Перейти к содержимому


Военторг -Военпро-
Фотография
* * * * * 1 Голосов

Авиация ПВ КГБ СССР в Афганистане


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 451

#1 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 7, Дней: 13
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 14 December 2005 - 01:24

Общая справка: По приказу ОГПУ от 14 января 1932 года началось формирование 3-го отдельного авиаотряда пограничных войск ОГПУ Казахстана с постоянным местом дислокации в урочище Бурундай близ Алма-Аты. А уже в июне 1933 года перед пограничниками-авиаторами поставили первую боевую задачу - совместно с наземными войсками участвовать в уничтожении "...вооруженных бандгрупп и басмаческих шаек". 50 дней продолжалась операция, в которой летно-технический состав отряда получил боевое крещение. ...... Из дислоцированной в Бурундае, под Алма-Атой, отдельной пограничной авиационной эскадрильи развернули авиаполк. ...... В январе 1980 года генерал армии В.А. Матросов поставил перед частями округа задачу - провести операцию на Памирском направлении по вводу войск в Афганистан, в последующем прикрыть афгано-китайскую и около 200-километров афгано-пакистанской границы. С этой целью в мае того же года и была осуществлена операция под условным названием "Крыша". Для частей и подразделений округа эта первая операция на территории сопредельного государства оказалась успешной. ....... Неоценимую помощь подразделениям, ведущим боевые действия в Афганистане, оказывали пограничники-авиаторы из авиационного полка и отдельной авиационной эскадрильи округа. Десантирование и боевое повседневное обеспечение личного состава ДШМГ, нанесение авиационных ракетных и бомбовых ударов по моджахедам, воздушная разведка, эвакуация больных и раненых - вот диапазон лишь основных задач, которые решали пограничники-авиаторы в Афганистане. Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень... Валерий. *hunter*

Сообщение отредактировал Ротор2: 18 May 2006 - 06:06

  • 0

#2 Sergei

Sergei

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 822 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 5, Дней: 9
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Харьков
  • Служил:КСАПО МПО 1ПЗ ДШМГ 83-84г(Куфаб)

Отправлено 14 December 2005 - 03:23

Вот ,что на скорую руку подобрал.


-------------------------------------------------------------------------------
location=\'http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.avia.ru/cgi/discshow.cgi%3Fid%3D3818349977465738875271129879425%26topiccount%3D140%26mode%3Dall&text=%CA%F3%F4%E0%E1%F1%EA%EE%E5+%F3%F9%E5%EB%FC%E5&reqtext=%28%CA%F3%F4%E0%E1%F1%EA%EE%E5%3A%3A2063133498+%26+%F3%F9%E5%EB%FC%E5%3A%3A155334%29//6&dsn=-3&d=2178064\'');" title='http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%...sn=-3&d=2178064'>http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%...sn=-3&d=2178064

