Перейти к содержанию

История Морской охраны ФПС России


Рекомендуемые сообщения

Немцы погоняли корабль изрядно, представители пограничной службы ФРГ испытывали и проверяли его дотошно.

Нам подробно рассказывали и показывали всё, о чём мы просили.

 

Разрешили поуправлять кораблём. Он оказался довольно послушным, а его два подруливающих устройства позволяли двигаться как угодно.

На снимке со мной Васильев В.А.

post-48820-0-47142900-1430668935_thumb.jpg

Рождение нашего патрульного судна оказалось трудным. Проект был переработан изрядно, из иностранного оборудования остались только основные системы.

Конструкторы ЦМКБ "Алмаз" существенно улучшили данные корабля, адаптировали по российские требования и условия плавания.

 

По ряду причин было построено только одно судно, оно получило номер ПС-823 и несет службу в Мурманске. 

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 166
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Как я уже упоминал, система освешения обстановки и управления Морской охраны должна была сопрягаться с системами управления движением судов (СУДС) морского флота, автоматической идентификационной системой (АИС), системой мониторинга и связи Госкомрыболовства и некоторыми другими системами.

Поэтому СКБМ ДМО активно участвовала в решении технических и организационных вопросов такого сопряжения.

 

Два фото, иллюстрирующих эту работу.

 

Группа офицеров ФПС России в одном из центров СУДС в Финском заливе.

post-48820-0-31225900-1430729050_thumb.jpg 

Второе фото сделано на площадке антенного поста одной из башен СУДС.

post-48820-0-69295000-1430729122_thumb.jpg

Сама башня выглядит так (фото взято из интернета):

post-48820-0-67557000-1430729625_thumb.jpg

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Активная совместная работа сотрудников ДМО за довольно короткое время привела к формированию слаженного коллектива. Смею утверждать, что уже к 2000 году, т.е за три года существования ДМО сложился хороший коллектив, в котором было комфортно работать.

 

25 января 2001 г. исполнялось 300 лет Штурманской службе флота России. Эта дата на мой взгляд достаточно условна и привязана к дате учреждения Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы) Указом Петра I.

Часто приводят фразу из этого Указа: "Быть математических и навигационных, то есть мореходных хитростно искусств учению". Эта фраза, на мой взгляд, больше относится к образованию, чем к Штурманской службе, но вот командование и штурмана ВМФ решили так.

В результате 25 января стал для ВМФ и Днем штурмана, и Днем военного образования.

По инициативе Главного штурмана ВМФ 25 января 2001 г., в день 300-летия Указа Петра I, было решено отметить как 300-летие Штурманской службы флота России всеми флотами, составляющими флот России:

- Военно-Морской флот;

- Морская охрана;

- морской флот;

- речной флот;

- промысловый флот;

- научно-исследовательский флот;

- гидрометеорологический флот.

Представители всех указанных флотов на специальном совещании одобрили идею проведения и согласовали мероприятия по торжественному празднованию 300-летия Штурманской службы флота России.

 

Логвиненко В.К. горячо поддержал идею торжественно отметить 300-летие Штурманской службы флота России, сделал немало для подготовки и его обеспечения и сам принял участие в основных мероприятиях, которые были проведены в ВМФ, Морской охране, Службе морского и речного флота Минтранса России и других ведомствах.

В региональные управления и части центрального подчинения была дана соответствующая информация и указания по планированию и проведению мероприятий, посвященных 300-летию Штурманской службы флота России.

 

Я не зря написал выше, что к тому времени сложился коллектив департамента морской охраны. Народ дружно поддержал и принял участие в мероприятиях, независимо от специальности. У меня остались самые лучшие и теплые воспоминания о том времени и благодарность моим коллегам за поддержку и внимание!

 

Несколько фото с празднования 300-летия Штурманской службы флота России в департаменте морской охраны.

Групповое фото департамента морской охраны перед началом торжественного собрания.

post-48820-0-38343400-1430732930_thumb.jpg 

Отдельно сфотографировались с ветеранами МЧПВ.

post-48820-0-78085600-1430732983_thumb.jpg

 

И отдельное фото с представителями промышленности, принявшими участие в нашем праздновании.

post-48820-0-90138300-1430733047_thumb.jpg

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


На торжественном собрании я сделал доклад, неоднократно прерываемый аплодисментами (по секрету скажу, что часто я сам аплодисменты и инициировал).

Доклад был выслушан с большим вниманием и было приятно позднее слышать об этом от наших сотрудников.

 

Были вручены подарки ветеранам и сотрудникам, говорились теплые слова и гостями.

 

На фото - докладчик и президиум.

post-48820-0-22214000-1430734032_thumb.jpg 

Вручается подарок от Военно-Морского Флота.

Подарок вручает первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Ильин В.А., тоже штурман.

post-48820-0-49047000-1430734176_thumb.jpg

Логвиненко В.К. вручает подарок ветерану МЧПВ и Морской охраны контр-адмиралу Парахневичу Василию Васильевичу.

Парахневич трудился в ЦОПИ в то время и у нас с ним были самые тесные деловые связи. И сейчас иногда он навещает Клуб ветеранов Морской охраны.

post-48820-0-07742200-1430734305_thumb.jpg

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Одним из мероприятий, посвященных 300-летию Штурманской службы флота России была подготовка и издание книги "История Штурманской службы флота России".

