Перейти к содержанию

Создание кораблей МЧПВ


razzdoor

Рекомендуемые сообщения

Наверное многие знают Судостроительный завод "Алмаз". Ведь Мы на судах "ССЗ" бороздили Наши водные Границы. Но и здесь есть своя История создания Пограничных судов. (далее только цитаты с сайта ОАО "СФ АЛМАЗ")! "Становление верфи деревянного катеростроенияНачавшая свою производственную деятельность в марте 1933 года верфь Морпогранохраны ОГПУ была предназначена для строительства сторожевых пограничных катеров с корпусами из дерева. Проект верфи был разработан в ОКТБ-2 НКВД известным инженером-кораблестроителем Поповым Владимиром Федоровичем, отбывавшим там срок заключения. После долгих дебатов в Союзпроектверфи новая катеростроительная верфь проектировалась как «монтажно-сборочное предприятие с самостоятельной постройкой крупных быстроходных деревянных сторожевых катеров при широкой системе кооперирования». Мощность верфи выбиралась исходя из программы катеростроения для Морпогранохраны. Эта программа была принята на совещании у Начальника ГУПО и ВОГПУ в декабре 1931 года. Основу программы составляли быстроходные морские «габаритные» сторожевые катера(ГК) водоизмещением около 30 тонн и так называемые «единые» сторожевые катера – охотники за ПЛ , водоизмещением 80-100т. Катера ГК в зависимости от типа устанавливаемого на них двигателя индексировались как ГК-1 или ГК-2. Вооружались они одним носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами. В зависимости от типа двигателя скорость полного хода катеров ГК лежала в диапазоне 22 – 24 узлов. Проект катера ГК был разработан в ОКТБ-2 инженерами П.Г. Гойнкисом, С.А. Базилевским, Э.Э. Крюгером при общем руководстве А.Н. Асафова.«Единые» сторожевые катера- охотники за подводными лодками разрабатывались также в ОКБ-2. Руководство разработкой этого проекта осуществлял В.Ф. Попов.К моменту официального пуска первой очереди верфи проект «единого» катера не был утвержден, и все 16 стапельных мест новой верфи были заняты катерами ГК. С пуском первой очереди верфи ее начальника Блинова Д.Л. сменил Крюков А.В. Первым главным инженером верфи, много сделавшим для ее становления был Бурачек В.Е., потомок известной плеяды русских морских офицеров, участник знаменитого Ледового похода, участник Виглицкой десантной операции. По инициативе Блинова Д.Л. на верфи в 1932 г было создано собственное конструктор- ское бюро во главе со Зворыкиным А.К., продолжившее переданные ему от ОКТБ-2 работы по катерам ГК, «единому» катеру и другим катерам. Это КБ инициативно предложило вместо неудачного проекта «единого» катера новый катер , названный его автором , талантливым инженером Тягуновым В.И., малым охотником. Новый катер при сохранении почти всего состава вооружения 100-тонного «единого» катера допускал перевозку его по железной дороге с одного театра военных действий на другой.Малый охотник типа МО-2 Прототипом послужил катер ГК, размерения которого автор увеличил методом афинных преобразований и к двум двигателям М-34К добавил еще один. Правда, от 76мм артустановки пришлось отказаться, но однотипность 45-мм установок в носу и корме была удобнее в эксплуатации. Катер вооружался также двумя 12,7мм пулеметами и глубинными бомбами. При водоизмещении около 52 т он развивал скорость хода свыше 26 узлов. После постройки в 1933-34годах 16-ти катеров типа ГК верфь приступила к строительству катеров типа «малый охотник», получивших индекс МО-2. Всего в 1934-1935 гг верфь построила 32 таких катера. Не все шло гладко со строительством этих катеров. На причины чисто производственного характера накладывались политические события в стране. После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г был арестован почти весь руководящий состав верфи, состоявший из квалифицированных специалистов «старой школы». Руководству ОГПУ пришлось срочно присылать на верфь репрессированных инженеров из «шарашек». Малый охотник типа МО-4Среди прибывших в середине 1935г инженеров следует отметить легендарных Боброва И.И., Китаенко Г.И., Пугавко С.В., Константинова А.Л. Они доработали проект МО-2 и разработали под руководством С.В. Пугавко улучшенный проект малого охотника под индексом МО-4. В 1936 году верфь построила 2 головных катера МО-4, а всего к началу Великой Отечественной войны было построено 188 единиц (и 40 катеров в первые месяцы войны).Наряду с катерами типов ГК, МО-2 и МО-4, строившимися на Петровском острове в новых цехах, в Старой Деревне на бывшей верфи Золотова, ставшей отделением, а затем цехом №6 предприятия, строились большими сериями малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера РПК для Дальнего Востока, моторные шлюпки, клинкерные лодки для академической гребли.В мае 1937 года коллектив завода возглавил умелый организатор производства Локшин Е.Я. Постановлением Совета Труда и Обороны №25 от 1937 года на верфь Морпогранохраны «для обеспечения производства верфи в военное время» возлагалась постройка деревянных торпедных катеров. В соответствии с этим Постановлением КБ верфи приступило к разработке соответствующего проекта. Работу возглавил перешедший с завода №194 им. А.Марти (Адмиралтейские верфи) руководитель проектной группы Л.Л.Ермаш. (с 1939г- главный конструктор КБ). Он имел опыт разработки проектов стальных безреданных торпедных катеров СМ-3 и СМ-4, который и использовал при проектировании деревянного катера Д-3 (ТКД-3). Торпедный катер типа Д-3Катер вооружался двумя торпедами калибром 533мм, двумя пулеметами ДШК калибром 12,7мм, глубинными бомбами. Три двигателя ГАМ-34ФН мощностью по 1200л.с. каждый обеспечили скорость хода около 48 узлов, достигнутых головным катером в 1940г. Серийные катера с двигателями ГАМ мощностью 850 л.с. развивали скорость не более 39 узлов. В 1939г предприятие построило и в 1940г успешно сдало на Черном море головной катер. По результатам испытаний головного катера этот тип катеров был принят на вооружение в качестве первого отечественного «торпедного катера дальнего действия». К началу Великой Отечественной войны завод построил головную серию из пяти таких катеров.В 1941году капитальное строительство, предусмотренное первоначальным проектом верфи, в основном было завершено. К этому времени завод располагал : судосборочным ( стапельным) цехом площадью 4800кв.м, деревообрабатывающим цехом, монтажно-сдаточным цехом площадью 840 кв.м. В 1940- 1941годах на предприятии вступили в строй механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, расширился деревообрабатывающий цех, были построены клуб, столовая, библиотека. Завод № 5 стал современным предприятием с технически окрепшим коллективом рабочих и инженерно-технических работников. Созданные к началу Великой Отечественной войны производственные мощности позволили обеспечить строительство и ремонт катеров в сложнейших условиях блокады Ленинграда." Продолжение следует!