Хочу добавить по авиации КГБ СССР. Источник информации - "Книга памяти. Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан. 1979 - 1989" М., Граница, 1993 г.
Дата Тип Погибшие Обстоятельства
23.02.80 Рядовой, радиотелеграфист ММГ Малыгин Александр Германович При высадке десанта вертолет подбит огнем с земли
21.04.81 К-н, командир звена Ткачев Григорий Павлович Осуществляя поддержку десанта атаковал позиции противника под обстрелом. Вертолет ?
17.10.81 Ст. л-т, командир вертолета Скрипкин Юрий Михайлович При подходе к десантной площадке вертолет обстрелян с земли и загорелся, но пилот смог совершить посадку.
9.07.82 Пр-к, ст. бортмеханик-радист Двоеложков Юрий Андреевич Сбит огнем с земли.
10.07.82 К-н, командир звена Самароков Владимир Павлович
К-н, штурман звена Королев Александр Иванович
К-н, ст. механик звена Лаба Михаил Тимофеевич Сбит огнем с земли и взорвался в воздухе
30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор Михайлович
Л-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав Николаевич
Ст. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит.
24.01.83 К-н, командир звена Клюев Сергей Платонович Обстрелян огнем с земли. Вертолет ?
23.10.83 К-н, командир вертолета Ерыкалин Юрий Александрович
Ст. л-т, летчик штурман Абдулин Салих Саитович
Ст. л-т, ст. техник Панков Валерий Николаевич
РядовойЮ бортмеханик-воздушный стрелок-радист Саранчук Александр Александрович При патрулировании газопровода в ночное время сбит огнем с земли.
1.01.84 М-р, зам. ком-ра эскадрильи Сургутанов Виктор Анатольевич
К-н, штурман эскадрильи Корень Геннадий Васильевич
Л-т, ст. техник вертолета Вепрев Олег Николаевич При эвакуации раненых вертолет подбит огнем с земли.
25.07.84 Пр-к, ст. техник-бортстрелок Сыроваткин Михаил Федорович Подбит огнем с земли.
5.08.84 Майор, штурман звена Афанасьев Юрий Сергеевич В результате обстрела с земли вертолет получил повреждения двигателей и гидросистемы. Разбит при вынужденной посадке в горах.
6.08.84 К-н, командир вертолета Капустин Михаил Иванович
Ст. л-т, летчик-штурман Борисов Владимир Ильич
Ст. л-т, ст. техник Дикмаров Геннадий Петрович Сбит огнем с земли.
27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий Владимирович
Л-т, штурман Яценко Константин Константинович
Ст. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав Андреевич
Пр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта
12.10.85 Рядовой, наводчик миномета ММГ Байбара Григорий Леонтьевич При перевозке ММГ вертолет обстрелян с земли и взорвался при посадке
18.10.85 Ми-26 Ст. л-т, штурман Переведенцев Александр Михайлович
Пр-к, бортмеханик-воздушный стрелок Малухин Евгений Анатольевич При возвращении с боевого задания поврежден огнем с земли. При попытке совершить посадку потерпел катастрофу.
2.09.86 Ст. л-т, ст. техник Жорин Николай Михайлович Ранен при атаке наземной цели. Вертолет ?
19.09.86 Пр-к, ст. бортмеханик Маев Владимир Александрович Погиб от огня с земли. Вертолет ?
19.10.86 Майор, командир экипажа Артемов Юрий Павлович
Майор, штурман эскадрильи Рубцов Николай Николаевич
Ст. л-т, ст. техник Теличко Олег Дмитриевич При прикрытии автоколонны с грузом атаковал позиции противника. При выходе из очередной атаки сбит ПЗРК, взорвался.
22.10.87 П/п-к, зам. клмандира полка Киреев Валентин Игоревич При доставке продовольствия на базу обстрелян с земли. Вертолет ?
17.01.88 Майор, ком. эскадрильи Карпов Владимир Александрович
К-н, штурман эскадрильи Окомашенко Николай Петрович
К-н, ст. техник звена Красовский Петр Станиславович При атаке наземных целей сбит ПЗРК и взорвался в воздухе.
17.01.88 Ст. л-т ст. техник звена Леонов Игорь Анатольевич
Пр-к, борттехник Чекмарев Эдуард Юрьевич При высадке десанта сбит ПЗРК, загорелся, потерял управление и упал.
18.07.88 К-н, командир вертолета Каторгин Геннадий Александрович
К-н, ст. летчик-штурман Курмак Владимир Максимович
Пр-к, ст. техинк Полищук Михаил Андреевич
Рядовой, бортмеханик воздушный стрелок Замалетдинов Румил Рафаилович Сбит огнем с земли при обеспечении деятельности разведывательной группы и взорвался сразу после касания земли

19.01.89 Ст. л-т, штурман отряда Бариев Ильфат Мидехатович
Ст. л-т, ст. воздушный оператор Долгарев Виктор Иванович
Ст. л-т, ст. техник Щеняев Александр Петрович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Клименко Сергей Павлович
Ст. пр-к, ст. бортмеханик Залетдинов Исмагил Сахапович При выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и взорвался.

Кроме тех, кто указан в списке есть данные еще на двух человек, погибших на земле по различным причинам.
В книге не указан тип вертолета, место инцидента, наименование подразделения. В тех случаях, когда после описания причины катастрофы или стоит знак вопроса, не ясно судьба вертолета.
В книге также отсутствуют сведения о потерянных вертолетах, когла все члены экипажа остались живы. Также нет сведений о случаях потери вертолетов вместе с находящимися на борту пассажирами.

по потерям 19.01.89 г. также нет ясности - сколько вертолетов потеряно и как распределялись погибшие по экипажам.
Буду рад, если информация кому-то пригодится.
Возможно остались свидетели этих потерь, которые смогут более подробно о них рассказать.
с уважением, Одиссей
  • 0

#3 Владимир

Владимир

    Житель форума

  • V.I.P
  • 1909 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Месяцев: 8, Дней: 10
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, с 1991 года
  • Интересы:История космонавтики, ракетно-космический моделизм, отечественные авто.
  • Служил:ПВ КГБ СССР, ФПС РФ.
  • Ваше имя:Владимир

  • ДМБ:23-07-1997
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума
  • От Админа

Отправлено 14 December 2005 - 12:01

Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень...

В мае 1980 года принимал участие в организации обеспечения горючим авиагруппировки сосредоточенной для выполения задания "Крыша".
С нуля в течении суток был развернут полевой склад авиационного топлива ,впервые в КВПО использовались резинотканевые резервуары МР-25.(Впервые в Пограничных войсках резинотканевые резеруары были применены в феврале 1980 года на ПОГК Калай-Хумб. Мною на территории ПОГК был оборудован пункт хранения заправки авиатопливозаправщика авиационным топливом. Который очень помогал выполению боевых задач авиации пограничников.
И через сутки была организована заправка прибывающий вертолетов. Через несколько дней после начала ввода войск на Сархадском направлении был организован второй полевой склад авиатоплива на погранзаставе Кызыл-Рабат, Мургабского ПОГО это на стыке 3-х границ (Китая, СССР, Афганистана и Пакистана) и также через сутки была организована заправка бортов.

