Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Сергей41

    Сергей41

    Форумчанин


    • Баллы

      7

    • Постов

      18 999


  2. александрК.

    александрК.

    Форумчанин


    • Баллы

      7

    • Постов

      2 948


  3. Дозорный

    Дозорный

    Форумчанин


    • Баллы

      6

    • Постов

      12 131


  4. Юджаныч

    Юджаныч

    Форумчанин


    • Баллы

      5

    • Постов

      11 654


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 18.05.2021 во всех областях

  1. 18.05.2021г Военные строители реконструировали уникальный музей с подземной гаванью для подлодок в Крыму Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России завершили масштабную реконструкцию музея фортификационных сооружений с подземной гаванью для подводных лодок и сухим доком в бухте Балаклава в Севастополе. Сегодня в уникальном гидротехническом сооружении состоялась торжественная церемония открытия новой экспозиции музейного комплекса. В мероприятии принял участие заместитель Министра обороны Российской Федерации Тимур Иванов и губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Военные строители воссоздали и реконструировали все основные кластеры, разработали новую концепцию функционирования фондов, создали его объемную карту. Раннее они состояли лишь из настенных баннеров, стендов и витрин с экспонатами. Особенная атмосфера аутентичного противоатомного подземного убежища XX века дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов. Сейчас посетители «Объекта 825» смогут ознакомиться с историей создания ранее секретного объекта, узнать о системах его жизнеобеспечения, ремонтных работах в сухом доке. В разных участках музея восстановлено множество интересных исторических деталей, в том числе карта размещения баз подводных лодок на территории СССР по состоянию на 1980-е годы, схема действия мощных защитных ворот, макет Балаклавского подземного комплекса с динамической подсветкой систем жизнеобеспечения и схемой подачи топлива. В зоне «Системы жизнеобеспечения противоатомного убежища» установлены приборы и музейные экспонаты о системах сохранения жизни с информацией о каждой из них с чертежами, в «Зоне безопасности» — дозиметр радиации с цифровым табло, герметичная дверь с механизмом движения, транспортный узел торпедной части для вооружения подводных лодок с воссозданным поворотным кругом для транспортировки торпед, инсталляция с настоящей торпедой на рельсовой тележке. Оборудованы витрина с моделями дизель-электрических подводных лодок, гребной винт, подвешенный на кран-балке с проекцией о работе в ремонтном цехе сухого дока, плакаты в стилистике 60-х годов о поражающих факторах ядерного взрыва, инфографика скорости распространения ударной волны и движения транспортных средств. Заново обустроены «Вход в потерну ядерного арсенала», экспозиция «Преступление перед человечеством» об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Справочно: Засекреченная подземная база Военно-Морского Флота создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 килотонн, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме. В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия. В ней предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 млн рублей. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли. Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов. В том числе объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей 613 и 633 проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9,5 тыс. тонн. В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой — арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов. Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка. В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подводных лодок. Его глубина достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь только помещений и ходов завода — 9,6 тыс. кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 5,2 кв. м. Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был искусно замаскирован так, что непосвященный человек ни за что не мог обнаружить штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем подлодки типов 613 и 633. Новые субмарины просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов. Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года. Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Балаклавская бухта Черного моря идеальна для организации порта базирования подводных лодок. Ширина — 200–400 м, глубина — 17 м. Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов. Это отличное условие для швартовки. Благодаря уникальной извилистости бухта абсолютно незаметна со стороны открытого моря. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации
    2 балла
  2. Поздравляю, Олег! Теперь будет кому о службе рассказывать! Однако... Святославич... только Игорь
    2 балла
  3. Один к одному пару месяцев назад: - Капитан МВД *fool*"Недоумкин", наш разговор записывается, Вы вызываетесь свидетелем на хрен знает какую улицу прям сегодня! Подразделение не говорит. Ну, понятно, раз не капитан полиции или юстиции, а цельного МВД , да ещё и бегом щас жа - развод! Спросил его, по какому делу. Начал петь про хищения со счетов в Сбере (я со Сбером лет пятнадцать дел не имею). Фабулу, говорю скажи... Пауза... Хрен с тобой. Спрашиваю, в каком городе находится улица. В Москве, говорит. Добро, говорю, присылай повестку и деньги на самолёт из Владивостока и обратно иначе не приеду. Начал стращать, что повестку он пришлёт с нарядом, который меня к нему и доставит. Чувствую - кипит. Говорю, что уже жду наряд с нетерпением, и пожелал ему удачи в его безнадёжном начинании.
    2 балла
  4. В России могут ввести статус "музейное судно" для исторической морской техники 18.05.2021 Морская коллегия при правительстве РФ предложила разработать правовой статус "музейное судно" для сохранения исторических судов и кораблей. Как отмечает ТАСС, об этом говорится в материалах по итогам заседания коллегии, размещенных на ее сайте во вторник. "Предложено создать рабочую группу в целях подготовки проекта нормативного акта, устанавливающего статус "музейное судно" с учетом особенностей содержания и эксплуатации музеев такого рода", - говорится в сообщении. Отмечается, что первый заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин сообщил, что сейчас в законодательстве России отсутствуют нормы, определяющие порядок выявления, государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в пределах акваторий внутренних морских вод и территориального моря РФ. "Отсутствие законодательного закрепления правового статуса "музейного судна" препятствует сохранению уникальных объектов морского наследия (исторических судов и кораблей̆) в России и делает содержание музейных судов крайне затруднительным и экономически невыгодным", - говорится в материалах коллегии. https://www.korabel.ru/news/comments/v_rossii_mogut_vvesti_status_muzeynoe_sudno_dlya_istoricheskoy_morskoy_tehniki.html
    1 балл
  5. Главком ВМФ пообещал Балтийскому флоту новые подлодки 18 мая 2021 Балтийский флот России на фоне усиления НАТО в регионе получит новые дизель-электрические подводные лодки, летательные аппараты и береговые комплексы. Об этом во вторник, 18 мая, сообщил главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов в поздравлении по случаю празднования 318-й годовщины образования Балтийского флота. "Подводная составляющая Балтийского флота будет соответствовать объему задач, которые стоят перед флотом", – подчеркнул адмирал Евменов. Он подчеркнул, что Балтийский флот остается важнейшим инструментом обеспечения безопасности России на западном направлении. "Роль Балтийского флота в настоящее время приобретает еще большее значение в связи с новыми вызовами и угрозами, возникающими в связи с расширением присутствия НАТО в Балтийском регионе в непосредственной близости к границам Российской Федерации", – добавил главком. "В ближнесрочной перспективе будет продолжено оснащение Балтийского флота новыми кораблями с высокоточным оружием и, в частности, малыми ракетными кораблями проекта 21631", – заявил он. Источник в промышленности сообщил Интерфаксу, что Балтийский флот может получить подлодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") или проекта 677 (шифр "Лада"). "Решение – за флотом", – пояснил собеседник агентства. Напомним, что ранее "Адмиралтейские верфи" построили шесть ДЭПЛ типа "Варшавянка" для Черноморского флота, а сейчас реализуют заказ на аналогичную партию субмарин для Тихоокеанского флота. Что касается подлодок типа "Лада", то головная ДЭПЛ "Санкт-Петербург" в 2020 году встала на модернизацию на Кронштадтском морском заводе, а первые две серийные субмарины, "Кронштадт" и "Великие Луки", обещают передать ВМФ в 2022 году. Флот.ком
    1 балл
