Перейти к содержимому


Военторг -Военпро-
Фотография
- - - - -

История становления и развития морской охраны


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Аленка

Аленка

    ✿ܓШоколадка ✿ܓ

  • Администраторы
  • 20303 сообщений
  • Регистрация Лет: 14, Месяцев: 1, Дней: 4
  • Страна: Флаг Страны
  • Пол:Женщина
  • Город:Живу в Стране Чудес
  • Интересы:вредничать :))))
  • Служил:дома.... (инструктаж проводят):))
  • Ваше имя:Алёна

  • ДМБ:00-00-0000
  • От Админа

Отправлено 07 August 2009 - 14:12

Морская пограничная служба России ( 1682-1917 гг.)

С выходом России к берегам Балтийского и Черного морей возникла необходимость охраны ее морских границ. На первых порах функцию охраны морских границ России осуществлял Военно-Морской флот, так как главная опасность находилась в военной сфере. Однако такое положение продолжалось недолго. Уже в 1724 году Петр I подписал указ о создании таможенного флота. Указ требовал от Коммерц-коллегии «иметь таможенные яхты со служителями для всяких отправлений купеческих дел».

Важным шагом в становлении морской пограничной службы России стало издание в 1731 году "Морского пошлинного устава". Основными задачами морской политики Российской империи были: защита морских торговых путей, конвоирование купеческих караванов и защита прибрежного пространства материка и прилегающих к нему островов. В дальнейшем политическое руководство России неуклонно следовало курсу на создание специальной пограничной таможенной флотилии, предназначенной исключительно для охраны морских границ в таможенном отношении.

В 1746 году указом правительствующего сената было подтверждено введение таможенной яхты. В 1747 году таможенная яхта была спущена на воду под командованием военного офицера. На ней было десять надсмотрщиков и солдат из Кронштадского гарнизона, назначаемых Военной коллегией. Таможенная яхта несла службу в районе Санкт-Петербурга и, разумеется, могла обеспечить охрану лишь незначительного участка границы. Нехватка плавсредств для осуществления морского таможенного надзора вынуждала таможенное начальство использовать простые гребные и парусные шлюпки (лодки). В 1810 году Санкт-Петербургская таможня вошла в государственную Коммерц-коллегию с ходатайством о постройке трех шестивесельных и трех четырехвесельных катеров (шлюпок) «с принадлежностью для выполнения функций по таможенному просмотру».

В 1868 г. учреждается Балтийская таможенная крейсерская флотилия, на которую возлагалась охрана границы «в таможенном, карантинном, политическом и полицейском отношениях». В июле 1868 года устанавливается трехмильная (от берега материка и островов) таможенная полоса, в которой любое судно могло быть подвергнуто досмотру. В мае 1872 года в Балтийском море на военном судне «Варяг» был поднят таможенный флаг. Это судно стало первым сторожевым кораблем крейсерской флотилии. В мирное время все суда флотилии находились в полном распоряжении Министерства финансов по Департаменту таможенных судов, и ассигнования на содержание судов флотилии проходили по сметам этого департамента. Морской надзор на Черном и Каспийском морях упорядочился лишь с организацией морского надзора на Балтийском море и образованием Балтийской таможенной крейсерской флотилии, причисленной к Отдельному корпусу пограничной стражи. На реках таможенный надзор осуществлялся шлюпками.

В 1896 году корпус усилился новыми судами. Плавание судов флотилии совершалось уже под особым флагом морской пограничной охраны. В январе 1910 года была расширена морская таможенная полоса с 3 до 12 морских миль. В том же году были утверждены «Устав таможенной службы» и «Правила об Отдельном корпусе пограничной стражи», определившие права и обязанности чинов Отдельного корпуса пограничной стражи и его флотилии.

Морская пограничная охрана в дореволюционный период решала чисто специфические, возлагавшиеся только на нее задачи:

"Для всяких отправлений купеческих дел (с 1724 по 1746 год)";
"Чтобы корабельщики и прочие всякого звания люди не могли с кораблей и прочих судов и на пакетботах, потаенно товаров своих беспошлинно без аттестатов отпускать (с 1746 по 1819 год)";
контроль за выполнением российскими и иностранными судами таможенных правил России в прибрежной трехмильной, а затем двенадцатимильной полосе (на протяжении XVIII – XIX веков);
контроль за выполнением российскими и иностранными судами таможенных правил России, рыболовного промысла, плавания в двенадцатимильной прибрежной полосе (с 1909 года).

