Перейти к содержанию

Зарождение КСП


Рекомендуемые сообщения

ЗАРОЖДЕНИЕ СПОСОБА ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА МЕСТНОСТИПоиск следов на местности с целью обнаружения и задержания нарушителей с давних пор находил применение в сторожевой службе по охране границ русского государства. Зарождение этого способа обнаружения нарушителей связано с объективными условиями, в которых осуществлялась охрана границы. Огромная протяженность границы, густые леса, которые она пересекала на многих участках, глубокий снежный покров зимой, скрытность действий контрабандистов и других нарушителей, использовавших в большинстве случаев для проникновения через границу ночное время, ограничивали возможность их непосредственного обнаружения войсковым наблюдением и редкими дозорами, которыми в ту далекую пору охранялась граница. Активность, свойственная духу русского народа, пытливый ум и близость к природе простых людей помогли первым пограничникам найти возможность существенно дополнить войсковое наблюдение и службу дозора: это был поиск следов, оставленных нарушителями на местности, обнаружение и преследование нарушителей по их следам.Трудно сказать точно, когда впервые следы стали использоваться в охране границы с целью обнаружения и задержания нарушителей. Можно лишь с большой долей вероятности предполагать, что это имело место еще в период зарождения русской государственности. Русская пограничная служба накопила значительный опыт обнаружения на местности следов нарушителей границы. Этот опыт представляет исторический интерес.Основные положения, связанные с использованием следов на границе для обнаружения и задержания нарушителей, изложены были в ряде документов, регламентировавших службу по охране границы. Одним из таких документов, в значительной степени обобщившим опыт службы, была «Инструкция службы чинов отдельного корпуса пограничной стражи» - утвержденной 7 декабря 1912 года. В ней имеются многочисленные указания и рекомендации по вопросам обнаружения, сохранения и изучения следов нарушителей границы.Так, инструкция считает, что при организации службы по охране границы «полезно на черте границы иметь конные разъезды для проверки следов в местах, где остается отпечаток таковых...» «Зимой - указывалось в Инструкции, - когда на снегу остается отпечаток следов, охрана границы как днем, так и ночью, может быть открытая - при посредстве дозоров, осматривающих с фонарем следы на границе».Далее обращается внимание на необходимость изучения следовых свойств местности в зависимости от характера грунта. Так, командир отряда обязан был знать».насколько свойства грунта удобны в отношении распознавания следа» и учитывать условия времени года и свойства грунта при поиске следов нарушителей.Инструкция вменяла в обязанность всем чинам при выходе на границу осматривать местность на предмет обнаружения следов, а по прибытии на место по тревоге «...прежде всего тщательно рассматривать все следы, которые оставили нарушители границы, наблюдая за тем, чтобы прибывшие на тревогу не затаптывали их...»При проверке службы по охране границы требовалось прежде всего «проверить, нет ли следов через границу ...». То же требовалось и при смене нарядов: «Прибыв на участок, новый дозор проходит по границе, осматривает нет ли следов прорыва через черту...» и при их обнаружении открывает тревогу и ведет преследование по следам (ст.759, 925).Таким образом, русская пограничная стража придавала немалое значение обнаружению следов на местности для целей охраны границы. Однако обнаружение и использование следов в охране границы носили характер отдельных разрозненных мероприятий, далеких от какой-либо системы.Поиск следов на участке не являлся повседневным и непрерывным мероприятием по охране границы, так как высылка специальных дозоров для поиска следов считалась не обязательной, а лишь « полезной» (ст.80). Даже зимой, когда на снежном покрове на всем участке оставались отпечатки следов, считалось, что охрана границы лишь «может быть» (ст.81) при помощи дозоров, осматривающих следы.Основное внимание уделялось обнаружению следов непосредственно «на черте границы» (ст.925), вследствие чего использование следов с целью упреждения нарушителей, прорывающихся за кордон, как правило, не имело места. В инструкции прямо указывалось: «...обнаружив следы, идущие из-за границы, ...