Перейти к содержанию

Морская библиотека


igor

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте!!возможно не точно написала, но ищу на просторах интернета книгу Е.Чернова "Тайны подводных катастроф".Помогите, может быть у кого то есть в электронном видеС уважением Надежда (kuzbass66( ( @ ) )mail.ru)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Ответов 80
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Искала эту книгу в интернете, пока не попалась - если увижу - обязательно напишу.

Но вот увидела книгуЮ которая может кого-то заинтересовать, и тоже можно скачать бесплатно.

Лев Скрягин.

Тайны морских катастроф

2 mb doc

Книга представляет собой сборник очерков о наиболее тяжелых катастрофах на море за последние два века. Написанная популярно, она подробно освещает такие темы, как борьба моряков против перегрузки судов, значение для безопасности плавания остойчивости судна, опасность столкновения судов на море, пожары и взрывы на судах, преднамеренные кораблекрушения и таинственные исчезновения судов на море. 1-е издание вышло в 1978 г. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Издательство "Транспорт", 1986

-http://depositfiles.com/

 

А вот здесь много книг, можно скачать бесплатно - разные.Там есть поисковик

-http://books.tr200.net/f.php?f=%22%F2%E0%E9%ED%FB+%EF%EE%E4%E2%EE%E4%ED%FB%F5+%EA%E0%F2%E0%F1%F2%F0%EE%F4%22+%F7%E5%F0%ED%EE%E2

post-30095-1291644638_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Посмотрите по этой ссылке:_http://books.google.ru/books?id=ATBu3EA1EtQC&printsec=frontcover&dq=%22%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%22+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C&source=bl&ots=akHYe68qBf&sig=6uuBt7evk8idF22-UNbGBQn2yyQ&hl=ru&ei=AO_8TMefKsegOvXo5NQK&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&sqi=2&ved=0CCQQ6AEwAQ#v=onepage&q&f=falseНо там открываются для просмотра только половина книги.По книжным магазинам не сыскать! Только с рук от 600 рублей:_http://www.libex.ru/detail/book371823.html_http://www.tur-internet.ru/firms/026353/cards/1004270.html

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 1 месяц спустя...

Последние годы книжная летопись морских частей пограничных войск обогатилась значительными изданиями по истории нашей службы, это: 1) фундаментальное исследование Феликса Александровича Мошкова "Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней", выдержавшее уже три издания (2003, 2005 и 2007 годы);2) книга группы ученых и преподавателей из Пограничной академии ФСБ России Боярского В.И., Дмитриева В.А. и Кудинова Н.Н. "Пограничный надзор на море" (2006 год);3) уникальная книга-альбом, посвященная пограничным кораблям проект 11351 (шифр "Нерей"), подготовленная группой авторов Васильевым П.А., Машенским С.Н., Панковым С.Н. и Сытником А.И. "Патруль на Тихом океане" (Москва, 2010);4) книга капитана 1-го ранга Юношева Валерия Дмитриевича "Мы в кильватерном гордом строю..." - Очерк истории Краснознаменного соединения пограничных сторожевых кораблей Север-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России" (Петропавловск-Камчатский, 2005).Теперь, на мой взгляд, к этому списку следует добавить книгу капитана 1-го ранга в отставке Полякова Николая Николаевича "Переход пограничных танкеров Южным морским путем" (Москва, Издательство "Компания "ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОСТ", 2008).Фото первой страницы обложки: post-19804-1295193416_thumb.jpgФото четвертой страницы обложки:post-19804-1295193427_thumb.jpgЭто книга небольшого формата, состоящая всего из 90 страниц, но по своему содержанию и форме изложения событий, фактов она заслуживает того, чтобы быть названной ценным вкладом в литературу о моряках-пограничниках. Николай Николаевич Поляков начинал службу командиром БЧ-5 в Тихоокеанском пограничном округе в 1960 году сначала на большом охотнике американской постройки, затем на одном из первых ПСКР проекта 201 и на пограничном транспорте проекта 229. Но основные годы его корабельной службы прошли на пограничных танкерах проекта 1545 "Иван Голубец" и "Советский пограничник". Автор в очень живой, образной форме, хорошим понятным языком, где-то с серьезными техническим подробностями, а где-то и с юмором, легкой иронией по отношению к бытовавшим тогда порядкам в стране и к некоторым особенностям характера сослуживцев, описывает все подробности приемки этих кораблей от промышленности, их перехода Южным морским путем из Керчи во Владивосток и службы по обеспечению пограничных застав от Приморья до Чукотки топливом, другим видами ГСМ и грузами. Книга очень честная, откровенная, захватывающе интересная. Остается только сожалеть о весьма маленьком её тираже, который практически уже весь раздарен автором своим друзьям и сослуживцам. Будем надеяться, что интерес к этой книге приведет ко второму её изданию, дополненному более качественными фотоиллюстрациями и рассказом о службе Николая Николаевича Полякова военпредом на "Дальзаводе" во Владивостоке, а также на других должностях в Баку и Москве.

Изменено пользователем Зеленый кант 75
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 2 месяца спустя...

Совсем недавно вышла в свет новая книга-сборник рассказов о службе на флоте "Заметки на полях вахтенного журнала".

 

Обращение автора книги к читателям.

cover_all.jpg

Появившиеся в последнее время всевозможные публикации на вольную тему многим не дают покоя, заставляя их хвататься за перо и радовать нас своими эпистолярными изысканиями.

 

Александр Михайлович Покровский, своей книгой «Расстрелять», наглядно доказал, что человеку, N-ное время прослужившему на флоте, есть о чём вспомнить. А если он (флотский человек) сумеет ещё и изложить свои воспоминания в письменной форме, то они становятся доступны широкой общественности.

 

Я, ни в коей мере, не хочу сравнивать свои потуги на литературном поприще с творчеством Александра Покровского или Виктора Конецкого (не говоря уже о более маститых писателях) но, думаю, многим будет небезынтересно прочитать о тех или иных случаях, произошедших либо со мной, либо с моими товарищами во время службы на флоте.

 

То, что описано в опубликованных рассказах, процентов на 80-90 происходило на самом деле. Но, чтобы исключить высказывания прототипов героев повествования типа: «А я сказал не совсем так, не там, не тогда…» и проч., имена и фамилии участников описанных событий изменены. Также изменены и названия кораблей, на которых эти события происходили. В некоторые персонажи вложен собирательный образ, некоторые узнаются сослуживцами, но, как принято писать – «все совпадения случайны».

 

Некоторые читатели сетовали на то, что в рассказах много специфической терминологии. Знаю. Но убрать терминологию – исковеркать язык, на котором говорят на кораблях (я не имею ввиду «солёный морской») и сделать диалоги «рафинированными». Поэтому я сознательно пошёл на этот шаг, снабдив описания кучей ссылок, раскрывающих то или иное значение слова или фразы.

 

Весь журнал разбит на несколько разделов. В разделе «Берёзовая каша» главным героем прописан Сергей Олегович Берёза - персонаж, созданный стараниями сразу нескольких "авторов-одноклассников" ещё при обучении в Нахимовском училище. Тогда (в 1982-84) это был крутой нахимовец, а в моих же рассказах, как и следовало ожидать, - офицер Военно-Морского Флота.

 

Те, кто не в силах писать хорошо (и не желая писать плохо) ищут для выхода своей творческой энергии всевозможные обходные пути.

 

Одним из путей, для меня лично, при составлении раздела «Флот в документах», явился плагиат. Да-да именно плагиат. Но я надеюсь, что никто из авторов, чьи бесценные произведения я «украл», не будут иметь ко мне каких-либо претензий, затаив обиду за опубликованные бестселлеры.

 

Всё дело в том, что в данном разделе нет практически ни одного моего слова – все документы сохранены в своём первозданном виде (с сохранением грамматики, стилистики и пунктуации), т.к. своей задачей я посчитал просто собрать все эти разрозненные бумажки, скопившиеся у меня за время службы на кораблях, в единое целое, не изменив ни запятой, ни буквы.

 

Выражаю огромную благодарность учителям русского языка и литературы, обучающих моих потенциальных соавторов, в большинстве своём – матросов срочной и контрактной службы (русских, беспартийных, образование среднее), Великому и Могучему, без «титанических» усилий которых многих страниц этого раздела просто бы не было.

 

Ещё раз напомню, что все фамилии изменены.

 

Буду очень признателен за Ваши критические замечания (если таковые будут), написать которые можно в гостевой книге.

 

С уважением,

Ренат Мустафин.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Сейчас читаю Валентина Пикуля: "Три возраста Окини-сан".Книга про любовь и войну. Конечно же Пикуль пишет о конце XIX начале XX веков, о Порт-Артуре и Цусиме.Всегда любил его читать. Наверное поэтому стал военно-морским офицером.И вот наткнулся на очень интересный факт из истории российского флота: Была, оказывается, такая традиция:"На клипере боцмана уже готовили «прощальный» вымпел! Этот вымпел имел длину корабля плюс еще по сотне футов за каждый год заграничного плавания, а что-бы он при безветрии не тонул в море, на конце вымпела привязывались стеклянные поплавки."Почитайте. Не пожалеете.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...

