Перейти к содержанию

Неизвестные страницы истории флота и МЧПВ


Рекомендуемые сообщения

Черные страницы ТОФ: взрыв в башне "Адмирала Сенявина" унес жизни 37 человек

Показательная стрельба для акул пера закончилась с девятым залпом, обернувшись большой трагедией

Тринадцатое июня стало роковым для Тихоокеанского флота. В этот день произошло несколько крупных катастроф, унесших жизни десятков моряков. Суеверия, царящие в умах людей, каким-то непостижимым образом материализуют страхи. Можно в это верить, можно не верить, но на флоте никто не проявляет безразличия к чертовой дюжине. И есть за что…

Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материалы о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте в этот день в разные годы. Первая часть рассказывает о взрыве на крейсере "Адмирал Сенявин", унесшем жизни 37 человек.

 

Это сейчас мы привыкли, что Верховный Главнокомандующий периодически посещает боевые корабли всех четырех флотов. Он бывал не только на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов", но и на кораблях рангом пониже, а также принимал участие в учебном походе на атомной подводной лодке. А вот в советское время посещение главой государства военного корабля было экстраординарным событием. Тем более, на флоте, самом удаленном от центра великой и могучей страны.

День 7 апреля 1978 года для крейсера "Адмирал Сенявин" стал поистине историческим. В этот день флагманский корабль Тихоокеанского флота посетил Генеральный Секретарь Центрального Комитета КПСС Леонид Ильич Брежнев – глава Советского Союза. Вместе с ним на крейсере побывали Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов и Главком ВМФ СССР адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков.

Командир крейсера капитан второго ранга Владимир Плахов вывел корабль в море, где первые лица СССР смогли лично наблюдать за ходом учений Тихоокеанского флота. За успешную артиллерийскую стрельбу командир корабля и замполит капитан третьего ранга Игорь Спицын были награждены наручными часами с выгравированной надписью "От Л. И. Брежнева".

После такого "высокого" визита сам Бог велел быть кораблю во всём первым…

Справка: Артиллерийский крейсер "Адмирал Сенявин" проекта 68-бис был спущен на воду 22 декабря 1952 года, а вошел в состав советского ВМФ 30 ноября 1954 года. В 1955 году северным морским путем он совершил переход на Тихоокеанский флот и 10 сентября прибыл во Владивосток.

Крейсер имел длину 210 метров, ширину 22,8 метра, осадка составляла 7,3 метра. Водоизмещение корабля составляло 17 тысяч тонн. Мощность силовых агрегатов составляла 124 тысячи лошадиных сил, что позволяло разгонять корабль до 32 узлов (почти 60 км/ч!). По запасам топлива корабль имел дальность хода в девять тысяч миль, а по запасам провианта для экипажа из 1200 человек – 30 суток. Первоначально вооружение корабля состояло из 12 орудий главного калибра (152 мм пушки Б-38), двенадцати 100-мм универсальных орудий, 32 зенитных автоматов калибра 37-мм и двух пятитрубных торпедных аппаратов. В дальнейшем, в ходе модернизации корабля по проекту 68У2, кормовые башни главного калибра были сняты, вместо них была оборудована рубка с боевыми постами и вертолетная площадка. Из двух носовых башен главного калибра действующей осталась только первая, а вторая была законсервирована. По сути, крейсер стал хорошо защищенным штабным кораблем, с которого флагман флота мог управлять боевыми действиями. Крейсер после модернизации так и стал называться – "крейсер управления".

"Адмирал Сенявин" неоднократно выполнял задачи боевой службы в различных точках мирового океана. С дружественными визитами он был во многих портах мира – Индонезия, Сомали, Маврикий, Ирак, Индия и много других стран.

Злополучное тринадцатое…

В июне 1978 года, спустя два месяца после визита Л. И. Брежнева, на корабль прибыла большая делегация творческих работников, писателей, поэтов и журналистов из Москвы и Ленинграда. В числе прочих здесь были Алим Кешоков, Марк Кабаков, Людмила Щипахина (потом пойдут слухи, что беда пришла из-за женщины на корабле!), Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом газеты "Правда" Сергей Кошечкин. Вместе со всеми на крейсере пошел и корреспондент газеты "Красная Звезда" капитан второго ранга Леонид Климченко. Акулы пера должны были выйти в море и понаблюдать за артиллерийскими стрельбами корабельной группы, в которую помимо "Адмирала Сенявина" входил крейсер "Дмитрий Пожарский".

По плану стрельб оба крейсера должны были дать 18 залпов по мишенным щитам, находящимся на значительном удалении от кораблей. Натренированность экипажей крейсеров позволяла вести стрельбу с интервалами между залпами не в 12 секунд, как обусловлено руководящими нормативами, а в 9 секунд. Хитрость такого ускорения стрельбы заключалась в заблаговременной подготовке зарядов к подаче в орудия – вопреки технике безопасности, заряды вынимались из защитных пеналов и выкладывались у механизма подачи в готовом для стрельбы виде, но совершенно не защищенные от возможного возгорания. Позже, как показало расследование, именно это стало причиной массовой гибели людей. И тем не менее, корабли вышли на боевой курс и открыли стрельбу.

Фотокорреспондент газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта" Василий Федорченко (умер три года назад, а до этого длительное время работал обозревателем в газете "Владивосток") так описывал те минуты:

— Было время ужина, и мы собрались в кают-кампании. Не было только собкора "Красной звезды" Леонида Климченко. Коллеги-журналисты подумали, что его пригласил к себе в адмиральский салон контр-адмирал В. Варганов. А он, очевидно, получив от кого-то разрешение, как потом стало ясно, проник в башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы "изнутри". Климченко был все-таки представителем "Красной звезды", ему могли дозволить больше, чем другим. Вдруг корабль содрогнулся – это началась стрельба главным калибром. Я побежал на мостик, чтобы фотографировать стрельбу.

Первые два залпа дали "накрытие" — это когда снаряды падают в районе цели, без недолетов и перелетов. И поэтому тут же крейсер перешел на зачетную стрельбу – снаряды посыпались в цель один за другим.

Командир крейсера "Адмирал Сенявин" капитан второго ранга Владимир Плахов:

— Ужин был в разгаре. Вдруг замигал свет в офицерской кают-компании: корабль содрогнулся. Залп... Это началась зачетная стрельба. Фотокор пулей вылетел наверх и помчался на марсовый мостик. Оттуда он стал непрерывно "щелкать", дабы "схватить" наиболее удачный момент. Вдруг что-то гулко ухнуло. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... "Щас рванут погреба!"... Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали матросы, офицеры. Через мгновения моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов…

Капитан первого ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказывал о своих впечатлениях:

— Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей: журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю — носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек — боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе — погибли. Как вспоминали очевидцы, гостей, которые попытались выйти на палубу, отправили вниз. Они собрались в каюте, все были в шоке. Через некоторое время узнали: отдраив дверь в башню, моряки выносят трупы и складывают их на юте. Одним из первых вынесли тело корреспондента "Красной звезды" Леонида Климченко. Наступила ночь, а останки погибших все выносили и выносили. У кого-то из матросов, очевидно, не выдержали нервы, и с палубы донеслось истеричное: "Не могу, не могу больше носить, смените меня...". Все были подавлены произошедшим.

 
Под утро крейсер пришел в залив Стрелок, пришвартовался к новому пирсу. Когда "пассажиры" вышли на палубу, трупы с юта уже убрали. Всего, тогда сказали, погибли 37 человек. Все, кто находился в башне, а также те моряки, что не успели выбраться из погребов боезапаса и задохнулись от дыма. Внутри этой страшной башни стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть, — сгорело и обгорело. Журналистам передали "командирские" часы Леонида Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы кто-либо передал их его жене... Что собой представляет башня главного калибра? Владивостокцы и гости города могут судить по "Ворошиловской батарее", которая находится на острове Русский и в настоящее время как памятник и музей вполне доступна для посещения. Правда, калибр "Адмирала Сенявина" значительно меньше, но архитектура в принципе та же: сама орудийная башня ("боевое отделение"), в которой находится три орудия, является верхним элементом огромной конструкции, представляющей собой "стакан" из нескольких этажей ("верхнее перегрузочное отделение" и "нижнее перегрузочное отделение") и вращающийся вместе с башней. Внутри этого "стакана" находятся механизмы, обеспечивающие подачу из зарядных погребов (мест хранения боезапаса) наверх к пушкам снарядов и зарядов. На пушках крупного калибра того времени применялось так называемое раздельное заряжание, когда снаряд и пороховой заряд помещались в камору орудия отдельно друг от друга. Во избежание эксцессов, пороховые заряды хранятся в специальных защитных пеналах (их, кстати, тоже можно увидеть на "Ворошиловской батарее") и извлекаются из них непосредственно перед подачей к орудиям. Как потом установила специальная комиссия, "при подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе — части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля…".