Изменено пользователем razzdoor
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо, razzdoor Завод "Алмаз" - основной поставщик кораблей и катеров для погранвойск более 80 лет.Он ведет свою историю от верфи Александра Леонтьевича Золотова, который организовал свое предприятие, специализирующееся именно на производстве маломерных плавсредств, еще в начале ХХ века, в 1912 году была создана Санкт-Петербургская верфь моторных судов. С началом Первой мировой войны верфь стала строить и военные суда. Морским министерством Золотову были заказаны катера связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции. В апреле 1915 года А. Л. Золотов получил еще один заказ на постройку двенадцати разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок) для защиты мелководных районов Балтийского моря. Получение заказа привело к расширению штатов верфи и увеличению производственных площадей, и в начале 1917 года на предприятии работало уже 155 рабочих. В январе 1916 года А. Л. Золотов получил еще один заказ на постройку сторожевых катеров несколько большего размера, три из которых, в связи с начавшимися сначала Февральской, а потом Октябрьской революциями, удалось сдать комиссии Главного управления кораблестроения только в мае 1918 года. Еще три катера этого типа были переданы Золотовым в июне 1918 года Петроградскому порту. С конца 1918 года, в связи с отсутствием новых заказов, верфь практически прекратила работу, в штате осталось только четыре человека. В 1922 году Золотов преобразовал верфь в частную катерно-шлюпочную мастерскую, строившую и ремонтировавшую прогулочные суда. В 1928 году А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров, получивших индекс ЗК (Золотовский катер). В 1930 году верфь Золотова была национализирована и стала Судостроительной мастерской морпогранохраны ОГПУ, с 1931 г. - Судостроительная верфь морпогранохраны, с 1939 года – завод № 5 НКВД, с 1941 года – завод № 5 НКСП, с 1946 года – завод № 5 МСП, с 1966 года – Приморский завод, в 1970–1990 гг. – ПО «Алмаз», с 1993 г. – ОАО «СФ «Алмаз». Вот только некоторые наиболее известные пограничные корабли и катера, построенные или разработанные на судостроительных предприятиях «Алмаз» и «Редан» (преемники Судостроительной верфи морпогранохраны): катера ЗК, ГК, КМ-2, КМ-4, МО-2, МО-4, ОД-200Б, проектов 183, 199, 376, 371, 1400, 1398б, 14081, корабли проектов 205П, 10410, бортовой катер «Чирок», спроектированы корабли проектов 1241.2, 1204, 1208.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасиббы за ... Вот ещё в продолжение темы: "В годы Великой Отечественной войныК началу Великой Отечественной войны на заводе №5 НКСП трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Уже в первые дни войны добровольно и по призыву в действующую армию ушли 1115 человек или 40% личного состава. В то же время перед заводом, наряду с выполнением плана мирного времени по постройке малых охотников МО-4 и торпедных катеров ТКД-3 , встали новые задачи. Согласно вступившему в действие мобилизационному плану заводу надо было срочно модернизировать для условий военного времени катера МО-2 и МО-4, передававшиеся из пограничных отрядов НКВД на Балтике в состав Балтийского флота. Работа выполнялась в две-три смены.В июле 1941 года руководство ВМФ приняло решение вновь организуемое соединение торпедных катеров Северного флота оснастить катерами ТКД-3, незадолго до этого переданными заводом №5 Балтийскому флоту. Катера были возвращены на завод, подготовлены к транспортировке и переправлены на Северный флот. Возглавили эти работы от завода №5 старший строитель Тимофеев А.А и сдаточный механик Мухин Х.А.Воевавшие на этих катерах Свердлов А.Г. и Тихонов В.И. были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Командир катера ТКД-3 (ТКА-12) Шабалин А.О. высокого звания Героя Советского Союза был удостоен дважды. Этот катер поставлен на постамент в качестве памятника в Североморске.В августе 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации части коллектива завода (свыше 100 человек), необходимого оборудования и материалов вглубь страны в поселок Сосновку Кировской области. Здесь, с помощью ленинградцев, параллельно со строительством заводских корпусов началось освоение строительства катеров МО-4 и ТКД-3, а затем освоение и серийное строительство прогрессивным поточно-позиционным способом малых охотников проекта ОД-200, разработанного под руководством эвакуировавшегося из Ленинграда главного конструктора Ермаша Л.Л. Всего за время Великой Отечественной войны Сосновский судостроительный завод построил 18 единиц МО-4, 4 катера ТКД-3 и 88 ОД-200.На самом заводе №5 в блокированном фашистами Ленинграде параллельно со строительством новых катеров стали выполняться работы по ремонту поврежденных в боях катеров. Работа завода осложнялась нехваткой личного состава. В декабре 1941 года фактическая численность работающих составила 730 человек, поскольку к ушедшим на фронт сотрудникам добавились еще 405 эвакуированных. Первую блокадную зиму не пережили 545 человек. Восполнение кадров шло за счет подростков и женщин. Помогали строить и ремонтировать катера также и экипажи катеров. В условиях военного времени пополнение флота было возможно только за счет катеров и малых кораблей ввиду короткого цикла их постройки. Поэтому Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 473 от 13 августа 1941года заводу №5 предписывалось поставить КБФ в 1942 году 30 ТКА. В обеспечение этого Постановления Ленинградский горком ВКП(б) 29 мая 1942 года выпустил распоряжение, которым обязал смежников завода, не смотря на труднейшие условия блокадного города, обеспечить поставку заводу №5 необходимого оборудования и материалов. 