на порты Александрия и Порт-Саид. Весной 1970 года «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» (апрель—май) и посещает с официальным визитом Алжир (8—13 мая). Следующие походы продолжаются с 20 декабря 1970 года по 7 мая 1971 года, с 5 мая по 20 декабря 1972 года и с 9 марта по 26 июля 1973 года.

БПК -Комсомолец Украины- на учениях, 1985 г.

Во время взрыва и пожара на БПК «Отважный» моряки «Комсомольца Украины» оказывают помощь горящему собрату, а позже участвуют в «следственном эксперименте» — моделировании катастрофы совместно с БПК «Решительный».

Очередь для капитального ремонта и модернизации вооружения дошла до «Комсомольца Украины» лишь 23 мая 1977 года. До 7 августа 1979 года корабль прошел доковый и капитальный ремонт в Николаеве и Севастополе с заменой ракет В-600 на В-601, установкой новой системы орошения погребов и сигнализации «Карат-М».

Отремонтированный корабль вновь выходит на боевую службу в Средиземное море только а 1981 году. Позже участвует в учениях «Щит-82», в маневрах «Гранит-85», посещает с визитами Грецию (18 - 22 ноября 1986г.,порт Пирей), Тунис (17 — 21 ноября 1987 г.) и Турцию (28 июня — 2 июля 1989 г.. Стамбул).

Корабль входит в состав прославленной 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ (70-я бригада), а с 1990 года числится в составе 150-й бригады надводных кораблей. Почти за тридцать лет службы «Комсомолец Украины» практически не имел аварий, за исключением повреждения левого винта при навале на веху 1 марта 1982 года и пожара в первом машинном отделении 12 декабря 1980 года с гибелью одного человека. Пожар возник примерно в 5 часов утра и продолжался 9 часов 20 минут, пока не был потушен гражданскими пожарными Севастополя.

После распада СССР и разделения территории России и Украины вопрос очередного капитального ремонта для БПК отпал сам по себе. Затянувшийся раздел имущества и кораблей Черноморского флота ускорил списание «Комсомольца Украины». Приказом командующего КЧФ от 24 июня 1991 года его исключили из состава флота, разоружили и передали в отдел фондового имущества (ОФИ КЧФ) для демонтажа и реализации. Спуск флага состоялся 9 ноября 1992 года в присутствии ветеранов корабля. Экипаж официально расформировали 31 декабря 1992 года, затем корабль отбуксировали на отстой от 12-го причала в Троицкую бухту. Здесь, кстати, уже дожидались своей участи списанные «на гвозди» БПК «Проворный» (проект 61МЭ) и противолодочный крейсер «Ленинград» (проект 1123). Первым на разделку в Инкерман отправили 18 февраля 1993 года БПК «Проворный». Любопытно, что в следующем году у двух оставшихся списанных кораблей произошла замена бортовых номеров: теперь они соответствовали заводским строительным номерам. На борту «Комсомольца Украины» появились цифры 1701. На разборку в Инкерман объект 1701 поступил лишь 3 мая 1995 года, и через три недели от уникального корабля — первенца серии и шедевра отечественного кораблестроения — остались лишь куски надстроек. Сохранить «поющий фрегат» в качестве памятника не удалось.

 

http://suvmf-bpk.narod.ru/pr61/1.htm

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 2 недели спустя...

Метель — Советский сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР


Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

 

Страна:    СССР
Класс и тип:    СКР «Ураган»
Организация:    ВМФ СССР
Почетное звание:    Гвардейский (26 августа 1945)
Изготовитель:    Ленинград
Закладка:     18 декабря 1931
Спуск на воду:    15 июня 1934
Ввод в строй:    18 сентября 1934
Выведен из состава ВМФ СССР:   
Проект:    4 (II-серии)
Порт приписки:     Владивосток

 

Метель — Советский сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР«Метель» — Советский сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР, Тихоокеанского флота военно-морских сил СССР.

 

 
 Metel-1934_SKR_00_j.thumb.jpg.91cfae6b36071c2a7381ce48edda7b32.jpg
Повествование
Заложен 18 декабря 1931 года на заводе имени А. А. Жданова № 190 (Ленинград), по проекту 4 (II-серии) типа «Ураган»

Весной 1932 года СКР «Метель» было решено направить на Дальний Восток. Все секции корабля были перевезены железной дорогой на Тихий океан.