Таким образом, получается, что после того, как орудие не выстрелило, вопреки требованиям безопасности при "затяжном выстреле" (определенное время сохранять затвор орудия закрытым в ожидании возможного развития выстрела), расчет орудия открыл затвор, механизм подачи дослал в ствол очередной снаряд, который буквально впечатался в находящийся в стволе несработавший заряд, а дальше… а дальше несколько десятков килограммов пороха в закрытом пространстве полыхнули в одно мгновение.
Пожар молниеносно распространился по всей башне, форс пламени проник в верхнее перегрузочное отделение, туда, где находилось несколько подготовленных для стрельбы пороховых зарядов. В башне и верхнем перегрузочном отделении погибли все, кто там находился – люди просто сгорели во взрывоподобном огне. В нижнем перегрузочном отделении из восьми человек погибли четверо – задохнулись в дыму. Еще несколько человек задохнулось в зарядном и снарядном погребах – не смогли своевременно выйти наружу.

Командира корабля, капитана второго ранга Владимира Плахова и замполита капитана третьего ранга Игоря Спицина (в момент трагедии отсутствовал на корабле — был в отпуске), которым еще в апреле за успешную стрельбу Леонид Ильич лично вручал платиновые часы с памятной гравировкой, сняли и понизили в должности. Погибших похоронили на территории военно-морской базы в Абреке. На этом была поставлена точка в трагедии. После чего её, по обыкновению того времени, предали забвению. Архивные документы, касающиеся этой катастрофы, были уничтожены.
В мае 1989 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ. 7 сентября 1989 года на корабле спущен военно-морской флаг, а 15 декабря экипаж был расформирован. 7 ноября 1991 года "Адмирал Се­нявин" под буксирами ушел в Ин­дию на разборку.

ПОГИБЛИ:

 кап. 2 ранга Климченко Леонид

ст. лейтенант Пономарев Александр

л-т Белюга Александр

л-т Марданов Валерий

ст. 1 ст. Бикбов Рашид

ст. 1 ст. Курочкин Анатолий

ст. 2 ст. Аникин Иван

ст. 2 ст. Дадонов Александр

ст. 2 ст. Подолько Сергей

ст. 2 ст. Виноградов Виктор

ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль

ст. 2 ст. Пономарев Виктор

ст. 2 ст. Будаков Александр

ст. 2 ст. Акуличев Виктор

ст. матрос Кулунов Виктор

матрос Гилазиев Фарид

матрос Архипенко Валерий

матрос Галкин Геннадий

матрос Ануфриев Александр

матрос Бородин Алексей

матрос Шутов Леонид

матрос Болдырев Александр

матрос Пинчук Александр

матрос Юдин Анатолий

матрос Ломаев Николай

матрос Костылев Виктор

матрос Золотарев Виктор

матрос Матренин Анатолий

матрос Носков Владимир

матрос Ортиков Махамадали

матрос Проничев Николай

матрос Прудников Иван

матрос Свинин Александр

матрос Скоробогатов Сергей

матрос Сулейманов Наиль

матрос Столяров Сергей

матрос Чернушевич Юрий

ашhttps://primamedia.ru/news/512461/

post-11994-0-13746300-1583481619_thumb.jpg

post-11994-0-65411200-1583481706_thumb.jpg

post-11994-0-22090800-1583481715_thumb.jpg

post-11994-0-93004500-1583481727_thumb.jpg

post-11994-0-66428800-1583481738_thumb.jpg

post-11994-0-49023900-1583481752_thumb.jpg

Изменено пользователем Беланов А.П.
  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 438
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме


Черные страницы ТОФ: как и почему столкнулись АПЛ К-56 и промысловое судно "Академик Берг"

27 человек задраили переборки затапливаемого отсека и задохнулись хлором, но не дали погибнуть всему экипажу


 

Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материал о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте 13 июня в разные годы.

 

.Итак, 13 июня 1973 года, за пять лет до взрыва на крейсере "Адмирал Сенявин", гвардейская ракетная атомная подводная лодка К-56 проекта 675 (в простонародье "Раскладушка" — получившая свое название из-за горизонтально расположенных на корпусе лодки контейнеров с крылатыми ракетами П-6, которые перед пуском поднимались на заданный угол – то есть, раскладывались) в сопровождении крейсера "Владивосток" и большого ракетного корабля "Упорный" следовала в надводном положении прибрежным фарватером в базу в бухте Павловского из полигона в Японском море.

В этот день К-56 на ракетном полигоне выполнила экспериментальную ракетную стрельбу, подтвердившую эффективность предварительных теоретических расчетов. Суть нового способа стрельбы заключалась в том, что, не имея полных данных о местонахождении цели (а им, так исторически сложилось, мог быть только американский авианосец – ведь лодки проекта 675 строились исключительно как инструмент, предназначенный для потопления главного морского врага — авианосца) подводный ракетоносец запускал одну ракету, которая выполняла роль разведчика – прилетала в район предполагаемого нахождения авианосца, обнаруживала его, передавала полученные данные на подводную лодку, после чего, атаковала цель. Или не обнаруживала, если его там не было. Если обнаруживала, то по полученным координатам ракетоносец запускал оставшиеся семь ракет, что гарантировало выведение авианосца из строя.

Эксперимент закончился успешно, и подводники ликовали. Помимо военных на лодке также находились представители промышленности, которые курировали эксперимент.

Ничего не предвещало беды. Всё было знакомо и на маршруте – ведь командир лодки неоднократно водил здесь свой корабль.

Кстати, на борту атомохода находилось два экипажа (один штатный, другой с такой же АПЛ К-23), соответственно и два командира (капитаны второго ранга Александр Четырбока и Леонид Хоменко с К-23), старшим на борту был заместитель командира 26-й дивизии атомных подводных лодок капитан первого ранга Ленислав Сучков.

Лодка шла курсом на запад, и впереди был мыс Поворотный. Время приближалось к полуночи, видимость была от 10 до 20 кабельтов, что вполне обеспечивало визуальное вождение корабля. На мостике находился старший помощник командира капитан третьего ранга В. Петров. Из-за хорошей видимости на корабле отключили средства навигационной радиолокации и прекратили подавать противотуманные сигналы. В полночь сменилась вахта, и все понимали, что уже через четыре часа корабль будет в родной базе.

С идущего неподалеку крейсера "Владивосток", на котором работала радиолокационная станция освещения надводной обстановки, увидели впереди по курсу лодки какое-то судно, идущее пересекающим курсом, о чем немедленно сообщили на К-56. Подводники сигнал приняли.

Но, пройдя мыс Поворотный, атомная лодка вошла в полосу плотного тумана. Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию, что и было немедленно выполнено. В то время электроника была ламповой, другой не знали, а лампы уже успели остыть (станция работала весь день в напряженном режиме, и ей дали отдохнуть, не видя в ее работе особой необходимости), и для ввода станции в работу нужно было время. Которым, как оказалось, подводники уже не располагали…

Из тумана появился нарастающий силуэт "Академика Берга" — судна промысловой разведки, которое только что вышло с рейда Находки и направилось в южное направление Японского моря.

До катастрофы оставалось две минуты.

Справка: Атомные подводные лодки проекта 675 строились в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головная лодка К-166 вошла в строй в 1963 году, последняя К-134 вошла в состав ВМФ в 1969 году. Всего флоту было сдано 29 таких кораблей. К-56 вошла в состав флота 9 сентября 1966 года.

Еще при строительстве К-56 ей был передан гвардейский военно-морской флаг знаменитой гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56, которая во время войны совершила групповой кругосветный переход из Владивостоке в Заполярье, а затем, под командованием Героя Советского Союза Григория Щедрина в результате восьми боевых походов уничтожила два корабля и два судна противника, одно судно повредила. В настоящее время гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 установлена на набережной возле Штаба ТОФ во Владивостоке. Регалии именно этой прославленной подводной лодки и были переданы новой, теперь уже атомной и ракетной, К-56.

Что представляли собой лодки проекта 675? Это двухкорпусная подводная лодка, разделенная на десять отсеков. Общая длина лодки 115 метров, а водоизмещение — 5700 тонн. Два реактора и две паровые турбины создавали мощность в 39 тысяч лошадиных сил, которые обеспечивали полную скорость подводного хода в 29 узлов (54 км/ч). Лодка могла погружаться на глубину 300 метров. Автономность лодки ограничивалась запасами технических жидкостей, воды и провизии для экипажа (137 человек) и составляла 50 суток. На вооружении лодка имела 20 торпед калибра 533 и 400 мм, а также 8 противокорабельных крылатых ракет П-6, которые составляли основу ударной мощи подводного атомохода.

***

"Академик Берг" принадлежал к большой серии научно-поисковых промысловых судов, которые по своему штатному оборудованию были предназначены не только к лову, но и к выполнению задач поиска крупных косяков рыбы. Судно было построено в СССР в 1963 году как БМРТ проекта 394. Во многих статьях, посвященных этой трагедии, а также на американских военно-морских сайтах упоминается, что "Академик Берг" был разведывательным судном Тихоокеанского флота.

Да, в то время существовала практика переоснащения рыболовных судов в суда специального назначения, которые несли на борту секретное радиотехническое оборудование и под видом рыбного промысла вели разведку потенциального противника. В составе 38-й бригады разведывательных кораблей ТОФ было много подобных судов, которые даже несли двойные названия (скажем, флотские названия судов "Гавриил Сарычев", "Гидрограф" и "Пеленг" соответственно в "открытой" версии именовались как "Лосось", "Кета" и "Чавыча"), но "Академика Берга" в их числе не было – это подтверждают бывшие руководители разведки ТОФ.