Эту книгу подготовила Штурманская служба ВМФ под общим руководством Главного штурмана ВМФ контр-адмирала Бабинова Е.Г.

Редакционная коллегия включала заместителя Главного штурмана ВМФ капитана 1 ранга Козлова С.В., научного редактора Безбородова Г.И. и консультанта контр-адмирала Зубкова Р.А.

Авторский коллектив включал 64 человека от всех флотов, составлящих флот России.

Морской охране было поручено написать часть II книги, освещающую историю Штурманской службы морской компоненты пограничной службы. 

Руководителем группы авторов от Морской охраны выступил я. Соавторами выступили Главный штурман МЧПВ 70-80-х годов капитан 1 ранга Еремеев Ю.Ф. и Главный штурман МЧПВ 90-х годов капитан 1 ранга Мяло Ю.А., предоставившие материалы.

 

Издание книги осуществлено при содействии и финансировании:

- Государственного научного центра РФ - Центрального научно-исследовательского института "Электроприбор", г. Санкт-Петербург;

- Государственного унитарного предприятия "Государственная инвестиционная корпорация";

- Государственной службы морского флота Минтранса России;

- ОАО "Штурманские приборы.

 

Подготовлено к изданию и отпечатано научным издательством "Большая Российская энциклопедия", Москва, 2003 г.  

Несколько скринов книги "История Штурманской службы флота России".

 

Обложка:

post-48820-0-77822700-1430809221_thumb.jpg

 

Часть II "Штурманская служба в Морской охране Пограничной службы Российской Федерации".

post-48820-0-68916800-1430809319_thumb.jpg

 

Страница 170 с фото отряда пскр под командованием капитана 1 ранга Котова К.И. в проливе Босфор, май 1976 г.

post-48820-0-83976100-1430809437_thumb.jpg

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Завершение.

 

Завершающий этап существования Морской охраны характеризовался дальнейшими организационными изменениями, в основном завершением формирования нормативно-правовой базы и прежним дефицитом финансирования.

По вопросам СКБМ нам удалось завершить разработку всего комплекта руководящих документов, издать его в издательстве "Граница" и начать внедрение в практику.

 

В марте 2003 года ФПС России перестала существовать, а вместе с нею и Морская охрана вскоре была упразднена.

На этом история Морской охраны завершилась. Пора и мне завершать рассказ об этом качественно новом, сложном и противоречивом этапе развития морской компоненты пограничной службы.

 

К несомненным положительным результатам Морской охраны отнесу наглядную демонстрацию необходимости создания полноценной структуры государства - береговой охраны.

Морская охрана своим рождением, трудным существованием и эффективной деятельностью дала рождение Береговой охране ПС ФСБ России. Порядок на море был в основном наведен, хотя и оставались ещё очень многие проблемы.

Благодаря Морской охране вырос международный авторитет Пограничной службы России на море, нашим коллегам стало гораздо понятнее, что мы собой представляем.

Уверен, что рано или поздно будет сформирована полноценная силовая структура государства со своим флотом, авиацией, береговой системой освещения обстановки, управления и контроля, более расширенными функциями - Береговая охрана России.

 

К нерешенным задачам по своей части отнесу кадровый вопрос. Слишком малы были силы СКБМ, чтобы охватить все основные направления работы и слишком мало времени было для реализации требований жизни. Все же для полноценного функционирования СКБМ нужно не 4-6 человек, а отдел или управление в составе 15-25 человек. И на местах должны быть не отдельные специалисты общим количеством 2-3, а тоже СКБМ в составе 10-12 человек каждая. 

Остались, конечно, и другие вопросы, которые не удалось решить по разным причинам, но раскрывать их здесь нет смысла.

 

Почти месяц ушел у меня на то, чтобы написать заметки по истории Морской охраны. Надеюсь, что они позволили читающим по-другому взглянуть на этап Морской охраны.

Большое спасибо всем, кто читал и принял участие в обсуждении!

Надеюсь, что заметки по истории будут дополнены и уточнены.

 

С тем заканчиваю, с форума не ухожу. 

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


С тем заканчиваю, с форума не ухожу.

Дмитрий Борисович, очень на это надеемся. Спасибо за представленную вами информацию.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Спасибо Вам, Дмитрий Борисович, за рассказанную частичку истории морской охраны. Пора писать мемуары в отдельную книжку :).

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Спасибо за теплые слова!

На мемуары замахиваться не хочу, книгу писать и издавать тоже нет времени, желания и средств. На сайте что-то помещать время от времени - это по силам.

 

История Морской охраны закончилась, но остались люди, которые её создавали, развивали и упраздняли. А у людей есть потребность общаться и иногда вспоминать о былом.

Хорошо, что для этих целей есть ветеранские организации.

В Москве есть две морские пограничные организации и в обоих я состою. Может быть есть и ещё какие, но пока не встретились. Буду рад, если они объявятся.

 

Первая и довольно давняя ветеранская организация - Межрегиональная общественная организация ветеранов (пенсионеров) Пограничной службы г. Москвы и Московской области

Эта организация создана при Пограничной службе и тесно взаимодействует с нею.    

