Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Афганская эпопея «зеленых фуражек»


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20303 сообщений
  • Регистрация Лет: 13, Месяцев: 10, Дней: 11
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 26 February 2010 - 13:04

Афганско – советская граница всегда была источником напряженности в Средней Азии. Начиная с 20-х годов там практически не утихала эпопея, которая в советской историографии получила название «борьба с басмачеством». Да и в послевоенное время тут было неспокойно. Однако обострение оперативной обстановки в приграничных районах началось после апрельской революции 1979 года, когда на территории афганского Бадахшана, который граничил непосредственно с СССР, начали активно действовать бандгруппы.

С расширением масштабов боевых действий действия душманов носили все более агрессивный характер, создавая угрозу безопасности СССР на участках границы, которые охраняли Московский и Хорогский погранотряды. В этих условиях единственным правильным решением была фактическая передача афганских приграничных территорий под контроль командования пограничных войск КГБ СССР. Для обеспечения порядка на территорию Афганистана стали вводиться внештатные подразделения пограничных войск КГБ СССР сначала Среднеазиатского пограничного округа, а затем и Восточного. Эти подразделения численностью от 70 до 100 человек назывались сводными боевыми отрядами (СБО).

Эти ударные подразделения формировались на базе местных погранотрядов и поначалу и возглавлялись на начальном этапе начальником или начальником штаба пограничного отряда. В состав отряда отбирали пограничников, прослуживших не менее года и хорошо зарекомендовавших себя. Учитывая секретность миссии незадолго до начала боевых действий поступила команда сдать все документы, письма, а также сняли зеленые фуражки и погоны, указывающие принадлежность к пограничным войскам. Перед сводными отрядами был поставлена задача: защитить местное население от бесчинств бандитов и обеспечить безопасность границы СССР. Командование прекрасно понимало всю сложность участия пограничников в войне, которая все больше приобретала черты партизанской. Начнем с того что, несмотря на хорошую полевую выучку, никто из состава СБО не имеет боевого опыта и по живому человеку никогда не стрелял.

Команда на переход государственной границы для первых СБО поступила 6 января 1980 года. Формально эта дата считается началом участия пограничников в афганской войне, однако заметим, что «зеленые фуражки» появились на территории соседней страны по крайней мере на три месяца раньше: дело в том, что 4 сентября 1979 года в Кабул для охраны посольства СССР прибыл отряд пограничников численностью примерно 50 человек. Для обеспечения их деятельности и решения других задач были направлены два пограничных вертолета Ми-8Т с экипажами из 10-го оап (принадлежали Краснознаменному Восточному погранокругу или проще КВПО). Вертолёты перекрасили под аэрофлотовские, но оставили вооружение.

Возвращаясь к событиям января 1980 года отметим, что с некоторыми трудностями однако СБО Хорогского пограничного отряда вскоре вертолетами и наземным транспортом был переброшен в район кишлака Нусай. Вскоре на территории Афганистана стали базироваться и другие отряды.

На тот момент основными формами ведения боевых действий стали засадные действия на вероятных путях передвижения бандгрупп и рейдовые операции вдоль границы. Таким образом, силами сводных боевых отрядов и мотоманевренных групп были прикрыты путем выставления гарнизонов на афганской территории наиболее опасные направления на советско-афганской границе (Пянджское и Памирское), а также создана сплошная 15-километровая зона безопасности вдоль всей границы. В этот период численность пограничной группировки в Афганистане составляла около 2,5 тысяч человек с учетом мобильных резервов и пограничной авиации, действующих с территории Советского Союза. В тесном взаимодействии с СБО действовала и авиация погранвойск, которая вела разведку, а также наносила ракетно-бомбовые удары по выявленным скоплениям моджахедов.

Однако на начало 1980 года авиачасти погранавиации на этом направлении были более чем скромные: в составе Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа (КСАПО) числилась только одна отдельная авиаэскадрилья (Мары), имевшая 12 вертолетов Ми-8 и два самолета Ан-24(в Душанбе).

Понятное дело, что с увеличением масштабов участия пограничников в войне потребность в авиатехнике только возрастала и уже в середине все того же 1980 года авиаэскадрилью сначала усилили двумя звеньями вертолетов Ми-8, а вскоре вообще развернули в 17-й отдельный авиаполк в составе двух эскадрилий с 36 вертолетами Ми-8 и Ми-24. кроме того, в 1981 году была сформирована отдельная авиаэскадрилья в Душанбе, располагавшая 16 вертолетами и 4 самолетами (позже преобразованная в 23-й оап). Кроме того, для перевозок широко привлекался и отряд самолетов Як-40( в Ашхабаде и звено Ми-8 в Небит-Даге).