Сообщение отредактировал Владимир: 14 December 2005 - 13:35

  • 0

#4 Рихард

Рихард

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 263 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 2
  • Служил:ОКПП Одесса, КЗПО, Одесса-2
  • Ваше имя:Рихард

  • ДМБ:весна 1987

Отправлено 14 December 2005 - 12:31

Предлагаю пограничникам поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о работе погранавиации в Афганистане. Что было хорошо, а что – не очень... Валерий. *hunter* [/quote] "Боевые вертолёты - это души погибших танков" "Куда деваются души погибших боевых вертолётов?" Ритмично посвистывая лопастями, хищно клюнув носом, он оторвался от земли и стремительно пошел чуть вверх и вперед. Чуть кривоватые, по крокодильи короткие стойки шасси ушли в его бледно-зеленое, в разводах, чрево. Пошел! "Крокодил". Опасный, стремительный хищник из пятого океана. Так же как и его земноводный тёзка он, прячась за складками рельефа, начинает свою охоту. Это он, стремительный и безжалостный долбил по дувалам, это он заботливый и очумевший от ярости прикрывал "восьмерки", это он пьяный от побед и горя, устало валился на родные площадки. "Крокодил", "Шмель", "Вертушка", "Двадцатьчетверочка". Сколько возлагалось на вас, чьих-то последних надежд, спасённых жизней, радостей от того, что вы пришли и примерно наказали, когда все шансы казалось уже были потеряны. Вам, вытаскивавшим из ада огня и боли, вам летавшим на "честном слове", офицерской чести и матюгах, земной поклон от тех кто верит в вас как в чёрта и Бога. Тем, кто из вас, вздрогнув в "клине ротора", опрокинувшись на спину, крутнувшись в последнем взгляде блистера ожесточенного "кто посмел?" и упокоившихся в пламени с обломанной балкой, всем Вам - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! "Крокодил", "Шмель", "Вертушка", "Двадцатьчетверочка". Спасибо Вам, мужики! Такой пойдет? Рихард
  • 0

#5 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 26
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 14 December 2005 - 12:54

Когда было обьявлено перемирие- 86 год, появилось еще одно название " Голубь мира".
  • 0

#6 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 26
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 14 December 2005 - 13:07

В том же 86 году нашу ММГ бомбили афганцы. Суть в том, что в ВВС ДРА был вражина, который давал неверные данные по расположению банд, а млжет просто ошибка, версий было много. Ранее весеннее утро, настроение миролюбивое, в общем все хорошо. И тут появляется пара самолетов, делают круг и заходят на боевой. Народ наверное вспомнил все фильмы про войну и налеты мессершмитов, попрятались в окопы и ощетинились стволами автоматов, больше ничего стволы в небо задрать не могло. Эти "орлы" обстреляли все по кругу, бросали бомбы , но ни разу не попали в лагерь. Пока шли разборки у начальства, мы под хорошее настроение настрочили письмо в Сызрань, начальнику училища, где готовили афганскмх летчиков ( насчет Сызрани может и ошибаюсь, все таки время). Выразили благодарность за хреновую подготовку. Это письмо ушло потом в Министерство обороны, оттуда в ПВ. Короче имел я профилактическую беседу в политотделе. А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.
  • 0

#7 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 26
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 14 December 2005 - 14:31

В марте 86 банда перешла границу на участке комендатуры" Хумлы" Тахта-Базарского отряда и угнала 2500 овец. Дело дошло до верха, оттуда раздался гром и рык и началось. В это время года как правило войны серьезной не было - дорог нет, низкая облачность. А тут все поехали и полетели. Все сразу оказалось всепогодным и всероходимым. Баранов искали недели две, находили все не тех, была разница- толи наши были курдючные, толи не наши. Так продолжалось пока в эфире, кто-то сильно не представляясь кинул мысль, мол у нас украли 2500 овец и не важно каких. Овец пытались гнать отарами, ничего не получалось. Тогда их стали возить вертолетами. Когда посчитали во сколько обошлась эта операция, ее прозвали "Золотое руно".
  • 0

#8 NORD

NORD

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPip
  • 81 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 13
  • Служил:КСАПО, Термез, 1ММГ,

  • ДМБ:1985-1987

Отправлено 14 December 2005 - 15:37

..... А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.