  6. 18.05.2021г Крейсер «Москва» и фрегат «Адмирал Григорович» провели учение по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника в Чёрном море Корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Черноморского флота (ЧФ) в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва» и фрегата «Адмирал Григорович» отработала в море задачи по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника. Учение проведено в соответствии с планом боевой подготовки флота в одном из морских полигонов в акватории Чёрного моря. Роль условного противника выполнил экипаж подводной лодки «Колпино». В ходе учения экипажи кораблей КПУГ успешно отработали поставленные задачи по поиску и слежению за подводной лодкой, а также выполнили комплекс корабельных боевых упражнений по фактическому применению торпедного оружия и реактивных бомбометных установок. После завершения учения с подводной лодкой были проведены артиллерийские стрельбы по макетам плавающим мин. На завершающем этапе выхода в море экипажи кораблей отработают совместные действия по условному применению ракетного оружия для уничтожения корабельных группировок и наземных объектов условного противника. Пресс-служба Южного военного округа
    1 балл
  7. 1 балл
  8. Его "младший брат", катер специального назначения проекта А 125М1, заводской № 801. Построен в 2008-м году.
    1 балл
  9. В Финском заливе обнаружили 4 судна, погибшие в 1941 году во время Таллинского прорыва 17.05.2021 Участники поисковой экспедиции обнаружили в Финском заливе четыре судна, выполнявших роль санитарного транспорта и затонувших в 1941 году во время прорыва из Таллина в начале Великой Отечественной войны. В результате увековечена память 2,5 тыс. человек, сообщил в субботу ТАСС руководитель экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" Константин Богданов. "В период с 5 по 15 мая "Разведывательно-водолазная команда" обнаружила и идентифицировала в Финском заливе четыре транспорта, погибшие 29 августа 1941 года от многочисленных ударов немецкой авиации: санитарный транспорт "Калпакс" №524, санитарный транспорт "Алев" №511, транспорт "Ярвамаа" №547, транспорт "Атис Кронвальдс" №563", - рассказал Богданов. Экспедиция организована "Разведывательно-водолазной командой" и морской инженерной компанией "Фертоинг" совместно с Русским географическим обществом, Фондом президентских грантов и компанией "Транснефть" в рамках проекта "Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" и посвящена 80-летию прорыва. Как отметил Богданов, суда лежат на глубинах от 40 до 50 метров юго-западнее острова Мощный. Команда подводных исследователей на каждом судне обнаружила судовые колокола - на некоторых из них удалось прочитать названия судов. "Почти все обнаруженные суда сильно затянуты сетями, что осложняло проведение обследований. На палубе и в трюмах всех найденных транспортов обнаружены многочисленные остатки амуниции, стрелковое оружие. Так на пароходе "Атис Кронвальдс" на мостике полупустой ящик с винтовочными патронами", - отметил руководитель экспедиции. Специалисты компании "Фертоинг" также сделали гидрографическое исследование и построили предварительные 3D-модели погибших судов. В 2021 году будут организованы еще как минимум две экспедиции в район гибели найденных транспортов, а также для поиска и обследования других судов, погибших августе 1941 года у о. Гогланд. В зависимости от эпидемиологической ситуации российская команда совместно с эстонскими и финскими подводными исследователями планирует проведение экспедиции по идентификации кораблей Таллинского прорыва у мыса Юминда (Эстония) - что позволит путем подводного обследования точно идентифицировать многие объекты и составить точную карту гибели. Кроме того, к августу этого года планируется создать и представить в открытом доступе интерактивную карту, которая позволит не только получить точные данные о большинстве кораблей, но и в некоторых случаях прикоснуться к подводным объектам, которые будут представлены в формате виртуальных музеев. https://www.korabel.ru/news/comments/v_finskom_zalive_obnaruzhili_4_sudna_pogibshie_v_1941_godu_vo_vremya_tallinskogo_proryva.html
    1 балл
  10. СМИ узнали сроки вывода из эксплуатации стратегических АПЛ прошлого поколения 17 мая 2021 Россия выведет из боевого состава флота легендарные советские атомные подлодки стратегического назначения последних модификаций проекта 667 к 2030 году. Об этом в понедельник, 17 мая, сообщил в интервью РИА Новости член коллегии Военно-промышленной комиссии и член Морской коллегии при правительстве России Владимир Поспелов. "Девятый и десятый "Бореи" (стратегические АПЛ проекта 955А – ред.) будут сданы до 2030 года, вот где-то в эти сроки и будет выведена из корабельного состава флота последняя АПЛ проекта 667БДРМ", – сказал собеседник агентства. Подлодки проекта 667, на смену которым сейчас приходят стратегические атомные ракетоносцы четвертого поколения проектов "Борей" и "Борей-А", пережили рекордное количество модернизаций. Разработанные еще в 1960-х годах субмарины проекта 667А стали основой для модернизированных проектов 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ. Сегодня в составе ВМФ остаются одна субмарина проекта 667БДР ("Рязань") и пять подлодок проекта 667БДРМ ("Верхотурье", "Карелия", "Брянск", "Новомосковск" и "Тула"). В ходе каждого из этапов модернизации подлодки получали новый ракетный комплекс, каждый раз увеличивалась максимальная дальность и забрасываемый вес ракет. В 1991 году проведена операция "Бегемот-2" – с борта подлодки "Новомосковск" был произведен залп всеми 16 ракетами. В 1998 году эта же АПЛ провела первый в мире коммерческий пуск ракеты из-под воды: на орбиту были выведены два немецких университетских микроспутника. Подлодки проекта 667БДР/БДРМ при необходимости способны выполнить пуск МБР по целям, находящимся на расстоянии более 11 000 км, прямо от причала, не выходя из базы. Флот.ком
    1 балл
  11. Ростех завершил поставки подводного оружия иностранному партнеру Компания «Рособоронэкспорт» Госкорпорации Ростех завершила поставку 4,5-мм специальных подводных пистолетов СПП-1М и специальных подводных автоматов АПС калибра 5,66 мм иностранному партнеру. Оружие разработано в Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения Госкорпорации Ростех и предназначено для вооружения подразделений специального назначения. Пистолет СПП-1М способен поражать цели под водой на дальности до 17 метров на глубине и до 20 метров при стрельбе на воздухе. Специальный подводный 5,66-мм автомат АПС поражает цели на дальности до 30 метров под водой, а также на дальности до 100 м при стрельбе на суше. «Вода в сравнении с воздухом обладает повышенной плотностью, в результате в водной среде невозможно применять классическое огнестрельное оружие. Поэтому подразделения боевых пловцов-аквалангистов вооружаются специализированным стрелковым вооружением. Благодаря характеристикам и надежности подводное оружие, как и многая другая продукция Ростеха, пользуется уверенным спросом за рубежом, в том числе в странах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона», – рассказали в кластере вооружений Ростеха. Вместе с вооружением заказчику поставлена партия боеприпасов. Главная конструктивная особенность патронов – стальная монолитная пуля большой длины с усеченно-конической формой головной части. Благодаря этому перед пулей при движении в воде с большой скоростью образуется пустая область – каверна, которая снижает сопротивление воды и стабилизирует боеприпас в водной среде. МОСКВА, Ростех
    1 балл
  12. Во, пля, должность!
    1 балл
  13. Докование крейсера-музея "Михаил Кутузов" невозможно из-за отсутствия средств По данным источника, "Михаил Кутузов" не входит в состав ВМФ и по закону не может ремонтироваться за счет ГОЗ МОСКВА, 14 мая. /ТАСС/. Докование и ремонт находящегося в Новороссийске крейсера-музея "Михаил Кутузов" в настоящее время невозможно из-за отсутствия средств и корабль может не дотянуть до своего 70-летия. Об этом ТАСС сообщил источник в ветеранских кругах Краснодарского края. "В отличие от крейсера "Аврора", "Михаил Кутузов" не входит в состав ВМФ и по закону не может ремонтироваться за счет ГОЗ. Корабль относится к департаменту культуры Минобороны как обычный музей и финансируется как объект культуры", - сказал он. В апреле Руслан Нехай - директор Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, филиалом которого является крейсер - заявил о планах решить проблему докования в 2021-2022 годах. По данным источника, корпус крейсера, который проходил предыдущий доковый ремонт в 2001 году, при максимальном нормативе не более пяти лет, находится в плачевном состоянии. "Все течет, особенно корма. Только героические усилия экипажа и технические средства, как сообщается в открытой печати, не позволяют ему утонуть. Остаточные толщины корпуса неизвестны", - отметил он. "Без докования крейсер может перевернуться у стенки и унести за собой спасателей и экипаж", - сказал он. Собеседник агентства