3 октября 1942года руководители обороны Ленинграда Кузнецов А.А. и Капустин Я.Ф. лично посетили завод , ознакомились с производством и приняли участие в ходовых испытаниях вновь построенного торпедного катера. Они дали высокую оценку работе завода. В 1942 году заводу удалось построить 3 новых ТКА типа Д-3 и 7 переоборудовать в малые охотники МО-Д3 (проект разработан заводским КБ в условиях блокады под руководством главного конструктора Черногуза Д.А.). В 1943году завод сумел сдать 43 катера типа Д-3, из них 17 в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны завод построил 67 ТКА типа Д-3, 46 МО-Д3 и около 400 отремонтировал.Высокие боевые качества торпедных катеров Д-3(ТКД-3) и малых охотников МО-4 и МО-Д3 позволили их экипажам наносить значительный урон противнику. Поэтому в 1944 году завод заслуженно был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В Указе , подписанном 31 мая 1944года Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калининым, есть слова : «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод №5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени». Одновременно орденами и медалями награждалась большая группа работников завода. В числе награжденных: орденом Ленина – главный инженер Симин Абрам Файфелевич и токарь Федоров Николай Михайлович; орденом Трудового Красного Знамени – кузнец Буршев Федосий Петрович, котельщик Васильев Иван Васильевич, слесарь Павлов Петр Павлович и медник Хоменко Артемий Михайлович.Кроме торпедных катеров и малых охотников в цехе №6 в Старой Деревне осуществлялась серийная постройка малых катеров типов КМ-2 и КМ-4, использовавшихся в качестве катеров-тральщиков. За годы блокады их было построено 192 единицы. Эти маленькие 7 и 10 –тонные катера сыграли важную роль в борьбе с немецкими минами, в прорыве, а затем и снятии морской минной блокады Ленинграда.В Центральном парке культуры и отдыха нашего города у 2-го Елагина моста поставлен памятный обелиск в честь подвига дивизиона противоминных катеров типа КМ, а Законодательное собрание Санкт-Петербурга постановило день 5-го июня считать праздником города – днем снятия морской минной блокады.Героические дела коллектива завода в годы Великой Отечественной войны оценены по заслугам и слова «Завод №5 НКСП» золотыми буквами высечены на стене торжественного зала Монумента, воздвигнутого в честь героических защитников Ленинграда на Площади Победы нашего города.Среди заводчан, вместе со всем нашим народом ковавших победу, особо следует отметить директора завода Локшина Е.Я., главных инженеров Силина И.К. , затем Симина А.Ф., строителя Одинцова Л.Н., конструкторов Гусева В.П., Гурьева П.П., Китаенко Г.И., Черногуза Д.А., мастеров Глухова В.Д., Копкина А.М., рабочих Гончарова А.Г., Разина И.Е., Федорова Г.М" С уважением!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Продолжая тему: "Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли.Вторая Мировая война дала толчок бурному развитию науки и техники, вызвавший появление в середине 1950-х годов совершенно новых вооружений и технических средств для ведения боевых действий на море. Отечественное военное катеростроение оказалось в авангарде этого процесса, а заводу №5 Минсудпрома выпала ключевая роль в реализации новаторских решений.Созданные к этому времени радиолокационные средства обнаружения и распознавания морских целей, автоматические скорострельные артиллерийские установки среднего (57 и 76 мм) и малого ( 30мм) калибров, управляемые от упомянутых радиолокационных средств, делали практически невозможными дерзкие неожиданные атаки торпедных катеров, характерные для периода Второй Мировой войны.Для восстановления престижа москитного флота требовалось оснастить катера оружием, способным поражать противника, находясь вне зоны досягаемости его средств самообороны.Таким оружием могли стать появившиеся в начале 1950-х годов легкие авиационные крылатые ракеты. Радиус действия этого оружия превышал дальность действия средств самообороны кораблей того периода. Не случайно, появление крылатых ракет было замечено отечественными проектантами боевых катеров, стремившимися удержать боевую эффективность катеров в условиях оснащения кораблей противника новыми средствами самообороны. Для реализации идеи была создана своего рода целевая программа, которую предложил начальник-главный конструктор ЦКБ-5 Юхнин Е.И. После одобрения в Правительстве началась реализация упомянутой программы, в результате которой был создан комплекс легкого катерного ударного ракетного оружия (УРО), состоящий из крылатых ракет П-15, аппаратуры предстартового контроля (АПК) МК-131А, приборов управления стрельбой (ПУС) «Клен» и РЛС обнаружения и целеуказания «Рангоут». Ракета П-15 была создана в МКБ «Радуга» под руководством А.