Длина судна составляла 84 метра, водоизмещение 3800 тонн, осадка 5,6 метра. Скорость хода могла достигать 12 узлов.

Катастрофа

Форштевень ледокольного типа судна "Академик Берг" ударил атомную подводную лодку К-56 в стык между первым и вторым отсеком. В отсеки тут же хлынул поток воды. В этот момент в первом отсеке находилось 20 человек, во втором больше тридцати. Сразу после удара из второго отсека в третий выскочили оба командира и еще несколько человек, после чего последовала команда командира БЧ-5 капитана второго ранга Леонида Пшеничного задраить переборку. 

Из показаний капитана судна "Академик Берг" Ивана Марченко: 13 июня 1973 года в 21 час 30 минут НПС "Академик Берг" ТУРНИФа снялся с якоря в Находке в рейс и пошел на выход из залива Америка. Подводной лодки на острых курсовых углах видно не было. Наблюдая визуально ходовые огни, мы думали, что идет катер, тем более что подводную лодку и катер по ходовым огням практически не отличишь. В 00 часов на вахту заступил 2-й помощник С. Куксенко. Тогда же видимость ухудшилась до 1-1,5 мили. В 00 часов 05 минут видимость уже ухудшилась до 0,5 мили. Я покинул мостик и пошел сначала в штурманскую рубку, а затем к себе в каюту переодеться. В этот момент и произошло столкновение. Часы показывали 01 час. 00 минут... Я тотчас выскочил на мостик. Лодка тащила, разворачивая, за собой наше судно. После этого я сразу же принял управление судном на себя. Здесь же в горячке чуть было не ударил 2-го помощника. Дело в том, что, когда я покинул мостик, он для проверки района на предмет выявления наличия косяков рыбы на 20 градусов самостоятельно изменил курс и не поставил меня об этом в известность. Вскоре после столкновения лодка исчезла из нашего поля зрения, и мы, было, подумали, что она затонула. Потом получили сообщение о ее местонахождении, и пошли к ней...

***

Увидев надвигающийся из тумана силуэт судна, старпом, находящийся на мостике, замешкался. После столкновения в отсеки хлынула вода. После того, как переборка второго и третьего отсеков была по приказу старшего механика Леонида Пшеничного задраена, по внутренней связи он приказал операторам реакторной установки заблокировать автоматическую защиту работающего реактора, обосновывая это тем, что только на ходу лодка сможет бороться за свою живучесть. За минуту до своей гибели капитан второго ранга Леонид Пшеничный совершил настоящий подвиг, обеспечив даже после своей смерти, успех борьбы за живучесть всего корабля.

Всего во втором отсеке оказались отрезанными от мира 25 моряков и два гражданских специалиста. После того, как морская вода попала в аккумуляторную яму, началась реакция гидролиза, стал выделяться ядовитый хлор. Это предопределило судьбу подводников – они погибли раньше, чем отсек был полностью затоплен. Никто из них даже не успел воспользоваться средствами защиты. Позже, когда водолазы извлекали тела погибших из отсека, капитан второго ранга Леонид Пшеничный был обнаружен у переборки, ведущей в третий отсек, а заместитель командира дивизии, старший офицер на борту атомохода капитан первого ранга Ленислав Сучков у переборки в первый отсек. Корабельным Уставом и Руководством по борьбе за живучесть корабля определено страшное, но единственно спасительное правило: после объявления аварийной тревоги весь личный состав, находящийся в отсеке, независимо от того, к какому боевому посту он причислен, приступает к устранению аварии, а сам отсек, во избежание распространения по кораблю огня или воды, наглухо задраивается. В Корабельном Уставе прямо сказано: "…никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийный отсек". Не дай Бог никому прочувствовать это на себе, но жизнь у моряка такая – он всегда должен быть в готовности до конца бороться за живучесть. В первую очередь корабля, и только потом – себя. Вот они и боролись. Но характер аварии был сильнее людей – пробоина была слишком огромна, чтобы подводники своими силами смогли прекратить поступление в отсек забортной воды. Очевидно, что понимая бесполезность попыток остановить воду, старшие офицеры сделали то, что должны были сделать – до самой своей гибели не позволяли обезумевшим людям гибнущего второго отсека вырваться наружу. Ведь за переборками в других отсеках лодки находилось более двухсот человек из основного и сменного экипажей, а также гражданские специалисты.

В книге военного моряка и историка Владимира Мормуля, который восстановил события тех дней, так описан этот эпизод: "Когда впоследствии подняли тела Сучкова и Пшеничного, то лица офицеров были сплошь в синяках и кровоподтеках. Их били свои же товарищи. Но дверь они так и не сумели открыть – офицеры держались стойко. А буквально через минуту в отсеке все стихло – хлор сделал свое дело..."

***

В первом отсеке ситуация развивалась не менее драматично. В пробоину поступала вода, но не так сильно, как во втором отсеке. Тем не менее, отсек затоплялся, и никому неведомо было, что происходит в других отсеках лодки – нужно было действовать немедленно! Первым сориентировался мичман Вячеслав Теличко, старшина команды рулевых сигнальщиков, а проще говоря, боцман подводной лодки. Он возглавил борьбу за живучесть в первом отсеке. Позже он рассказывал:  Мы пытались заделать пробоину подручными средствами, толкали туда матрацы, одеяла, но это мало помогало. Рвущийся в отсек поток встречной воды сводил на нет все наши старания, выбивая пластырь. Понимая, что при таком активном поступлении воды мы долго не продержимся, я приказал трюмному попробовать запустить помпу. Она заработала, но воды поступало в отсек больше, чем помпа откачивала: лодка шла с дифферентом на нос, заныривая им под воду. Потом вода стала добираться до электродвигателя помпы, и мы, чтобы не произошло замыкания и пожара, прекратили откачку. Благо, у нас имелась связь с центральным, попросили дать нам в отсек воздух высокого давления для создания воздушной подушки и уменьшения количества поступающей воды, так как первая носовая группа баллонов с ВВД была повреждена при ударе и воздух в ней оказался стравлен. Если бы нам не помогли воздухом, весь наш отсек погиб бы. Между тем уровень воды в первом отсеке продолжал подниматься. Причем она шла с примесью хлора из второго отсека. Наш отсек "делил" с ним пробоину в корпусе лодки. Мы стали задыхаться, болела голова. Связались с центральным постом, доложили обстановку. Оттуда был один ответ: "Крепитесь. Идем на мель...". Между тем люди стали терять сознание. Все понимали, что нам осталось жить минут 30-40. Но паники и суеты не было. Ребята в основном молчали. Вода в отсеке уже поднялась выше пояса, дышать становилось с каждой минутой все труднее и труднее, и тут пришло внезапное спасение: над нами открыли носовой люк и велели покинуть отсек, который тотчас стал быстро наполняться водой.

***

Прибежав в центральный пост, командир лодки капитан второго ранга Леонид Хоменко оценил обстановку: первые два отсека затопляются, причем со вторым связь прервалась, а по трубам вентиляции ощущается появление хлора. Мгновенное затопление первого и второго отсеков снизило запас плавучести и продольной остойчивости практически до нуля, привело к ряду коротких замыканий в основной силовой сети и срабатыванию аварийной защиты реактора. Лодку мог спасти только ход (о чем и предупредил погибший механик), решительные действия командира и самоотверженность экипажа. Началась борьба за живучесть. После автоматического глушения реактора, электродвигатели могли работать только от аккумуляторов третьего отсека, и эту батарею, пока шли к берегу, разрядили сверх возможных нормативов – других вариантов у экипажа уже не было.  

Ситуация осложнялась тем, что из-за ряда коротких замыканий, силовая сеть корабля могла в любой момент стать причиной новых аварийных ситуаций – в любую секунду в любом отсеке мог полыхнуть пожар, и тогда неизвестно бы чем всё закончилось…

Штурман определил маршрут к ближайшей отмели, и только после того, как лодка ткнулась носом в берег у мыса Гранитного, экипаж смог перевести дух. Выжили.  Спустя шесть месяцев гвардейская атомная подводная лодка К-56 вернулась в строй и прослужила до 1992 года, после чего была выведена из состава ТОФ и поставлена на отстой в ожидании утилизации.