дозор открывает тревогу и прибывшим на тревогу чинам указывает замеченные следы для преследования прорвавшихся ... Если следы будут идти от нас за границу, то тревоги открывать не следует» (ст.926).Поиск следов велся лишь в отдельных местах там, где на поверхности грунта в его естественном состоянии могли оставаться отпечатки следов. Уместно привести некоторые выдержки из приказов того времени:Из приказа N 59 от 7 июля 1912 года.... « Стражник поста Баран-Барановского отряда 15-й пограничной Новобржевской бригады Григорий Бакунич, находясь в ночь с 25 на 26 февраля с.г. в подвижном секрете, проверяя около 1.30 ночи устроенное им заграждение, заметил, что нитка, составляющая заграждение, оказалась порванной. Открыв тревогу, он стал осматривать местность и саженях в 200 от черты границы обнаружил следы, идущие от черты границы с твердой межи на пахоту. Через несколько минут с поста Правда прибыли три объездчика, и они начали преследование».Примечательна рекомендация генерал-майора Ушакова об использовании охранной полосы для контроля за движением нарушителей границы - прообраза нынешней контрольно-следовой полосы. «... У пограничной канавы оставлена охранная полоса, на которой отлично заметны следы нарушителей границы. Такое укрепление имеет серьезное значение и облегчает проведение надзора за границей».Таким образом, пограничники давно стремились зафиксировать следы нарушителя и получить сигнал, информацию о нарушении границы.РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ. ПОЯВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ПОЛОСЫ.Первая «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР», была введена в действие приказом войскам ВЧК Республики 15 февраля 1921 года. Несмотря на то, что в этой инструкции излагались лишь основные положения, определяющие организацию охраны границы, в нее было включено несколько статей (28, 47, 55-57, 85), в которых были изложены рекомендации по поиску, изучению и сохранению следов нарушителей границы. Это говорило о том значении, которое придавалось уже в то время этим вопросам.Небольшой срок охраны границы в сложных условиях гражданской войны и перехода к мирной обстановке не позволил советским пограничным войскам накопить и тем более обобщить новый опыт во всех областях их многообразной деятельности. Поэтому первая инструкция в вопросах использования следов не шла дальше основных положений инструкции 1912 года.С годами опыт охраны границы и тщательное изучение местности в пограничной полосе позволили выявить большинство участков земли у черты границы, на поверхности которых оставались хорошие отпечатки следов. Такими были участки с густым и ровным травянным покровом, песчаные отмели по берегам рек, озер, морей; зимою снежный покров. Вдоль таких участков стали чаще всего двигаться пограничные наряды, в связи с чем здесь стали протаптываться, а затем и прокладываться тропы. Это были первые инженерные мероприятия, направленные на обеспечение следов.К концу 20-х, в начале 30-х годов на некоторых участках границы начальники пограничных застав, с целью создания лучших условий для обнаружения следов нарушителей, стали запрещать движение местных жителей, а без оперативной надобности и пограничников, в полосе местности, прилегающей к этим тропам. Таким образом, поиск следов на многих участках стал вестись не на всей площади охраняемого участка, а сосредотачивался в прилегающей к тропе полосе местности, по которой запрещалось движение местных жителей и пограничников. Это были первые контрольные полосы.Появление контрольных полос было шагом вперед в деле создания совершенной системы обнаружения следов нарушителей границы и явилось логическим развитием способа обнаружения нарушителей по следам на основе использования естественных свойств местности.Контрольные полосы вводили элемент целеустремленности и организованности в поиск следов нарушителей границы. Вместо без системного поиска следов на всей площади охраняемого участка, поиск следов сосредотачивался главным образом в узкой полосе, пересекавшей участок вдоль линии границы, обычно в непосредственной близости от нее. Обнаружение и распознавание следов существенно облегчалось и тем, что контрольная полоса не заслеживалась, и поэтому любой след на ней привлекал внимание пограничников, рассматривался как след нарушителя границы.СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУ-ДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ. ПОЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ПОЛОСЫ (1931-1941 г.г.).