сообщил, что, по имеющимся данным, средства на докование крейсера точно не просчитаны. Докование аналогичных кораблей может стоить ориентировочно от 300 до 400 млн рублей. Головной исполнитель контракта все равно определяется по результатам торгов. Хотя торгам предшествует большая подготовительная работа, которая заключается в уточнении цены и возможностей доковать крейсер. Произвести ремонт корпусных конструкций, в том числе и броневого корпуса, а может и заменить корму, могут не все предприятия, имеющие доки. По оценке источника, в Новороссийске имеется плавучий док ПД-190, способный принять старый крейсер. В Севастополе три завода - филиал "Севастопольский морской завод" АО ЦС "Звездочка", ФГУП "13-й СРЗ ЧФ", ООО "Ремкор" могут выполнить расширенный доковый ремонт корабля. Но у этих предприятий актуальные расчеты никто спрашивал, иначе не звучала бы цифра потребного финансирования в 1 млрд рублей. Однако буксировка корабля в Севастополь, по мнению экспертов, требует тщательной подготовки и возможного использования понтонов. Предыстория Ранее сообщалось о планах военного ведомства заселить на "Михаила Кутузова" перед буксировкой в Крым по примеру "Авроры" военный экипаж. "Это также связано с определенными дополнительными расходами", - отметил источник. Один из заместителей министра обороны РФ ранее сообщал, что крейсер-музей отремонтируют в Новороссийске до конца 2020 года. Проблема гораздо глубже, сообщил собеседник агентства, и тянется в далекое прошлое, когда корабли-музеи исключались из состава ВМФ полностью и переходили не только на гражданский штат, но и исключались из финансирования по ГОЗ. "Повезло только "Авроре". Но, может, корабли-ветераны заслужили лучшую долю на своей пенсии и могут содержаться и финансироваться как вспомогательные суда ВМФ? - сказал источник. - Они продолжают нести службу, но другую, популяризируя флот. Корабли, они как старики, скрипят и держатся, а потом внезапно уходят". Артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов" проекта 68-бис длиной 210 м и водоизмещением в 16 тыс. тонн был спущен на воду в 1952 году. В составе Черноморского флота он выполнял задачи в Средиземном море и Атлантике, совершил 15 дальних походов. Выведен из боевого состава в 1992 году, находился в Севастополе. В 2001 году был доставлен в Новороссийск, где с 2002 года работает как корабль-музей, филиал Центрального Военно-морского музея. https://tass.ru/armiya-i-opk/11370571?fbclid=IwAR1EWGFJKs_E1YwqWQhNaCr2m7asyVhrvlYgHlYlz1FxxUwVnZNL_Yq-ls4&utm_referrer=korabel.ru%2Fnews%2Fcomments%2Fobzor_pressy_ot_14_maya_2021_goda_kreyseru-muzeyu_mihail_kutuzov_otkazali_v_remonte.html
    1 балл
  14. Россия настаивает на порядке использования Севморпути на особых условиях Россия настаивает на использовании Северного морского пути в своих интересах, так как он пролегает по российской территории. Об этом сообщил командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев на брифинге для российских и иностранных журналистов на атомном ракетном крейсере "Петр Великий". "В настоящее время весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по Северному морскому пути и интернационализации управления им. Позиция Российской Федерации в этом вопросе неоднократно высказывалась руководством государства, в том числе руководством военного ведомства. Суть ее заключается в том, что Севморпуть практически везде пролегает либо в российских территориальных водах, либо в экономической зоне страны, находится в сложных ледовых условиях, что требует организации безопасного плавания. Поэтому Россия настаивает на особом порядке использования данной коммуникации", - сказал адмирал. Длина трасс Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет более 5,6 тыс. км, протяженность примыкающих к нему судоходных речных путей - около 37 тыс. км. Альтернативой ему служат транспортные артерии, проходящие через Суэцкий, Панамский каналы или огибающие мыс Доброй Надежды. СЕВЕРОМОРСК, ТАСС
    1 балл
  15. Сегодня, час назад, ждал Женю Клименко, первый экипаж ПСКР "Волга", чтобы вручить ему альбом -определитель от Вадима и Сергея Щербатых и вот он приехал, и привёз в переноске трёхцветного котёнка 2-х месяцев, сказал: - на счастье, зовут Масяня ! Сказал, что ест всё подряд. Сказал и отчалил ... Вот такие " пироги с котятами"
    1 балл
  16. Не нашел "Странички музыкальной" . Добрые Администраторы ,не примите за труд.... :)
    1 балл
  17. Иду я сегодня, значит, никого не трогаю, и вдруг вижу ЭТО: Новое здание театра зверей им. Дурова. Уж не знаю, как у них будет с репертуаром, но помесь слона и курицы на фасаде уже производит впечатление!
    1 балл
  18. Сообщение от Российского фонда ветеранов. 15 мая 2021 г. Начались работы по отливке фрагментов памятника из бронзы! Мы вышли на финишную прямую!
    1 балл
  19. Гибель «Малютки»: М-200 стала братской могилой для экипажа Столкновение подлодки «Месть» с эсминцем «Статный» привело к трагическим последствиям 65 лет назад, в 1956 году, подводная лодка М-200 «Месть» Северного флота ВМФ СССР затонула в Балтийском море в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный». Погибли 28 моряков-подводников. Это была одна из нескольких подобных трагедий, случившихся на море после Великой Отечественной войны… Подводная лодка М-200 «Месть» (проект «Малютка») была заложена в Ленинграде 31 марта 1940 года на заводе № 196. А 17 июля 1941 года была спущена на воду. И практически всю войну прослужила в ВМФ СССР (в 1943 году она была включена в состав Северного флота). После войны снова была перебазирована в Ленинград и вошла в состав Балтийского флота. М-200 была включена в состав 157-й отдельной бригады подводных лодок. А в ноябре 1956-го в бригаде произошел досадный инцидент. Командир М-200 капитан-лейтенант Борис Родионов заснул в ночном поезде «Таллин-Палдиски». Разбудил его уже военный патруль и доставил в комендатуру. От него пахло алкоголем. От командования Родионова отстранили и назначили на М-200 нового командира — капитана 3 ранга Шуманина. Как только он прибыл на лодку, командование поставило ему задачу на переход из Палдиски в Лиепаю. Дело в том, что военно-морская база в Палдиски очень рано замерзала. И было принято решение о переводе подводных лодок в Лиепаю, которая была незамерзающей базой, что позволяло экипажам лодок заниматься боевой подготовкой и в зимнее время тоже. Три подлодки должны были выйти вместе 12 ноября, а М-200 задержали до прибытия нового командира. Когда Шуманин, наконец, прибыл, утром 21 ноября М-200 вышла на контрольное размагничивание — после этого лодка была бы готова к переходу. В связи с тем, что новый командир еще не имел навыков управления лодками этого проекта, на борту находился начальник штаба бригады — капитан 2 ранга Штыков. В 19.00 по местному времени М-200, закончив измерения магнитного поля, взяла курс на Палдиски через Суурупский пролив. Наступало темное время суток, однако погода была благоприятной: на море царил штиль, а видимость была хорошей с небольшой облачностью на небе. Ничего не предвещало осложнений. Поэтому М-200 шла по фарватеру со скоростью 12 узлов (не более 22 км/час). После смены вахты вахтенным офицером заступил лейтенант Макаров, но он еще не имел допуска к самостоятельному несению вахты. В 19.45 вахтенный сигнальщик доложил, что видит в четырех милях впереди лодки огни встречного корабля. Как позднее оказалось, они принадлежали эсминцу проекта 30-бис «Статный», который шел навстречу со скоростью уже 22 узла — почти 41 км/час. Тогда на советских подлодках еще не было радиолокационных станций. А М-200, как было сказано ранее, вообще была построена фактически во время войны. Между тем общая встречная скорость двигавшихся навстречу друг другу кораблей составляла не менее 60 км/час — это очень много. Когда доложили об обнаружении эсминца, Штыков был на мостике и (так получилось) вызвал туда Шуманина, чтобы тот подменил начштаба на время ужина, проинструктировав его о том, как необходимо разойтись с эсминцем. Таким образом, на мостике оказались, с одной стороны, командир Шуманин, не имевший допуска к самостоятельному управлению подлодкой, а с другой — вахтенный, не имеющий, в свою очередь, допуска к самостоятельному несению вахты. Само по себе подобное стечение обстоятельств еще не было роковым. По принятым правилам навигации подлодка и эсминец должны были расходиться левыми бортами. Однако капитан третьего ранга Шуманин почему-то решил, что расходиться надо правыми бортами, поэтому дал команду рулевому на поворот влево. И такой приказ оказался фатальным в сложившейся ситуации. В 19.48 «Статный», подходя к бую № 1 Суурупского канала, выправил свой курс, чтобы разойтись все-таки левыми бортами в соответствии с правилами навигации. Но именно в этот момент «Малютка» совершила свой левый маневр. Однако даже в этом случае столкновения можно было избежать, если бы лодка просто шла бы без изменения курса или