В катастрофе погибли 27 человек:

Кап. 1 ранга Сучков Ленислав, зам командира 26-й дапл ТОФ

Кап. 1 ранга Логинов Анатолий, офицер УРАВ ТОФ

Гв. кап. 2 ранга Пшеничный Леонид, командир БЧ-5

Гв. кап. 2 ранга Дрюков Петр, командир ЭТД

Кап. 3 ранга Якус Владислав, помощник флагманского РТС 26-й дапл

Кап. м/с Климашевский Иван, начальник медслужбы К-23

Гв. кап.-л-т Батищев Владимир, командир группы КИПиА

Гв. кап.-л-т Климентьев Валерий, начальник РТС;

Гв. кап.-л-т Цветков Сергей, офицер АПЛ К-56

Гв. кап.-л-т Васильченко Александр, командир БЧ-2

Гв. кап.-л-т Пеньков Александр, командир БЧ-4

Гв. ст. л-т Людвиков Валерий, офицер АПЛ К-56

Гв. ст. л-т Бацуро Геннадий, помощник командира АПЛ

Гв. ст. л-т Марков Анатолий, командир группы ДУ БЧ-5

Гв. л-т Абрамов Анатолий, командир гидроакустической группы — инженер РТС

Гв. мичман Вахрушев Борис

Гв. мичман Горюнов Николай

Гв. мичман Донских Виктор

Гв. мичман Самохвалов Валерий

Гв. мичман Семёнычев Павел

Гв. гл. ст-на Лысенков Александр

Гв. ст-на 1 ст. Чмир Владимир

Гв. ст-на 2 ст. Шамаев Владимир

Гв. м-с Ахмадеев Саламьян

Гв. м-с Седых Владимир

Гражданский специалист Логвинов Александр

Гражданский специалист Тельнов Николай


post-11994-0-66226200-1583482144_thumb.jpg

post-11994-0-50945700-1583482155_thumb.jpg

post-11994-0-54517200-1583482168_thumb.jpg

post-11994-0-10536000-1583482176_thumb.jpg

Изменено пользователем Беланов А.П.
  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 3 недели спустя...

История одной фотографии: торпеда торчит в борту советской подлодки в 1989 году

Приятно, когда аппаратура самонаведения работает исправно!

 

на первый взгляд, может показаться, что на этой фотографии не происходит ничего интересного... Хотя подожди, о чем это мы? Конечно не может! Лопни наши глаза! Это же торпеда! В подлодке! Но как?!

 

Очень просто. Торпеда очутилась в боку подлодки К-178 благодаря тому, что командование дизельной подводной лодки Б-454 забыло выключить аппаратуру самонаведения, перед тем как пальнуть телеуправляемой торпедой в рамках учений. О том, что план не удался, стало известно после того, как торпеда не всплыла в предполагаемом месте, зато всплыла субмарина, командир которой передал в эфир что-то вроде «Караул!».

Торпеду извлекли из подлодки, и ту и другую отправили в ремонт. Ответственному за оплошность сделали предупреждение о несоответствии служебному положению. Но перед этим успели сфотографировать инцидент для благодарных потомков (то есть нас).

Вообще, вынуждены с сожалением констатировать, что эта интереснейшая, судя по фото, история окружена недоговоренностями и легендами. Первый и последний раз она рассказывается в книге Рудольфа Гусева «Такова торпедная жизнь». Автор также утверждает, что в неспокойные 1990-е, когда всё, включая телеуправляемые торпеды, распродавали, этот снимок послужил прекрасной рекламной фотографией.

 

https://www.maximonline.ru/longreads/photogallery/_article/istoriya-odnoy-fotografii-torpeda-torchit-v-bortu/

post-11994-0-26613400-1585134971_thumb.jpeg

post-11994-0-14788700-1585134981_thumb.jpg

post-11994-0-16998800-1585134992_thumb.jpg

Изменено пользователем Беланов А.П.
  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


В июне 1989 года мы на нашем рабочем катере пришли от Минки в бухту Голландия. Ошвартовались у маленького пирса.

Лето, жара - сняли с себя спасательные жилеты и улеглись на корме покемарить, пока наши отцы-командиры свои дела делают.

Тут по нашему правому борту на БПК "Керчь" по трансляции объявляют ППО-ППР. Расстояние до "Керчи" метров 100. На левом борту морячки начинают проворачивание ПТА-53 - эта зараза на платформе разворачивается в нашу сторону и... Кто-то криворукий и безмозглый нажимает на электромагнитный пускатель и торпеда, под воздействием сжатого воздуха выбив вышибную крышку, устремляется в нашу сторону. Ну если сказать что мы от этого окончательно проснулись - это будет очень мягко сказано.

Метрах в 25 от нашего борта эта торпеда как-то неторопливо перевернулась вверх своим красным ПЗО и мирно закачалась на волнах. После 10-минутного мата-перемата на "Керчи" спустили свой рабочий катер и подошли к торпеде, закрепили какой-то обрывок шкентеля за рым на ПЗО и поволокли торпеду к себе под борт...

  • Хорошо! (+1) 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 3 недели спустя...

Не сказать, что неизвестная страница, но малоизвестная точно.

Статья большая, поэтому здесь привожу только первую главу и названия последующих:

НА РЕЙДЕ ЛУАНДЫ
СОВЕТСКИЙ ФЛОТ В АНГОЛЕ: 1975–1992

С провозглашением независимости Анголы в ноябре 1975 года ее территориальные воды и близлежащую акваторию начали регулярно посещать советские суда, как военные, так и гражданские. Они выполняли возложенные на них рутинные задачи: суда Министерства морского флота СССР, принадлежавшие Черноморскому, Балтийскому, Эстонскому, Латвийскому
и другим пароходствам, выполняли рейсы по перевозке грузов; корабли ВМФ СССР несли боевую службу в Южной и Центральной Атлантике, а суда Министерства рыболовного флота СССР осуществляли лов и переработку рыбы.
Однако, учитывая сложную геополитическую и военную обстановку в регионе, они имели и специфические задачи. Так, суда морского флота СССР привлекались для перевозки в Анголу, которая являлась зоной боевых действий, военных грузов. Они
неоднократно подвергались нападениям со стороны морских диверсантов ЮАР и оппозиционных ангольских группировок. Учитывая это, боевым кораблям ВМФ СССР ставились задачи по охране этих судов, обеспечению доставки оружия, военной техники, продовольствия и других грузов на них в Анголу и другие страны-участницы локальных войн и вооруженных конфликтов, на чьей стороне выступал Советский Союз.
В 1975–1976 гг. корабли советского ВМФ осуществляли сопровождение и охрану советских и кубинских судов, которые перебрасывали в Анголу кубинские войска и боевую технику для помощи движению МПЛА и правительству Анголы в отражении агрессии ЮАР и Заира (операция «Карлотта»). Кроме того, всем кораблям ВМФ СССР ставилась задача по
ведению противодиверсионной борьбы, охране и обороне рыболовного флота СССР, как на переходе морем, при промысле в открытом океане, так и на стоянках в портах.

В 60–70-е годы ХХ в. практически во все регионы и прибрежные воды стран, где возникали кризисные ситуации, направлялись советские боевые корабли с морскими пехотинцами на борту. Это делалось для поддержки дружественных
правительств этих стран и помощи (если возникала такая необходимость) в эвакуации советских военных и гражданских специалистов, работавших в этих странах.
Так было в разное время в Анголе, Гвинее (Конакри), Бенине, на Сейшельских островах, в Йемене, Эфиопии, Сирии, Египте и т. д. Эти акции укладывались в тогдашнюю концепцию присутствия советского ВМФ в Мировом океане. В чем она заключалась?

В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

ПМТО В ЛУАНДЕ

ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ В АНГОЛЕ

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ

СОВЕТСКИЙ РЫБОЛОВЕЦКИЙ ФЛОТ В АНГОЛЕ

ПЕРЕЧЕНЬ КОРАБЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В АНГОЛЕ В ПЕРИОД ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ с 1975 по 1992 год

 

полностью здесь:

https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=j7ib6b&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2202.4lIOcDjpALO0FSi2FfEZWqgXWn56V04ye4I6rJgrdBkXrk9Gm8Z4-cG_ua8PaSV3tWcSk88d1VOLAM-jEwHee86b7VWuTXYVXMG1EdsFRlBpZ2djc3h4cmZ4d2N1Zndu.91fee9d07da69ac5f053862768cbee78ca12bf15&uuid=&state=jLT9ScZ_wbo,&&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFMM6EnhgpZ8BLiftv16u3lnmgz9tFkF9DX5g1Hl2MrtKuNxyrL6Ou547pSGeKtbugYCQbOFEQRgnEOQSJwvBpAN48oQrBXvzNFEAQ-zd1CrL7JLPKsG5rV8PJXxXBkAWSkmoqlwwd8C4-fX9kuvXDjI2iBAN4Ype4aKgz8PsZfHxMof1_PWWysKnxvVItMvNpK87Co_bvKzXONQXl_qzQQaDEHJOcilHgzHF62FWTbJbJmOhxZq-USNZ3sYUd2Jtk_kT5fJBvZS5iHM50hTyNaDoQVuq03oO_scpZIRdbL4CMEzCp_TwF9x64SBQ3sz2zQeJs-wM45j21QM4JEgc32DsivJTuShQRmN***1e8yay1B6PEAfOXwBwDz2t81Af-hEiiYMq2gpRds_iJ-hNPHn6XQU1EBWwc43Udt7Ln_k3iJDilROJxJ8qgiXn8gvmkc1x9gf2L_F16piOk68sX_AiVNl5FX53z9Sp0gt2o_QN9_6VEjMrzSHhn57PUqlv9TFuvmjArF5UW4rJJ-QQXhIHObqz9smpO05rcj1NbGw3zw5FJCNVFY8XMP-VM-DxygcGGlaQhH-Dk9ZjCHdeDdTJoKekzxEnliEUrwnzS8RtEiWBAcJ58w-3BNUyAT4NIAqxkcAd2U0dWZmm9yfL0clIMga7Mfgnp-i3R3o5TWTA2VjOikk0oERwyD7KHlckR4fATGK4AaXph9EUcXJGHQClOGlzYHfVJ6zWDFEU2h7sRQVNJpqpx0m0H_PjW3MkRx7Wi8h50keRSbELSRBHPoU_2mcmjWJm42hqi4l2sSWOBak0UZlVhdw,&data=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,,&sign=135c8028182e5a33e04b9ce77f4c57b6&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpRGJgA8ksnbm-n4DnguJPXvl7IoKLHZvBnlmEBOHBRQ_FquHVgenscVDhhut75vXAR8DGj2uCUpPBfl8yz8wO3xZ5igQf6s9wn8xKZia078RzcR4qJQIHMsl5tGx1sEA6Z0Q9n2UQFCTU5sn0sBlTfytoeLD4K_TwmsqnyEdS7FNl4N6i_c09tm1F3B1kQRY3J58yf77OtbFuS8pOc5Jh8kE3JjoplgXVR1JPQoAVJn-REPYNlaamOvpfCK17i4feo_mvQfcI73tEvS9zd85agS5V0ts080WdMrzHU5p8K_7nbkE8eN43Jw,,&l10n=ru&cts=1586902464714%40%40events%3D%5B%7B%22event%22%3A%22click%22%2C%22id%22%3A%22j7ib6b%22%2C%22cts%22%3A1586902464714%2C%22fast%22%3A%7B%22organic%22%3A1%7D%2C%22service%22%3A%22web%22%2C%22event-id%22%3A%22k90gr6bui%22%7D%5D&hdtime=4706

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 1 год спустя...