Контрольные полосы в течение двух-трех лет получили значительное распространение на границе - они обеспечивали экономию сил и средств, усилили охрану.Однако эффективность этих полос зависела от естественных условий местности, которые не везде и не всегда были благоприятными и существенно зависели от времени года, погоды и характера грунтов, то есть не обеспечивали возможности надежного обнаружения следов на всем протяжении границы.В то же время необходимость непрерывной охраны границы обязывала обеспечить постоянный и эффективный контроль за местностью на всем протяжении нашей государственной границы и в любых условиях.В эти годы происходило интенсивное накопление опыта охраны границы. Чувство личной ответственности за охрану границы своей вызывало к жизни огромную творческую активность воинов - пограничников.Стараясь не пропустить нарушителей, пограничники изобретали различные способы их обнаружения.Одно время существовала такая система организации пограничной службы, когда группа солдат постоянно охраняла закрепленное за ней направление на участке заставы. Стараясь не пропустить нарушителей, бойцы изобретали различные способы их обнаружения. С этой целью, например, создавались так называемые «шумовые полосы» нагромождались камни на тропах; на путях вероятного движения нарушителей укладывались по земле полосы сухих сучьев и хвороста; создавались простейшие виды сигнализации с помощью консервных банок, подвешенных на проволоке, волчьи ямы, завалы, нитяные поля и т.д. По шуму и изменению положения предметов пограничники определяли нарушение границы и принимали меры к поимке нарушителей.Один из ветеранов пограничных войск генерал-майор П.Босый, вспоминает о том, как возникла первая вспаханная контрольная полоса, пишет , что это произошло на участке одной из застав западной границы в 1931 году.Группа пограничников 9-й заставы Н-ского погранотряда в Белоруссии для контроля порученного ей участка засыпала слоем песка всю дорогу, идущую вдоль границы. Выходя в наряд, каждый пограничник обязан был отнести туда вещевой мешок песку и высыпать его в указанном месте. По их примеру такой способ стала применять соседняя застава. Но широкого распространения он не получил.Все же пограничники 9-й заставы не приостановили своих поисков более рационального и эффективного средства контроля линии границы и вскоре нашли его.Было это в 1931 году. Правый фланг участка заставы проходил в то время по реке Неман. Однажды колхозники села Лунино, Узденского района, решили распахать примыкающий к берегу луг и посеять на нем клевер. Но сделав 10-12 борозд, почему-то приостановили работу. Так вдоль почти всего фланга заставы образовалась вспаханная полоса шириной в 4-5 метров.В один из выходных дней военфельдшер комендатуры тов.Городничий проходя по лугу, он увидел на бороздах свежие следы. Человек прошел совсем недавно. Кто бы это мог быть? Колхозникам здесь делать нечего, и пограничники не появлялись. Городничий пошел по следу. Знакомые отпечатки он заметил и на берегу, у самого уреза воды. Фельдшер начал преследовать неизвестного. Вскоре он добрался до леса, обнаружил там в кустах человека, задержал его и привел на заставу. Задержанный оказался агентом иностранной разведки, только что нарушившим нашу границу.Этот случай натолкнул пограничников на мысль пропахать полосу на всем участке заставы. И ее пропахали. Затем этот опыт переняли другие заставы, комендатуры, отряды. Постепенно, километр за километром, контрольно-следовая полоса опоясала почти всю границу. Она непрерывно совершенствовалась, улучшались методы ее использования. (Журнал «Пограничник» N 3 1957 г. Стр.43).Появление вспаханной контрольной полосы объективно не было случайным актом. Потребности охраны границы настоятельно выдвигали задачу создания контрольной полосы, более эффективной, чем естественная контрольная полоса, которая не могла быть, в силу условий местности, непрерывной и не везде имела удовлетворительные качества. Пограничники накопили большой опыт следопытства и уже хорошо знали и часто использовали для обнаружения следов при поиске нарушителей границы пашню, пахотные участки. Появление вспаханной контрольной полосы в начале 30-х годов уже назрело. Это подтверждается косвенно и тем, с какой быстротой вспаханная контрольная полоса распространилась на границе.В мае 1932 года - впервые в Закавказском пограничном округе на участке Нахичеванского пограничного отряда была введена контрольно-следовая полоса - КСП (Краткий очерк по истории войск Закавказского пограничного округа»).