Укомплектование экипажей осуществлялось переводом летно-технического состава из частей и подразделений других погранокругов. Кроме того, из-за нехватки сил и средств в ходе войны на участок КСАПО привлекались экипажи с техникой из Восточного и Закавказского погранокругов (в быту получили меткое прозвище «наемники»), причем если в 1980 году в среднем привлекалось по 8 экипажей, то уже в следующем году этот показатель возрос до 10, а в 1982 г. – до 12 экипажей ежемесячно. Кроме того Дальневосточный пограничный округ выделял один экипаж со сменой на месте.Из других округов тоже были экипажи. Всё было по графику.

«Наемники» принимали вертолеты в Душанбе и Марах, и затем в зависимости от уровня их летной подготовки, отправлялись работать на соответствующий участок. Иногда им в течение командировки доводилось бывать на многих точках расположения сводных боевых отрядов в разных зонах ответственности: от Кушки (Туркменская ССР) до Хорога или Калай-Хумба, Ишкашима(ближе к Пакистану)(Таджикская ССР). Каждый из таких «наемных» экипажей отправлялся в командировку «на войну» где-то по два – три раза в год сроком на (по)полтора-два месяца.

Существовало также четкое разделение зон ответственности между КСАПО и КВПО. Так, вертолеты Марыйского полка в основном применялись на равнинной местности, а Душанбинский (КСАПО) действовал на горно-равнинной местности (в зонах ответственности Пянджского, Московского и Хорогского отрядов). Вертолеты Алма-Атинского 10-го оап (КВПО) обеспечивали оперативно-боевую деятельность Мургабского погранотряда в горах Памира (Гиндукушский «аппендикс») от стыка четырех государственных границ до зоны ответственности Хорогского пограничного отряда. Разделение было по авиационному командованию (началиству), а экипажами соседних полков усиливались авиагруппы при проведении масштабных боевых действий или в случае «Обстановки».Кроме того, если «мероприятие» проводилось в горной местности, то привлекались и «марыйцы»(по уровню подготовки),а вот на «равнинной»(взято в скобки т.к. считать местность в 1000-3000м равниной никак нельзя. И это практически до Иранской границы.) - работой занимались только «марыйцы». Кроме того ещё 2 фактора:

1.Более интенсивное огневое противодействие было именно на «равнине»,поэтому у «марыйцев» были свои «асы» огневого удара: Павленко Геннадий, Модин Владимир, Батаев Владимир и т.д.

2.Взлёты и посадки в пустыне или с земли с песком осуществлялись практически «вслепую» по приборам. Техника пилотирования сама по себе уникальна.Тогда мало кто мог похвастаться ею. Но общая горная подготовка (взлёт/посадка) у «душанбинцев» была выше.

Что касается спектра применения пограничной авиации, то в силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности пограничных войск. В их числе было и обеспечение гарнизонов сборных боевых отрядов боеприпасами, продовольствием (прежде всего водой) и материально-техническими средствами, прикрытие с воздуха транспортных колонн мотоманевренных групп (ММГ) на маршруте; воздушная разведка; нанесение ракетно-бомбовых ударов по огневым точкам, базам и складам моджахедов; доставка и высадка десантно-штурмовых групп (ДШГ) при проведении операций; огневая поддержка с воздуха ДШГ при ведении боевых действий; эвакуация убитых, раненых и больных; перехват караванов с оружием по данным разведки и свободная охота на них; выполнение заданий с использованием специальных радиотехнических средств.

Полеты «на войну» совершались днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в горной и пустынной местностях. Экипажам вертолетов Ми-8 иногда приходилось выполнять посадки с десантом на борту в горах на ограниченные площадки, подобранные с воздуха и находящиеся на высоте более 4000 м над уровнем моря. Кроме ночных вылетов на выполнение боевой задачи в составе пары бортов, бывали случаи, когда ночью в горах в условиях ограниченной видимости работали в одном строю до полутора десятков Ми-8.

Первой крупной операцией по очистке от вооруженных мятежников приграничной афганской полосы в северной части Бадахшана стала операция «Горы-80», проведенная в феврале-марте 1980 года силами Хорогского, Московского и Пянджского погранотрядов. Пограничники на 30 БТР и БМП во взаимодействии с высадившимися десантами под прикрытием вертолетов очистили от моджахедов банды Абдуллы Вахоба ряд районов в кишлачной зоне полосой более 150 км и на глубину до 10 километров. Высадку десанта и его боевое обеспечение осуществляли 11 вертолетов Ми-8. Именно в ходе этой операции вертолетчики погранвойск понесли первые потери. Так, 23 февраля 1980 года в момент высадки пограничного десанта один из вертолетов Ми-8 был обстрелян противником и подбит. Радиотелеграфист мотомангруппы рядовой Малыгин А. Г., находившийся в нем, погиб (посмертно награжден орденом «Красной звезды»). Были и другие потери.

В течение 1980 года в результате серии операций («Весна-80», «Лето-80» и «Осень-80») в приграничных районах северного Бадахшана и провинции Тахар была освобождена значительная территория, что позволило афганским властям наконец создать здесь органы власти и правоохранительные органы.