Пользуясь своим служебным положением и являясь лицом заинтересованным, :chest_m4: размещаю эту информацию еще раз.

 

------------------

Московским издательством «Военная Книга» подготовлен фотоальбом-монография «Настоящий корабль» о малых противолодочных кораблях пр. 1124 «Альбатрос», спроектированных в Зеленодольском ПКБ и строившихся на трёх судостроительных заводах страны.

Изображение

В издании «Настоящий корабль», подготовленном на основе рассекреченных документов, воспоминаний конструкторов, строителей, моряков, других открытых источников, представлена информация об истории создания, устройстве и боевой работе кораблей, объединенных шифром «Альбатрос».

 

Значительная часть книги – фотоальбом (всего около 1500 фото), содержащий снимки всех 88 кораблей пр. 1124 и его модификаций в различные периоды службы; фотопортреты конструкторов ЗПКБ, руководителей заводов-строителей, ответственных сдатчиков, наблюдающих от ВМФ, конструкторов - создателей оружия, командиров большинства «Альбатросов»; фотографии многих экипажей; виды фрагментов кораблей, корабельного вооружения, оборудования, устройств и систем.

 

Есть в этой книге немало информации и о всех пограничных кораблях проекта 1124П и П1124 (кораблях пр. 1124 2-й серии).

 

Название «Настоящий корабль» базируется на высказывании о корабле Главкома ВМФ СССР С. Г. Горшкова.

 

Книга альбомного формата А4 в полноцветном переплёте содержит 288 стр. текста и графики на офсетной бумаге и 384 стр. с фотографиями на мелованной бумаге. Тираж книги - всего 500 экземпляров. В свободную продажу эти книги поступать не будут.

 

Книга заинтересует не только тех, кто служил на кораблях этого проекта, но и тех, кто интересуется флотом, военными кораблями, судомоделированием.

 

Стоимость книги - от 1650 руб. без учета стоимости пересылки и прочих накладных расходов. Вес одной книги - 3 кг.

 

Желающие приобрести эту книгу, обращайтесь ко мне.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 месяц спустя...

Желающие приобрести эту книгу, обращайтесь ко мне.

Уже не обращайтесь. :-) Все книги проданы.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 4 недели спустя...

В Севастополе состоялась презентация новой книги флотского автора.14.12.2012гpost-36029-1355504633_thumb.jpgСегодня в Морской библиотеке Черноморского флота (ЧФ) имени адмирала М.П. Лазарева состоялась презентация книги писателя-мариниста капитана 1 ранга запаса Сергея Ниткова, которая вышла в свет под названием «Флотские страсти».В своем новом творении автор не стал изменять своему амплуа, собрав под одной обложкой морские рассказы и байки. В его творческой биографии эта книга стала уже четвертой. Ранее были изданы сборники «Особый случай», «Флотская логика» и «Закаленные морем».В новую книгу вошли порядка 70 рассказов. Все истории написаны в легкой иронической манере и присущей автору любовью к флоту и его людям.В период своей службы Сергей Нитков участвовал в 12 дальних походах кораблей ЧФ, побывал в Египте, Индии, Италии, Греции и на Мальте. Знание изнутри всех тонкостей флотской службы и узнаваемость персонажей сделали рассказы писателя популярными не только на ЧФ, но и среди более широкого круга читателей.После увольнения в запас член Союза писателей России Сергей Нитков продолжает работать на ЧФ в качестве гражданского специалиста.-http://function.mil.ru

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 6 месяцев спустя...

Боевые корабли мира.

03.07.2013г

post-36029-1372838155_thumb.jpg

Новое издание справочника подготовлено по заказу и при участии ОАО «ОСК»Этот актуальный издательский проект Объединенная судостроительная корпорация реализовала накануне проведения Международного военно-морского салона (МВМС-2013). Справочник издан на русском и английском языках и имеет великолепное цветное полиграфическое исполнение. Эксперты полагают: новое издание «Боевые корабли мира» привлечет внимание широкого круга отечественных и зарубежных специалистов, которые примут участие в работе салона.

В справочнике приведены основные данные по новым, строящимся и находящимся в строю кораблям 12 основных классов: ПЛАРБ, ПЛАТ, НАПЛ, СМПЛ, АВ, КР, ЭМ, ФР, КРВ, БКА, МТК, ДК и ДКА. Подбор производился по следующим критериям: срок службы, значимость, новизна технических решений, принадлежность корабля к ВМС ведущей морской державы или его постройка кораблестроительной промышленностью этой страны. Именно поэтому в издание не попали многие боевые корабли и катера ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Южной Америки, малозначимые с точки зрения качества вооружения и технических средств. Также в справочник не включены корабли и катера, являющиеся копиями оригинальных проектов.

В новом издании рассмотрены проекты всех боевых атомных подводных лодок и новых неатомных, а также все авианосцы, практически все новые крейсеры и эсминцы и большинство новых фрегатов. В справочник включены только значимые представители таких классов и подклассов, как корветы, боевые катера, тральщики, десантные корабли и катера. Корабли некоторых стран, создававшиеся по международным программам, рассмотрены в случае, если каждая из стран строила их с существенными различиями.

В справочнике применена классификация кораблей, принятая в мировой практике и соответствующая, в частности, классификации справочников Jane’s Fighting Ships (Великобритания) и Flotten Taschenbuch (Германия).

Корабли сгруппированы по рассматриваемым классам и подклассам. Внутри класса и подкласса – по государствам-разработчикам и строителям кораблей. Всего рассмотрено 182 типа боевых кораблей и катеров, спроектированных и построенных в 19 странах мира: 10 ПЛАРБ, 15 ПЛАТ, 16 НАПЛ, 3 СМПЛ, 17 АВ, 3 КР, 27 ЭМ, 34 ФР, 16 КРВ, 11 БКА, 8 ТЩ, 22 ДК и ДКА.

Объем каждого издания и на русском, и на английском языках – 440 страниц, также они полностью идентичны по разделам, вводным и обзорным статьям и начинаются с информационно-аналитического раздела, посвященного инновационным технологиям в военном кораблестроении.

Обзорные статьи, предваряющие каждый класс представленных в справочнике кораблей, подготовлены специалистами ведущих проектно-конструкторских бюро, входящих в состав ОАО «ОСК».

Информация о каждом из кораблей включает фотографию и схемы (для некоторых дается и продольный разрез), силуэт для опознавания, текст и тактико-технические элементы в форме таблицы.

Описание корабля содержит следующие разделы: назначение, архитектура, защита, главная энергетическая установка (ГЭУ), вооружение, строительство – сведения о постройке единичного экземпляра или серии, нахождении кораблей по состоянию на 2013 год в боевом составе ВМС, стоимости постройки серийного образца и другие данные.

По каждому кораблю приводятся следующие тактико-технические элементы: водоизмещение, главные размеры, тип и мощность ГЭУ, скорость полного хода, дальность плавания, экипаж, авиационное и ракетное вооружение, артиллерия, торпедное и радиоэлектронное вооружение.

И русская, и английская версии издания завершаются детальным указателем представленных проектов и названий кораблей.

 

-http://armstass.su

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 4 недели спустя...