И. Березняка, ПУС «Клен» разрабатывался в НПО «Агат» под руководством А.А. Машкова, АПК - в НПО «Алмаз» под руководством Я.И. Павлова, РЛС «Рангоут» - в ЦНИИ «Гранит» под руководством В.А. Кучерова. В качестве носителя этого комплекса был выбран катер проекта 183, с которого снималось все, связанное с торпедным вооружением. Новому проекту, разработанному под руководством Юхнина Е.И,. присваивался индекс 183Э. Поскольку на момент разработки проекта 183Э не было опыта применения УРО с катеров, потребовались многочисленные опытные работы, в которых завод № 5 принимал непосредственное участие. Для натурных испытаний на полигоне Ржевка завод изготовил две ходовые рубки - из стали и дерева, натурные отсеки, воссоздавшие примерно половину корпусных конструкций катера. Кроме того, конструкторы СКБ-5 в результате полигонных испытаний ракет разработали пусковую ракетную установку.Все работы делались настолько оперативно, что уже летом 1957года заводом №5 были построены два экспериментальных катера проекта 183Э и переведены на Черное море для натурных испытаний. 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск П-15 с борта 183Э. Этот день, по праву можно считать днем начала эры ракетных катеров. Удачная базовая платформа ТКА проекта 183, простота и надежность в эксплуатации позволили длительное время использовать ракетные катера проектов 183Р и 183РТР как в отечественном, так и в зарубежном флотах. Всего завод построил 26 катеров проекта 183Р и 30 катеров переоборудовал по проекту 183РТР.Продолжением работ по ракетным катерам для завода №5 стало строительство ракетных катеров проекта 205, созданных также ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») под руководством Юхнина Е.И. В отличие от проекта 183Р новый катер оснащался не двумя, а четырьмя ракетами П-15, кроме того, он имел стальной корпус, а в качестве главных двигателей были применены уникальные отечественные быстроходные дизели завода «Звезда» М-503 (затем М-504) агрегатной мощностью 4000 л.с. (5000 л.с.). В отличие от катера проекта 183Р, новый катер в качестве средств самообороны вооружался двумя 30мм артустановками АК-230, управляемыми от РЛС МР-104. При водоизмещении около 220 т катер мог развивать скорость полного хода до 40 узлов на тихой воде и 30 узлов на волнении 5 баллов. При ходе на 4-х балльном волнении катер не имел ограничений по использованию оружия.Переход на строительство катеров проекта 205 с корпусами из стали потребовал реконструкции завода. При этом производство деревянных катеров сохранялось. Благодаря организаторскому таланту директора завода Колечицкого В.Д. в сжатые сроки были освоены новые технологии и обучены кадры. Был организован корпусообрабатывающий цех, участки химической очистки и пассивирования металла, была введена в строй новая трансформаторная подстанция. Эллинг №3 был переоборудован под строительство стальных катеров. В этом эллинге были организованы участки узловой и секционной сборки, оборудованные плитами, постелями, кондукторами, приспособлениями для сборки и сварки узлов, плоскостных и объемных секций, стеллажами для поступающих на сборку деталей и узлов, приспособлениями для кантования и транспортировки секций и блоков. Кроме того, продольный слип, который эксплуатировался на заводе с 1933 года, был рассчитан на спусковую массу около 60 тонн и не мог обеспечить спуск катеров проекта 205, имевших спусковую массу более 150 тонн. Поэтому в районе эллинга № 3 был вырыт ковш, соединенный с акваторией Малой Невы, и на стороне ковша, обращенной к эллингу № 3 , построен поперечный слип, предназначенный специально для спуска катеров проекта 205. Не смотря на столь значительные работы по техническому переоснащению завода, головной катер проекта 205 был построен и сдан ВМФ заводом № 5 в 1960г. С 1961 года началась серийная постройка катеров проекта 205 на 3-х заводах. Завод №5 построил 89 катеров проекта 205.За создание первых в мире ракетных катеров проектов 183Р и 205 главный конструктор катеров Юхнин Е.И., его заместитель Городянко А.П., руководители работ: по ракете П-15 - Березняк А.Я., по РЛС «Рангоут»- В.А.Кучеров, по ПУС «Клен»- Машков А.А., по АПК – Павлов Я.И., главный наблюдающий Дмитриев В.В., ответственный сдатчик Мартынычев Н.И., а также начальник отдела ЦКБ-5 Гусев В.П. в 1962 году были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.Созданием нового класса боевых катеров отечественные специалисты почти на 10 лет опередили страны НАТО. Успешное использование катеров проектов 183Р и 205 в локальных конфликтах подтвердило правильность выбранного пути по повышению боевой эффективности катеров. Взгляды зарубежных специалистов на место и роль ракетных катеров в современных конфликтах изменились, НАТО приступило к созданию своих ракетных катеров.Традиция использовать платформу боевого катера при создании пограничных катеров была сохранена и в проекте 205 – на базе платформы этого катера был создан пограничный корабль проекта 205П «Тарантул»." Продолжение следует!!! :chest_m4:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 3 недели спустя...