Адрес: 109028 г.Москва, Яузский бульвар, д.13, Культурный Центр Пограничной службы ФСБ России

тел. (495) 916-30-90

Председатель – генерал-майор Виноградов Владимир Семенович

Председатель морской секции этой организации капитан 1 ранга Максимов Алексей Иванович.

 

Вторая ветеранская организация - Клуб ветеранов Морской охраны.

Она создана по инициативе первого начальника департамента морской охраны адмирала Налетова И.И. и организационно входит в Московский Комитет ветеранов войны при Правительстве г. Москвы.

Клуб тесно взаимодействует с департаментом береговой охраны ПС ФСБ России.

Адрес: 119002 г.Москва, Карманицкий переулок, дом 1/3. 

Председатель Клуба адмирал И.И. Налетов.

Первый заместитель председателя Клуба контр-адмирал П.И.Лемперт.

Секретарь Клуба контр-адмирал Д.Б. Штефанов.

 

Клуб был создан 30 августа 2010 г.

День создания Морской охраны считаем 29 августа 1997 г., когда был подписан Указ Президента Российской Федерации №950.

В этот день Клуб проводит своё ежегодное Общее Собрание, обычно в Культурном Центре Пограничной службы. 

В составе Клуба в настоящее время 88 человек, в том числе:

4 - участники и ветераны Великой Отечественной войны;

10 - воины-интернационалисты, участники других боевых действий;

2 - ветераны подразделений особого риска, подвергшиеся радиационному облучению;

71- ветераны военной службы;

1- ветеран труда.

 

Два члена Клуба - члены Союза писателей России.

Три кандидата наук в различных областях.

 

Среди членов Клуба есть адмиралы, старшие и младшие офицеры, два старшины 1 и 2 статьи.

 

Почти все члены Клуба ветеранов Морской охраны являются также членами первой ветеранской организации под руководством  Максимова А.И.

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Клуб ветеранов Морской охраны имеет свой Устав и атрибутику.

Клуб не является коммерческой организацией и не ведет никакую коммерческую деятельность. Финансирование деятельности осуществляется на членские взносы и пожертвования через финансовые органы Московского Комитета ветеранов войны.

Члены Совета Клуба выполняют свои обязанности безвозмездно и добровольно, никакого денежного вознаграждения не предусмотрено.  

 

Каждому члену Клуба полагается вымпел Клуба. Удостоверений или других документов члену Клуба не выдается. Вымпел является своеобразным удостоверением.

post-48820-0-55169600-1431012057_thumb.jpg 

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Дмитрий Борисович, а кто может быть членом этих двух клубов? Каковы требования к вступлению в них?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Дмитрий Борисович, а кто может быть членом этих двух клубов? Каковы требования к вступлению в них?

Сергей, первая организация объединяет пограничников, живущих в Москве и Московской области. Меня туда включили автоматически, как сотрудника департамента морской охраны без всяких требований. Думаю, что и к другим пограничникам специальных требований нет.

Позвоните туда по телефону, спросите Березина Андрея Александровича или Максимова Алексея Ивановича, они всё расскажут.

 

Что касается Клуба ветеранов Морской охраны, то мы не предъявляем никаких специальных условий к членам Клуба. Им может стать любой, кто служил в МЧПВ или (и) в Морской охране, или работал в ней сотрудником (гражданских товарищей - потенциальных членов Клуба довольно много, т.к в Морской охране была большая гражданская составляющая).

Также не играет роли воинское звание и служба по призыву или контракту. Единственное условие - желательно проживание в Москве или в области, иначе затруднительно посещать мероприятия и собрания.

Но это тоже не критично - в Клубе есть несколько человек, проживающих в Рыбинске, Санкт-Петебурге и Анапе. Они изредка приезжают в Москву, но в основном общаемся и оказываем какое-либо содействие по телефону или интернету.

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Спасибо за информацию, Дмитрий Борисович!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 3 недели спустя...

История в ветеранах продолжается.

Вчера, 22 мая 2015 г. в Москве в Культурном Центре ПС ФСБ России состоялась встреча ветеранов МЧПВ, Морской охраны и сотрудников Береговой охраны, посвященная наступающему Дню пограничника.

Встречу организовала Межрегиональная общественная организация ветеранов (пенсионеров) Пограничной службы г. Москвы и Московской области. Встречу проводил председатель морской секции капитан 1 ранга Максимов А.И. На встрече были Председатель Клуба ветеранов Морской охраны адмирал Налетов И.И. и первый заместитель руководителя департамента береговой охраны вице-адмирал Вольский А.А.

 

Встреча прошла в братской и веселой обстановке, за что организаторам большое спасибо!

Была сделана общая фотография участников и ветераны тоже фотографировали.  

 

Удалось и мне сделать парочку фото на память.

Слева направо:

Штефанов Д.Б., начальник СКБМ, Главный штурман;

Березин А.А., первый начальник ЦКП ФПС России;

Поляков Н.Н., старший научный сотрудник ПНИИТЦ;

Тараканов Н.А., начальник связи МЧПВ.

post-48820-0-01820700-1432370482_thumb.jpg

 

Соратники по департаменту морской охраны, слева направо:

Петренко Н.И., заместитель Главного штурмана;

Штефанов Д.Б.