Александр Жбанов: Мы издали книгу, в которой собраны удивительные факты работы экспедиции подводных работ особого назначения .post-36029-1375182720.jpgВ интервью корреспонденту "Нового Севастополя" научный руководитель Севастопольского дельфинария Александр Жбанов сообщил, что месяц назад была издана книга "Будни спасателей", авторами которой являются Геннадий Васенко, Михаил Адамович и Александр Жбанов. В книге рассказывается о зарождения ЭПРОНа, удивительных фактах, достижениях этой организации."Эта книга ценна тем, что она вспоминает эпизоды истории и деятельности ЭПРОНа, вспоминает и действия наследника ЭПРОНа, потому что он в 1942 году переименован в Аварийно-спасательную службу, и в этом качестве он и сейчас существует - это Аварийно-спасательная служба ЧФ. Ещё одна особенность в том, что мы её выпустили в канун 90-летия ЭПРОНа с той целью, чтобы напомнить людям об этой организации, чтобы о ней не забывали", - отметил Александр Жбанов.Одним из ярких событий в работе ЭПРОНа, по его мнению, стало поднятие подводной лодки L-55."Была поднята нашими специалистами подводная лодка англичан L-55, которую потопили советские эсминцы на Балтике. Её подняли, чтобы посмотреть конструкцию её. Она была относительно новой, современной. Но ничего особенного там наши конструкторы не нашли. Наоборот, там были недостатки, которые наши конструкторы обнаружили. И после подъёма экспедиция подводных работ была награждена орденом трудового Красного знамени", - рассказал Александр Жбанов.Как он также проанонсировал выпуск (через 2-3 недели) еще одной новой книги "ЭПРОН, рождённый в Балаклаве", в которой будет белее подробно описана история и деятельность всемирно известной организации.Александр Жбанов - бывший начальник АСС Черноморского флота, капитан 1 ранга в отставке, 13 лет командовал АСС. Он участник масштабных поисково-спасательных работ. В частности, в 1974 году - спасение большого противолодочного корабля "Отважный". В 1986 году - эвакуация тел погибших из отсеков лайнера "Адмирал Нахимов", который затонул вблизи Новороссийска. Справка ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Она создана в конце 1923 года. В 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году —Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и лишь в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ. Сама же деятельность началась с поисков английского парусного корабля "Prince" (или для многих известного как "Черный принц"). Во время Крымской войны 14 ноября 1854 года его выбросило ураганом на скалы, и он затонул под Балаклавой. Как предполагалось, он вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом. "И ради этой идеи были объединены в Севастополе кадры, которые взялись за это дело. В конце концов золото не нашли, но собирая воедино эту экспедицию подводных работ особого назначения, была создана дееспособная организация, которая занималась всеми видами спасательных, подводно-технических и водолазных работ. И на этом поприще прославила себя как организация известная не только во всём Советском союзе и за рубежом", - отметил Александр Жбанов.Розыски "Принца" успехов не принесли, но в 1924-28 годах ЭПРОН удалось поднять подводную лодку "Пеликан", затопленную в конце января 1920 года белыми при входе в одесскую гавань, эскадренный миноносец "Ф. Дзержинский" (бывшая "Калиакрия"). В 1929 году под эгидой ЭПРОН фактически было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. -http://blackseafleet-21.com

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...

Вышел второй тираж книги "Настоящий корабль" о кораблях проекта 1124 всех модификаций. Цена - 2200 руб. Обращайтесь.
 

Изображение

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Мне. Один экземпляр. Серега, а деньги на карту сбросить?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Серега, как тебе удобнее. Книг должно хватить всем. Выпустили 200 штук.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Серёга я записываюсь. Такая книга должна быть дома.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 7 месяцев спустя...

02.05.2015г

О дальних походах тихоокеанцев рассказывает новая книга

 

 

«Через два океана» – так называется новая книга, вышедшая недавно во Владивостоке. Её автор – поэт, писатель, военный журналист капитан 1 ранга запаса Николай Литковец, участник многих дальних походов.

На страницах книги рассказывается о международной деятельности во время дальних походов отрядов кораблей Тихоокеанского флота за период с 2000 по 2015 годы, собраны редкие фотографии из официальной хроники и личных альбомов членов экипажей, выполнявших задачи боевых служб, официальных и деловых заходов в порты иностранных государств. В издании гармонично сочетаются живые материалы с моря и официальный язык штабных документов.

Появление этого труда еще ценно и тем что, большинство его героев – наши современники, которые сегодня находятся в добром здравии и проходят службу на флоте или находятся на заслуженном отдыхе. Издание сохранило добрую память и о тех, кого нет сегодня с нами.

В книге рассказано об истории Тихоокеанского флота. В ней представлена информация о всех командующих за пятнадцатилетний период, красочно и лаконично показана международная деятельность отрядов кораблей. Один из разделов книги повествует о новых задачах боевых служб – антипиратской деятельности в районе Аденского залива, сложных, уникальных межфлотских переходах и боевой службе кораблей ТОФ в Средиземное море.

На страницах издания читатель найдет информацию обо всех кораблях и судах, задействованных в международной деятельности последних пятнадцати лет и, конечно же, множество фотографий, рассказывающих о нелегких ратных буднях тихоокеанцев наших дней.

 

Пресс-служба Восточного военного округа

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 5 месяцев спустя...

Не совсем по теме, но не знаю где разместить. :dntknw_m4:

Крокодил Гена служил в МЧПВ?  :biggrin:

 

post-22177-0-49394900-1445688703_thumb.jpg

Браконьеры на французов похожи, имхо.))))

 

Текст здесь:

http://vseskazki.su/eduard-uspenskij/krokodil-gena-idet-v-armiyu.html

Изменено пользователем Sergey90-92
  • Хорошо! (+1) 3
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • 2 года спустя...

Всем привет!

 

На НГ младший сынуля подарил мне вот такой экземпляр:

post-32076-0-40673000-1515518885_thumb.jpg

 

Начал понемногу просматривать. Вот только шрифт мелкий,даже в очках трудно читать и фото не очень крупные. Но интересно...

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 11 месяцев спустя...
Трепанация в корабельной санчасти

 

 

Капитан 1 ранга в отставке 

ЗАХАРОВ 

Павел Владимирович 

Офицер по снабжению СС-26 

в период 1972 - 1977 гг. 

 

Из книги "Эпрон -вторая жизнь" 

 

С августа 1972 по август 1979 гг. мне посчастливилось служить на спасательных судах Черноморского флота. Сначала на СС-26, потом на СС «Эльбрус». Посчастливилось, потому что судьба столкнула меня с удивительными людьми – настоящими профессионалами, беззаветно любящими море и свою нелегкую профессию. С признательностью и благодарностью вспоминаю моих первых командиров и старших товарищей, сыгравших огромную роль в моем становлении как офицера: Крота О.С., Жбанова А.В., Коптяева В.И., Пальчикова В.П., Юрганова В.Ф., Беспалова В.Г., Абакумова К.В., Ковальчука Н.А. Вспоминаю и многих других офицеров, делившихся со мной профессиональными знаниями, житейским опытом, а порой и частью зарплаты. 

Служба спасательных судов и в мирное время почти не отличается от военного. Почти непрерывные дежурства в готовности, экстренные выходы, помощь аварийным судам, тушение пожаров, участие в учениях, обеспечение погружений подводных лодок сменялись длительными выходами на боевую службу. При этом напряженная корабельная жизнь не предполагала особых различий по основной военной специальности. Дежурство по кораблю и на ходовом мостике одинаково несли и штурмана, и связисты, и водолазы, и врачи, и снабженцы. 

С огромным уважением я вспоминаю врачей-спасателей Старчу Л., Ляпина В.М., Вдовиченко Ю.Н., Скоца В.И., Савельева А.Б. Это уникальные профессионалы, умудрявшиеся в экстремальных условиях оказывать не просто квалифицированную медицинскую помощь, а проводить в море уникальные операции, на которые и в стационарных госпитальных условиях не каждый врач согласится. Врачам-спасателям посвящается этот рассказ. 

В начале декабря в Средиземке неуютно. Судьба, а точнее офицеры из УБП флота свели в пятьдесят второй точке сразу три корпуса. Громадина корабля комплексного снабжения «Березина» огромным серым утюгом почти неподвижно лежала на пенных волнах штормового моря. Волны ей не страшны с ее двадцатью пятью тысячами тонн водоизмещения. Рядом поплавком прыгал на волнах «горбатый» – так на флоте называли спасателя пр. 527. И уж совсем тяжко приходилось «букашке» – подводной лодке 641Б проекта. В соответствии с месячным планом осуществлялось пополнение запасов кораблей. 

В ходе пополнения запасов, при швартовке кораблей, на ККС «Березина» лопнувшим капроновым швартовым тяжело травмировало двух матросов. Оба упали на железную палубу. У первого, который принял затухающую силу (до этого сила удара каната частично разрядилась на снесенных им леерных стойках), от удара голова заметно деформировалась. Второй хотя и лежал без сознания, но голова его видимых травм не имела. 

Корабли между тем разошлись. К раненым тут же сбежалась часть походного штаба эскадры, поскольку эти офицеры по корабельным расписаниям к боевым постам не приписаны. Тут и доктора подоспели, хоть и не первыми, зато с санитарными сумками, санитарами и с носилками, еле протолкнулись через штабных офицеров и услышали их диагноз: «Ну, этот, что с вмятиной, уже не жилец!». Минут через пять перенесли матросов в корабельный лазарет и начали готовить операционную. Из судовых медиков – один майор, а второй капитан. С обоих пот льет ручьями. Через несколько минут надо делать операцию, да не просто операцию, а может быть и трепанацию черепа! Это вам не с тараканами бороться и на попе «чирики» лечить! Да вот хирургического, общего на двух врачей опыта, было явно маловато. Надо же так попали! Тяжелый случай, но надо матроса спасать. Второй матрос жив, глубоко и ровно дышит. А тут еще адмирал вокруг бегает и яростно орет: «Не спасете человека – честное адмиральское слово даю, сгною!!! Живыми вы к женам не вернетесь!». 