23 мая 1980 года для прикрытия границы ДРА с Пакистаном и Китаем была проведена операция «Крыша». Пограничники от Мургабского отряда КВПО выставили гарнизоны на северо-востоке Афганистана (в его так называемом Гиндукушском «аппендиксе»), закрыв более 200 километров афгано-пакистанской границы, перехватывая в дальнейшем караваны с оружием, боевиков и агентов мятежников, следовавших в Афганистан. В этой операции для десантирования пограничников и прикрытия выдвигавшейся наземной группы было задействовано более десятка вертолетов Ми-8 10-го оап. В первые дни десантирования и обустройства гарнизонов на точках экипажи вертолетов выполняли по 8 - 15 вылетов в день каждый, находясь в воздухе по 3 – 6 часов. Причем одна из вертолетных площадок («Гумбай») находилась на высоте 3900 метров над уровнем моря, ненамного ниже находились и другие точки (такие как «Кипкут» или «Сархад»).

В целях обеспечения горючим авиагруппировки, сосредоточенной для проведения операции, как говорится, с нуля в течение суток неподалеку от вертолетной площадки был развернут полевой склад авиационного топлива. Тогда впервые пограничники использовали резинотканевые резервуары «МР-25».

Вообще стоит отметить, что обеспечение топливом для авиагруппировки пограничников в течение всей войны было одним из узких мест (впрочем как во всех советских авиачастях в Афганистане). Например, маршрут доставки топлива из г. Ош в Мургабский пограничный отряд проходил через горные перевалы, высота которых была: пер. Чайырчык – 2406 м; пер. Талдык – 3615 м; пер. Кызыл-Арт – 4280 м; пер. Акбайтал – 4655 метров. Водителей, которые работали на этой трассе, можно смело называть «летчиками на колесах». Для справки, этот маршрут водители преодолевали за 36 часов, а на вертолете можно было долететь где-то за два с половиной часа.

С сентября 1980 года служба горючего КСАПО начала оборудовать пункты заправки авиатопливом уже на территории Афганистана: в Андхое и Меймене. Причем первоначально в Андхой топливо возили гражданские водители, а впоследствии – военнослужащие Керкинского пограничного отряда. В Меймене топливо доставляли вертолетами-танкерами Ми-6 Туркестанского военного округа (а позже к работе присоединились и пограничные Ми-26). Во всех воюющих пограничных отрядах были построены стационарные склады авиатоплива, а в Иоле, Хумлах и Кушке – полевые.

Подводя итоги, отметим, что всего за 1980 – 1981 гг. спецподразделения пограничных войск на территории ДРА провели десятки плановых и частных операций, сотни боевых рейдов и засад, которые способствовали стабилизации обстановки и укреплению органов власти в северных районах Афганистана. Самое непосредственное участие в боевых действиях принимали и экипажи пограничных вертолетов.

На подготовку и выполнение боевых задач авиации существенное влияние оказывал ряд факторов. Основными из них являлись: тактика действий, степень оснащенности и обученности бандформирований; боевой состав, возможности и очень часто - оперативное расположение нашей авиации.

В начале войны в основе тактики действий душманов лежали партизанские действия малочисленных групп, которые осуществляли внезапные короткие нападения на небольшие гарнизоны войск, колонны автомашин, слабоохраняемые административные и промышленные объекты. Это потребовало постоянной готовности авиационных групп к выполнению различных боевых задач и повышенной боевой готовности дежурных подразделений для срочной огневой поддержки с воздуха.

Что касается нападений на населенные пункты, то в этом случае моджахеды не стремились с ходу овладеть ими. Сначала они захватывали господствующие высоты, перекрывали подходы, создавали видимость окружения. Все это сопровождалось обстрелами с целью деморализации и прекращения сопротивления, иногда в течение нескольких часов и даже суток. В этом случае единственной надеждой оставались вертолеты. Это требовало налаживания надежной радиосвязи между «землей» и «воздухом», умения производить целеуказание и наведение бортов для нанесения по противнику ракетно-бомбовых ударов, вызывало необходимость боевых вылетов ночью для работы по освещенной цели.

В июне 1980-го нас экстренно перебросили из Тахта-Базара в Керки(4 Ми-8).Командовал Шагалеев Ф.С. Напротив н.п. Мукры(Туркмения) на другой стороне границы в афганский посёлок пришла банда в 60 штыков,убили активистов пограбили народ и двинулись обратно. Нас направили с ними разобраться. Разобрались. Так началась война для Керкинского ПО.

Поступление к моджахедам современных радиосредств, прослушивание наших переговоров, приобретение мятежниками опыта работы на авиационных частотах приводили иногда к запаздыванию десантов при блокировании бандформирований на их базах. От экипажей требовалось дисциплина радиообмена, использование кодированных таблиц, слов и фраз, выдерживания режима молчания, манев р/каналами, полёт в «слепых» зонах. Ускоренно стали решаться задачи по радиоперехвату и пеленгованию радиостанций противника.