остановилась бы, пропустив эсминец. Шуманин же, вместо команды «полный назад», скомандовал: «Лево на борт!». Подлодка подставила свой борт под кованый форштевень эсминца. Командир эсминца успел дать команду «самый полный назад», но было уже поздно: по инерции корабль протаранил подлодку, и через 6 минут она затонула. Эсминец застопорил ход, спустил шлюпку и подобрал с воды шестерых человек — тех, кто во время столкновения находился на мостике лодки (в том числе и командира Шуманина). Еще двоих моряков, оказавшихся на мостике, спасти не удалось. Через 7 минут после столкновения оперативному дежурному Северо-Балтийского флота было доложено о случившемся. Дело в том, что после войны (с 1946 по 1955 годы) Балтийский флот организационно был разделен на два — Северо-Балтийский 8-й флот и Южно-Балтийский 4-й флот. Тут же по Таллинской военно-морской базе была объявлена боевая тревога и готовность к выходу в море спасателей — из них первым к «Статному» подошел находившийся в дозоре большой охотник БО-185 проекта 122-бис. С него-то увидели и подняли на борт всплывший с лодки аварийный буй, с помощью которого была установлена связь с подводниками, находившимися в первом отсеке — глубина над ним была всего 34 метра. Моряки доложили, что в отсеке находятся 6 человек. В 4.00 следующего утра 22 ноября руководство спасательной операцией взял на себя командир 405-го отдельного дивизиона спасательных судов капитан первого ранга Кривко, прибывший в район аварии на спасательном судне «Арбан». В 13.00 руководство спасателями принял начальник аварийно-спасательной службы (АСС) Балтийского флота инженер-полковник Михайлов, прилетевший из Калининграда. Первоначально было принято решение закрепить буксирный трос за носовую часть лодки и перетащить ее под водой на десятиметровую глубину, чтобы моряки могли покинуть лодку в более простых условиях. Но спасательные работы затягивались — только в 23.57 с водолазного морского бота ВМ-11 спустили первого водолаза. Но в лодку продолжала поступать вода, и состояние моряков ухудшалось. Ситуация несколько улучшилась после того, как по специальному шлангу в лодку стали подавать воздух: из первого отсека сообщили, что дышать стало легче. По решению командующего флотом задействовали 250-тонный плавкран и 75-тонный килектор (вспомогательное судно). Уже даже подошло спасательное судно «Пулково», которое должно было поднимать на поверхность подводников, вышедших из лодки. Но все планы спасателей спутал налетевший шквал — был порван телефонный кабель, обеспечивающий связь с М-200. И закрепить под водой буксирный трос успехом тоже так и не увенчались. Прибывали новые спасательные суда, связь вроде бы вновь наладили, но при перешвартовке кабель был оборван окончательно. После улучшения погоды водолазы вновь приступили к поискам М-200. Только в 3.47 23 ноября она была обнаружена. Когда водолаз добрался до верхней крышки люка, то увидел, что она открыта, а в самом люке находится мертвый подводник, облаченный в гидрокомбинезон, включенный в свою очередь в индивидуально-спасательный аппарат. Уже потом по оставшимся деталям обстановки определили: потеряв связь со спасателями, подводники решили выходить из лодки самостоятельно, но первый из них был настолько обессилен, что застрял в люке. И М-200 в результате стала братской могилой для всего экипажа… В Палдиски быстро прибыла и начала работу правительственная комиссия. Члены комиссии признали виновными командиров боевых кораблей — «Малютки» и эсминца «Статный». Последнего, капитана 3 ранга Савчука, обвинили в запоздалых мерах по предотвращению столкновения. А уже на суде к двум офицерам добавился еще и командир 157-й бригады подводных лодок, в которую, собственно, входила подводная лодка «Малютка» — М-200. А вот о ходе проведения спасательной операции никто даже не вспомнил. Не говорилось о том, что самим подводникам запрещали самостоятельный выход из аварийной подлодки. И вот за этот запрет никто ответственности так и не понес. https://svpressa.ru/post/article/296741/
    1 балл
  20. Сегодня под выстрелы салюта, в 22.05, у нас родился внук!!!!!!
    1 балл
  21. Из старого. Фрегат "Севастополь" (бывший СКР "Разительный").
    1 балл
  22. В Средиземное море вошел фрегат «Адмирал Макаров» с «Калибрами» на борту Фрегат Черноморского флота России «Адмирал Макаров», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр», вошел в акваторию Средиземного моря через пролив Босфор. Это следует из данных ресурса Bosphorus Observer, который отслеживает прохождение судов через пролив Босфор. На опубликованных фотографиях видно, как через пролив проходит фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров», а его сопровождает береговая охрана Турции без опознавательных знаков. (с) РБК
    1 балл
  23. Западные наблюдатели ошиблись. "Приазовье" стоит в Севастополе. А в Судан зашёл "Василий Татищев". Название в корме в принципе читаемо.
    1 балл
  24. А я успел - послать " старшего лейтенанта " ! ... ;-)
    1 балл
  25. 01.05.2021г Два отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота вышли из Владивостока в дальние походы Сразу два отряда боевых кораблей (ОБК) Тихоокеанского флота вышли из Владивостока для решения задач дальних походов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В составе первого ОБК - флагман ТОФ Гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер «Варяг», и фрегат «Маршал Шапошников». Второй отряд кораблей сформирован из корветов проекта 20380 - «Совершенный» и «Громкий». Обеспечивать деятельность отрядов в дальней океанской зоне будет большой морской танкер «Борис Бутома». В период плавания предусмотрено проведение ряда учений и тренировок, а также запланированы деловые заходы российских кораблей в порты иностранных государств. Пресс-служба Восточного военного округа
    1 балл
  26. ... все остальные утверждения "ставят цель нанести ущерб традиционно дружественным отношениям" между РФ и Суданом.
    1 балл
  27. В порт Судана, где создается база ВМФ РФ, зашел российский разведкорабль Москва. 29 апреля. INTERFAX.RU - Российский военный корабль зашел в Порт-Судан на Красном море, где создается база ВМФ РФ, следует из фотографии американского фотоагентства Getty Images. В текстовке к ней указывается, что фото сделано 27 апреля, на ней снят корабль ВМФ России, пришвартовавшийся в суданском порту Порт-Судане. Западные наблюдатели в соцсетях указывают, что, судя по очертаниям, это средний разведывательный корабль Черноморского флота "Приазовье". В среду агентство Bloomberg сообщило, что власти Судана приостановили действие соглашения с Россией о создании морской базы на Красном море. Агентство также добавило, что Судан останавливает "любое новое размещение российских военных" в одном из заливов. Однако посольство России в Судане опровергло эту информацию. "В связи с появившимися в региональном и суданском информационном пространстве сообщениями о якобы приостановке реализации Соглашения... посольство подчеркивает, что указанные утверждения не соответствуют действительности, что бы при этом ни говорилось так называемыми "источниками", - говорится в инстаграме посольства. Каких-либо уведомлений от суданской стороны посольство России в Хартуме не получало, уточнило посольство. В сообщении подчеркивается, что соглашение вступает в силу только после его ратификации обеими сторонами. Поскольку этого пока не произошло, все остальные утверждения "ставят цель нанести ущерб традиционно дружественным отношениям" между РФ и Суданом. Российская база в Судане В декабре 2020 года стало известно, что Россия и Судан подписали соглашение о создании в Судане пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. В соглашении отмечалось, что максимальная численность российских военнослужащих в составе пункта ВМФ в Судане не будет превышать 300 человек. Документ предполагает, что в пункте ВМФ РФ в Судане одновременно могут находиться максимум четыре российских корабля, включая корабли с ядерной энергетической установкой. Россия может использовать воздушное пространство Судана. За последнее время в Порт-Судан зашли несколько российских боевых кораблей: d конце февраля - фрегат "Адмирал Григорович" Черноморского флота, в марте - корвет "Стойкий" и танкер "Кола" Балтийского флота, в апреле - разведывательный корабль Черноморского флота "Иван Хурс". В Судане побывала комиссия Минобороны РФ в рамках двустороннего соглашения о создании ПМТО, сообщил "Интерфаксу" 9 февраля замминистра обороны РФ Тимур Иванов. "Выезжала рекогносцировочная комиссия, которая там работала, уточняла технические возможности и необходимый объем вспомогательных зданий и сооружений", - сказал он. https://www.interfax.ru/world/763841
    1 балл
  28. Из старого. Фрегат "Гетьман Сагайдачний". Не уверен точно, но вроде это фото его первого прихода в Севастополь. Корабль с визитом во Французском Тулоне в 1994-м.
    1 балл