И нам тоже в 86-м зенитку хотели дать, наверное после этого случая, даже двоих ребят отправили на ЗУ учиться. Мы и позицию под неё подготовили, думали хорошим дополнением к ДШК будет... Но так и не дали, при мне во всяком случае.
Помню ещё случай был, с утра на посты сообщили, что у наших афганских друзей вертолёт угнали и возможно его появление в нашем районе. Ну и соответственно надо постараться его сбить. Часа через два действительно звук борта послышался, мы приготовились, вдруг действительно он и в пределах досягаемости окажется! С двух ДШК есть шанс свалить. Но тут сообщили, что наши. А что с тем угнанным бортом стало нам так и не сказали...
А нашей авиации огромное спасибо, без них сколько бы еще ребят полегло. Да и вода, продовольствие, боеприпасы, на многие точки только бортами всё это и можно было доставить.
  • 0

#9 Michael

Michael

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Дней: 3
  • Город:Ярославль
  • Служил:ШСС Багратионовск (июнь-окт. 84), Керкинский отряд, ММГ-2 (Андхой, 85-86)
  • Ваше имя:Михаил

  • ДМБ:июнь 1986

Отправлено 14 December 2005 - 16:49

Мужики зайдите в тему "ПВ в горячих точках_Это было 24 года назад", почитайте материал из книги: На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. — М.: Граница, 2000. — 504 с.: 12 л. ил.
Из гл 9. Пограничные войска СССР в войне в Афганистане, с. 402-423
Выложил сегодня в 13:13, там много интересного есть, в тч и про авиацию, есть и ошибки, так что добавляйте что знаете.

Григорий, ты случайно не встречал с Виноградовым Сергеем, ДМБ осень 84 из Керкинского отряда, наш земляк, меня сегодня здесь в теме про Очкура однополчанин просил его разыскать?

Феликс тебе послал в понедельник фотку нашу с Федей этого года, оба раза письмо вернулось. Феде в понедельник стукнуло 40, хотел зайти, но он в вечернюю смену работал, в выходные если состыкуемся покажу твои фотки.
  • 0

#10 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 7, Дней: 13
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 14 December 2005 - 17:17

"Из дислоцированной в Бурундае, под Алма-Атой, отдельной пограничной авиационной эскадрильи развернули авиаполк".
......

Первым моим командиром полка в погранавиации был:

Рохлов Николай Алексеевич
(17.12.1934)

Заслуженный пограничник РФ. Заслуженный военный лётчик СССР (1983). Лётчик-снайпер (1974). Генерал-лейтенант авиации (1991). В пограничных войсках служил с 1956 г. Командир Отдельной Арктической авиационной эскадрильи (с 1967). Командир отдельного авиационного полка Восточного пограничного округа (с 1972). Первым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб. С 1977 г. - начальник авиационного отдела ГУПВ, начальник авиационного управления - командующей авиацией Пограничных Войск. Участник боевых действий в Афганистане. Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" II и III ст., 18 медалями.

Валерий.

О погибших сослуживцах:

«30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор Михайлович
Л-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав Николаевич
Ст. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит».

– С Виктором Лазаревым мы жили в 1982 г. в одном доме, были тогда соседями по площадке. Отличный парень был.
Станислав Белкин только училище закончил. Это была его первая и последняя командировка на «войну».
С Полушкиным Леонидом раньше мне довелось много летать вместе. После гибели часто мне снился.

«27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий Владимирович
Л-т, штурман Яценко Константин Константинович
Ст. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав Андреевич
Пр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта».

– Здесь поправка: фамилия командира экипажа – не Пускевич, а Рускевич. Мы в одно время прибыли в Алмаатинский полк после окончания училища.
30.10.82 г. он летал в паре с Лазаревым. Доставал потом из ущелья тела погибшего экипажа.
А сам погиб уже в 1985 г., служа в Марыйском полку. При заходе на посадку его вертолет был обстрелян из ДШК. Очевидно, были перебиты тяги управления. Вертолет вздыбился и врезался в гору. В эфир успели только ругнуться: «Куда на х...». И все. Говорили потом, что два дня «духи» не давали вытащить погибших с точки.

Вечная память ребятам!

Валерий.



В том же 86 году нашу ММГ бомбили афганцы. Суть в том, что в ВВС ДРА был вражина, который давал неверные данные по расположению банд, а млжет просто ошибка, версий было много. ... А разумным итогом стала выделенная нам зенитка.

_______________

– Григорий, то что в Сызранском училище готовили афганских летчиков я не знал. Нужно будет уточнить это дело. А вот в Джамбульском полку ВВС видел и негров, и прочий такой контингент.

Насчет зениток. Если не ошибаюсь, то ЗУ-23 были на Гульхане, в Шашире и где-то внизу под Чашм-Дарой. Забыл уже.

Про баранов – интересно. Действительно, «Золотое Руно».

Валерий.

В мае 1980 года принимал участие в организации обеспечения горючим авиагруппировки сосредоточенной для выполения задания "Крыша".

