Перейти к содержанию

Крылья спецназа


Рекомендуемые сообщения

Крылья спецназа

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда». http://www.redstar.ru/2009/01/21_01/2_03.html

Авиаторам ФСБ России завидуют многие их коллеги из других структур: и летают они больше, и техника у них постоянно обновляется, и полетные задания что ни день такие, что за каждое можно орден давать. И ко всему этому одних только профессиональных праздников у них каждый год четыре! Как защитники Родины они отмечают 23 Февраля. Как питомцы военных училищ летчиков в августе празднуют День авиации. 20 декабря - у них День спецслужб России. А еще есть и собственный день рождения -14 августа. В этот день в 1923 году был подписан приказ о формировании авиазвеньев для войск ГПУ. Долгие годы это была авиация пограничников, и только с 2005 года она официально утвердилась как авиация ФСБ, то есть обеспечивающая все структуры Федеральной службы безопасности России.

Обо всем этом - прошлом и настоящем авиации ФСБ - мы беседуем с начальником ее управления Героем России генерал-лейтенантом Николаем Федоровичем Гавриловым.

Разговор то и дело прерывает телефон. Сначала позвонил Герой России прославленный летчик-испытатель Анатолий Николаевич Квочур, давний товарищ и коллега Гаврилова по испытаниям авиатехники. Обсуждались какие-то срочные дела. Затем несколько звонков отвлекали Николая Федоровича на согласования с представителями Фонда содействия ветеранам: предстояло добрать нужную сумму для сложной операции дному из ветеранов военной авиации...

ВОЗДУШНЫЕ ЭКСТРЕМАЛЫ

Во время вынужденных перерывов в беседе я просматривал на мониторе видеоролики и фотоснимки с эпизодами из жизни авиаторов ФСБ. Хотел понять специфику их службы.

...Вот Ми-26 возносит и устанавливает золотые купола на соборе в Петропавловске-Камчатском. Работа ювелирная: купола весят до 13 тонн, а посадить каждый из пяти надо на основание с точностью до сантиметра, как обруч на бочку! Завершается установка маковок собора и вовсе цирковым номером: в 15-сантиметровое отверстие на главном куполе командир вертолета майор Сергей Высотин снайперски вставляет трубу – основание креста, который сам весит под три тонны!..

Потом подобная операция производится по установке 3-метрового бронзового памятника Николаю Чудотворцу на острове Танфильева. Лицом он обращен в сторону Японии: там, через 8 км пролива, стоит Башня тоски размером чуть ли не с Останкинскую. Глядя с нее на Курильские острова, некоторые японцы ностальгируют по «утраченной родине». Теперь привычный для них пейзаж дополнен демаркирующим границу монументом, и за спиной у Николая Чудотворца - вся Россия.

Подобные памятники и соборы авиаторы ФСБ установили уже у многих пограничных пунктов: это своего рода духовное укрепление наших границ.

...А вот заиндевелый Ми-8 на заснеженной макушке Земли. 22 апреля 2008 года экипажи ФСБ вылетали по маршруту Мурманск - Земля Франца Иосифа - российская дрейфующая база «Барнео» - Северный полюс. Оттуда они доставили участников экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина с товарищами на материк. Авиация ФСБ с самого начала обеспечивала безопасность экспедиции.

...Вот сделанное с большой высоты фото Ми-8, летящего над неким серо-голубым простором. Дата съемки - 6 января 2007 года.

- Это мы парой идем с экспедицией на Южный полюс, - поясняет Николай Федорович и показывает еще один снимок: вид на губу побережья Антарктиды через блистер вертолета.

В экспедиции принимали участие тогда еще директор ФСБ России Николай Патрушев, его первый заместитель - руководитель Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Возглавлял экспедицию президент Ассоциации полярников, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров.

«Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков, а главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой» - это слова из телеграммы Президента России.