Серьезное влияние на подготовку и ведение боевых действий авиации оказывали способы проведения операций и задачи, решаемые авиацией в них. Как уже отмечалось, в начальный период боевых действий из-за малочисленности авиационных групп и отсутствия боевого опыта преимущественно проводились так называемые рейдовые операции. В их основу было положено выдвижение сводных боевых отрядов и мотоманевренных групп совместно с афганскими подразделениями своим ходом или на автобронетехнике с последующим развертыванием, блокированием и уничтожением противника.

Однако уже в 1982 – 1987 годах основным видом боевых действий стала десантно – штурмовая операция, сущность которой заключалась в быстрой, внезапной и массовой высадке хорошо вооруженных и максимально облегченных десантно-штурмовых подразделений и групп захвата посадочных площадок по периметру района прикрытия (блокирования). Десантирование осуществлялось при сильной огневой поддержке боевых действий десантных подразделений с воздуха, с последующим наращиванием сил и средств на захваченных или вновь подобранных посадочных площадках. С занятием исходных рубежей (районов) производились поиск и уничтожение противника. Обычно такие операции долго и тщательно готовились, проводились смело, дерзко и в ограниченные сроки. Но, не всё и не всегда проходило так, как хотелось бы. Пограничники воевали с хорошо подготовленным противником. Поэтому случались и серьезные потери.

Таким примером может служить операция в Куфабском ущелье против отряда полевого командира Абдуллы Вахоба (150 штыков) 17 октября 1981 года. Несмотря на тщательную подготовку, тем не менее внезапности достичь не удалось. Вертолеты сводного отряда попали под огонь моджахедов: первый вертолет десантировать пограничников не смог, а второй выбросил только троих, которые сразу погибли в перестрелке. Но больше всего досталось третьей (четвёртой) машине, в которой находился командир отряда капитан Богданов. Ми-8 старшего лейтенанта Скрипкина попал под огонь ДШК, в первые же минуты командир вертолета погиб. И хотя второму пилоту (я был этим пилотом) удалось посадить машину и выбросить десант, но уже на земле вертолет загорелся, а затем взорвался.

Всего на начальном этапе десантировались сорок три человека, которые попали под огонь дота, оборудованного под большим валуном. Пограничникам удалось забросать его гранатами. Бой длился 12 часов. Богданов, несмотря на контузию и ранение в руку, продолжал командовать десантом. Несколько раз прилетали вертолеты и сбрасывали боеприпасы. Только вечером смогли подобрать площадку для высадки второй очереди десанта. Победа далась дорогой ценой: погибло 19 пограничников, а еще около тридцати были ранены.

Несмотря на то, что в первый период боевых действий (1980 – 1982 гг.) моджахеды были не столь хорошо организованы и вооружены, как в последующие годы, частенько приходилось удивляться их дерзости и даже некоторому нахальству. Так, например, 13 декабря 1981 года летно-технический состав группировки вертолетов, стянутых в Пяндж для проведения плановой операции, был поднят среди ночи по тревоге. Оказалось, что в районе Дашти-Калы в засаду попала десантно-штурмовая группа, следовавшая колонной на БТРах и БМП в район проведения спецоперации в ночное время с целью внезапно прибыть к месту назначения с утра пораньше. Однако моджахеды тоже не дремали и колонну подстерегли еще на марше. Завязался ночной бой.

Пограничники вызвали на подмогу авиацию. Первым вылетел к месту происшествия майор Шагалев Ф. С. в паре с вертолетом, на который были подвешены осветительные бомбы (САБы). Вскоре в районе ночной засады стало светло как днем - ведомый поочередно сбрасывал САБы с высоты 1000 м, и пока они медленно снижались на парашютиках, ведущий энергично обрабатывал позиции «духов» бортовым вооружением с воздуха, а наземный десант давал им «прикурить» своими средствами. Моджахеды, не ожидавшие такого развития событий, сочли разумным ретироваться. Остальным экипажам вылетать уже не было необходимости. С нашей стороны обошлось без потерь. Колонна двинулась дальше в южном направлении в сторону Нанабада.

А утром в соответствии с планом началась спецоперация на участке между Дашти-Калой и Нанабадом. О степени интенсивности боевой работы пограничной авиации хотя бы в декабре 1981 года в зоне ответственности Пянджского погранотряда можно составить некоторое представление, например, по расходу боеприпасов только одним вертолетом в течение 10 дней. Экипажем этого вертолета было израсходовано: бомбы (ОФАБ-100, ОФАБ-250, САБ) – 30 шт., НУРСы (С-5КПБ) – 270 шт., патроны (12,7 мм) – 1590 шт., патроны к ПКС, РПК и АК – 930 шт. А всего в Пяндже на тот момент базировалось где-то 12 – 15 вертолетов. И все они были, как говорится, при деле. Вылеты выполнялись для нанесения ударов по базам и складам боевиков, а также по другим выявленным целям в районах Калайе-Мамай, Дашти-Калы, Навабада, Рустака, Чахи-Аба и других точках.

