Перейти к содержанию

Годовщина гибели транспорта "Армения"


Рекомендуемые сообщения

Гибель 7 ноября 1941 года транспорта «Армения» является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов. Достаточно лишь сказать, что с транспортом на дно ушло не менее 6000 человек. Для сравнения можно упомянуть катастрофу «Титаника» — 1503 погибших, гибель торпедированной «Лузитании».— 1198 погибших. Но потопление «Армении» является весьма таинственным эпизодом войны по многим обстоятельствам, предшествовавшим катастрофе...

 

После переоборудования в плавгоспиталь «Армения» вступила в строй 10 августа 1941 года. Командиром судна был назначен достаточно опытный моряк — капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский. Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Главным врачом плавгоспиталя являлся военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача железнодорожной больницы Одессы. Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс). Судно провело на ходу — 820 часов, в ремонтах — 144 часа.

Последний, трагический для «Армении» рейс начался в 05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года. Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз». Из-за неисправности машины в 11.00 «Армения» возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул «Туапсе» в охранении эсминца «Сообразительный». Командир «Армении» следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь. Судно начало приемку раненых, подвозимых на катерах с угольной пристани. Внезапно поступило приказание штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) об эвакуации всего (!) медицинского персонала ЧФ из Севастополя. Похоже, что командование флота не собиралось оборонять Севастополь и тихо готовилось к его оставлению.

 

Транспорт «Армению» тем временем перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19.00 на 17.00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем. Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на «Армении», хотя имелись под загрузкой лайнеры «Грузия» и «Белосток», грузовые транрпорты.

 

В сопровождении единственного сторожевого катера «СКА-041» (командир — старший лейтенант П.А.Кулашов) «Армения» направилась в Ялту. Здесь лайнер изрядно задержался, продолжая принимать на борт эвакуирующихся людей — медработников госпиталей и лазаретов ЮБК, партруководство области и курортной зоны, раненных и беженцев. Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир «Армении» капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые. У Гурзуфа на сопровождаемый уже двумя катерами транспорт налетела вражеская авиация. По официальной версии — в 11 часов 29 минут «Армению» случайно потопил одиночный самолет-торпедоносец, вынырнувший не со стороны моря, а из-за гор (?!). В лайнер попала одна из двух торпед, и он в течение 4 минут затонул кормой вверх. Но очевидцы вспоминают другое — две четверки «Юнкерсов-87» («лаптежники») медленно и спокойно перевалили хребет главной Крымской гряды. Они четко и точно шли на лайнер, словно заранее зная его маршрут. Выстроившись в круг, пикировщики провели классическое бомбометание. Несколько авиабомб поразили судно и корпус теплохода переломился посередине. Через считанные секунды на месте «Армении» лишь бурлил водоворот с клубами дыма и пира. Выход в море «Армении» утром, а не ночью обрек ее на верную гибель. Но командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский в своих дневниках констатирует, что командир теплохода, по сути, не выполнил его личный приказ — не выходить из Ялты до темноты. В условиях того времени такого быть не могло. Или адмирал исказил истину, или В.Плаушевский получил другой приказ, аннулирующий первый. В одной из распространяемых версий происшедшего утверждается, что транспорт стал жертвой спецподразделения ГПУ. Это подразделение сознательно вело радиопереговоры с транспортами, на которых эвакуировались беженцы и выводило на эти транспорты немецкую авиацию. Полагают, что такая акция, если она действительно имела место, выполнялась с ведома Сталина и преследовала цель не допускать паники и прибытия в кавказские порты беженцев и масс раненных. Впрочем, подобная акция маловероятна и по сути, бессмысленна. Поток беженцев подобными мерами не остановить. Более вероятны другие версии: в штабе ЧФ или СОР сидел предатель; немецкая разведка раскрыла радио коды ЧФ и проводила собственные радио игры. Правду установить не возможно, но назвать случайностью намеренное уничтожение всего медицинского состава Черноморского флота очень трудно. Такого рода операции — всегда крупный успех для всей разведки.

 

И сейчас, спустя 60 лет со дня этой страшной трагедии, загадки «Армении» все еще ждут своего исследования и раскрытия.

(с) В. В. КОСТРИЧЕНКО

 

http://www.riverstar.ru/albums/album15/Armenia_m.sized.jpg

 

Буквально на днях по ОРТ была показана передача из серии "Невероятные истории про жизнь". В ней речь шла о тех немногих, кому удалось спастись в той страшной катастрофе.

 

Молодая женщина с двумя маленькими детьми Аликом и Борисом, последнему из которых было всего 4 месяца оказалась в воде и благодаря помощи комиссара, друга своего мужа, им удалось выжить и спастись. Но ее сыновья оказались в разных шлюпках, спущенных с борта пришедшего на помощь сторожевика. В результате старший сын потерялся. И встреча семьи произошла лишь спустя 60 лет...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...