_________

– Володя, привет!
Обеспечение горючим авиагруппировки в тот период было отменным. Все было организовано оперативно и качественно. Спасибо. В связи с топливом вспомнился случай. Как-то в году 1981 или 1982 на Лянгар прилетел ВВСовский борт «Ми-8МТ». Тогда это была крутая новинка. В погранавиации таких вертолетов еще не было. Прилетевший из Душанбе генерал (Советской Армии) отправился на совещание к командованию пограничной опергруппы. А командир экипажа попросил нас заправить его вертолет керосином. Я тогда на Лянгаре был старшим авиагруппы. Признаюсь, что злоупотребил своим служебным положением. За керосин мне дали сделать пару кругов на новой технике. Вот радости-то было. Хороша машина.

Валерий.
  • 0

#11 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 26
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 14 December 2005 - 17:36

Вообще зима в Афгане была временем гнусным. Войны как таковой не было, грязь, сырость , борты не летают, тоска. Заманить борт в мангруппу можно было только по ЧП, чего никто не хотел. Тогда в воспаленном мозгу, одурманненом отсутствием почты , посылок и прочих радостей жизни родился гениальный план. Наш доктор раскопал нам бесценного кадра с хроническим аппендицитом. Он нам обьяснил, что есть такое ущемление нерва и т.п. Бойцу пообещали блага небесные и дали заявку на санрейс. Афера прошла два раза- ЭТО 4 РЕЙСА. Но кончилось тем , что аппендицит ему все таки вырезали. А так все были довольны.
  • 0

#12 kowal

kowal

    Забанен

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 123 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 3, Дней: 12
  • Город:Киев
  • Служил:1985- УП, 17 ПЗ, 1986-1987 г. 2 ПЗ ДШМГ Хорогского отряда

  • ДМБ:июнь 1987

Отправлено 14 December 2005 - 17:50

Экипажи вертолетов часто останавливались и жили в домике на территории пограничной заставы "Лянгар" Хорогского ПО. Мужики были веселые, любили попарится в "Нарзане" (настоящая минеральная вода). Да и с начальником заставы - Кимом Аркадием Федоровичем дружили ...
  • 0

#13 Michael

Michael

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Дней: 3
  • Город:Ярославль
  • Служил:ШСС Багратионовск (июнь-окт. 84), Керкинский отряд, ММГ-2 (Андхой, 85-86)
  • Ваше имя:Михаил

  • ДМБ:июнь 1986

Отправлено 14 December 2005 - 17:59

Первым моим командиром полка в погранавиации был:
Рохлов Николай Алексеевич
(17.12.1934)

Заслуженный пограничник РФ. Заслуженный военный лётчик СССР (1983). Лётчик-снайпер (1974). Генерал-лейтенант авиации (1991). В пограничных войсках служил с 1956 г. Командир Отдельной Арктической авиационной эскадрильи (с 1967). Командир отдельного авиационного полка Восточного пограничного округа (с 1972). Первым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб. С 1977 г. - начальник авиационного отдела ГУПВ, начальник авиационного управления - командующей авиацией Пограничных Войск. Участник боевых действий в Афганистане. Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" II и III ст., 18 медалями.

Валерий.

О погибших сослуживцах:

«30.10.82 М-р, командир звена Лазарев Виктор Михайлович
Л-т, ст. летчик-штурман Белкин Станислав Николаевич
Ст. пр-к, ст. техинк Полушкин Леонид Григорьевич При доставке боеприпасов отряду, блокировавшему опорный пункт противника, был сбит».

– С Виктором Лазаревым мы жили в 1982 г. в одном доме, были тогда соседями по площадке. Отличный парень был.
Станислав Белкин только училище закончил. Это была его первая и последняя командировка на «войну».
С Полушкиным Леонидом раньше мне довелось много летать вместе. После гибели часто мне снился.

«27.06.85 К-н, командир звена Пускевич Валерий Владимирович
Л-т, штурман Яценко Константин Константинович
Ст. л-т, ст. техник звена Лащук Ярослав Андреевич
Пр-к, ст. бортмеханик Киселев Сергей Иванович Сбит огнем с земли при перевозке десанта».

– Здесь поправка: фамилия командира экипажа – не Пускевич, а Рускевич. Мы в одно время прибыли в Алмаатинский полк после окончания училища.
30.10.82 г. он летал в паре с Лазаревым. Доставал потом из ущелья тела погибшего экипажа.
А сам погиб уже в 1985 г., служа в Марыйском полку. При заходе на посадку его вертолет был обстрелян из ДШК. Очевидно, были перебиты тяги управления. Вертолет вздыбился и врезался в гору. В эфир успели только ругнуться: «Куда на х...». И все. Говорили потом, что два дня «духи» не давали вытащить погибших с точки.

Вечная память ребятам!

Валерий.