Моджахеды уже тогда особо не стеснялись в выборе методов своей «борьбы за веру». Напряженной была обстановка на западном участке советско-афганской границы против участка Тахта-Базарского погранотряда. Боевики блокировали афганские пограничные посты, устраивали кровавый террор в кишлаках, а 5 июня 1980 года, переправившись через советскую р. Мургаб, напали на пограничный наряд, убив старшего пограннаряда ефрейтора А. И. Реку(это как раз было перед Кирками.Тоже «разбирались с плохими парнями»). В середине июня около 600 афганских женщин, детей и стариков, спасаясь от бандитов, вынуждены были бежать на советскую территорию. В 1981 году среди белого дня неподалеку от Пянджского погранотряда боевики обстреляли нашу заставу через пограничную реку из кустов. Однако быстро были наказаны за это - не успели они даже покинуть свои позиции в кустах, как две пары вертолетов, дежуривших на аэродроме в Пяндже, застигли их на месте совершения нехорошего деяния. Но, со временем увеличивался и список потерь среди летного состава.

21 апреля 1981 года экипаж капитана Ткачева Г. П. (Закавказский пограничный округ), выполняя боевую задачу в районе населенного пункта Бала-Мургаб (участок Тахта-Базарского погранотряда), был обстрелян моджахедами. Одна из пуль, выпущенная из кавалерийского карабина попала в голову командиру экипажа, когда он выполнял визуальное наблюдение через боковой блистер. Летчик сразу же скончался. Старший летчик-штурман майор Аверченков Ю. К. на высоте 600 метров сумел выровнять машину и направить ее в сторону границы. Спустя 10 минут после случившегося, вертолет произвел посадку на своей территории. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, проявленное при выполнении боевого задания были награждены: капитан Ткачев Г. П. – орденом «Красного Знамени» (посмертно), майор Аверченко Ю. К. и капитан Усик Г. П. – орденами «Красной Звезды».

Начиная с января 1982 года и примерно по январь 1987 обстановка в Афганистане заметно осложнилась. Вооруженные выступления против установившейся власти стали принимать все более массовый характер. Около 40% уездов и волостей северных провинций ДРА оказались под контролем оппозиции. В связи с этим была значительно увеличена группировка спецподразделений пограничных войск. Среднеазиатский пограничный округ получил семь вновь сформированных однотипных мотоманевренных групп (ММГ), которые в ходе серии операций «Долина-82» были введены в Афганистан и размещены в шести провинциальных центрах на севере страны. Тогда же впервые в пограничных войсках были созданы две десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ). В эти годы в Афганистане проходило службу более 7,5 тысяч пограничников. КСАПО располагал уже 62 вертолетами и 6 самолетами.

Одной из наиболее сложных была операция по вводу войск в северную часть провинций Тахар и Кундуз в январе – феврале 1982 года, проведенная силами шести ММГ и десантно-штурмовой маневренной группой на 78 БТР и БМП при поддержке двух пехотных батальонов 20-й афганской дивизии и частей советской 201-й мотострелковой дивизии.

Типичной для действий в крупных населенных пунктах явилась Ташкурганская операция в апреле 1982 года. В район Ташкурган были стянуты 16 боевых вооруженных отрядов оппозиции. Против них бросили 6 мотомангрупп на 51 БМП и БТР, десантно-штурмовую маневренную группу Восточного погранокруга и 10 пехотных батальонов 18-й и 20-й афганских дивизий, советский мотострелковый батальон, артдивизион и батарея «Град» 201-й мотострелковой дивизии и 8 пограничных вертолетов. Опорные пункты мятежников, оказывающих ожесточенное сопротивление, подавлялись огнем минометов, гаубиц и реактивной артиллерии, широко применялись ракетно-бомбовые удары вертолетами.

Со 2 по 18 мая 1982 года в районе Куфабского ущелья была проведена «парадная» спецоперация. Ею непосредственно руководил начальник пограничных войск КГБ СССР генерал армии Матросов В. А., прибывшего для этой цели из Москвы в Московский погранотряд. На площадке местного аэропорта у пограничной заставы «Иол», откуда работала вертолетная группировка, присутствовал заместитель начальника ПВ генерал-лейтенант И. П Вертелко. Личное участие в этой операции принимал и командующий авиацией пограничных войск генерал-майор Н. А. Рохлов. Для проведения спецоперации было задействовано более 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Ракетно-бомбовые удары вертолетами и десантирование пограничных штурмовых групп осуществлялись в районах Даргака, Муштива, Мадута, Сайдана, Карнива, Чашм-Дары, Навабада, Рогака, Калай-Куфа, Сшари-Пула и других точек. А по позициям моджахедов возле Муштива был нанесен массированный одновременный бомбовый удар девятью вертолетами, следовавшими в едином строю колонной звеньев, причем естественно, что колонну возглавлял генерал-майор Рохлов. Операция длилась 17 дней. Одним только бортом из этой группировки вертолетов за время проведения операции было израсходовано: бомб (ОФАБ-250, ОФАБ-100) – 40 шт., зажигательных баков (ЗАБ) – 2 шт., НУРСов (С-5КПБ) – 646 шт., патронов (12,7 мм) – 1845 шт., патронов (7,62 мм) – 500 штук; десантировано: 66 чел и 7850 кг груза.