Это он по-адмиральски настраивал врачей на ударный труд. И вот тут доктора вспомнили о спасателе. Так ведь на спасателе целых два доктора – вот пусть нам одного и пришлют на усиление. Адмирал – на мостик и командует по «Каштану»: вернуть спасатель к «Березине!». Спасатель, как будто осознавая крайнюю необходимость в его помощи, безукоризненно быстро пришвартовался к «Березине». Ветер, волнение! С большим трудом подали сходню и переправили врача-физиолога Степана Скоца на соседний борт. Там его уже встретил коллега – капитан медицинской службы. Майор в это время дежурил у раненого. Врач со спасателя представился коллеге. 

Прибыли в лазарет. Степан ощупал осторожно голову матроса. Вывод один – трепанация неизбежна и делать ее надо срочно! Тут же стал вопрос – кто будет делать операцию, а кто ассистировать? Майор сразу пошел в отказ: «Я давно, ребята, не оперировал, а если и оперировал, то дальше панариция не заходил». Замялся и капитан: «Вроде ординатура за плечами есть и пару аппендицитов в море сам прооперировал. А с другой стороны, трепанацию никогда не делал и близко при этом не был. А если матрос не выживет, то тут конкретный расклад пойдет! Кто оперировал – того и под следствие». В общем, замялся и капитан. Вот тут Степа не выдержал и говорит: «Ладно, коллеги, если вы не против, то парадом командовать буду я. Я два месяца как из ординатуры и при трепанации ассистировал». 

«Не против, не против!» – хором, как будто два месяца репетировали, рявкнули коллеги. 

А дальше началась труднейшая операция. Заметьте, в корабельном лазарете и при ощутимой качке. Для начала надо было определить, каким препаратом проводить анестезию. С данной тяжестью травмы особо выбирать не приходилось, остановились на двухкомпонентном препарате. При этом один компонент попадает в вену через капельницу, а второй надо медленно, очень медленно вводить в резиновую трубку, по которой поступает первый компонент. Тут важная особенность – если переборщить со вторым компонентом, то сердце может давать перебои, вплоть до остановки. Сначала врачи обеспечили анестезию. Первым делом Степан оскальпировал область повреждения, зачистил надкостницу. Потом он тонким сверлом и ручной дрелью, чтобы сгоряча не засверлить мозг электроинструментом, высверлил по окружности поврежденного участка приблизительно через сантиметр штук пятнадцать дырок. 

Далее, с ювелирной точностью, в эти дырочки Степан умудрился продеть специальную проволоку с насечкой типа пилки для лобзика. И вот так по кусочку, этой самой проволочкой он пропилил всю окружность. Потом кусок черепной коробки поддели, вычистили мельчайшие осколки, обработали рану и тут раненый вдруг задергался! То есть анестезия стала недостаточной. 

– Компонент! – рявкнул Степа капитану. А капитан, с перепуга, позабыв про все эти «медленно, очень медленно», впрыснул лишку в вену. И вот тут, как в плохом романе, произошло самое худшее из теории применения этого препарата – сердце матроса остановилось. 

– Камфару! – скомандовал Степан. Впрыснули камфару. Не помогло. Массаж сердца и дыхание рот в рот не помогает! Дефибрилляция! Со второго удара сердце матроса заработало вновь. Далее все пошло более или менее гладко, почти как по учебнику. В конце операции поставили дренаж и забинтовали рану. 

Детальный осмотр второго пострадавшего показал сильнейшее сотрясение головного мозга. Но давление и общее состояние матроса было в границах допустимого. В общем, накачали его медикаментами, а операцию решили не делать. 

Расписав круглосуточное дежурство возле раненых, два свободных врача пошли отдыхать. Ни в этот злополучный день, ни в последующие дни Степу на его судно не отпустили. Через пару суток «Березина» проследовала в назначенную точку для передачи раненых, а в кильватер ей шлепал наш «горбатый». 

Почти через неделю после операции, около полудня начали передачу раненых на госпитальное судно «Кубань». И вот тут на глазах Степана произошло непостижимое. Первым по трапу перенесли матроса с сотрясением. Он был в полном сознании и его благополучно доставили на принимающее судно. Вторым несли матроса, пережившего трепанацию, а вот с ним – опять экстрим. Неудачный, невезучий какой-то матрос. При транспортировке на носилках больных положено привязывать привязными ремнями, чтобы они случайно не выскользнули из носилок. Так вот при переносе прооперированного матроса корпуса судов волной внезапно сместило: госпитальное судно – вверх, а «Березину» – вниз. Один из переносивших санитаров поскользнулся, сбил второго – и носилки с матросом нырнули в воду! 

«Все! – подумал Степа, – Писец! Конец матросу!». А ведь как он боролся за его жизнь?! От жалости к многострадальному матросу и к своим пропавшим трудам у Степы, у врача-спасателя, который насмотрелся в своей жизни «жмуриков», на глаза навернулись слезы. Но тут! Вот оно русское! Наше фирменное раздолбайство и бесшабашная храбрость. Ближайший из стоявших у борта мичманов моментально среагировал, сорвал с себя спасательный жилет и прыгнул за борт! На минуту он скрылся под водой и чудом, чудом ухватил носилки. За мичманом прыгнул матрос, уже с линем. В общем, минут через пять всех вытащили. Снова искусственное дыхание и массаж сердца! И это человеку с дыркой диаметром пять сантиметров в голове. И Чудо! Матрос снова ожил! 

В этот же день Степан вернулся на корабль. Его встречали как героя. Все поздравляли, жали руки, пытались наливать. Замполит провентилировал обстановку в своих политбойцовских кругах и сказал Степе, что орден ему обеспечен. На радостях командир освободил героического врача от всех вахт на трое суток, которые он добросовестно отсыпался в каюте. 

А кончилось все банально: прошедшая строгую цензуру статья в газете «Флаг Родины», из которой трудно было понять, что же на самом деле происходило в море, и грамота от командира эскадры, того самого, который матерился. 

И все. Правда, спасенный матрос дважды приезжал в Севастополь, заливал Степана коньяком и водкой, называя вторым отцом, и года четыре писал письма. С головой у него был полный порядок. В последнем письме он написал, что на дырку в черепе ему наложили «заплатку» из какого-то дорогущего металла и что он женился.

 


  • Хорошо! (+1) 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 1 год спустя...
Почему я не стал адмиралом

 

О состоянии конца и нырянии в люки

 Сергей Черных

 

Об авторе: Сергей Витальевич Черных – капитан 3 ранга запаса.

 

Дело было в далеком 1987 году. Североморск, глубокая осень. Погода шепчет, как говорится. Я без году неделя как назначен помощником командира эскадренного миноносца «Безупречный», входящего в состав бригады эсминцев оперативной эскадры Северного флота. Собственно, я на нем и служил штурманом до той поры, когда нашего помощника командира Сергея Васильева не отправили учиться на Высшие ордена Ленина специальные офицерские классы ВМФ в город Ленинград.

 

Штурманил я уже восемь лет, когда командир корабля предложил поменять специализацию и пойти по командной линии. Мы с Серегой дружили давно, дважды ходили на боевые службы, поэтому я, недолго думая, согласился. Надо было и друга поддержать (без замены на учебу не уедешь), да и самому пора было куда-то расти.

 

Где конец, я спрашиваю?

 

Итак, Североморск, вторая половина дня. Темно, уже наступала полярная ночь. Мы – дежурный корабль по эскадре, стоящий у причала. Объявлен сигнал «Ветер-2», дана команда встать на якорь в точке рассредоточения. Сыграли «Экстренное приготовление к бою и походу», приготовились и вышли, встали на якорь в указанную точку в губе Ваенга, напротив Североморска.

 

На рейде не так много кораблей, но главный из них – тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» водоизмещением более сорока тысяч тонн, который стоит на бочке. Для сухопутных читателей пояснение: бочка – это такое устройство, которое действительно является громадной плавучей бочкой, привязанной толстенной якорной цепью к бетонной чушке-присоске (чушка опускается на дно специальным судном-килектором в удобном и нужном месте), чтобы потом к этой бочке, как к мини-причалу, за рым (специальное кольцо) могли «швартоваться» своей якорной цепью большие корабли или суда с большим водоизмещением. По сути – мертвый якорь.

 

В общем, стоим мы на якоре в точке рассредоточения как дежурный корабль. Приходит оповещение: «Ветер-1». То есть ветер 25 и более метров в секунду. Через несколько минут получаем команду «Корабль к бою и походу приготовить». Потом появляется информация, что «Киев» сорвало с бочки и потихоньку несет на 19-й причал. Да, важный момент: на эсминце кроме командира корабля капитана 2 ранга Виктора Александровича и, естественно, старпома был еще старший на борту – капитан 2 ранга Владимир Васильевич Масорин, начальник штаба нашей бригады. Кстати, со временем Масорин стал главнокомандующим ВМФ России.