Флотилии отдельного корпуса пограничной стражи кроме общих обязанностей ставились задачи:

осматривать суда и рыбачьи лодки, подходящие к берегу, подозрительные и отходящие в море;
задерживать суда, перевозящие контрабандные товары, политическую литературу и оружие;
оказывать помощь судам, потерпевшим кораблекрушение, спасать людей;
охранять суда, товары и другие предметы, выброшенные на берег (мель) от расхищения местными жителями;
следить, чтобы на берегу не устанавливались ложные маяки, не разводились вблизи маяков огни, задерживать нарушителей и передавать полиции;
осуществлять таможенный надзор за всеми судами в пределах таможенной полосы;
пресекать браконьерский промысел;
поддерживать общественный порядок, бороться со шпионажем на границе (1914 год).
Таким образом, до 1917 года организационных изменений в составе флотилии не было, и такая система морского пограничного и таможенного надзора осуществлялась до последних дней существования Отдельного корпуса пограничной стражи. Эта практика не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие в советское время.

Морские части пограничных войск СССР (1917-1945 гг.)

Декретом Совета Народных Комиссаров от 28 мая 1918 года пограничной морской охране ставились следующие задачи:

воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному проходу лиц через сухопутные и морские границы РСФСР;
защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;
надзор на пограничных реках правил международного судоходства;
охрана наших рыбаков и промышленников в пограничных морях, реках и озерах;
осуществление пограничного карантина;
защита нашего побережья от нападений разбойников и др.

Положениями об охране границы 1923 года и 1927 года уточнялись и дополнялись некоторые задачи морской пограничной охраны: обеспечить нерушимость границ, воспрепятствовать экономической и политической контрабанде (1923); обеспечить политическую охрану границы, поддержание революционного порядка в пределах 22-километровой пограничной полосы (1927).

На основании приказа ОГПУ от 02 марта 1923 года началось формирование морских и речных флотилий пограничных кораблей. Формирование морских пограничных отрядов в составе пограничных войск СССР началось весной 1935 года. В дальнейшем реорганизация морских пограничных баз и развертывание новой организации морской пограничной охраны осуществлялись на основе судостроительной программы, утвержденной постановлением Совета Труда и Обороны в 1933 году.

Дальнейшее развитие морских сил пограничной охраны НКВД было направлено на решение следующих основных задач:

организация охраны территориальных вод по побережью Японского моря, Татарского пролива, Охотского моря, Камчатки и Севера Союза ССР;
установление охраны Северного морского пути;
постепенное перевооружение более совершенными типами судового состава.


В 1939-1940 гг. в связи с увеличением численности судового состава морских частей пограничных войск и появлением в результате этого возможности самостоятельного решения ими вопросов охраны территориальных вод, а также с целью улучшения оперативного управления и использования морских сил пограничных войск в случае военных действий они были вновь реорганизованы. Суть реорганизации заключалась в объединении разрозненных по пограничным отрядам отдельных дивизионов сторожевых кораблей и катеров в состав отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничными округами. К октябрю 1940 года эта реорганизация в основном была завершена.

В Великую отечественную войну морские части и соединения пограничных войск были переданы в состав ВМФ. Пограничные корабли внесли достойный вклад в общее дело борьбы с врагом. Совместно с кораблями Военно-морского флота они выполняли следующие задачи: содействие войскам на приморских направлениях; охрана военно-морских баз; нарушение военно-морских перевозок противника; защита морских коммуникаций и др. Многие офицеры и матросы за самоотверженность и героизм были награждены орденами и медалями. Более 20 человек удостоено звания Героя Советского Союза. В июле 1944 года пограничные корабли и катера начали возвращаться из ВМФ в пограничные войска и приступать к несению службы по охране морской границы СССР.

Охрана морских границ СССР (1946-1991 гг.)

Драматичным для морских частей пограничных войск оказался 1960 год, когда было осуществлено сокращение пограничных войск, в том числе по морским частям на 8000 человек, включая 1000 офицеров. Морское управление преобразовывалось в самостоятельный морской отдел ГУПВ. Расформировывались и многие морские отделы управлений войск пограничных округов. Кораблей и катеров для создания достаточной плотности охраны границы не хватало, их средства наблюдения не обеспечивали обнаружение нарушителей границы в темное время суток.