В первых числах августа 1982 года в районе города Имам-Сахиб проводилась операция по обезвреживанию группы «доктора» Шамса. В Имам-Сахибе в тот период дислоцировалась 7-я рота 56-й десантно-штурмовой бригады ОКСВ. Так что, пограничникам частенько приходилось взаимодействовать с десантниками при решении боевых задач.

В ее ходе пограничники впервые столкнулись с применением нового оружия – ПЗРК. При очередном заходе на вражескую огневую позицию, вертолет Ми-24, пилотируемый старшим лейтенантом Жерновым, был обстрелян не только из ДШК, но и ракетами. Одна из ракет настигла винтокрылую машину, которая загорелась. Потеряв маневренность, «крокодил» стал падать под непрерывным огнем моджахедов. Одна из крупнокалиберных очередей распорола пополам кабину вертолетчиков. Борттехник старший лейтенант Шимбаровский и бортмеханик сержант Живица получили ранения. Серьезные повреждения достались и гидросистеме. Вертолет перестал слушаться управления, падая на пригородные дома Имам-Сахиба. Неимоверными усилиями, буквально за считанные метры от земли, командиру экипажа все же удалось справиться с многотонной махиной. Кое-как она плюхнулась в песок. Выскакивая из горящего вертолета, старший лейтенант Шимбаровский успел схватить автомат и пару магазинов к нему. Пришлось буквально волоком вытаскивать бортмеханика – тот находился в шоковом состоянии и самостоятельно передвигаться не мог.

В это самое время ведущий группы капитан Калиберда думал, как помочь попавшим в беду товарищам. Продолжая обрабатывать позиции моджахедов, он видел горящий Ми-24. Счет шел уже не на минуты, а на секунды. Командир решительно взял курс по направлению к подбитому вертолету и под шквалом огня сумел-таки посадить свой Ми-8. Смертельная опасность грозила вертолетчикам отовсюду. С одной стороны наседали возмущенные таким нахальством «правоверные». С другой, вот-вот должен был взорваться боезапас подбитой машины. Лишь только экипаж Ми-24 разместился в салоне, рванули подвешенные на горящем борту бомбы. Чуть раньше произошел сход НУРСов. Через некоторое время вертолетчики благополучно приземлились в Пяндже на своем аэродроме. Впрочем, чтобы вскоре вновь вылететь на боевое задание. За тот случай генерал-лейтенант Вертелко И. П. лично представил оба экипажа к государственным наградам.

Самой показательной операцией по разгрому бандгруппировки в городе явилась «андхойская», проведенная в июле 1983 года. Андхой был превращен душманами в мощный оборонительный узел с укрепленными бронированными подземными сооружениями, подходы к которым были заминированы управляемыми фугасами. В ходе операции по ликвидации андхойской группировки противника пограничники впервые применили саперные группы, которые в ходе очистки кварталов блокировали и взрывали доты и другие подземные сооружения душманов.

Понеся большие потери в конце 1983 года, вооруженная оппозиция изменила тактику действий. Сохраняя свои силы, боевики стали уклоняться от прямых боестолкновений и активизировали контрреволюционное подполье, диверсионные и террористические акты. Основные силы ушли высоко в горы, где в труднодоступных районах создали сильно укрепленную оборону, совершая вылазки в северные районы страны и к границе СССР.

Пограничники получили задачу ликвидировать горные базы моджахедов. Одной из первых такого рода операций была «мармольская», проведенная в январе-феврале 1984 года. В ней участвовали 3 мотомангруппы, 4 десантно-штурмовые маневренные группы, 30 вертолетов, 9 афганских пехотных батальонов, 1 сводный артиллерийский дивизион 201-й мотострелковой дивизии и истребительный авиаполк ВВС.

Созданная группировка заняла исходное положение на афганской территории – в г. Мазари-Шарифе. Отсюда же осуществлялось управление операцией. Операция проводилась без войсковой разведки на основе оперативных данных.

В ходе боевых действий блокирование осуществлялось десятью одновременно высаженными десантами пограничников. Афганские подразделения, действуя в составе двух обходящих отрядов с востока и запада, блокировали Мармольскую впадину. На исходные позиции поисковые группы афганских военнослужащих забрасывались вертолетами и действовали под их огневым прикрытием. Широкомасштабным действиям войск предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка, в ходе которой надежно подавлялись огневые средства ПВО, подрывались минные поля и управляемые фугасы. Не выдержав натиска, мятежники покинули базу, оставив в пещерах огромное количество оружия и боеприпасов. Самые нудные и тяжёлые полёты по мат.тех.обеспечению авиаперевозками были именно на Мармоле (уже когда наши выставили там свои точки). Помимо питания и боеприпасов ещё и баню (раз в неделю) делали бойцам. Приходилось иногда делать по 30-40 посадок в день на горные площадки с мак.загрузкой. Поэтому всех будущих «горных» лётчиков протаскивали через эту работу.