Перелет на Антарктический материк - завершающий, пятый - осуществляли с южного побережья Чили. Были в составе экспедиции и самолеты. Но Гаврилов, как командир одного из экипажей (и всей авиагруппы), и его коллеги летели парой на Ми-8 через пролив Дрейка. Дальность перелета - 1.300 км, а предельная дальность полета Ми-8 - 1.600 км. А если бы встречный ветер, осадки, не говоря уже о возможности урагана?.. Для чего такой риск?

- Антарктиду первым открыл в январе 1820 года наш российский исследователь Фаддей Беллинсгаузен, - объясняет генерал. - В 2009-м заканчивается срок действия 50-летнего международного договора о демилитаризации и неразделимости этого материка. Но там же разведаны большие запасы полезных ископаемых... Как сложится с новым договором, никто не знает. У нас из имевшихся там полярных станций осталось только две. Вот и требовалось подтвердить законные права и приоритет России. А то, что мы туда еще и на вертолетах прилетели, - это дополнительный аргумент наших возможностей.

- НУ А НА ЭЛЬБРУС-ТО зачем летали? Благотворительная миссия? - как известно, вертолеты ФСБ доставили на высоту стоянки перед восхождением на пик палатки и продукты для экспедиции детдомовских ребят во главе с православным священником. Восхождение стало для ребят праздником души и запомниться на всю жизнь.

- Ну конечно же и ребят порадовать хотели, - нехотя раскрывает военную тайну Николай Федорович. - Но, кроме этого, тогда на Эльбрусе проводилось летно-тактическое учение, мы доставили туда на Ми-8 спецназ.

Как выяснилось из других источников, учение проводилось масштабное: с различных аэродромов России в заданное время стартовали самолеты и вертолеты авиации ФСБ с группами спецподразделений, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа.

- Ну а для чего все же на самые большие вершины взлетать?

- Чем выше мы можем подниматься, тем легче нам летать у земли, - смеется генерал.

«Летать у земли» - это мягко сказано. На эльбрусской фотографии кроха-вертолет каким-то чудом держится на краешке заснеженного плато. Кажется, вот рванет шквал ветра - и непременно сбросит «вертушку» в пропасть...

На диске есть и запись фотографии палаточного лагеря неподалеку от Ведено с посадкой вертолета между палаток. Дата на снимке напоминает о тяжелых боях с бандформированиями, которые происходили в те времена в этом районе. За палатками виднеется зеленая горная гряда. Справа - вершина повыше, на ней вблизи от расположения боевиков находилась группа наведения спецназа. И под вечер от нее поступил сигнал: выручайте, можем не продержаться... А как выручать, если на горы уже начал ложиться густой вечерний туман?

Гаврилов решил вылететь за группой сам. Вспомнив местность, уточнив маршрут по карте, он решил заходить к месту нахождения спецназовцев со стороны соседней вершины. Когда долетел до нее, увидел под собой еле заметную тропу, ведущую в сторону группы. Он посадил вертолет на тропу и по земле прорулил полтора километра, пока навстречу не выбежали разведчики, на ходу забираясь в салон...

КОГО ЛЮБИТ БОГ ВОЙНЫ

Такие истории в авиации называют байками. Не потому, что истории эти придуманы, а потому, что над ними можно посмеяться, когда смертельная опасность позади. Воевавшие люди говорят, что бог войны любит веселых и дерзких.

И еще говорят, что Бог любит офицеров и генералов, которые больше думают и заботятся о вооружении, чем о даче и новой иномарке в личном гараже. Это я уже из кулуарных разговоров с подчиненными генерала Гаврилова уяснил.

- Мы каждый выделенный нам бюджетный рубль действительно до копейки тратим по назначению: обновляем авиатехнику и оборудование, закупаем более совершенные системы наведения, защиты и вооружения, - соглашается с общим мнением генерал и снова поднимает трубку, чтобы ответить на звонок.

А я записываю поразительную цифру: в Управлении авиации ФСБ (а техники у них полтора десятка типов и марок) на каждые шесть бортов приходится по одному Герою России, не считая кавалеров с наградами статусом пониже.

С этим пониманием расклада продолжаю смотреть «кино».