Гибель «Малютки»: М-200 стала братской могилой для экипажа

Столкновение подлодки «Месть» с эсминцем «Статный» привело к трагическим последствиям


65 лет назад, в 1956 году, подводная лодка М-200 «Месть» Северного флота ВМФ СССР затонула в Балтийском море в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный». Погибли 28 моряков-подводников.

Это была одна из нескольких подобных трагедий, случившихся на море после Великой Отечественной войны…

Подводная лодка М-200 «Месть» (проект «Малютка») была заложена в Ленинграде 31 марта 1940 года на заводе № 196. А 17 июля 1941 года была спущена на воду. И практически всю войну прослужила в ВМФ СССР (в 1943 году она была включена в состав Северного флота). После войны снова была перебазирована в Ленинград и вошла в состав Балтийского флота. М-200 была включена в состав 157-й отдельной бригады подводных лодок.

А в ноябре 1956-го в бригаде произошел досадный инцидент. Командир М-200 капитан-лейтенант Борис Родионов заснул в ночном поезде «Таллин-Палдиски». Разбудил его уже военный патруль и доставил в комендатуру. От него пахло алкоголем. От командования Родионова отстранили и назначили на М-200 нового командира — капитана 3 ранга Шуманина. Как только он прибыл на лодку, командование поставило ему задачу на переход из Палдиски в Лиепаю.

Дело в том, что военно-морская база в Палдиски очень рано замерзала. И было принято решение о переводе подводных лодок в Лиепаю, которая была незамерзающей базой, что позволяло экипажам лодок заниматься боевой подготовкой и в зимнее время тоже.

Три подлодки должны были выйти вместе 12 ноября, а М-200 задержали до прибытия нового командира. Когда Шуманин, наконец, прибыл, утром 21 ноября М-200 вышла на контрольное размагничивание — после этого лодка была бы готова к переходу.

В связи с тем, что новый командир еще не имел навыков управления лодками этого проекта, на борту находился начальник штаба бригады — капитан 2 ранга Штыков.

В 19.00 по местному времени М-200, закончив измерения магнитного поля, взяла курс на Палдиски через Суурупский пролив. Наступало темное время суток, однако погода была благоприятной: на море царил штиль, а видимость была хорошей с небольшой облачностью на небе. Ничего не предвещало осложнений. Поэтому М-200 шла по фарватеру со скоростью 12 узлов (не более 22 км/час). После смены вахты вахтенным офицером заступил лейтенант Макаров, но он еще не имел допуска к самостоятельному несению вахты.

В 19.45 вахтенный сигнальщик доложил, что видит в четырех милях впереди лодки огни встречного корабля. Как позднее оказалось, они принадлежали эсминцу проекта 30-бис «Статный», который шел навстречу со скоростью уже 22 узла — почти 41 км/час.

Тогда на советских подлодках еще не было радиолокационных станций. А М-200, как было сказано ранее, вообще была построена фактически во время войны. Между тем общая встречная скорость двигавшихся навстречу друг другу кораблей составляла не менее 60 км/час — это очень много.

Когда доложили об обнаружении эсминца, Штыков был на мостике и (так получилось) вызвал туда Шуманина, чтобы тот подменил начштаба на время ужина, проинструктировав его о том, как необходимо разойтись с эсминцем.

Таким образом, на мостике оказались, с одной стороны, командир Шуманин, не имевший допуска к самостоятельному управлению подлодкой, а с другой — вахтенный, не имеющий, в свою очередь, допуска к самостоятельному несению вахты. Само по себе подобное стечение обстоятельств еще не было роковым.

По принятым правилам навигации подлодка и эсминец должны были расходиться левыми бортами. Однако капитан третьего ранга Шуманин почему-то решил, что расходиться надо правыми бортами, поэтому дал команду рулевому на поворот влево. И такой приказ оказался фатальным в сложившейся ситуации.

В 19.48 «Статный», подходя к бую № 1 Суурупского канала, выправил свой курс, чтобы разойтись все-таки левыми бортами в соответствии с правилами навигации. Но именно в этот момент «Малютка» совершила свой левый маневр. Однако даже в этом случае столкновения можно было избежать, если бы лодка просто шла бы без изменения курса или остановилась бы, пропустив эсминец.

Шуманин же, вместо команды «полный назад», скомандовал: «Лево на борт!». Подлодка подставила свой борт под кованый форштевень эсминца. Командир эсминца успел дать команду «самый полный назад», но было уже поздно: по инерции корабль протаранил подлодку, и через 6 минут она затонула.

Эсминец застопорил ход, спустил шлюпку и подобрал с воды шестерых человек — тех, кто во время столкновения находился на мостике лодки (в том числе и командира Шуманина). Еще двоих моряков, оказавшихся на мостике, спасти не удалось.

Через 7 минут после столкновения оперативному дежурному Северо-Балтийского флота было доложено о случившемся. Дело в том, что после войны (с 1946 по 1955 годы) Балтийский флот организационно был разделен на два — Северо-Балтийский 8-й флот и Южно-Балтийский 4-й флот. Тут же по Таллинской военно-морской базе была объявлена боевая тревога и готовность к выходу в море спасателей — из них первым к «Статному» подошел находившийся в дозоре большой охотник БО-185 проекта 122-бис. С него-то увидели и подняли на борт всплывший с лодки аварийный буй, с помощью которого была установлена связь с подводниками, находившимися в первом отсеке — глубина над ним была всего 34 метра. Моряки доложили, что в отсеке находятся 6 человек.

В 4.00 следующего утра 22 ноября руководство спасательной операцией взял на себя командир 405-го отдельного дивизиона спасательных судов капитан первого ранга Кривко, прибывший в район аварии на спасательном судне «Арбан».

В 13.00 руководство спасателями принял начальник аварийно-спасательной службы (АСС) Балтийского флота инженер-полковник Михайлов, прилетевший из Калининграда.

Первоначально было принято решение закрепить буксирный трос за носовую часть лодки и перетащить ее под водой на десятиметровую глубину, чтобы моряки могли покинуть лодку в более простых условиях. Но спасательные работы затягивались — только в 23.57 с водолазного морского бота ВМ-11 спустили первого водолаза. Но в лодку продолжала поступать вода, и состояние моряков ухудшалось. Ситуация несколько улучшилась после того, как по специальному шлангу в лодку стали подавать воздух: из первого отсека сообщили, что дышать стало легче. По решению командующего флотом задействовали 250-тонный плавкран и 75-тонный килектор (вспомогательное судно).

Уже даже подошло спасательное судно «Пулково», которое должно было поднимать на поверхность подводников, вышедших из лодки.

Но все планы спасателей спутал налетевший шквал — был порван телефонный кабель, обеспечивающий связь с М-200. И закрепить под водой буксирный трос успехом тоже так и не увенчались. Прибывали новые спасательные суда, связь вроде бы вновь наладили, но при перешвартовке кабель был оборван окончательно. После улучшения погоды водолазы вновь приступили к поискам М-200.

Только в 3.47 23 ноября она была обнаружена. Когда водолаз добрался до верхней крышки люка, то увидел, что она открыта, а в самом люке находится мертвый подводник, облаченный в гидрокомбинезон, включенный в свою очередь в индивидуально-спасательный аппарат. Уже потом по оставшимся деталям обстановки определили: потеряв связь со спасателями, подводники решили выходить из лодки самостоятельно, но первый из них был настолько обессилен, что застрял в люке. И М-200 в результате стала братской могилой для всего экипажа…

В Палдиски быстро прибыла и начала работу правительственная комиссия. Члены комиссии признали виновными командиров боевых кораблей — «Малютки» и эсминца «Статный». Последнего, капитана 3 ранга Савчука, обвинили в запоздалых мерах по предотвращению столкновения. А уже на суде к двум офицерам добавился еще и командир 157-й бригады подводных лодок, в которую, собственно, входила подводная лодка «Малютка» — М-200.