Эпизод о возникновении КСП на участке западной границы описывает и писатель Алексей Высоцкий в книге «Горный цветок» на 14 странице: «...С гор хорошо просматривалась контрольно-следовая полоса восстановленной границы. Рассекая лесной массив, она то исчезала в глубоких оврагах, то снова появлялась на противоположных скатах, взбираясь к линии горизонта. -Здорово придумали КСП, - вслух сказал Шныриков. -Колхозники подсказали, - отозвался Варакин. - Я не шучу, - добавил он, перехватив недоуменный взгляд Шнырикова. - Так и было. Кажется, в тридцать втором году. Прибежал на заставу колхозник: «Чужой прошел!» Его обступили: «Где? Кто видел?» А он: «Ник-то не видел, - наследил...» Оказалось, распахали они у самой границы участок под огород. На рыхлой земле и остались следы нарушителя...».Появление и быстрое распространение в 30-х годах на границе вспаханной контрольной полосы резко усилило охрану границы на огромном ее протяжении, внесло изменения в тактику пограничных войск и послужило фактором серьезного усиления роли инженерных мероприятий, обеспечивающих охрану границы.Назрела необходимость обобщения опыта войск по устройству и использованию в охране границы контрольных полос, с целью совершенствования и распространения этого опыта по всей границе. Это было сделано во «Временной инструкции по инженерно-техническому оборудованию государственной границы Союза ССР (Заграждение и контрольные полосы)», утвержденной 9 февраля 1939 года.В инструкции впервые дано определение контрольной полосы, которая сокращенно стала обозначаться и называться «КП»:«Участки земли, параллельные линии границы, по которым запрещается ходить как наряду, так и местному населению и предназначенные для обнаружения следов нарушителей границы, называются контрольными полосами».Появление вспаханной полосы вызвало необходимость в классификации контрольных полос.«Контрольные полосы - указывалось в Инструкции - делятся на естественные и искусственные.Таким образом к началу 1939 года вспаханная КП уже имела определение, установлен был порядок ее устройства.Издание «Временной инструкции» ознаменовало собой завершение многолетнего периода стихийного и неорганизованного развития специальных инженерных мероприятий, обеспечивающих охрану границы и начало нового этапа в решении задачи обнаружения нарушителей границы по их следам на местности.Вышедшие в 1940 году «Устав пограничной службы войск НКВД СССР» и «Инструкция о службе пограничной комендатуры» (утверждена 21.2.1941 г.), закрепили положение, о том, что «...правильно организованный участок охраны границы должен иметь ... контрольную полосу (летнюю и зимнюю).Таким образом, к началу Великой Отечественной войны пограничные войска создали стройную систему обнаружения и поиска нарушителей государственной границы по их следам на местности на основе использования не только естественных свойств местности, но и искусственно улучшая эти свойства путем осуществления инженерных мероприятий.ВСЕОБЩЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОИСКА НАРУШИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ПО ИХ СЛЕДАМ НА БАЗЕ КОНТРОЛЬНО-СЛЕДОВОЙ ПОЛОСЫ (1941-1962 гг.).Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз переместила центр тяжести охраны границы в область ее военной защиты. Особое значение приобрела охрана границы с Турцией. Напряженным оставалось и положение на наших восточных границах, где Япония, готовясь к нападению на Советский Союз, усиливала заброску своей агентуры и провокации на границе. Государственная граница Советского Союза на юго-востоке и на востоке на значительном протяжении проходит по горной, горно-лесистой, песчано-пустынной местности, по рекам.Таким образом, в военные годы контрольно-следовая полоса стала находить применение на горных и горно-лесистых участках, в песчаной пустыне, повсюду показывая высокую эффективность в охране.Победоносное окончание Великой Отечественной войны по-новому поставило многие вопросы инженерного обеспечения охраны границы. Вскоре после окончания войны было разработано и 30 августа 1947 года введено в действие «Наставление по инженерно-техническому оборудованию государственной границы СССР. (Инжтог-47).Наставление закрепило термин - «контрольно-следовая полоса» и уделило вопросам устройства и содержания КСП много внимания и места.