"Для охраны морских границ.

Поскольку предприятие создавалось как верфь по строительству катеров для Морской пограничной охраны, этой тематике всегда уделялось и уделяется большое внимание. Строившиеся в довоенные годы катера типов ГК и МО в 1950-е годы сменили сторожевые катера-малые охотники проекта 199. Проект этого катера был разработан в СКБ-5 под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса.

Принятая во время Великой Отечественной войны концепция создания на одной базовой платформе торпедного катера и катера-охотника за подводными лодками была реализована и при создании катеров проекта 199. С ТКА проекта 183 сняли все торпедное вооружение и разместили: два бомбомета БМБ-2, большие глубинные бомбы, гидроакустическую станцию «Тамир-11». Поскольку водоизмещение катера возрасло с 66 до 83 тонн, скорость полного хода составила 35 узлов. По проекту 199 завод в период 1952-1959гг. построил 52 катера.

К середине 1960-х годов катера проекта 199 уже не удовлетворяли возросшим требованиям морских пограничников. Потребовалось создание нового проекта.

Согласно тактико-техническому заданию морским пограничникам требовался сторожевой корабль для несения дозорной пограничной службы (ПСКР). Как и при создании катеров проекта 199 в качестве платформы был использован строившийся катер – ракетный катер проекта 205. Новому проекту был присвоен индекс 205П «Тарантул». Главным конструктором проекта был назначен А.П.Городянко. Вместо крылатых ракет катера 205 на ПСКР проекта 205П установили четыре однотрубных 400мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя, а также гидроакустическую станцию «Бронза». Были сохранены две 30мм артустановки АК-230, управляемые от РЛС «Рысь». При водоизмещении 245 тонн ПСКР под тремя двигателями М504 мощностью 5000л.с.каждый развивал скорость полного хода свыше 35 узлов. Головной ПСКР проекта 205П был построен на ПО «Алмаз» в 1967 году. На испытаниях он подтвердил все проектные данные. По сравнению с РКА проекта 205 на ПСКР проекта 205П были улучшены условия обитаемости личного состава при круглогодичной эксплуатации за счет оборудования жилых помещений и постов системой кондиционирования, для которой были установлены опытные образцы автономных кондиционеров АКМГ-10-30у-1. На ПСКР проекта 205П была применена электрогидравлическая система управления ГЭУ «Орион-М7-Меркурий-П» с расположением основного пульта в посту энергетики и живучести (ПЭЖ), позволившая одному оператору управлять одновременно тремя главными двигателями, двумя дизель-генераторами и системами, обслуживающими двигатели. ПСКР проекта 205П строился на ПО «Алмаз» с 1967 по 1989 год. За это время было построено 111 кораблей.

Корабли проекта 205П до настоящего времени несут службу во всех региональных управлениях пограничной службы России и ,наверное, нет ни одного морского пограничника, который бы не служил на кораблях этого типа. В 1980-х годах с введением 200–мильной экономической зоны морским пограничникам потребовался ПСКР , который мог бы решать новый круг задач.