А вот о ходе проведения спасательной операции никто даже не вспомнил. Не говорилось о том, что самим подводникам запрещали самостоятельный выход из аварийной подлодки. И вот за этот запрет никто ответственности так и не понес.

https://svpressa.ru/post/article/296741/

  • Хорошо! (+1) 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 2 месяца спустя...

В западных СМИ вспомнили об инциденте со столкновением советской и британской АПЛ в Баренцевом море

28.07.2021г

 

В западных СМИ решили вспомнить об инциденте с советской субмариной. Речь идёт о случае, который произошёл 23 мая 1981 года в Баренцевом море. Долгое время он был строго засекречен, а некоторые его детали не раскрыты и по сей день. Советская АПЛ К-211 «Петропавловск-Камчатский», вооружённая 16-ю баллистическими ракетами P-29P, несла боевое дежурство, двигаясь на глубине около 50 м со скоростью в 9 узлов.

Обозреватель Себастьян Роблин пишет, что миссия данной субмарины заключалась в незаметном перемещении на протяжении нескольких месяцев в ожидании сигнала о возможном начале ядерной войны. В случае получения приказа, АПЛ должна была обрушить всю свою ядерную мощь на военные базы и другие объекты противника, расположенные на расстоянии до 4 тыс. морских миль.
Естественно, такие субмарины были приоритетной целью для Запада, который направлял свои малошумные атомные «подлодки-охотники», чтобы выслеживать советские АПЛ и в случае начала глобального противостояния торпедировать их.
Помня о вышеупомянутой угрозе, командир К-211 остановил свою подлодку и развернул ее так, чтобы носовая гидроакустическая установка МГК-400 «Рубикон» могла засечь субмарины, крадущиеся за ней в «слепой зоне». На тот момент аппаратура не сообщила ни о какой опасности.
Однако уже через несколько минут советская субмарина получила три мощных скользящих удара сзади и снизу. Затем гидролокатор К-211 поймал шум гребного винта. Объект идентифицировали как подводную лодку, но через несколько минут контакт был снова утерян.
Позднее экипаж советской субмарины обнаружил повреждения вертикального руля и резиновой звукопоглощающей плитки на корме. Кроме того, осколки металла, несомненно, с западной подводной лодки, застряли в правом винте и даже пробили балластную цистерну.
Советское расследование впоследствии пришло к выводу, что найденный металл, вероятно, принадлежит подводной лодке ВМС США. Однако позднее, в том же году, в западной прессе вышел материал, повествующий о столкновении британской «подлодки-охотницы» Scepter, или SS-104 с айсбергом в Баренцевом море.
Несложно догадаться, что «врезался» Scepter тогда не в ледяную глыбу, а в советскую К-211. Однако известно об этом стало лишь через 10 лет благодаря рассказу бывшего офицера, служившего на SS-104.
Как оказалось, в мае 1981 года, Sceptre в течение некоторого времени следил за K-211, используя свой гидролокатор Type 2001, который имел дальность обнаружения под водой от 25 до 30 морских миль или от 6 до 17 миль при быстром движении.
Внезапно «АПЛ-охотница» потеряла контакт (судя по всему тогда, когда К-211 выполняла разворот), но продолжила движение вперед и ее нос врезался снизу в хвост «Петропавловска».
Один из гребных винтов советской подводной лодки «пропорол» переднюю часть корпуса «Скипетра», отбив от его носа кусок длиной свыше 7 м и оторвав переднюю часть боевой рубки. Обычно такое повреждение вызвало бы автоматическое отключение реактора подводной лодки, но командир вручную «вырубил» систему безопасности и «увел» свою субмарину подальше от места происшествия.
Столкновение советской и британской АПЛ в Баренцевом море могло привести к трагедии, но, к счастью, всё обошлось. Обе субмарины вернулись в строй после ремонта и служили еще достаточно долго: К-211 до 2013 года, а Sceptre до 2010.
Правда, последняя после инцидента уже не могла «похвастать» пресловутой малошумностью. В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.

 

https://topwar.ru

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Забытые войны эпохи развитого социализма. Помощь Гвинее

 

В 1971 году советский флот помог властям Гвинейской республики поймать мятежников

«Холодная война» в восприятии многих людей - это противостояние СССР и Варшавского блока с одной стороны и США и блока НАТО с другой. По большому счёту, это правильно. Но поскольку противостояние распространялось на всю планету, то кроме глобального противоборства были еще и многочисленные локальные войны и конфликты. Об одном из них, когда ВМФ СССР спас режим в Гвинейской республике, мы расскажем в этой статье.

«В жёлтой жаркой Африке,

В центральной её части,

Как-то вдруг, вне графика,

Случилося несчастье»

В. Высоцкий

 

История вопроса

Бывшая французская колония Гвинея получила независимость в самом разгаре краха колониальной системы – 2 октября 1958 года. Гвинейцы на референдуме отвергли конституцию Франции, после чего бывшая метрополия предоставила своей колонии формальную независимость. Гвинея была бедной аграрной страной, имеющей выход к морю. Первым президентом новой независимой страны был избран Ахмед Секу Туре – 36-летний политик, широко известный в Африке. Туре был типичным африканским националистом, правда, имеющим левые взгляды. Вот эти взгляды и определили курс независимой Гвинеи в первые годы истории страны. Бывшая метрополия встретила этот курс крайне враждебно. Франция даже организовала экономическую блокаду Гвинеи.

Секу Туре, хотел он этого, или нет, пришлось переориентироваться на сотрудничество с Советским Союзом. В те годы СССР поддерживал все страны, которые избавились от колониальной зависимости. В стране с помощью СССР были построены промышленные предприятия и оказана помощь в подготовке национальных кадров для экономики, науки и обороны. В 1960 году СССР начал строительство современного аэродрома в Конакри, в 1961 году будущих офицеров ВМФ Гвинеи стали готовить в советских военно-морских учебных заведениях.

Следуя логике «холодной войны», США активно противодействовали этому процессу. Результатом стало охлаждение советско-гвинейских отношений, закончившихся даже высылкой из страны советского посла. Но, тем не менее, Секу Туре старался лавировать между СССР и США. После раскрытия французского заговора, цель которого было свержение Секу Туре, отношения с Москвой снова наладились. Для Москвы, кроме политической мотивов, была ещё и экономическая выгода. Дело в том, что СССР был заинтересован в освоении новых районов добычи рыбы, в данном случае – в водах Западной Африки. Для защиты советских рыбаков в этих неспокойных водах советский ВМФ стал направлять в этот район и боевые корабли. О том, как военные моряки защищали рыбаков, смотри статью «Ганский поход».

Программа по сотрудничеству в области рыболовства предусматривала поставку Советским Союзом рыболовных судов. Кроме СССР, рыболовецкие суда приходили из Польши и ФРГ.

 

Португальская операция

Но основная угроза для Секу Туре пришла не из Франции, которая действовала методом заговора, а из Португалии, которая организовала рейд коммандос. Дело в том, что на севере Республика Гвинея граничила с Португальской Гвинеей (будущей Гвинеей-Бисау). Как и в других странах Чёрного континента, в начале 60-х годов ХХ века в этой португальской колонии развернулась партизанская война против метрополии – Португалии. Гвинея и СССР поддерживали эту борьбу за независимость. Базы и штабы повстанцев располагались на территории Гвинеи, что очень не нравилось Лиссабону. В конце концов, колониальная администрация и чиновники в Лиссабоне пришли к выводу о необходимости ликвидации Секу Туре как главного покровителя повстанцев. Было принято решение о проведении, выражаясь современным языком, специальной операции по свержению и уничтожению Секу Туре и ликвидации баз повстанцев в Гвинее.

Подготовились серьезно. В состав отряда вошли 220 португальских военнослужащих из группы специального назначения морской пехоты и отрядов коммандос ВМФ Португалии. Кроме этого, в группу входили около 200 гвинейских оппозиционеров, прошедших специальную подготовку на полигонах португальского флота. Ещё в состав отряда входили 50 проводников-гвинейцев. Командиром отряда был назначен 33-летний капитан Гильерме Алмор ди Алпоин Калван. Он был командиром отряда специального назначения DF8 ВМС Португалии. В основе подготовки этого отряда была методика британских спецподразделений SAS и SBS. Сам Калван, убежденный салазарист, командовал множеством спецопераций в Португальской Гвинее. Вторым знаковым человеком группы был Марселина да Мата, уроженец Португальской Гвинее, негр. Он был командиром группы Comandos Africanos – «африканского спецназа» португальской армии. Марселину да Мата, несмотря на свое африканское происхождение, считал себя патриотом Португалии.

Ночью 22 ноября 1970 года отряд высадился на побережье Гвинеи недалеко от столицы Конакри. Высадка проводилась с двух десантных кораблей ВМФ Португалии под охраной трех патрульных катеров. Отряд уничтожил несколько кораблей и катеров, снабжавших повстанцев в португальской колонии оружием и боеприпасами, и сжёг летнюю резиденцию Секу Туре. Самого Президента Гвинеи в момент нападения там не было. По большому счёту, португальцем не повезло. Они атаковали летнюю резиденцию, не обратив внимания на президентский дворец. Секу Туре находился именно там. Отряд освободил 26 пленных португальских солдат, находившихся на территории Гвинеи. Так как Секу Туре португальцы не нашли, они погрузились обратно на корабли и ушли в Португалию.