Тонких С.А., Главный связист Морской охраны;

Наретя В.М., начальник управления ДМО.

post-48820-0-27068600-1432370791_thumb.jpg

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Дмитрий Борисович вечер добрый! У меня к Вам вопрос такого плана: если верить некоторым источникам в интернете (в частности он-лайн справочнику Романа Волкова russianships.info ), то патрульные суда проекта 503 разных модификаций на Камчатке были переданы погранслужбе от рыбохраны в конце 1998 года. То есть получается, что в 1999 году они уже были в штате 1-й дивизии. Не подскажите, в состав какого подразделения дивизии они входили? Не думаю, что в состав какой-то из бригад. Может быть создан дивизион (или его подобие) патрульных судов?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Дмитрий Борисович вечер добрый! У меня к Вам вопрос такого плана: если верить некоторым источникам в интернете (в частности он-лайн справочнику Романа Волкова russianships.info ), то патрульные суда проекта 503 разных модификаций на Камчатке были переданы погранслужбе от рыбохраны в конце 1998 года. То есть получается, что в 1999 году они уже были в штате 1-й дивизии. Не подскажите, в состав какого подразделения дивизии они входили? Не думаю, что в состав какой-то из бригад. Может быть создан дивизион (или его подобие) патрульных судов?

Добрый вечер, Андрей!

Все патрульные суда и катера всех проектов от Госкомрыболовства были приняты в состав Морской охраны в 1998 году. Могу ошибаться, это было до середины года, так предписывалось специальным постановлением Правительства РФ. Когда прибыли к месту дислокации конкретные суда и катера, сказать не могу, это были разные сроки.

Для патрульных судов и катеров в 1 дпскр и бригадах, куда они входили, были созданы группы патрульных судов и катеров со своим управлением - капитан-наставник, штурман, связист, механик и ещё кто-то. Группа подчинялась непосредственно командиру 1 дпскр или командиру бригады.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Для патрульных судов и катеров в 1 дпскр и бригадах, куда они входили, были созданы группы патрульных судов и катеров со своим управлением - капитан-наставник, штурман, связист, механик и ещё кто-то. Группа подчинялась непосредственно командиру 1 дпскр или командиру бригады.

 

Огромное спасибо за ответ!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 9 месяцев спустя...

 

Фото со сбора в Анапе, 1 ОУМЦ:

ИзображениеСбор_по_безопасности_мореплавания_Анапа_2002.jpg

 

Офицеры 1 ОУМЦ сняли фильм о сборе, в том числе на выходе в море на одном из пскр пр.1241. Этот фильм у меня, к сожалению, не сохранился.

 

Здравствуйте, Дмитрий Борисович!

 

А можно у вас попросить представленное фото со сбора в Анапе в хорошем разрешении, чтобы я мог его себе напечатать? Уж очень оно пикселизированное здесь на форуме... Дело в том, что на этом фото имеюсь и я, стою во втором ряду на фоне стелы. Жизнь сложилась так, что практически не осталось у меня фотографий анапского периода, а хотелось бы иметь память.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Добрый вечер, уважаемый fodores!

Попробуйте вот это фото. Если не удовлетворит, отсканирую ещё раз в максимальном разрешении.

https://yadi.sk/i/S_drlyLDqCzSU

Изменено пользователем Штефанов Д.Б.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


спасибо большое!

Не за что, Денис!

Я понял, что качество удовлетворяет.

На электронную почту или здесь можете поделиться своей информацией об истории Морской охраны?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 2 года спустя...

Ну а я продолжу про руководителей Морской охраны.

Первыми заместителями руководителя департамента морской охраны, в последствии морского департамента, были тоже всего два человека.

Вице-адмирал Васильев Вячеслав Александрович.

ИзображениеВасильев_300.jpg

 

Здравия желаю тов. контр-адмирал ! 

Дмитрий Борисович, хотел бы получить информацию из первых уст, от вице-адмирала  В. Васильева, если такая конечно возможность есть.

А именно он возглавлял поход Балтий-Мурманск ПСКРа "Стрелец" и "Плутон", к новому месту базирования с демонстрацией флага Береговой Охраны в иностранных портах. У меня в теме за ПСКР есть редкая брошюра того похода и так же я выложил статью за 1999 год "За кормой 4 моря. Вице-адмирал Васильев" .

 

http://forum.pogranichnik.ru/topic/17136-pskr-streletc-pr862/page-6?do=findComment&comment=904246

 

 

Со слов участника того похода, который вышел на меня, было очень много сделано фото и видео материала, прошу Вас спросить, что бы Вячеслав Васильев поделился информацией ! А может вы кого еще лично знаете из списка ?

С уважением, Александр.

post-40628-0-62098200-1521678817_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Александр, здравствуйте!

Я свяжусь с Вячеславом Александровичем и напишу Вам о результатах.

Из списка я никого не знаю, к сожалению.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Спасибо

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 8 месяцев спустя...

Ещё один рассказ из истории Морской охраны.

Написал его флагманский штурман Арктического регионального управления ФПС России капитан 1 ранга Захаров Алексей Григорьевич.

Орфография и стиль рассказа сохранены. Фото представлены автором.

Использование материалов - только с разрешения автора.