  29. История одной фотографии: торпеда торчит в борту советской подлодки в 1989 году Приятно, когда аппаратура самонаведения работает исправно! на первый взгляд, может показаться, что на этой фотографии не происходит ничего интересного... Хотя подожди, о чем это мы? Конечно не может! Лопни наши глаза! Это же торпеда! В подлодке! Но как?! Очень просто. Торпеда очутилась в боку подлодки К-178 благодаря тому, что командование дизельной подводной лодки Б-454 забыло выключить аппаратуру самонаведения, перед тем как пальнуть телеуправляемой торпедой в рамках учений. О том, что план не удался, стало известно после того, как торпеда не всплыла в предполагаемом месте, зато всплыла субмарина, командир которой передал в эфир что-то вроде «Караул!». Торпеду извлекли из подлодки, и ту и другую отправили в ремонт. Ответственному за оплошность сделали предупреждение о несоответствии служебному положению. Но перед этим успели сфотографировать инцидент для благодарных потомков (то есть нас). Вообще, вынуждены с сожалением констатировать, что эта интереснейшая, судя по фото, история окружена недоговоренностями и легендами. Первый и последний раз она рассказывается в книге Рудольфа Гусева «Такова торпедная жизнь». Автор также утверждает, что в неспокойные 1990-е, когда всё, включая телеуправляемые торпеды, распродавали, этот снимок послужил прекрасной рекламной фотографией. https://www.maximonline.ru/longreads/photogallery/_article/istoriya-odnoy-fotografii-torpeda-torchit-v-bortu/
    1 балл
  30. Черные страницы ТОФ: как и почему столкнулись АПЛ К-56 и промысловое судно "Академик Берг" 27 человек задраили переборки затапливаемого отсека и задохнулись хлором, но не дали погибнуть всему экипажу Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материал о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте 13 июня в разные годы. .Итак, 13 июня 1973 года, за пять лет до взрыва на крейсере "Адмирал Сенявин", гвардейская ракетная атомная подводная лодка К-56 проекта 675 (в простонародье "Раскладушка" — получившая свое название из-за горизонтально расположенных на корпусе лодки контейнеров с крылатыми ракетами П-6, которые перед пуском поднимались на заданный угол – то есть, раскладывались) в сопровождении крейсера "Владивосток" и большого ракетного корабля "Упорный" следовала в надводном положении прибрежным фарватером в базу в бухте Павловского из полигона в Японском море. В этот день К-56 на ракетном полигоне выполнила экспериментальную ракетную стрельбу, подтвердившую эффективность предварительных теоретических расчетов. Суть нового способа стрельбы заключалась в том, что, не имея полных данных о местонахождении цели (а им, так исторически сложилось, мог быть только американский авианосец – ведь лодки проекта 675 строились исключительно как инструмент, предназначенный для потопления главного морского врага — авианосца) подводный ракетоносец запускал одну ракету, которая выполняла роль разведчика – прилетала в район предполагаемого нахождения авианосца, обнаруживала его, передавала полученные данные на подводную лодку, после чего, атаковала цель. Или не обнаруживала, если его там не было. Если обнаруживала, то по полученным координатам ракетоносец запускал оставшиеся семь ракет, что гарантировало выведение авианосца из строя. Эксперимент закончился успешно, и подводники ликовали. Помимо военных на лодке также находились представители промышленности, которые курировали эксперимент. Ничего не предвещало беды. Всё было знакомо и на маршруте – ведь командир лодки неоднократно водил здесь свой корабль. Кстати, на борту атомохода находилось два экипажа (один штатный, другой с такой же АПЛ К-23), соответственно и два командира (капитаны второго ранга Александр Четырбока и Леонид Хоменко с К-23), старшим на борту был заместитель командира 26-й дивизии атомных подводных лодок капитан первого ранга Ленислав Сучков. Лодка шла курсом на запад, и впереди был мыс Поворотный. Время приближалось к полуночи, видимость была от 10 до 20 кабельтов, что вполне обеспечивало визуальное вождение корабля. На мостике находился старший помощник командира капитан третьего ранга В. Петров. Из-за хорошей видимости на корабле отключили средства навигационной радиолокации и прекратили подавать противотуманные сигналы. В полночь сменилась вахта, и все понимали, что уже через четыре часа корабль будет в родной базе. С идущего неподалеку крейсера "Владивосток", на котором работала радиолокационная станция освещения надводной обстановки, увидели впереди по курсу лодки какое-то судно, идущее пересекающим курсом, о чем немедленно сообщили на К-56. Подводники сигнал приняли. Но, пройдя мыс Поворотный, атомная лодка вошла в полосу плотного тумана. Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию, что и было немедленно выполнено. В то время электроника была ламповой, другой не знали, а лампы уже успели остыть (станция работала весь день в напряженном режиме, и ей дали отдохнуть, не видя в ее работе особой необходимости), и для ввода станции в работу нужно было время. Которым, как оказалось, подводники уже не располагали… Из тумана появился нарастающий силуэт "Академика Берга" — судна промысловой разведки, которое только что вышло с рейда Находки и направилось в южное направление Японского моря. До катастрофы оставалось две минуты. Справка: Атомные подводные лодки проекта 675 строились в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головная лодка К-166 вошла в строй в 1963 году, последняя К-134 вошла в состав ВМФ в 1969 году. Всего флоту было сдано 29 таких кораблей. К-56 вошла в состав флота 9 сентября 1966 года. Еще при строительстве К-56 ей был передан гвардейский военно-морской флаг знаменитой гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56, которая во время войны совершила групповой кругосветный переход из Владивостоке в Заполярье, а затем, под командованием Героя Советского Союза Григория Щедрина в результате восьми боевых походов уничтожила два корабля и два судна противника, одно судно повредила. В настоящее время гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 установлена на набережной возле Штаба ТОФ во Владивостоке. Регалии именно этой прославленной подводной лодки и были переданы новой, теперь уже атомной и ракетной, К-56. Что представляли собой лодки проекта 675? Это двухкорпусная подводная лодка, разделенная на десять отсеков. Общая длина лодки 115 метров, а водоизмещение — 5700 тонн. Два реактора и две паровые турбины создавали мощность в 39 тысяч лошадиных сил, которые обеспечивали полную скорость подводного хода в 29 узлов (54 км/ч). Лодка могла погружаться на глубину 300 метров. Автономность лодки ограничивалась запасами технических жидкостей, воды и провизии для экипажа (137 человек) и составляла 50 суток. На вооружении лодка имела 20 торпед калибра 533 и 400 мм, а также 8 противокорабельных крылатых ракет П-6, которые составляли основу ударной мощи подводного атомохода. *** "Академик Берг" принадлежал к большой серии научно-поисковых промысловых судов, которые по своему штатному оборудованию были предназначены не только к лову, но и к выполнению задач поиска крупных косяков рыбы. Судно было построено в СССР в 1963 году как БМРТ проекта 394. Во многих статьях, посвященных этой трагедии, а также на американских военно-морских сайтах упоминается, что "Академик Берг" был разведывательным судном Тихоокеанского флота. Да, в то время существовала практика переоснащения рыболовных судов в суда специального назначения, которые несли на борту секретное радиотехническое оборудование и под видом рыбного промысла вели разведку потенциального противника. В составе 38-й бригады разведывательных кораблей ТОФ было много подобных судов, которые даже несли двойные названия (скажем, флотские названия судов "Гавриил Сарычев", "Гидрограф" и "Пеленг" соответственно в "открытой" версии именовались как "Лосось", "Кета" и "Чавыча"), но "Академика Берга" в их числе не было – это подтверждают бывшие руководители разведки ТОФ. Длина судна составляла 84 метра, водоизмещение 3800 тонн, осадка 5,6 метра. Скорость хода могла достигать 12 узлов. Катастрофа Форштевень ледокольного типа судна "Академик Берг" ударил атомную подводную лодку К-56 в стык между первым и вторым отсеком. В отсеки тут же хлынул поток воды. В этот момент в первом отсеке находилось 20 человек, во втором больше тридцати. Сразу после удара из второго отсека в третий выскочили оба командира и еще несколько человек, после чего последовала команда командира БЧ-5 капитана второго ранга Леонида Пшеничного задраить переборку. Из показаний капитана судна "Академик Берг" Ивана Марченко: 13 июня 1973 года в 21 час 30 минут НПС "Академик Берг" ТУРНИФа снялся с якоря в Находке в рейс и пошел на выход из залива Америка. Подводной лодки на острых курсовых углах видно не было. Наблюдая визуально ходовые огни, мы думали, что идет катер, тем более что подводную лодку и катер по ходовым огням