...Вот Ка-226 на длинном, метров под 80 тросе несет по небу Государственный флаг России. Размеры флага 60 на 33 метра! Вы только представьте себе парусность этого полотнища! А полет ведь над городом.

- Это отнюдь не лихачество! - объясняет генерал Гаврилов, отвлекаясь от телефона. - Каждый из наших экипажей должен уметь и быть готовым посадить вертолет не только на крышу, но и во двор между домами. И еще неизвестно, какой груз придется доставлять или забирать. Поэтому тренировки экипажей идут постоянно и не для цирка. Если лопасти у Ка-226 в диаметре 15 метров, то значит, площадка для посадки-взлета ему подойдет 25 на 25. А если нет проводов, то при достаточных навыках машину можно и на меньшую посадить. И наши пилоты этому постоянно учатся. На границе, кстати, тоже приходится садиться на пятачки, порой даже на «одной ноге», и взлетать с нее же.

Ситуации, когда на пятачок городских улиц надо срочно доставить робот-разминер или, наоборот, незамедлительно эвакуировать раненого, не потеряв его в уличных пробках, случаются, к сожалению, нередко. Есть и задачи по разведке, высадке и эвакуации боевых групп - много чего уникального приходится делать подчиненным генерала Гаврилова. Потому и должны они тренироваться в воздухе по максимуму.

А НАЧИНАЛОСЬ ТАК...

Оказывается, формирование первых подразделений авиации ГПУ было поручено красвоенлету Александру Александровичу Пороховщикову - деду популярного артиста Александра Шалвовича Пороховщикова.

14 августа 1923 года конструктор, изобретатель и летчик Александр Пороховщиков (1892-1941) приступил к набору экипажей, командного и технического состава двух авиазвеньев - для сухопутных и морских войск ГПУ. Еще гимназистом он построил самолет (1909), получивший одобрение профессора Н. Е. Жуковского. В 1915 году изобрел первый в мире вездеход (в Рижском музее мореходства есть уголок Пороховщикова)! В дальнейшем на собственных предприятиях выпускал самолеты своей конструкции и иностранные. После 1918-го стал летчиком в советских авиационных частях, продолжая конструировать самолеты (главным образом учебные).

Судьба этого человека, сына известного московского архитектора, удивительна, полна большими свершениями, участием в делах государственной важности. А завершилась она, как это нередко бывало во времена Ягоды–Ежова, трагично. Сначала был арест в 1927-м и обвинение в... шпионаже. Правда, вскоре последовало освобождение из-за отсутствия каких-либо улик. В БСЭ и многих других изданиях советского периода датой его смерти указан 1943 год, когда А.А.Пороховщиков якобы умер. На самом же деле был еще один арест, в 1941-м, и в том же году первый командир авиации ГПУ был расстрелян. Заодно с начальником Главного управления ВВС РККА Павлом Рычаговым...

А в августе 1923-го он, тогда уполномоченный Главвоздухофлота при ГПУ, проводил отбор кадров из наиболее достойных командиров и летчиков ГВФ. Некоторые из них уже имели опыт службы в авиационных отрядах особого назначения - АООН. Они-то и стали костяком будущих «крыльев спецназа», в первую очередь авиации пограничных войск.

Вот выписка из приказа №120 от 22 мая 1921 г. о награждении золотым портсигаром летчика 2-го АООН Георгия Магерова «за редкую смелость и храбрость в деле защиты Советской Республики: в тяжелых метеоусловиях (ветер – 15 метров в секунду, мороз – 25 градусов) выполнявшего боевые вылеты ночью с 16 по 18 февраля». Тем же приказом серебряными часами были награждены мотористы Иван Шилов и Павел Метонин, которые в тот же суровый период готовили авиатехнику к полетам днем и ночью, обеспечивая вылеты самолетов в кратчайшие сроки и с высокой надежностью. Подписал этот приказ командующий войсками Тухачевский...

Задачи авиаторам ГПУ ставились своеобразные: «Разведка контрабанды в районах, где таковая имеет массовый характер и где этому способствует местность...»