 

В связи со сложившейся обстановкой, усилением ветра до ураганного, «Киев» развернулся и пошел на выход из Кольского залива штормовать в море. Так безопаснее. И надо же, не прошло и часа, как нам дают команду: «Экстренно сняться с якоря, следовать из Кольского залива, взять на буксир нашего большого брата и, работая энергично своими машинами, обеспечить помощь авианесущему крейсеру «Киев», чтобы его не снесло на Кильдинский плес». Ведь если такая махина сядет на мель, стаскивать его будет просто нечем. Как выяснилось, после выхода из Кольского залива на «Киеве» погасли сначала четыре из восьми котлов, потом еще два, и при таком сильном северо-западном ветре он еле-еле удерживается носом на ветер на месте вместо того, чтобы бодро идти штормовать в Баренцево море. У нас, кстати для сведения, водоизмещение в пять с лишним раз меньше, чем у авианосца.

 

А это был, напомню, мой первый выход в море в должности помощника командира корабля. Штурманская-то работа достаточно интеллигентная. Карты, пособия, таблицы, расчеты, определения места корабля, рекомендации курсов, скоростей с учетом места корабля, глубин, дрейфа и течения. И все это происходит в штурманской рубке, которая находится сразу за ГКП (главный командный пункт, или ходовой мостик), максимум у нактоуза (ящик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты) репитера гирокомпаса на крыле ходового мостика, когда надо взять пеленг на маяк или объект. Там качает, но почти даже не дует.

 

Здесь же ветер, хоть ложись на него, железо, люди и ответственность за каждого, кто тебе поручен. По команде, данной командиром корабля по всем линиям: «По местам стоять, с якоря сниматься!», я побежал на бак (передняя часть палубы или палубы носовой надстройки), к шпилю (механизм на судне типа «ворот» с вертикальной осью вращения, служит для вытягивания якорной цепи из воды. Так же шпиль используется для швартовных операций, выбирания троса, перемещения груза, выборки тралов, рыболовных сетей и т.д.), по пути застегивая на все пуговицы «канадку» (штормовая роба моряков ВМФ для офицеров и мичманов), так как по расписанию был командиром баковой швартовной команды. На баке уже были на месте боцмана. Начали выбирать якорь, но что-то пошло не так. Как только шпиль начал выбирать якорь, якорь-цепь слетела с шестерни и ходом, с грохотом и ржавой пылью пошла на дно до жвака-галса (отрезок якорной цепи из общих звеньев, один конец которого прикреплен к обуху цепного ящика). Обух цепного ящика, правда, выдержал. Ощущение, надо сказать, не из приятных. Но было не до ощущений. Главный боцман, старший мичман Нагут, выругавшись как надо, умудрился надеть якорь-цепь обратно с помощью лома. Я восхитился, разумеется, про себя, недюжинной силой главного боцмана. С ГКП по поводу этого инцидента ничего сказано не было. То ли не заметили, то ли сделали вид.

 

Выбрали якорь и легли на курс на выход из залива. Завалили гюйс-шток (шест, по которому поднимают гюйс), гюйс (носовой флаг корабля или судна) убрали. Прибавили ход до среднего, чтобы не так дрейфовало, прошли остров Сальный и сразу почувствовали неслабую зыбь от того, что творилось в Баренцевом море. Пока выходили из узкости, времени не теряли. Ютовая (ют – кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы) швартовная команда во главе с командиром БЧ-2 капитаном 3 ранга Михаилом Баевым расчехлила вьюшку с капроновым буксирным концом (220 мм в окружности) и разложила его вдоль борта. Приготовили бросательный с линеметом проводник, тяжелый огон (постоянная петля на тросе), чтобы надеть его на буксирный конец. Доложили на ГКП, что к буксировке готовы. Качало уже не по-детски, крен достигал 20–25 градусов. Моряки на юте использовали штормовые леера. И тут началось самое интересное! На самом выходе из Кольского залива, у мыса Сеть-Наволок, наш корабль подвернул вправо градусов на 15, подставив левый борт под волнение около шести баллов. А волна была выше кормы. И нас накрыло. Помню, как людей раскидало, моряки проплывали по пояс в воде, цепляясь за штормовые леера. Я, находясь у «Каштана» (переговорное устройство), успел только забраться ногами на вьюшку со швартовым концом. Как только вода схлынула, я забегал глазами, пересчитывая личный состав ютовой швартовной команды. Благо, в свете фонарей отлично были видны оранжевые спасательные жилеты матросов и офицеров. И тут запрос с ходового мостика, голос начальника штаба бригады:

 

– Ют-ГКП, доложите обстановку!

 

Отвечаю:

 

– ГКП-ют, помощник командира капитан 3 ранга Черных, весь личный состав ютовых на борту. Мокрые только все…

 

Капитан 2 ранга Масорин, не дослушав:

 

– Да меня не интересует личный состав, доложите состояние буксирного конца!

 

До меня постепенно доходит. Благо, Миша Баев, более опытный моряк, руководя раскладкой буксирного конца, распорядился, чтобы его закрепили восьмеркой на кнехты по бортам на случай, который и произошел с нами. Иначе конец смыло бы за борт прямо под наши винты, мы намотали бы его на них и потеряли бы ход, что означало бы «пипец-приехали» и нам, и «Киеву». Убедившись, что буксирный конец на месте, докладываю на ГКП, что все в порядке, буксирный на месте и мы готовы к работе. На душе отлегло.

 

Но сразу отметил про себя разницу в подходах к людям и буксирному концу, сделав вывод, что высот в службе мне явно не достичь, а наш начальник штаба далеко пойдет. Так со временем и случилось – Масорин стал главкомом, а я ушел в запас капитаном 3 ранга.

 

Пока мы готовились и отпускали моряков и офицеров переодеваться в сухую одежду по два-три человека, появился «Киев» впереди по правому борту градусов 10–15, дистанция около мили. В брызгах волн и водяной пыли плохо просвечивались освещенные надстройки и местами незакрытые иллюминаторы на авианосце. Я, кстати, тоже успел смотаться в каюту и переодеться в сухой тулупчик с пришитыми офицерскими погонами капитана 3 ранга. Мы уже проверили линемет и были готовы подавать бросательный, когда с ГКП скомандовали, чтобы мы все с юта дули вниз, корабль готовится лечь на обратный курс и возвращаться в базу.

 

Я побежал на мостик узнать новости. Оказалось, что на «Киеве» механики «разожгли» все котлы, корабль дал полный ход и идет штормовать в открытое Баренцево море. Погода портилась, ветер немного стих метров до 12–15. Но температура упала ниже ноля, где-то минус 5–7. Пока вошли в Кольский залив, серьезно обмерзли. Леера вместо 1 см стали несколько сантиметров в толщину, на надстройках образовалась корка в 3–5 см. И самое неприятное: когда мы выходили на мероприятие, корабль раскачивался равномерно. А за час похода по узкости на вход качка стала необычной: накренится корабль на один борт и должен накрениться на другой. Но нет, зависает на одном на полминуты и больше. Потом выяснилось, что во время шторма мы приняли около 400 тонн воды и льда на надстройки и верхнюю палубу.

 

Люки надо закрывать!

 

Начало рассветать. С ГКП дали команду всем свободным от вахт и дежурств выйти на верхнюю палубу, получить в боцманской кладовой черенки от лопат, и приступить к очистке лееров, надстроек и механизмов ото льда. Около двухсот человек оказалось на верхней палубе под руководством офицеров и мичманов. Деревянные (именно деревянные, чтобы не обдирать краску во время работ) черенки от лопат были выданы достаточно быстро, благо они имелись в достаточном количестве и были получены очень кстати со склада с началом осеннее-зимнего периода). Особое внимание обращалось на механизмы и устройства, предназначенные для швартовки корабля к причалу. Шпили, швартовые концы, кнехты, клюзы (круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната), гюйс-шток на баке и флагшток на юте требовали приведения в рабочее состояние. Пулеметный стук черенков раздавался, наверное, на весь Кольский залив.

 

Бак привели в порядок. Корабль прошел траверз острова Сальный и уже повернул в сторону причалов, сыграли «Учебную тревогу», когда мне нестерпимо захотелось… в гальюн. Прикинув, сколько минут осталось до назначенного нам причала, я нырнул в темноту шторм-прохода, сделал несколько шагов и… полетел в открытый люк. Правда, до самого низа не долетел, застрял благодаря тулупчику в люке. Оказалось, наш замполит, как не самый занятый по «Учебной тревоге», должен был пробежать по кубрикам личного состава, выгоняя всех, кто замешкался и не занял места по расписанию. Он так и сделал. Только одно «но». Носовые кубрики расположены один над другим, так сказать, в два этажа, и, чтобы проверить нижний кубрик, надо туда спуститься по трапу. А заму было лень, он открыл люк, посмотрел, что в нижнем кубрике нет никого, оставил люк открытым, выключил свет и с чувством выполненного долга побежал проверять остальные места, где могли оставаться зазевавшиеся и опаздывающие.