практически не отличишь. В 00 часов на вахту заступил 2-й помощник С. Куксенко. Тогда же видимость ухудшилась до 1-1,5 мили. В 00 часов 05 минут видимость уже ухудшилась до 0,5 мили. Я покинул мостик и пошел сначала в штурманскую рубку, а затем к себе в каюту переодеться. В этот момент и произошло столкновение. Часы показывали 01 час. 00 минут... Я тотчас выскочил на мостик. Лодка тащила, разворачивая, за собой наше судно. После этого я сразу же принял управление судном на себя. Здесь же в горячке чуть было не ударил 2-го помощника. Дело в том, что, когда я покинул мостик, он для проверки района на предмет выявления наличия косяков рыбы на 20 градусов самостоятельно изменил курс и не поставил меня об этом в известность. Вскоре после столкновения лодка исчезла из нашего поля зрения, и мы, было, подумали, что она затонула. Потом получили сообщение о ее местонахождении, и пошли к ней... *** Увидев надвигающийся из тумана силуэт судна, старпом, находящийся на мостике, замешкался. После столкновения в отсеки хлынула вода. После того, как переборка второго и третьего отсеков была по приказу старшего механика Леонида Пшеничного задраена, по внутренней связи он приказал операторам реакторной установки заблокировать автоматическую защиту работающего реактора, обосновывая это тем, что только на ходу лодка сможет бороться за свою живучесть. За минуту до своей гибели капитан второго ранга Леонид Пшеничный совершил настоящий подвиг, обеспечив даже после своей смерти, успех борьбы за живучесть всего корабля. Всего во втором отсеке оказались отрезанными от мира 25 моряков и два гражданских специалиста. После того, как морская вода попала в аккумуляторную яму, началась реакция гидролиза, стал выделяться ядовитый хлор. Это предопределило судьбу подводников – они погибли раньше, чем отсек был полностью затоплен. Никто из них даже не успел воспользоваться средствами защиты. Позже, когда водолазы извлекали тела погибших из отсека, капитан второго ранга Леонид Пшеничный был обнаружен у переборки, ведущей в третий отсек, а заместитель командира дивизии, старший офицер на борту атомохода капитан первого ранга Ленислав Сучков у переборки в первый отсек. Корабельным Уставом и Руководством по борьбе за живучесть корабля определено страшное, но единственно спасительное правило: после объявления аварийной тревоги весь личный состав, находящийся в отсеке, независимо от того, к какому боевому посту он причислен, приступает к устранению аварии, а сам отсек, во избежание распространения по кораблю огня или воды, наглухо задраивается. В Корабельном Уставе прямо сказано: "…никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийный отсек". Не дай Бог никому прочувствовать это на себе, но жизнь у моряка такая – он всегда должен быть в готовности до конца бороться за живучесть. В первую очередь корабля, и только потом – себя. Вот они и боролись. Но характер аварии был сильнее людей – пробоина была слишком огромна, чтобы подводники своими силами смогли прекратить поступление в отсек забортной воды. Очевидно, что понимая бесполезность попыток остановить воду, старшие офицеры сделали то, что должны были сделать – до самой своей гибели не позволяли обезумевшим людям гибнущего второго отсека вырваться наружу. Ведь за переборками в других отсеках лодки находилось более двухсот человек из основного и сменного экипажей, а также гражданские специалисты. В книге военного моряка и историка Владимира Мормуля, который восстановил события тех дней, так описан этот эпизод: "Когда впоследствии подняли тела Сучкова и Пшеничного, то лица офицеров были сплошь в синяках и кровоподтеках. Их били свои же товарищи. Но дверь они так и не сумели открыть – офицеры держались стойко. А буквально через минуту в отсеке все стихло – хлор сделал свое дело..." *** В первом отсеке ситуация развивалась не менее драматично. В пробоину поступала вода, но не так сильно, как во втором отсеке. Тем не менее, отсек затоплялся, и никому неведомо было, что происходит в других отсеках лодки – нужно было действовать немедленно! Первым сориентировался мичман Вячеслав Теличко, старшина команды рулевых сигнальщиков, а проще говоря, боцман подводной лодки. Он возглавил борьбу за живучесть в первом отсеке. Позже он рассказывал: Мы пытались заделать пробоину подручными средствами, толкали туда матрацы, одеяла, но это мало помогало. Рвущийся в отсек поток встречной воды сводил на нет все наши старания, выбивая пластырь. Понимая, что при таком активном поступлении воды мы долго не продержимся, я приказал трюмному попробовать запустить помпу. Она заработала, но воды поступало в отсек больше, чем помпа откачивала: лодка шла с дифферентом на нос, заныривая им под воду. Потом вода стала добираться до электродвигателя помпы, и мы, чтобы не произошло замыкания и пожара, прекратили откачку. Благо, у нас имелась связь с центральным, попросили дать нам в отсек воздух высокого давления для создания воздушной подушки и уменьшения количества поступающей воды, так как первая носовая группа баллонов с ВВД была повреждена при ударе и воздух в ней оказался стравлен. Если бы нам не помогли воздухом, весь наш отсек погиб бы. Между тем уровень воды в первом отсеке продолжал подниматься. Причем она шла с примесью хлора из второго отсека. Наш отсек "делил" с ним пробоину в корпусе лодки. Мы стали задыхаться, болела голова. Связались с центральным постом, доложили обстановку. Оттуда был один ответ: "Крепитесь. Идем на мель...". Между тем люди стали терять сознание. Все понимали, что нам осталось жить минут 30-40. Но паники и суеты не было. Ребята в основном молчали. Вода в отсеке уже поднялась выше пояса, дышать становилось с каждой минутой все труднее и труднее, и тут пришло внезапное спасение: над нами открыли носовой люк и велели покинуть отсек, который тотчас стал быстро наполняться водой. *** Прибежав в центральный пост, командир лодки капитан второго ранга Леонид Хоменко оценил обстановку: первые два отсека затопляются, причем со вторым связь прервалась, а по трубам вентиляции ощущается появление хлора. Мгновенное затопление первого и второго отсеков снизило запас плавучести и продольной остойчивости практически до нуля, привело к ряду коротких замыканий в основной силовой сети и срабатыванию аварийной защиты реактора. Лодку мог спасти только ход (о чем и предупредил погибший механик), решительные действия командира и самоотверженность экипажа. Началась борьба за живучесть. После автоматического глушения реактора, электродвигатели могли работать только от аккумуляторов третьего отсека, и эту батарею, пока шли к берегу, разрядили сверх возможных нормативов – других вариантов у экипажа уже не было. Ситуация осложнялась тем, что из-за ряда коротких замыканий, силовая сеть корабля могла в любой момент стать причиной новых аварийных ситуаций – в любую секунду в любом отсеке мог полыхнуть пожар, и тогда неизвестно бы чем всё закончилось… Штурман определил маршрут к ближайшей отмели, и только после того, как лодка ткнулась носом в берег у мыса Гранитного, экипаж смог перевести дух. Выжили. Спустя шесть месяцев гвардейская атомная подводная лодка К-56 вернулась в строй и прослужила до 1992 года, после чего была выведена из состава ТОФ и поставлена на отстой в ожидании утилизации. В катастрофе погибли 27 человек: Кап. 1 ранга Сучков Ленислав, зам командира 26-й дапл ТОФ Кап. 1 ранга Логинов Анатолий, офицер УРАВ ТОФ Гв. кап. 2 ранга Пшеничный Леонид, командир БЧ-5 Гв. кап. 2 ранга Дрюков Петр, командир ЭТД Кап. 3 ранга Якус Владислав, помощник флагманского РТС 26-й дапл Кап. м/с Климашевский Иван, начальник медслужбы К-23 Гв. кап.-л-т Батищев Владимир, командир группы КИПиА Гв. кап.-л-т Климентьев Валерий, начальник РТС; Гв. кап.-л-т Цветков Сергей, офицер АПЛ К-56 Гв. кап.-л-т Васильченко Александр, командир БЧ-2 Гв. кап.-л-т Пеньков Александр, командир БЧ-4 Гв. ст. л-т Людвиков Валерий, офицер АПЛ К-56 Гв. ст. л-т Бацуро Геннадий, помощник командира АПЛ Гв. ст. л-т Марков Анатолий, командир группы ДУ БЧ-5 Гв. л-т Абрамов Анатолий, командир гидроакустической группы — инженер РТС Гв. мичман Вахрушев Борис Гв. мичман Горюнов Николай Гв. мичман Донских Виктор Гв. мичман Самохвалов Валерий Гв. мичман Семёнычев Павел Гв. гл. ст-на Лысенков Александр Гв. ст-на 1 ст. Чмир Владимир Гв. ст-на 2 ст. Шамаев Владимир Гв. м-с Ахмадеев Саламьян Гв. м-с Седых Владимир Гражданский специалист Логвинов Александр Гражданский специалист Тельнов Николай https://primamedia.ru/news/512542/
    1 балл