Совет безопасности ООН осудил за этот рейд Португалию, но не более того. Секу Туре, с одной стороны, ужесточил внутренний режим в стране. Были казнены около сотни его противников. По сообщениям западных посольств, трупы казненных висели на одном из виадуков в центре Конакри, пока их не убрали по настоянию западных дипломатов. С другой стороны, Секу Туре испугался и обратился за помощью к Советскому Союзу.

Что интересно, помощь Секу Туре предложили и американцы. Главным условием этой помощи была анонимность. США не хотели портить отношения с Португалией – союзницей по НАТО.

 

В борьбу вступает Советский Союз

СССР откликнулся на просьбу Президента Гвинеи. Первоначально к берегам Гвинеи направлялись боевые корабли, которые отвлекали от боевого дежурства. У берегов республики даже побывал крейсер «Октябрьская революция» (проект 68-бис, Балтийский флот) и плавмастерская ПМ-40 (проект 301), совершающая межфлотский переход из Балтийского флота на Тихоокеанский флот. В сентябре 1971 года в Конакри был направлен первый отряд кораблей, специально предназначенный для несения боевой службы у берегов Гвинеи в составе эсминца «Находчивый» (проект 56, Северный флот), большого десантного корабля «Донецкий шахтер» (проект 1171, Балтийский флот), судна обеспечения с Балтийского флота и танкера с Черноморского флота. На борту БДК находился батальон морской пехоты (350 человек), 20 танков Т-54 и 18 БТР-60П. Командиром отряда был капитан 2 ранга Алексей Панков – командир 71-й бригады десантных кораблей Балтийского флота. Отряд должен был нести боевое дежурство у берегов Гвинеи. Корабли менялись. Но состав отряда оставался неизменным – эсминец, или БПК проектов 56, 57. 61, БДК проекта 1171 и танкера. По прибытию в Конакри советские моряки первым делом оборудовали порт средствами навигации. После португальского десанта СССР передал повстанцам из Португальской Гвинеи три боевых катера проекта 199.

Но Португалия не прекращала своей необъявленной войны против Гвинеи и Секу Туре. По большому счёту, понять их можно – на кону стояло существование их колонии – Португальской Гвинеи. Они организовали похищения и убийства ряда лидеров повстанцев, борющихся против португальского колониализма.

Власти Гвинеи защищались. В Конакри было введено чрезвычайное положение. Заговорщики пытались уйти из страны на тех трех катерах проекта 199, которые СССР подарил повстанцам Сторожевые катера проекта 199 – это модификация торпедных катеров проекта 183 без торпедных аппаратов. Водоизмещение катеров 67 тонн, скорость хода 35 узлов (65 км/ч), вооружение – две спаренные 25-мм артиллерийские установки. Они запросили помощь у португальского флота. Генерал-губернатор Португальской Гвинеи Антониу ди Спинола приказа военным кораблям, находящимся в колонии, выйти в море навстречу трем катерам. После этого приказа, Президент Гвинеи Секу Туре запросил срочную помощь в советском посольстве. Посол СССР в Гвинее А. Ратанов направил в море советский эсминец. В то время на боевом дежурстве находился эсминец «Бывалый» (проект 56, Северный флот) под командованием капитана 2 ранга Юрия Ильиных и БДК «Крымский комсомолец» (проект 1171, Северный флот).

 

Перехват

Формально командир корабля должен был запросить разрешения штаба, а это время, иногда много времени. Юрий Ильиных взял на себя большую ответственность, дав приказ на выход из Конакри с взводом солдат Гвинеи на борту. Через час после выхода РЛС эсминца обнаружили два катера. Рано утром на них высадились гвинейские солдаты. Мятежники были арестованы, катера на буксире доставлены в Конакри. Третий катер потерял ориентировку, и выскочил на гвинейский берег. Как водится, вначале пришла шифровка из Москвы о снятии Ильиных с должности командира «Бывалого», а потом пришла радиограмма от командующего Северного флота о том, что все его действия были правильными, и он по-прежнему командир эсминца. После возвращения в Североморск командиру было заявлено, что он поступил правильно, обстоятельства не давали времени получить приказ.

 

ВМФ Гвинеи

После этого перехвата власти Гвинеи всерьез озаботились созданием собственного военно-морского флота. Флагманом гвинейского флота стал сторожевой корабль «Lamine Saoji Kaba»- бывший советский СКР-91 проекта 264А. В течение нескольких лет были переданы 8 торпедных катеров проектов 183 и 206, три патрульных катера проекта 368 и три десантных катера проекта 1785. В состав флота вошли и три сторожевых катера проекта 199, которые ранее были переданы СССР повстанцам из Португальской Гвинеи. Китай поставил Гвинеи 6 патрульных катеров типа «Шанхай-2». Для молодой республики этого было достаточно.
Советский Союз подготовил и будущих специалистов флота. В учебном центре в Поти готовили катерников и специалистов по ремонту вооружения, а в Бакинском высшем военно-морском училище – будущих офицеров флота.

Одновременно советский флот продолжил несение боевого дежурства в водах республики. С 1970 по 1977 годы советские корабли заходили в порты Гвинеи 98 раз.

 

Заключение

Секу Туре скончался в 1984 году. После его смерти в стране произошел военный переворот. К власти пришел полковник Лансана Конте. Не смотря на то, что он учился в СССР, Конте был сторонником ориентации на западные страны. Советско-гвинейское сотрудничество сократилось, но до конца 80-х годов ХХ века советские военные корабли продолжали совершать заходы в порты Гвинеи.

 

versia.ru

  • Хорошо! (+1) 3
  • Нравится! (+1) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 3 недели спустя...

Jalopnik: Россия смогла построить «странный круглый корабль»

 

На страницах американского издания Jalopnik появился материал, посвященный бронированному монитору «Новгород», построенному в 1870 году в России.

830041524_.thumb.jpg.fd22a9376e61eda74a9520c846e82969.jpg

Первыми такие корабли стали строить северяне в годы Гражданской войны в США – первое их судно называлось «Монитор». Внешне оно выглядит как огромная тарелка, набитая военной техникой.

Данное судно приводилось в движение с помощью силы пара, имело приводную вращающуюся башню. Такие суда имели низкий борт, подходили для патрулирования рек, но на море использовать их не имело смысла.

Конструктором «Новгорода» выступил контр-адмирал российского императорского флота Андрей Александрович Попов. Сначала он сделал план корабля, затем макет, а потом добился постройки самого судна. Судно приводилось в движение с помощью шести паровых машин общей мощностью 3360 лошадиных сил. «Паровые машины и котлы были настолько массивные, что занимали около половины внутреннего объема корабля», - отмечает автор статьи.

Максимальная скорость «Новгорода» не превышала 12 км/час. На полный разворот корабля уходило 45 минут. Его можно было назвать неповоротливым – и причина крылась в его форме. Однако из-за той же формы он мог очень быстро кружиться вокруг своей оси.

Вскоре подобные суда стали использовать для береговой охраны.

В плохую погоду они становились почти неуправляемыми. «Как минимум во время одного пробного плавания вверх по течению Днепра этот корабль (и еще один большего размера под названием «Вице-адмирал Попов») раскрутило течением, и они стали неуправляемыми. Практически все на борту испытали неприятное головокружение», - говорится в статье. Автор добавляет, что сам факт существования таких кораблей вызывает удивление.

_https://www.mk.ru/politics/2021/08/22/jalopnik-rossiya-smogla-postroit-strannyy-kruglyy-korabl.html

Изменено пользователем Шкентель
  • Хорошо! (+1) 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

22 минуты назад, Шкентель сказал:

что сам факт существования таких кораблей вызывает удивление.

Ничего не бывает зря... Пробы и ошибки тоже нужны!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

8 часов назад, Шкентель сказал:

Jalopnik: Россия смогла построить «странный круглый корабль»

 

 

Эти "Поповки" в Николаеве строили.

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • 6 месяцев спустя...

Дело было у Карлскруна
Похождения перепугавшего Запад «Шведского комсомольца»

 

Сорок лет назад у берегов Швеции советская дизель-электрическая подводная лодка налетела на камни прибрежной отмели в нескольких километрах от базы военно-морских сил Швеции Карлскруна. Когда об этом совершенно случайно (!) узнали военные, когда газеты раструбили о ЧП, в МИД Швеции вызвали советского посла. К делу подключился министр обороны СССР. Назревал международный скандал. Шведы расценили происшествие как самое возмутительное нарушение границ за послевоенное время. Граждане Страны Советов тоже узнали о происшествии — о нем был вынужден проинформировать ТАСС. Правда, на девятый день, после того как об инциденте уже на все лады судачили в странах по ту сторону «железного занавеса».

Виски на скалах
Особую пикантность происшествию придавали два обстоятельства. В Карлскруне в этот момент находилась американская делегация во главе с военно-морским атташе США, а накануне буквально в соседнем проливе прошли испытания суперсекретной торпеды.

Как же советской субмарине удалось незаметно пройти по тайному шведскому фарватеру? На этот вопрос мучительно искал ответ начальник штаба шведской базы капитан первого ранга Карл Андерсон, решивший проверить информацию местного рыбака о таинственном корабле, который действительно оказался подводной лодкой с красной звездой на флаге.