Валерий, послал тебе письмо через профиль, получил? Пару файлов собрал про летчиков. Про Рускевича там тоже есть. Давай адрес "мыла" - отправлю, твои комментарии очень важны. Прочитал, что ты «Войну» закончил в ноябре 1985 года (Меймене, Шибарган... Как раз в это время в нашем районе шли осенние операции, раз был в Меймене и Шибергане, должен был и к нам в Андхойскую крепость залетать, так что могли видется. Той осенью к нам борты много летали. В октябре брали Ханчар-баг километрах в 5-ти от Андхоя, не приходилось бомбить?
А про то, что не очень - опять же под Андхоем блокировали большой кишлак Карамколь в апреле 85, нашу позицию духи обстреляли, с КП доложили - сейчас поднимется пара вертушек, отработает. Мы отстрелялись, обрадовались подмоге, блинчики печь стали, борты с КП поднялись, зашли на боевой и прямо перед нами в нескольких десятках метров нурсы положили, нас от осколков только брусвер спас, а блинчики с песком перемешались. Правда второй заход уже точный был. А мы кинулись позицию углублять и впопыхах еще АКСУ БТРом переехали, потом его еле выскребли из колеи, почистили малость, проверили - стреляет.
Еще в том же апреле блокировали Альмар (между Меймене и Кайсаром), пытались бортами высадить десант, а там на каждой вершине позиции ДШК, борт подлетает - по нему долбят, по рации матюги - и уходят, а нам поставили задачу эти точки засекать и наводить артилерию, а там башки не высунуть было, технику в арык загнали и двое суток на брюхе и на карачках ползали. Десант так и не смогли высадить, говорили, что несколько бортов сильно повредили, но потерь не было. Но как они долбили по каждой машине, я больше такого не видел. Их нурсами гасят, а они продолжают долбить. Интересно как это все сверху смотрелось и ощущалось. У меня честно говоря после этого Альмара вся романтика куда-то испарилась, нам там тоже не слабо досталось.
  • 0

#14 Владимир

Владимир

    Житель форума

  • V.I.P
  • 1909 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Месяцев: 8, Дней: 10
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, с 1991 года
  • Интересы:История космонавтики, ракетно-космический моделизм, отечественные авто.
  • Служил:ПВ КГБ СССР, ФПС РФ.
  • Ваше имя:Владимир

  • ДМБ:23-07-1997
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума
  • От Админа

Отправлено 14 December 2005 - 18:01

Рохлов Николай Алексеевич
Первым в авиации Пограничных Войск на вертолёте Ми-8 и самолёте Як-40 освоил самый высокогорный аэродром СССР Мургаб.

Мне посчасливилось (по службе)быть первым пассажиром на вертолете МИ-8 ведомым Рохловым Н.А. прошедшим маршрут Ош-Мургаб.
Это было летом 1976 года.
В то время в Мургабском отряде (начальником службы горючего был лейтенант Афонин Е.Н., в последствии заместитель начальника отдела горючего УМО тыла ФПС РФ.). небыло еще пункта заправки авиатехники.
Мне была поставлена задача на топливозаправщике АТЗ-3,8-53А с запасом авиатоплива выдвинутся по маршруту Ош-Мургаб и по прибытию организовать заправку вертолета. Но как всегда бывает подвела погода. По прибытию получил приказ оставить заправщик в Мургабе и спускаться в Ош.
Через день по прибытию к месту службы в Ош прибыл вертолет и мне пришлось чтобы организовать заправку лететь на этом вертолете.
На автомашине в Мургаб я поднимался 36 часов, а на ветролете добрались всего за 2,5 часа. Таких красивых мест, хотя много проехал на автомашине по Памиру я больше не видел. Полет проходил над Сарезским озером, какая была вода в озере голубая-голубая.
Этот полет остался в памяти на всю жизнь.

Обеспечение горючим авиагруппировки в тот период было отменным. Все было организовано оперативно и качественно. Спасибо.

Это был первый мой опыт организации заправки авиации в полевых условиях.
А с сентября 1980 года уже в должности начальника службы горючего тыла КСАПО
применял его в отрядах на афганской границе.
Пункты заправки авиатехники были оборудованы и на той стороне:
в ММГ "Андхой" и ММГ "Меймене".
В Андхой в первый период топливо возили гражданские водители в/ч 3334, г. Душанбе, в последствии в/с керкинского отряда.
В Меймене топливо доставляли вертолетами-танкерами МИ-6 Туркенстанского военного округа.
В период службы в КСАПО были построены стационарные склады авиатоплива во всех воюющих отрядах и полевые: на Иоле, в Хумлах, Кушке.
К сожалению пункт заправки ТС-1, как и склад боеприпасов в Хумлах взлетел на воздух. Впоследствии был в составе комиссии по раследованию этого инцидента.
  • 0

#15 Michael

Michael

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Дней: 3
  • Город:Ярославль
  • Служил:ШСС Багратионовск (июнь-окт. 84), Керкинский отряд, ММГ-2 (Андхой, 85-86)
  • Ваше имя:Михаил

  • ДМБ:июнь 1986

Отправлено 14 December 2005 - 19:30

А с сентября 1980 года уже в должности начальника службы горючего тыла КСАПО
применял его в отрядах на афганской границе.
Пункты заправки авиатехники были оборудованы и на той стороне:
в ММГ "Андхой" и ММГ "Меймене".
В Андхой в первый период топливо возили гражданские водители в/ч 3334, г. Душанбе, в последствии в/с керкинского отряда.
В Меймене топливо доставляли вертолетами-танкерами МИ-6 Туркенстанского военного округа.