 

Ну вот, торчу я, застрявший в люке, как забытая кое-где клизма. Чувствую, как по левой ноге в ботинок стекает что-то вроде густого томатного сока. Боли почти не чувствую на радостях, что не долетел. Открывается дверь шторм-прохода, и в ней появляется силуэт моряка (может, забыл что-нибудь). Я слабым голосом говорю:

 

– Товарищ, помоги мне выбраться отсюда.

 

А он, завидев звезды на моих погонах, развернулся, и бросился улепетывать, я услышал только топот удаляющихся «гадов» (ботинки форменные яловые). Так, думаю, время-то идет, а помощи ждать не стоит. Потихоньку все-таки выбрался на палубу, проверил, что вроде бы ногу не сломал, и заковылял в корму в санчасть к доктору капитану медицинской службы Виталию Борисовичу Андронатию. Док оказался на боевом посту, осмотрел ногу, сказал, что жить буду, перебинтовал «дырки» на коже голени, которые я наделал о край люка, когда в него полетел и сделал обезболивающий укол. Посоветовал быть поаккуратнее на поворотах. Я поблагодарил его, посетил гальюн и побежал на бак, где главный боцман успешно приготовил все для швартовки к причалу.

 

Ошвартовались быстро и без приключений. На разборе полетов замполит упорно шел в отказ, хотя все сходилось, что это именно он устроил всю эту петрушку с люком-мышеловкой. Ну, да бог с ним, все остались живы и здоровы, а я приобрел опыт, морскую практику и уверенность, что надо следовать советам нашего доктора. 

 

 


  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

  • 8 месяцев спустя...

Прочитал недавно альманах про подводников СФ. Называется "Акулы из стали". Автор Эдуард Овечкин. Рекомендую к прочтению. Читал на сайте legal-alien.ru. Иногда при открытии ссылки появляется надпись, что у этого сайта есть проблема с безопасностью, сертификатами смотря с какого браузера читать. Но эти книги есть на Озоне в продаже. Осторожно! +18. И ночью не рекомендую читать, особенно если рядом спит жена и есть маленькие дети- можно всех разбудить своим ржанием. Очень душевно описан жизненный и боевой путь автора и его коллег. Иногда просто до слёз. И слёзы могут быть от смеха и от грусти.

 

Вставлю один рассказ для затравки.

 

 

Странно не то, что некоторые невероятные вещи многим кажутся очевидными, а то, что некоторые очевидные вещи многим кажутся невероятными.  Тонете в глубине этой мысли? Сейчас брошу вам спасательный круг.

 

    Один из наших замполитов был вот прямо классическим персонажем: приставляй его тушку к любому рассказу Покровского или любой народной байке – сольётся и отсвечивать не будет. С остальными мне везло, да, люди были порядочные, несмотря на то, что по должностным обязанностям положено им было быть сволочами, а вот этот…

 

    После развала страны он года три носил с собой конспекты пленумов ЦК КПСС  и формы донесений с корабля на корабль и бережно хранил в сейфе: всё ждал, пока Партия вернётся и призовёт обратно в свои ряды, а он тут как тут – во всей красе, с саквояжем и членскими взносами в конвертике. Но Партия, хоть по факту никуда и не ушла, а просто поменяла цвета и название, в ряды звать не спешила, а вместо этого приказала начинать проводить среди рядов полудиких без руководящей руки и при отсутствии идеологии корсаров воспитательную работу, для чего скинула вниз примерный перечень тем занятий по этой самой работе.

 

    «Примерный» в данном случае слово довольно условное и дань традициям русского языка, не более: никакой военный не станет прекращать думать об охране рубежей для того, чтоб начинать думать над чем-то другим (рубежи важнее), а просто перепечатает шапку, удалив это самое слово, с  перечнем чего угодно и отнесёт на подпись вышестоящему начальнику, а так как тот сделает то же самое, то всё у них чудесным способом совпадёт – профессионализм называется.

 

    Зам даже обрадовался сначала: можно же браться за работу! Скучно, знаете, - мало того, что взносы никто не сдаёт, несмотря на все увещевания, так ещё и на*** уже начинают посылать без особого стеснения. Раньше-то как: любой боевой офицер считал своим долгом замполита презирать и смотреть на него сквозь пальцы (в основном сложенные в фигу), но только самые дерзкие, слухи о которых перерастали в легенды, манкировали политическим благонадёжием  открыто, напоказ.  Навсегда оставались они командирами групп и дорастали максимум до звания капитан-лейтенант, но зато после девяносто первого года обрели право говорить: «А я вам говорил!» А тут всем можно это делать – как замполиты тех времён это выдерживали? Ума не приложу.

 

      Утвердившись в своём праве указаниями из Центра, зам распечатал перечни тем, по которым командиры групп должны были воспитывать свои группы, и торжественно вызвал всех к себе в каюту. Ох и не знал он, что его коса воспитательной работы найдёт на камень управленца левого борта Борисыча, ох и не знал.

 

    Командиры групп, потолпившись на проходной палубе восьмого отсека, получили каждый по листку и дружно отнесли их в гальюн восьмого отсека (пять шагов от каюты замполита).  Замполит,  сколько  об него ни бился помощник со старпомом, так и не научился печатать на матричном принтере с двух сторон и экономить тем самым корабельную кассу, он гордо барствовал, оставляя вторую сторону листа чистой: поэтому первым делом перевернув лист (привычка из девяностых), командиры групп удовлетворённо хмыкнули: вот, мол, и от зама польза случилась.  Так бы листки эти и сослужили свою одностороннюю службу в военно-морском флоте, если бы Борисыч от скуки не перевернул один перед тем как хорошенько его размять.

 

- Ребята! – закричал Борисыч, врываясь в свою каюту (мы сидели в ней, дули в чай и ждали, когда Борисыч вернётся с места о раздумьях о Вечном и достанет плюшки из своей сумки). - Да это же просто праздник какой-то!

 

 

 

    И начал тыкать в нас буквами с листка.

 

- Э! – листок мы узнали. - А ну-ка, покаж с другой стороны! 

- Да чистый, чистый, не очкуйте! Вы его читали? Что? Ну достаньте сами плюшки: видите, мне некогда! 

- Да нет, чего нам его читать,  это же не Донцова - никакой интриги.

- Вова, а при чём тут Донцова?

- Да так… в голову больше никто не пришёл.

- А зря вот вы такие дуболомы! Пехота, ****ь, вы после этого, а никакие и не моряки! Вот же, смотрите, тут же вот, чего только нет: и оптимизм с верой в светлое будущее, и чувство долга, долг с большой буквы, перед Родиной, и романтическая устремлённость, а? Каково вам, крысы трюмные? Романтическая, ****ь, устремлённость!  Общественная активность, вот смотрите - общественная активность есть.  И этот опять, патриотизм!  Вот для чего, я вас спрашиваю, коллеги, мы свергали существующий строй, чтоб опять вот это вот всё на наши головы?

- А мы свергали?

- Ну не противились же!

- Ну это да…

- Ну. Долг с большой буквы опять! Патриотизм! Так. Дайте чаю хлебнуть.

 

 

 

Похлебали молча пару минут.

- А хотите, я его доебу? – неожиданно предложил Борисыч. - Вот этой вот его бумажкой, до полного изнеможения чувств! 

- Борисыч, да тебе-то что,  у тебя же и группы-то нет!

- Ну и что! Я же командир группы? Командир группы! И откуда зам знает, что у меня её нет? Вот зуб даю, что не знает!

 

    И это было верно, тут никто спорить не стал бы: Борисыч был командиром группы дистанционного управления. А по штатному расписанию группы дистанционного управления только из командиров и состояли, но зам об этом даже и не догадывался, руководствуясь формальной логикой ( которая на флоте мало того что не всегда работает, так  иногда и вовсе сбегает с него с дико выпученными глазами), что если есть командир группы, то должна быть и группа, а иначе чего он тогда командир? Компенсирующих решёток и стержней аварийной защиты? Ага, пульта «Ураган» он ещё командир, вы скажите. На самом деле – да, но, по мнению зама – небывальщина.  Говорю же вам – полное отсутствие воображения и ширины мысли.

 

- Ну так что? – Борисыч всё ждал ответа, пока его плюшки таяли. - Доебать?

- Да чего нет-то, если да? Дело благородное! 

- Учитесь тогда, салажата, у дяди майора!

 

    Борисыч, кстати, на моей памяти был последним солдатом, который получил звание на ступень выше положенного по должности: представляете, какой авторитетный чувак был?     Идём на цыпочках к каюте зама (Борисыч уверенно топает), ждём за дверьми.

 

- Шу шения, тащ капитан второго ранга! Да не, пусть приоткрыта будет, жарковато тут у вас, нет? Мне так да. Вопросик у меня к Вам, по делу.  

