Перейти к содержанию

Архангельский дивизион пограничных сторожевых кораблей, в/ч 9794 "Р"


Рекомендуемые сообщения

Всем привет!

 

Я служил в дивизионе после Анапы с апреля 1978 г. по ноябрь 1980 г., радиометристом на ПСКА-57 («лоцманский»). Годы службы повлияли на выбор профессии.

Надеюсь на чудо – получить весточку от друзей сослуживцев, либо узнать.

Дивизион тогда входил в состав Архангельского погранотряда. Флот состоял из 2-х ПСКА проекта П368 «Торпедолов» (бортовые №№ 500 и 501); 4-х ПСКА проекта П376 "Ярославец"(№№ 50, 54,…); 1-го ПСКА проекта 1710 «Лоцманский» (№57).

Группа «малышей» состояла из четырех ПСКА проекта 371У "Адмиральский", (№282,…) у нас их называли "Крейсерские", и нескольких ПСКА проекта 1398Б "Аист" (№993,…).

На зиму все катера, кроме двух поднимали на кильблоки, а вокруг торпедоловов обкалывали лед.

Постараюсь выложить сохранившиеся фото дивизиона и катеров для истории.

 

Всем удачи, здоровья!

Константин.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 115
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Здравствуйте Константин!

Довольно интересно. Я думал, что 1710 появились в Архангельске только после передачи из Одессы в 1981-м году. А до этого они были только в группе катеров ОАПО. А оказывается и раньше в Архангельске был лоцбот. Честно, первый раз попалось упоминание. Спасибо. Фото бы увидеть было бы вообще замечательно. Правда номер несколько смущает. Ранее встречал упоминание, что ПСКА-57 - это был один из "Ярославцев" в Кувшинке. Но фото не видел.

Просто я увлекаюсь этой темой, а потому мне это очень интересно

По 368-м у меня также. 500 и 501.

По "Ярославцам" у меня получалось в Архангельске пять: ПСКА-44, 46, 47, 54 и ещё неизвестный мне один. Видимо 50. как Вы указали. Вот фото с Архангельска. Там легко можно насчитать пять "Ярославцев" на зимовке. Может к 78-му году списали уже кого?

post-13646-0-78594000-1586377278_thumb.jpg

 

В начале 90-х в дивизион пришёл ещё новый "Ярославец" ПСКА-320.

 

По катерам проекта 371У у меня тоже получаются четыре ПСКА-119, 124, 129 и ещё один, пока мною не опознанный

"Аистов" на начало 80-х мне попадалось по Архангельску не более трёх. В 1981-м они сменили бортовые на 200, 201 и 202.

 

Катеров проекта 1710 после прихода Одесских в дивизионе стало два. С Одессы вообще их пришло три, но писали, что два пошли в Архангельск, а один в группу катеров ОАПО. Но видимо получается, что таки один в Архангельск, а два в ОАПО.

 

Ну а на смену "Ярославцам" потом пришли "Кулики".     Сразу ПСКА-6, потом с Кувшинки передали ПСКА-1 и ПСКА-3 и потмо ещё получили ПСКА-11, 12, 13, 19 и 20.

 

Ждём с нетерпение фото от Вас!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Добрый день, Андрей!

Рад знакомству! 

В годы моей службы в Архангельском дивизионе не было списаний катеров, только один малый пр 371У отправили по ж/д дороге в Петрозаводск.

И одно пополнение - ПСКА-57 пр.1710, признан из Кувшинки в конце лета 1978-го, в сопровождении тральщика (номер не помню, т.как он не заходил в Двину). Двое «кувшинских» ребят с прежнего экипажа после перегона служили с нами до ДМБ.

Это был первый и единственный «лоцман» в дивизионе, от других отличался большей устойчивостью в битом льду, деревянной палубой, закрытым мостиком, комфортом кубрика,…

Фото ваше информативное интересное, встречал его на форуме МЧПВ.  Собираю разные фото по возможности, буду рад поделится.

Пытаюсь разобраться, как разместить прежде всего свои фото тех лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


р.Северная Двина, Чижовский рейд, 1978г.


Соломбола, лесозавод,1979 г


Весна 1989 г


Архангельск, 1978 г


Архангельский ДПСКА, 1978 г


Опечатка: "Весна 1989 г" не верно!  Правильно: "Весна 1979 г"


"Аист", Северная Двина, 1979 г.

post-54984-0-02980200-1586435217_thumb.jpg

post-54984-0-28187400-1586435810_thumb.jpg

post-54984-0-72638400-1586436102_thumb.jpg

post-54984-0-60943600-1586436305_thumb.jpg

post-54984-0-81785000-1586436537_thumb.jpg

post-54984-0-17161300-1586436961_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


День ВМФ 1980 г. Снимок сделан с бака ПСКА 57


ПСКА 57. День ВМФ 1980 г 


Экипаж ПСКА 57,1980 г.