Владимир, можешь рассказать про Андхой подробнее. Я попал туда в феврале 85-го, это была отдельная усиленная застава от ММГ-2 (база Шибирган). Дислоцировались в старой английской крепости в 2 км от Андхоя. весной у нас стажировалась ММГ с дальнего востока 2-3 месяца, к выводу ребята рассказывали тоже какую-то ММГ приводили. Но застава всегда оставалась в штате ММГ-2. Про то что была в начале 80-х ММГ "Андхой" первый раз слышу, а очень бы хотелось знать историю Андхойской заставы. Мы меняли призыв осень 82 и считали, что это были одни из первых обитателей этого богом забытого места. Склад ГСМ у нас был: 10-ти кубовая емкость с солярой для дизеля (в нее молодых заставляли окунаться, если мандавошек находили) и такая же с бензином для техники. Керосина не было, взлетка хорошая была, но борты не помню чтобы когда-либо заправляли.
В самом Андхое тоже складов ГСМ не помню, мы там постоянно бывали. Да его и отбили-то у духов в 83-ем. Если есть у тебя еще какая-нибудь информация про Андхойский гарнизон - поделись пожалуйста.
  • 0

#16 Ротор2

Ротор2

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 242 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 7, Дней: 13
  • Служил:КВПО, КПО, КЗПО
  • Ваше имя:Валерий

  • ДМБ:1991

Отправлено 14 December 2005 - 22:34

Экипажи вертолетов часто останавливались и жили в домике на территории пограничной заставы "Лянгар" Хорогского ПО. Мужики были веселые, любили попарится в "Нарзане" (настоящая минеральная вода). Да и с начальником заставы - Кимом Аркадием Федоровичем дружили ...



- Да, минеральный источник по Лянгару помню. А еще на какой-то заставе Мургабского ПО (китайская граница) был родоновый источник. Вода – градусов 50. Пузырьки снизу щекочут...Вылезали из бассейна красные, как раки.

Валерий. :wub:

Мне посчасливилось (по службе)быть первым пассажиром на вертолете МИ-8 ведомым Рохловым Н.А. прошедшим маршрут Ош-Мургаб.
Это было летом 1976 года.

На автомашине в Мургаб я поднимался 36 часов, а на ветролете добрались всего за 2,5 часа. Таких красивых мест, хотя много проехал на автомашине по Памиру я больше не видел. Полет проходил над Сарезским озером, какая была вода в озере голубая-голубая.
Этот полет остался в памяти на всю жизнь.


- Сарезское озеро впечатляет, конечно. Я когда пролетал над ним, всегда возникало ощущение, что в озере должно обитать какое-то реликтовое чудовище. *bb*

Валерий, послал тебе письмо через профиль, получил? Пару файлов собрал про летчиков. Про Рускевича там тоже есть. Давай адрес "мыла" - отправлю, твои комментарии очень важны. Прочитал, что ты «Войну» закончил в ноябре 1985 года (Меймене, Шибарган... Как раз в это время в нашем районе шли осенние операции, раз был в Меймене и Шибергане, должен был и к нам в Андхойскую крепость залетать, так что могли видется. Той осенью к нам борты много летали. В октябре брали Ханчар-баг километрах в 5-ти от Андхоя, не приходилось бомбить?


- Михаил, вечер добрый!

Письма получил, в том числе и с файлами. Материал интересный. Много для себя нового узнал. Повнимательнее ознакомлюсь, что-нибудь на форум вынесу. Все-то нельзя. Много текста. Спасибо.

Насчет названий точек и пунктов – у меня уже некоторые сложности. За несколько лет работы на участке от стыка четырех границ до Кушки и через 20 лет с момента завершения этого дела многое подзабылось и перепуталось. Хотя в летной книжке все записано. Помню 2 крепости. К одной из них мы летали, кажется, из Калай-Хумба. Крепость – на горе. А в другую крепость я летал вроде бы из Московского ПО (в направлении на Талукан). Та крепость располагалась на равнине или на плато у реки.