 

К 100-летию Пограничной  службы России
 
Флагманский штурман
рассказывает 
 
 
 
Они были первыми 
Ледовый поход комбрига Иванова
 
 
30 августа 1873 года.  Деревянный пароход «Тегетгоф», на котором  австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера направлялась на поиски  сквозного прохода из Баренцева в Берингово море, дрейфует, затертое  льдами.
Шли 375 сутки  дрейфа. И вдруг в разрыве окружавшего судно густого тумана блеснула горная страна. Так случайно был открыт полярный архипелаг, получивший название Земля Франца-Иосифа.
Земля Франца-Иосифа – архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Одна из самых северных территорий России и мира. Состоит из 193 островов, с общей площадь 16 134 км².
Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказал ещё Ломоносов в своем научно-поэтическом трактате  «Краткое описание разных путешествий по северным морям». В 1865 году  русский военный моряк адмирал Н. Г. Шиллинг в своей статье «Соображения о новом пути в Северном полярном море»  на основе анализа движения льдов в западной части Северного Ледовитого океана предположил существование неизвестной земли, находящейся к северу дальше Шпицбергена. Эту идею горячо поддержал известный географ (последствии теоретик анархизма)  князь П.А.Кропоткин.
Русские на архипелаг попали в 1901 году  на первом российском ледоколе «Ермак» под  командой вице-адмирала Степана Макарова. 
В 1913 году архипелага достигла экспедиция Георгия Седова. В 1914 году, во время поисков экспедиции Седова, российский гидрограф Исхак Ислямов установил на Земле Франца-Иосифа российский флаг и заявил о принадлежности архипелага Российской империи. Но вскоре империя «приказала долго жить». 
15 апреля 1926 г. президиум ЦИК декретом «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» объявил о правах Советского Союза на все известные и ещё не открытые земли и острова, заключённые в секторе Арктики между меридианами, идущими от крайней западной точки северной границы (граница СССР с Финляндией 32°4’35 в. д.) и середины Берингова пролива (168°49’30 з. д.) на востоке до Северного полюса. Это автоматически означало, что Земля Франца-Иосифа официально объявлялась находящейся под полной юрисдикцией СССР. Административно архипелаг был включен в состав Архангельской области.
Через три года, летом 1929 года Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг. 
«В силу данных мне полномочий объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР!» — заявил будущий академик Шмидт. 
Так самой северной точкой  России стал берег западнее мыса Флигели на острове Рудольфа Земли Франца-Иосифа.
«Негостеприимные берега, открытые нами, едва ли принесут пользу человечеству»,– записал Пайер в своем дневнике. Ошибся австриец. 
С 30-х годов прошлого столетия  на островах архипелага открываются научные полярные станции, которые вплоть до конца XX века проводят многочисленные научные наблюдения, преимущественно связанные с изучением погодных условий. 
В 50-е годы прошлого столетия  для укрепления северных рубежей Советского Союза здесь строят объекты оборонного назначения.  
В 1981 году  на крайнем северо-востоке острова Земля Александры была введена в строй пограничная застава «Нагурское». 
После распада СССР фактически началась экспансия на российское пространство по всем направлениям. К тому же в 1992 году правительство Гайдара посчитало, что стране не по карману заполярная Россия. Военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское». 
В той  геополитической ситуации Россия вынуждена была адекватно отвечать на существующие в Арктике вызовы, используя все свои имеющиеся возможности. 
Но это так – историческая справка. Главное впереди.
 
С целью укрепления охраны Государственной границы в Арктическом секторе Российской Федерации Указом Президента России в составе Федеральной пограничной службы (ФПС) России в августе 1994 года создана Арктическая группы Пограничных войск (АГПВ), с дислокацией управления в г. Мурманске. Командующим был назначен генерал-лейтенант Константин Плешко. 
АГПВ осуществляла охрану государственной границы на территории Мурманской области и вдоль арктического побережья до якутского поселка Черский, включая острова и архипелаги – Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Северную Землю и Новосибирские острова, общей протяженностью более 13 тысяч километров. 
Для  защиты национальных интересов Российской Федерации  в Арктике особая роль отводилась морской составляющей АГПВ - 1-й Отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей (ОБРПСКР) с дислокацией в п. Кувшинская Салма, командир бригады капитан 2 ранга Иванов В.В.
 
ИВАНОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Родился в г. Петропавловске-Камчатском 30 августа 1955 года. 
С 1973 по 1974 г.г. – срочная служба в пограничных войсках.
 В 1974 году поступил в ВВМУ им. М.В. Фрунзе  (г. Ленинград), которое окончил в 1979 году по специальности – противолодочное вооружение надводных кораблей. 
 По окончании училища вернулся в пограничные войска.
 За 10 лет службы на Камчатке прошел путь от командира боевой части до командира корабля 2-го ранга (четыре года командовал ПСКР «Решительный»). 
В 1986 году с отличием окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ по специальности командир противолодочного корабля, соединения кораблей.
 В 1989 году предложил направить скоростной корабль для несения погранслужбы на Чукотское направление, в августе-сентябре совершил кораблём не ледового класса дальний  поход на Чукотское направление. В ходе похода корабль достиг самой восточной точки России – острова Ратманова. 
За освоение нового направления несения службы награждён Правительственной наградой.
С 1990 по 1993 гг. слушатель командного факультета Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова по специальности командно-штабная, оперативно-тактическая. 
По окончании академии был направлен на Север начальником штаба 1-й ОБРПСКР, но уже через 4 месяца назначен командиром бригады и принял под свое начало гарнизон. 
В 1997 году по семейным обстоятельствам переведен в Псков на должность
заместителя командира бригады пограничных кораблей
В 2001 году уволился в запас в звании «капитан 1 ранга».
 Награждён семью правительственными наградами.
Один из инициаторов создания в Пскове морской набережной с мемориалом псковичам-флотоводцам.  Автор первого (сокращенного) варианта книги «Морская слава Пскова,  часть 1 , Псковичи – флотоводцы»  (самиздат, 1998). 
Инициатор конкурса на лучший проект комплекса – мемориала Псковичам – флотоводцам на Морской набережной. 
Один из двух авторов - составителей, а также главный редактор вышедшей к 1100-летию упоминания Пскова в летописи, книги «Во славу России. Псковичи в истории Российского флота» (Псков 2003).
 С 1998 года является одним из ведущих литературно – патриотического клуба «Два капитана» при областной детской библиотеке им. В.А. Каверина, проводит заседания (ассамблеи) клуба с участием школьников – кадетов и студентов, активный собиратель фонда музея романа «Два капитана» при названной библиотеке.
 