Стоит ли пояснять, что такое тропы контрабандистов, например, в горах, где каменистые скалы и кустарники делают их невидимыми и недоступными? И надо быть пилотом-виртуозом, чтобы не задевать крыльями и винтом скалы, не терять высоту в разреженном воздухе высокогорья, твердо удерживать машину при неожиданных порывах ветра...

Или такая задача: «Содействие нашим войскам в борьбе с бандитизмом... Переброска боеприпасов в труднодоступные районы боевых действий...»

Ставились перед авиацией ГПУ и такие задачи государственной важности, как «разведка лесных и рыбных угодий (на Севере и Дальнем Востоке) и содействие судам Пограничной флотилии в задержании браконьеров... Обеспечение связи в районах, где таковая отсутствует или плохо налажена...»

Не забывайте, пожалуйста: ведь это был только 1923 год! И свои задачи «авиачекисты» выполняли на бипланах Р-1 и полуторапланах Р-3 и только потом на оснащенных радиосвязью Р-5 и на знаменитых «уточках» конструктора Н.Н. Поликарпова, ставших позднее ночным кошмаром для гитлеровцев.

Морские же авиаотряды летали на полуторапланах-амфибиях В.Б. Шаврова Ш-2, у которых для удобства хранения в небольших ангарах и транспортировки на кораблях складывались крылья. Были и морские ближние бомбардировщики Г.М. Бериева МБР-2, тоже самолеты-амфибии, вооруженные спаренными пулеметами и способные нести до 500 кг бомбовой нагрузки.

ИМЕНА НА СКРИЖАЛЯХ

Надо сказать, что авиаторам ГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ практически всегда везло со старшими командирами - это были люди высокого профессионализма, технически компетентные, грамотные тактики и стратеги в своей специфической сфере деятельности. Но самим командирам везло реже: двоих преемников первого командующего спецавиации красвоенлета Пороховщикова постигла та же трагическая участь ...

Вторым был Матвей Бойцов - участник 1-й Мировой. За храбрость в боях его направили в школу прапорщиков, после окончания которой, в декабре 1915-го, назначили ротным командиром - случай нечастый и говорит о несомненных способностях фронтового офицера. После февральской революции 1917-го Бойцова и вовсе избирают командиром 50-й инженерной дивизии. Октябрь он воспринял всей душой, в Красной Армии Бойцов начал службу командиром саперного батальона. Видно, опять отличился: уже в 1918-м его направили учиться в академию РККА. Слушателем академии он воевал в Гражданскую, командовал партизанским отрядом в Белоруссии, а после окончания академии в 1921-м был назначен заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. С 1930 г. Бойцов возглавлял прославленный МАИ - Московский авиационный институт. Лично руководил созданием первой в СССР воздушно-десантной бригады. С 1934-го - он начальник авиационного отдела ГУ пограничных войск НКВД. В 1937-м репрессирован...

Такая же судьба была уготована в 1939-м его преемнику, выпускнику ВВИА им. Жуковского Алексею Разоренову...

Только с приходом в 1939-м Ильи Чупрова коса репрессий стала обходить начальников авиационного отдела ОГПУ-НКВД. За успешное руководство авиаподразделениями и частями пограничных войск в ходе Великой Отечественной войны в апреле 1943 г. Чупрову присвоили звание генерал-майора. Он окончил военную академию имени

М.В. Фрунзе, затем Высшие академические курсы при Академии Генштаба. В запас ушел в 1963 г. с должности начальника отдела ГУ погранвойск КГБ СССР.

Напомним, что во время войны практически вся авиация Погранвойск НКВД была передана в действующую армию. И летчики-пограничники сражались достойно. Дважды Героем Советского Союза стал Виктор Голубев. Еще 13 пилотов из авиации спецназа удостоились Золотой Звезды Героя страны. В их числе, о чем знают немногие, -и прославленный Алексей Маресьев.