- По делу? Надо же! Конечно! Задавайте!

- Вот здесь вот у Вас, смотрите, я тут изучал перечень тем, надо же, знаете, подготовиться, личный состав - он же не то чтобы совсем, но мозг имеет, к нему с кондачка не подскочишь!

- Совершенно верный подход!

- Ну так. И вот не знаю, как вот к этой теме подступиться, вот, смотрите, пункт восемь: «Патриотизм».

- А… ну да, есть такая тема, а что тут непонятного?

- Ну я бы сказал, что вообще ничего. Что это вообще такое?

- Патриотизм?

- Ну.

- Ну как что такое патриотизм?

- Ну так. Что такое патриотизм?  Научите меня, серого, а я уж своих потом, так сказать, по самые помидоры.

- Ну как же Вы не знаете, что такое патриотизм?

- Ну вот такой пробел у себя нашёл и прошу Вас его залатать. Я же механик, что с меня взять?

- Странно даже такое слышать.

- Но тем не менее.

- Это же очевидно. Патриотизм – это любовь к Родине! Всё у Вас, а то мне в штаб пора по делам?  - мы за стенкой понимающе закатили глаза.

- Нет, подождите, штаб не волк – в лес не убежит. Я, понимаете, спасибо маме, конечно, что не родила минёром, но страдаю от своего прагматичного склада ума, да и вообще от того, что он у меня есть. Я  как сугубо примитивная душа сермяжного порядка привык, знаете, оперировать конкретными понятиями, а не вот этой вашей метафизикой или, прости меня, оспаде, философией.

- Позвольте, да где же здесь метафизика?

- Да везде. Вот мне была непонятна одна неопределённая величина, а Вы мне предложили вместо одной оперировать тремя неопределёнными величинами. И что же мне теперь делать?

- Какими такими тремя?

- Ну как же какими: патриотизм, любовь и Родина. Все три, я считаю, имеют довольно далёкое отношение к измеряемым величинам; а ладно ещё я, а матрос? Матросу-то я что скажу в его голубые от чистоты мозга глаза?

- Вы не знаете, что такое любовь и Родина?

- А Вы знаете? Ну вот что такое любовь?

- Ну как? Чувство, -  в этом месте зам сделал характерное движение двумя руками в районе бёдер.

- Э…?

- Ну, Вы понимаете.

- Нет, не совсем. Ну хорошо, хорошо, упростим задачу, мы же с Вами люди образованные, классиков почитываем…

- Не без этого…

- … и не только марксизма-ленинизма. И, допустим, мы понимаем, что такое любовь. Допустим.

- Уже хорошо, правда?

- Нет. Как по-вашему, любовь требует взаимности? По-моему, так да. Я объясню, погодите шинель надевать. Вот Вы мужчина видный, но даже теоретически, ну знаете, в молодости там или в ранней юности, пока прыщи ещё не прошли,  любили кого безответно? Ну наверняка же было, ну хоть в детском саду? И сколько, по вашему мнению, может длиться невзаимная любовь, если у человека всё в порядке с психикой? 

- А при чём тут невзаимная любовь? 

- Ну при этом вот нашем деле. Родина меня... - и Борисыч сделал характерное движение двумя руками в районе бёдер.  - А я её когда буду? - опять это движение. -  Я-то её люблю, вопросов нет, а вот она меня когда начнёт в ответ? Сколько ждать и рыдать по ночам в подушку?

- Как же это Вас Родина не любит?

- Вот и я не понимаю, как меня можно не любить, а у неё как-то получается! 

- У кого у неё, Вы совсем меня запутали!

- У Родины, у кого же ещё! А вот мы, кстати, подошли и к этому определению. А Родина – это что такое?

- Ну как что,  страна наша!

- Чья ваша?

- Наша с Вами, вот Вы откуда родом?

- Из Запорожья. Но какая разница: место рождения о чём говорит?

- Ну как же, о том, кто Вы есть!

- А если щенок родится в конюшне, то он лошадь,  по-вашему выходит? Важно же, что он пёс, правильно?

- Верно! Видите, Вы и сами всё понимаете!

- Нет.

- Ну как же нет, если да. Вы же русский человек, и неважно, где Вы родились.

- Блядь, ну да. Отец у меня хохол, мама – бульбашка, так какой я, если не русский? А нет, погодите, мама-то у меня из Бобруйска, отчасти я, может быть даже и еврей, то есть, точно русский тогда выходит!

 

    Помолчали... Слышно было, как зам думает.

 

- Ну, в конце-концов! Вы же гражданин Российской федерации!

- Нет.

- Как нет?

- Никак нет. Возмутительный факт, правда? И присяга у меня Советскому Союзу, предвосхищая ваш следующий вопрос. Да что у Вас с глазами? У нас пол-экипажа таких. Мы вон даже с Овечкиным давеча в ЛДПР вступить пытались, чтоб с флота нас не выгнали, и то не удалось. Но это из-за Овечкина, я думаю,  невезучий он.     Помолчали... Было слышно, как зам паникует. - Александр Борисович! Мне сейчас в штаб срочно нужно, простите, но я вынужден прервать нашу беседу!

- Нет, давайте на паузу поставим, я Вас ждать буду. Вы  со штаба вернётесь, а я – тут как тут!

 

 

 

    В тот день зам из штаба так и не вернулся: завалили, видимо, работой. Ближе к закату (условному, конечно, а не к трём ночи) из штаба притопал командир. 

- Позови-ка мне, Эдуард, этот ваш светоч мысли и пытливый ум маслопупой боевой части.

- Кого это, тащ командир? Так-то и я под описание подхожу.

- Поумничай, и ты пизды получишь. 

- А, так Вам Борисыча позвать? 

- Почему повязка дежурного грязная? 

- Да я звоню же уже, тащ командир, звоню! Борисыч! Тебя командир в центральный! Срочно, Борисыч, беги прямо, дружище, а то меня с дежурства по кораблю сейчас снимут! - Борисыч. Сядь-ка вот сюда, дружок.  Как дела у тебя? 

- Да как. Ну нормально, в общем.

- Жена?

- Ага.

- Сын?

- Вполне.

- Собака?

- Да.

- Так какого хуя?

- Какого хуя что?

- Вообще.

- Ай ну, потому что.

- Ну это понятно. Слушай, что хотел-то. Зама тут нашего в штабе встретил. Крайнего. Жаловаться на тебя изволили. Мол, издеваешься над ним.

- Я?

- Да не пучь глаза, херувим.Ты. По какой теме хоть праздник?

- Да по темам его занятий, что он командирам групп выдал на новый период обучения.

- А ты тут причём?

- Ну я же командир группы!

- Так группы-то у тебя нет.

- А зам откуда это знает?

- Справедливо. И что там в темах этих?

- Слушайте, да всё как и было, только слово КПСС вычеркнуто. Ну это ладно, прошу его объяснить мне, что такое патриотизм.

- А он?

- Про любовь к Родине мне втирает.

- К чьей Родине? К твоей или его?

- Ну так вот это я и пытаюсь выяснить!

- Про готовность живот свой положить на поле боя не пел тебе ещё?

- Нет, сбежал в штаб, видно, на консультацию.

- Ну ты это, держи меня в курсе событий, только смотри там, палку не перегни, а то сбежит и пришлют какого-нибудь долбоёба.

- В смысле? Ещё одного?

- Нет, в смысле, другого, непривычного. Всё, вольно, разойдись.

 

 

 

    На следующий день зама на корабле не было, и на следующий за следующим тоже не было, но Борисыча так просто было не взять. Человек, за плечами которого не одна автономка, умеет ждать.

 

- Товаааарищ капитан второго ранга! – раскинув руки, отлично симулировал радость Борисыч у каюты зама. - Заждался Вас уже, все глаза просмотрел в горизонт!

- Да? Надо же, а что – у Вас дело ко мне?

- Ну как же не дело, что Вы меня прямо равнодушием своим так раните! Мы же с Вами ещё беседу нашу не закончили на тему патриотизма.

- Припоминаю, как же! Ну мне сейчас некогда, давайте позже…

- Да я не помешаю, я с краюшку, - Борисыч нежно, но настойчиво просунулся за замом в каюту. - Я не задержу надолго, ну что Вы - опытный, так сказать, специалист по борьбе с личным составом - на такой пустяшный вопрос мне разъяснений не дадите?

- Нет, я-то могу!

- Ну так давайте, а то у меня тоже, знаете, дела есть: стержни с ураном сами себя спиртом не протрут!

 

    Борисыч стержни-то эти и не протирал ни разу:  для этого была группа спецтрюмных, а вся матчасть Борисыча состояла из журнала (за который, впрочем, отвечал командир дивизиона движения) и шариковой ручки.

 

- Хорошо, да, ладно, пусть – покончим с этим!

- Вы как будто меня на дуэль сейчас вызвали. Аж мурашки по шкуре.