Недавно на соседней ветке был разговор о картах генштаба. Я глянул по указанному адресу, но так и не обнаружил «педали» или кнопки какой на сайте, которая запускает скачивание файлов. Если удастся заполучить эти карты, то мне тогда будет легче ориентироваться в разговоре о местах боевых действий.

Валерий.

*good*

В период службы в КСАПО были построены стационарные склады авиатоплива во всех воюющих отрядах и полевые: на Иоле, в Хумлах, Кушке.
К сожалению пункт заправки ТС-1, как и склад боеприпасов в Хумлах взлетел на воздух. Впоследствии был в составе комиссии по раследованию этого инцидента.


- Володя, привет!

В «посте» увидел Иол. В мае 1982 г. с площадки местного аэропорта, что возле заставы, проводилась интересная операция. Бортов – десятка полтора. Руководили ею и присутствовали там генерал армии Матросов, генерал-лейтенант Вертелко, генерал-майор Рохлов. Работали в районе Муштива, Мадута, Сайдана, Карнива, Навабада, Калай-Куфа, Бустанана, Сарипуля и пр. Сбросили 40 тонн бомб.

P.S. Желаю хорошей беседы на форуме. А я до завтра выключаюсь. Всего доброго.

Валерий.

*ok*
  • 0

#17 Владимир

Владимир

    Житель форума

  • V.I.P
  • 1909 сообщений
  • Регистрация Лет: 10, Месяцев: 8, Дней: 10
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва, с 1991 года
  • Интересы:История космонавтики, ракетно-космический моделизм, отечественные авто.
  • Служил:ПВ КГБ СССР, ФПС РФ.
  • Ваше имя:Владимир

  • ДМБ:23-07-1997
  • Патриот WWW.POGRANICHNIK.RU
    Патриот форума
  • От Админа

Отправлено 15 December 2005 - 10:20

Владимир, можешь рассказать про Андхой подробнее.

Склад авиатоплива в Андхое разворачивался при вводе мотомангрупп для уменшения времени подлета вертолетов. На период операции там базировалась группировка вертолетов. На презентации фильма в заговоре об авиации эта точка упоминалась генерал-майором Евдокимовым Александром Николаевичом.
На точке самому быть не приходилось, но за то что туда были отправлены автомашины с гражданскими водителями я и зам начальника тыла округа получили большую трепку от командующего округом генерала Згерского. Но это как говориться в пословице "Впечатления" а приказ был выполнен в срок, что способствовало успешному проведению сопровождения колонн ММГ к местам дислокации.
  • 0

#18 Sergei

Sergei

    Активист форума

  • Форумчане
  • PipPipPipPip
  • 822 сообщений
  • Регистрация Лет: 9, Месяцев: 5, Дней: 9
  • Пол:Мужчина
  • Город:г.Харьков
  • Служил:КСАПО МПО 1ПЗ ДШМГ 83-84г(Куфаб)

Отправлено 15 December 2005 - 11:07

Ротор2! За картами сюда зайди location=\'http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html'>http://mapj42.narod.ru/map1/indext.html там правда не все есть ,но все таки.
  • 0

#19 NORD

NORD

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPip
  • 81 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 13
  • Служил:КСАПО, Термез, 1ММГ,

  • ДМБ:1985-1987

Отправлено 15 December 2005 - 11:56

"Ротор2", вот еще ссылка на карту : location=\'http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html\'');" title='http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html'>http://mapj42.narod.ru/map5/indexc.html.
Насколько я понял и у нас в Мармоле (1 ММГ Термезского ПО) довелось побывать.
  • 0

#20 7группа

7группа

    Участник форума

  • Форумчане
  • PipPipPip
  • 191 сообщений
  • Регистрация Лет: 8, Месяцев: 9, Дней: 26
  • Город:Ярославль
  • Служил:Ксапо,Ксзпо
  • Ваше имя:Григорий

  • ДМБ:1997

Отправлено 15 December 2005 - 14:24

В районе Кайсара у нас подорвался БТР, вызвали борта за контуженными, все вроде как обычно. Прилетает пара 24 и "буфет" ( были такие восьмерки в Марах белого цвета возившие раньше начальство ) . 24-ка кружит чуть ли не на бреющем , а мы грузим народ. "Буфет" пошел на взлет и толком никто не понял, как он зацепился передней стойкой об арык. Взлетал с форсом задрав хвост и в результате посыпался голова-ноги. Все к счастью остались целы, но приколы только начались. Один боец со сломанной ногой удрал от места падения метров за100. Пока ждали другие борта и оказывали помощь ранненым народ толкался у обломков. Командир вертолета все просил отгоните народ, но как тут углядишь. Прилетает группа разбора, поснимала что надо и потом спрашивают , а где часы? Много было шума, но их так и не нашли. Правда через день вместо с****метра в командирском БТР их и нашли.
  • 0





Похожие темы Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение

Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных


    Bing (1)


Копирование материалов без активной ссылки на www.pogranichnik.ru запрещено.