Героем Советского Союза был и генерал-майор авиации Анатолий Володин, возглавивший авиацию Погранвойск в 1963 году. Он трудился на этом посту 15 лет, до 1978-го. Попав на фронт в декабре 1942-го, Володин совершил за два с половиной года 426 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, сбил 22 самолета противника. Но звание Героя получил лишь 23 февраля 1948 года. А до этого в 1946-м 25-летним капитаном был уволен в запас по состоянию здоровья...

Капитану Володину пришлось тогда проявить не меньше, чем на фронте, мужества и воли, чтобы в декабре 1947-го вернуться на летную работу и вновь начать военную службу. И только после этого повторного, уже гражданского подвига его нашла заслуженная награда. Заметим, что Золотую Звезду летчикам давали и за 10 сбитых самолетов, а у него было 22...

Командующим авиацией ФПС в самом высоком звании - генерал-полковника авиации был Виктор Ратушин, истребитель-бомбардировщик, пришедший в 1996 году из ВВС, где он командовал авиадивизией.

В БОЙ ВЕДЕТ «МАЭСТРО»

Сегодня авиацию ФСБ возглавляет Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов. Он заслужил самые престижные в авиации отличия: военный летчик-снайпер, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик Российской Федерации.

И еще он - «Маэстро». Получен этот неофициальный титул от боевых товарищей, таких же летчиков-афганцев и коллег-испытателей по ЛИИ имени М.М. Громова, от героев-асов чеченских кампаний и других конфликтов, в которых человек обнажает свою суть и предстает тем, кто он есть на самом деле. В этом титуле признание в летчике-генерале Гаврилове и неких черт характера, роднящих его с любимым героем фильма «В бой идут одни «старики».

...Сызранское ВВАУЛ он окончил в 1979-м. Получил красный диплом, погоны лейтенанта и выписку из приказа о назначении в авиаотряд Погранвойск КГБ СССР. Такие же выписки получили еще несколько его однокашников-выпускников. А вскоре его ждал Афганистан.

Война в Афганистане длилась для Гаврилова без малого шесть лет - с 1981-го по 1987-й. Там, в 1985-м, он, капитан, стал самым молодым командиром эскадрильи, заместителями у Николая были подполковники с сединой. То, что они признали его своим командиром и нередко перед боевым вылетом напутствовали словами: «Ты только возвращайся, командир!» - говорит о многом. Помните, как пожилой механик комэска «Маэстро» в кинофильме тайком перекрещивал его на удачу? Что-то подобное было в отношениях Николая Гаврилова со своим заместителем по ИАС и «чистым» заместителем. Все остальные подчиненные воспринимали его как пример для подражания: мастерство и мужество Николай Гаврилов подтверждал в каждом из двух с половиной тысяч (!) боевых вылетов.

По законам Великой Отечественной летчикам за 100 боевых вылетов на разведку присваивали звание Героя Советского Союза. Та же норма была установлена для летчиков-штурмовиков. Это сколько же Золотых Звезд заслужил Николай Гаврилов в Афганистане по меркам той войны?.. А вот удостоился только орденов Ленина и «Красной Звезды».

Кстати, немало летчиков в авиации ФСБ имеют на личном счету тысячу, полторы и более боевых вылетов. Есть даже рекордсмены со счетом за три с половиной! И надо хотя бы представить себе, что это такое - боевой вылет...

Завершая эти заметки, я вспомнил такие кадры, увиденные в кабинете генерала Гаврилова. В сплошной темноте горной ночи вдруг проявляются, как на рентгеновском снимке, силуэты крытых машин, какие-то люди-призраки у них... Становится ясно: это РУК - разведывательно-ударный комплекс. Чей, я не стал уточнять. Ясно было, что съемка не очень давняя и велась с большой высоты...

Цель обнаружена. Воздушный спецназ задачу выполнил, а экипаж остался цел и невредим. «Победить, выполнить задачу и остаться живым!» - это, можно сказать, кредо авиаторов ФСБ.

Наверное поэтому только с пилотом Гавриловым и только на вертолетах из отрядов его управления В.В. Путин летал на Кавказ в годы своего президентства.

Фото из газеты.

post-17-1232479306_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...