В период 1963-1980 гг. происходила плановая замена устаревших проектов кораблей на отвечающие современным требованиям. Для решения задач охраны морской границы и исключительной экономической зоны СССР строятся новые быстроходные корабли и катера. Для обеспечения грузоперевозок принимаются на вооружение новые транспортные суда. Наряду с задачами охраны границы на море, охрана морских богатств от расхищения и борьба с иностранным браконьерством в наших территориальных водах на протяжении рассматриваемого периода была одной из актуальных.

Положением об охране государственной границы СССР 1960 года перед пограничниками ставились следующие задачи по охране границы на море:

задержание нарушителей границы;
контроль правил пограничного режима;
контроль за соблюдением всеми судами объявленного режима плавания в пределах территориальных и внутренних вод СССР;
содействие органам рыбоохраны в охране морских богатств от расхищения судами, не имеющими разрешения на промысел в территориальных и внутренних водах СССР.

Морские силы ФПС России (1992 – 2002 гг.)

Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О создании Пограничных войск Российской Федерации» положил начало образованию морских сил ФПС России. Несмотря на многие трудности и, прежде всего, недостатки материально-технического обеспечения, к началу 1994 года морские силы ФПС России сумели оправиться от тяжелых последствий, связанных с их реорганизацией и реформированием. Задачи по недопущению нарушений государственной границы и соблюдению установленного порядка в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации решались чаще всего проведением пограничных операций и патрульными действиями отдельных кораблей (катеров). С 1994 года войсками и органами ФПС России во взаимодействии со структурами ФСБ России, МВД России, ГТК России, Минобороны России, МПР России, Госкомрыболовством России и другими федеральными органами исполнительной власти в интересах охраны границы на море проводились такие специальные пограничные операции, как «Путина», «Север», «Треска», «Минтай», «Лосось» и др.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» на ФПС России возложена задача по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере, а также формированию морской охраны для ее решения. Морская охрана сформирована на базе морских сил ФПС России, осуществляющих охрану государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов при сохранении существующей системы управления.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 года № 90 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» ФПС России от Минсельхозпрода России переданы функции охраны в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации и за пределами исключительной экономической зоны, а также функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса.

Согласно этому постановлению ФПС России осуществляет государственный контроль:

за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов;
за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.


С 1 июля 1998 года ФПС России приступила к выполнению задач по охране морских биологических ресурсов в полном объеме. В целях совершенствования системы охраны и защиты Государственной границы страны на море и иных водоемах, охраны морских пограничных пространств Российской Федерации, их природных ресурсов и государственного контроля в этой сфере в ФПС России ведется работа по совершенствованию систем освещения надводной обстановки, управления, навигации и связи органов морской охраны Пограничной службы, принимаются на вооружение современные корабли, катера и патрульные суда, другие виды техники и вооружения.

Деятельность пограничных органов ФСБ России на морских направлениях в период с 2003 г.

В 2003 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Пограничная служба вошла в состав ФСБ России. На заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации в сентябре 2003 года и Государственной пограничной комиссии в ноябре 2003 года было принято решение о формировании единой системы защиты национальных интересов России в пограничной сфере.
Тесная связь морского пограничного пространства и морского побережья России, объектов пограничной деятельности в них, закономерно требуют создания единой организационной структуры пограничных органов, выполняющих задачи, как в море, так и на морском побережье. В настоящее время ведется работа по формированию пограничных органов береговой охраны как единой организационной структуры пограничных органов, функционирующей на морских направлениях.
В Пограничной службе ФСБ России создано управление береговой охраны, на морских направлениях сформированы пограничные управления береговой охраны (Северо-Bocточное, Сахалинское и Черноморско-Азовские пограничные управления береговой охраны ФСБ России), создаются функционально выделенные структуры пограничных органов береговой охраны в пограничных управлениях по субъектам Российской Федерации, в зоне ответственности которых есть морские направления.
Кроме того, ведется работа по совершенствованию системы управления пограничными органами береговой охраны, развитию системы освещения обстановки в морском пограничном пространстве России. Перерабатываются подходы к формам и способом использования корабельно-катерного состава, авиации, береговых и других подразделений, участвующих в решении задач на морских направлениях, с учетом современных требований.

© fps.ru
  • 0





Похожие темы Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Копирование материалов без активной ссылки на www.pogranichnik.ru запрещено.