Мост в Архангельске, 1978 г

post-54984-0-34815900-1586437780_thumb.jpg

post-54984-0-28026000-1586438080_thumb.jpg

post-54984-0-67370900-1586438208_thumb.jpg

post-54984-0-02909500-1586438656_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо большое Константин!!! Фото просто шикарные! Так мы с Вами земляки получаемся  :chest_m4:  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Торпедолов, Архангельск, 28 мая 1979 г.


1979 г


Володя Горбиков, командир Аиста, 1979


Швартовка 1979 г.


Годки ПСКА 57, 1979 г. Соломбальский рейд. 


Торпедоловы, весна 1989 г.


Экипаж 501-го с Комдивом, Лето 1978 г


После возвращения на базу, 1980 г


Командир Носонов на мостике, 1978 г


 Да, Андрей, точно! Где бы мы еще встретились!   *bye*

Св. Николай хранит наш Город и объединяет людей по интересам.

post-54984-0-29150100-1586439577_thumb.jpg

post-54984-0-15990400-1586440047_thumb.jpg

post-54984-0-07378300-1586440137_thumb.jpg

post-54984-0-98682900-1586440309_thumb.jpg

post-54984-0-48078300-1586440390_thumb.jpg

post-54984-0-76735200-1586440604_thumb.jpg

post-54984-0-32449700-1586440707_thumb.jpg

post-54984-0-47091000-1586440854_thumb.jpg

post-54984-0-42836000-1586441075_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Все же бортовые номера торпедоловов были 501 и 502.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Все же бортовые номера торпедоловов были 501 и 502.

 

Константин, а вот тут человек пишет, что таки был 500   https://forum.pogranichnik.ru/topic/11393-arkhangelskii-divizion-pogranichnykh-storozhevy/page-2?do=findComment&comment=499717

 

А 502 в середине 70-х точно был в Кувшинке. Вот фото оттуда. Бортовой виден.

post-13646-0-87411200-1586452145_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


По вопросу номеров, не уверен, все же 4 десятилетия прошло...
Касательно катеров проекта 1710, пригнанных из Одессы. Созвонился с товарищем, он служил в 1977 - 1980 г., в Одесском дивизионе на крылатом ПСКА-165 пр.125А.

Хорошо помнит, что лоцманских" у их не было точно.  Возможно новые, на судне из порта Одесса?, но вряд ли, т. как строили их под Ленинградом на заводе"Пелла".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Подскажите пожалуйста-били ли какие то конструктивные особенности лоцбота пр.1710 в варианте ПСКА-?

Что то менялось-добавлялось-?

Численность  и размещение экипажа-?

Какие задачи выполняли-?

Вооружение я так понимаю не устанавливалось на борту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Хорошо помнит, что лоцманских" у их не было точно.  

 

Таки были. И фото это подтверждают.

post-13646-0-10821900-1586461841_thumb.jpgpost-13646-0-35328800-1586461848_thumb.jpgpost-13646-0-32160200-1586461855_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Можно прояснить ситуацию на последнем фото?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

По поводу особенностей пр.1710 в варианте ПСКА. В моем случае:

-Конструктивно. Швартовались пару раз к лоцманскому рейдовому катеру порта, было интересно, но изменений не замечал.  

-Численность экипажа- 1 мичман (командир) + 8 чел. срочной службы. Полная взаимозаменяемость по специальности в случае необходимости.

-Размещение- кубрик 8 мест (в 2 яруса) + каюта командира.

-Вооружение на борту не устанавливалось (только личное).

-РЛС «Донец-2», дополнительная радиостанция, станция опознавания.

-Задачи- охрана в прибрежной зоне, стояки судов, природных ресурсов,…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо за ответ.+

а на охрану госграницы на сколько суток выходили-?Какая автономность катера-?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Можно прояснить ситуацию на последнем фото?

 

Скорее всего катер проекта 1710 сопровождает корабль проекта 205П на вход в Практическую гавань Одессы в битом льду. Говорили, что корпус этих катеров в носовой части довольно крепкий, вот и проделывает в шуге проход для "Тарантула". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Спасибо за ответ.+

а на охрану госграницы на сколько суток выходили-?Какая автономность катера-?

На охрану госграницы (при нас называлось это «уход на службу») выходили на 8-10 суток, в зависимости от места дежурства. Пресную воду экономили. Летом 80-го в время Олимпиады, при т.наз. усиленной охране – по две недели. При этом Аисты периодически доставляли хлеб с погранзастав, отделений, редко, другую провизию.