— Что это за корабль? — спрашивает Андерсон по-немецки стоявшего на мостике вахтенного офицера с автоматом Калашникова.

— Подводная лодка. Балтийский флот, СССР.

— Как вы здесь очутились?

— У нас поломка навигационного оборудования.

«Какое, к черту, навигационное оборудование?! — думает Андерсон. — Они издеваются?! Проход к базе — фарватер, не нанесенный ни на одну карту. Пройти здесь, под носом у береговых радиолокационных станций, посторонним просто невозможно! Тем более ночью».

Более всего его угнетает мысль: «Как мы их не заметили?!» Он прекрасно представляет, что может произойти, если история получит огласку в СМИ. Газетные заголовки — один убийственнее другого. «Советская подводная лодка подобралась к самой охраняемой морской базе Швеции незамеченной». «Сегодня база ВМС, завтра — королевский дворец!». «Сегодня одна подводная лодка — завтра весь Балтийский флот». «Красные напали на королевство Трех Корон». Это бомба, грозящая разорвать в клочья репутацию шведского флота.

Выпутаться из щекотливой, если не сказать позорной для шведов ситуации, каперанг Андерсон попытался самостоятельно. «А давайте мы вас быстренько стащим буксиром с мели и сделаем вид, что никто ничего не видел. К чему лишние формальности?» — предлагает он.

Командир советской лодки отказывается. Он тоже не хочет огласки, но боится, что шведы… выставят счет за буксировку, который придется оплачивать ему. И принимает решение ждать советский буксир.

КСТАТИ

С легкой руки западных журналистов этот эпизод получил название Whiskey in the rocks — «Виски на скалах», по кодовому слову «whiskey», обозначающему данный тип лодки в странах НАТО.

А советскую подлодку окрестили «Шведским комсомольцем» — по аналогии с названиями таких подлодок, как , например, «Челябинский комсомолец».

Стоять насмерть!
Между тем водоворот событий ускорялся. Заметку о происшествии в экстренном выпуске местной газеты озвучили по шведскому радио в духе «русские идут!» Военные гнали волну, воспринимая появление незваной подлодки как акт шпионажа. Подключились политики. Возникла реальная угроза обострения ситуации. Проникшую в запретную зону подводную лодку требовали осмотреть, шпионское оборудование изъять, экипаж интернировать, командира допросить и судить за шпионаж! В коридорах шведской власти определенно витал пьянящий дым нарвской виктории, сотворенной армией Карла ХII в одно из первых сражений Великой Северной войны.

Но легко сказать «осмотреть подводную лодку». Кто бы еще позволил это сделать?! В корабельном уставе жирным шрифтом выделено: «Корабли и суда ВМФ СССР подчиняются только Законам СССР... где бы они ни находились. Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля СССР. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия».

Однако 31 октября на ближайшем к субмарине островке высадилась группа захвата из 50 человек, готовясь выполнить приказ о штурме подлодки. Как позднее рассказывал на страницах шведской газеты командир группы захвата Турбьерн Элминг: «Мы хотели избежать насилия. Прежде всего, через громкоговорители мы собирались призвать экипаж покинуть лодку и не оказывать сопротивления. В случае отказа мы должны были действовать с применением оружия».

Шведы подтянули минометы, противотанковые орудия. Все по-взрослому. И при этом продовольствие и воду на лодку поставляли тоже шведы и делали это предельно корректно. Переговоры продолжались на самом верху. А в отсеках подлодки моряки готовились стоять насмерть и при необходимости взорвать корабль.

Эскадра идёт на помощь
Чтобы понять, в какой политической ситуации разворачивались описываемые события, нужно вспомнить, что 1981 год был непростой.

В Польской Народной Республике объявлено военное положение. В стране хаос, безработица, забастовки, митинги, низкий уровень жизни. Дело шло к мятежу.

Спецслужбы НАТО готовы были организовать поставки оружия, чтобы силой свергнуть правительство Войцеха Ярузельского. Советский Союз совместно с руководством стран Варшавского договора разработал жесткий план противодействия агрессивной политики Запада — введены как сухопутная, так и морская блокада границ.

В морских операциях по противодействию кораблям НАТО принимал участие Балтийский флот. Экипаж нашего сторожевого корабля «Туман» выполнял задачу боевого патрулирования и временно базировался в польском Свиноуйсьце. После морских операций по блокаде побережья ПНР с июня по октябрь 1981 года командованием флота было приказано вернуться к местам постоянного базирования. Часть офицеров во главе с командиром корабля капитаном 3 ранга Александром Кузнецовым убыла в отпуск. Управление сторожевым кораблем принял я (в тот момент капитан-лейтенант, старший помощник командира).

Накануне ноябрьских праздников меня неожиданно вызвали в штаб с докладом о готовности к выполнению боевой задачи, но какой, не сказали. На тот момент из кораблей нашего дивизиона на ходу (по стечению обстоятельств) был только наш. Остальные — кто в ремонте, кто на боевой службе. Так мы оказались у берегов Швеции — с полным боекомплектом торпед и вооружения! Вышли на помощь подлодке в составе эскадры флота. Легли в дрейф на траверзе шведской военно-морской базы, рассматривая в бинокль предполагаемый район морской операции. На границе территориальных вод барражировало гидрографическое судно — глаза и уши нашего флота.

Обстановка накалялась — подошли корабли НАТО. Наше командование решало вопрос о силовом сценарии оказания помощи подводникам. О серьезности ситуации свидетельствовала телеграмма, требовавшая подготовить десант из числа личного состава корабля в количестве 50 человек в составе подразделений морской пехоты.

К счастью, язык дипломатии победил. Шведы, не воевавшие со времен Карла Великого, пошли на уступки.

Наконец, 5 ноября шведская морская инспекция сочла возможным выпустить подлодку в море. При этом до границ шведских территориальных вод подлодка должна была идти в сопровождении буксиров. Поскольку день клонился к закату, шведы решили выпустить лодку на следующий день — вдруг она ускользнет от них в сумерках...

На десятый день пребывания у шведских берегов буксир довел лодку до границы территориальных вод. Запустив дизели, лодка пошла навстречу маячившим на горизонте советским военным кораблям.

Почему наша подлодка сбилась с курса, да и сбивалась ли вообще — вопрос до сих пор открытый. Официально признано, что субмарина при возвращении в базу попала в сети польского траулера, в результате чего была повреждена антенна радиопеленгатора. Попытки определить место на теле планеты имели весьма игривые результаты, а для командира — печальные.

 

(с) Республика Башкортостан

  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...

Операция «Бегемот»: Важный момент в судьбе стратегического подводного флота РФ

 

6 августа 1991 года произошло важное событие, как для нашей страны в целом, так и для стратегического подводного флота России, в частности. В этот день экипаж АПЛ К-407 «Новомосковск» под командованием капитана второго ранга Сергея Егорова, совершил то, что не смог повторить никто и по сегодняшний день.

С вышеупомянутой АПЛ, находившейся в подводном положении, были последовательно запущены 16 МБР (полный боекомплект) с интервалом 14 секунд между каждым пуском. Данный рекорд и сегодня остается непобитым. Более того, проводя аналогичные маневры, американские подводники смогли совершить залп лишь 4-мя ракетами.
Стоит отметить, что вышеупомянутое достижение далось российскому стратегическому флоту не так легко. По сути, успешными стали вторые испытания «Бегемот-2».
В ходе первых, которые состоялись 1989 году, произошла авария. В результате подводная лодка К-84 получила повреждения. При этом благодаря профессиональной работе экипажа обошлось без пострадавших.
Не удалась в рамках данных учений и повторная попытка, которая не завершилась аварией, но все же не была засчитана из-за затянувшейся предстартовой подготовки. Официальной версией провала называли излишнюю нервозность экипажа из-за присутствия большого количества высших чинов.
Зато в ходе испытаний «Бегемот-2» экипаж АПЛ К-407 «Новомосковск» даже «перевыполнил» поставленную задачу. Ведь согласно условиям, интервал между пусками не должен был превышать 20 секунд. Российские подводники «уложились» в 14.
Как уже было сказано выше, пуск 16 МБР из подводного положения и сегодня остается мировым военно-техническим рекордом. При этом можно сказать, что успех в операции «Бегемот» стал важнейшим моментом в судьбе стратегического подводного флота РФ. Ведь данные испытания должны были доказать эффективность морской составляющей ядерной триады.
Напоследок о рекордах. Предыдущее достижение в данной области также принадлежит нашим соотечественникам. В 1969 году с подлодки К-140 были выпущены 8 ракет. Правда запуск осуществился двумя сериями по 4 ракеты с минимальным интервалом между пусками.

 

https://topwar.ru

 

 

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

1 час назад, Бч-4 Волга сказал:

Не удалась в рамках данных учений и повторная попытка, которая не завершилась аварией, но все же не была засчитана из-за затянувшейся предстартовой подготовки. Официальной версией провала называли излишнюю нервозность экипажа из-за присутствия большого количества высших чинов.

Смотрел как то док.фильм про эти события. Высших чинов там было действительно очень много,хотели на халяву награды получить. В результате вышло всё наоборот...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...