В марте-апреле 1985 года была проведена еще одна Ташкурганская операция по разгрому горных баз. К операции привлекались 6 мотомангрупп, 3 десантно-штурмовые маневренные группы на 72 БМП и БТР, 28 пограничных вертолетов, 10 афганских батальонов 18-й и 20-й пехотных дивизий, 3 мотострелковых батальона, 1 артполк и 12 вертолетов 201-й мотострелковой дивизии.

С учетом тактики действий моджахедов (уход из-под ударов в период их блокирования) в этой операции блокирование и чистка местности осуществлялись одновременно с проведением крупномасштабных демонстрационных действий в стороне от направления главного удара. Противник был застигнут врасплох и разгромлен.

Впоследствии крупномасштабные операции методом одновременного или последовательного блокирования (прикрытия) нескольких районов, расположенных на значительном удалении друг от друга, применялись советскими пограничники неоднократно. Основная роль в них принадлежала десантным подразделениям и пограничной авиации. Жаркое было время – и в прямом и переносном смысле.

К сожалению, война – есть война. И бывали случаи, когда при ведении боевых действий наземные подразделения наших пограничников попадали под удар своей же авиации. В основном, причиной таких случаев являлась плохая организация взаимодействия между «землей» и «воздухом» со стороны командиров (главная причина – отсутствие методики и соответственно кадров с умениями и навыками авианаводчиков), которые планировали операции в штабах и осуществляли непосредственное руководство подчиненными на поле боя, а также – элементарная недоученность всех категорий военнослужащих в вопросах опознавания («свой-чужой»), способах наведения вертолетов на цель и, давно морально устаревшие к тому времени, средства радиосвязи.

В 1985 году в ходе ряда операций спецподразделения советских погранвойск совместно с афганскими пограничниками приняли под охрану участок границы с Ираном в районе стыка трех границ, выставив здесь пограничные гарнизоны. 100-километровый участок афгано-иранской границы был надежно закрыт для караванов с оружием и боеприпасами, следующих в Афганистан из Ирана. Главное, что тогда был перекрыт наркотрафик.

В апреле-мае 1986 года подразделения КВПО совместно с отдельным мотострелковым полком провели крупную операцию в Ваардуджской долине, за пределами зоны действия погранвойск. В результате была освобождена от противника обширная территория и очищена дорога Бахарак – Хасрави. Выставленные гарнизоны обеспечили размещение афганских подразделений «царандоя» и МГБ ДРА в освобожденных районах провинции. Впрочем, и до 1986 года пограничникам КВПО на своем участке ответственности скучать не приходилось.

С 1984 года до вывода войск из Афганистана авиационная группа Восточного пограничного округа базировалась на афганской территории вблизи кишлака Гульхана уже постоянно.

Начиная с 1984 года спецподразделения пограничных войск использовались в основном как войсковые формирования. Причем к этому моменту удалось достичь серьезных успехов в северных провинциях – после ряда серьезных поражений заметно ослабленная вооруженная оппозиция отказалась от прямых боестолкновений, отойдя в горные районы за пределы зоны ответственности пограничных войск.

Однако такое «идеальное» положение наблюдалось только на севере Афганистана, а в центральных и восточных провинциях партизанская война разворачивалась с новой силой. Причем из-за того, что руководство СССР упорно не хотело признавать, что в Афганистане ведется партизанская война советские регулярные войска оказались не подготовленными к ней. Приобретение же опыта контрпартизанских действий сопровождалось ощутимыми неоправданными потерями.

Большие людские потери, материальные затраты и падение авторитета на мировой арене заставили советское правительство признать невозможность разрешения афганского конфликта военными средствами и обратиться к дипломатии. В конечном итоге Политбюро ЦК КПСС приняло решение о выводе ОКСВ в течение двух лет, и уже в середине осени 1986 года Афганистан покинули шесть советских полков (8 тыс. человек) и 1300 единиц боевой техники.

Для пограничников это обернулось запретом с января 1987 года участвовать в боевых операциях без разрешения Москвы. Такой запрет привел к тому, что к весне обстановка в зонах ответственности погранвойск значительно осложнилась. Мятежники, получив свободу передвижения, начали восстанавливать свои базы, восполнять потери, в основном за счет переброски вооруженных диверсионных и террористических групп из Пакистана. Эти действия привели к срыву национального примирения и к затяжке братоубийственной войны. Так называемый «главнокомандующий отрядами Исламского общества Афганистана» (ИОА) Ахмад Шах Масуд объединил ряд соперничавших вооруженных формирований и провел несколько успешных наступательных операций, а также провокаций на границе. Так, в марте 1987 года моджахеды обстреляли реактивными системами советский город Пяндж и совершили нападение на группу пограничников Московского погранотряда. В результате этих терактов погибли пограничники и мирные жители.

