Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

СЛУЖБА ГОРЮЧЕГО: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».

 

Воины Службы горючего, патриоты своей профессии, свято чтят и свои боевые традиции. Сегодня они отмечают 73-ю годовщину образования Службы и ее Центрального управления ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) Министерства обороны. Наш собеседник - начальник ЦУРТГ генерал-майор Виктор Каук.

- Виктор Васильевич, согласитесь - сегодня Служба горючего решает задачи в непростых условиях. Мировой экономический кризис, перепады цен на нефтепродукты, все это не отражается на обеспечении войск горючим?

- Вполне естественно, что колебания цен на нефтепродукты (особенно их повышение), проблемы финансирования не могут не сказываться на плановости и полноте обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В то же время надо сказать, что в прошлом году на предусмотренные в рамках оборонного заказа средства были обеспечены все запланированные запуски космических аппаратов, учения и морские походы, увеличился налет летного состава. Во всех гарнизонах были созданы необходимые запасы жидкого котельного топлива. Воинские части постоянной готовности и военно-учебные заведения обеспечивались горючим в первую очередь и в полном объеме.

- В день образования Службы горючего вы не могли бы напомнить читателям основные вехи ее истории?

- Служба горючего - одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил. Но на ее долю выпало немало испытаний.

Первой серьезной проверкой готовности Службы стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан, где за две недели войска израсходовали 8,5 тысячи тонн горючего. На реке Халхин-Гол с мая по август 1939 года расход горючего составил уже 86,7 тысячи тонн. А в зимней войне против Финляндии в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.

С началом Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии Службы горючего, где мобилизующим девизом стал призыв: «Горючее - фронту!»

Беспримерное мужество и героизм проявил наш личный состав при обороне Ленинграда. Единственный путь к городу, проходивший по Ладожскому озеру, подвергался непрерывным бомбардировкам. Несмотря на потери, суда продолжали транспортировать горючее. Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград был проложен трубопровод по дну Ладожского озера. Это было сделано в рекордно короткий срок - всего за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942 года). По 27-километровому подводному трубопроводу в Ленинград с июня 1942-го по март 1943 года было подано свыше 47,4 тысячи тонн различных видов горючего, что позволило обеспечить не только войска, но и потребности города. «Топливная блокада» Ленинграда была прорвана.

Служба горючего в Великой Отечественной войне успешно справилась с поставленными перед ней задачами. Такая оценка была ей дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, по вине Службы горючего не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был по долстинству оценен. За период войны 1.548 человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

- Это была война. А в мирные дни что было характерного для Службы горючего?

- Мирные дни тоже были не совсем мирными. Появилось ядерное оружие и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом, которая не вписывалась в традиционные технологии.

Для решения этой и других проблем требовались глубокие научные проработки. 1 января 1946 года был создан Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, ныне - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии).

- Знаю, что значимым событием этих лет явилось создание полевого магистрального трубопровода.

- В январе 1952 года был изготовлен опытный образец комплекта полевого магистрального трубопровода ПМТ-100-100 для увеличения возможностей подачи горючего в интересах обеспечения боевых действий фронтов и армий.

Особой страницей в истории Службы горючего стало обеспечение горючим войск 40-й армии в Афганистане с 1979 по 1989 год. Эту задачу удалось решить благодаря стройной системе, основанной на комплексном использовании различных видов транспорта. Однако в условиях горно-пустынной местности со слабо развитыми транспортными коммуникациями решающая роль в подаче горючего принадлежала именно полевому магистральному трубопроводу.

Хочу с глубоким удовлетворением отметить, что к 20-летию вывода войск из Афганистана Межрегиональной общественной организацией «Ветераны-пенсионеры Службы горючего» издан многогранный историко-мемуарный труд «Служба горючего в афганской войне». Позвольте через «Красную звезду» сердечно поблагодарить всех авторов за их подвижнический, бескорыстный и такой важный труд.

- В связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации на новый облик что ожидает трубопроводные части? В последнее время им стало уделяться значительно меньше внимания, чем прежде...