Для пресечения незаконной деятельности иностранных государств  в Арктике, руководством ФПС было принято решение на первый в истории морских частей погранвойск высокоширотный поход пограничного сторожевого корабля (ПСКР) «Иртыш» (впоследствии «Мурманск») на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) для взятия архипелага под охрану пограничными кораблями в навигационный период.
Вспоминает капитан 1 ранга Иванов В.В.:
«А дело было так: в июне 1995 г. в Кувшинскую Салму с инспекционной поездкой прибыл Директор Федеральной Погранслужбы генерал армии А. Николаев. На докладе я доложил о том, что за предыдущий год по нашим данным на ЗФИ работало более 20 иностранных экспедиций без разрешения Российского Правительства и предложил совершить экспериментальный поход во второй половине августа 1995 года на ЗФИ. 
Николаев спросил: «Ходили прежде корабли на архипелаг?».
Я ответил, что 12 лет назад была попытка, но из-за тяжелой ледовой обстановки корабль с полпути вынужден был возвратиться. Директор ФПС утвердил мое предложение. Корабль готовила вся бригада и Арктическая группа ПВ».
 
В то время я, капитан 1 ранга Захаров А.Г., флагманский штурман 9 эскадры атомных  подводных лодок Северного флота (п. Видяево), волей судьбы оказался в должности флагманского штурмана морского отдела АГПВ и принял непосредственное участие в подготовке штурманской боевой части к походу в сложных ледовых условиях Арктики. 
Хотя опыта плавания во льдах на надводном корабле у меня не было, но опыт подледного плавания имел достаточный, чтобы представлять все трудности перехода в высокие широты по маршруту Кувшинская Салма–Земля Франца-Иосифа – Кувшинская Салма.
Картами и навигационными пособиями для района плавания, где применение ПСКР ранее не планировалось, поделились боевые друзья из Гидрографической службы Северного флота (ГС СФ). Они же помогли укомплектовать штурманскую боевую часть запасными частями к морским средствам навигации. Так как морские пограничники не состояли на снабжении в ГС СФ,  пополнять запасы пришлось за плату. Я еще застал тот небольшой промежуток времени, когда все необходимое для выполнения боевой задачи  в ФПС России оплачивалось в полном объеме. 
Отрабатывался маршрут похода, готовилась к переходу в высокие широты штурманская боевая часть. Изучались  особенности плавания в условиях ледовой обстановки и в проливах между островами,  а также  особенности работы гирокомпасов  и других навигационных приборов в высоких широтах. Надеюсь, что эта информация впоследствии очень пригодилось командованию  ПСКР «Иртыш».
Маршрут похода предполагал» переход через проливы Абердер (пролив между островами Брейди и Мак-Клинтока), пролив Макрома и пролив Ермак  к  острову Хейса с посещением российской полярной станции. Далее путь лежал на остров  Циглера для установки символичного пограничного столба. Конечной точкой маршрута в архипелаге был остров Рудольфа, где тоже планировалось  установить символичный пограничный столб.
Командир бригады лично подготовился и с высоким качеством подготовил командование корабля к уникальному походу. Большую организаторскую работу по подготовке штурманской боевой части, штурманской подготовке вахтенных офицеров корабля для плавания в высоких широтах провел флагманский штурман бригады капитан 2 ранга Владимир Драницын. 
По результатам подготовки уверенные знания показали старший помощник  командира корабля капитан  3 ранга Владимир Усов, командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Олег Сальков, вахтенный офицер Алексей Примеров. Командир электромеханической боевой части капитан 3 ранга Валерий Белоусов, несмотря на объективные и субъективные трудности, своевременно и в полном объеме подготовил материальную часть к походу.
23 августа ПСКР «Иртыш» покинул родную базу.
 
Вспоминает капитан 1 ранга Иванов В.В.:
«Командир корабля Леонид  Мирошниченко был на сессии в ВМА им. Н.Г. Кузнецова, на корабле был допущенный к управлению кораблем старший помощник капитан 3 ранга Владимир Усов без опыта плавания во льдах. Возглавил поход я (у меня был небольшой опыт плавания во льдах еще с Камчатки) и допуск к управлению кораблем проекта 97П."
 