Для обеспечения безопасности советско-афганской границы и предотвращения бандитских действий были прикрыты с афганской территории советские города и населенные пункты Кушка, Термез, Пяндж, Московский, Хорог и ряд других, а также все мосты и переправы. Для этой цели были выделены специальные подразделения, заставы и погранотряды, усиленные личным составом, артиллерией, в том числе реактивной, и другой боевой техникой. Округ получил дополнительное количество вертолетов и самолетов.

Для очистки приграничной с СССР зоны от наиболее активных мятежников погранвойска вынуждены были совместно с афганскими силами в 1987 – 1988 гг. вновь провести несколько операций. Например, 22 октября 1987 года была сорвана попытка имамсахибской группировки повторно обстрелять советский г. Пяндж.

17 января 1988 года во время проведения спецоперации в зоне ответственности Пянджского погранотряда были сбиты два вертолета и один подбит. Тогда погибли: майор Карпов В. А., капитан Окомашенко Н. П., капитан Красовский П. С. и прапорщик Чекмарев Э. Ю.

С 15 мая 1988 по 15 февраля 1989 года спецподразделения погранвойск предприняли ряд крупномасштабных действий по обеспечению безопасности вывода из Афганистана частей 40-й армии. Выдвижение армейских колонн в зоне ответственности пограничных войск осуществлялось по двум маршрутам с пропуском их на границе: в Кушке и Термезе. Спецподразделения погранвойск выводились из ДРА в последнюю очередь - с 5 по 15 февраля 1989 года.

На первом этапе вывода ОКСВ (15 мая – 15 августа 1988 г.) с уходом 50 % советских войск вооруженным формированиям оппозиции удалось взять под контроль ряд районов ДРА (Файзабад, Шахри-Бузурга, Ханабад, Кундуз и др.), а в декабре 1988 года, объединившись в 5-тысячную группировку, провести крупную наступательную операцию и захватить город Талукан с огромными трофеями.

На втором этапе вывода войск (15 ноября 1988 – 15 февраля 1989 гг.) борьба оппозиционеров за расширение сферы своего влияния значительно усилилась. Консолидировавшись вокруг ИОА, они свергли в ряде городов (Имам-Сахиб, Калабад и др.) законную власть. В связи с этим для усиления прикрытия советско-афганской границы в зоны ответственности Тахта-Базарского, Керкинского, Пянджского и Московского погранотрядов дополнительно были введены 6 мотомангрупп из Восточного, Забайкальского, Тихоокеанского и Дальневосточного пограничных округов. Погранотряды были усилены реактивными системами «Град». К концу 1988 года пограничные войска имели самую крупную за время пребывания в ДРА универсальную группировку численностью более 11 тысяч человек, обладавшую большими оперативными и боевыми возможностями. Группировка располагалась в 66 гарнизонах на афганской территории и поддерживалась значительными силами погранподразделений и авиацией с советской территории.

На третьем этапе (в период примирения) пограничными войсками в ДРА было проведено более 50 операций и свыше 2500 рейдов, совершено около 1400 маршей, выставлено около 4000 засад. Нередко действия подразделений ОКСВ и Революционной организации трудящихся Афганистана (РОТА) обеспечивались высадкой десантных подразделений погранотрядов. Только с сентября 1988 по январь 1989 авиацией погранвойск было совершено более 1900 вылетов. И в этот так называемый период «примирения» в небе Афганистана безопаснее не стало. По прежнему сбивались советские вертолеты и несли потери пограничники.

15 февраля 1989 года – официальная дата вывода советских войск из Афганистана, однако для пограничников на афганской границе война продолжалась еще добрых полтора десятка лет..

За десять с лишним лет выполнения задач в Афганистане погибло 518 пограничников, около 12500 человек получили ранения (в строй вернулись 93 процента). Пленных и пропавших без вести — нет. Эти цифры в комментариях не нуждаются.

Многое из того, о чем хотелось бы еще рассказать, не вошло в статью – слишком уж много боевых эпизодов произошло с авиаторами в зеленых погонах за это время. Надеюсь, что эта статья станет только первой ласточкой и к теме пограничной авиации мы еще вернемся…

(с) afgan.zp
Михаил Жирохов, Валерий Иванов

  • 0

#2 antar

antar

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 746 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 4, Дней: 11
  • Пол:Мужчина
  • Город:Томск
  • Служил:Очамчира,
  • Ваше имя:игорь

  • ДМБ:15-11-1988
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума

Отправлено 26 February 2010 - 19:25

Очень интересная информация.Если будет продолжение буду рад прочитать.
  • 0





Похожие темы Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение

Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


    BrandWatch (1)


Копирование материалов без активной ссылки на www.pogranichnik.ru запрещено.