В 1984 году ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора К.Ж.Аванесова согласно ТТЗ морских пограничников был разработан технический проект ПСКР нового поколения – проект 10410 «Светляк». Впервые за многие годы обводы корпуса специально выбирались , исходя из режимов эксплуатации пограничного корабля. При водоизмещении 375 тонн корабль при трех дизелях М-520, мощностью 5400л.с. каждый может развить скорость хода 32 узла. Он вооружен двумя артустановками АК-176М, калибром 76мм и АК-630М, калибром 30мм, двумя противолодочными торпедными аппаратами калибром 400мм, стрельбовой РЛС МР-123, гидроакустическими станциями МГ-349 и МГ-747, ПЗРК «Игла-1М», автоматизированным комплексом средств РС. Условия обитаемости обеспечивают пребывание ПСКР в море в течение 30 суток. Головной ПСКР проекта 10410 был заложен на ПО «Алмаз» в 1989 году, а в 1992 году морским пограничникам были сданы два ПСКР проекта 10410 «Светляк».

Всего на ПО «Алмаз» (СФ «Алмаз») было построено 12 ПСКР проекта 10410, в том числе два на экспорт.

За создание пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 в 2000 году была присуждена Премия Правительства Российской Федерации. В числе награжденных вместе с конструкторами ЦМКБ «Алмаз» и представителями Заказчика - начальник цеха нашей фирмы М.С.Каримова." :chest_m4:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 1 месяц спустя...

Первыми настоящими кораблями отечественной постройки для МорПогранОхраны ОГПУ-НКВД стали корабли типа "Бриллиант",пр.43,на основе базовых тральщиков типа "Фугас".Построены на заводе №190,в Ленинграде,в 1934-35-м годах.В строй вступили в 1937-м.Первоначально имели названия ПСК-301,ПСК-302,ПСК-303,ПСК-304,с 5.01.1941г.,получили имена "Жемчуг(б.н.27),"Рубин"(б.н.28),"Бриллиант"(б.н.29),"Сапфир"(б.н.30),соответственно.Входили в состав 1-го Северного Отряда Пограничных Судов МПО НКВД Мурманского ПО.Участвовали в Советско-финляндской войне.С 22.06.1941-го года вошли в состав Северного флота.

post-44463-1333856104_thumb.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


получили имена "Жемчуг(б.н.27),"Рубин"(б.н.28),"Бриллиант"(б.н.29),"Сапфир"

Владислав, а где Аметист?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


а где Аметист?

СКР "Аметист", видимо, был другого проекта. В сообщении Владислава все указано правильно. Вот, что дают источники:

Сторожевой корабльПроект 431935Фактически это тральщики типа «Фугас» (проекта 3) без трального вооружения.СКР-27«Жемчуг»(до 5.01.1941 г. ПСК-301)Заводской № С-483. Заложен в октябре 1934 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен в ноябре 1935 г., вступил в строй в декабре 1937 г. и в качестве ПСКР вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД Мурманского ПО 23.06.1941 г. организация вошла в состав СФ. 11.08.1941 г. на линии м Святой Нос — м. Канин Нос исчез без следа; предположительно, потоплен германской ПЛ.СКР-20«Рубин»(до 5.01.1941 г. ПСК-302)Заводской № С-484. Заложен 3.11.1934 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен 18.08.1935 г. Вступил в строй 18.12.1936 г. и в качестве ПСКР вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД Мурманского ПО. 23.06.1941 г. организация вошла в состав СФ.СКР-29«Бриллиант»(до 5.01.1941 г. ПСК-303)Заводской № С-485. Заложен 19.10.1934 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен 5.11.1935 г. Вступил в строй 18.12.1936 г. и в качестве ПСКР вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД Мурманского ПО. 23.06.1941 г. организация вошла в состав СФ. 12.05.1942 г. три Ю-88 бомбардировали базу в Иоканке, бомбы взорвались вблизи борта СКР, и в нем образовалось несколько пробоин, загорелись надстройки, но пожар вскоре был потушен. Во время буксировки СКР к берегу на нем взорвались глубинные бомбы, и корабль затонул. Погибло 13, ранено 46 человек. СКР поднят 12.09.1942 г. и поставлен на обсушку, снова вступил в строй в 1944 г. 23.09.1944 г. находился в охранении конвоя «ВД-1», который шел на о. Диксон. Затонул в Карском море (ш = 76° 10'; д = 87°45') от попадания торпеды, пущенной с ПЛ.СКР-30«Сапфир»(до 5.01.1941 г. ПСК-304)Заводской № С-486. Заложен 26.12.1934 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен 20.12.1935 г. Вступил в строй 12.12.1936 г. и в качестве ПСКР вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД Мурманского ПО. 23.06.1941 г. организация вошла в состав СФ.