Перезаложен и спущен на воду в 15 июня 1934 года.

18 сентября 1934 года на корабле поднят Военно-Морской Флаг.

 

Хасанские бои
Хасан — Озеро пресноводное в Союза ССР (повествование)В 1938 году боевое крещение получил во время событий у озера Хасан. Сторожевой корабль «Метель» под командованием старшего лейтенанта М. Г. Беспалова провел из Владивостока в залив Посьет три конвоя транспортов, эвакуировал раненых, оказывал помощь экипажам сбитых в боях самолётов.

 

Весь экипаж «Метели» наградили почетным знаком «Участник Хасанских боев».

 

Великая Отечественная война
Великая Отечественная война — СССР-Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной войны входил в составе 1 отдельного дивизиона сторожевых кораблей Владивостокского морского оборонительного района Тихоокеанского флота.

Сторожевой корабль «Метель» нес дозор на подходах к главной базе Тихоокеанского флота, конвоировал через минные заграждения транспортные суда.

 

В 1941—1942 годах СКР «Метель» прошел капитальный ремонт.

В июне-августе 1944 года участвовал в тралении района Главной базы.

07 декабря 1944 года командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Л. Н. Балякин

 

Война с японией
Советско-японская война — СССР-Япония (03.09.1945 — 08.08.1945 (повествование)Входил в состав 1-го дивизиона СКР.

Сторожевой корабль «Метель» 09 августа 1945 года находился в бухте Новик.  Корабль нес дозор на подходах к Главной базе флота.

14 августа 1945 года вышел из бухты Новик. На следующий день в составе отряда высадил в Сейсине 13-ю бригаду морской пехоты.

15 августа 1945 года СКР «Метель» успешно прикрывал от обстрела береговых батарей противника постановкой дымзавес и огнем корабельной артиллерии корабли десанта при входе в порт и высадке десанта. Оказывая огневое содействие высаженному десанту, корабль с 4.35 до 18.30 шесть раз открывал огонь по берегу, подавил прожектор и 76-мм батарею противника, повредил железнодорожный мост и бронепоезд, разрушил здание вокзала и рассеял скопление пехоты противника. Израсходовал 75 снарядов калибра 102-мм. В течение дня дважды открывал огонь по вражеским самолетам, выпустив 200 снарядов калибра 37-мм. 

Утром 16 августа 1945 года отбуксировал подорвавшийся на мине и потерявший ход ТР «Дальстрой». Вел огонь по заводу «Мицубиси» и скоплению японских войск в районе жиркомбината. Потопил японскую шхуну с войсками.

18 августа 1945 года к 16:00 с шестью ТКА принял 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты — 300 человек, 6 45-мм орудий и 6 82-мм минометов. В 16:35 отряд вышел из Сейсина в п. Одецин. В условиях сильного тумана, определялся по береговой черте с помощью РЛС. СКР из-за малых глубин опасался подходить к причалу и высаживал десант на катера. После промера глубин кормой подошел к причалу и к 19:45 выгрузил орудия и минометы.

20-21 августа 1945 года в конвое ССВК-2 вместе с 3 ТР перешел из Сейсина во Владивосток.

За освобождения Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров были представлены к правительственным наградам, а командиру корабля капитан-лейтенанту Л. Н. Балякину присвоили звание Героя Советского Союза.

26 августа 1945 года приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоился гвардейского звания.

17.09.1945 СКР «Метель» вошел в состав Отряда учебных кораблей ТОФ.

 

Послевоенное время
Выведен из боевого состава 30.11.1954 года, переклассифицирован в несамоходный учебный корабль.

30.12.1954 года переименован в «Тугур».

 

https://ussr-cccp.moy.su/publ/vmf_sssr/baltijskij_flot_sssr/metel_storozhevoj_korabl_skr_tipa_uragan_vmf_sssr/276-1-0-2911

 

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

 