Наставление, отражая большое значение КСП в охране границы, утверждало ее как один из основных элементов инженерного оборудования местности на границе, рассматривало КСП не узко технически, а во взаимосвязи с комплексом инженерных сооружений на участке. КСП прочно утвердилась на границе и на основе рекомендаций нового наставления интенсивно строилась, перекрывая все новые и новые участки границы.В 1947 году стала применяться сигнализационно-заградительная система «Клен-М».«Клен-М» была первой системой, органически сочетавшей в себе сигнализацию и заграждение. Внедрение в охрану границы системы «Клен-М» казалось бы снижало роль контрольно-следовой полосы, поскольку «Клен-М» давала немедленно информацию о месте и направлении движения нарушителей. Однако практика охраны границы вскоре показала, что новому техническому средству охраны границы агентура империалистических разведок противопоставила различного рода ухищрения при его преодолении. Лишь при совместном использовании системы «Клен-М» и контрольно-следовой полосы обеспечивалась эффективность технического средства. На участках, оборудованных системой «Клен-М», роль КСП заключалась в том, что она обеспечивала уточнение места нарушения и направления движения нарушителей и облегчала определение их числа.Появление в 1955 году и внедрение на границе с капиталистическими странами новой сигнализационно-заградительной системы «С-100» не уменьшило значения и роли КСП в охране границы. Новая система не давала информации ни о направлении движения нарушителей, ни об их числе. Роль КСП на участках, оборудованных системой «С-100», заключалось в том, что она обеспечивала уточнение места нарушения, а также определение направления движения и числа нарушителей.Уже к 1955 году важнейшие участки государственной границы были перекрыты контрольно-следовой полосой. Так, Закавказский, Азербайджанский и Туркменский пограничные округа, охранявшие границу с Турцией и Ираном, при общей протяженности сухопутной государственной границы 3005,7 км, имели на 1.1.1956 г. 3840,3 км контрольно-следовой полосы.В 1954-1956 гг. вышли в свет новые инструкции по организации охраны государственной границы, а в начале 1958 года - новое «Наставление по инженерно-техническому оборудованию государственной границы» (Инжтог-57).На основе обобщения многолетнего опыта охраны границы в наставлении сформулирована общая идея, которая должна быть положена в основу определения удаления трассы КСП от линии границы. Оно «...должно способствовать упреждающим действиям пограничной заставы по задержанию нарушителей при обнаружении следов на полосе в сторону границы».В наставлении и в инструкциях значительное внимание уделено вопросам организации проверки КСП при помощи аккумуляторных следовых фонарей и специальными приборами ночного наблюдения с освещением инфракрасными лучами.Всего по Союзу на 1.1.1960 г. протяженность КСП составляла 12257 км, системы «Клен-М» - 1731 км и системы «С-100» - 1918 км.Таким образом, контрольно-следовая полоса остается наиболее распространенным инженерным сооружением на границе.В 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение об охране государственной границы Союза ССР.На основе Положения в 1960-61 гг. вышли в свет новые инструкции по охране государственной границы СССР. Разработанные с учетом накопленного пограничными войсками огромного опыта охраны границы, новые инструкции внесли серьезный вклад в теорию охраны границы. С большой полнотой и в то же время сжато изложен в них и опыт обнаружения и поиска нарушителей границы по их следам. Новые инструкции закрепили за контрольно-следовой полосой ее положение основного инженерного сооружения, обеспечивающего обнаружение следов нарушителей и контроль за ненарушимостью границы.Практика охраны границы подтвердила высокую эффективность сочетания средств сигнализации с контрольно-следовой полосой, в связи с чем КСП и сигнализационные системы прокладываются рядом. Во всех случаях срабатывания сигнализации немедленно на соответствующем участке проверяется КСП.Система обнаружения и поиска нарушителей границы по их следам получила широкую инженерную базу - контрольно-следовую полосу и на ее основе превратилась в одно из наиболее эффективных средств охраны границы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 51
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Вот так, служил-служил а не занал ...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А Вам интересно, как С-175 на свет появилась?