Автономность - не в курсе, запас воды меньше тонны, соляра – тонн 7. По долгу на якоре стояли, либо швартовались к плотам лесосплава.

Осенью катер прекрасно ходил в битом льду (ледовый пояс), но на зимовку поднимали на стенку. Замечательный мореход, не смотря на малое водоизмещение. Ребята из команды перегона часто вспоминали переход из Кувшинки, особенно горло Белого моря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Таки были. И фото это подтверждают.

Добрый день, Андрей.

Получил ответ товарища по службе, подтвердил мои воспоминания - номера торпедоловов были 500 и 501. А наш 1710-й, пришедший из Кувшинки, был в Мурманске. Ждали его в Архангельске долго и знали бортовой №57 до его прибытия в 78-м[/size], а экипаж доукомплектовали нами, прибывшими из Анапы, до прихода катера.[/size]

 

Эти одесские фото – замечательные, просто исторические! В сравнении видно несколько незначительных отличий от нашего «лоцмана» в надстройке и антеннах.

Раннее я где-то встречал похожее фото, только с тремя 1710 у пирса одесского отряда.

Друг, служивший в Одессе 1978-80, еще раз утвердительно ответил – «лоцманских» не было, и  кораблей пр.201М (на фото) в тот период тоже не было, они уже были заменены на 205П. И в альбоме их нет. Так же он говорил с товарищем из своего экипажа, и тот не помнит.

 

А в какой период сделаны эти фото?

- Если до 1978-го, то напрашивается вывод, что всю тройку отправили из Одессы на судне в Мурманск, затем, вероятнее всего по одному, в разные места. Один к нам через Кувшинку в сопровождении более крупного корабля. Другие таким же образом, либо на судах пароходства, в отряды ОАПО, например Диксон и Черский.

- Если после 1980-го, то тогда упомянутая вами версия - два в Архангельск в добавок к нашему 57-му и один в Арктику. Тогда 201М на фото, транзитные, для подготовки на экспорт с дальнейшей погрузкой в Одесском порту на судно. К примеру, 201М одновременно по 2 единицы отправляли во Вьетнам: 09.1980г, 05.1981г, 09.1983г.

Но это предположение менее вероятно. Нигде не встречал, чтобы в архангельском дивизионе было три катера пр.1710.

 

С уважением, Константин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Константин, ваше сообщение о кувшинских "Альбатросах" перенесено в тему 1 ОБСКР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

 

А в какой период сделаны эти фото?

- Если до 1978-го, то напрашивается вывод, что всю тройку отправили из Одессы на судне в Мурманск, затем, вероятнее всего по одному, в разные места. Один к нам через Кувшинку в сопровождении более крупного корабля. Другие таким же образом, либо на судах пароходства, в отряды ОАПО, например Диксон и Черский.

- Если после 1980-го, то тогда упомянутая вами версия - два в Архангельск в добавок к нашему 57-му и один в Арктику. Тогда 201М на фото, транзитные, для подготовки на экспорт с дальнейшей погрузкой в Одесском порту на судно. К примеру, 201М одновременно по 2 единицы отправляли во Вьетнам: 09.1980г, 05.1981г, 09.1983г.

Но это предположение менее вероятно. Нигде не встречал, чтобы в архангельском дивизионе было три катера пр.1710.

 

 

 

Добрый вечер Константин! 

Фото, где присутствуют корабли проекта 201М, сделаны в середине 70-х. Тогда в Одесской манбазе (а с 1976-го года 18-й бригады) было два корабля проекта 201М (ПСКР-248 и ПСКР-250, ранее ПСКР-213 и ПСКР-230). Так что эти 201М пограничные и во Вьетнам их не отправляли. Их списали потом. На первом фото также виден корабль проекта 205П, но это не Одесский, а видимо с Балаклавы пришёл. Там чётко видна антенна РЛС 4Ц-30-125, а первый Одесский 205П был уже с МР-220 (ПСКР-643). Третье фото (зимнее), где 1710 заводит "Тарантула" в гавань, сделано как раз в период 78-80.

Все три катера с Одессы перешли на север по моему своим ходом по внутренним водным путям. ОАПО - это один отряд (Отдельный Арктический погранотряд). Один из Одесских катеров попал вроде на заставу Тикси. Получается один в Архангельск. Ещё один где-то "завис"

 

Вот фото с Одессы 1978-79 год.

post-13646-0-41622300-1587064518_thumb.jpg

На переднем плане ПСКА-510. На борту номер 605 (или 606), а значит однозначно после весны 1978-го До весны 78-го черноморские пограничные катера носили бортовые на "восьмёрку" 

За ним видны три катера проекта 1710. Стало быть на 1978-й год они были ещё в Одессе.