"Аметиста" в этом списке нет. Вот, что написано об "Аметисте" в книге Ф. Мошкова "Морпогранохрана России от Петра I до наших дней":

6 катеров МО передали Ладожской военной флотилии, группа катеров МО под командованием пограничника капитан-лейтенанта А. И. Кирсанова была прикомандирована к Ленинградской ВМБ и впоследствии реорганизована в 7-й ДСКА МО и БКА ОВР ЛенВМБ (капитан 3 ранга В. В. Чудов). С организацией в 1942 г. Островной ВМБ в состав ОВР этой базы вошел выделившийся из Истребительног отряда 5-й дивизион катеров под командованием Н. Г. Моргацкого, а дивизион КМ ИО в полном составе был передан Отряду кораблей Невы. Отдельные корабли и катера перешли в другие соединения. Так, СКР "Коралл" оказался в бригаде сторожевых кораблей, а СКР "Аметист" - в бригаде подводных лодок, некоторые катера КМ и МКМ попали в дивизионы тральщиков."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Первыми настоящими кораблями отечественной постройки для МорПогранОхраны ОГПУ-НКВД стали корабли типа "Бриллиант",пр.43,на основе базовых тральщиков типа "Фугас".Построены на заводе №190,в Ленинграде,в 1934-35-м годах.В строй вступили в 1937-м.

Как понять - построены в в 1934-35-м годах, а вступили в строй в 1937-м? А где они были два года? :grin:

 

ПСК-301, с 9.1.1941 - «Жемчуг», с 23.6.1941 - СКР-27, вступил в строй - 1937

ПСК-302, с 9.1.1941 - «Рубин», с 23.6.1941 - СКР-28, вступил в строй - 1936

ПСК-303, с 9.1.1941 - «Бриллиант», с 23.6.1941 - СКР-29, вступил в строй - 1938

ПСК-304, с 9.1.1941 - «Сапфир», с 23.6.1941 - СКР-30, вступил в строй - 1938

 

Входили в состав 1-го Северного Отряда Пограничных Судов МПО НКВД Мурманского ПО.

Какое дикое название соединения! Что такое МПО? И разве в Мурманском округе был свой НКВД (Наркомат внутренних дел)?

Правильное название - 1-й Северный отряд пограничных судов Мурманского пограничного округа

 

Участвовали в Советско-финляндской войне.

Участвовали только ПСК-302 и ПСК-303

http://s019.radikal.ru/i605/1204/33/aaf99026adedt.jpg

СКР "Аметист", видимо, был другого проекта.

ПСК "АМЕТИСТ" - бывший германский миноносец A 32, построен в 1916. С 1923 г. зачислен в состав ВМФ Эстонии, с 1924 г. - «SULEV». После включения Эстонии в состав СССР 18.08.1940 г. включен в советский ВМФ как СКР «СУЛЕФ». В октябре 1940 г. передан погранвойскам. 09.01.1941 г. назван «АМЕТИСТ». Во время войны входил в состав КБФ. В 1945 г. возвращен погранвойскам. Списан в 1952 г. Изменено пользователем VAS63
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


ПСК "АМЕТИСТ"

"Сулев" (будущий "Аметист") под эстонским флагом

http://s017.radikal.ru/i438/1204/91/3da6781e5a44t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Владислав, а где Аметист?

"Аметист" ,да,это бывший германский миноносец,А-32,выброшен штормом на камни у побережья Эстонии 25.10.1917года.

 

Какое дикое название соединения! Что такое МПО? И разве в Мурманском округе был свой НКВД (Наркомат внутренних дел)?

Правильное название - 1-й Северный отряд пограничных судов Мурманского пограничного округа

МПО,это МорПогранОхрана НКВД.А не НКВД Мурманского ПО.

 

 

ПСК "АМЕТИСТ" - бывший германский миноносец A 32, построен в 1916. С 1923 г. зачислен в состав ВМФ Эстонии, с 1924 г. - «SULEV». После включения Эстонии в состав СССР 18.08.1940 г. включен в советский ВМФ как СКР «СУЛЕФ». В октябре 1940 г. передан погранвойскам. 09.01.1941 г. назван «АМЕТИСТ». Во время войны входил в состав КБФ. В 1945 г. возвращен погранвойскам. Списан в 1952 г.

"Аметист" передан 17.10.1940-го года в качестве учебного ПСКР,Военно-морскому пограничному училищу.Было такое,по-моему в Петергофе.Да хрущёвских военных реформ.

 

СКР "Аметист", видимо, был другого проекта. В сообщении Владислава все указано правильно. Вот, что дают источники:

 

 

СКР-29«Бриллиант»(до 5.01.1941 г. ПСК-303)

Заводской № С-485. Заложен 19.10.1934 г. на заводе № 190 в Ленинграде, спущен 5.11.1935 г. Вступил в строй 18.12.1936 г. и в качестве ПСКР вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД Мурманского ПО. 23.06.1941 г. организация вошла в состав СФ. 12.05.1942 г. три Ю-88 бомбардировали базу в Иоканке, бомбы взорвались вблизи борта СКР, и в нем образовалось несколько пробоин, загорелись надстройки, но пожар вскоре был потушен. Во время буксировки СКР к берегу на нем взорвались глубинные бомбы, и корабль затонул. Погибло 13, ранено 46 человек. СКР поднят 12.09.1942 г. и поставлен на обсушку, снова вступил в строй в 1944 г. 23.09.1944 г. находился в охранении конвоя «ВД-1», который шел на о. Диксон. Затонул в Карском море (ш = 76° 10'; д = 87°45') от попадания торпеды, пущенной с ПЛ.