  31. Черные страницы ТОФ: взрыв в башне "Адмирала Сенявина" унес жизни 37 человек Показательная стрельба для акул пера закончилась с девятым залпом, обернувшись большой трагедией Тринадцатое июня стало роковым для Тихоокеанского флота. В этот день произошло несколько крупных катастроф, унесших жизни десятков моряков. Суеверия, царящие в умах людей, каким-то непостижимым образом материализуют страхи. Можно в это верить, можно не верить, но на флоте никто не проявляет безразличия к чертовой дюжине. И есть за что… Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материалы о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте в этот день в разные годы. Первая часть рассказывает о взрыве на крейсере "Адмирал Сенявин", унесшем жизни 37 человек. Это сейчас мы привыкли, что Верховный Главнокомандующий периодически посещает боевые корабли всех четырех флотов. Он бывал не только на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов", но и на кораблях рангом пониже, а также принимал участие в учебном походе на атомной подводной лодке. А вот в советское время посещение главой государства военного корабля было экстраординарным событием. Тем более, на флоте, самом удаленном от центра великой и могучей страны. День 7 апреля 1978 года для крейсера "Адмирал Сенявин" стал поистине историческим. В этот день флагманский корабль Тихоокеанского флота посетил Генеральный Секретарь Центрального Комитета КПСС Леонид Ильич Брежнев – глава Советского Союза. Вместе с ним на крейсере побывали Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов и Главком ВМФ СССР адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Командир крейсера капитан второго ранга Владимир Плахов вывел корабль в море, где первые лица СССР смогли лично наблюдать за ходом учений Тихоокеанского флота. За успешную артиллерийскую стрельбу командир корабля и замполит капитан третьего ранга Игорь Спицын были награждены наручными часами с выгравированной надписью "От Л. И. Брежнева". После такого "высокого" визита сам Бог велел быть кораблю во всём первым… Справка: Артиллерийский крейсер "Адмирал Сенявин" проекта 68-бис был спущен на воду 22 декабря 1952 года, а вошел в состав советского ВМФ 30 ноября 1954 года. В 1955 году северным морским путем он совершил переход на Тихоокеанский флот и 10 сентября прибыл во Владивосток. Крейсер имел длину 210 метров, ширину 22,8 метра, осадка составляла 7,3 метра. Водоизмещение корабля составляло 17 тысяч тонн. Мощность силовых агрегатов составляла 124 тысячи лошадиных сил, что позволяло разгонять корабль до 32 узлов (почти 60 км/ч!). По запасам топлива корабль имел дальность хода в девять тысяч миль, а по запасам провианта для экипажа из 1200 человек – 30 суток. Первоначально вооружение корабля состояло из 12 орудий главного калибра (152 мм пушки Б-38), двенадцати 100-мм универсальных орудий, 32 зенитных автоматов калибра 37-мм и двух пятитрубных торпедных аппаратов. В дальнейшем, в ходе модернизации корабля по проекту 68У2, кормовые башни главного калибра были сняты, вместо них была оборудована рубка с боевыми постами и вертолетная площадка. Из двух носовых башен главного калибра действующей осталась только первая, а вторая была законсервирована. По сути, крейсер стал хорошо защищенным штабным кораблем, с которого флагман флота мог управлять боевыми действиями. Крейсер после модернизации так и стал называться – "крейсер управления". "Адмирал Сенявин" неоднократно выполнял задачи боевой службы в различных точках мирового океана. С дружественными визитами он был во многих портах мира – Индонезия, Сомали, Маврикий, Ирак, Индия и много других стран. Злополучное тринадцатое… В июне 1978 года, спустя два месяца после визита Л. И. Брежнева, на корабль прибыла большая делегация творческих работников, писателей, поэтов и журналистов из Москвы и Ленинграда. В числе прочих здесь были Алим Кешоков, Марк Кабаков, Людмила Щипахина (потом пойдут слухи, что беда пришла из-за женщины на корабле!), Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом газеты "Правда" Сергей Кошечкин. Вместе со всеми на крейсере пошел и корреспондент газеты "Красная Звезда" капитан второго ранга Леонид Климченко. Акулы пера должны были выйти в море и понаблюдать за артиллерийскими стрельбами корабельной группы, в которую помимо "Адмирала Сенявина" входил крейсер "Дмитрий Пожарский". По плану стрельб оба крейсера должны были дать 18 залпов по мишенным щитам, находящимся на значительном удалении от кораблей. Натренированность экипажей крейсеров позволяла вести стрельбу с интервалами между залпами не в 12 секунд, как обусловлено руководящими нормативами, а в 9 секунд. Хитрость такого ускорения стрельбы заключалась в заблаговременной подготовке зарядов к подаче в орудия – вопреки технике безопасности, заряды вынимались из защитных пеналов и выкладывались у механизма подачи в готовом для стрельбы виде, но совершенно не защищенные от возможного возгорания. Позже, как показало расследование, именно это стало причиной массовой гибели людей. И тем не менее, корабли вышли на боевой курс и открыли стрельбу. Фотокорреспондент газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта" Василий Федорченко (умер три года назад, а до этого длительное время работал обозревателем в газете "Владивосток") так описывал те минуты: — Было время ужина, и мы собрались в кают-кампании. Не было только собкора "Красной звезды" Леонида Климченко. Коллеги-журналисты подумали, что его пригласил к себе в адмиральский салон контр-адмирал В. Варганов. А он, очевидно, получив от кого-то разрешение, как потом стало ясно, проник в башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы "изнутри". Климченко был все-таки представителем "Красной звезды", ему могли дозволить больше, чем другим. Вдруг корабль содрогнулся – это началась стрельба главным калибром. Я побежал на мостик, чтобы фотографировать стрельбу. Первые два залпа дали "накрытие" — это когда снаряды падают в районе цели, без недолетов и перелетов. И поэтому тут же крейсер перешел на зачетную стрельбу – снаряды посыпались в цель один за другим. Командир крейсера "Адмирал Сенявин" капитан второго ранга Владимир Плахов: — Ужин был в разгаре. Вдруг замигал свет в офицерской кают-компании: корабль содрогнулся. Залп... Это началась зачетная стрельба. Фотокор пулей вылетел наверх и помчался на марсовый мостик. Оттуда он стал непрерывно "щелкать", дабы "схватить" наиболее удачный момент. Вдруг что-то гулко ухнуло. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... "Щас рванут погреба!"... Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали матросы, офицеры. Через мгновения моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов… Капитан первого ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказывал о своих впечатлениях: — Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей: журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю — носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек — боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе — погибли. Как вспоминали очевидцы, гостей, которые попытались выйти на палубу, отправили вниз. Они собрались в каюте, все были в шоке. Через некоторое время узнали: отдраив дверь в башню, моряки выносят трупы и складывают их на юте. Одним из первых вынесли тело корреспондента "Красной звезды" Леонида Климченко. Наступила ночь, а останки погибших все выносили и выносили. У кого-то из матросов, очевидно, не выдержали нервы, и с палубы донеслось истеричное: "Не могу, не могу больше носить, смените меня...". Все были подавлены произошедшим. Под утро крейсер пришел в залив Стрелок, пришвартовался к новому пирсу. Когда "пассажиры" вышли на палубу, трупы с юта уже убрали. Всего, тогда сказали, погибли 37 человек. Все, кто находился в башне, а также те моряки, что не успели выбраться из погребов боезапаса и задохнулись от дыма. Внутри этой страшной башни стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть, — сгорело и обгорело. Журналистам передали "командирские" часы Леонида Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы кто-либо передал их его жене... Что собой представляет башня главного калибра? Владивостокцы и гости города могут судить по "Ворошиловской батарее", которая находится на острове Русский и в настоящее время как памятник и музей вполне доступна для посещения. Правда, калибр "Адмирала Сенявина" значительно меньше, но архитектура в принципе та же: сама орудийная башня ("боевое отделение"), в которой находится три орудия, является верхним элементом огромной конструкции, представляющей собой "стакан" из нескольких этажей ("верхнее перегрузочное отделение" и "нижнее перегрузочное отделение") и вращающийся вместе с башней. Внутри этого "стакана" находятся механизмы, обеспечивающие подачу из зарядных погребов (мест хранения боезапаса) наверх к пушкам снарядов и зарядов. На пушках крупного калибра того времени применялось так называемое раздельное заряжание, когда снаряд и пороховой заряд помещались в камору орудия отдельно друг от друга. Во избежание эксцессов, пороховые заряды хранятся в специальных защитных пеналах (их, кстати, тоже можно увидеть на "Ворошиловской батарее") и извлекаются из них непосредственно перед подачей к орудиям. Как потом установила специальная комиссия, "при подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе — части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля…". Таким образом, получается, что после того, как орудие не выстрелило, вопреки требованиям безопасности при "затяжном выстреле" (определенное время сохранять затвор орудия закрытым в ожидании возможного развития выстрела), расчет орудия открыл затвор, механизм подачи дослал в ствол очередной снаряд, который буквально впечатался в находящийся в стволе несработавший заряд, а дальше… а дальше несколько десятков килограммов пороха в закрытом пространстве полыхнули в одно мгновение. Пожар молниеносно распространился по всей башне, форс пламени проник в верхнее перегрузочное отделение, туда, где находилось несколько подготовленных для стрельбы пороховых зарядов. В башне и верхнем перегрузочном отделении погибли все, кто там находился – люди просто сгорели во взрывоподобном огне. В нижнем перегрузочном отделении из восьми человек погибли четверо – задохнулись в дыму. Еще несколько человек задохнулось в зарядном и снарядном погребах – не смогли своевременно выйти наружу. Командира корабля, капитана второго ранга Владимира Плахова и замполита капитана третьего ранга Игоря Спицина (в момент трагедии отсутствовал на корабле — был в отпуске), которым еще в апреле за успешную стрельбу Леонид Ильич лично вручал платиновые часы с памятной гравировкой, сняли и понизили в должности. Погибших похоронили на территории военно-морской базы в Абреке. На этом была поставлена точка в трагедии. После чего её, по обыкновению того времени, предали забвению. Архивные документы, касающиеся этой катастрофы, были уничтожены. В мае 1989 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ. 7 сентября 1989 года на корабле спущен военно-морской флаг, а 15 декабря экипаж был расформирован. 7 ноября 1991 года "Адмирал Се­нявин" под буксирами ушел в Ин­дию на разборку. ПОГИБЛИ: кап. 2 ранга Климченко Леонид ст. лейтенант Пономарев Александр л-т Белюга Александр л-т Марданов Валерий ст. 1 ст. Бикбов Рашид ст. 1 ст. Курочкин Анатолий ст. 2 ст. Аникин Иван ст. 2 ст. Дадонов Александр ст. 2 ст. Подолько Сергей ст. 2 ст. Виноградов Виктор ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль ст. 2 ст. Пономарев Виктор ст. 2 ст. Будаков Александр ст. 2 ст. Акуличев Виктор ст. матрос Кулунов Виктор матрос Гилазиев Фарид матрос Архипенко Валерий матрос Галкин Геннадий матрос Ануфриев Александр матрос Бородин Алексей матрос Шутов Леонид матрос Болдырев Александр матрос Пинчук Александр матрос Юдин Анатолий матрос Ломаев Николай матрос Костылев Виктор матрос Золотарев Виктор матрос Матренин Анатолий матрос Носков Владимир матрос Ортиков Махамадали матрос Проничев Николай матрос Прудников Иван матрос Свинин Александр матрос Скоробогатов Сергей матрос Сулейманов Наиль матрос Столяров Сергей матрос Чернушевич Юрий ашhttps://primamedia.ru/news/512461/
    1 балл
  32. Игорёш, мне делали большую(1 метр) эмблему форума. Я её выкладывал на обменнике, но лучше отними у Сергея(Shultz), по моему он скачивал!Адрес хранилища:_http://upload.com.ua/get/902141251/Эмблема с чёрными языками 1метр.rar Пароль: pogranichnik56.98MB
    1 балл
  33. Толя, никаких ограничений по числу участвующих не оговаривалось. По всем остальным, заданным тобой вопросам, как раз и надо определиться до второй половины января.Предполагаю, что в соответствии с намеченным реальным объемом работ, пограничный народ придет с нужными (под эти работы) инструментами, рабочей одеждой и т. д. Допустим, соберемся к 10 часам.22 число - тоже пока ориентировочное. Зависит от готовности фронта работ и материалов.П.С. Исправил год в предыдущем сообщении
    1 балл
  34. Stanislav То есть приглашаются все желающие ? Тогда это нужно более широко озвучить, так как на самом деле далеко не все форумчане читают эту тему. Во сколько начало субботника? И как его лучше организовать ?
    1 балл
  35. Поскольку тоже участвовал во вчерашнем очередном обсуждении, добавлю к информации Игоря. 1. Всю экспозицию предлагается разделить на разделы, каждый из которых будет отдан в ведение отдельному товарищу. 2. Объемные разделы (например, послевоенный период) могут делиться на подразделы. С соответствующим закреплением. 3. В течение месяца надо определиться со списком участвующих в этом Проекте, с объемом и перечнем работ, со списком необходимых материалов, составить смету, собрать деньги, закупить, завезти в школу. 4. Ориентировочно, 22 января организовать субботник на месте. Тем самым начать работы по созданию. 5. Поскольку, как говорится, художник может рисовать картину всю жизнь, то предлагаю завершить все работы к Дню Пограничника и назначить открытие экспозиции на 20 часов 27 мая 2011 года.
    1 балл
  36. Игорь! Ещё есть такая тема: Наши офицеры в ВОВ. Одна из запомнившихся историй. В 77году п-к Соколов( или Соколовский) рассказывал, что при посещении музея Вооружённых Сил на куске стены Рейхстага, выставленной в музее, узнал свою роспись и по настоянию друга сообщил сотрудникам музея об этом. Был взят образец почерка и через какое-то время пришёл официальный ответ, что почерк подходит и других претендентов нет. После службы сам лично ходил в музей и видел эту подпись. Не хватает одной или двух букв. Я думаю в ваших силах откопать всю эту историю в музее. Служил он если не изменяет память в полит отделе нашего отряда.
    1 балл
  37. На мой взгляд, надо брать все помещения, которые дают. Это сейчас кажется, что площади большие, а в реальности их всегда не хватает. Сотрудники Центрального музея без сомнения окажут помощь, но для этого надо хотя бы структуру будущей экспозиции обсудить. Бояться нравов современных школьников не стоит - если экспозиция будет интересная и современная, они сами будут по ней экскурсии водить. В нашей практике это было не раз. Сергей Смирнов может подтвердить - Музей Героя России Л.С. Константинова располагается непосредственно в школе. Кстати, Сергей - наш внештатный сотрудник, азы музейной работы "сдал" на отлично. Он с нами строит почти все выставки. Теперь о конкретных вещах. Кто может достать маскировочную сетку? Она будет очень уместна в экспозиции. Думаю, что знаковые вещи каждого рода войск могли бы предварять рассказ о моряках-пограничниках, авиации погранвойск и т.д. Кто-то из модераторов мог бы на схематическую карту СССР наносить места службы форумчан. Её можно и распечатать и закачать на экран в цифровом формате. Можно создать цифровой видеоархив - запись воспоминаний о службе. Ваши армейские фотографии, рассказ о службе и о том, кем вы стали, вернувшись в гражданские будни. Предложений, как всегда, много. Думаю, что надо создать Совет музея из москвичей - им проще встречаться с администрацией школы и обсуждать наши предложения с сотрудниками Центрального музея. Но сразу все задумки ракрывать не стоит, должна сохраняться определённая "интрига". Когда всё заранее известно, пропадает интерес.
    1 балл
  38. Внимательно прочитала предыдущие посты, и решила высказать своё мнение.Повторять экспозицию, даже самую замечательную, не стоит. Если она есть, ребята всегда смогут посмотреть её в оригинале. Надо составить структуру СВОЕЙ экспозиции, возможно, используя какие-то документы. Во-первых,составить план того, о чём она должна рассказать (тематическая структура). С чего начать и чем закончить. Ребята уже высказали интересные предложения (Malina), стоит их обсудить предметнее. На мой взгляд, если это продолжение уже существующей экспозиции 51-й Армии, то хронологически выбиваться сложно. Если помещение изолировано и не является продолжением уже существующей экспозиции , то это наилучший вариант. Тогда можно начинать с организации пограничной службы. Второе соображение: фанера и пластик трудны в работе. Мы покупаем в фотосалонах большие (90х120 или 90х60) готовые рамы для фотографий. Лучше всего металлические со стеклом. В качестве паспарту - однотонные светлые обои. Подлинники документов и фотографий (оригиналы) можно давать только в витринах, клеить их нельзя. Делаем цифровые копии на цветном принтере. В витринах используем планшеты, обтянутые тканью. Чем удобно работать с рамами - всегда легко поменять или дополнить экспозицию, легко вешать рамы. Кстати, наши передвижные выставки прекрасно висят и в школах, и в кинотеатрах, стёкла бьются только при транспортировке и то редко.По содержанию - могу выслать цифровые копии материалов о наших героях-пограничниках Константинове, Смирнове (Герои России) и Желудкине, погибшем недавно в Дагестане и представленном к Ордену Мужества. Из пожеланий - хорошо бы на карте СССр обозначить места службы наших форумчан. Будет ясно - вы охраняли покой Родины. Мыслей ещё много, но пост слишком длинный. А выставки наши музейные можете посмотреть на сайте chnm.ru в разделе архив новостей. Копии фотографий на принтере не делаем (получается скверно!), только копии документов.
    1 балл
Эта таблица лидеров рассчитана в Москва/GMT+03:00
×
×
  • Создать...