396360.thumb.jpg.a6c4d7682712d0fc9b2a52c1236d7006.jpg

Был заложен в Николаеве в 1913 году как легкий крейсер «Адмирал Лазарев», но в 1918 году строительство прервали. Возобновилось оно только в 1927 году, уже после того, как корабль переименовали в «Красный Кавказ». Он вступил в строй 25 января 1932 года, став самым современным на тот момент кораблем советского флота — и последним в его составе, который был заложен еще в царской России. Войну крейсер встретил в Севастополе, и уже 23 и 24 июня занялся постановкой минных заграждений на подходах к Севастопольской гавани. «Красный Кавказ» участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийском десанте в конце декабря 1941 года. Именно в Феодосии 4 января 1942 года во время бомбежки крейсер получил тяжелейшие повреждения, которые на полгода поставили его на ремонт. Но уже в августе 1942-го «Красный Кавказ» вернулся в строй, и служил до 21 ноября 1952 года, когда, уже разоруженный и превращенный в корабль-мишень, сослужил последнюю службу, приняв в себя противокорабельную крылатую ракету с бомбардировщика Ту-4. Символично, что произошло это в районе Феодосии, а из списков судов флота корабль исключили 3 января 1953 года.

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 2 месяца спустя...

14.02.2023г

Как СССР создал самую экзотическую подлодку в истории

 

Из состава ВМФ РФ выведена последняя подлодка проекта 941, известного также как «Акула». На тяжелом атомном ракетном крейсере стратегического назначения «Дмитрий Донской» спущен флаг. Чем были уникальны эти самые большие подлодки в истории, за что и насколько справедливо они подвергались критике и какой урок их создание сегодня может дать ВМФ России?

Это были уникальные и противоречивые корабли. Про них одни говорят много плохого, "победа техники над здравым смыслом", "водовозы" (из-за огромных балластных цистерн). Другие восхищаются их огромными размерами, ведь это были самые большие подлодки в истории.

На самом деле, избыточные размеры – это плохо. Но вспомнить "Акулы" добрыми словами все же стоит.

Вынужденная мера

Когда-то давно Андрей Николаевич Туполев, зная, что построить межконтинентальный бомбардировщик с тогдашними турбореактивными двигателями нельзя, принял решение строить турбовинтовой самолет. Это шло вразрез со всем, что только делалось тогда в авиационном мире, а получившийся самолет на Западе до сих пор воспринимается как нечто предельно экзотическое.

Но при всей экзотичности конструкции Ту-95, задача создания межконтинентальной ударной машины Туполевым была решена – и решена успешно. Машина до сих пор является основной в нашей Дальней авиации.

Подлодки проекта 941 – это такая же техническая экзотика, просто военно-морская. Аномалия, полет инженерной фантазии, идущий вразрез со всеми школами проектирования подлодок. Никто такого не делал и теперь уже никогда не будет. Но постройка этих подлодок решила важную задачу, в возможности решить которую иными способами уверенности в те годы не было.

Наш ответ Америке

Началась эта история в семидесятых годах с … американских твердотопливных баллистических ракет подводных лодок "Трайдент-2". В те годы в нашей стране было принято "давать ответ" американцам. У США будет твердотопливная ракета с огромной дальностью? У нас она тоже будет!

В 1971 году в КБ машиностроения (ныне АО "ГРЦ Макеева") начались работы над отечественным "ответом "Трайденту" – будущим ракетным комплексом Д-19 с баллистической ракетой Р-39.

Создание ракеты, однако, шло очень тяжело. Настолько, что в КБ машиностроения с середины 1970-х начали параллельно работать и над новой жидкотопливной ракетой, которая потом получила название "Синева".

Еще в начале работ по Р-39 было ясно, что ракета получится намного больше, чем у американцев, и намного тяжелее – способность создавать твердотопливные двигатели сильной стороной отечественной "оборонки" и химической промышленности не была. Забегая вперед, стоит сказать, что по своей массе (90 тонн) и по размерам (длина 16 метров, диаметр 2,4 метра) ракета действительно оказалась беспримерной для ракет подводных лодок.

В 1972 году было выдано тактико-техническое задание на будущий тяжелый ракетоносец, и Ленинградское проектно-монтажное бюро "Рубин" приступило к проработке облика лодки. Главным конструктором будущих "Акул" стал Сергей Никитич Ковалев, генеральный конструктор всех советских атомных подлодок, вооруженных баллистическими ракетами. Выдающийся конструктор, инженер и организатор, сыгравший одну из решающих ролей и в истории отечественного флота, и в системе ядерного сдерживания.

Ковалев и работавшая над будущей "Акулой" команда оказались в том же положении, в каком в авиации когда-то оказался Туполев – традиционными методами задачу создания носителя ракет решить нельзя. Мало того, что ракета огромная и тяжелая, в лодку традиционной конструкции не поместится, так их еще и надо 20 на каждый корабль. Имелось и природное ограничение – выводить из Северодвинска (с верфи) подлодки с большой осадкой невозможно.