Единственно, что надо будет разобраться всё таки с годом передачи катеров.

По одной из версий второй катер такого проекта на заставу Тикси пришёл с Одессы. И его фото на Тикси датируется 1979-м годом.

 

post-13646-0-54973600-1587065051_thumb.jpg

Может катера совершили переход не в 81-м, а в 1979-м? Ну или этот катер всё таки не с Одессы. Надо будет порыться ещё на досуге ))) Я сейчас глубже занимаюсь судьбой парочки Балтийских катеров проекта 1400М. Как закончу с ними, покопаю трошки по Одесским 1710. 

 

А кстати вот этот катер, по утверждению современников, совершил переход с Черского на Диксон своим ходом (через море Лаптевых и Карское море). Потом он на Ямбурге ещё служил.

post-13646-0-49513200-1587065453_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Андрей, спасибо. На самом деле достаточно объемная информация. 

Вот еще архангельское фото 1710 из сети, и пару моих.


Район Солобала, лето 1980 г. "Белые" ночи. Фото сделано с Аиста, который прикреплен к 57-му на период  выхода на службу. 


У причала дивизиона.

post-54984-0-63071800-1587116859_thumb.jpg

post-54984-0-08204600-1587117174_thumb.jpg

post-54984-0-78966700-1587117915_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А наш 1710-й, пришедший из Кувшинки, был в Мурманске. 

 

 

Константин, а часом не помните, ПСКА-57 получали в Мурманске новый совсем или катер раньше был пограничным, а может быть гражданским?

Если пограничным, то из группы катеров 82-го Мурманского погранотряда в/ч 2173 (правда у них были только малые катера 382-го проекта (промерочные боты), тип "Дори" проекта 3985/1 и потом ещё "Бычки" 338-го проекта) или из 1-й обрпскр Кувшинская Салма (в/ч 2289)?

 

Кстати один из Мурманских "бычков" (проект 338) был пмка-57 :)

Бортовой виден в нижнем левом углу фото.

post-13646-0-76776000-1587216606_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Константин, а часом не помните, ПСКА-57 получали в Мурманске новый совсем или катер раньше был пограничным, а может быть гражданским?

Добрый день, Андрей,

Катер пришел к нам, как пограничный с командой. В хорошем состоянии, но не новый, - деревянное покрытие палубы было «не первой свежести», требовался уход. Ниже на снимках 1979-го в навигацию хорошо видно палубу. Перед навигацией того же года очищали, грунтовали корпус.

Как я сообщал раннее, за долго до его прибытия был известен бортовой номер. Практически всю навигацию 1978-го, мы, зачисленные в экипаж 57-го, периодически выходили на «ярославцах» в качестве дублеров и подменяя членов их экипажей на период отпусков и т.п., но являясь штатными членами команды именно 57-го. Как было в Мурманске, в Кувшинке – не в курсе.

 

палуба_2

 

палуба 3

палуба 4

post-54984-0-16981900-1587541547_thumb.jpg

post-54984-0-04776600-1587541932_thumb.jpg

post-54984-0-27730800-1587542232_thumb.jpg

post-54984-0-69488700-1587543102_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Константин приветствую!

Как вы содержали деревянную палубу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Награды

Константин, а часом не помните, ПСКА-57 получали в Мурманске новый совсем или катер раньше был пограничным, а может быть гражданским?

Добрый день, Андрей

В продолжение темы катеров 1710, сообщаю следующее наблюдение, возможно Вам пригодится.

Практически на всех ваших фото проекта, каждый имеет отличия от архангельского ПСКА-57. Нигде не видно, характерные для него: удлиненную выхлопную трубу, выходящую из штатного кожуха дымовой; вьюшку на баке в самом носу по ДП перед брашпилем.

Одесские катера в этом месте имеют возвышенную площадку над палубой бака, по-видимому, для удобства спуска с носа по сходне (трапу); штатное место крепления трапа по-походному находится в другом месте, и пр.

На фото других катеров хорошо видны различные отличия: иллюминатор с центробежной очисткой в ходовой рубке расположен правее от центрального, либо их два; наличие более крупного кнехта на палубе бака, либо там же более высокий вентиляционный грибок; вместо трубчатого, ограждение леерное; иная конструкция ограждения брашпиля, либо ее отсутствие; нет креплений для кабеля берегового питания; якорный огонь в другом месте; иное расположение пакетных выключателей 220В; …

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...