Было бы здорово узнать, да и нетолько мне, это ведь наша история. А как говорят кто не знает истории, тот не уважает себя.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А Вам интересно, как С-175 на свет появилась?

Вот и мне интесно.Я попал на п.з. как раз при смене СКАЛЫ на ГАРДИНУ. Ну если со СКАЛОЙ более менее понятно как работает, и с ремонтом, с минимальными познаниями в электротехнике можно было справиться. И в Ш.С.С. упор на СКАЛУ делался в 82году. Гардина естественно лучше. Одно открывание эл. замка на воротах скоко удовольствия достовляло. Но мне досталасть она новая в момент строительства. 3 сотрудника каког-то Московского НИИ делали распайку на блоках и настройку дней15. Проблем с эксплуатацией первые полгода по электронике в принципе небыло. Только сопли оставленные на самой колючке инженерами за-ли. Так вот интересно как это система показала в долговременной эксплуатации? Хватало-ли уровня подготовки "комтехов" для её обслуживания? А ещё помню рассказы о системе "ОКЕАН", но это наверно другая история?
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Уважаемый Комтех!Интересно, а какие рассказы об "Океане" та помнишь?Самому пришлось служить уже не на "Гардине", а на КС-185 "ГОБИ"

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Об "океане" очень смутно: вроде не колючка, а сетка, и вроде где-то на западе экспериментальная стояла. То-ли от ШСС, то-ли от спецов что гардину на п.з. настраивали. Давно это было уж 20 лет с лихвой пролетело.

КомТех34 а "ГОБИ" я так понимаю прямое продолжение "ГАРДИНЫ", или ошибаюсь?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Если рассматривать "Гоби - К или ИК" то забор у них с "Гардиной" одинаковый, а вот аппаратура абсолютно другая. У "Гардины" на участках блоки стояли, а у этой уже целые шкафы под 1,6 м высотой. А всего разновидностей "Гоби" было помоемому 4 или 5 вариантов, у одной даже забор был ввиде сетки рабеца.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Всем привет!Гоби-К (контактная) срабатывала при обрыве, замыкании. Забор как у Гардины.Гоби-И (или ИК не помню) индуктивная, сработка шла при обрыве контактной нити или при ее сдвижении, замыкании. Такой же принцип был и на воротах, но вместо колючки была обычная полевка (обрыв и сдвижение).Ворота одинаковые для двух систем. Забор отличался наличием двойного козырька. Гоби-ЕК емкостная контактная. Гоби-ЕИ емкостная индуктивная внизу обычная колючка (принип описан выше) а сверху тонкая сетка, похожая на рабицу и столбы не деревянные, а металлические стойки. Получается четыре вида. Очень красиво смотрелись две последние системы.Вообще доволен был системой ГОБИ -К (такая стояла на моей заставе). Сильная грозозащита, возможность подключения дополнительных датчиков. Действительно на участке стояли металлические шкафы, а не блоки. Один шкаф на два участка. После настройки датчиков, после замены всех нижних изоляторов на новые (старые все расстрескались и под давлением снега часто были случаи замыкания), система работала как часы. Неделями сработок не было.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Да-а, ребята, все и так, и не так, ребята!Для тех кто участвовал в испытаниях и строительстве новых СС, дело 15-ю днями никак не ограничивалось. С первого дня, когда еще колышки в землю вбивались и начиналась привязка проекта к "земле", и до последнего дня - постановки СС на боевое дежурство, кто-то должен был этим рулить? Ведь был же военно-строительный отряд, с командиром и техническим руководителем, из того самого "НИИ". Но не с того начали. А с того, как "Гардина" на свет появилась? Что это за слово? И как оно связано с С-175? Когда все это было? Наверное, отсчет можно начать с постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 1975 года об оснащении советско-китайской границы новейшими ТСС. Побудительным мотивом, наверняка послужили события на Даманском. Продолжение следует...

Изменено пользователем Леонид
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Хочу добавить, что еще была Гоби-В (вибрационная) забор полностью из металлической сетки (диаметр прута около 2 мм) и стойки металлические, правда устанавливать неприходилось.Что бы не вводить народ в заблуждение после обеда заглянул в толмут, и вот как оно было и есть с Гоби:Гоби-К на обрыв, Гоби-И на раздвижение нитей, Гоби-ЕК касание сетки и обрыв нижних нитей, Гоби-ЕИ касание сетки и раздвижение нижних нитей, Гоби-ЕВ касание сетки и вибрация решетки с низу, Гобии-В вибрация решетки.