- На чём мы там остановились?

- На том же, на чём и начали – что же такое этот самый ваш патриотизм?

- Ну это же просто, ну!

- Наверняка.

- Вы же классику читаете, да?

- Да, но давайте не будем, а то я, знаете, боюсь, что классики-то как раз категорически против этого вот самого патриотизма.

- Ну как же, а вот «Как закалялась сталь»? 

- Нет, ну давайте уж про классику, раз начали, в мировом, так сказать, масштабе. Чехова, например.

- Да что Чехова – он же гуманист!

- Ну да… какой тут патриотизм при гуманизме? В жопу гуманизм! Давайте что-нибудь про войну, убийство и кровищу!

- Давайте. Что там у нас? Аааа, так, ну вот «Войну и мир» возьмём…

- Зачем?

- Ну там же как Родину защищать надо от врагов? Как Родина важнее всего, её интересы!

- Где? Там, помнится мне, что ямочка на подбородке французика помешала герою его зарубить в бою. Ямочка на подбородке, согласно Толстому, бьёт Родину в миг. Давайте, может, Булгакова?

- Да! Конечно! Давайте Булгакова!

- Что мы из него дадим?

- Ну вот что?

- Ну вот «Белую гвардию» давайте. Ну не морщитесь, я понимаю, но тем не менее.

- Хорошо, вот «Белую гвардию» Вы читали?

- А как же, а Вы?

- А что я?

- А Вы читали?

- Конечно!

- Странно тогда, что Вы согласились взять её для примера – там же, на поле боя Бог говорит, что для него все павшие равны и нет для него правых и виноватых…

- Слушайте, перестаньте надо мной издеваться! Вы всё прекрасно понимаете, бля! Патриотизм, бля, это труд упорный на благо, бля, Родины! Родина сказала, бля, вперёд, и мы – вперёде! Мы, на***, в землю зубами, окопы рыть, ногтями, бля, сука, в бой и все как один умрём за это! Мы, бля, надо – в поля, надо – на сенокос, надо -  руками кишки заправлять будем, надо угля – бросаем, бля, всё и даём угля! Надо, сука, голодать, так мы сухарь в зубы – и на врага!!! И чтоб ни пяди, на, родной земли, до последнего патрона! А потом, бля, в штыки! Ленточки в зубы, бля, и вперёд! Когтями в землю! Сука! Космос, сука? Даёшь, ****ь! Океаны покорить – подать сюда океаны! Готовы, на***! Льды? Хули нам льды, бля! Мы же готовы! Мы же патриоты! Мы, если надо – терпим, бля! Зубы, бля, стиснем и сквозь метель, пурге назло, в снегу по горло, да хоть в говне, бля! Да мы, за наше Отечество! Всех! В труху! На благо трудового народа, бля! За Родину! Будьте готовы! А мы что? Мы, бля, всегда готовы – нам только направление показать, и мы там! Лишь бы не было войны! Берёзки чтоб наши в полях и стога сена, на***! Луга заливные! Кони, сука, скачут в рассвет пастись, а мы спиной ко всему этому – нам не до красот! Мы – на рубежах! Что бабы, наши, сука, дети! Дети! Бля,  что непонятного?

- А после вот всей этой прелести, которую вы вот сейчас описали, кто останется-то?

- Где?

- В Родине. Вот все патриоты сгинут в шахтах, в боях, *** с ним, в космосе, а в Родине-то кто тогда останется? Приспособленцы и замполиты, получается? Да и какой у нас сейчас враг? Нет врага-то.

- Как нет, а Америка!

- Так друзья наши до гроба, презик наш так говорит.

- Сегодня – друзья, а завтра – нож в спину вставят! 

- Кому?

- Нам!

- Нахуя?

- Да мне откуда знать!!! Александр Борисович! Да Вы надо мной издеваетесь ведь!

- Да отчего же издеваюсь? Я же просто понять хочу.

- Что? Что Вы хотите понять?

- Что такое патриотизм в нашем конкретном случае.

- АААааааааа!!!!

 

И зам, схватив в охапку шинель с шапкой, выбежал вон с корабля.

 

 Вечерело. А ночью с неожиданной проверкой нагрянул командир и прям с ходу накрыл нас с Борисычем курящими на мостике (запрещено в базе), с чашками кофе (разрешено) и после сауны (запрещено в базе после одного случая, когда в другой дивизии сауну спалили). Верхний вахтенный, сука, проспал. - Ага. Попались голубки!

- Здравия желаем, тащ командир! Так точно! Попались - нелепо отрицать!

- Ну всё, оторвусь сейчас на вас по полной!

- Так точно! А можно докурим хоть, а, тащ командир? Ну, чтоб так сказать, перед справедливой карой и не за две тяжки хоть!

- Ну докуривайте, ладно. Что тут у вас – кофе? У кого чашка чище? Дай хлебнуть. Борисыч, что там зам весь трясётся, когда про тебя рассказывает?

- Не могу знать, тащ командир! Считаю, что из-за своей низкой профессиональной пригодности!

- Умный ты сильно, да?

- Ну не то, чтоб прямо, но и не дурак же, согласитесь?

- А вот и проверим. Послезавтра собрание по поводу начала нового периода обучения – сделаешь офицерам доклад на тему патриотизма. И я заодно послушаю – мне тоже интересно. Ну, докурили? Пошли журналы проверять и вахту.

 

 

 

На собрании офицеров в белых рубашках было двое: зам и Борисыч, но Борисыч был красивше, потому что подстригся, надел новенькие погоны и даже причесал усы.  Заслушали доклады, доложили планы, взяли обязательства, торжественно пообещали, попрели ( в смысле, провели прения). - А теперь, - объявил командир, - заслушаем доклад Александра Борисыча на тему «Патриотизм», да на этом и закончим. Александр Борисыч, к барьеру!

- Товарищ командир! Товарищи офицеры! – начал Борисыч. - Позвольте мне в стихах?

- Просим! Просим! – захлопали все в ладоши.

 

    Борисыч откашлялся.  Достал из нагрудного кармана листок (тот самый – мелко исписанный с другой, ранее чистой, стороны) , долго его расправлял и покашливал, прочищая горло.

 

- Итак. Стихи.

 

Пронёс «беломорину» мимо рта,

Чуть не захлебнулся щами.

В сердце колотится хуета,

Спать не даёт ночами.

 

У доктора на пол средь бела дня

Вылил стакан «шила»,

Нет, не ***ня, совсем не ***ня,

Чую, меня накрыла!

 

И тут проскочила искра в мозгу,

Ёбнуло, как при взрыве:

Я, ****ь, физически не могу

От Родины быть в отрыве!

 

Бандиты её на куски рвут,

И Президент-отморозок,

А мне и психически жопа тут

Вдали от родных берёзок,

 

А я, ****ь, подводник-специалист,

Лучший во всём флоте!

Я взял карандаш и бумаги лист,

Чистый на обороте,

 

И написал на нём этот стих

Про Родину и про «шило»,

Про то, что без них я - слабак и псих.

И вроде как отпустило.

 

И по***, что сижу без рубля,

А вместо жены -  работа,

Зато я, бля, офицер корабля

Российского, бля, флота,

 

Готовый уйти в боевой поход,

Российский подводный витязь,

Патологический патриот!

И всё. Пиздец. Отъебитесь.

 

 

 

- Капитан третьего ранга Голубенко доклад окончил!

- Вопросы будут к докладчику? – поинтересовался командир.

- Как Аллах по душе босиком походил! Какие тут вопросы, - сразу отрезал все вопросы механик.

 

    Так и осталось непонятным, усвоил ли замполит, что такое патриотизм, или нет: если встретите там, где среди берёз кони скачут в закат пастись, спросите, ладно?     А Борисыч умер уже – тромб. Сейчас там на небе читает, небось, и улыбается – вспоминает; и мы вот, Борисыч, видишь, вспоминаем. Светлая тебе память, дружище, и не скучай:  скоро (а с точки зрения Вечности вообще всё скоро) увидимся, - займи там нам места пока в Вальхалле поближе к блюду с мясом и кувшинам.

  • Хорошо! (+1) 5
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Бумажный вариант книг не читал. Про книги не могу сказать. Их несколько. На сайте прочитал на одном дыхании. Читал тут https://www.legal-alien.ru/almanakh/akuly-iz-stali

Семнадцать глав с несколькими рассказами. В конце есть видео про домашний музей командира Акулы и ещё много фото и т.п. Мне понравился. В некоторых местах и матом написано, но всё к месту и глаза не режет.

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Андрей, замечательный рассказ!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Награды

Андрей, замечательный рассказ!

Читал на одном дыхании. Интересный альманах. Надо перечитать. Спокойно, не торопясь.

  • Хорошо! (+1) 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Андрей ! А как найти эти Альманахи и другие , не слишком дорого в режиме аудио-книги ?!?

С Уважением !

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...