В общем, отправились, воодушевленные идеей взять под охрану кораблем архипелаг и демонстрировать флаг России иностранным экспедициям. 
По пути к архипелагу прошли район свободного мореплавания (Норвежцы называют его - Смютхюлле), где рыболовные суда в районе контролировал ПСКР «Урал» (командир корабля капитан-лейтенант Роман Толок (ныне адмирал)». 
В 09 часов 42 минуты 26 августа  1995 года корабль пересек 
80° сев.широты.  Капитан 3 ранга В. Усов под руководством капитана 2 ранга В. Иванова умело провел ПСКР  сквозь ледяные поля  и пограничники встали на якорь в районе о. Хейса.
Вечная мерзлота острова Хейса проявляется в бесконечных снежных просторах. Средняя температура здесь составляет -12 градусов. Лето занимает не больше 4 недель, в этот период воздух прогревается до нуля.  Как выражаются многие ученые-полярники, в этом месте даже грязь чистая. Из-за низкой температуры на Земле Франца-Иосифа отсутствую болезнетворные бактерии. По чистой случайности ученые обнаружили закономерность: собаки, которые рождались в этом месте, по прибытию на континент умирали через неделю. У них просто не формировался иммунитет против инфекций, которых на Хейсе нет. 
Часть личного состава посетила полярную станцию им. Э.Т. Кренкеля. 
Станция расположена в северо-восточной части острова Хейса  на мысе Обсерваторский. Является единственной обсерваторией в России  в области геомагнитной полярной шапки  и  самым северным метеорологическим постом России.
В ходе встречи моряки одарили полярников пограничными сувенирами. Взамен им позволили проштемпелевать конверты в память о посещении полярной станции на о.Хейса.
Начальник станции Михаил Бугаев поделился информацией о ледовой обстановке на маршруте перехода, дал прогноз ее изменения, исходя из своего богатого полярного опыта, что стало большим подспорьем морякам-пограничникам в дальнейшем ледовом плавании.
Покинув гостеприимных российских полярников, моряки-пограничники направились  к острову Циглера.
На переходе, в субботу 26 августа на корабле был организован банный день. Это была необычная баня. В один из грузовых понтонов на верхней палубе корабля была залита подогретая  вода Северного Ледовитого океана, и личный состав с удовольствием принимал контрастную воздушно-морскую ванну.
Посетив остров Циглера, моряки ПСКР «Иртыш» на мысе Брайса  установили пограничный столб – как символ принадлежности Земли Франца-Иосифа России. На столбе укрепили указатели направлений на Родину - остров Ратманова,  Москва,  Кувшинская Салма и на Северный полюс. Теперь гарнизон морских пограничников  и Арктика объединились  навечно. 
Вскоре  ПСКР «Иртыш» прибыл к острову Рудольфа, самому северному из островов Земли Франца-Иосифа. По плану похода пограничники должны были высадиться на остров и посетить метеостанцию.
Метеорологическая станция на острове Рудольфа была открыта летом 1932 года в рамках программы Второго Международного Полярного года.  Закрыли ее  в 1995 году. 
Однако из-за сильного прибоя высадку на берег пришлось отменить.  Пограничный столб остался на ПСКР.
 По случаю достижения самого северного острова России состоялось  торжественное построение экипажа.  Комбриг поблагодарил личный состав за мужество и доблесть, проявленные при выполнении государственного задания, и доложил, что все же нога пограничника успела коснуться земли острова Рудольфа. Этим пограничником оказался ветеран корабля майор медицинской службы легендарный Владимир Кожевников.
 «Доктора Кожевникова помнят моряки  и рыбаки Северного бассейна: на счету врача не один десяток аппендицитов – операций, проведенных в море. Пришлось врачу потрудиться и в нынешнем рейсе:  понадобилась срочная помощь члену экипажа архангельского исследовательского судна «Иван Киреев». Час понадобился пограничникам, чтобы перезагрузить больного на свой борт, подготовить все к операции, и здесь сказался высокий профессионализм Кожевникова, сумевшего помочь 27-летней Галине Меньшиковой без хирургического вмешательства» – писала о Кожевникове 
газета «Мурманский Вестник» от 28 сентября 1995 года. 
К сожалению, уже нет с нами Владимира Николаевича, но я до сих пор бережно храню в своем архиве этот номер газеты с автографом майора Кожевникова. Ушел из жизни и Владимир Усов, уже будучи командиром   дивизиона пограничных сторожевых катеров  пограничного управления ФСБ России по Архангельской области. Вечная им память!
По предложению комбрига экипаж на память о покорении Арктики морскими пограничниками сфотографировался на фоне пограничного столба, стоящего  на верхней палубе корабля, который все же обозначил присутствие России у острова Рудольфа.
В свое время  кое-кто говорил, что это были российские острова, но теперь им напомнили, что это российская территория, и  там все в порядке.
 