"12.05.1942г.,на борту "Бриллианта" погибли военком корабляП.В.Пономаренко,военфельдшер В.П.Долбин,6 матросов и старшин,а также военкомы 3-го и 5-го дивизионов сторожевых кораблей А.П.Михалёв и В.А.Смолин.Свыше 50 человек получили ранения и контузии,в т.ч.и л-т Г.Д. Доббин,исполнявший обязанности командира,т.к. штатный командир капитан-лейтенант А.А Косменюк находился на сборах в штабе базы."

 

Источник-М.В.Зефиров,Д.М.Дёгтев,Н.Н.Баженов "Тени над Заполярьем".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 1 год спустя...

Подскажите, а в МЧПВ были гвардейские корабли?

 

Вопрос возник после того, как попалось изображение флага МЧПВ с гвардейской ленточкой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо, не знал. Значит не зря флаг существовал..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Значит не зря флаг существовал..

Вчера видел его в Центральном пограничном музее.

IMG_0717a.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 2 недели спустя...

А ленточки должны тоже были гвардейские на этом корабле?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


 

 

ленточки должны тоже были гвардейские на этом корабле?
Конечно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...

Морские отряды пограничных судов (почему не кораблей ?)

вот ссылка http://ru.convdocs.org/docs/index-414725.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

"Термин «корабль» в отношении плавсредств в русском языке имеет три значения: 1) крупное морское судно; 2) военное судно; 3) трёхмачтовое парусное судно с полным парусным вооружением." (Википедия)

"Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей." (там же)..

А в те года наверное были небольшие корабли, кот. и называли судно...

 Я так думаю...  :chest_m4:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


В те года пограничные единички действительно имели классификацию сторожевого судна. Основу пограничного флота составляли бывшие посыльные суда, моторные катера и парусно-моторные фелюги.

Владимир VAS63 конечно бы более подробно рассказал. Может и заглянет в тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Примерно до 40-х годов не было четко деления на гражданские суда и военные корабли. И те и другие часто назывались судами.

Например, в конце 30-х - начале 40-х годов пограничные корабли и катера были сведены в отряды пограничных судов. Такие отряды пограничных судов существовали на Севере, Балтике и Тихом океане и после 1945 г.

 

 

Морские отряды пограничных судов (почему не кораблей ?) вот ссылка

А неизвестно, кто автор этой информации?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Сегодня, 11 июля 2015 г. ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" отмечает своё 85-летие!

Судостроительный завод "Вымпел" находится в городе Рыбинск Ярославской области и специализируется на строительстве военных и гражданских кораблей, катеров и судов малого водоизмещения. Большое количество катеров завод построил для МЧПВ, Морской охраны и ныне продолжает их строительство для Береговой охраны.

Мне довелось не только побывать на заводе "Вымпел", но и плотно поработать в течение нескольких лет с руководством, инженерами и рабочими этого славного завода. Народ там работящий, простой, грамотный, одним словом настоящий рабочий класс!

В последние годы ОАО "ССЗ "Вымпел" помогает поддерживать в порядке пограничный сторожевой корабль пр.1204 "Шмель" на Поклонной горе. Оказывает и другую помощь ветеранам МЧПВ и Морской охраны.  

От Клуба ветеранов Морской охраны мы направили поздравление коллективу завода с этой славной датой!

Желаем производственных успехов, благополучия и процветания!

 

Сайт ОАО "ССЗ "Вымпел" находится здесь:

http://www.vympel-rybinsk.ru/sudostroitelnomu-zavodu-vyimpel-85-let.html%C2%A0

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А неизвестно, кто автор этой информации?

Не знаю наткнулся случайно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 5 лет спустя...

"Пограничный сторожевой корабль "Тарантул"
 
Д.Ю. Литинский, ведущий инженер АО ЦМКБ "Алмаз",
опубликовано в журнале "Морской вестник" за 2016 год
 
часть 1 http://almaz-kb.com/upload/iblock/b66/b66539345ba745ca1d5606ca31f4f757.pdf
часть 2 http://www.almaz-kb.ru/upload/iblock/b6e/b6e1051bec3b8b9df3f193253a968245.pdf
часть 3 http://www.almaz-kb.ru/upload/iblock/59e/59e0f5a8201e6541a8047ce1bc37f887.pdf
 
Приятных воспоминаний во время прочтения всем служившим на этих замечательных кораблях.
Возможно, кто-то откроет для себя что-то новое о нём.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 месяц спустя...

История бронекатера С-40 созданного для МЧПВ по заданию НКВД в 1938 году.

 

https://www.youtube.com/watch?v=QSkToZ7l2rs

 

Извиняюсь, если в какой-то из тем это видео уже было выложено.

"Подглядел" у Сергея Савчука (Пегас) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...