Это было похоже на смертный приговор. Совсем не факт, что те же американцы или англичане смогли бы такую задачу решить. Однако в "Рубине" ее решили, но решили настолько нетрадиционными методами, которые и дали потом злопыхателям повод говорить о "победе техники над здравым смыслом".

Уникальное решение

Все советские подлодки были двухкорпусными. Экипаж и системы, которые не должны подвергаться контакту с водой, находятся внутри прочного корпуса. Прочный корпус способен выдерживать чудовищное давление и выполняется из специальной высокопрочной стали.

Вне прочного корпуса находятся системы, узлы и части, которые могут или должны контактировать с водой, а уже поверх всей этой конструкции – легкий корпус, внешние обводы которого мы опознаем как подводную лодку. На ракетоносных подлодках ракетные шахты находятся в прочном корпусе, а их оголовки выходят из него вверх. А еще они традиционно расположены за рубкой, в сторону кормы.

На "Акулах" пришлось применить совсем другую логику проектирования. Батарея из двадцати ракетных шахт стала центром, вокруг которого была построена лодка. Расположить их пришлось не за рубкой, по ходу движения, а перед ней. Вместо одного огромного до нереализуемости прочного корпуса, сравнимого по диаметру с длиной ракеты, сделали два, существенно меньше, справа и слева от ракетных шахт.

При такой компоновке для размещения торпедного отсека пришлось выполнить отдельный от двух прочных корпусов отсек в носу, а еще в одном отдельно от прочных корпусов отсеке в корме расположилось рулевое отделение.

Такая беспримерная компоновка при всей ее необычности в принципе сделала возможным постройку лодки с баллистическими ракетами Р-39. Но такая же компоновка привела к тому, что у лодки оказался огромный запас плавучести. С одной стороны, этот запас плавучести потребовал огромного объема балластных цистерн и огромных же объемов воды, которую приходится в них принимать для погружения, за что злые языки прозвали лодку "водовозом". Но этот же запас плавучести дал лодке массу других преимуществ.

Патрульная авиация ВМС США всегда представляла собой грандиозную опасность для наших подлодок. Главным способом уйти от этой угрозы на Северном флоте было несение боевых служб под полярными льдами. Но при этом нанесение ракетно-ядерного удара по противнику для подлодки оказывалось очень сложным – надо было искать полынью или тонкий лед, который можно проломить корпусом.

Для "Акул" решение этой задачи было намного более простым – огромный запас плавучести давал нужную выталкивающую силу, которая действовала на лодку при продувке балластных цистерн. "Акулы" могли проламывать корпусом лед такой толщины, которая была непосильна для лодок любого другого типа.

Эта же система балластных цистерн позволила решить вопрос вывода лодки из Северодвинска, с завода – при полной продувке и без ракет в шахтах (что допускалось конструкцией лодки) она всплывала как поплавок и при всех своих огромных размерах по мелководью шла.

Были у лодки и другие преимущества, но обо всем можно будет рассказать не скоро. Так или иначе, коллектив "Рубина" смог, имея предельно противоречивые требования к кораблю, справиться с его созданием.

Упущенные возможности

Подлодки получились удачными и служили хорошо. Они получились скрытные и тихие, как это и должно быть для ракетоносца. Условия службы были хорошие, аварийность низкая.

Во многом это было обусловлено тем, что при всей экзотичности конструкции лодки, ее системы были унифицированы с другими лодками третьего поколения. Это, кстати, серьезно снизило цену подлодок.

К середине 1980-х годов стало ясно, что жидкотопливная БРПЛ Р-29 "Синева" получилась хорошо, а "Рубин" смог создать под нее модификацию 667-го проекта – 667 БДРМ, которая до сих пор стоит в строю. Поэтому строительство "Акул" прекратили. Построенная серия из шести лодок продолжила нести службу. Хорошо спроектированные и построенные нестарые корабли могли бы служить очень долго, но…

Распад СССР и прекращение производства Р-39 на украинском теперь "Южмаше" оставили лодки без "главного калибра". У ракет есть предельный срок эксплуатации, они не вечны. Ситуацию могла бы спасти разрабатывавшаяся в АО "ГРЦ Макеева" ракета "Барк", которая могла бы сменить Р-39, но ее разработку волевым решением прекратили, чтобы начать вкладываться в "Булаву".