Изменено пользователем Инженер
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Во интересно то как.Такого в сержантской школе мы не проходили.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Вот вспомнил про такой итересный прибор ТРОС называеся.Классная вещь. ИНЖЕНЕР поймет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Об "океане" очень смутно: вроде не колючка, а сетка,

У нас на ОКПП "Термез"-Автодорожное стояла система "Океан"Как не спец., могу сказать, попал в тревожную группу Устанешьбегать по сработкам!!! *worthy**ok**ok**ok*
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Об "океане" очень смутно: вроде не колючка, а сетка,

У нас на ОКПП "Термез"-Автодорожное стояла система "Океан"Как не спец., могу сказать, попал в тревожную группу Устанешьбегать по сработкам!!! *worthy**ok**ok**ok*
Да уж, у Океана недостатков было больше чем достоинств.Потому и поснимали их повсюду. А вообще то интересная штука.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Срабатывала на всё что, летает, ползает,бегает, пищит,жужжит, и тд. и тп.Но я на "ОКЕАН" не в обиде, есть что вспомнить! :yaaa:

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А что за система "Герб"? У нас про нее какие-то легенды ходили - вроде самая современная (1988 год), сверхсекретная (ясное дело), суперэффективная и вообще незаметная.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Система"ГЕРБ"была разработана в рамках программы "о кардинальном изменении идеологии и практики охраны объектов"от 1963 года.В 1979-1980 завершили разработку и передали в серийное производство сейсмический прибор ГЕРБ(принцип действия как у сейсмо-датчиков,только настройка более тонкая) который наряду с ГАВОТ, ГОПАК, инфракрасный ДИАГОНАЛЬ, индуктивные ИЗУМРУД, ГРОМ, ГРАФ, ТРАССА-6, начали широко внедряться в сигнализационных комплексах различного назначения на рубежах государственной границы.Также был создан "ГЕРБ- Р" для прикрытия локальных участков госграницы в труднодоступных горных районах с передачей сигнала тревоги по радиоканалу. Кстати ГАРДИНА, ГОБИ а также системы ГАЗАВАТ и АМУЛЕТ которые используются в охране участков госграницы в составе комплексов АЛТАЙ и ГОБИ также были разработаны в рамках этой программы.(Если не изменяет память то это и о др. системах безопосности есть на сайте www.vif2ne.ru/nvk/forum/archive/4/4297)Давно это было в 2000 году но может еще действует.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Спасибо, понятно. В наших легендах речь шла скорее всего именно о сейсмических датчиках.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


точно точно. помню было такое: сеть микрофонов в землю закапываються, и порог срабатывания устанавливаеться. и по рации соединяеться с заставой. но в ш.с.с. мало на эту тему обращали внимания ввиду малой распространённости.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

"Океан" пришлось эксплуатировать в КСАПО в долине горного участка на Афганской границе. Унас были два вида датьчиков это сейсмические как основные и радиолокационные. На участке устанавливался ретронслятор с антеной который запитывался от сменных АКБ. Проблема с сейсмодатчиками была втом что суслики пожирали проводку ее ежегодно меняли. Ну а РЛД срабатывали на каждый пролет птиц поэтому не оправдали себя .

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


P.S Сейсмо косы данной системы распологались в несколько линий поэтому она показывала напрвление движения НГ , сигнал от датчиков переловался во время сработки на головные телефоны оператора который свободно определял что это животное или человек.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Может это то, что у нас "кротом" называли. Я не застал, но у нас "под хатой" такой "Крот" лежал. Только по рассказам дедов и знаю. Закапывались маятниковые датчики и система связей между ними. Наряд на точках с наушниками вроде сидеть мог. Говорят ночью к "хате" кусок повсякому подобраться пытался, но не мог взять нгаряд, даже босиком ходил. Потом вроде местные по ошибке плугом перепахали, а восстановить специалистов не нашлось. Я эти датчики сам находил не раз.Наряд спать мог в окопе, в его задачу входило вовремя проснуться и изготовиться к бою.

Изменено пользователем GrayWolf
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Э динозавры ПВ:)Про "Океан " цыц.Не дай бог вам в тревожку!Ноги станут Шварценегер отдыхает:)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


На моей заставе тоже когда то были установлены и «Герб» и «Океан». От «Герба» остались зарытые в землю датчики нашел три таких места., да пару комплектов наушников на складе ЗИПа. От «Океана» осталась дизельная с двумя неработающими огромными дизелями (все у начальника была мечта их починить на случай отсутствия света, но так и осталась мечтой так как денег на это никто не дал) да несколько шкафов советской электроники управляющей системой электропитания. Слишком сложным и дорогостоящим оказался в эксплуатации «Океан». Питание 380 вольт, в отсутствии электричества работал от дизелей, а не от аккумуляторов. «Гоби» к примеру куда более проще и дешевле, уж не говорю про надежность.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...