Вспоминает Владимир Иванов:
«Обратно возвращались вокруг Новой Земли, через Карское море. По пути посетили Большие и Малые Оранские острова, где лежит плита установленная голландцами в 1881 году, о том, что эти острова были открыты Виллемом Баренцем в 1594 году. 
Далее вокруг мыса Желания к мысу Спорый Наволок (Ледяная гавань, место зимовки Баренца), где встретили судно МАКЭ (Морской арктической комплексной экспедиции) «Иван Киреев». На борту был сам руководитель экспедиции Петр Боярский. С ним я был знаком по письмам.
Петр Боярский, узнав, что у меня день рождения (стукнуло 40 лет), настоял на личной встрече. После очного знакомства и поздравлений «Иван Киреев» ушел к мысу Желания укрываться от шторма, а мы ветрам навстречу, и трое суток в семибальный шторм вдоль всей Новой Земли, напрямик к Карским воротам. Когда прошли пролив и вышли в Баренцево море - полный штиль, дельфины прыгают, красота. Вернулись в базу в 2 часа ночи, а в 5 часов тревога и начало масштабных учений «Север 95».
 
Для справки:
Морская арктическая комплексная экспедиция, (МАКЭ), культурологическая организация при Институте Наследования им акад. Д. С. Лихачева, занимающаяся комплексными исследованиями историко-культурной и природной среды Арктики, поиском и обнаружением различных объектов, связанных с историей освоения Арктики, включая пропавшие экспедиции и их участников. 
Пётр Владимирович Боярский —советский и российский физик,  географ, историк науки, писатель. Один из создателей и заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия) Создатель (1986), начальник и научный руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ). МАКЭ в её ежегодных исследованиях на многих островах, на всех архипелагах и материковом побережье Российской Арктики.
 
В мурманской прессе возвращение ПСКР «Иртыш» отметили статьей: 
- Смелость и дерзость российских пограничников удивили всех. И их норвежских коллег, не вышедших к месту встречи из-за жестокого шторма, с ними часть маршрута планировалось пройти совместно. И ученых-полярников из России, Голландии, США, работающих сейчас  на островах Хейса и Гукера. И саму Арктику, подарившую «Иртышу» и ее экипажу в целом благоприятную погоду.
Офицеры  Юрий Иванов, Олег Сальков, Алексей Примеров, Валерий Белоусов, Андрей Харахордин, мичман Дмитрий Кипнис обеспечили  слаженную работу экипажа и боевых частей корабля, приобрели уникальный опыт высокоширотного ледового плавания. 
Демин М. Удивительное покорение Арктики «Иртышом //Мурманский Вестник,  №183(1078) 1995, 28 сентября.
 
Этот опыт пригодился в ледовом походе уже ПСКР «Мурманск» на пограничную заставу «Нагурская»,  что  находится в тысяче километров к северу от ближайшего материка.
 
За выполнение  государственной задачи полагались  и государственные награды. Но вот что вспоминает капитан 1 ранга Иванов:
«За это поход  я ходатайствовал о награждении старшего помощника и командира электромеханической боевой части медалями "Ушакова". Оба они их получили, весь экипаж получил знаки "За дальний поход". Этот поход вошел в историю пограничных войск России. За суетой как то забыли меня, ну, в общем,  я не жалуюсь, но спасибо могли бы сказать. Главная же награда для всех – это сам поход, прошедший без сучка и задоринки». 
 
Сейчас, за пеленой прошедших лет, трудно сказать, почему не представили к награде «ледового» комбрига. 
Возможно,  во время его отсутствия  матрос, скатываясь с корабельного трапа,  сломал палец – недогляд комбрига. А может, вышел из строя изношенный котел гарнизонной ТЭЦ и возникли проблемы с отоплением жилого городка - комбриг виноват. Комбриг за все в ответе.
Но мне кажется, что лучшей наградой для комбрига стала благодарность родных и близких моряков за благополучное возвращение их мужей, сыновей, братьев из трудного, но славного похода, вошедшего в историю Пограничной службы. Об этом говорят и сами участники похода на пограничных форумах в Интернете.
Здоровья Вам и благополучия, комбриг Иванов!
 
Капитан 1 ранга Захаров А.Г.
 
Список использованных источников
1. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»: Постановление 
Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР, 
от 15 апреля 1926 года //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации //http://docs.cntd.ru/document/901761796
2. Александр Карпов,  BECTИ. RU, 11 сентября 2004 
3. Андрей Криворотов, Баренцево море: нефтяная сага на руинах «холодной войны»//http://www.norge.ru/journey/saga_of_cold_war.html
4. Демин М. Удивительное покорение Арктики «Иртышом //Мурманский Вестник. №183(1078) 1995 от 28 сентября. 
5. Земля Франца-Иосифа:как живет и служит самый сверный гарнизон России, 29 янв.2017 //http://www.leonids-info.ru/ya-rekomenduyu/zemlya-franca-iosifa-kak-zhivyot-i-sluzhit-samyj-severnyj-garnizon-rossii/php
6. Иванов В.В.6 сентября 2015 года
7. Кольский Север, Энциклопедический лексикон от А до Я
http://lexicon.dobrohot.org/index. php/МОРСКАЯ_АРКТИЧЕСКАЯ_КОМПЛЕКСНАЯ_ЭКСПЕДИЦИЯ
8. НОВЫЙ ВЕНСКИЙ: ЖУРНАЛ, ЗЕМЛЯ ФРАНЦА–ИОСИФА.  //http://russianvienna.com/novyj-venskij-zhurnal
9.  Пограничная застава «Нагурское» на земле Франца-Иосифа,  //https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post341249343)
10.  NEWS.COM. MORE THAN JUST DX NEWS 
11. Википедия – сводная энциклопедия  // http:// ru.wikipedia
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...