Что бы произошло, если бы "Акулы" прошли в 2000-х годах модернизацию и получили бы новый комплекс ракетного оружия? Для начала – отпала бы нужда в постройке такого количества новых стратегических лодок проекта "Борей" и ракет "Булава". Были бы сэкономлены значительные бюджетные средства. Появлялись шансы иметь более адекватный современной обстановке проект подлодки с баллистическими ракетами. Кроме того, модернизация "Акул" позволила бы на сделанных для нее разработках модернизировать и остальные подлодки третьего поколения, просто в силу применения на кораблях однотипного оборудования.

Ничего этого не произошло. Р-39 были отстреляны, лодки выведены из боевого состава навсегда, теперь уже все. История "Акул" закончилась.

Оглядываясь назад

Злопыхатели, клеймящие эти лодки разными прозвищами, в лучшем случае заблуждаются. "Акулы" были ответом на вызов времени – и ответом удачным. Их конструкция была следствием тактико-технических характеристик оружия и не более того.

Те, кто считает, что нужно было бросить все силы на "Синеву" (Р-29) и проект, который потом стал известен как 667 БДРМ, неправы потому, что в 1970-х было совершенно непонятно, что из этого выйдет, а задачи ядерного сдерживания должны были решаться. Как только оказалось, что "Акулы" можно не строить, их перестали строить.

Конечно, не все было гладко. Лодки были вооружены устаревшими на то время торпедами УСЭТ-80 и не имели эффективных средств противодействия вражеским торпедам. Выиграть бой у "Стерджена" или, не дай Бог, "Лос-Анджелеса" нашей "Акуле" было бы очень трудно. Но можно было успешно скрываться.

Сегодня при столкновении с современной противолодочной обороной большие лодки обречены, как и двухкорпусные – сейчас другое время, и лодка должна быть относительно небольшой и однокорпусной. В наше время постройка таких лодок, как 941-й проект, уже не имеет смысла. Но тогда это было полностью оправданно.

Эти лодки показали, что талантливые конструкторы и нестандартное мышление могут серьезно сократить отставание в технологиях и промышленной мощи, а следовательно, и в боевой мощи флота. Этот урок от ушедших навсегда "Акул" будет даже поважнее, чем гордость за страну и ее великие свершения. Cегодня нам особенно важно помнить именно его.

 

https://vz.ru

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 9 месяцев спустя...

На заводе "Янтарь" отмечают памятную дату


08.12.2023   
Пятьдесят лет назад на стапеле завода "Янтарь" был заложен самый крупный корабль своего класса в Военно-морском флоте Советского Союза, один из лучших на то время десантных кораблей в мире – БДК "Иван Рогов" проекта 1174 "Носорог".
С него началось строительство серии универсальных десантных кораблей океанской зоны. Всего было построено три корабля – БДК "Иван Рогов", "Александр Николаев", "Митрофан Москаленко". И сейчас знакомство с ними оставляет чувство восхищения советским военно-промышленным комплексом и самоотверженным трудом заводчан, давших жизнь этой уникальной системе вооружения.

 

Amphibious_Ivan_Rogov_class.thumb.jpg.7345cfbb2411bc05b5cb9e253a649607.jpg

БДК проекта 1174 "Носорог" предназначены для транспортировки и высадки сил десанта с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Эти корабли решали задачи десантирования на приморских флангах сухопутных фронтов и на побережье противника, удаленном от берегов нашей страны, а также позволяли проводить операции по оказанию военной помощи союзным и дружественным государствам. Завод успешно воплотил в жизнь оригинальную конструкцию кораблей, которая не имела аналогов в отечественной практике кораблестроения.


Особенность конструкции БДК проекта 1174 позволяла производить высадку десанта тремя способами: через носовую аппарель  высаживать плавающую технику в воду, а неплавающую непосредственно на берег; из док-камеры с помощью десантных катеров высаживать неплавающую технику; на вертолетах – личный состав десанта с носимым оружием. 


В ходе строительства этих уникальных кораблей коллектив предприятия смог решить все поставленные технические задачи и уже через пять лет, в 1978 году, головной корабль БДК "Иван Рогов" был передан Военно-морскому флоту нашей страны, сообщает телеграм-канал завода "Янтарь".

 

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/na_zavode_yantar_otmechayut_pamyatnuyu_datu.html

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...