- Трубопроводные войска являются специальными войсками Тыла Вооруженных Сил. И, например, в Афганистане или при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, борьбе с возгоранием торфяников под Москвой, играют важную роль в решении стоящих задач. В рамках проводимого ныне реформирования проводятся расчеты возможностей трубопроводных войск по действиям в оптимизированном составе на важных стратегических направлениях. Все части трубопроводных войск станут частями постоянной боевой готовности с увеличением численности личного состава. Это позволит более эффективно выполнять оперативные задачи по предназначению.

- Виктор Васильевич, в нашей беседе мы вплотную подошли к сегодняшнему дню возглавляемой вами Службы. Какие изменения произойдут в ближайшем будущем?

- При переходе Вооруженных Сил на новый облик их обеспечение горючим предлагается осуществлять по территориальному принципу через окружные (флотские) комплексные базы материально-технического обеспечения и их филиалы.

Оптимизация организационно-штатной структуры Вооруженных Сил позволит продолжить работу по расформированию стационарных баз и складов горючего, преимущественно с наибольшим объемом неисправной емкости, что снизит ежегодные расходы на их содержание и ремонт.

С целью сокращения промежуточных этапов перевалки и хранения ГСМ предусматривается:

- поставку горючего в районы Крайнего Севера осуществлять напрямую, силами и средствами нефтяных компаний, что позволит исключить его потери при промежуточном хранении, перевалке и транспортировке в пункты завоза (острова Новая Земля, Сахалин, полуострова Чукотка, Камчатка и др.);

- корабли ВМФ при выполнении задач в Мировом океане обеспечивать через российские нефтяные компании, способные организовать их бункеровку в иностранных портах;

- расширение практики заправки автомобильной техники Минобороны России горючим через сеть гражданских автозаправочных станций (далее - АЗС). В 2009 году заправка через АЗС планируется в 49 городах, годовая потребность в горючем составляет около 35 тыс. тонн;

- заправку автомобилей военных комиссариатов организовать путем закупки горючего на АЗС, что позволит сократить транспортные расходы и потери горючего на всех этапах его доведения от нефтеперерабатывающих заводов до баков машин;

- продолжить заправку топливом авиационной техники Минобороны России на аэродромах совместного базирования силами функционирующих там топливозаправочных комплексов.

При переходе на новый облик останется девять марок современных образцов автомобильных средств заправки.

В целях рационального использования денеженых средств на капитальный ремонт и восстановление технической готовности АСЗТГ планируется расширить в 2009 году объемы их ремонта по техническому состоянию на заводах промышленности.

- Вы уже упоминали 25-й НИИ Минобороны, его вклад в развитие науки и техники Службы горючего. Сегодня, когда в армии и на флоте идет интенсивная работа по внедрению высоких технологий в оснащение Вооруженных Сил, что можно занести в актив 25-го НИИ?

- Можно прямо сказать: 25-й НИИ занял достойное место в Вооруженных Силах и впервые в истории России получил статус Федерального автономного учреждения. Этот статус позволяет повысить эффективность и результативность выполняемых научно-исследовательских работ и выйти на качественно новый этап развития института. Приоритетными направлениями деятельности являются создание унифицированного ассортимента горюче-смазочных материалов и разработка современных комплекс-методов по испытаниям нефтепродуктов, внедрение в дальнейшее развитие технических средств инновационных, нанотехнологических образцов.

В этой сфере уже есть определенные наработки: завершаются стендовые испытания масла для летательных аппаратов военной авиации, изготовление опытных образцов передвижных эластичных резервуаров. Имеются проекты новых перспективных автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков и др.

Словом, в настоящее время задачи Службы горючего сложны и ответственны. Но у всего личного состава есть уверенность, что они будут успешно решены, так же как их решали предшествующие поколения.

- Виктор Васильевич, какие коллективы воинских частей и организаций по итогам 2008 года вы бы назвали лучшими?

- Среди лучших могу назвать коллективы, которыми руководят генерал-майор Владимир Середа, полковники Сергей Худяков, Виктор Рутковский, Шакиржан Шайдуллов, Вадим Шевченко, Анатолий Кустов, Валерий Чешко. Этот список можно продолжить.

В день образования Службы горючего Вооруженных Сил хочу поздравить ветеранов и личный состав с профессиональным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и новых успехов в служении Отечеству!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


С днем горючника господа!Я хотел с утра умыться,а из крана льет бензин,Открываю холодильник там литол и циатим,что за хрень твориться в доме,что в натуре за фигня,Просто день такой особый с днем горючника друзья!!!Взлетает пассажирский лайнер.В момент отрыва от земли сзадичто-то очень громко бабахает. Весь экипаж в шоке, посылают второго пилота глянуть, что произошло.Через некоторое время он возвращается: - Ребята! Все в порядке. Это заправщик отсоединился. Вопрос на экзамене: - При взлете ваш самолет начал резко крениться набок. Ваши действия? - Ну, я штурвал в противоположную сторону и форсаж! - Неправильно. Надо немедленно остановиться, выйти и отцепить заправочный шланг!

post-17-1234968086_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 1 месяц спустя...

День службы горючего

 

Дмитрий Панарин

 

Сегодня февраль, и зима и метель,

И опять собрались мы под вечер с друзьями.

У кого-то в шкафу пылиться шинель,

Ну, а кто службу бдит боевыми ночами.

 

И сегодня, мы вспоминаем всех тех,

Кто колонны водил на чужих перевалах.

Кто-то стал зам. по тыл, кто-то стал зам. по тех,

Заправляли машины на коротких привалах.

 

За горючников, пьём хмельное вино,

Кто жизнь довозил в килограммах, пьём стоя,

Без «горючки» нет жизни, вот такое кино,

Не дождавшись колонн, сколько пало героев.

 

Что элита горючники, сказать я могу,

Но они очень редко, могут хвастать погоном.

Колонны идут и в жару и пургу,

На раскачке стоят цистерны-вагоны.

 

И летят самолеты, идут корабли,

Трубопроводов сеть охватила Россию.

Горючники – гордость Российской земли,

А в бою затяжном просто мессия.

 

* В вооруженных силах РФ день службы горючего празднуется 17 февраля, в Пограничных войсках ФСБ РФ 4 мая, во ВВ МВД РФ 25 января.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 1 месяц спустя...

Прочитал.

 

Хорошо всё освещено, доложено, как было.

 

Было всё: в истории великой Армии есть и глубокий след воинов – горючников, тех, кто подвозил, заправлял машины, танки, самолеты, корабли, ракеты горючим, маслами, ракетным топливом; кто прокладывал трубопровод по дну Ладожского озера, а потом по горам Афганистана; кто воевал с оружием в руках на всех фронтах Великой Отечественной войны, в Афганистане и в других горячих точках.

 

И мне прискорбно, что всё прошло, всё исчезло, не стало нашего училища, нашей академии, возможно и Службы горючего.

 

И вот планы: переезд в Вольск, набор в пятьдесят человек. Неужели у нас только пятьдесят полков или бригад? И будут ли там офицеры-горючники?

 

Невероятно!!!

 

Неужели офицеры службы горючего не нужны на этих сейчас формируемых базах?А кто будет заправлять машины и танки на марше, ракеты перед пуском, прокладывать трубопровод?

 

Кто будет рассчитывать потребность для армейских, фронтовых операций?

 

Непонятно!!!

 

Может кто-то ответит?

 

 

Хочу предложить отдельным сайтом свою повесть о нелегкой службе офицера-горючника.

 

Как это было.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 10 лет спустя...

Специалистов Службы горючего готовило Ульяновское высшее военно-техническое училище УВВТУ. К годовщинам образования училища были выпущены памятные значки. К сожалению не имею всех выпущенных значков, поэтому у кого есть возможность прошу дополнить.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...